Замок Амбуаз, Франция: описание, интересные факты, отзывы и экскурсии. На поезде в Амбуаз

Сказки - это то, что помогает не только развить фантазию у ребенка, но и расширить его внутренний мир, сделать его ярким, увлекательным и полным приключений. Благодаря им малыши познают понятия добра и зла, обретают стремление стать похожими на любимого героя.

Каждую сказку обычно предваряют присказки. В произведениях Пушкина они также присутствуют.

Понятие присказки

Так как сказки относятся к то и подход к их рассказу должен быть соответствующим. Чтобы ребенок обратил внимание на повествующего, его необходимо заинтриговать и заинтересовать. Именно поэтому русские сказочники применяли так называемые присказки, предваряющие начало истории.

Вступление к сказке не связано с ее содержанием, но при этом объясняет, где или с кем происходят события. Например, «жил был царь», «в некотором царстве, в тридесятом государстве» и другие. Также присказка могла стать окончанием повествования, как бы подводя итог события или рассказывая о самом сказочнике.

Присказки в сказках Пушкина не случайны, так как он любил этот вид народного фольклора и знал с детства благодаря своей няне - Арине Родионовне.

Пушкин и сказки

В основе сказок поэта лежат русские народные сказания, которые он с удовольствием слушал и записывал. Например, в сюжете сказки о Балде, написанной в имении Болдино, лежит рассказ, услышанный и записанный в селе Михайловском.

Не только русские сказки повлияли на творчество поэта. Содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» «списано» с предания из немецкого фольклора, а сюжет «О мертвой царевне» похож на произведение братьев Гримм о Белоснежке.

«Легенда об арабском звездочете» стала толчком для создания «Сказки о золотом петушке». Зная, как устроен фольклор, можно сделать вывод, что присказки в сказках Пушкина не случайны.

«Сказка о золотом петушке»

Это поучительное стихотворное изложение старинной легенды учит детей, что нужно держать данное обещание. Присказки в сказках Пушкина, примеры которых присутствуют как в начале, так и конце его произведений, привносят в них приемы стародавних сказителей.

В начале они привлекают к сюжету. В «Сказке о золотом петушке» вступление звучит так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон». Этот прием принят у большинства сказочников, что говорит о его значимости и эффективности.

Присказки в сказках Пушкина, примеры которых можно найти и в конце произведения, также ярко выражены в данном сюжете: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В некотором значении «послесловие» в данном примере больше похоже на вывод после поучительной басни. В каком-то смысле эта работа Пушкина действительно больше похожа на ценный урок.

«Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»

В понятие «присказки» в сказках Пушкина о царе Салтане попадают две вступительные строчки о вечерней работе трех сестер возле окна. После этого сюжет может пойти по любой линии, но интрига уже есть, теперь ее нужно только развить. После такого на первый взгляд заурядного начала поэт создает по-настоящему захватывающий рассказ, во время которого дети переживают приключение и следуют за своими героями, которым грозят и опасность, и разочарование, и страх потери близкого человека. Но все же их ждет счастливый финал.

Как и в большинстве фольклорных произведений, присказки в сказках Пушкина в конце повествования кратки и лаконичны: «Я там был, мед, пиво пил», а окончание фразы зависит от того, есть у рассказчика усы или нет.

Поэма «Руслан и Людмила» значительно отличается от сказок автора, так его вступление в данном случае достаточно длинное и подробное, хотя не имеющее к содержанию никакого отношения.

Обычно присказки в сказках Пушкина умещаются в 2-4 строчки, когда здесь это отдельное стихотворение, больше известное как «У Лукоморья дуб зеленый». Повествуя в нем о месте событий, поэт создает увлекательный мир, в который захочет попасть каждый ребенок.

Присказкой первой и последней глав этой поэмы являются одинаковые слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Таким образом, Пушкин как бы является не автором, а всего лишь пересказчиком событий, произошедших в глубокой древности и дошедших до нашего времени в виде легенды.

В одной русской народной песне поётся:

Он принёс три кармана:
Первый карман – с пирогами,
Второй карман – с орехами…

Казалось бы, что за несуразица: что значит «принести карман»?
В старых словарях указано, что некогда на Руси словом «карман » обозначалась торба или мешок, которые прикреплялись снаружи к одежде.

Подобные карманы иногда вешали на конские сёдла, если было необходимо, их не закрывали, а «держали (раскрытыми) шире ».
В наши дни говоря «держи карман шире» мы хотим насмешливо отозваться о чьих-либо завышенных требованиях.

Дело табак

В выражении дело табак понятны оба слова, но почему сочетание их означает «очень плохо», «безнадежно»? Понять это можно, заглянув в историю. Давайте сделаем это вместе.

Оказывается, выражение дело табак пошло от волжских бурла­ков. Переходя вброд неглубокие заливы или небольшие притоки Вол­ги, бурлаки подвязывали свои кисеты с табаком к шее, чтобы они не намокли. Когда вода была настолько высока, что подходила к шее и та­бак намокал, бурлаки считали переход невозможным, а свое положе­ние в этих случаях очень плохим, безнадежным.

Дым коромыслом

Дым коромыслом - как это? Разве может дым быть связан с коромыслом, на котором но­сят ведра с водой? Что означает это выражение?

Много лет назад бедняки ставили на Руси так называемые курные избы без труб. Дым из устья печи валил прямо в избу и выходил либо через «волоковое» окно, либо через открытые двери в сени. Говорят: «тепло любить - и дым терпеть», «и курна изба, да печь тепла». Со временем дым стали выводить через трубы над крышей. В зависимо­сти от погоды дым идет либо «столбом» - прямо вверх, либо «воло­ком» - стелется книзу, либо «коромыслом» - валит клубами и дугой переваливается. По тому, как дым идет, гадают на вёдро или ненастье, на дождь или ветер. Говорят: дым столбом, коромыслом - про вся­кую людскую сутолоку, многолюдную ссору со свалкой и суетой, где ничего не разберешь, где «такой содом, что пыль столбом, дым коро­мыслом, - не то от таски, не то от пляски».

Душа в пятки ушла

Когда человек очень сильно напуган, то может развить необычно высокую скорость бега. Первыми эту особенность заметили еще древние греки.
Описывая в своей «Иллиаде», как враги испугались героя Гектора, внезапно появившегося на поле битвы, Гомер использует такую фразу:«Каждый дрогнул, и у всех отвага в ноги ушла…»
С той поры выражение «душа в пятки ушла» мы употребляем, когда говорим о человеке, который перетрусил, сильно испугался чего-либо.

Начнём с того, что никакого слова кулички в русском языке нет. От куличавыйдут куличики, от кулика - кулички. На самом же деле не на кулички надо посылать, а на кулижки. Вот тогда справедливость восторжествует, и мы сможем приступить к объяснению этого истинно русского оборота.
Кулиги и кулижки были очень известными и весьма употребительными словами на Севере России. Когда хвойный лес «ослабевает», там появляются прогалины, поляны. На них мгновенно начинают расти трава, цветы и ягоды. Эти лесные острова и назывались кулигами. Еще с языческих времен на кулигах совершались жертвоприношения: жрецы закалывали оленей, овец, телок, жеребцов, все наедались досыта, напивались допьяна.
Когда же пришло на Русь христианство и стало оно теснить язычество, пришел на кулигу крестьянин, поставил избу, стал сеять рожь, ячмень, появлялись целые деревенские артели. Когда же жить становилось теснее, уходили от стариков дети и племянники, да порой так далеко, что и вести достигать переставали, жили, как у чёрта на куличках .

При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы, жалобы или челобитные, обращённые к царю, опускали в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Моск­вой.

В те времена все документы писали на бумаге, свертываемой в ви­де свитка. Свитки эти были длинные, потому и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий .

Просители, опустившие своё прошение в ящик, должны были дол­го ждать ответа, кланяться в ноги боярам и дьякам, приносить им по­дарки и взятки, чтобы получить ответ на свою жалобу. Связанные с этим волокита и взятки были обычным явлением. Вот почему такая не­добрая слава на долгие годы пережила долгий ящик . Выражение это означает: безбожно затянуть дело.

Прежде всего напомним, что так говорят о приобретении дешёвом, но в то же время вполне стоящем, нужном, хорошем. Получается, что слово сердито может употребляться в «хорошем» значении? Поко­павшись в словарях, выясняем: раньше это слово действительно име­ло значение «дорогой», «хороший». Что же тогда за каламбур получается: «Дешево, но… дорого»? Но ведь дорого может быть не толь­ко по цене (особенно если вспомнить, что слово сердитый имеет об­щий корень со словом сердце).

Некоторые языковеды утверждают, что это выражение возникло как противопоставление пословице: дорого, да мило — дёшево, да гни­ло. Бывает, что и дёшево, и сердито .

Из дореволюционных судов в нашу речь пришло множество язвительных выражений. Используя их, мы и не задумываемся, как они произошли.
Часто можно услышать выражение«дело выгорело », то есть кто-то добился своей цели. За этими словами стоит прежнее вопиющее безобразие, творившееся в судебной системе. Раньше процесс мог остановиться из-за того, что пропадали документы, собранные следствием. В этом случае виноватых невозможно было наказать, а невиновных – оправдать.
Подобная ситуация описана в повести Гоголя, где поссорились два друга.

Свинья, принадлежавшая Ивану Ивановичу, вбегает в судебный зал и съедает жалобу, поданную бывшим другом ее хозяина Иваном Никифоровичем. Кончено, это лишь веселый вымысел. А в реальности бумаги нередко сгорали, и не всегда случайно. Тогда подсудимый, который хотел прекратить или затянуть процесс, оставался очень довольным и произносил про себя: «Ну вот, выгорело моё дело!»
Так что —«дело выгорело » несёт в себе напоминание о тех временах, когда правосудие вершили не судьи, а взятки.

Дело в шляпе

Несколько столетий назад, когда почты в теперешнем её виде не су­ществовало, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам бродило тогда немало разбойников, и сумка с па­кетом могла привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бу­маги, или, как их раньше называли, дела , зашивали под подклад­ку шляпы или шапки. Отсюда и возникло выражение - «дело в шля­пе » и означает то, что всё хорошо, всё в порядке. Об успешном завершении, исходе чего-либо.

Горе луковое

Когда человек рыдает, значит, у него что-то случилось. Вот только причина, по которой на глаза наворачиваются слезы, не во всех случаях связана с каким-нибудь несчастьем. Когда вы чистите или режете лук, слёзы текут ручьем. И причина тому – «горе луковое ».

Присказка эта известна и в других странах, только там она немного видоизменена. У немцев, например, встречается фраза «луковые слёзы». Эти слёзы люди проливают по пустякам.

Выражение «горе луковое» также означает мелкие неурядицы, сильно печалиться из-за которых не стоит .

Глухая тетеря

Опытный охотник аккуратно подбирается к беззаботно сидящему на ветке тетереву. Птица, ничего не подозревая, занята тем, что заливается своим замысловатым пением: тёканье, щелканье и скирканье наполняет все вокруг. Тетерев так и не услышит, как охотник подкрадётся на приемлемое расстояние и разрядит свою двустволку.
Давно было замечено, что токующий тетерев на время теряет слух. Отсюда и название одной из пород тетеревов – глухарь.

Выражение «глухая тетеря» относится к разиням, сонным, ничего не замечающим вокруг людям . Хотя по природе своей эти птицы являются очень чуткими и внимательными.

Согласитесь, что иногда нам доводится видеть ситуации, когда ответственный за какое-то мероприятие человек может бегать взад-вперед со словами: – нет гвоздя программы! В этом случае каждый понимает, что даже он немного виноват в этом. Вернувшись домой с какого-либо концерта, мы можем говорить о том, что гвоздь программы – это народный певец или другая выдающаяся личность, которая была на сцене.

Одним словом, гвоздь программы – это уникальный номер или выступление, которое способно вызвать неподдельный интерес у публики. Известно, что данный фразеологизм был интерпретирован во многих языках, однако до нашего времени он дошёл неизменным.

Данная присказка возникла в качестве насмешки и издевательства над многочисленными туристами, которые в XIX веке огромными толпами осуществляли путешествия по, так называемым, заграничным местам, причём делали они это настолько быстро, что им даже не удавалось насладиться природной красотой и колоритом. Но в дальнейшем они так расхваливали всё «увиденное», что все только диву давались.

Также в 1928 году великий писатель Максим Горький в одном из своих выступлений также использовал данное выражение, что ещё больше закрепило его в простом народе. Ну и сегодня его часто используют в богеме общества, которая также хвалится своими познаниями мира и многочисленными путешествиями по всему миру.

Из другого источника:

Иронический. Не вдаваясь в детали, наспех, поверхностно (делать что-либо).

Сравни: на скорую руку; на живую нитку; на живую руку; с противоположным значением: вдоль и поперек.

«Для путевых очерков редакция собирается послать на трассу другого человека, это надо делать основательно, а не так, кавалерийским наскоком, галопом по европам.»

Ю. Трифонов. «Утоление жажды»

Врёт, как сивый мерин

Врёт, как сивый мерин - эту присказку, которую часто можно услышать в народе, достаточно сложно истолковать. Согласитесь, сложно объяснить то, почему именно мерин, являющийся представителем животного мира, удостоился такого звания. А если учесть тот факт, что идёт конкретизация масти – сивый мерин , то вопросов становится ещё больше. Многие, кто занимается изучением данного феномена, говорят о том, что все связано с ошибкой, произошедшей в памяти нашего народа. Ведь никакими другими фактами это просто-напросто не объясняется.
Всем известный языковед Даль говорил о том, что на протяжении многих лет слово «врёт» , используемое в наши дни, могло произойти от слова «прёт» в результате неправильного произношения одного из носителей. Изначально сивый мерин может похвастаться огромной силой и выносливостью.
Но при этом не стоит забывать о том, что сивый мерин чем-то значительно не отличается от гнедых или серых лошадей, которые также могут похвастаться выносливостью и сообразительностью. Из этого следует, что народные массы вряд ли могли их просто-напросто исключить из фразеологизма и выделить именно сивого мерина.

На сегодняшний день можно найти еще одно достаточно интересное толкование. Считается, что впервые данный фразеологизмзародился при воспоминаниях о человеке по имени Сивенс-Меринг, который имел славу наглого лжеца. О нём ходили дурные слухи, поэтому многие говорили – врёт, как Сивенс-Меринг . Может быть, после многолетнего использования данного варианта, установился именно тот, который мы часто используем сегодня.
Есть и другие мнения, которые полностью опровергают предыдущие версии. Говорится, что есть и другие его интерпретации, типа «ленив, как сивый мерин» и другие. Взять, к примеру, всем известного Гоголевского героя Хлестакова, который часто в своей речи использует выражение «глуп, как сивый мерин ». Сюда также стоит отнести и понятие «бред сивой кобылы», которое обозначает ахинею и полную чепуху. Одним словом, фразеология до сих пор так и не смогла дать чёткого толкования выражению «врёт, как сивый мерин », но это не мешает нам его использовать в ежедневном общении.

Впросак попасть

ручной просак

Теперь верёвку, бечёвку, канаты делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Целые села занимались им.
На улицах стояли столбы с крючьями, от них канаты тянулись к де­ревянным колесам. Их вращали, бегая по кругу, лошади. Все эти при­способления кустарей-канатчиков назывались .
Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свер­тывающийся в просаке жгут. Если попадет в плетение кончик пиджака или рубахи - прощай одежда! Искромсает ее просак, изорвёт, а ино­гда и самого человека изувечит.

В. И. Даль поясняет: «Просак — пространство от прядильного колеса до саней, где снуется и крутится бечёвка.. ; если попадёшь туда концом одежды, волосами, то скрутит, и не выдерешься; от этого и поговорка».

Вот где собака зарыта!

Как гласит история, у бывалого австрийского вояки Сигизмунда Альтенштейга был любимый пес, который сопровождал его во всех военных походах. Случилось так, что судьба забросила Сигизмунда на голландские земли, где он попал в очень опасную ситуацию. Но преданный четвероногий друг быстро пришел на выручку и спас хозяина, пожертвовав своей жизнью. Чтобы отдать дань уважения псу, Альтенштейг устроил торжественные похороны, а могилу украсил памятником, увековечивающим героический поступок собаки.
Но через пару веков найти памятник стало очень сложно, лишь некоторые местные жители могли помочь туристам отыскать его.

Тогда то и родилось выражение «Вот где собака зарыта! », означающее «выяснить истину», «найти искомое».

Существует еще одна версия происхождения этой фразы. Перед финальным морским сражением между персидским и греческим флотом греки загрузили всех детей, стариков и женщин в транспортные корабли и отправили подальше от места баталии.
Преданный пёс Ксантиппа, сына Арифрона, вплавь догнал судно и, встретившись с хозяином, издох от изнеможения. Ксантипп, поражённый поступком собаки, воздвиг своему любимцу памятник, ставший олицетворением преданности и отваги.

Некоторые языковеды считают, что поговорку придумали кладоискатели, опасающиеся злых духов, которые охраняют клады. Чтобы скрыть свои истинные цели, они говорили «чёрный пес» и собака, что обозначало соответственно нечистую силу и клад. Исходя из этого предположения, под фразой «Вот где собака зарыта » подразумевалось «Вот где клад зарыт».

Вольному воля

Возможно, кому-то это выражение кажется полной бессмыслицей: вроде «масло масляное ». Но не торопитесь с выводами, а лучше по­слушайте.

Много лет тому назад древнерусские удельные князья писали в сво­их договорах друг с другом: «А боярам, и детям боярским и слугам, и крестьянам вольная воля …»

У вольного воля была, таким образом, правом, привилегией, означала свободу действий и поступков, позво­ляла жить на земле, пока живется, и уходить, куда вздумается. Поль­зовались этой свободой только вольные люди, какими считались в те времена сыновья при отцах, братья при братьях, племянники при дядях и так далее.

А были еще холопы и рабы, навечно принадлежавшие господам. Они могли быть заложены, как вещь, проданы и даже убиты без суда и следствия.

Симони: волному воля, ходячему путь;

Даль: вольному воля — спасённому рай, бешеному поле, чёрту болото.

В сорочке родиться

В одном из стихотворений русского поэта Кольцова есть строки:

Ох, в несчастный день,
В бесталанный час
Без сорочки я
Родился на свет…

Непосвященным людям последние две строчки могут показаться весьма странными. Можно подумать, что лирический герой сожалеет, что в утробе матери не успел натянуть на себя сорочку, или, выражаясь всем понятным языком, рубашку.

Когда-то сорочкой называли не только элемент одежды, но и различные пленки. Тонкая перепонка, находящаяся под яичной скорлупой тоже могла носить такое название.

Иногда случается, что голова ребенка, когда тот появляется на свет, может быть покрыта пленкой, которая вскоре спадает. По старинным поверьям, ребенок, родившийся с такой пленочкой будет в жизни счастливым. А французы даже придумали для нее специальное название – «шапка счастья ».

В наши дни мысль о том, что благодаря небольшой пленке на голове новорожденного он будет удачлив, вызывает улыбку. Однако в переносном смысле мы часто употребляем это выражение, когда говорим о людях, которым повезло в чем-нибудь. Сейчас фраза употребляется только в качестве поговорки, а народная примета уже давно канула в лету.

Кстати говоря, не только в русском языке есть такая пословица. Европейцы тоже используют похожие выражения, например, «в чепчике родиться ». У англичан есть другая фраза, имеющая такой же смысл: «родиться с серебряной ложкой во рту». Но она произошла от другого обычая. Дело в том, что на Туманном Альбионе новорожденным принято дарить на удачу ложки, сделанные из серебра.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят

Когда-то распорядок всей монастырской жизни определялся монастырскими уставами. Один монастырь руководствовался одним уставом, другой - другим. Более того: в старину некоторые монастыри имели свои судебные уставы и обладали правом самостоятельно судить своих людей во всех их грехах и прегрешениях.

Выражение: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят » это в переносном смысле употребляется в значении нужно подчиняться установленным правилам, обычаям в обществе, доме, а не устанавливать свои собственные.

Балбешка стоеросовая

Так говорят о бестолковом, глупом человеке.
«Извините меня, чего я вам такое глупое, несуразное наговорил, соскочило у меня с языка, сам не знаю, дурак я, балбешка стоеросовая» (Ю. Бондарев).

Артист погорелого театра

О человеке, чьи реальные способности или возможности не соответствуют их предполагаемому уровню.

«Смерть у всех одна, для всех одинакова, и освободиться от неё никому не дано. И пока она, смерть, подстерегает тебя в неизвестном месте, с неизбежной мукой, и существует в тебе страх от неё, никакой ты не герой и не бог, просто артист из погорелого театра, потешающий себя и полоротых слушателей»

(В. Астафьев).

Эта идиома (устойчивое словосочетание) предназначена для оценки непрофессионалов. Пару веков назад профессия актёра театра была мягко говоря непрестижной.

Отсюда и пренебрежение, сквозящее во фразе: во-первых, актёр, а во-вторых, без театра. Другими словами, цирк уехал, а клоуны остались.
Потому, что погорелый театр — это не тот театр, что уничтожен пламенем пожара, а тот, что обанкротился из-за неумелой игры актёров.

Аппетит приходит во время еды

О возрастании чьих-либо потребностей по мере их удовлетворения.

Выражение вошло в употребление после того, как его использовал французский писатель Ф. Рабле (1494-1553) в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532).

Ангел-хранитель

Согласно религиозным представлениям существо, являющееся покровителем человека.

«Он всякий раз молился, пока не ощущал у себя на лбу как бы чьего-то свежего прикосновения; это, думал он тогда, ангел-хранитель принимает меня» (И. Тургенев).

О человеке, проявляющем к кому-либо постоянное внимание и заботу.

Бить челом

Древней стариной веет от этого исконно русского выражения. А по­шло оно от московских дворцовых обычаев. Собирались, бывало, са­мые близкие к царю бояре в «передней» Кремлевского дворца рано ут­ром и после обеда в вечерню. Увидев царя, начинали кланяться, ка­саясь лбом пола. А иные делали это с таким усердием, что даже по­стукивание слышалось: оцени, мол, государь, нашу любовь и усер­дие.

Свежо предание, а верится с трудом.
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом —
Стучали об пол, не жалея!

А. Грибоедов, «Горе от ума»

Таким образом, бить челом означает прежде всего «кланяться », ну а второе его значение - «просить о чем-то», «жаловаться», «бла­годарить».

«Восточное великолепие царствовало при Дворе наших царей, которые, следуя Азиятскому обыкновению, заставляли послов не иначе говорить речи, как стоя на коленах и повергаться пред троном на землю, от чего произошло тогда употребительное выражение: бью челом» .

Приводимое при этом свидетельство существования земного поклона относится не ранее чем к XVI веку, так как первым постоянный титул «царя» принял в Москве только Иван Грозный в 1547 году. Выходит, что история словосочетания «бить челом» начиналась дважды. Сначала «били челом» в буквальном смысле, признавая свою вину, а с введением христианства — поклоняясь Господу Богу. Затем «били челом» на словах, жалуясь, благодаря и приветствуя, и, наконец, ввели обычай кланяться в землю государю при дворе, что называлось также «бить челом».

Тогда, в первом случае, выражение подразумевало не «земной поклон», а «поясной поклон», в том его виде, когда при испрашивании прощения при местнических спорах, провинившийся стоя на нижней ступеньке крыльца, кланялся своему владыке в пояс. Сильный при этом стоял на верхней ступеньке. Поясной поклон, таким образом, сопровождался челобитьем, стуком лба о ступеньки.

Чужими руками жар загребать

Это означает: пользоваться результатами чужого тру­да.

А о каком жаре идёт речь?

Жар - это горящие угли. И, кстати сказать, загребать их из печи было для хозяйки делом совсем непростым: проще и легче было бы для неё сделать это «чужими руками».

В простонародии встречается и более грубый вариант:

» На чужом херу в рай ездить.»

Бить баклуши

Бить баклуши - бездельничать.

А что такое баклуши ? Ведь должно же слово иметь свой собственный смысл?

Да, конечно. Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши , то есть кололи чурбачки липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья.

Конечно, всё познается в сравнении, и работа эта казалась лёгкой лишь на фоне тяжёлого крестьянского труда.

И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить .

Знать на зубок

Какой смысл вкладывается в эти слова - детям известно не хуже взрослых. Знать назубок - значит, например, превосходно выучить стихотворение, затвердить роль и вообще отлично в чем-либо разби­раться.

А было время, когда знать назубок , проверить назубок понима­лось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благород­ного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасть­ся фальшивая: полая внутри или залитая дешевым металлом.

Этот же обычай вызвал к жизни и другое яркое образное выраже­ние: раскусить человека , то есть досконально узнать его достоинст­ва, недостатки, намерения.

Выносить сор из избы

Обычно это выражение употребляется с отрицанием: «Не выноси сор из избы !».

Переносное значение его, надеюсь, известно каждому: не следует разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близки­ми людьми, или тайны узкого круга лиц.

А вот истинный смысл этого фразеологизма попробуем сейчас объяснить, хоть это будет и не ­просто. Связано это выражение с нечистой силой и таких, кстати, в русском языке очень много. По древним поверьям, сор из избы нужно непременно сжигать в печи, чтобы он не достался злым лю­дям. Очень распространены были раньше так называемые знахарские «отводы» или «относы». Отводом мог служить, например, узелок, брошенный на перепутье дорог для «оберега» от болезни. В такой узе­лок обычно заворачивали уголь или печную золу - печинку .

Она пользовалась у знахарей особой популярностью, потому что именно в печи сжигали сор из избы, в котором встречались волосы и другие не­обходимые для колдовства предметы. Не случайно поэтому запрет выносить сор из избы вошёл в обиход русского языка.

Вилами по воде писано

Выражение «Вилами по воде писано» происходит из славянской мифологии.

Сегодня оно означает маловерояное, сомнительное и вряд ли возможное событие. В славянской мифологии вилами назывались мифические существа, живущие в водоёмах. По преданию они могли предсказывать судьбу, записывая её на воде. До сих пор «вилы» в некоторых русских диалектах означают «круги».
Во время гадания по воде в реку бросали камешки и по форме образующихся на поверхности кругов, их пересечениям и размерам предсказывали будущее. А так как предсказания эти не точны и редко сбываются, то «вилами по воде писано» стали говорить о маловероятном событии.

В не столь давние времена по деревням ходили цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетому в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и выполнять нужные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей.

Со временем выражение стало применяться в более широком смысле — «вводить в заблуждение кого-либо».

Гол как сокол

В старину для взятия осаждённых городов использовали стенобитные орудия, которые назывались «сокОл». Это было окованное железом бревно или чугунный брус, укреплённый на цепях. Раскачивая его, ударяли по стенам и разрушали их.

Образное выражение «гол как сокОл» означает «беден до последней крайности, негде взять денег, хоть головой бейся об стену».

Чур меня

Выражение «Чур меня» пришло к нам из глубокой древности.
Издревле и по сей день мы говорим «Чур меня», «Чур моё», «чур пополам». Чур — это древнейшее название хранителя дома, домашнего очага (Чур — Щур — Пращур).

Именно огонь, душевный и физический, дарует людям тепло, свет, уют и благость во всех смыслах, является главным хранителем родового достояния, семейного счастья.

Давайте продолжим прогулку по замкам Луары. Мы уже с вами посмотрели , двигаемся дальше. Кто то вспомнит свое путешествие во Францию, кто то сопоставит фотографии замка со своими книжными представлениями, ну а кто то просто узнает что есть такой отпечаток истории:-)

Амбуаз вошел в историю приблизительно около 503 года, когда у Кловиса, короля франков, произошла встреча с королем вестготов Аларихом на острове Св. Иоанна, расположенном посреди Луары, несколько ниже современного замка.

Начиная с 1431 года замок стал частью королевского домена - поместья. В нем неоднократно останавливался Карл VII. Так, перестав быть исключительно крепостным сооружением, замок Амбуаз превратился в королевскую резиденцию, и в связи с этим городу были предоставлены значительные привилегии. В Амбуазе родились дети короля Людовика XI и Шарлотты Савойской, и королева с детьми выбрала Амбуаз в качестве своей личной резиденции, тогда как король предпочитал держать свой двор в Плесси-ле-Туре.

Одним из главных событий в правление Людовика XI было установление в Амбуазе 1 августа 1469 года Ордена Св. Михаила. В этот день король собрал в капелле Св. Михаила пятнадцать высокородных баронов и ознакомил их с уставом этого рыцарского ордена, основание которого имело важное политическое значение.



Кликиабельно 1920 рх

Орден Св. Михаила символизировал приверженность дворян и вассалов королевской Короне. Одетые с необычайной пышностью в длинные шелковые плащи, отороченные мехом горностая и расшитые золотым орнаментом в виде чашек эфеса, в широкополых шляпах из пунцового бархата, высокие сеньоры поклялись жить по законам Церкви и Рыцарства. В этот день Амбуаз стал местом грандиозной церемонии, которая внесена в анналы Французского королевства.

Королева, умершая в Амбуазе в 1483 году, провела здесь жизнь, достойную ее звания. Около 150 человек составляли ее свиту и окружение; все служило тому, чтобы сделать ее пребывание в замке приятным: апартаменты были богато украшены, обставлены мебелью, заполнены драгоценной утварью.



Кликабельно 1500 рх

Счастливая жизнь, которую провел здесь в свои молодые годы новый король Карл VIII, объясняет его привязанность к месту, где он родился и воспитывался. Здесь, в Амбуазе, на площади Карруар юный дофин в возрасте 13 лет встретил Маргариту Австрийскую, внучку последнего герцога Бургундии Карла Смелого, которую ее отец Максимилиан Австрийский решил отдать ему в жены. Маргарита, которой было всего три года в момент торжественной помолвки, прожила в замке Амбуаз до 1492 года, когда ей пришлось с грустью возвратиться во Фландрию, чтобы уступить место Анне Бретанской, на которой Карл VIII женился 6 декабря 1491 года.



Кликабельно 2000 рх

С этого времени по распоряжению Карла VIII начинаются обширные работы по реконструкции замка. Для финансирования строительства пришлось увеличить налог на соль. Проект был великолепным. "Он хочет сделать из своего замка город", - не удержался от восклицания флорентийский посол, увидев чертежи будущего замка в 1493 году. Площадь, занимаемую замком, предполагалось значительно расширить. Средневековая крепость уступила место огромному четырехугольному монолиту в форме трапеции, разделенному на три двора: главный двор с апартаментами короля, "Обитель Добродетелей" на юге и двор, называемый "донжоном", на западной оконечности высокого плато. Две круглые винтовые башни - Минимская и башня Гюрто - представляли собой любопытное архитектурное новшество. В убранстве интерьеров вначале преобладало французское направление, затем в него внесли свою лепту фламандские художники и, безусловно, после возвращения французских королей из походов 1495 года появились декоративные элементы итальянского происхождения. Меблировка была роскошной, гобелены - из Фландрии и Франции, драпировки - из Дамаска, ковры - из Турции.



Кликабельно 4000 рх

Обширные строительные работы по переделке замка-крепости графов Анжуйских в резиденцию, достойную французской Короны, были неожиданно прерваны несчастным случаем, произошедшим 7 апреля 1498 года. Карл VIII, сопровождая королеву на галерею, чтобы посмотреть на модную в то время игру в мяч, ударился лбом о низкую дверь и спустя несколько часов скончался. Что ожидало Амбуаз после смерти короля, который здесь родился и скончался в возрасте 28 лет?

Его преемником стал герцог Орлеанский, будущий Людовик XII. Он наслаждался привольным покоем Долины Луары, как и его отец, знаменитый поэт Шарль Орлеанский, который также очень любил Амбуаз. Но все же Людовик XII отдавал предпочтение замку Блуа, где во время своего правления он развернул бурные строительные работы и прочно обосновался вместе с Анной Бретанской, вдовой покойного короля, на которой он женился 8 января 1499 года. Однако Амбуаз не был полностью заброшен, он продолжал оставаться королевской резиденцией, так как здесь в течение десяти лет жила Луиза Савойская со своими детьми - принцессой Маргаритой Валуа и будущим Франциском I.

Работы по реконструкции замка были возобновлены в 1500-1501 гг., и крупные поставки камня позволили продолжить незаконченное строительство. После прихода к власти Франциска I замок приобретает новый блеск. С 1515 по 1518 гг. король останавливался именно здесь, когда он посещал берега Луары, именно в этом, как он называл "роскошном замке", и после победы под Мариньяном он вернулся именно в Амбуаз в августе 1516 года. Королева Клод произвела здесь на свет трех своих детей.


Кликабельно 1600 рх

Амбуаз находился в самом центре европейской политической жизни, потому что опять-таки именно здесь были подписаны важнейшие соглашения в самом начале правления Франциска I: Нуайонский мирный договор с королем Испании, Конкордат с папой Львом X, мирное соглашение со Швейцарией, договор Камбре ("Дамский мир") с императором Карлом V и Лондонское соглашение с Генрихом VIII. Франциск I готовил здесь свою кандидатуру на трон Империи и принимал знатных лиц из Германии.



Кликиабельно 1920 рх

В правление Генриха II Екатерина Медичи по достоинству оценила Амбуаз, в котором воспитывалось множество королевских отпрысков. Впоследствии замок был покинут династией Валуа. Приехавший туда 22 февраля 1560 года на заре своего правления молодой король Франциск II с супругой Марией Стюарт, с матерью королевой, с детьми, со своей свитой и домочадцами вынужден был бежать в Блуа вследствие заговора принцев Конде, который разразился в начале месяца. Печально знаменитый заговор в Амбуазе был жестоко подавлен, и три года спустя 19 мая 1563 года было заключено соглашение между королевой матерью Екатериной Медичи и принцем Конде, положившее конец первому всплеску религиозных распрей и провозгласившее свободу вероисповедания в угоду высшей аристократии. После этих знаменательных событий замок Амбуаз утрачивает свое значение королевской резиденции, хотя здесь неоднократно останавливался Людовик XIII. В 1627 году замок был присоединен к владениям Гастона Орлеанского, а в 1660 году возвращен французской Короне. Но в действительности замок находился в плачевном состоянии и был не пригоден для жилья. В 1762 году герцог Шуазёль приобрел замок, поместье и окрестности Амбуаза, а в 1786 году его наследники продали все это герцогу де Пентьевр. Этот принц, внук Людовика XIV, был самым богатым вельможей того времени, он владел более чем 20 замками и особняками. В годы, предшествовавшие Революции, он начал работы по реконструкции старых и строительству новых помещений в своей резиденции, которая с 1787 года стала центром герцогства-пэрства.

Во время Революции замок был конфискован и пострадал от грабежей. Здесь была устроена казарма и даже оборудована пуговичная фабрика между "Обителью Семи Добродетелей" и капеллой Св. Губерта. И все-таки позднее, в эпоху Первой Империи, Амбуаз претерпел наибольшие искажения и потери по вине члена парламента Роже-Дюко, который, получив замок в дар от Сената Орлеана, но не имея средств его содержать, не нашел лучшего решения, как разрушить большую его часть. В 1815 году резиденция была восстановлена вдовствующей герцогиней Орлеанской, которая привела в порядок угодья и возродила замок.

В 1821 году, после смерти герцогини Орлеанской, ее сын, будущий король Луи-Филипп, унаследовал замок и поместье Амбуаз. Луи-Филипп приобрел 46 домов и построек, окружавших замок со стороны Минимской улицы и возле Ворот Гюрто. Его целью было разрушить эти постройки, чтобы освободить место перед башнями и крепостными стенами и таким образом обеспечить доступ в подвальные помещения, которые вытянулись по всей длине замка и его служб, то есть в погреба, которые было принято называть "старинными житницами Юлия Цезаря".

С 1848 по 1852 гг. в замке в качестве неожиданного гостя пребывал арабский эмир Абд-эль-Кадер, который провел здесь в почетном заточении четыре года, пока 16 октября 1852 года принц-президент Луи Наполеон Бонапарт не явился сюда собственной персоной с тем, чтобы объявить ему известие о свободе.

Начиная с 1974 года, с года своего основания, Фонд Св. Людовика поддерживает замок в сохранности и проводит реставрационные работы, начавшиеся после последней войны. Внутренние сады, содержащиеся в прекрасном состоянии, придают замку дополнительное очарование и более чем когда-либо, именно в конце этого тысячелетия, оправдывают название, данное Турени - "Сад Франции".




Кликабельно 3000 рх

Амбуаз тоже вошел в историю несколькими печальными эпизодами. Здесь был раскрыт знаменитый Амбуазский заговор протестантов. Заговорщиков повесили на балконе замка, а затем их тела в мешках сбросили в Луару. Вторая трагедия произошла с королем Карлом VIII. Его погубило отсутствие привычки кланяться. Однажды король куда-то побежал по срочному делу и со всего маху ударился головой о низкую притолоку. Сотрясение мозга оказалось роковым для монарха.

Solari Andrea Charles d-Amboise,

И все же Амбуаз более знаменит не этими мрачными историями. Всемирную славу городу принес итальянский гений Леонардо да Винчи, который провел здесь три последних года своей жизни. Его пригласил в Амбуаз король Франциск I. Он подарил небогато жившему Леонардо очень уютный замок Кло-Люсе в километре от своей резиденции и ежемесячно выплачивал ему солидное денежное пособие. Кроме того, Франциск купил у Леонардо три его шедевра, которые художник привез с собой из Италии (в том числе и знаменитую Мону Лизу).

По специальному подземному ходу, соединявшему замки Амбуаз и Кло-Люсе, король любил захаживать к Леонардо в гости и беседовать с ним об искусстве. Леонардо был благодарным человеком и предложил своему другу-королю построить вертолеты, раздвижные мосты, танки, подводные лодки, пулеметы, планеры. "Франциск, с этими машинами ты завоюешь мир!" - горячился Леонардо. Но король только смеялся. При всем уважении к итальянскому гению он не верил, что все это будет работать.

Действующие модели по чертежам Леонардо были построены лишь в нашем веке, и сегодня их можно посмотреть в Кло-Люсе.

Леонардо да Винчи умер на руках у короля и был похоронен в Амбуазе. Туристы толпами приходят в часовню Сен-Юбер и фотографируют надгробную плиту с именем великого художника. На самом деле могила Леонардо находилась в другой часовне (ныне полностью разрушенной). Сейчас на этом месте стоит памятник гениальному итальянцу.


Кликабельно 2000 рх

В Амбуазе хорошо погулять по городу. Интересно посмотреть на печные трубы, увенчанные сказочными зверями из жести, на дома, вырубленные прямо в скале, за что их жителей называют троглодитами, на необычные комбинированные строения - наполовину из камня, наполовину из дерева. В городе стоит перекусить, так как в нескольких кварталах от замка (куда уже не доходят многие туристы) есть несколько заведений с приемлемыми ценами и неплохим набором блюд. Здесь же лучше купить сувениры: книги о замках Луары (есть на русском языке), генеалогическое древо французских королей, безделушки с символикой замков, геральдические знаки, рыцарские доспехи и оружие. Почему именно здесь? В Амбуазе все это немного дешевле, чем в других замках, и намного дешевле, чем в Шенонсо.

Замок Амбуаз возвышается над городом, как бы бросив себе под ноги кучу мелких камешков у подножия скалы и представляет благородный и импозантный силуэт укрепленного замка со своими большими башнями..." (Флобер). Этот замок связан с историей жизни королей: Карла VIII, Людовика ХII и, конечно же Франциска I, которому удалось пригласить знаменитого мастера Леонарда да Винчи во Францию. В Амбуазе итальянец провел последние годы своей жизни. Вы сможете почтить память великого Леонарда в часовне Святого Юбера, месте его захоронения на территории замка. После трагической расправы с мятежниками "амбуазского заговора" в 1560 г. замок был практически необитаем. А при Людовике ХIV он использовался как тюрьма. Здесь был заключен знаменитый Фуке, министр финансов Людовика ХIV, своим примером давший королю идею создания великолепного дворца. Разнородный и причудливый ансамбль Амбуаза создает его неповторимость, свидетельствующий о славной и богатой его истории.

Амбуаз, неоднократно подвергавшийся набегам норманнов, со временем был присоединен к землям Анжуйских графов, затем стал частным владением знаменитой династии Амбуаз-Шомон, а в 1422 году перешел по наследству к Людовику, виконту де Туар. Но по обвинению в участии в заговоре против короля владелец замка был осужден и лишен своего состояния.


Кликабельно 1600 рх

С 1431 года замок стал частью королевского домена — поместья. В нем неоднократно останавливался Карл VII. Перестав быть исключительно крепостным сооружением, замок Амбуаз превратился в королевскую резиденцию, и в связи с этим городу были предоставлены значительные привилегии. В Амбуазе родились дети короля Людовика XI и Шарлотты Савойской, и королева с детьми выбрала Амбуаз в качестве своей личной резиденции, тогда как король предпочитал держать свой двор в Плесси-ле-Туре. Королева, умершая в Амбуазе в 1483 году, провела здесь жизнь, достойную ее звания. Около 150 человек составляли ее свиту и окружение; все служило тому, чтобы сделать ее пребывание в замке приятным: апартаменты были богато украшены, обставлены мебелью, заполнены драгоценной утварью.


Кликабельно 1600 рх

Счастливая жизнь, которую провел здесь в свои молодые годы новый король Карл VIII, объясняет его привязанность к месту, где он родился и воспитывался. По распоряжению Карла VIII начинаются обширные работы по реконструкции замка. Проект был великолепным. "Он хочет сделать из своего замка город", — не удержался от восклицания флорентийский посол, увидев чертежи будущего замка в 1493 году. Но обширные строительные работы по переделке замка-крепости графов Анжуйских в резиденцию, достойную французской Короны, были неожиданно прерваны несчастным случаем, произошедшим 7 апреля 1498 года. Карл VIII, сопровождая королеву на галерею, чтобы посмотреть на модную в то время игру в мяч, ударился лбом о низкую дверь и спустя несколько часов скончался.

Работы по реконструкции замка были возобновлены в 1500-1501 гг., и крупные поставки камня позволили продолжить незаконченное строительство. После прихода к власти Франциска I замок приобретает новый блеск. С 1515 по 1518 гг. король останавливался именно здесь, когда он посещал берега Луары, именно в этом, как он называл "роскошном замке", и после победы под Мариньяном в августе 1516 года он вернулся именно в Амбуаз. Королева Клод произвела здесь на свет трех своих детей.


Кликиабельно 1600 рх

Во время Революции замок был конфискован и пострадал от грабежей. Здесь была устроена казарма и даже оборудована пуговичная. И все-таки позднее, в эпоху Первой Империи, Амбуаз претерпел наибольшие искажения и потери по вине члена парламента Роже-Дюко, который, получив замок в дар от Сената Орлеана, но не имея средств его содержать, не нашел лучшего решения, как разрушить большую его часть.

Начиная с 1974 года, с года своего основания, Фонд св. Людовика поддерживает замок в сохранности и проводит реставрационные работы. Внутренние сады, содержащиеся в прекрасном состоянии, придают замку дополнительное очарование и более чем когда-либо, именно в конце этого тысячелетия, оправдывают свое название - Сад Франции.

Небольшой французский городок Амбуаз (Amboise) - расположен в департаменте Эндр и Луара в центральной части страны, на Население города - около тринадцати тысяч человек.

Из истории города

Впервые поселение упоминается в исторических хрониках времен франкского короля Хлодвига I, который вел переговоры в 504 году с Аларихом I (вестготским правителем) на острове С IX века небольшой населённый пункт у брода перешел во владение семейства Амбуазов. Представители рода укрепили это место, возведя здесь донжон - центральную башню с внутренними покоями.

Во второй половине XV века городок перешел в собственность короля Карла VIII, который родился в этих местах. При нём замок Амбуаз превратился в настоящий архитектурный шедевр.

Достопримечательности города

Городок Амбуаз славится не только королевским замком. По соседству с главной достопримечательностью города находится средневековый замок Кло-Люсе, известный тем, что здесь творил великий Леонардо да Винчи. Сейчас здесь находится музей всемирно известного итальянца. Кроме того, интерес туристов вызывает семиярусная пагода Шантелу (XVIII в) герцога Шуазёля, построенная на берегу искусственного водоёма полукруглой формы, позднеготические ворота с карильоном и ратуша (XVI в). В мэрии Абуаза хранятся исторические экспонаты, к примеру, пистолет, из которого на дуэли ранили Пушкина.

Замок Амбуаз: история

Белокаменный величественный замок был возведен в XVI веке. Он играл роль оборонной крепости. Его владельцы (семейство Амбуаз) лишились замка после предъявленных обвинений в предательстве короля. Замок Амбуаз перешел вначале в государственную казну, а позднее Карл VIII сделал его королевской резиденцией. В это же время началась его перестройка. Была построена капелла, украшенная узорами, напоминающими каменные кружева, появилось крыло Карла VIII, построены две башни - Францисканцев и Гюрто. Возле замка был разбит роскошный парк. Сад с фонтанами и роскошными цветочными партерами создал талантливый садовник Меркольяно.

Молодой король был поклонником итальянской культуры. Для завершения работ он пригласил итальянских архитекторов Доменико и Джокондо да Кортона. Именно они первыми привнесли во Францию культуру Возрождения. Надо признать, что замок Амбуаз в те времена был в основном оформлен в готическом стиле.

Дворец при Франциске I

Карл VIII скоропостижно скончался в замке Амбуаз в совсем молодом возрасте. Как утверждают историки, он сильно ударился головой о слишком низкую притолоку, и от полученной травмы умер. Ему было лишь двадцать восемь лет. Его преемником стал Людовик XII, который продолжил благоустраивать дворец, но настоящего расцвета замок Амбуаз достиг при его сыне - Франциске I, который был признанным покровителем науки и искусств.

Он собрал во Франции знаменитых мастеров. На его приглашение откликнулся В 1515 году сюда был приглашен Леонардо да Винчи. Он поселился в имении Кло-Люсе неподалеку от королевского замка. Мастер привёз с собой из Италии незавершенные работы, среди которых была и «Мона Лиза». В Кло-Люсе живописец заканчивал работу над шедеврами. Здесь он прожил три года, последние в его жизни.

Замок Амбуаз (Франция) с имением Мастера соединял тайный подземный ход. очень любил проводить вечера в обществе художника, беседовать с ним о жизни и об искусстве. Великий мастер умер в 1519 году. Его похоронили в Амбуазе, в храме Святого Флорентина.

Останки великого художника были потревожены в смутное время революции. Повстанцы практически разрушили храм, а могилу осквернили. В годы Французской революции основная часть замка была разграблена и разрушена. Здесь обустраивали казармы, открывали пуговичную фабрику. Безжалостно расхищались королевские сокровища. Чтобы прекратить этот беспредел, сохранившиеся части замка Третьей Республикой были переданы во владение Орлеанского дома.

Для восстановления замка много сделала герцогиня Орлеанская. Она, по сути, возродила замок и восстановила почти все его угодья. Ее сын, будущий Луи-Филипп, после смерти матери приобрел в окрестностях замка 46 домов. Он планировал снести «лишние» строения и освободить территорию перед Амбуазом.

Фонд Св. Людовика

В 1974 года замок был передан в ведение этого фонда. Им руководит граф Парижский. Сразу после окончания Второй Мировой войны во дворце начались масштабные реставрационные работы, которые ведутся до сих пор. Благодаря усилиям сотрудников фонда в отличном состоянии находятся внутренние сады комплекса.

Для посетителей здесь проводятся увлекательные экскурсии, путешествия по таинственным подземельям замка. Особенно много желающих посетить ночные прогулки. Специально для них дизайнер Юкиджунг разработал восхитительное световое шоу с лазерной проекцией, видео- и аудиоэффектами.

Замок Амбуаз: описание архитектуры

Архитектурные особенности эпохи Возрождения гармонично переплетаются в этом сооружении с традициями Средневековья. По мнению специалистов, все замки Луары (Амбуаз в том числе) представляют огромный интерес для исследователей.

Зайдя в крепость и поднявшись по пандусу, туристы попадают на террасу, укреплённую стеной, с которой открывается изумительный вид на долину Луары и город. Здесь можно увидеть капеллу Сен-Юбер, которую украшают великолепные скульптурные композиции. В ней покоится прах великого Леонардо да Винчи.

Поднявшись на крышу Рыцарской башни, можно увидеть резиденцию Карла VIII. Балкон третьего этажа является тем самым «балконом повешенных», с которого Валуа смотрели на казнь заговорщиков-протестантов. В конце осмотра можно подняться по винтовой лестнице на верхний этаж башни Миним. Ее диаметр 20 метров, а высота - 40.

Внутренние помещения

Посетить великолепный замок может каждый желающий в составе экскурсионной группы, которую сопровождает профессиональный гид. Описание замка Амбуаз не дает всей полноты ощущений от посещения этого замечательного сооружения. Тем не менее предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию по внутренним покоям дворца.

В оформление интерьеров замка внесли огромный вклад знаменитые фламандские художники. Для комнат гобелены доставлялись из Фландрии, а из Турции - ковры. Пройдя внутрь замка, туристы вначале попадают в зал Охраны, украшенный готическим сундуком, буфетом и резными скамьями. В зале дворянской охраны представлены которые украшены множеством гербов. На фронтоне расположены статуи молящихся и Карла VIII. В южном и северном трансепте расположены камины, предназначенные для удобства королевских особ.

Замок - дворец в Амбуазе имеет несколько великолепных залов. В зале барабанщиков, который предназначался для музыкантов, когда-то игравших на трибунах, можно увидеть великолепные фламандские ковры ручной работы, созданные в XVI веке.

Зал Заседаний с его готическими сводами украшают цветы лотоса и хвосты горностая - атрибуты власти Франции и Бретани. Здесь же можно увидеть портреты и короля Генриха IV.

Зал Эшансона (служителя, подававшего напитки королю) интересен изысканными гобеленами Обюссон и резной мебелью.

Спальня Генриха II оформлена стиле классического ренессанса. Здесь установлена огромная кровать, украшенная четырьмя колоннами, и искусно изготовленная мебель.

В спальне Франсуа I находится мебель разных стилей, но особенно интересен узкий столик, выполненный из красного дерева, с ящичками, а также стулья с ажурными перекладинами.

В музыкальном салоне можно увидеть рояль «Эрар», стол со стульями и секретер. На стенах развешены портреты королевской семьи.

Контакты

Историко-архитектурный комплекс находится по адресу: Mont e Abdel-Kader, 37403 Amboise, France. Телефон для справок: + 33 2 47 57 0098.

Как добраться?

Если из Парижа вы отправитесь в поездку на автомобиле, то вам следует ехать по шоссе А10 на Амброз. Проехать 15 км по трассе D31, а затем выехать на шоссе N152. Если вы предпочитаете общественный транспорт, то с вокзала Аустерлиц вам следует поездом отправиться в Амбуаз. Поезда ходят пять раз в день. Дорога отнимет у вас три часа.

Расположенный на берегу Луары замок Амбуаз (Chateau d’Amboise) находится в небольшом городке с аналогичным названием в департаменте Эндр-и-Луара. Бывшая королевская резиденция в 2000 году объявлена ЮНЕСКО достоянием всего человечества.

Экскурсия в историю замка

Замок Амбуаз возведён в конце IX в отцом графа Анжу Фулька I Рыжего Ингельгером. Задачей его гарнизона была охрана важного брода через Луару и защита восточных рубежей графства. В средневековый период с XII в. замок длительное время принадлежал семье Амбуаз. В 1430-х годах обвинённый в измене королю владелец замка Людовик д’Амбуаз был приговорён к смерти, а конфискованный замок стал собственностью королевской семьи Людовика XI.

В 1492 году по повелению Карла VIII в старом замке начинается грандиозное строительство. Для разработки проекта и наблюдением за возведением замка в новом архитектурном стиле Ренессанса в помощь французским архитекторам Р. Дезе, К. Биару, были приглашены мастера из Италии Д. да Кортона и фра Джокондо. В начале XVI в. замок Амбуаз стал одним из любимых загородных резиденций Франциска I. После его смерти в этом же дворце длительное время находился двор Генриха II и Екатерины Медичи.

В 1560 году в замке скрывался от заговорщиков юный король Франциск II. Весной 1563 года в нём был заключён договор между принцем Конде и Екатериной Медичи, призванный положить конец первой религиозной войне.

Короли династии Бурбонов вскоре после подавления мятежа утратили интерес к замку. Людовик XIII подарил замок своему брату Гастону Орлеанскому, при Людовике XIV он стал местом заключения М. Фуко и герцога Лозена. Его преемник король Людовик XV снова уступил замок своему министру Шуазелю.

Во времена французской революции конца XVIII в. часть замка Амбуаз была уничтожена восставшим народом. В 1840 году для предотвращения дальнейшего разрушения он был признан памятником истории и культуры. В середине XIX в. замок становится местом политической ссылки. В 1848-1852 годах в замке жил пленённый лидер антифранцузского движения в Алжире эмир Абд аль-Кадир.

В 1872 году правительство Третьей республики приняло решение передать замок семье Орлеанского герцога. С 1970 года он находится в ведении фонда Людовика Святого возглавляемого претендентом на французский престол Его высочеством графом Парижским.

Архитектурный ансамбль

От некогда обширных королевских владений в Амбуазе до настоящего времени сохранилось лишь несколько зданий. Архитектура основного корпуса замка относится к переходному периоду. Его крыло Карла VIII построено в 1492-1498 годах в готическом стиле, а расположенное перпендикулярно к нему крыло Людовика XII возведено в начале XVI в уже в стиле Ренессанса.

К его объёму с противоположных сторон примыкают аскетически строгие башни. Башня Гарсонне пристроена к замку в XV в. Спустившись в подземные лабиринты его посетители увидят мрачные казематы, винные склады замка а оттуда поднимутся в башню Францисканцев. С вершины Башни миноритов открывается впечатляющая панорама на замок и ближайшие окрестности.


В интерьерах замка запоминается старинная обстановка и декор большинства сохранившихся готических и ренессансных каминов. Самое большое помещение замка ‒ зал Совета, украшенный монограммами и гербами А. де Бретон, Карла VIII и портретами королей. Во время экскурсии по территории замка туристам предстоит увидеть покои Генриха II, убранство залов Барабанщиков и Лилий, апартаменты в стиле ампир императора Луи-Филиппа.

Часовня св. Губерта построена в стиле готики около замка в 1491-1496 годах. Над входом в маленьких храм находится барельеф с изображениями сцен охоты св. Губерта. В тимпане часовни находится ещё одно примечательное рельефное произведение искусства с фигурами А. де Бретон и Карла VIII. Витражи на окнах с сценами из биографии Людовика Святого установлены в храме в XIX в. Её самая значительная достопримечательность ‒ это могила гениального итальянца Леонардо да Винчи.