Все люди обладают одинаковыми безусловными рефлексами. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. что такое рефлекс рассуждения

19. Философские проблемы сознания. Общественно-историческая природа сознания. Сознание и язык
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных проблем. Сознание – особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, почувствовал, пережил.
В истории философии проблема сознания решалась на двух уровнях:
1. Описание способов, какими вещи даны в сознании и существуют в нем (описание феномена сознания).
2. Объяснение самой возможности сознания, самого феномена.
Такое разделение появилось только в 20 веке. До этого считалось, что если описаны способы существования вещей в сознании, то вопрос о природе сознания исчерпан. Каждая эпоха имела свои представления о сознании, связанные с текущими мировоззренческими установками и зачастую взаимоисключающие. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому для объяснения сознания использовалась метафора (Платон, Аристотель): как буквы отпечатываются на дощечке с воском, так и объект отпечатывается на дощечке разума. Другая особенность – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять внимание на внутренний мир, не была проработана философией. Эта специфика основана на том, что внимание человека было обращено на окружающий мир.
В культуре христианства произошло важное событие – обострение потребности человека обращать внимание на себя, собственные переживания, что было вызвано необходимостью общения с –богом (молитва). Человек должен был отключиться от чувственных восприятий, тела и обратиться к душе. Практика исповеди также стимулировала самоанализ. Таким образом перед человеком открылась новая грань сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Эту проблему впервые четко сформулировал Августин Блаженный (5 в.). Три уровня сознания:
1. Божественный – высший.
2. Рефлексии и рассуждения.
3. Инстинктов и страстей – низший.
Чтобы человек обрел свою сущность, свое “Я”, он должен дойти до первого уровня. Но на первом уровне “Я” забывает о себе, не рассуждает, не рефлексирует, чтобы рассказать об этом состоянии, нужно выйти из него. Остаются лишь воспоминания, которые и есть сознание. Сознание есть память о земной ничтожности и возможности достигать божественное. Сознание связано со страданием. Оно дано, чтобы испытать муки души, потерявшей единение с Богом (Бердяев).
Новое время ознаменовалось афоризмом “Бог умер”. Отказ от бога формировал новый духовный опыт людей, где нет первого (божественного) уровня. Нет бога, нет и воспоминания. Происхождение человека стало рассматриваться через природную эволюцию. Однако нельзя было рассматривать сознание как отпечаток (в античности), а что если это галлюцинация. Вывод философов Нового времени – сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает – структуру и содержание.
Маркс сформулировал идею вторичного сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами, прежде всего экономическими. Он утверждал, что не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе, где все поставлено на службу материальному успеху. Отсюда морально все, что приносит материальный успех. Люди привлекают друг друга не как носители духовного опыта, а как владельцы вещей. Маркс зафиксировал факт, что буржуазные отношения невозможны без изменения сознания людей. Социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Бытие сознания является необходимым моментом функционирования общественного бытия. Пока реальные люди не осознали буржуазные отношения как само собой разумеющимся, последние находились в стадии становления, и гарантия их стабильности отсутствовала. Укрепление нового способа производства зависит в первую очередь от перестройки сознания большого количества людей.
Оппоненты Маркса утверждают уникально-личностную, а не общественную природу сознания. Сознание – уникальный творческий акт или детерминированное положение человека в структуре общественных отношений.
Общественная природа сознания
Мышление у человека в отличие от мышления животного многократно опосредовано. От поколения к поколению закрепляется и передается накопленный опыт. Постепенно происходит отделение духовного от материального. Историческое происхождение мышления относится к эпохе нижнего палеолита, которое обусловлено биофизическими факторами. Но эти факторы сами по себе реализоваться не могут, и источник знаний лежит ни в объектах, ни в субъектах, а во взаимодействии между субъектом и объектом. “Труд создал человека”.
Мышление первобытного человека строилось по другим канонам, где доминируют коллективные нормы. Мышление нельзя заключить в рамки интеллектуального. Если не было бы мышления дикаря, не было бы мышления гения. Как только начинается работа мышления начинается перестройка психики человека в целом и каждого из ее элементов в отдельности. Сами эмоции становятся опосредованными. Происходит новое качественное мышление – сознание.
Система, внутри которой возникает и развивается сознание – специфический человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Способом может быть практико-преобразовательная –деятельность по отношению к природе, социальной среде, самому человеку, к формам его жизни. Опыт созидания культуры человека и составляет отражение, которое образует человеческое сознание. Возникновение сознания связано с: формированием культуры на основе практической деятельности людей, необходимостью закрепления навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
Все эти действия носят социальный характер, то есть основным для общественной природы человека является человеческое сознание.
Сознание и язык
В литературе все еще продолжается дискуссия о природе языка: одни считают ее идеальной, другие, напротив, материальной. В пос¬леднем случае в ткань языка не включают ни значение, ни семанти¬ку. При последовательном проведении подобной линии недолго прий¬ти к умозаключению о возможности существования сознания и мыш¬ления вне и помимо языка. Соответствует ли, однако, подобные взгля¬ды действительному положению дел? Как заметил К. Ясперс, познание окружающего «непосредственно, без языка» было бы возможно, если бы мы оказались способными к чистому осозна¬нию сущности. Тогда язык «стал бы излишним. В действительности же мы в состоянии осмыслить значения, понятия, вещи только тог¬да, когда они связаны со словами и знаками. Правда, мы можем отделить мысли от языка, выражая их другими словами или же на другом языке. Но все же каким-то образом они должны быть закреп¬лены. Язык абсолютно необходим не только затем, чтобы сообщить наши мысли другим, но и для самих себя мы формирует собствен¬ные мысли с помощью языка. Даже если психологически возможен неязыковой момент - лишенное языка, зачаточное движение души, но все равно мысль, только тогда становится ясной, осоз¬нанной и коммуникативной, если она воплотилась в языке» Подобно сознанию и мышлению, язык (не как анатомический орган), по своей сущности, идеален. В самом деле, материальный в ряде случаев язык (таковым являются искусственные системы зна¬ков, используемые для коммуникации человека с техническими ус¬тройствами) нисколько не меняет основополагающего представле¬ния об идеальный сущности языка.
Материальный характер язык имеет до тех пор, пока функциони¬рует в технических или смешанных системах типа «человек-машина» и, в конечном счете, должен быть расшифрован субъектом в идеаль-ных образах. Хорошо известно, что в процессе коммуникации чело¬век реагирует вовсе не на физическую природу «носителя», так как материальная сторона информации ему относительно безразлична. Содержание передаваемого сообщения закодировано только во внеш¬ней форме материала, а не в нем самом. По каналам связи фактичес¬ки передается не мысль, а лишь ее оболочка, материальный носи¬тель информации, и при этом только начальное и конечное звено полного коммуникативного акта непосредственно связано с явлени¬ями духовного порядка и может характеризоваться при помощи ка-тегории идеального.
Представление о материальной сущности языка неизбежно ведет к его отрыву от сознания и мышления. Иначе как можно соединить все эти категории в единую, неразрывную и логически непротиворе¬чивую систему, если сознание и мышление полагаются по своей природе идеальными, а язык, напротив, -в качестве материальной сущности? Сознание, язык и мышление не следует ни отождеств-лять, ни чрезмерно противопоставлять. Между тем подобные мета¬физические крайности достаточно распространены. Взять хотя бы концепции, абсолютизирующие значение языка. Так, многие линг¬висты на протяжении всего XX в. продолжали изучать язык «в самом себе и для себя». Отрыв в той или иной форме языка и мышления друг от друга и от сознания - типичное явление в рамках отечествен¬ной философии. В частности, некоторые специалисты полагают, что сознание присуще лишь человеку, тогда как язык и мышление есть и у животного.
Единство сознания, языка и мышления, обус¬ловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отноше¬нию к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, кото¬рая вытекает из их функциональной спецификации. Специфика языка и мышления как атрибутов сознания заключа¬ется в том, что язык - более устойчивая сторона, мышление - процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Язык в наиболее общем виде определяют как средство коммуникации, знаковую систему способную передавать информацию и служить формой выражения и закрепления мысли, как орудие мыслительной деятельности. Мышление -это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
Язык представляет собой систему знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, пре-вращаются (кодируются) в устные (звуки) или в письменные (сло¬ва, чертежи, различная символика) знаки. Их смысл (значение) из¬вестны людям, знающим тот язык, на котором эти мысли передают¬ся До недавнего времени было широко распространено понимание языка как сугубо речевого и вербального средства общения. Однако в последнее время наметилась позитивная тенденция к расширению термина «язык». С позиции более широкого подхода формы языка многообразны и включают в себя естественные (вербальные и невер¬бальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Искусственными являются и языки, используемые для коммуни¬кации человека с техническими системами. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм коммуникации и общения играет вербальный речевой язык.
Итак, в отечественной философской литературе господствует мнение о том, что основной функцией языка является коммуника¬тивная. Однако оно нуждается в уточнении, поскольку коммуника¬тивность - чересчур общий признак, который не столько отличает, сколько сближает язык с такими феноменами, как мышление, код или сигнал. Все указанные явления выступают формами общения и нельзя сказать, что одно из них более, а другое менее коммуникативно. Поэтому необходимо вычленить гораздо более специфический признак, характеризующий основное качество именно языка. Таким фундаментальным признаком языка является его способность обеспечить взаимопонимание агентов коммуникации (общения). Процесс языкового общения главной своей целью имеет достижение понимания субъектами друг друга и внешнего мира.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание – высшая форма психики. Сознание не является результатом естественного природного процесса. Наличие сознания дает возможность переживать такие состояния, которые естественным образом сами по себе появиться не могут. Деятельность животные осуществляют по отношению только к тем предметам, которые для них жизненно значимы (биологически значимы) Т.е. мотив и предмет деятельности слиты (направлены биологической потребностью).Строение деятельности человека принципиально носит другой характер. Появляется разделение предмета и мотива деятельности, хотя в основе многих действий лежат биологические потребности. Для осуществления деятельности человеку одного мотива явно недостаточно. Необходимо учитывать еще и объективные свойства тех условий, в которых деятельность осуществляется, необходимо учитывать объективные свойства самого предмета деятельности. Человек должен контролировать себя, свою деятельность, т.е. возникает масса опосредованных звеньев на уровне сознания. Сознание человека невозможно вывести из его индивидуального опыта. В ходе своей жизни человеку приходится осваивать опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что сознание – это нечто между нашими головами, полевое образование. Наличие сознания всегда связано с погружением в определенное символическое поле. Человек способен воспринимать символы в отличие от животных. Символ подразумевает всегда нечто большее, чем его непосредственное значение. К пониманию содержания символа невозможно прийти чисто логическим путем и также нельзя его получить только из опыта.
Сознание формируется под влиянием характера, особенности человека, окружающих факторов. Человек воспринимает то, что для него значимо. Сущность сознания социальная. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Выделяют следующие моменты: 1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.) 2.используются предметы труда 3.простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг 4. потребность передать информацию 5.возникает язык переход от обезьяны к человеку. Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественно-исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи. Þ Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения.

Главные особенности сознания человека:

    Идеальность;

    Интенциональность;

    идеаторность;

    объективизация в языке.

(1) Идеальный характер сознания проявляется в следующем.

1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойствами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов.

2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они воспроизводят не физиологические состояния мозга, а дают целостную модель отображаемых объектов.

3. Идеальные образы сознания объективированны ,т.е. возникают в мозгу человека, а воспринимаются как существующие вне головы. Это свойство сознания есть результат длительного эволюционного приспособления животных и человека к окружающей среде обитания.

4. Идеальность сознания проявляется в субъективном характере, т.е. сознание глубоко интимно, оно дано каждому человеку только лично, как его внутренний мир.

5. Идеальные образы сознания, будучи отражением внешнего мира, обладают творческой активностью , они могут опережать естественное возникновение или искусственное создание предметов и явлений из субстрата объективной реальности.

Согласно немецкому философу рубежа XIX-XXвв, представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает интенциональностью .

(2)Интенциональность - это направленность на предмет . Сознание не может быть беспредметным.

Предметом сознания человека являются:

    Окружающий мир, его предметы, явления;

    другие люди, взаимоотношения с ними;

    особый, самостоятельный духовный мир самого человека.

(3) Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от психики животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.

(4) Язык – специфический человеческий способ бытия сознания .

Одновременно с возникновением и развитием сознания возник и развивался разговорный язык. Язык человека принципиально отличается от системы сигналов, существующих у многих видов животных. Возникновение и развитие языка – необходимое звено в процессе возникновения и развития мышления. Сам язык сформировался в результате потребности общения человека с другими людьми, прежде всего в процессе трудовой деятельности. Без того или иного языка невозможно и мышление. В основе их единства - трудовая деятельность. Именно в процессе труда появилась потребность что-то сказать. Эта «потребность что сказать» и означала пробуждение мысли. Как человеческий труд, так мышление и язык по самой своей природе социальны. Они не могли бы возникнуть вне общения индивида с другими людьми.

Язык и сознание образуют противоречивое единство: «Как нет языка без мышления, так не бывает и мышления без языка». Однако исследователи отмечают, что мышление без слов также возможно, как и мышление на базе слов.

Словесное мышление – это только один из типов мышления. Не все говорящие мыслят (попугаи). И если бы слова в полной мере представляли процесс мышления, тогда воистину, по словам Л.Фейербаха, «великий болтун был бы великим мыслителем». Умственное развитие человека, разумеется, не определяется ни количеством произносимых слов, ни «количеством связанных с этими словами мыслей». У болтуна, как правило, мысли носят поверхностный, неглубокий характер, тогда как степень умственного развития характеризуется, прежде всего, глубиной и содержательностью мыслей. В то же время умственное развитие человека связано с развитием языка, и чем более развито мышление, тем богаче язык.

Это нетрудно проследить, наблюдая умственное развитие ребенка.

Нельзя ли думать одно, а говорить другое? Когда-то Талейран говорил, что «язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли». Однако и в этом случае язык связан с мышлением: здесь проявляется лишь различие между так называемой «внутренней речью», связанной с мышлением «про себя», и речью обычной, внешней.

«Внутренняя речь» является производной от речи обычной (устной или письменной), но это, как заметил С.Л.Рубинштейн, не просто «речь минус звук». Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, предназначенная для других, внутренняя речь многие слова опускает, как само собой разумеющиеся. В целом она характеризуется тем же грамматическим строем языка, но в то же время в ней часто нет ясности синтаксического построения, некоторые предложения намечаются как бы «пунктиром».

Современные исследователи закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее определенными внутренними законами собственной организации.

Язык представляет собой своеобразную и чрезвычайно сложную знаковую систему. Знак – некоторое материальное явление; но не всякое материальное явление – знак. Некоторое материальное явление становится знаком, когда оно включается в знаковую ситуацию. Эта ситуация схематически выражается семантическим треугольником.

Здесь О – некоторый объект, З – другой объект, являющийся знаком, С – образы в сознании человека. Между О и С , а также между З и С – причинная связь; между О и З особая связь, называемая связью замещения. Знаковая ситуация заключается в следующем: некоторое явление, называемое знаком, замещает явление О , знак воспринимается сознанием, в котором возникает образ объекта О . В последующем ситуация усложняется, возникают знаки, обозначающие другие знаки.

В языке функционируют различные знаки. Одни знаки (иконические , от лат. «иконус»- подобный) тождественны замещаемым явлениям. Другие – схематические знаки – не тождественны, а сходны в некоторых отношениях с обозначаемыми явлениями. Третьи – символические знаки – не имеют ни сходства, ни подобия с замещаемыми объектами и принимаются в результате соглашения. Подавляющее большинство знаков – символические. С самого детства человек начинает включаться в систему соглашений.

Язык выполняет две главные функции: 1) организация знаний и их хранение; 2) коммуникация, общение, передача информации.

В своей первой функции язык закрепляет результаты мышления. История языка наглядно показывает, как по мере перехода от конкретно-предметного мышления к абстрактному в языке идет процесс выработки слов, обозначающих общие понятия.

Почему люди понимают друг друга в процессе коммуникации? В принципе, это объясняется тем, что сознание человека – продукт общественной эволюции. В силу этого есть определенное «подобие» интеллектов, «подобие» сознаний; они, несмотря на индивидуальные отличия, имеют, однако, общие черты. Эта общность складывается благодаря воспитанию, образованию и вообще влиянию социальной среды. Это сходство также определяется одинаковыми способами функционирования физиологического аппарата сознания, одинаковой логикой мышления, сходными процессами практической деятельности.

Процесс понимания связан с осмыслением, когда тем или иным знакам языка и языковым выражениям приписывается определенный смысл. Этот смысл имеет общий характер для людей, использующих один и тот же язык. Общие смыслы реализуются в индивидуальном сознании, соответствуя тому, насколько человек овладел имеющей в обществе информацией. Основное условие коммуникации – одинаковое понимание высказываний и эмоциональные одинаковые переживания партнеров по общению.

Вне общества сознание сформироваться не может. Сознание – продукт общества, результат социальной, материально-производственной, познавательной деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений. Сознание существует в материальной оболочке языка, происходит его объективизация в языке. В процессе осознания мысль отливается в логические формы, облекается в словесную оболочку .

Таким образом, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека – сложный информационно-регулятивный процесс.

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая .
Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности .

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания . Можно выделить три основополагающие из их числа:

  • 1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  • 2. сознание присуще всем живым организмам;
  • 3. сознание - свойство исключительно человеческое.
1) Согласно космической (божественной) точке зрения , сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.


2) Основная идея другой, «биологической» точки зрения : сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

3) Согласно «человеческой» точке зрения , сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Важнейшими свойствами сознания являются

  • активность и
  • способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

Активность сознания проявляется в том, что оно:

Структура сознания включает в себя следующие компоненты:
  • 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе ;
  • 2) логико-понятийные способности и знания , получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
  • 3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
  • 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция) .
Согласно материалистической философии и психологии, с ознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики . Здесь сознание связано с понятием "отражение". Основываясь на предпосылках человеческого сознания в природе, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса . Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня :
  1. В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
  2. В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).
  3. Высшая форма отражения - социальная (сознание).
Итак, отражение - это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.


Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза .

  • Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
  • Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
  • Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.
  • Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная . Здесь тоже есть расхождения и деления:

1) трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек - результат «генетической ошибки» , сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации , мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.


Согласно трудовой теории , изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу , что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения : они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека .

Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека.
В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный .