Новое восприятие себя. Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Связь схемы креста с уровнями

Евгений, а как вы сами воспринимаете себя и как вы воспринимаете окружающий вас мир? Как вы относитесь к себе и как относитесь к окружающему миру?

Это зависит от места восприятия. Дело в том, что в моем восприятии не существует разделения на «я» и «все остальное». Для меня нет никакого остального, которое обычно принято называть окружающим миром. Я и есть весь этот Мир, при чем не только проявленный.

Я воспринимаю различные части себя через все, что можно воспринимать и через все, чем можно воспринимать. Все что только можно воспринять является разными проявлениями меня. Весь мир является проявлением меня, а все живые существа являются моими органами восприятия.

Мир является единым живым организмом. Для более понятного описания его можно сравнить с организмом человека. Как и в организме человека в нем есть свои органы восприятия. В человеческом организме основой органов восприятия являются рецепторы нервной системы.

Благодаря наличию этих рецепторов происходит и поддерживается вся работа организма. Нервные рецепторы наполнят собой все органы и части тела и соединяются через нервную систему с головным мозгом. Благодаря чему головной мозг имеет возможность постоянно контролировать и поддерживать работу всего организма.

Для меня рецепторами являются все живые существа а нервной системой – все взаимодействия между ними, а также все природные явления, такие как дождь, снег, ветер, молния, гром, свет солнца, течение воды, смена времен года и т.д.

Так же в организме постоянно происходит множество различных внутренних процессов. Такие же процессы постоянно происходят и во всем Мире. Это и процессы происходящие в жизни всех Живых Существ, это и процессы происходящие в жизни всей планеты Земля, это и процессы происходящие во всей Вселенной.

Для меня нет разделения на то, в каком месте и какие явления происходят. Либо это явления происходящие в теле с именем Евгений Багаев, либо это явления происходящие в теле с именем Елена Петрова, либо в теле с именем Цветок Ромашка, либо в теле с именем Птица Ворон, либо в теле с именем Планета Земля, либо в теле с именем Планета Плутон, либо в теле с именем Вселенная. Для меня все это является процессами происходящими со мной и во мне.

Мое восприятие себя зависит от того, в каком месте меня сфокусировано внимание. Внимание не стоит на одном месте и постоянно перетекает с места на место, перетекая по разным областям меня. Ширина фокуса внимания тоже меняется. Это зависит от области нахождения внимания. В зависимости от того, где в данном случае сфокусировано внимание и зависит мое восприятие себя. Но где бы ни находился фокус внимания, часть внимания всегда находится в бездонной пустоте Покоя, в которой пребывает весь Мир.

Так же я воспринимаю, а точнее осознаю себя, тем, что находится за пределами всего, что имеет названия. Ближе всего к этому подходит название «чистое осознание», но это не совсем так. Можно назвать это ничем, но это тоже не верно, поскольку что-то при этом все-таки есть. Эту, если так можно выразиться, область меня, я не могу описать ничем. Для описания этого не существует слов, кроме одного – Я. Да и то, я не уверен, что это действительно наиболее подходящее слово, но оно наиболее точно.

Если говорить о том, как я отношусь к себе, то правильнее всего будет сказать, что я к себе никак не отношусь. Я собой являюсь. Я есть, и никакого отношения у меня к себе нет.

При этом, я постоянно испытываю любопытство ко всему происходящему. Ко всему, что оказывается в фокусе внимания. Но как только оно выходит из фокуса внимания, так интерес к нему пропадает.

Некоторую часть внимания заполняет организм с именем Евгений Багаев. Я, можно сказать, по-отцовски продолжаю присматривать за ним и забочусь о нем.

Некоторую часть внимания заполняют ближайшие родственники: дочь, жена, родители. Я, как могу, тоже забочусь о них.

Часть внимания оказывается заполненным всеми остальными родственниками, друзьями и знакомыми Евгения Багаева. Я также забочусь о них и когда что-то требуется сделать, это делается.

Часть внимания заполнено страдающими от различных болезней пациентами, которые постоянно обращаются ко мне за лечением. Я тоже забочусь о них, и как могу, помогаю им.

Часть внимания заполнено духовно ищущими, занимающимися познанием себя и желающими осознать себя людьми. Они часто обращаются ко мне с вопросами. Я так же, как и обо всем остальном, забочусь о них, и как могу, помогаю им.

Часто в фокусе внимания оказывается только тишина, покой и блаженство. Тогда, внимание растворяется там, и есть только тишина, только покой и только блаженство, которые заполняют собой все о чем я забочусь. Они заполняют собой весь мир. Это является заботой обо всем мире, и это является заботой о себе.

Когда я говорю о том, что забочусь о чем-то, то это не значит, что я думаю об этом и думаю, что о чем-то забочусь. Вовсе нет. Я пребываю во всем, что происходит со мной и имею отношение ко всему, происходящему. Это и есть забота. Я и есть это все происходящее и даже больше. Так я и воспринимаю себя.

Процесс восприятия

Восприятие - это процесс выборочного отражения информации и приписывания ей значения. Наш мозг отбирает информацию, получаемую через органы чувств, организует отобранную информацию, интерпретирует и оценивает ее.

Внимание и отбор

Хотя мы подвергаемся постоянному воздействию огромного количества сенсорных стимулов, мы обращаем внимание на относительно немногие из них. Отбор стимулов частично зависит от наших потребностей, интересов и ожиданий.

Потребности

Мы с большей вероятностью обращаем внимание на информацию, которая соответствует нашим биологическим и психологическим потребностям. Когда вы входите в аудиторию, ваш настрой на обсуждаемую тему, вероятно, будет зависеть от того, считаете ли вы эту информацию важной для вас, то есть удовлетворяет ли она вашим потребностям.

Интерес

Мы с большей вероятностью обращаем внимание на информацию, соответствующую нашим интересам. Например, вы можете не обратить внимания на служащую фоном мелодию, пока вы вдруг не узнаете «забытый шлягер». Точно так же, когда какой-то человек действительно интересен нам, более вероятно, что мы обратим внимание на то, что он говорит.

Ожидания

Наконец, мы с большей вероятностью воспринимаем то, что ожидаем увидеть, и игнорируем ту информацию, которая не соответствует нашим ожиданиям.

Организация стимулов

Даже если наше внимание и процессы отбора ограничивают количество стимулов, которые должен обрабатывать мозг, общее число стимулов, попадающих в область нашего внимания в каждый отдельный момент, все же довольно велико. Наш мозг использует определенные принципы упорядочивания этих стимулов для придания им смысла. Два наиболее часто используемых принципа - это простота и выделение паттернов.

Простота

Если стимулы, на которые человек обращает внимание, очень сложны, мозг упрощает их до каких-то обычных узнаваемых форм. Например, взглянув на одежду, осанку и выражение лица незнакомой женщины, мы можем воспринять ее как «успешную деловую женщину», «стюардессу» или «мать футболиста». Подобным же образом мы упрощаем полученные вербальные сообщения. Например, Тони целый час провел у босса, где была дана оценка его работы. Босс сообщил ему о его четырех сильных сторонах и трех областях, в которых ему надо поработать над собой. Встретив своего сослуживца Джери, Тони сообщает ему: «Ну, лучше мне кое в чем измениться, или меня уволят!»

Паттерн - это набор характеристик, отличающих одни предметы от других, который используется для группирования предметов, имеющих одинаковые характеристики.

Паттерн облегчает интерпретацию побуждений. Например, когда вы видите толпу людей, а не каждого человека в отдельности, вы можете сосредоточиться на половых отличиях и «увидеть» мужчин и женщин или вы можете сосредоточиться на возрасте и «увидеть» детей, подростков, взрослых и пожилых. В нашем взаимодействии с людьми мы пытаемся найти паттерны, которые помогут объяснять их поведение и реагировать на него. Например, каждый раз, когда Джейсон и Билл случайно встречают Сару, она спешит к ним, пытаясь вовлечь в оживленную беседу. Но когда Джейсон один пробегает мимо Сары, она просто говорит ему «Привет!». По прошествии некоторого времени Джейсон может заметить паттерн поведения Сары. Она излучает тепло и дружелюбие, когда рядом Билл, но когда его нет поблизости, она не так дружелюбна.

Интерпретация побуждений . Интерпретировать - приписывать значения отобранной и систематизированной информации.

По мере того как мозг отбирает и систематизирует информацию, которую он получает от органов чувств, он также интерпретирует эту информацию, приписывая ей значения. Посмотрите на эти три набора чисел. Что вы о них можете сказать?

В. 4632 7364 2696 2174

В каждом из этих наборов можно увидеть ключи, которые придадут смысл этим числам. Поскольку человек использует аналогичные паттерны каждый день, вы, возможно, объясните пример А как телефонный номер. А как насчет Б? Возможное объяснение - это номер карточки социального страхования. А насчет В? Те, кто использует кредитные карточки, могут объяснить этот набор цифр как номер кредитной карточки.

ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ: «Я»-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА

«Я»-концепция - это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые сложились у человека о собственных навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Самооценка - это ваша общая оценка своей компетентности и ценности (Mruk, 1999).

Формирование и поддержание «Я»-концепция

Наша «Я»-концепция основана на отдельных интерпретациях себя, данных нами, исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Формируя впечатление о себе, основанное на нашем собственном восприятии, основываясь на собственном опыте, мы развиваем наше собственное восприятие своих навыков, способностей, знаний, компетентности и индивидуальности. Например, если вы считаете, что легко завязываете беседу с незнакомыми людьми и вам нравится непринужденно беседовать с ними, то можете сделать заключение, что вы необыкновенно дружелюбны. Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта как специфического феномена. Например, кто-то, отвергнутый при первой же попытке назначить свидание, может воспринимать себя непривлекательным для противоположного пола. Если последующие опыты привели к аналогичным результатам, первоначальное восприятие закрепляется. Даже если первый опыт не повторится немедленно, вероятно, может потребоваться еще не одна успешная попытка, чтобы изменить первоначальное восприятие. Когда мы получили положительный опыт, возникает высокая вероятность поверить, что мы обладаем теми личными качествами, которые у нас ассоциируются с этим опытом, и эти характеристики становятся частью нашего общего представления о себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютерные программы, с которыми безуспешно борется Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя «компетентно решающей проблемы» в своей «Я»-концепция. Ее положительный опыт подтверждает, что она обладает определенными навыками, следовательно, эта характеристика получает подкрепление как часть ее «Я»-концепция.

Реакции других людей в дополнение к нашему восприятию себя наша «Я»-концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников сказал: «Вы мыслите действительно творчески», - то вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше подходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам комплимент. Эти замечания более действенны, если сделаны сразу после вызвавшего их факта (Hattie, 1992). Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше восприятие того, кем и чем мы являемся.

Некоторые люди имеют очень детальную «Я»-концепция, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша «Я»-концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми. Наша «Я»-концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу «Я»-концепцию (Demo, 1987). Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной «Я»-концепции у других членов семьи. Например, когда мама говорит: «Петя, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик», или брат замечает: «Наташа, дав взаймы Тамаре, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна», - это поможет Пете или Наташе осознать важную часть своей индивидуальности.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред «я»-образу других, особенно развитию «Я»-концепции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Филлип, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось», он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Слониха, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной», она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, - это наша положительная или отрицательная оценка «я»-концепции. При этом иметь высокую самооценку - это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях, и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука (Mruk, 1999), самооценка - это не только то, как хорошо или плохо вы что-то делаете («Я»-концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что-то делаем или плохо. Например, частью «я»-концепции Федора является уверенность, что он физически силен. Но если Федя не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность. Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность «Я»-концепции и самооценки

Правильность нашей «Я»-концепции и самооценка зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими. Все мы переживали успех и неудачи и все мы слышали комплименты и критику в свой адрес. Если мы придаем чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, наша «Я»-концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее, принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцениваем наши успехи или если мы долго помним полученные критические замечания, наш образ себя может быть не сформирован и наша самооценка занижена. Ни в том ни в другом случае наши «Я»-концепция и самооценка не будут точно отражать, кем мы являемся.

Неконгруэнтность - это разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Это становится проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероятно, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши реальные способности (Weiten, 1998). Например, Саша может на самом деле обладать всеми навыками, способностями, знаниями, компетентностью и личными качествами, чтобы стать успешным лидером, но если он не считает, что обладает этими качествами, он и шагу не сделает, когда появится необходимость в руководителе. К сожалению, отдельные личности склонны подкреплять свое восприятие себя, изменяя свое поведение в соответствии со своей «я»-концепцией. Таким образом, люди с высокой самооценкой склонны вести себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как люди с низкой самооценкой склонны вести себя, всячески подтверждая низкую самооценку, во власти которой они находятся. Неточность искаженного образа себя усиливается посредством самоисполняющихся пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества - это события, которые происходят в результате собственных или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров. Самоисполняющиеся пророчества - это те прогнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предрекаем себе успех или неудачу. Например, Денис видит себя легко входящим в контакт и способным без усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я собираюсь развлечься на вечеринке». В результате своего положительного самосознания он ожидает встретить новых людей, завязать несколько новых знакомств и развлечься. В противоположность ему Артур видит себя лишенным навыков к созданию новых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я кого-нибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно отвратительный вечер». Поскольку он боится знакомиться с новыми людьми, он чувствует себя неловко, когда его представляют кому-то, и, как он и предсказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и мечтая о том, когда он сможет уйти.

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его (Hattie, 1992).

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто-то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любой может это сделать - здесь нет ничего сложного». Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде: «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Восприятие себя глазами других

“В нашей компании действует правило «придуркам здесь не место», однако наш шеф – один из них, – рассказывает мне менеджер калифорнийского технического инкубатора. – Он отличный руководитель, но такого самодура еще поискать. Он подсиживает несимпатичных ему людей и выделяет любимчиков. У него напрочь отсутствует самоосознание. Он просто не осознает, в какой момент начинает наступать людям на горло. Если указать ему на очередной казус, он либо свалит вину на другого, либо придет в ярость, либо скажет, что он тут ни при чем”. Позже генеральный директор компании сказал мне: “Мы проработали вместе еще около трех месяцев и в итоге были вынуждены его уволить. Он все так же «наезжал» на людей, но по-прежнему не замечал за собой ничего дурного”.

Как же часто, “слетая с катушек” и проявляя себя далеко не лучшим образом, мы не замечаем, как на самом деле выглядим со стороны! И если никто нам ничего не скажет, будем продолжать в том же духе.

Существует один безошибочный тест на самоосознание, он называется “360?градусная оценка”. Вас просят соотнести себя с разными типами поведения. Ваша самооценка сравнивается с характеристикой, которую дают вам другие десять респондентов. Вы выбираете их потому, что они хорошо вас знают и вы уважаете их мнение, а кроме того, их оценка остается анонимной, поэтому они могут высказываться совершенно свободно. Разница между тем, как вы воспринимаете себя, и тем, как относятся к вам другие, – одна из наиболее точных оценок вашего самоосознания.

Есть любопытная взаимосвязь между самоосознанием и властью: в случае работников низшего звена между собственной оценкой и оценкой со стороны других разница незначительна, однако чем более высокую позицию занимает испытуемый в организации, тем эта разница больше. Судя по всему, самоосознание притупляется по мере продвижения по карьерной лестнице. Вот одно из объяснений: чем выше положение человека в организации, тем меньше коллег, способных честно поговорить с ним о его “бзиках”. Но, конечно, есть и такие, кто просто не признает свои недостатки, а то и не замечает их.

Как бы то ни было, оторванные от реальности руководители считают, что они работают куда эффективнее подчиненных, однако нехватка самоосознания лишает их возможности влиять на ситуацию. Далеко за примерами ходить не надо – смотрите сериал “Офис”.

Метод “360?градусной оценки” отражает силу восприятия себя глазами других, которое открывает еще один путь к самоосознанию. Шотландский поэт Роберт Бернс восславил эту способность в следующих строках:

Ах, если б у себя могли мы

Увидеть все, что ближним зримо.

Более язвительное объяснение предложил У. Х. Оден: чтобы “любить себя”, каждый из нас формирует в уме положительное представление о себе самом, избирательно забывая не лицеприятную и накрепко запоминая лестную информацию о самих себе. Нечто подобное, добавляет он, мы делаем с образом, который пытаемся создать “в умах других людей, дабы они нас любили”.

Черту подводит философ Джордж Сантаяна, полагающий, что мнение других людей о нас не имеет практически никакого значения, но едва мы его узнаем, оно “накладывает густую краску на наше самовосприятие”. Социальные философы прозвали этот эффект отражения “зеркальным Я” – то, как мы видим себя в глазах других. Согласно этому подходу наше ощущение самих себя рождается в ходе взаимодействия с другими людьми, они – зеркала, в которых мы отражаемся. Суть этой концепции можно выразить так: “Я – то, что ты, по-моему, думаешь обо мне”.

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 15 Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит Представьте себе на минутку, что вы – автор. Вы пишете книгу, в которой вы сами – действующее лицо, вместе со многими другими, кто играет свою роль в том, чтобы ваша жизнь была такой, какая есть.Вам нужно определить

Из книги Практическая интуиция в любви автора Дэй Лора

Настройтесь на других и на себя Интуиция работает постоянно, хотя, возможно, вы этого не замечаете. Очень важно научиться сознательно её контролировать, иначе она будет участвовать в достижении некоторых подсознательных и нежелательных целей.В следующих двух главах я

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Искаженное восприятие себя -- заниженная самооценка и гордыня Бытующие в обществе культурные стереотипы относительно того, каким должен быть мальчик или мужчина, заставляют юного Диониса думать, будто с ним что-то не в порядке. Этот мальчик рано осознает, что слишком

Из книги Могущество духовного интеллекта автора Бьюзен Тони

Глава 4 Сострадание - умение понимать себя и других Нет человека, который был бы, как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

Помнить себя ребенком. Уметь посмотреть на мир детскими глазами Почаще вспоминайте свое восприятие мира в детстве - это поможет Вам лучше понять Ваших детей.Ответственность за отношения старших и младших лежит на тех и других, но на старших в тем большей мере, чем больше

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Обвинение себя и других.Вина также явно проявляется в характере энеа-типа VI, как и в энеа-типах IV и V, только в энеа-типе VI механизм возникновения чувства вины идет рука об руку с очевидным процессом оправдания через нападение и формирование внешних врагов. Можно сказать,

Из книги Психотренинг по методу Альберта Эллиса автора Эллис Альберт

Глава 4. КАК ВЫРАБОТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД НА САМОГО СЕБЯ, НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И РЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ! Предположим теперь, что мне вполне удалось убедить вас в том, что научно-исследовательские методы помогают преодолеть тревогу и жить более счастливо. Что же дальше?

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Смотреть на ситуацию глазами других людей: научите ребенка учитывать иные точки зрения Вам не кажется это знакомым? Вы работаете за своим столом, и к вам подходит семилетняя дочь. Она заметно рассержена. Она заявляет, что ее младший брат Марк только что назвал ее дурой. Вы

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Глава 2 Как убедить не только других, но и себя, что вы не боитесь, и не вернуться к страхам, которые вы побороли? Казалось бы, не совсем нужная глава. Мы учимся избавляться от страхов, и это надо нам самим. Какая нам разница, что будут думать другие? Оказывается, нужно подумать

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Из книги Поддержание порядка в душе [Практическое руководство по достижению эмоционального комфорта] автора Кэррингтон-Смит Сандра

Глава 10. Краска и зеркала Изменяем восприятие себя Мы и зеркало, и лицо в нем. Руми Теперь, на чистом листе, мы можем распланировать дом, который отражает нашу личную идею красоты. Логично начать делать это с выбора цветовой схемы.Выбирая цвет фасада дома, мы часто

Из книги Переговоры с удовольствием. Садомазохизм в делах и личной жизни автора Кичаев Александр Александрович

Живу для себя или для других? Наше воспитание построено на установке «Ты должен соответствовать ожиданиям общества, его нормам и правилам. Иначе будешь наказан!»К чему это приводит?К тому, что примерно 80 % стрессов вызвано неосознанным страхом осуждения окружающими

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Как заякорить ваше позитивное восприятие себя и мира Состояние, когда вы чувствуете себя на высоте, когда ваша самооценка устойчиво положительна – это одно из важнейших ресурсных состояний. И если другие ресурсные состояния могут меняться в зависимости от ситуации

Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай

1. Мы не задействуем свою способность смотреть на мир глазами других людей, когда это необходимо Возможно, это прозвучит слишком просто, но причина, по которой мы не понимаем точку зрения другого человека, заключается в том, что мы не слишком к этому стремимся. Оценка

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Искаженное восприятие себя Как только вам кажется, что в вашей жизни что-то идет не так, – это хороший повод проверить Я-концепцию.Основные признаки неверной Я-концепции: вы не получаете удовольствия от жизни; ваша жизнь кажется вам скучной и однообразной; то,

Я концепция - чувство собственной идентичности.

Самооценка - общая оценка человеком своей компетентности и ценности.

Я концепция и самооценка - вот два вида восприятия себя, которые в огромной степени воздействуют на то, как мы общаемся.

Я концепция - это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые у вас сложились о ваших навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Самооценка - это ваша общая оценка своей компетентности и ценности.

Формирование и поддержание я концепции

Как вы узнаете, что в действительности представляют собой ваши навыки, способности, знания, компетентность и личность? Наша я концепция основана на отдельных интерпретациях себя, данных нами, исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Мы формируем впечатление о себе, основанное на нашем собственном восприятии. Основываясь на собственном опыте, мы развиваем наше собственное восприятие своих навыков, способностей, знаний, компетентности и индивидуальности. Например, если вы считаете, что легко завязываете беседу с незнакомыми людьми и вам нравится непринужденно беседовать с ними, то можете сделать заключение, что вы необыкновенно дружелюбны.

Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта как специфического феномена. Например, кто то, отвергнутый при первой же попытке назначить свидание, может воспринимать себя непривлекательным для противоположного пола. Если последующие опыты привели к аналогичным результатам, первоначальное восприятие закрепляется. Даже если первый опыт не повторится немедленно, вероятно, может потребоваться еще не одна успешная попытка, чтобы изменить первоначальное восприятие.

Когда мы получили положительный опыт, возникает высокая вероятность поверить, что мы обладаем теми личными качествами, которые у нас ассоциируются с этим опытом, и эти характеристики становятся частью нашего общего представления о себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютерные программы, с которыми безуспешно борется Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя «компетентно решающей проблемы» в своей я концепции. Ее положительный опыт подтверждает, что она обладает определенными навыками, следовательно, эта характеристика получает подкрепление как часть ее я концепции.

Реакции других людей

В дополнение к нашему восприятию себя наша я концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников сказал: «Вы мыслите действительно творчески», - вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше подходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам комплимент. Эти замечания более действенны, если сделаны сразу после вызвавшего их факта. Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше восприятие того, кем и чем мы являемся.

Некоторые люди имеют очень детальную я концепцию, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша я концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми.

Наша я концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу я концепцию. Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной я концепции у других членов семьи.

Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик» , или брат замечает: «Киша, дав взаймы Томике пять долларов, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна» , - это поможет Роберто или Кише осознать важную часть своей индивидуальности.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред я образу других, особенно развитию я концепции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось» , он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной» , она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, - это наша положительная или отрицательная оценка я концепции. Заметьте для себя, что иметь высокую самооценку - это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука, самооценка - это не только то, как хорошо или плохо вы что то делаете (я концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что то делаем или плохо.

Например, частью я концепции Фреда является уверенность, что он физически силен. Но если Фред не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность.

Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность я концепции и самооценки

Правильность нашей я концепции и самооценки зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими.

Все мы переживали успех и неудачи и все мы слышали комплименты и критику в свой адрес. Если мы придаем чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, наша я концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее, принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцениваем наши успехи или если мы долго помним полученные критические замечания, наш образ себя может быть не сформирован и наша самооценка занижена. Ни в том ни в другом случае наши я концепция и самооценка не будут точно отражать, кем мы являемся.

Неконгруэнтность - разрыв между не правильным восприятием себя и реальностью.

Неконгруэнтность - это разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Это становится проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероятно, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши реальные способности.

Например, Шон может на самом деле обладать всеми навыками, способностями, знаниями, компетентностью и личными качествами, чтобы стать успешным лидером, но если он не считает, что обладает этими качествами, он и шагу не сделает, когда появится необходимость в руководителе. К сожалению, отдельные личности склонны подкреплять свое восприятие себя, изменяя свое поведение в соответствии со своей я концепцией. Таким образом, люди с высокой самооценкой склонны вести себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как люди с низкой самооценкой склонны вести себя, всячески подтверждая низкую самооценку, во власти которой они находятся. Неточность искаженного образа себя усиливается посредством самоисполняющихся пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества

Самоисполняющиеся пророчества - это события, которые происходят в результате собственных или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров.

Самоисполняющиеся пророчества - это те прогнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предрекаем себе успех или неудачу. Например, Стефан видит себя легко входящим в контакт и способным без усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я собираюсь развлечься на вечеринке» . В результате своего положительного самосознания он ожидает встретить новых людей, завязать несколько новых знакомств и развлечься. В противоположность ему Артур видит себя лишенным навыков к созданию новых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я кого нибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно отвратительный вечер» . Поскольку он боится знакомиться с новыми людьми, он чувствует себя неловко, когда его представляют кому то, и, как он и предсказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и мечтая о том, когда он сможет уйти.

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его.

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любойможет это сделать - здесь нет ничего сложного» . Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Изменение я концепции и самооценки

Я концепция и самооценка - устойчивые характеристики, но они могут изменяться. В своем анализе некоторых других исследований Кристофер Мрук обнаружил, что самооценка может возрастать. Он сообщает: «В конечном счете самооценка возрастает в результате тяжелой работы и практики, практики, практики - это неотвратимый экзистенциальный факт».

Представление себя

Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации.

Мы также представляем другим наш я образ и самооценку через различные роли, которые мы исполняем. Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации. Например, в течение дня вы можете исполнять роли «студента», «брата или сестры» и «продавца».

Роли, которые мы исполняем, могут определяться нашими собственными нуждами, отношениями, которые мы создаем, культурными ожиданиями, влияющими на нас, выбором групп, членами которых мы хотели бы стать, и нашими собственными сознательными решениями. Например, если вы были старшим ребенком в большой семье, ваши родители могли поручить вам роль старшего брата, что наделяло вас функциями поддержания дисциплины, присмотра за братьями и сестрами или хозяйственными функциями, в зависимости от того, как они представляли себе семейные отношения. Или если ваши ровесники видят в вас «шута», вы можете продолжать играть эту роль, смеясь и рассказывая веселые истории, даже ощущая на самом деле, что эту роль вам навязали и она вам приносит только вред. Каждый из нас исполняет множество ролей ежедневно, и мы находим в себе различные навыки и свойства для исполнения этих ролей. В каждой новой ситуации мы можем попробовать знакомую нам роль или попытаться сыграть новую.

Я концепция, самооценка и коммуникация

Наши я концепция и самооценка влияют на правильность понимания себя. Они также влияют на наше общение, помогая преодолеть наши внутренние противоречия и влияя на стиль общения.

Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений

Когда мы должны принять решение, мы можем особенно ясно ощутить различные и часто взаимоисключающие «голоса» в нашей голове. Послушайте монолог Кори по возвращении его с интервью при приеме на работу.

Кори: Полагаю, что я произвел очень хорошее впечатление на заместителя директора по кадрам, - я так думаю, потому что она долго разговаривала со мной. Ну, она поговорила со мной, но может быть, она только хотела быть любезной. Все таки это ее работа. Нет, тогда бы она не стала тратить на меня столько времени. И она просто засияла, когда я рассказал ей о моей учебе в интернатуре при Федерации. Да, она сказала, что заинтересована опытом, полученным мной в интернатуре. Говоря об этом, она дала мне понять, что это может повлиять на ее отношение ко мне как к будущему работнику.

Если Кори уверен в себе, он, возможно, сделает заключение, что интервью было искренним, и будет спокоен относительно него. Но если он считает себя не достойным и думает, что не обладает необходимыми навыками и способностями для хорошего исполнения работы, то, вероятно, будет больше «прислушиваться» к своим негативным оценкам ситуации и сделает заключение, что не имеет шанса получить эту работу.

Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими

Если мы высоко оцениваем себя, мы, скорее всего, общаемся уверенно. Например, люди с сильной я концепцией и высокой самооценкой обычно побуждают других верить в свой успех. Подобно этому люди со здоровым восприятием себя склонны защищать свою точку зрения даже под натиском контраргументов. Если мы низко оцениваем себя, мы, как правило, общаемся неуверенно, занижая свои достижения.

Почему некоторые люди принижают себя, невзирая на свои достижения? Люди, которые имеют низкую самооценку, вероятно, не уверены в ценности своего вклада и ожидают от других негативной оценки. В результате, может быть, люди с низкой я концепцией или низкой самооценкой находят менее болезненным принизить себя сами, чем слышать критику от других. Чтобы предвосхитить вероятное обсуждение другими их неудач, они делают это первыми.

Культурные и гендерные различия

Культура влияет на восприятие и воздействует на представление людей о себе. Большинство американских граждан придерживается так называемой «западной точки зрения на самих себя». Они говорят, что личность - это независимое существо с определенными способностями, чертами, мотивами и ценностями и что все эти факторы определяют поведение. Более того, люди с этой западной точкой зрения рассматривают личность как основную социальную единицу. В западной культуре позитивная я концепция и самооценка построены на таких ценностях, как независимость, а также раскрытие и выражение уникальности каждого человека.

До сих пор люди разных культур используют различные ценности для построения позитивных я концепции и самооценки. Во многих восточных культурах семья, а не личность является наименьшей социальной единицей. Такие культуры не принимают и не ценят независимость, скорее ценится взаимозависимость между людьми. Уверенный в себе индивидуалист в западной культуре может расценивать эти качества как достоинства и развить у себя позитивную самооценку. Человек, принадлежащий к восточной культуре и обладающий теми же качествами, рассматривает их как недостатки и будет развивать у себя негативную самооценку.

В западных культурах дети будут ценить свои личные качества, которые связаны с независимостью, развивая на этом основании высокую самооценку. В любых восточных культурах в ребенке стремятся развивать взаимозависимость. Такие дети будут повышать самооценку, когда они воспитывают в себе сотрудничество, помощь и самопожертвование.

Подобным образом мужчина и женщина в результате социализации рассматривают себя по разному и судят о себе по тому, соответствует ли их поведение ожидаемому от лиц их пола в их культуре. Если от женщины ожидают, чтобы она заботилась о доме и семье, тогда те женщины, которые находят в себе навыки, способности, знания, компетентность и персональные качества, необходимые для этого, будут обогащать я концепцию и повышать самооценку. Но женщины, которые не обладают этими качествами, вероятно, будут менее уверены в себе и, скорее всего, будут иметь низкую самооценку.

Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.

©Архипов Борис Алексеевич - МГПУ, кандидат медицинских наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики, Москва.
©Максимова Елена Владимировна - КДУ (культурно-досуговое учреждение) «Центр Триада», методист профильных программ, Москва.
©Семенова Наталья Евгеньевна – детская поликлиника №46, медицинский психолог.

Практически у всех детей, которые обращаются к нам по поводу нарушений развития мы, в первую очередь, отмечаем нарушения восприятия.
В научной литературе такие нарушения могут иметь и другие названия. Н.А.Бернштейн относил их к нарушениям афферентного синтеза. В переводной англоязычной литературе используется термин – нарушения сенсорной интеграции. Во всех описываемых случаях речь идет о нарушениях обработки поступающей информации.

Наиболее часто встречаются у детей следующие нарушения восприятия:
- нарушения восприятия телесной, в первую очередь, глубокой (протопатической) чувствительности;
- нарушения вестибулярного (чаще, гравитационного) восприятия;
- нарушения зрительного восприятия у детей, которые видят;
- нарушения слухового восприятия у детей, которые слышат. (Никольская, 1997; Семенович, 2002; Морозов, 2002; Гилберт, Питерс, 2003; Феррари, 2006; Айрес, 2009 и многие другие).

Ниже, мы несколько подробнее разберем, как влияют нарушения глубокой телесной чувствительности и пространственного восприятия на формирование психики ребенка.
«Любое отклонение, нарушение в этапах развития или их пропуск приводит к включению компенсаторных гипо- или гипермеханизмов. Такого рода компенсаторные процессы нередко формируют поведенческие "маски" или патологические феномены и синдромы соматического, неврологического и психологического ряда». (Архипов, Семенович)

Глубокая телесная чувствительность
Телесная чувствительность подразделяется на чувствительность поверхностную (эпикритическую) и глубокую (протопатическую, значительно более древнюю).
Глубокая чувствительность заметно отличается от чувствительности поверхностной:
- Глубокая чувствительность включена постоянно, у нее практически нет порога восприятия. Т.о. глубокая чувствительность постоянно информирует центральную нервную систему о состоянии всего тела и всех воздействиях на него.
Если вы сосредоточитесь, то, с опорой на глубокую чувствительность, легко «найдете» свои руки, ноги, пальцы, затылок. Причем воспринимать вы будете именно «руки», «ноги», «пальцы», «затылок», - при этом вы практически не осознаете своего чувствования.
Сравните с поверхностной чувствительностью – при прикосновении к телу – мы ощущаем только начало воздействия или его окончание. Так, мы не чувствуем свою одежду. Не чувствуем поверхность своего тела, пока к ней что-то не прикоснется.
- Получаемые раздражения медленно накапливаются, суммируются.
- Возбуждение, от места воздействия, медленно, с затуханием, распространяется по телу. Если возбуждение достаточно сильно или длительно, то постепенно охватывает, объединяет, все тело.
Стоя, сидя усиленно надавливая на пол, вы можете почувствовать, как напряжение растекается по всему телу, захватывая мышцы ног, спины, шеи и головы.
Более слабые воздействия также воспринимаются и растекаются, но практически не доводятся до сознания.

Именно глубокую чувствительность, постоянно включенную и объединяющую все тело, считают основой для восприятия человеком СЕБЯ (Меграбян, 1962, Тхостов, 2002).

Чтобы контролировать собственные движения, нужно себя достаточно хорошо чувствовать.
При нарушениях восприятия собственного тела ухудшается способность центральной нервной системы управлять движениями тела, что видно по неустойчивости позы ребенка, по поиску дополнительных опор при стоянии, сидении, ходьбе. Такие дети не могут передвигаться или даже какое-то время находиться с закрытыми глазами – возникают страхи.
При нарушениях восприятия глубокой чувствительности наблюдается «телесное непонимание», неопознанность при восприятии себя. Это ведет к страхам, связанным с не нахождением себя в пространстве.
Прикрыли руку ребенка незнакомой салфеткой, и он пугается, что рука пропала, исчезла.

При нарушениях восприятия собственного тела у ребенка компенсаторно формируется множество вроде бы «лишних», но необходимых ребенку движений рук и ног – ребенку требуется постоянно двигаться, чтобы себя чувствовать. При нарушениях восприятия таза и нижних конечностей появляются раскачивания всем телом; при нарушениях восприятия плечевого пояса и рук – размахивания руками, потряхивания и т. п.

Восприятие себя самого, себя - как отдельного существа, является основой психологического осознания себя или, как говорят психологи, основой Я-сознания. (Меграбян, 1962, Тхостов, 2002; Зинченко, Леви, 2007).
Позже, в тяжелых случаях, у взрослых людей со сформировавшимся сознанием, – наблюдаются такие психические нарушения, как деперсонализация. (Меграбян, 1962, Тхостов, 2002).
Рассказ человека, больного шизофренией: «Она подошла к моей кровати, схватила меня за руку и подняла ее высоко надо мною, потом отпустила, и она как безжизненная упала снова на кровать. Боли не было, поскольку я перестала ощущать свое тело. Жизни длится лишь в пределах моего мозга, который окончательно взял верх».
(http://olegtern.livejournal.com/29758.html )

«…эти особенности позволяют связать развитие деперсонализационно-дереализационного расстройства с патологией восприятия». (Журавлев, Тхостов, 2004)

Кроме того, глубокая чувствительность, по принципу обратной связи, участвует в формировании тонической регуляции человека. Глубокая чувствительность постоянно информирует центральную нервную систему о тоническом состоянии всего человеческого тела.
Тонический уровень целостен – это единственный уровень, объединяющий все тело.

Любые нарушения восприятия глубокой чувствительности всегда сопровождаются нарушениями, зависимого от нее, уровня тонической регуляции. Что мы и отмечаем практически у всех детей, которые обращаются к нам по поводу нарушений или задержек развития.

Гипотонии, снижения тонуса, как правило, проявляются не только сниженным мышечным тонусом, но и сниженным эмоциональным тонусом. При дистониях мы отмечаем или эмоциональную лабильность, или постоянное состояние дискомфорта. Состояние дискомфорта, возникшее из-за нарушения восприятия глубокой чувствительности. сохраняется и на всех, боле высоких уровнях обработки информации. В более легких случаях, оно воспринимается как тревожность, в более тяжелых – вызывает страхи, связанные с конкретными ощущениями, объектами пространства, ситуациями.

Восприятие в пространстве
Насыщение тонусом необходимое условие формирования восприятия всех других, более высоких уровней обработки информации в центральной нервной системе. Чтобы нервные центры принимали и обрабатывали информацию, они должны быть тонически активны (предуготовлены к работе).
Чтобы мы могли смотреть и слышать, и глаз, и ухо должны быть тонически настроены.

В пространстве мы выделяем себя и свое тело – как часть пространства.
Возникают понятия Я и ЗДЕСЬ.
«Для того, чтобы быть самим собой, необходимо обладать единственно своим уникальным и ограниченным местом в пространстве, т.е. телом. Самоощущение собственного тела, самоощущения единства себя и своего отличия от окружающего пространства является основой Я-сознания». (Рибо, 2001; Бюлер, 2000).
Снова закройте глаза и попробуйте сосредоточиться на своем теле. Обратите внимание, - когда вы прислушиваетесь к своему телу, вы перестаете воспринимать окружающее пространство. Восприятие окружающего пространства мешает вам слушать свое тело.
Возможно, этот механизм и лежит в основе нарушения пространственного восприятия многих наших детей. Восприятие собственного тела настолько для них жизненно важно, что ради него они отказываются от восприятия пространства.

Нарушения восприятия пространства и себя в пространстве ведет к тому, что у наших детей так поздно появляется осознание себя - Я-сознание, ос котором мы уже говорили выше.

Различение центрального и бокового зрения
При восприятии пространства мы, чаще всего, используем дистальную рецепцию зрения, слуха и всю рецепцию собственного тела.
Зрительное восприятие опирается на боковое зрение (более древнее) и центральное зрение. Обычно мы, неосознанно, используем оба вида зрения. При недостатке тонуса, активности, центральное зрение, как правило, бывает нарушено (так как здесь требуется настройка тонических мышц глаза); при этом боковое зрение, как правило, сохраняется.

Рассмотрим их чуть более подробно.
Особенности бокового зрения:
- реагирует только на контраст
- реагирует на движение и не видит неподвижных объектов
- одномоментное восприятие (нет рассматривания и слежения)
Как лягушка – видит летящую муху, и не видит муху лежащую или неподвижно висящую перед ее носом.

Восприятие объекта боковым зрением обычно сопровождается – двигательной реакцией: если объект знаком – схватить, если не знаком – убежать или оттолкнуть. Все новое, необычное вызывает страх.

Особенности центрального зрения:
- конвергенция двух глаз на одном объекте - совместно видение двумя глазами
- слежение за целью в пространстве – движения сопряжения, глаза сопровождают цель в пространстве
Как вы идете, опираясь на перила.
- рассматривание объектов
- поиск цели в пространстве.

Нарушения зрительного восприятия
При снижении тонуса мышечной и нервной системы нарушаются процессы зрительного восприятия в пространстве.
При нарушении тонуса мышц глаза – возникают трудности регуляции зрительного восприятия: трудности конвергенции двух глаз на одном объекте, трудности слежения за объектом.

Б. А. Архипов, исходя из наиболее часто встречающихся вариантов выпадения, предложил разделить пространственное восприятие на 4 зоны:
1 зона – до уровня плеч – куда можно дотянуться носом; то, что видит ребенок, когда лежа приподнимет голову;
2 зона – до локтей – или то, что видит ребенок, когда лежа приподнимается с опорой на локти; или то, что на столе;
3 зона – куда можно дотянуться рукой; или то, что видит ребенок, когда сидит;
4 зона – то, что видит ребенок, когда стоит; куда можно дойти ногами.

Примеры диагностических заключений Б.А. Архипова по некоторым детям:
- Не простроено зрительное удержание обеих рук в пространстве. Правый глаз ведет только правую руку (кисть), левый – левую.
- Верхние сегменты игнорируются
- Периферическое (боковое) зрение часто заменяет центральное. Отсюда часто возникающие страхи и защитные движения в сторону по прямой.
- Координация глаз – рука: единичные выбросы руки в пространство, глаза не следят за кистью. Зрение и движение – только по прямой.
- Нет середины верха. Трудности слежения двумя глазами за объектом (целью).
- На объекты правой стороны ребенок смотрит правым глазом, на объекты левой стороны - левым, что может привести к амбивалентности сознания.

При зрительном восприятии мы видим не цвета и пятна, а целостные образы. Если, при нарушении зрительного восприятия – например, нарушения конвергенции двух глаз на одном объекте, нарушения процесса рассматривания объекта - происходит задержка формирования образа, то наша психика часто достраивает образ объекта сама. На фоне тревожности и нарушений восприятия – появляются додуманные объекты, иллюзии, часто вызывающие страх. Яркий пример этому - страхи детей в темной комнате. Когда света становится больше, восприятие, узнавание объектов улучшается – проходят страхи.
Так возникают, часто описываемые у детей аутистов, страхи трубы, в которой исчезает вода, страхи птиц, которые внезапно приближаются или, наоборот, неизвестно куда исчезают. (Никольская, 1997; Гилберт, Питерс, 2003; Феррари, 2005).
Причем особенно пугают ребенка живые объекты, поскольку они совсем не предсказуемы в своем поведении; чего ребенок боится, то он старается не замечать.

Разрозненное, фрагментарное зрительное восприятие, позже, в более взрослом возрасте, формирует фрагментарное знание мира.

В тяжелом случае, это ведет за собой и разделение сознания - например, одно сознание строится с правого глаза, другое – с левого: ребенок подходит к зеркалу и смотрит в него то одним, то другим глазом – при этом он разговаривает – с одного глаза высоким взволнованным голосом, с другого – низким спокойным. Маленький ребенок часто просто играет со своим, таким особенным восприятием, но со стороны это смотрится достаточно странно.

Другой вариант разделения сознания при нарушении зрительного восприятия мы наблюдали у ребенка 12 лет, который хорошо воспринимал объекты и следил за ними – на уровне плеч; далее до уровня конца вытянутой руки восприятия объектов и слежения за ними практически не было; дальние объекты вновь воспринимались достаточно хорошо. Здесь мы наблюдали также два сознания – одно совсем детское, на уровне «дай, хочу», детские интонации голоса, капризы, другое – почти взрослое, даже абстрактное, фантазийное, где появлялась «летающая чаина» и т.п. странности. Работать с ребенком можно было или в ближней зоне, или в дальней. Работа в средней зоне вызывала множественные страхи, агрессию, самоагрессию.

Во многих руководствах по психопатологии приводятся в качестве примеров картины или рисунки, нарисованные больными. Обычно эти картины представляются так: у него больная психика, поэтому у него такое странное видение мира. Но ведь можно сказать и по-другому: у него нарушено восприятие пространства, он так видит мир, поэтому у него такая психика.

Слуховое восприятие в пространстве
Слуховое восприятие в пространстве – дихотонично, на два уха; по слуху мы определяем расстояние до интересующей нас цели.
Слуховое восприятие в простанстве включает в себя определение громкости звука, тональности, высоты звучания, интонации, эмоциональной окраски звучания и т. п. (Найссер, 1998).

Слуховое восприятие пространственного поля – образно, мы не просто слышим звуки, мы «видим» шумящие машины, чирикающих птиц, говорящих людей, слышим крадущуюся кошку, слышим порывы ветра и т.п.

Нарушения слухового восприятия
При тонических нарушениях, которые затрагивают и орган слуха,
отмечаются нарушения слухового восприятия – чаще всего мы замечаем, что ребенок вроде слышит, но при этом практически не реагирует на громкость, высоту тона, интонированность голоса. Т.е. ухо ребенка не настраивается на слышание.

На фоне тревожности, звуки, не понятые как объекты, вызывают страхи.
Примеры диагностических заключений Б.А.Архипова:
- Слуховое восприятие только фронтально, что ведет к вынужденному положению головы и снижению глазодвигательной функции.
- Восприятие речи улучшается при нажиме на плечо.

Вот как описывает свое слуховое восприятие Т.Грэндин, взрослая, вполне социализированная аутистка, бизнесмен: «Мой слух - это тоже самое, как слуховой аппарат с регулятором на полной громкости. Это как микрофон, усиливающий все подряд. У меня два варианта: включить микрофон и быть потопленной звуками, или выключить его. Мать говорила, что временами, я вела себя как глухая. Слуховые тесты показывали, что мой слух был нормальный. Я не могу модулировать поступающую слуховую стимуляцию». (Грендин, 1999).

Коррекция
Уровень тонической регуляции, опирающийся на глубокую и вестибулярную чувствительность, на наш взгляд, является основной опорой не только движений человека, но всех функций нашей психики, опирающихся на движение. Это - общение, поведение, детско-родительские отношения т.п.
Поэтому, коррекционную работу с особыми детьми мы всегда начинаем со стимулирования глубокой чувствительности, нормализации функционирования уровня тонической регуляции, организации тонического объединения всего тела.
При коррекционной работе по целостному восприятию своего тела у детей исчезают страхи, связанные с «отсутствием, не обнаружением себя в пространстве».
При коррекционной работе, при построении целостного зрительного восприятия, исчезают признаки расщепления сознания.
При коррекционной работе по восстановлению целостного зрительного и слухового восприятия всех зон, уменьшаются страхи, связанные с объектами в пространстве.
Имеющиеся страхи удается сгладить в коррекционной работе, а новые не имеют причин возникать.