Территориальное расширение ссср в 1939 1940 годах. Расширение ссср. Вопросы и задания

Степень с рациональным показателем, её свойства.

Выражение а n определено для всех а и n, кроме случая а=0 при n≤0. Напомним свойства таких степеней.

Для любых чисел а, b и любых целых чисел m и п справедливы равенства:

A m *a n =a m+n ; a m:а n =a m-n (а≠0); (а m) n = а mn ; (ab) n = a n *b n ; (b≠0); а 1 =а; а 0 =1 (а≠0).

Отметим также следующее свойство:

Если m>n, то а m >а n при а>1 и а m <а n при 0<а<1.

В этом пункте мы обобщим понятие степени числа, придав смысл выражениям типа 2 0.3 , 8 5/7 , 4 -1/2 и т. д. Естественно при этом дать определение так, чтобы степени с рациональными показателями обладали теми же свойствами (или хотя бы их частью), что и степени с целым показателем. Тогда, в частности, n-я степень числа должна быть равна а m . Действительно, если свойство

(a p) q =a pq

выполняется, то



Последнее равенство означает (по определению корня n-й степени), что число должно быть корнем п-й степени из числа а m .

Определение.

Степенью числа а>0 с рациональным показателем r=, где m — целое число, а n — натуральное (n > 1), называется число

Итак, по определению

(1)

Степень числа 0 определена только для положительных показателей; по определению 0 r = 0 для любого r>0.

Степень с иррациональным показателем.

Иррациональное число можно представить в виде предела последовательности рациональных чисел : .

Пусть . Тогда существуют степени с рациональным показателем . Можно доказать, что последовательность этих степеней является сходящейся. Предел этой последовательности называется степенью с основанием и иррациональным показателем : .

Зафиксируем положительное число а и поставим в соответствие каждому числу . Тем самым получим числовую функцию f(x) = a x , определенную на множестве Q рациональных чисел и обладающую ранее перечисленными свойствами. При а=1 функция f(x) = a x постоянна, так как 1 x =1 для любого рационального х.



Нанесем несколько точек графика функции у =2 x предварительно вычислив с помощью калькулятора значения 2 x на отрезке [—2; 3] с шагом 1/4 (рис. 1, а), а затем с шагом 1/8 (рис. 1, б).Продолжая мысленно такие же построения с шагом 1/16, 1/32 и т. д., мы видим, что получающиеся точки можно соединить плавной кривой, которую естественно считать графиком некоторой функции, определенной и возрастающей уже на всей числовой прямой и принимающей значения в рациональных точках (рис. 1, в). Построив достаточно большое число точек графика функции , можно убедиться в том, что аналогичными свойствами обладает и эта функция (отличие состоит в том, что функция убывает на R).

Эти наблюдения подсказывают, что можно так определить числа 2 α и для каждого иррационального α, что функции, задаваемые формулами y=2 x и будут непрерывными, причем функция у=2 x возрастает, а функция убывает на всей числовой прямой.

Опишем в общих чертах, как определяется число a α для иррациональных α при а>1. Мы хотим добиться того, чтобы функция у = a x была возрастающей. Тогда при любых рациональных r 1 и r 2 , таких, что r 1 <α должно удовлетворять неравенствам a r 1 <а α <а r 1 .

Выбирая значения r 1 и r 2 , приближающиеся к х, можно заметить, что и соответствующие значения a r 1 и a r 2 будут мало отличаться. Можно доказать, что существует, и притом только одно, число у, которое больше всех a r 1 для всех рациональных r 1 и меньше всех a r 2 для всех рациональных r 2 . Это число у по определению есть а α .

Например, вычислив с помощью калькулятора значения 2 x в точках х n и х` n , где х n и х` n — десятичные приближения числа мы обнаружим, что, чем ближе х n и х` n к , тем меньше отличаются 2 x n и 2 x` n .

Так как , то



и, значит,



Аналогично, рассматривая следующие десятичные приближения по недостатку и избытку, приходим к соотношениям

;

;

;

;

.

Значение вычисленное на калькуляторе, таково:

.

Аналогично определяется число a α для 0<α<1. Кроме того полагают 1 α =1 для любого α и 0 α =0 для α>0.

Показательная функция.


При a > 0, a = 1, определена функция y = a x , отличная от постоянной. Эта функция называется показательной функцией с основанием a .

y = a x при a > 1:

Графики показательных функций с основанием 0 < a < 1 и a > 1 изображены на рисунке.

Основные свойства показательной функции y = a x при 0 < a < 1:

  • Область определения функции - вся числовая прямая.
  • Область значений функции - промежуток (0; + ) .
  • Функция строго монотонно возрастает на всей числовой прямой, то есть, если x 1 < x 2 , то a x 1 > a x 2 .
  • При x = 0 значение функции равно 1.
  • Если x > 0 , то 0 < a < 1 и если x < 0, то a x > 1.
  • К общим свойствам показательной функции как при0 < a < 1, так и при a > 1 относятся:
    • a x 1 a x 2 = a x 1 + x 2 , для всех x 1 и x 2.
    • a − x = ( a x ) − 1 = 1 a x для любого x .
    • n a x = a

Дата: 27.10.2016

Класс: 11Б

Тема урока Степень с иррациональным показателем.

Иррациональное выражение. Преобразования иррациональных выражений.

Цель урока:

Обобщение и систематизация знаний по данной теме

Задачи урока:

Повышение вычислительной культуры уч-ся;

Проверка уровня усвоения темы путем дифференцированного

опроса уч-ся;

Развитие интереса к предмету;

Воспитание навыков контроля и самоконтроля.

Ход урока.

I этап урока (1 минута)

Организационный момент

Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и задачи урока (слайд№2); поясняет, как во время урока будет использоваться раздаточный материал, который находится на рабочем месте каждого ученика, обращает внимание учащихся на лист самоконтроля, в который постепенно в ходе урока будут заноситься баллы, полученные за выполнение заданий разноуровневых тестов, выполнения заданий у доски, за активную работу на уроке.

Лист самоконтроля

Вопросы

теории

Разноуровневая самостоятельная работа «Повышение вычислительной культуры»

Работа на уроке (оценка учителя)

Разноуровневый тест

«Обобщение понятия степени.»

Итог

Резуль

таты

са мо

оц ен ки

Учитель обращается к учащимся:

«В конце урока мы увидим результаты вашей самооценки. Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.

Поэтому вы сегодня должны работать самостоятельно и объективно оценивать свои знания».

II этап урока (3 минуты)

Повторение теоретического материала по теме.

Учитель просит учащихся дать определение степени с натуральным показателем.

Звучит определение.

Определение. Степенью действительного числа а с натуральным показателем п называется произведение п множителей, каждый из которых равен а.

Учитель просит учащихся дать определение степени с целым показателем.

Звучит определение.

Определение. Если - целое отрицательное число, то , где 0 Учитель спрашивает: «Чему равна нулевая, первая степень любого действительного числа?» ; .

Учитель просит учащихся дать определение степени с рациональным

показателем. Звучит определение.

Определение. Степенью действительного числа а > 0 c рациональным показателем r = , где m - целое, n - натуральное, называется число:

Если, то.

Учитель: «Вспомните основные свойства степени».

Учащиеся перечисляют свойства степени:

Для любых действительных чисел т и п и для любых положительных а и в выполняются равенства:

1. 4.

2. 5.

Во время ответов на интерактивной доске учащиеся видят определения и свойства степени, и если надо вносят дополнения и исправления в ответы своих товарищей.

III этап урока (3 минуты)

Устная работа по решению простейших задач по теме « Основные свойства степени»

Работа с диском « Новые возможности для усвоения курса математики».

(Учебное электронное издание «Математика 5-11»/ Дрофа.)

Учитель предлагает учащимся применить только что сформулированные теоретические факты к решению упражнений:

    Вычислите

2. Упростите

3) () 6)

3. Выполните действия

К компьютеру вызываются по очереди 3 ученика, они решают предложенные задачи устно, комментируя свой ответ, ссылаясь на теорию. Если задача решена правильно, то звучат аплодисменты, на экране и на доске появляется улыбающееся лицо, а если упражнение выполнено неверно, то лицо грустное, и тогда учитель предлагает взять подсказку. С помощью программы все учащиеся видят на интерактивной доске правильное решение.

IV этап урока (5 минут)

Вариант 1

Вычислите:

648

Уровень II

(2-)

7- 4

0,0640,49

0,28

Уровень III

0,3

Вариант 2

Вычислите:

4 64

Уровень II

(-2)

при а =

125 16-36

Уровень III

1,5

Учащийся должен решить задания своего уровня сложности. Если у него остается ещё время, то он может набирать дополнительные баллы, решая задания другого уровня сложности. Сильные учащиеся, прорешав задания менее сложного уровня, смогут помочь своим товарищам из другой группы в случае необходимости. (По просьбе учителя они выступают в роли консультантов).

Проверка теста с помощью инструмента « Шторка» интерактивной доски.

V этап урока (15 минут)

Разноуровневый тест тематического контроля знаний

«Обобщение понятия степени».

У доски учащиеся группы III записывают и подробно объясняют решение варианта 7 и 8

Во время выполнения работы учитель, если необходимо, помогает учащимся группы III выполнять задания и контролирует решение задач на доске.

Учащиеся двух других групп и остальные учащиеся группы III решают в это время разноуровневый тест (1 и 2 вариант)

VI этап урока (7 минут)

Обсуждение решений задач представленных на доске.

На доске учащиеся решали пять задач. Учащиеся, выполнявшие задачи у доски, комментируют свои решения, а остальные вносят, при необходимости, коррективы.

VII этап урока (5 минут) Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию. Учитель еще раз обращает внимание, на те типы заданий и те теоретические факты, которые вспоминали на уроке, говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся.

1). Подсчет баллов (слайд)

Каждое задание самостоятельной работы и теста, если

оно выполнено верно, оценивается в 1 балл.

Не забудьте прибавить оценки-баллы учителя за урок…

2). Заполнение листа самоконтроля (слайд)

«5» - 15 баллов

«4» - 10 баллов

«3» - 7баллов < 7 баллов

мы надеемся, что ты очень старался,

просто сегодня – не твой день!..

Решения теста и самостоятельной работы учащиеся забирают с собой, чтобы дома сделать работу над ошибками, листы самоконтроля сдают учителю. Учитель после урока анализирует их и выставляет оценки, докладывая о результатах анализа на следующем уроке.

3). Домашнее задание:

    Работа над ошибками в тестах.

    Творческое задание для группы III : составить карточку с заданиями на применение свойств степеней для опроса на следующем уроке.

    Выучить определение и свойства

    Выполнить упражнения

Разноуровневая самостоятельная работа «Повышение вычислительной культуры»:

Вариант 1

Вычислите:

Уровень II

Степень с рациональным показателем, её свойства.

Выражение а n определено для всех а и n, кроме случая а=0 при n≤0. Напомним свойства таких степеней.

Для любых чисел а, b и любых целых чисел m и п справедливы равенства:

A m *a n =a m+n ; a m:а n =a m-n (а≠0); (а m) n = а mn ; (ab) n = a n *b n ; (b≠0); а 1 =а; а 0 =1 (а≠0).

Отметим также следующее свойство:

Если m>n, то а m >а n при а>1 и а m <а n при 0<а<1.

В этом пункте мы обобщим понятие степени числа, придав смысл выражениям типа 2 0.3 , 8 5/7 , 4 -1/2 и т. д. Естественно при этом дать определение так, чтобы степени с рациональными показателями обладали теми же свойствами (или хотя бы их частью), что и степени с целым показателем. Тогда, в частности, n-я степень числа должна быть равна а m . Действительно, если свойство

(a p) q =a pq

выполняется, то



Последнее равенство означает (по определению корня n-й степени), что число должно быть корнем п-й степени из числа а m .

Определение.

Степенью числа а>0 с рациональным показателем r=, где m — целое число, а n — натуральное (n > 1), называется число

Итак, по определению

(1)

Степень числа 0 определена только для положительных показателей; по определению 0 r = 0 для любого r>0.

Степень с иррациональным показателем.

Иррациональное число можно представить в виде предела последовательности рациональных чисел : .

Пусть . Тогда существуют степени с рациональным показателем . Можно доказать, что последовательность этих степеней является сходящейся. Предел этой последовательности называется степенью с основанием и иррациональным показателем : .

Зафиксируем положительное число а и поставим в соответствие каждому числу . Тем самым получим числовую функцию f(x) = a x , определенную на множестве Q рациональных чисел и обладающую ранее перечисленными свойствами. При а=1 функция f(x) = a x постоянна, так как 1 x =1 для любого рационального х.



Нанесем несколько точек графика функции у =2 x предварительно вычислив с помощью калькулятора значения 2 x на отрезке [—2; 3] с шагом 1/4 (рис. 1, а), а затем с шагом 1/8 (рис. 1, б).Продолжая мысленно такие же построения с шагом 1/16, 1/32 и т. д., мы видим, что получающиеся точки можно соединить плавной кривой, которую естественно считать графиком некоторой функции, определенной и возрастающей уже на всей числовой прямой и принимающей значения в рациональных точках (рис. 1, в). Построив достаточно большое число точек графика функции , можно убедиться в том, что аналогичными свойствами обладает и эта функция (отличие состоит в том, что функция убывает на R).

Эти наблюдения подсказывают, что можно так определить числа 2 α и для каждого иррационального α, что функции, задаваемые формулами y=2 x и будут непрерывными, причем функция у=2 x возрастает, а функция убывает на всей числовой прямой.

Опишем в общих чертах, как определяется число a α для иррациональных α при а>1. Мы хотим добиться того, чтобы функция у = a x была возрастающей. Тогда при любых рациональных r 1 и r 2 , таких, что r 1 <α должно удовлетворять неравенствам a r 1 <а α <а r 1 .

Выбирая значения r 1 и r 2 , приближающиеся к х, можно заметить, что и соответствующие значения a r 1 и a r 2 будут мало отличаться. Можно доказать, что существует, и притом только одно, число у, которое больше всех a r 1 для всех рациональных r 1 и меньше всех a r 2 для всех рациональных r 2 . Это число у по определению есть а α .

Например, вычислив с помощью калькулятора значения 2 x в точках х n и х` n , где х n и х` n — десятичные приближения числа мы обнаружим, что, чем ближе х n и х` n к , тем меньше отличаются 2 x n и 2 x` n .

Так как , то



и, значит,



Аналогично, рассматривая следующие десятичные приближения по недостатку и избытку, приходим к соотношениям

;

;

;

;

.

Значение вычисленное на калькуляторе, таково:

.

Аналогично определяется число a α для 0<α<1. Кроме того полагают 1 α =1 для любого α и 0 α =0 для α>0.

Показательная функция.


При a > 0, a = 1, определена функция y = a x , отличная от постоянной. Эта функция называется показательной функцией с основанием a .

y = a x при a > 1:

Графики показательных функций с основанием 0 < a < 1 и a > 1 изображены на рисунке.

Основные свойства показательной функции y = a x при 0 < a < 1:

  • Область определения функции - вся числовая прямая.
  • Область значений функции - промежуток (0; + ) .
  • Функция строго монотонно возрастает на всей числовой прямой, то есть, если x 1 < x 2 , то a x 1 > a x 2 .
  • При x = 0 значение функции равно 1.
  • Если x > 0 , то 0 < a < 1 и если x < 0, то a x > 1.
  • К общим свойствам показательной функции как при0 < a < 1, так и при a > 1 относятся:
    • a x 1 a x 2 = a x 1 + x 2 , для всех x 1 и x 2.
    • a − x = ( a x ) − 1 = 1 a x для любого x .
    • n a x = a

В 1933г. с приходом к власти в Германии фашизма, в советской внешней политике произошел существенный переворот, выражавшийся в отходе восприятия всех капиталистических гос-в врагами. С этого момента до 39г. советская внеш. политика приобретает явную антигерманскую направленность. Ее гл. приоритетом становится стремление к союзу с дем. странами с целью изоляции Германии и Японии. Этот курс во многом был связан с деятельностью Литвинова. Первыми успехами в реазации новых внешнеполит. замыслов СССР стало установление в ноябре 33г. дипломатических отношений с США и принятие СССР в 34г. в Лигу Нации. Это означало формальное возвращение страны в мировое сообщество в качестве великой державы. В мае 35г. между СССР и Францией был заключен договор о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Аналогичный договор был подписан с Чехословакией. В 35г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности. Для реализации своей внешнеполит. замыслов СССР активно использовал Коминтерн. Вместе с пересмотром внешнеполит. курса меняются осн. установки Коминтерна. Гл. задачей становится создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны.

Первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна была предпринята в 36г. в Испании. В июле 36г. генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. Англия и Франция провозгласили политику не вмешательства. Это вызвало возмущение левых сил. В Испанию потянулись тысячи добровольцев из разных стран мира. Советская дипломатия оказалась в весьма сложном положении. С одной стороны, открытая поддержка республиканской Испании грозила СССР новыми обвинениями в экспорте революции, с др. – оставление левых сил Испании без поддержки грозило потерей влияния в междунар. ком.движении. Этого Сталин допустить не мог. 04.10.36г. СССР открыто заявил о своей поддержке Испании и направил туда технику и добровольцев из числа военных специалистов. Но этого было не достаточно. События в Испании необходимость объединенных усилий в борьбе против фашизма. Но дем. гос-ва все еще взвешивали, какой режим опаснее – фашистский или коммунистический. Тем временем фашист.страны осуществляли новые территориальные захваты. В сентябре, когда ситуация накалилась до предела, руководители Англии и Франции прибыли в Мюнхен на переговоры с Германией и Италией. СССР на конференцию допущен не был. Мюнхенское соглашение закрепило курс западных держав на умиротворение фашистских агрессоров. Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после подписания в сентябре 38г. англо-германской, а в декабре франко-германской декларации о ненападении. Сов. Союз, стремясь обезопасить себя от возможного военного конфликта, начал поиски новой внешнеполит. линии.

Положение на западных границах СССР было относительно спокойным. На его дальневосточных рубежах политические конфликты выливались в военные столкновения. Первый конфликт произошел летом-осенью 29г. В 28г. правительство Китая стало проводить политику объединения территорий. Оно попыталось силой вернуть себе утраченные позиции. Возник вооруженный конфликт, победу в котором одержали сов.войска. В это время на Дал. Востоке в лице Японии мировое сообщество получило мощный очаг военной угрозы. Захватив в 31г. Манчжурию, Япония создала военную угрозу границам СССР. Это заставило СССР и Китай восстановить дипломатические отношения. В июле 37г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая, в августе 37 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении. СССР стал оказывать значительную помощь Китаю. Летом 38г. начались отдельные вооруженные столкновения между японскими и советскими войсками. Со стороны Японии это была первая разведка боем.

Причины войны:

Согласно заявлениям советской стороны, целью СССР было добиться военным путём того, чего не удалось сделать мирным: обеспечить безопасность Ленинграда, который находился в опасной близости от границы и в случае начала войны (в которой Финляндия была готова предоставить свою территорию врагам СССР в качестве плацдарма) неминуемо был бы захвачен в первые дни.

Советско-финская война 1939-1940 годов (длилась 3 месяца и 12 дней) - вооружённый конфликт между СССР и Финляндией в период. Война завершилась подписанием Московского мирного договора. В составе СССР оказалось 11 % территории Финляндии со вторым по величине городом Выборгом. 430 тысяч финских жителей потеряли свои дома и переселились вглубь Финляндии, создав ряд социальных проблем.

еликая Отечественная Война 1941–1945 гг.: причины, основные этапы, крупнейшие сражения, итоги. Отношения СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции. Историческая роль СССР во Второй мировой войне (1939–1945 гг.) и разгроме фашизма.

Причины войны

К концу 30-х гг. резко активизировалась внешняя политика фашистской Германии, которая провозглашала своей главной задачей завоевание жизненного пространства. Идеи национальной исключительности, проповедуемые нацистами, легко усваивались немцами, которые считали себя оскорбленными версальским договором, подведшим итоги Первой мировой войны. Это унижение требовало эмоциональной и политической компенсации, что четко усвоили национал-социалисты, поставившие во главу своего учения идею величия германской нации.

Традиционно легко была воспринята и мысль о «походе на Восток», где, собственно говоря, и предполагалось завоевывать жизненное пространство. В целом же война должна была вестись за передел сфер влияния и авторитета в мировой политике ведущих держав, то есть за перераспределение зон влияния, колоний, мировых рынков сбыта и источников сырья.

Свои стратегические цели Германия первоначально прикрывала четко выраженной идеологией непринятия коммунизма. Видя только антикоммунизм лидеров новой Германии, политики США, Англии, Франции подталкивали нацистов к военному конфликту с СССР, не предполагая, что Гитлер эти не ограничится.

31 июля 1940 г. Гитлер официально сообщил высшему генералитету о предстоящей военной кампании. В дневнике начальника Генштаба сухопутных войск генерал-полковника Ф. Гальдера в этот день появилась запись: «Начало (военной кампании) - май 1941 г. продолжительность всей операции - пять месяцев». Генштаб спешно приступил к разработке стратегического плана ведения войны против СССР. В основу планирования было положено требование максимально быстрого, молниеносного разгрома вооруженных сил Советского Союза. 18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву №21 верховного главнокомандования вооруженных сил Германии (ОКВ) о нападении на СССР и дал ей кодовое название «Барбаросса».

Суть плана состояла в том, чтобы за короткий период времени разгромить советские войска, находящиеся на западе СССР, и не допустить отступления боеспособных частей Красной Армии на восток.

В соответствии с планом гитлеровцы повели наступление по трем направлениям. Фашистская армия была разделена на группы «Север», «Центр» и «Юг». Первая группа вела наступление на Прибалтику и Ленинград, вторая группа наступала на Минск, Смоленск и Москву, в задачи третьей группы входил захват Киева, Донбасса, Крыма.

В планах немецкого командования было уничтожение Советского Союза как залог установления мирового немецкого господства.

В истории Великой Отечественной войны можно выделить три этапа:

Первый (22июня1941г-18ноября1942г)- оборонительный, когда Красная Армия в основном отступала, терпела поражения, оборонялась, инициативой владели германские войска.

Второй этап (19ноября1942г-конец 1943г)-коренной перелом в ходе войны, Красная Армия перешла в наступление, немецкие войска в основном оборонялись и отступали, началось массовое изгнание фашистских захватчиков с территории СССР.

Третий этап (1944г-9мая1945г)-победоносное завершение войны, полный разгром немецкой армии, освобождение всех оккупированных ею стран и безоговорочная капитуляция вооруженных германских сил.

рупнейшие сражения.

Битва за Москву (30 сентября 1941 - 20 апреля 1942) - боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Битва под Москвой была первым поражением гитлеровской Германии во Второй мировой войне. До того непобедимый Вермахт разбился у стен Москвы. И хотя исход войны на тот момент был далеко неясен, немцы дрогнули и отступили, натолкнувшись на непреклонность русских. От этой битвы пошёл обратный отсчёт...

Блокада Ленинграда - военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда. Длилась 1941-1944 года (блокадное кольцо было прорвано в начале (янв.) 1943 года) - 872 дня . К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943) - боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки.

противостояние Красной армии и Вермахта в городе и контрнаступление Красной армии, в результате которого 6-я армия Вермахта и другие силы союзников нацистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен. Победа советских войск в Сталинградской битве является крупнейшим военно-политическим событием в ходе Второй мировой войны.

Курская битва (5 июля - 23 августа 1943 года; также известна как Битва на Курской дуге ) Самое крупное танковое сражение в истории; в нём участвовали около 2 миллионов человек, 6 тысяч танков, 4 тысяч самолётов. После завершения битвы стратегическая инициатива в войне окончательно перешла на сторону Красной армии, которая до окончания войны проводила в основном наступательные операции, тогда как Вермахт оборонялся.

Берлинская стратегическая наступательная операция - одна из последних стратегических операций советских войск, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня - с 16 апреля по 8 мая 1945 года.

тоги и последствия войны.

Военно-политические итоги и уроки Великой Отечественной войны огромны. Победа народов Советского Союза над фашистской Германией оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества. Были защищены честь и достоинство, национальная государственность и независимость Советского Союза. Человечество было избавлено от угрозы фашистского порабощения.

Великая Отечественная война была тяжелейшей из всех войн мировой истории. Она унесла около 27 млн. жизней советских людей, часть из них - гражданское население, погибшее в гитлеровских лагерях смерти, в результате фашистских репрессий, болезней, голода. Материальный ущерб, причиненный СССР, составил 30% его национального богатства, а в районах, подвергшихся оккупации, - около 67%. Этот ущерб складывается из потерь, вызванных разрушением, уничтожением и хищением производственных фондов, из военных расходов, в том числе связанных с перестройкой экономики.

За 1941-1945 гг. было полностью или частично уничтожено и разграблено почти 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 4100 железнодорожных станций, 36 тыс. предприятий связи, 6 тыс. больниц, 33 тыс. поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 82 тыс. начальных и средних школ, 1520 средних специальных учебных заведений, 334 высших учебных заведений, 43 тыс. библиотек, 427 музеев и 167 театров. В сельском хозяйстве было разграблено или уничтожено 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, десятки миллионов свиней, овец, коз, домашней птицы. Ущерб, нанесенный транспорту таков: разрушено 65 тыс. километров железнодорожных путей, 13 тыс. железнодорожных мостов, уничтожено, повреждено и угнано 15800 паровозов и мотовозов, 428 тыс. вагонов, 1400 судов морского транспорта. Только прямой урон, нанесенный Советскому государству и населению страны (в ценах 1941 г., без изменения масштаба цен), составил 679 млрд. руб. Но эти цифры не исчерпывают всего ущерба.

Победа в войне досталась СССР очень тяжелой ценой.

В мае 1945 г. СССР выходил из войны не только с радостью победы и надеждой его народов на будущее, не только с новыми территориальными приобретениями, но и с деформированной экономикой, с однобоким развитием военно-промышленного комплекса, с нарушенной социальной структурой общества, с еще более ущербной, чем до войны социальной сферой, с укоренившейся привычкой руководства действовать приказами и принуждением, нетерпимостью к инакомыслию, излишней уверенностью в неисчерпаемости сил и ресурсов страны.

Но все-таки война доказала превосходство социалистического строя над капиталистическим. Морально-политическое единство советских людей, патриотизм, дружба народов, справедливые цели войны породили массовый героизм на фронте, трудовой подвиг народа в тылу.

В народном сознании День Победы стал едва ли не самым светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной из войн.

тношения.

Антигитлеровская коалиция, союз государств и народов, боровшихся во второй мировой войне 1939-45 против агрессивного блока гитлеровской Германией, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов. Объединяла государства, находившиеся в состоянии войны со странами фашистского блока, но вклад отдельных её участников в разгром врага был весьма различным. Решающей силой Антигитлеровская коалиция был Советский Союз, сыгравший главную роль в достижении победы. Четыре другие великие державы - США, Англия,Франция и Китай - также участвовали своими вооружёнными силами в борьбе против гитлеровской Германии, её союзников в Европе и против Японии. В тех или иных масштабах в военных действиях принимали участие соединения некоторых других стран - Польши, Чехословакии, Югославии, Австралии, Бельгии, Бразилии, Индии, Канады, Филиппин, Эфиопии и др. Отдельные государства Антигитлеровская коалиция (например, Мексика) помогали основным её участникам главным образом поставками военного сырья. Были, однако, и такие страны, которые объявили войну Германии лишь перед самым её разгромом и не внесли какого-либо вклада в победу над общим врагом (например, Турция).

К моменту окончания военных действий с Японией в состоянии войны со странами фашистского блока находились: Австралия, Аргентина, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Экуадор, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз; войну державам «оси» объявили также Болгария, Венгрия, Италия и Румыния, входившие ранее в состав агрессивного блока. Боевым союзником Антигитлеровская коалиция было народное сопротивление германским, итальянским и японским оккупантам и сотрудничавшим с ними реакционным силам. Движение Сопротивления широко развернулось в Польше, Чехословакии, Югославии, Албании, Франции, Греции, Китае, Индонезии, Вьетнаме, Бирме, на Филиппинах и в других странах; оно принимало формы вооружённой борьбы, саботажа на предприятиях и др. Серьёзную поддержкуАнтигитлеровская коалиция оказали партизанская борьба на оккупированной агрессором территории СССР, а также руководимые коммунистами боевые антифашистские организации в странах фашистского блока - Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и в самой Германии, внёсшие важный вклад в дело ликвидации фашистского режима в указанных странах.

Начало созданию Антигитлеровская коалиция было положено заявлениями о взаимной поддержке, сделанными правительствами СССР, США и Англии после нападения гитлеровской Германии на СССР, англо-советскими и советско-американскими переговорами летом 1941, подписанием 12 июля 1941 советско-английского соглашения о совместных действиях в войне против Германии, Московским совещанием 1941 трёх держав, а также рядом других соглашений между союзниками в войне против фашистского блока. 1 января 1942 в Вашингтоне была подписана Декларация 26 государств, которые находились к тому времени в состоянии войны с Германией, Италией, Японией и их союзниками; в Декларации содержалось обязательство стран Антигитлеровская коалиция использовать все военные и экономические ресурсы, которыми они располагали, для борьбы против фашистских государств и не заключать с ними сепаратного мира. В дальнейшем союзные отношения между участниками Антигитлеровская коалиция были скреплены рядом новых документов: советско-английским договором 1942 о союзе в войне против гитлеровскойГермании и её сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны (подписан 26 мая), соглашением между СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии (11 июня 1942), советско-французским договором 1944 о союзе и взаимной помощи (заключён 10 декабря), постановлениями Тегеранской (ноябрь-декабрь 1943), Крымской (февраль 1945) и Потсдамской (июль-август 1945) конференций глав правительств СССР, США и Великобритании.

На протяжении всей войны внутри Антигитлеровская коалиция боролись две политические линии - линия СССР, последовательно и неуклонно добивавшегося принятия решений, направленных на достижение быстрейшей победы и разработку демократии, принципов послевоенного устройства мира, и линия западных держав, стремившихся подчинить ведение войны и решение послевоенных проблем своим империалистическим интересам. Эти две линии противостояли друг другу при определении целей войны, координации военных планов, выработке основных принципов послевоенного мирного урегулирования, создании нового международного органа по поддержанию мира и безопасности - Организации Объединённых Наций, и т. д. Со стороны правящих кругов США и Англии допускались грубые нарушения союзнических обязательств по отношению к СССР, что находило своё выражение в затягивании открытия второго фронта в Европе с целью максимально обескровить и ослабить Советский Союз, в неоднократных задержках с поставками ему вооружения, в предпринимавшихся за спиной СССР попытках различных представителей правящих кругов договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира. Однако победы советских вооружённых сил, последовательная линия СССР на укрепление союзнических отношений, а также противоречия между империалистическими государствами дали возможность Антигитлеровская коалиция в целом успешно справиться с задачами, возникавшими на протяжении всей войны, вплоть до победы над Германией, а затем и Японией. Но уже вскоре после окончания войны руководящие круги западных держав стали проводить недружественную, а затем и явно враждебную политику в отношении СССР и возникших после войны государств народной демократии. Последним крупным политическим актом, совместно осуществленным в этой сложной обстановке государствами Антигитлеровская коалиция , явились разработка и заключение в феврале 1947 мирных договоров с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией.

сторическая роль СССР.

Разгром фашизма был достигнут соединенными усилиями государств антигитлеровской коалиции и сил Сопротивления в оккупированных странах. Каждая страна внесла свой вклад в победу, сыграв свою роль в этой мировой схватке. Историческая роль государства в разгроме фашизма составляет национальную гордость народа, определяет авторитет страны в послевоенном мире и политический вес в решении международных вопросов. Именно поэтому западная историография старается принизить и извратить роль СССР во Второй мировой войне.

Историческая роль СССР во Второй мировой войне заключается в том, что Советский Союз был главной военнпппто-политической силой, обусловившей победный ход войны, ее решительные результаты и в конечном итоге - защиту народов мира от порабощения фашизмом.

Во второй мировой войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек. В армию было призвано 110 млн. человек, на 40 млн. больше, чем в 1914-1918 гг. Во второй мировой войне погибло 50 млн. человек, в 5 раз больше, чем в первой.

Из государств - участниц войны главную тяжесть нес Советский Союз. Протяженность советско-германского фронта составляла от 3 до 6 тыс. км, фронтов в Северной Африке и Италии - 300-350 км, Западного фронта - 800 км. На советско-германском фронте действовало от 190 до 270 дивизий противника, в Северной Африке - от 9 до 206 в Италии - от 7 до 26. Советские войска уничтожили, пленили и разгромили более 600 дивизий фашистской Германии и ее союзников. США и Англия нанесли поражение 176 немецко-фашистским дивизиям.

Победа Советского Союза в войне над гитлеровской Германией была обусловлена рядом причин. В экстремальных условиях военной поры советская экономика смогла быстрее перейти на выпуск вооружения и превзойти промышленную мощь фашистского блока. Правящая в стране Коммунистическая партия пользовалась доверием и поддержкой большинства населения страны. Война для СССР была оборонительной, справедливой. Это способствовало подъему традиционного русского и советского патриотизма.


«CССР накануне Великой Отечественной войны» - Советско-Финская война. Линия этнического разделения. CCCР накануне Великой Отечественной войны. Штурмовики. Определите название документа. Линия обороны. Отто. Подписание международного договора. Московский мирный договор. Денонсация. Присоединение Прибалтики. Подписание пакта о ненападении. Танки.

«СССР до войны» - 2.Советско-финская война. Подписание Советско- литовского договора. 1.СССР в н.Второй мировой войны. Запад оказал Финляндии огромную помощь. Советский Союз в предвоенные годы. Расширение советской территории накануне войны. В марте был подписан Москов-ский договор. 3.СССР и Прибалтика. 4.Советско-германские отношения.

«СССР накануне войны» - Первые дни Великой Отечественной войны. Соотношение сил накануне войны. 22 июня 1941 года. Начало великой отечественной войны. СССР накануне войны. Защита СССР (формирование фронтов). Цели. Оборона Ленинграда Битва за Москву «Хочу всё знать!». План «Барбаросса» (4 армейские группы).

«СССР перед войной» - 2.Советско-финляндская война. 4.Советско-германские отношения. Германия фактически признала за СССР Литву. Расширение советской территории накануне войны. Финны запросили мира. Прорыв Красной Армией линии Маннергейма. Пользуясь картой, перечислите новые союзные республики. XX век. 2.Советско-финляндская война (1939-1940 гг.).

«Финская война» - Протяженность 140км. Почему «неизвестная война»? С какой стороны границы был произведён обстрел? Потеряла ранеными 44 тыс. Причины неудач Красной Армии в начале войны. На Карельском перешейке На севере и в центре Карелии На Балтийском побережье Бои в воздухе. Советско-финские отношения в 1918-1938 годах.

«Немцы в СССР» - Депортация немцев. Вторая мировая война. Политико-правовое признание. Применение депортации. А.В.Борман. Трудармия. Создание трудовой армии. АССР немцев Поволжья. Условия жизни трудармейцев. Украина. Карта исторического распределения немецкоговорящего населения. Немцы в СССР. Отзыв с фронта. Паспорт трудармейца.

Всего в теме 11 презентаций