Демонстрационный вариант.
(Ответы в конце теста)
1. Какое из названных событий произошло раньше других?
1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) поход Ермака в Сибирь
4) поход Ивана III на Великий Новгород
2. Кто из князей вошёл в историю под именем первого «собирателя русских земель»?
1) Иван Калита
2) Александр Невский
3) Владимир Мономах
4) Дмитрий Донской
3. Полюдьем в Древней Руси называли
1) собрание мужчин-общинников
2) военное формирование, находящееся на службе у князя
3) сбор князем дани с подвластных земель
4) пошлину, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца
4. Что из названного было результатом военной реформы, проведённой Избранной Радой в середине XVI в.?
1) создание стрелецкого войска
2) создание регулярной армии
3) создание гвардейских полков
4) формирование полков иноземного строя
5. Кто из названных лиц был архитектором?
1) Матвей Казаков
2) Симеон Полоцкий
3) Фёдор Волков
4) Михаил Щепкин
6. Политика «просвещённого абсолютизма» связана с царствованием
1) Петра III
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича
7. В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России
1) было ликвидировано патриаршество
2) был учреждён Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол
8. Прочтите отрывок из Новгородской летописи и укажите, какое событие нашло отражение в этом отрывке.
«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»
1) Ледовое побоище
2) Куликовская битва
3) стояние на реке Угре
4) битва на реке Калке
9. Деятельность каких представителей общественного движения XIX – начала XX вв. началась раньше других?
1) петрашевцы
2) народники
10. М .М.Сперанский подготовил «Свод законов Российской империи» в годы царствования
1) Николая I
2) Александра II
3) Александра III
4) Николая II
11. Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.?
1) классицизм
2) романтизм
3) академизм
4) передвижники
12. Какое из перечисленных преобразований относится к внутренней политике Александра II?
1) отмена крепостного права
2) основание военных поселений
3) проведение П.Д. Киселёвым реформы управления государственными крестьянами
4) перевод крестьян на обязательный выкуп
13. В 1812 году в результате пребывания в Тарутино русская армия:
1) получила свежие регулярные части, вооружение
2) разгромила французскую армию на подступах к Смоленску
3) добилась назначения М.И. Кутузова главнокомандующим
4) задержала захват Москвы армией Наполеона
14. Прочтите отрывок из сочинения Н.К. Шильдера и укажите императора, о правлении которого идёт речь
«Настало новое правление, продолжавшееся [почти] 25 лет… Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись… Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев… Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император<…> в течение всей остальной своей жизни».
2) Александр I
3) Николай I
4) Александр III
15. Выступление Чехословацкого корпуса, ознаменовавшее начало «фронтового» периода Гражданской войны в России, началось в
3) мае 1918 г.
16. Как назывался орган представительной власти, выборы в который должно было провести Временное правительство?
1) Съезд Советов
2) Учредительное собрание
3) Государственное совещание
4) Государственная Дума
17. При проведении Столыпинской аграрной реформы
1) поощрялся рост хуторов и отрубов
2) принудительно отчуждались помещичьи земли
3) развивалось общинное землевладение
4) вводилось уравнительное землепользование «по трудовым нормам»
18. Что из названного относится к результатам государственной политики в СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?
1) расцвет авангардного искусства
2) ликвидация массовой неграмотности
3) отмена государственной цензуры средств массовой информации
4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры
19. Прочтите отрывок из сообщения газеты «Правда» и укажите, в каком году оно было опубликовано.
«Забойщик шахты "Центральная-Ирмино" тов. Стаханов, в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня, поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке. За 6-часовую смену Стаханов дал 102 тонны угля, что составляет 10 проц. суточной добычи шахты».
20. Операция «Багратион» – это операция советских войск по
1) штурму Кёнигсберга
2) контрнаступлению под Сталинградом
3) освобождению Белоруссии
4) штурму Берлина
21. Прочтите отрывок из высказывания cоветского композитора и укажите его фамилию.
«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович
22. Какое из названных событий произошло позже, чем все другие?
1) ввод войск стран ОВД в Чехословакию
2) размещение советских ракет на Кубе
3) начало Корейской войны
4) вступление СССР в войну с Японией
23. Какое событие произошло в период «оттепели» в СССР?
1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности в Европе
2) вывод советских войск из Германии
3) первый визит руководителя СССР в США
4) заключение пакта Молотова – Риббентропа
24. Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине 1940-х гг. сталинское руководство считало
1) смягчение цензуры, проведение политики гласности
2) форсированное восстановление тяжёлой промышленности
3) переход от отраслевого к территориальному управлению народным
4) реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.
25. Что было одним из последствий участия советских войск в афганской войне?
1) исключение СССР из ООН
3) усиление противоречий между СССР и многими странами мира
4) переход к политике «разрядки» в международных отношениях
26. Прочтите отрывок из указа Президиума Верховного Совета СССР и укажите, в каком году был издан этот указ.
«Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Установить, что совместные предприятия, создаваемые на территории СССР с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления, уплачивают налог на прибыль в размере и порядке, определяемом Советом Министров СССР. Налог подлежит перечислению в доход союзного бюджета. Совместные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет их деятельности».
27. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992-1993 гг.) были отмечены
1) макроэкономической стабилизацией
2) падением объёмов производства
3) ростом доходов государства
4) увеличением доходов большинства населения
28. Расположите имена деятелей культуры в хронологической последовательности их жизни:
1) Аристотель Фиораванти, Симон Ушаков, Василий Баженов, Андрей Рублёв.
2) Андрей Рублёв, Аристотель Фиораванти, Симон Ушаков, Василий Баженов.
3) Андрей Рублёв, Василий Баженов, Симон Ушаков, Аристотель Фиораванти.
4) Василий Баженов, Андрей Рублёв, Аристотель Фиораванти, Симон Ушаков.
29. Какие три из перечисленных ниже имён связаны с военными триумфами России XVIII в.?
1) Г.А. Спиридов
2) М.Д. Скобелев
3) С.И. Дежнёв
4) П.А. Румянцев
5) Ф.Ф. Ушаков
6) М.Б. Шеин
30. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.
31. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о какой династии идёт речь.
«Так трагически и бесславно закончилось короткое правление этой династии… на русском престоле. На долю этой династии выпали тяжёлые испытания. Им досталась в наследство разорённая, бедная страна. Системный кризис, охвативший всю страну, усугубляемый голодом первых лет XVII века, показал всю хрупкость власти, которая отошла от методов управления Ивана IV. И без того неэффективная и громоздкая система управления Российским государством начала давать серьёзные сбои. Разбойничьи шайки наводнили страну, на дорогах было небезопасно. После смерти царя страна ушла в пучину смуты и безвременья».
32. Расположите названия органов государственной власти XIX в. в хронологической последовательности их возникновения.
1) Верховная распорядительная комиссия
2) III отделение императорской канцелярии
3) первые министерства
4) Государственный совет
33. Какие три из перечисленных ниже фактов относятся к истории русской культуры первой половины XIX в.?
1) создание Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского»
2) создание высших женских курсов
3) основание Александром I Царскосельского лицея
4) первый показ фильмов в России
5) основание К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского художественного общедоступного театра (МХТ)
6) создание М.И. Глинкой оперы «Жизнь за царя»
34. Установите соответствие между именами российских императоров и событиями внешней политики, произошедшими во время их правления.
35. Прочтите отрывок из воспоминаний Великого князя Александра Михайловича и назовите правившего в XIX в. императора, о внутренней политике которого идёт речь. «Наступили дни "чёрной реакции", – уверяли безутешные сторонники либеральных реформ, но биографии новых министров, казалось бы, опровергали это предвзятое мнение. <…> Профессор Вышнеградский – министр финансов – пользовался широкой известностью за свои оригинальные экономические теории. Ему удалось привести в блестящее состояние финансы Империи и немало содействовать повышению промышленности страны <…> Адмирал Шестаков, высланный Александром II за границу за беспощадную критику нашего военного флота, был вызван <Императором> в Петербург и назначен морским министром <…> С.Ю. Витте… обязан был своей головокружительной карьерой дальнозоркости Императора <…> который, назначив его товарищем министра, сразу же признал его талант».
36. Какие три из перечисленных художественных произведений относятся к первой половине XX в.?
1) фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»
2) роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
3) картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»
4) роман М.И. Шолохова «Тихий Дон»
5) фильм Э.А. Рязанова «Берегись автомобиля!»
6) картина К.С. Малевича «Чёрный квадрат»
37. Установите соответствие между событиями советской истории и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
38. Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идёт речь.
«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования <...> Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди великих держав».
39. Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1945–1953 гг.?
1) образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
2) Карибский кризис
3) разрыв отношений с Югославией
4) образование Организации Варшавского Договора (ОВД)
5) ввод войск в Венгрию
6) образование Германской Демократической Республики (ГДР)
40. Установите соответствие между проводимыми в СССР реформами и годами их проведения.
41. Прочтите отрывок из книги современных историков и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь.
«Набирал кажущуюся силу новый культ личности <…> Первый становится генеральным. [Он] занимает ещё один пост – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается подписанный Сусловым документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся».
42. Расположите следующие события второй половины ХХ в. в хронологической последовательности:
1) первые выборы в Государственную Думу РФ
2) устранение «антипартийной группы» Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича, В.М. Молотова
3) принятие Декларации о государственном суверенитете России
4) принятие Конституции «развитого социализма»
№ вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ |
Годуновых |
|||
Александр III |
|||
Первая мировая война |
|||
Часть А
А1. К церковной реформе патриарха Никона относится
1) изменение церковных обрядов
2) созыв Стоглавого собора
3) учреждение Святейшего Синода
4) отделение церкви от государства
1) изменение церковных обрядов
А2. Какое из названных событий произошло раньше других?
1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) поход Ермака в Сибирь
4) стояние на реке Угре
А3. Что из названного относится к результатам похода князя Ивана III на Великий Новгород в 1478 года?
1) предоставление новгородскому купечеству особых льгот
2) расширение полномочий новгородского веча
3) передача большей части Новгородских земель Великому княжеству Литовскому
4) получение московским князем в своё распоряжение больших земельных владений
4) получение московским князем в своё распоряжение больших земельных владений
А4. Кто из князей повелел возвести стены Московского Кремля из красного кирпича и пригласил в Москву итальянских мастеров: Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового и др.?
1) Иван Калита
2) Иван Грозный
3) Дмитрий Донской
4) Иван III
А5. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке.
«Сказал (он) матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы».
3) Святославе
3) Святославе
А6. Из перечисленных лиц композитором был
1) Н.М. Карамзин
2) В.И. Даль
3) Ф.И. Шаляпин
4) М.П. Мусоргский
А7. Участие России в Континентальной блокаде Англии относится к годам правления
1) Александра I
2) Николая I
3) Александра II
1) Александра I
А8. Целью России в Северной войне было
1) присоединение Финляндии
2) получение выхода к Чёрному морю
3) получение выхода к Балтийскому морю
4)отражение притязаний Польши на Левобережную Украину
3) получение выхода к Балтийскому морю
А9. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя брата императора, наследника престола, о котором идёт речь в отрывке.
«Для него не было секретом, что Константин … страшился престола. Значит, едва ли разговор с (Александром) был для него неожиданностью. Но бояться власти в его положении, даже тайно о ней мечтая, было естественно. (Наследник престола) … понимал, что не готов… к управлению государством. А между тем, после примечательного разговора в 1819 году Александр, неоднократно возвращаясь к этой теме, ничего, однако, не делал, чтобы подготовить брата к престолу».
1) Павел Петрович
2) Николай Павлович
3) Александр Николаевич
4) Александр Александрович
2) Николай Павлович
А10. Какое событие относится к войне 1877-1878 годов?
1) Цусимский бой
2) Тарутинский марш-манёвр
3) оборона Севастополя
4) оборона Шипки
А11. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте
1) основой денежной системы стал золотой рубль
2) основой денежной системы стал серебряный рубль
3) из обращения были изъяты бумажные деньги
4) было восстановлено обращение бумажных денег
1) основой денежной системы стал золотой рубль
А12. Прочтите отрывок из работы историка С.Г. Пушкарёва и определите название творческого объединения, о котором идёт в нём речь.
«Страстная оппозиция классическому, академическому стилю оперного искусства исходила от [этого объединения]. Пианист М.А. Балакирев стал вдохновителем и вождём этой группы молодых новаторов, восставших против окостеневших канонов одновременно с «народниками» в литературе и «передвижниками» в живописи. В [объединение, возникшее] между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М.П. Мусоргский, учёный-химик А.П. Бородин и морской офицер Н.А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающимися композиторами. Они стремились к реализму и народности в музыке».
1) «Могучая кучка»
2) «Левый фронт»
3) «Арзамас»
1) «Могучая кучка»
А13. Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-1890-х годах?
1) классицизм
2) романтизм
3) академизм
4) передвижники
А14. На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 года было принято решение о
1) провозглашении советской власти
2) заключении сепаратного мира с немцами
3) провозглашении России конституционной монархией
4) создании Временного правительства
1) провозглашении советской власти
А15. Что из названного было одной из причин быстрых темпов коллективизации сельского хозяйства в конце 1920-х годах?
1) материальная заинтересованность зажиточных крестьян в создании колхозов
2) успех деятельности крестьянских кооперативов в предыдущие годы
3) насильственные действия со стороны властей в отношении крестьян
4) массовое разорение индивидуальных крестьянских хозяйств в результате падения цен на продовольствие
3) насильственные действия со стороны властей в отношении крестьян
А16. Как назывался созданный фашистами один из крупнейших «лагерей смерти», в котором погибло множество советских военнопленных и евреев?
1) Эрфурт
2) Освенцим
3) Нюрнберг
2) Освенцим
А17. Прочтите отрывок из межгосударственного договора, подписанного СССР в июле 1941 года, и определите, с какой страной он был заключён.
«1. Оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гитлеровской Германии.
1) Франция
2) Великобритания
2) Великобритания
А18. Активное освоение целинных земель во второй половине XX века происходило при
1) И.В. Сталине
2) Н.С. Хрущёве
3) Л.И. Брежневе
2) Н.С. Хрущёве
А19. Что из названного относится к последствиям начала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940-х годов?
1) широкое развитие диссидентского движения
2) репрессии против видных военачальников времён Великой Отечественной войны
3) установление армейского контроля над партийным и государственным аппаратом
4) кампания по борьбе с космополитизмом
4) кампания по борьбе с космополитизмом
А20. Как звали советского писателя, удостоенного в 1958 году Нобелевской премии по литературе, но вынужденного от неё отказаться в условиях организованной властями травли?
1) Б.Л. Пастернак
2) М.А. Шолохов
3) А.А. Фадеев
1) Б.Л. Пастернак
А21. Членом какого объединения государств стала Россия в декабре 1991 года?
1) Содружества Независимых Государств
2) Содружества наций
3) Союза Суверенных Государств
1) Содружества Независимых Государств (СНГ)
Часть В
В1. Расположите имена деятелей культуры в хронологической последовательности их жизни. Запищите цифры, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.
1) Марко Руффо
2) Симеон Полоцкий
3) Андрей Рублёв
4) Василий Баженов
В3. Установите соответствие между терминами и временем их появления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Термины
А) Верховный тайный совет
Б) Земский собор
В) Дворец и Казна
Г) Приказ тайных дел
Время появления
В5. Установите соответствие между событиями второй половины XIX века и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
События
А) принятие закона о земских начальниках
Б) земская реформа
В) Берлинский конгресс
Г) воцарение Александра III
Даты
В7. Какие три из перечисленных документов были приняты в 1920-х годах?
2) резолюция «О единстве партии»
3) первая Конституция СССР
5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»
6) первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
В8. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Руководители
А) Ю.В. Андропов
Б) Н.С. Хрущёв
В) М.С. Горбачёв
Г) К.У. Черненко
Периоды
1) 1953-1964 гг.
2) 1964-1982 гг.
3) 1982-1984 гг.
4) 1984-1985 гг.
В9. Прочтите отрывок из воспоминаний председателя Госплана СССР Н. Байбакова и напишите название периода отечественной истории, к которому они относятся.
«Разговор происходил за чашкой чая, как говорится, в доверительной обстановке. Брежнев рассказывал о трудном положении в стране, о том, что необходимо усилить централизацию управления и планирования, так как предстоит ликвидация совнархозов и восстановление министерств…
«Чёрное золото» и газ из Сибири становились основной базой топливно-энергетического комплекса страны, крупным источником валюты. Тогда и развернулась острая борьба за выбор наиболее эффективного направления прокладки газопровода из Западной Сибири. Косыгин сам вылетел на место - в Тюменскую область, чтобы убедиться, какой вариант выгоднее: северный - по малоосвоенной территории или южный - по густонаселённым районам».
Период застоя
В10. Ниже приведён перечень терминов. Появление всех их, за исключением одного, относится к XIX веку. Найдите и запишите термин, появление которого относится к другому историческому периоду.
Декабристы, народники, петрашевцы, троцкисты, марксисты, первомартовцы.
троцкисты
В11. Напишите пропущенное понятие (термин).
Установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «Великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называется …
колхозы
В12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
1) царь Алексей Михайлович
2) император Александр I
3) А.Д. Меншиков
4) М.М. Сперанский
5) 1645-1676 гг.
6) 1741-1761 гг.
7) 1762-1796 гг.
8) Андрей Желябов
Часть С
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева
«11 июня… прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения… не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
1) период – перестройка; 2) фамилия Генерального секретаря – М.С. Горбачёв
С2. Назовите не менее трёх характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
1) отсутствие частной собственности на средства производства; 2) плановый характер хозяйства; 3) командные (бюрократические) методы руководства экономикой; 4) отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда; 5) бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов; 6) государственный контроль за ценообразованием; 7) государственная монополия на внешнюю торговлю.
Могут быть названы другие характерные черты.
С3. Назовите не менее трёх экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществлённых в период, к которому относятся воспоминания.
1) введение системы госприёмки; 2) расширение самостоятельности предприятий, 3) внедрение хозрасчёта; 4) развитие кооперативного движения; 5) разрешение индивидуального предпринимательства; 6) создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе); 7) создание коммерческих банков.
Могут быть названы другие реформы.
С4. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII века и продолжаются до сих пор. Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).
1) сторонники норманнской теории считали, что государство у восточных славян было создано варягами (норманнами), славяне не могли сами создать государство ввиду своей отсталости; 2) противники норманнской теории считали, что государство славян возникло в результате развития восточнославянского общества (к моменту призвания варягов у славян уже были свои княжения); 3) сторонники норманнской теории считали, что слово Русь имеет норманнское происхождение, противники норманнской теории - слово Русь имеет славянское происхождение; 4) сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) - жители Скандинавии, а противники - варяги (норманны) - славяне с южного берега Балтийского моря.
Могут быть даны другие объяснения.
С5. Ниже указаны две точки зрения на политику П.А. Столыпина:
1. Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.
2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.
Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающие избранную вами точку зрения.
При выборе первой точки зрения может быть сказано, что: 1) аграрные преобразования Столыпина напрямую не затрагивали собственнических прав помещиков; 2) аграрные реформы Столыпина отвлекали крестьян от идеи раздела помещичьих земель; 3) благодаря столыпинским реформам бедняки, продавшие свою землю, пополняли число сельскохозяйственных рабочих, труд которых использовался в помещичьих хозяйствах; 4) изменённый 3 июня 1907 года избирательный закон предоставил больше преимуществ дворянам-помещикам (в том числе в ущерб крестьянским правам); 5) при П.А. Столыпине продолжал действовать Дворянский банк, предоставлявший льготные кредиты помещикам.
При выборе второй точки зрения может быть сказано, что: 1) реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли); 2) Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины; 3) при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче ссуд крестьянам; 4) реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу; 5) переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в Центральном регионе; 6) столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель; 7) в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация; 8) выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств; 9) при реформировании системы местного самоуправления Столыпин планировал предоставить больше прав крестьянам-собственникам.
С6. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них одного и выполните задания.
1) князь Святослав Игоревич 2) Николай II 3) Е.Т. Гайдар
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.
В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует, а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности, существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником (абитуриентом) эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов.
Что из нижеперечисленного стало причиной Первой Мировой войны?
Внимание! Во всех вопросах только один правильный ответ.
Задания Всемирная История, 9 класс
Укажите имя. После первого отречения Наполеона от престола в 1814 году, этот отпрыск Бурбонов был разбужен гонцом, который принёс долгожданное известие: «Сир, отныне Вы король!» - «Разве я и раньше не был королём?» - с достоинством возразил ………. и отправился спать.
Какое государство в Африке в середине XIX в было организовано из освобожденных в США рабов?
A) Нигерия;
C) Эфиопия;
D) Либерия.
12. Этот американский президент родился в семье лесоруба, был батраком, сплавщиком плотов, почтмейстером. После избрания президентом выступил за ограничение и отмену рабства. Это…
A) Джордж Вашингтон;
B) Джон Браун;
С) Теодор Рузвельт;
D) Авраам Линкольн.
13. Национальный герой Италии. О нем А. И. Герцен писал: «Он с горстью людей победил армию, освободил целую страну и был отпущен из нее, как отпускают ямщика, когда он довез до станции». Это:
A) Джузеппе Гарибальди;
B) Джузеппе Мадзини;
С) Камилло Кавур;
D) Виктор-Эммануил.
14. Движение за отмену рабства в США называлось:
A) чартизм;
B) аболиционизм;
С) импрессионизм;
D) расизм.
A) Людовик XVIII;
B) Людовик XVI;
C) Луи-Филипп Орлеанский;
D) Луи-Наполеон Бонапарт.
ФИО ученика ______________________________________
A) Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда;
B) Стремление Англии уничтожить Францию – своего главного конкурента;
C) Стремление России стать колониальной державой;
D) Стремление Германии начать борьбу за передел колоний.
2. Какие государства вошли в блок Антанты в начале ХХ века:
A) США, Великобритания, Франция;
B) Россия, Великобритания, Франция;
C) Германия, Италия, Япония;
D) Германия, Италия, Австро-Венгрия.
3. Укажите хронологию Второй Мировой войны:
4. В августе 1945 года СССР, выполняя свои обязательства по отношению к союзникам, объявил войну:
A) Германии;
B) Испании;
C) Японии;
D) Финляндии.
5. Противостояние между СССР и США, длившееся с середины 1940-х гг. до середины 1980-х гг., получило название:
A) «холодная война».;
B) «региональный конфликт»;
C) «ядерный диалог»;
D) «необъявленная война».
6. В 60-е годы среди американской молодежи бурное развитие получил пацифизм (антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны.) Это явление получило название:
A) «ближневосточный кризис»;
B) «холодная война»;
C) «вьетнамский синдром»;
D) «Карибский кризис».
7. Советские военные специалисты в 1960-1970-е гг. участвовали в боевых действиях в:
A) Венгрии;
B) Афганистане;
D) Вьетнаме.
A) ввод советских войск в Афганистан;
B) образование государства Израиль;
C) отрешение от власти Президента США Никсона;
D) бойкот США и их союзниками Московской олимпиады.
9. Феминистское движение в ХХ веке выступало:
A) против загрязнения окружающей среды;
B) за равенство белых и черных;
C) за полное равенство женщин и мужчин;
D) за установление 8-часового рабочего дня.
10. Этот президент США был в прошлом известным комедийным актером:
A) Джорж Буш-младший;
B) Рональд Рейган;
C) Джон Кеннеди;
D) Ричард Никсон.
11. Дискриминация – это:
A) массовое истребление людей по расовому и религиозному признаку;
B) высылка из страны иммигрантов;
C) ущемление прав какой-либо группы населения по расовым или религиозным признакам;
D) предоставление преимущественных политических прав национальным меньшинствам.
12. Укажите хронологию Первой Мировой войны:
A) 1905 - 1907 гг.;
B) 1914 – 1917 гг.;
C) 1914 – 1918 гг.;
D) 1818 - 1920 гг.
13. Какое государство приняло закон о ленд-лизе, согласно которому предоставлялась помощь государствам, сражающимся против фашизма:
B) Великобритания;
14. Какое государство и в каком году участвовало в агрессии против Финляндии, за что было исключено из Лиги Наций:
A) Германия, 1941 г.;
B) СССР, 1939 г.;
C) Япония, 1940 г.;
D) США, 1939 г.
15. Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970 – е гг.:
A) Введение войск ОВД в Чехословакию;
B) война во Въетнаме;
C) Подавление венгерской революции;
D) ввод советских войск в Афганистан.
Вариант 1
А1. Какое событие произошло раньше других?
1) распад империи Карла Великого
2) падение Западной Римской империи
3) возникновение Франкского королевства
4) завоевание Англии герцогом Нормандии
А2. Знатные германцы в V в., в отличие от рядовых общинников:
1) имели право на большую часть военной добычи
2) участвовали в работе народного собрания
3) имели в пользовании надел земли
4) имели право носить оружие
A3. Что было общим в деятельности Хлодвига и Юстиниана?
1) жили в VII в
2) были провозглашены императорами
3) обороняли свое государство от гуннов
4) участвовали в создании письменных сборников за-
А4. Феодом называется земля, которая:
1) обрабатывается самим феодалом
2) передается сеньором вассалу в наследственное владение за военную службу и на время службы
3) дается в вечное пользование феодалу
4) после смерти владельца передается церкви
А5. Первый славянский алфавит, созданный на основе греческого письма византийскими миссионерами, называется:
1) кириллица
2) клинопись
3) латиница
4) скриптории
А6. Распад Арабского халифата на отдельные части произошел в начале:
1) IХ в. □3)ХIIв.
2) XI в. □ 4) XIII в.
1) Библия
2) Коран
3) шариат
4) ислам
□ 1) развитие иконописи "
2) освоение наследия Античности
3) строительство крестово-купольных храмов
4) использование латинского языка при богослужениях
Крестьянин Видрад имеет полный надел земли, за который платит одну свинью, фунт льна, трех кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров.
1) оброк
2) налог
3) барщина
4) десятина
1) оруженосцем □ 3) феодалом
2) вассалом □ 4) герольдом
1) возникновению феодальной собственности на землю
2) отделению ремесла от сельского хозяйства
3) восстаниям крестьян против феодалов
4) началу Великого переселения народов
А12. Торгово-политический союз немецких городов на Балтийском море назывался:
1) Община □ 3) Ганза
2) Орден □ 4) Банк
1) платил церковную десятину
2) входил в другое сословие
3) участвовал в турнирах
4) был членом общины
1) получить личную свободу
2) завоевать новые рынки сбыта товаров
3) распространить христианскую веру на Восток
4) получить земельные владения и подданных
1) проведены в одно время
2) проведены французскими королями
3) направлены на защиту интересов крупных феодалов
4) направлены на укрепление власти короля
1) Шампань □ 3) Шотландия
2) Аквитания □ 4) Бургундия
1) Испании □ 3) Англии
2) Италии □ 4) Чехии
1) отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов
2) завоевание турками территории Балканского полуострова
3) возрождение античной культуры в Италии
4) объединение Германии
А19.Выдающийся чешский мыслитель и проповедник:
1) Ян Гус □ 3) Гильом Каль
2) Авиценна □ 4) Данте Алигьери
1) замками для королей
2) ратушами для городского совета
3) убежищами в случае опасности
4) для занятий студентов университетов
А) Новое время
Б) Античность
В) Средние века
Г) Первобытность
В2. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
А | Б | В |
В3. Какие памятники культуры созданы в Средние века? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
колонна Траяна, Колизей
Великая Китайская стена, Акрополь
«Песнь о Роланде», «Декамерон»
трагедия «Персы», поэма «Илиада»
храм Святой Софии, Ахенская капелла