Примеры совместные действия с десятичными дробями. Урок-игра `Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями`. III. Постановка целей урока

Дзюрич Елена Алексеевна, учитель физики и математики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

с. Агафоновка Питерского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н.М. Решетникова»

e-mail: ,

web- сайт : elenadzjurich.ucoz.ru

20 16 год.

Аннотация

Данный урок предназначен для обучающихся 6 класса . На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которые способствуют усвоению учащимися нового материала. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся, сотрудничество учителя и учащихся.

На уроке используется необходимое техническое оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, мультимедиа проектор, экран. На всех этап ах использованы ЭОРы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, которые позволяют формировать компоненты мышления, восприятия учебного материала. Урок соответствует требованиям ФГОС ООО.

План – конспект урока

Тема урока. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Законы арифметических действий.

    Дзюрич Елена Алексеевна

    МОУ «СОШ с. Агафоновка Питерского района Саратовской области»

    Учитель физики и математики

    Математика

    6 класс

    Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Законы арифметических действий

    Математика, 6 кл., Мерзляк А.Г.

Цели:

Образовательная :

    Усвоение отдельных знаний, умений и навыков по решению примеров на порядок действий, умение самостоятельно в комплексе применять ранее полученные знания, умения и навыки.

Воспитательная :

    Продолжить формирование умения работать в коллективе.

    Способствовать развитию любознательности и творческих способностей.

Развивающая :

    Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений выполнять задания;

    Учить четко формулировать правила.

    Продолжить формирования умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Способствовать формированию целостной картины мира.

Задачи:

    создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;

    помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Формирование УДД.

Личностные УУД.

· Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Регулятивные УУД.

· Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

· В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

· Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

· Учиться высказывать своё предположение (версию) в ходе эксперимента.

· Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД.

· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, как в группе, так и в классе.

· Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и эксперимент, ориентированные на развитие средствами физического объекта.

Коммуникативные УУД.

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

· Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности применения их на практике.

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет

Структура и ход урока

    Объяснение нового материала.

2 . Подборка заданий «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.»

Определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий на закрепление материала

Просматривают слайды, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях

17 мин

Подведение итогов урока, рефлексия

Что вызвало затруднение?

Какие моменты остались непонятны?

Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки.

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.

5 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Озвучивает домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник

2 мин

Приложение к плану – конспекту

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Законы арифметических действий.

( Тема урока )

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Законы арифметических действий.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Интерактивная анимация, интерактивная модель

Данный информационный модуль представляет собой анимированный ролик со звуком. Состоит из логически законченных частей, которые можно проигрывать как последовательно, так и в любом порядке по желанию учащегося. Каждая часть состоит из двух блоков: видеоряд и сопровождающий текст. Содержание данного модуля знакомит учащихся с методами решения примеров, содержащих одновременно обыкновенные и десятичные дроби, и применение при их решении законы арифметических действий (сочетательный, переместительный и распределительный).

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Интерактивная анимация

Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для отработки умений и навыков учащихся выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, применяя законы арифметических действий (переместительный, сочетательный и распределительный). При решении заданий учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.

Подборка заданий

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Интерактивная модель

Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для контроля умения учащихся выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями, применять законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.

Домашняя работа с использованием Интернет-ресурсов

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Информационный модуль

Данный модуль представляет собой задание повышенной сложности, состоящее из трех уровней. Для прохождения каждого уровня учащемуся необходимо два раза подряд правильно выполнить задание, при этом не использовать решение с ответом. Задание направлено на отработку умений учащихся выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Все задания данного учебного модуля параметризированы.

Приложение 1

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема урока: «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями»

действие обыкновенная десятичная дробь

Основная цель: формировать способность к рефлексии деятельности: фиксированию собственных затруднений по теме «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений; тренировать способность: а) к анализу, выявлению оптимального алгоритма решения «длинных» примеров; б) к использованию критерия возможности перевода обыкновенной дроби в десятичную; в) к использованию алгоритма умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д., умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел на натуральное число, основного свойства дроби для сокращения дробей; в) использованию алгоритма решения задач на движение.

1. Самоопределение к деятельности

Здравствуйте, ребята! Чему, мы учились на предыдущих уроках? (Находить значения числовых выражений, составленных из обыкновенных и десятичных дробей).

Сегодня у нас урок анализа собственной деятельности по данной теме. Мы узнали новые приёмы рациональных вычислений на основе алгоритма перевода обыкновенных дробей в десятичные, алгоритмов действий с обыкновенными дробями и алгоритмов действий с десятичными дробями. Так же для рациональных вычислений мы использовали законы арифметический действий, основное свойство дроби для упрощения дробных выражений. Я думаю, что сегодня вы удачно будете использовать все изученные алгоритмы в работе. А если у вас есть затруднения, то к концу урока вы их устраните.

2. Актуализация знаний

Устная фронтальная работа

Учащиеся работают на планшетках

1. Разбей множество дробей на группы: дроби, которые можно перевести в десятичные и дроби, которые нельзя перевести в десятичные.

(1 группа - , 2 группа -).

Каким, критерием вы пользовались, разбивая дроби на группы? (Критерием перевода обыкновенных дробей в десятичные: если у несократимой дроби знаменатель представим в виде произведения множителей). Критерий появляется на доске в виде таблицы.

2. Переведите дроби первой группы в десятичные дроби (0,375; 0,8; 0,5; 0,75; 0,85)

3. Выполни действия:

а) 5,6*10; 0,63*100; 0,018*1000;

Каким алгоритмом вы пользовались, что бы выполнить действия? (Алгоритмом умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. и алгоритмом умножения смешанных чисел на натуральное число, алгоритмом перевода десятичной дроби в обыкновенную). Алгоритмы появляются на доске.

4. Найдите значение дроби:

Что, вы использовали при выполнении задания? (Правилом умножения десятичных дробей на 10, основным свойством дроби). Основное свойство дроби вывешивается на доске.

Сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу, в которой используются перечисленные правила. Какие, ещё возможны затруднения? (Могут быть вычислительные ошибки, неточности в оформлении).

Самостоятельная работа

Выполните действия:

После выполнения работы учащиеся проверяют решения с образцом, данным на доске или кодоскопе. Если задание выполнено правильно, то в тетради и в таблице напротив данного номера ставится знак «+», а если есть расхождения - то фиксируют их знаком «?».

Образец : а) 1,15; б) ; в) 9

3. Локализация места затруднения

На данном этапе учитель выясняет, кто из учащихся допустил в каких заданиях ошибки, кто не допустил ошибок. С теми, кто не допустил ошибок, проговариваем, в чём могут быть не точности (в оформлении) и они переходят на следующий этап: сравнивают свою работу с объективно-обоснованным эталоном. Затем этим детям предлагается задание: № 182(4), 184(6), 186(3), 201(4), 203(2).

С остальными учащимися выясняем: возможные места затруднений. (Могут быть допущены вычислительные ошибки, ошибки в применении правил, в оформлении).

Учащиеся в третьем столбике проставляют возможные места затруднений.

Какая, цель нашей дальнейшей работы? (Найти, в чём заключается ошибка, исправить её).

Что, мы будем использовать для достижения цели? (Схему выхода из затруднения). Схема лежит у каждого ученика.

4. Построение проекта вы хода из затруднения

Учащиеся заполняют четвёртый столбик в таблице и самостоятельно работают по схемам. Если ученик не справляется с этой работой самостоятельно, ему оказывает помощь учитель или консультант из тех учащихся, которые выполнили работу без ошибок.

Эталон

5. Обобщение при чин затруднений во внешней речи

Учащиеся проговаривают правила, в которых были допущены ошибки.

6. Самостоятельная ра бота с самопроверкой по эталону

Учащимся предлагается самостоятельная работа, аналогичная предыдущей, из которой они выбирают только те задания, в которых были допущены ошибки.

Выполни действия:

После выполнения соответствующих заданий учащиеся вновь проверяют их по эталону и в пятом столбце ставят «+» или «?». В случае, если в таблице остаются знаки вопроса, учащиеся продолжают работу в домашней работе.

Эталон

3) 0,1:0,4= 0,25

4) 1,7- 0,25= 1,45

7. Повторение

Тем учащиеся, которые работали самостоятельно, предлагается проверить своё задание по образцу, и если ответы не совпадают, им предлагается проделать такую же работу над ошибками, как и для основной работы. С остальными задания выполняются вместе.

Эталон

2) 12,1:1,1= 121:11= 11

7) 1,8: 0,2= 18: 2= 9

6) 4: 0,2= 40: 2= 20

7) 20- 18,2= 1,8

8) 90,9: 1,8= 909: 18= 50,5

50,5: 0,25= 5050: 25= 202

1ч 40мин= ч

1) 324- 294= 30 (км) - расстояние, которое проехали мотоциклисты вместе.

2) (км/ч) - скорость второго больше скорости первого.

Пусть скорость второго мотоциклиста x км/ч, скорость первого мотоциклиста 0,8x км/ч.

x- 0,8x= 18 0,2x=18 x= 18:0,2180: 2= 90

Если x= 90, то 0,890= 72

Ответ: скорости мотоциклистов 72 км/ч и 90 км/ч.

1) 1: 2,4= 10: 24= (заказа) - производительность двух операторов.

2) 1: 4= (заказа) - производительность одного оператора.

3) (заказа) - производительность второго оператора.

4) = (заказа) - выполнили оба оператора.

5) (заказа) - осталось выполнить.

6) (ч) - работал один оператор.

Ответ: за 3ч был выполнен заказ.

8. Рефлексия деятельности

Какую работу мы провели сегодня с вами?

Что мы использовали для выхода из затруднений?

Кто исправил ошибки при выполнении второй самостоятельной работы?

Получили ли вы удовлетворение от своей работы?

Что необходимо доработать дома?

Домашнее задание: №№ 208(2), 215(4), 216.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правила прочтения дробей и закрепление навыков расчета суммы дробей. Повторение принципов и правил преобразования обыкновенных дробей. Изучение правила сложения смешанных чисел с одинаковыми знаменателями. Методика определения суммы смешанных чисел.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Возрастные особенности младших подростков. Психологические основы усвоения дробей. Становление методики обучения дробным числам. Анализ тем "Обыкновенные дроби" и "Десятичные дроби" в учебниках по математике 5–6 классов. Разработка уроков по данным темам.

    дипломная работа , добавлен 25.04.2011

    Понятие правильных и неправильных дробей, смешанного числа. Значение изучения обыкновенных дробей в специальной (коррекционной) школе. Использование моделирования и нетрадиционный подход при изучении обыкновенных дробей. Правила сравнения дробей.

    доклад , добавлен 23.10.2011

    Совершенствование на уроке математики навыка сравнения десятичных дробей; повторение и закрепление изученного материала по данной теме в процессе решения задач. Целесообразность использования презентации на занятии. Описание хода урока, его целей.

    конспект урока , добавлен 25.11.2014

    Основные понятия о дробях и смешанных числах. Определение свойств частного и дроби. Методические рекомендации и тематическое планирование уроков математики в 5–6 классах. Алгебраическая пропедевтика при сложении и вычитании дробей с разными знаменателями.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Методика проведения урока с проектированием результатов учебной деятельности и способами исследования на основе компетентностного подхода. Действия с алгебраическими дробями для решения уравнений. Разложение на множители, сокращение алгебраических дробей.

    конспект урока , добавлен 03.06.2010

    Технологическая карта урока: организационный момент, актуализация опорных знаний, постановка проблемы. Приведение дробей к общему знаменателю. Образец решения примера на сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Подведение итогов урока.

    разработка урока , добавлен 21.02.2012

    Психолого-педагогические особенности учащихся 5–6 классов, специфика формирования у них математических понятий. Психологические особенности усвоения дробей. Сравнительный анализ методических подходов к изучению темы "Дроби", их преимущества и недостатки.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2011

    Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении, особенности визуального мышления учащихся на уроке. Разработка мультимедийного пособия по теме "Обыкновенные дроби и проценты" с целью его использования в учебном процессе.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Использование гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили и технологии сотрудничества при обучении на уроке алгебры. Мотивация к уроку. Деление рациональных дробей. Закрепление нового материала. Фронтальная беседа. Решение по определенному алгоритму.

«Как прекрасен этот мир».

Цель: непринуждённо и ненавязчиво повторить тему «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями».

Сегодня занятие будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Но сначала надо проверить, готовы ли мы отправиться в путь, хорошо ли мы вооружены знаниями?
Задания.
1. Прочитайте дроби:
1,2; 815; 67; 0,04; 129; 1,875; 74.
Укажите среди них - обыкновенные, десятичные.
Чем различается запись десятичных и обыкновенных дробей?
Что показывает числитель и знаменатель обыкновенной дроби?
Какая обыкновенная дробь называется правильной? Неправильной?
2. Обратите данные обыкновенные дроби в десятичные, а десятичные – в обыкновенные:
0,1; 1,6; 12; 14; 115; 5.
3. Сравните числа:
15 и 0,4;
· 15 и 0,2; 212 и 2,25.
4. Назовите числа, обратные и противоположные данным:
57; 43; 113; 0,3; 12; 1,05.
Чему равна сумма противоположных чисел?
Чему равно произведение взаимно – обратных чисел?
5. Сравните с единицей сумму дробей:
14 + 14 + 14; 110 + 0,2 + 12.
[ Устная фронтальная работа класса продолжается в ходе составления карты путешествия. Составление карты идёт так же, как игра в лото. На доске заранее укреплён большой лист ватмана, разделённый на шесть равных частей. На каждой части крупно нарисовано число(оно будет фигурировать в ответе к математическому лото). А на столе учителя лежат тыльной стороной вверх шесть квадратов таких же размеров, как и квадраты на вывешенном разграфлённом листе. На каждом квадрате с лицевой стороны нарисован участок карты, а на тыльной – одно из шести чисел, изображённых на разграфлённом листе.]
Задания.
(Математическое лото.)
Выполните действия:

· 110 + 0,5;
· 112
· 105;

· 2: (
· 0,2); 312
· 0,5;
0,4
· 212;
· 13: 0,2.
[Учащиеся выполняют задания, а затем учитель медленно и вразбивку объявляет ответы:
· 2,5; 0,1; 0.4; 10; 1;
· 3,5; 3;
· 123. Тот учащийся, кто первым заявил, что в его работе есть объявленный ответ, вызывается к доске и прикрепляет квадрат с таким же числом, как и в его ответе к тому месту на ватмане, где увидит то же число, что и на квадрате. Постепенно складывается карта (рис.1).]
Итак, карта у нас есть
· настроение отличное. В путь! С песней! (Звучат строки из песни «Ничего на свете лучше нету» 1куплет):
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету,
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги } 2 раза.
[Начиная с этого момента, у ребят перед глазами находится карта. На ней видны все этапы путешествия.]
Прежде всего, мы очутились на поляне цветов. Но их красота обманчива. Среди них есть ядовитые и целебные. Наша задача не ошибиться, когда будем собирать букет.
[ На доске мелом нарисованы цветы (рис. 2), их сердцевины пронумерованы, а на лепестках написаны дроби. Эти дроби надо перемножить и ответ сверить с дробью, записанной на листочке цветка. Если ответы совпадут, то цветок целебный, если нет – ядовитый. ] (рис. 2)
[Дети дают ответы при помощи сигнальных карточек. У каждого ученика на парте лежат красная и зелёная карточки. Если цветок ядовитый, то поднимают красную карточку, если целебный – зелёную. Вслух ничего не произносят.(Дроби подобраны так, чтобы две из трёх были взаимно обратными. Так закрепляется правило умножения взаимно обратных чисел.) Все вместе устанавливаем, что цветы 1, 3, 4 – целебные, а 2 и 5 – ядовитые.]
«После цветочной поляны мы попали на перепутье. По какой дороге идти? Об этом узнаем, если выполним задания. Их два – по одному для каждого ряда. Задания уже записаны на центральной доске. Обязательное условие: ответ записать в виде десятичной дроби и округлить до единиц».
Задания.
1. 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415
·
2.
13 EMBED Equation.3 1415

[Ребята делают расчёты на своих местах, а двое учеников – у доски. Получаются ответы:
1. 0,64
· 1.
2. 0. ]
«Ноль в ответе означает тупик, которым кончается дорога с соответствующим номером на карте. Итак, дороги № 2 и № 3 не приведут нас к цели. Значит, надо идти по дороге № 1.
По карте видно, что мы подошли к озеру. Наловим рыбки на уху».
[ На доске написаны пять заданий, которые закрыты листами бумаги, чтобы заранее дети не прочитали их. На учительском столе или на первой парте разложены пять крупных рыб (рис. 3), вырезанных из бумаги.]
«На каждой рыбе проставлен номер – это номер задания. Голова рыбы унизана скрепками. Берём удочку (обычная палочка с леской). На конце лески прикреплен магнит. Магнит «цепляет» скрепки – и рыбка поймана. По её номеру становится ясно, какое задание открывать для решения».
Задания.
1. На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4 ?
2. Меньше или больше половины литровой банки наполнится водой, если в неё влить 25 л; 0,7 л; 24 л?
3. Вычислите:
(5 16: 3 + 0,83
· 2,16 + 7 14)
· (0,5
· 12).
4. Найдите сумму четырёх десятых числа 40 и двух третей числа 36.

Поудив рыбу и сварив воображаемую уху, мы подходим к мельнице. Вблизи (рис. 4) она, конечно, значительно больше, чем на карте. Теперь мы можем рассмотреть её в подробностях. Мельница перемалывает все написанные числа, начиная с середины (это число 4,5). Пойдём и мы вслед за стрелками на рис.4, выполняя то действие, которое записано на стрелке. Получив ответ, двигаемся дальше. Например:
4,5
· 323 = 56 56 + 416 = 5 5
· 2,7 = 2,3. И т. д.
Найдя окончательный ответ, продолжаем путь. Пещера. Но чтобы спрятаться в ней надо решить задачу про пещеру, воду и проценты.
Задача.
В пещере обнаружено 750 л пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса воды для 30 человек, если один человек в день расходует 0,2 % от всего количества воды?
[Сначала разбираем решение всем классом, а затем один ученик делает записи на доске.]
1) 0,2% = 21000 ;
2) 750: 1000
· 2 = 1,5 (л) – воды расходует один человек в день;
3) 1,5
· 30 =45 (л) – воды расходуют 30 человек в день;
4) 750: 45 = 1623 (дней) – столько дней будет расходоваться запас воды в пещере.
«Нужно ли округлить число 16 23 ? – Нужно, поскольку в задаче требуется узнать целое число дней. – Как округлять? – Если нам хватило воды на две трети дня, то, значит, этот день мы без воды не остались. Тогда ответ должен быть таким: воды хватит на 17 дней».
Мы выходим на лесную поляну. Здесь отдохнём.
Шутливое задание.
1. Одновременно написать на доске число 7,2 левой рукой, и 2,7
· правой.
2. С завязанными глазами записать и выполнить задание на сложение двух десятичных дробей, двух обыкновенных дробей, обыкновенной и десятичной.
Отдохнув, двигаемся дальше. Наконец, дошли до того места, где зарыт клад. Но путь преграждает дракон.
[ Плакат с нарисованным на нём цветным драконом (рис.5) укреплён на обратной стороне подвижной доски. Учитель открывает створку, и все видят «страшное» чудовище. Каждая голова дракона держит листок с зашифрованным словом, где известны только первая и последняя буквы. ]
Угадав все слова, ребята повергают чудовище в прах.
Можно взять клад!

Совместные действия

с обыкновенными

и десятичными дробями

(урок – путешествие для 6 класса)

Тема урока:

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.

Тип урока:

1)по основной дидактической цели – урок применения знаний и умений,

2)по основному способу проведения – практическая работа.

Цели урока:

формировать умения и навыки работы с обыкновенными и десятичными дробями;

развивать познавательную активность учащихся;

формировать навыки общения.

Методы обучения:

1)практический метод (упражнения, карточки с заданиями);

2)наглядный метод (схемы, иллюстрации);

3)словесный метод (разъяснение).

Средства обучения: плакаты, схемы, доска, мел.

Оборудование:

карточки с заданиями, сигнальные карточки, 5 рыб, вырезанных из бумаги, удочка, магнит, скрепки, магнитофон, компьютер.

Форма обучения:

фронтальная, индивидуальная.

Ход урока.

Сегодня урок будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Но сначала надо проверить, готовы ли мы отправиться в путь, хорошо ли мы вооружились знаниями?

Задание №1 (устно).

1) Прочитайте дроби:

1,2; ; ; 0,04; 1; 1,875; .

Укажите среди них обыкновенные и десятичные дроби.

2) Обратите данные обыкновенные дроби в десятичные, а десятичные – в обыкновенные:

0,1; 1,6; ; ; 1 ; 5.

3) Сравните числа:

и 0,4; - и 0,2; 2 и 2,25.

4)Назовите числа, обратные и противоположные данным:

; ; 1 ; 0,3; 12; 1,05.

Чему равна сумма противоположных чисел?

Чему равно произведение взаимно обратных чисел?

5) Сравните с единицей сумму дробей:

+ + ; +0,2+

Задание №2 (выполняется устно в форме математического лото).

    Выполните действия:

- + 0,5; - 1- ; -2: (-0,2); 3 - 0,5; 0,4 2 ; - : 0,2.

(В результате выполнения задания постепенно складывается карта путешествия).

Рисунок 1

Итак, карта у нас есть, настроение отличное. В путь! С песней!

(Звучат строки из песни «Ничего на свете лучше нету»:

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги.

Нам любые дороги дороги.).

Прежде всего, мы очутились на поляне цветов. Но их красота обманчива. Среди них есть ядовитые и целебные. Наша задача – не ошибиться, когда будем собирать букет.

Рисунок 2

(На плакате нарисованы цветы, их сердцевины пронумерованы, а на лепестках написаны дроби.)

Задание №3 (выполняется в тетрадях).

Перемножьте дроби, написанные на лепестках, и сверьте с дробью, записанной на листочке. Если ответы совпадут, то цветок целебный, если нет – ядовитый.

(Дети дают ответы при помощи сигнальных карточек. Если цветок ядовитый, то поднимают красную карточку, если целебный – зеленую.)

После цветочной поляны мы попали на перепутье. По какой дороге идти? Об этом узнаем, если выполним задания.

Задание №4 (каждый ряд выполняет по 1 заданию в тетрадях, трое учеников работают у доски).

Выполните действия. Ответ запишите в виде десятичной дроби и округлите до единиц. (Задания записаны на доске)

1. ((- 4 · (- 0,6) : ( + 3,5)) 3 - ) 2

2. ((2,5 · : (0,2 + )) 2 + (-7 )) 2

3. ((1,8 · : (-0,2 + (- ))) 3 + 26,8) 2

Ноль в ответе означает тупик, поэтому дороги №2 и №3 не приведут нас к цели, значит, надо идти по дороге №1. По карте видно, что мы подошли к озеру. Наловим рыбки для ухи.

(Дети удят рыбу, по номеру которой определяется, какое задание открывать для решения)

Задание №5 (задания проецируются на доску с помощью компьютера):

1)На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4?

2)Меньше или больше половины литровой банки наполнится водой, если в нее влить л; 0,7 л; л?

3)Вычислите

5 :3 + 0,83 2,16 + 7 0,5 -

4)Найдите сумму четырех десятых числа 40 и двух третей числа 36.

Поудив рыбу и сварив воображаемую уху, мы подходим к мельнице, которая перемалывает все числа, начиная с середины (это число 4,5). Пойдем и мы вслед за стрелками, выполняя то действие, которое записано на стрелке. Получив ответ, двигаемся дальше.

Задание №6 (выполняется по цепочке по3 человека от каждого ряда).

Рисунок 3

Молодцы! Справились и с этим заданием. Пойдемте дальше. (Учитель включает магнитофон, раздаются звуки сильного ветра и потоков дождя) Но что это? Какой сильный ветер! Дождь! Укроемся в пещере. Сколько мы можем продержаться в пещере? Ответ на этот вопрос мы найдем, решив задачу про пещеру, воду и … проценты.

Задание №7 (коллективное решение с записью на доске).

В пещере обнаружено 750 л пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса для 30 человек, если один человек в день расходует 0,2% от всего количества воды?

Ну, вот и буря кончилась. Мы выходим из пещеры на лесную поляну. Здесь отдохнем. Можно расслабиться, пошутить.

Задание №8 (задачи-шутки).

1)Одновременно написать на доске число 7,2 левой рукой и число 2,7 – правой.

2)С завязанными глазами записать и выполнить пример на сложение двух десятичных дробей, двух обыкновенных дробей, обыкновенной и десятичной дробей.

Задание №8 (угадать слова, в которых известны только первая и последняя буквы):

д---ь, в-------е, с------е.

Ура! Дракон повержен! Можно взять клад!

(Учитель из тайника достает шкатулку и медленно ее открывает. Дети видят в ней множество золотых монет. На самом деле – это просто маленькие круглые шоколадки в золотой фольге.)

Подведем итоги нашего путешествия и отметим самых смелы и удачливых путешественников (учащимся выставляются отметки).

Рисунок 1

Рисунок 2