Расскажите, какие державы-победительницы решали вопросы послевоенного устройства мира. Какие разногласия существовали между союзниками? «СП»: — По каким направлениям шли эти переговоры

Международные отношения

в период между двумя мировыми войнами.

Глава 6.

Становление Версальской системы международных отношений.

6.1. Позиции европейских стран и США

по вопросам послевоенного устройства мира.

К моменту официального окончания войны единство союзных держав, противостоявших германскому блоку, было в значительной степени поколеблено. Державы были заинтересованы в закреплении своей победы над германским блоком, однако их взгляды на ряд важных вопросов послевоенного урегулирования отличались друг от друга: каждая из основных стран-победительниц стремилась усилить свои позиции на международной арене как за счет побежденных, так и за счет своих союзников. Каждая из великих держав сформулировала собственный план послевоенного переустройства мира.

После разгрома Германии и ее союзников военное превосходство оказалось на стороне Франции: французская армия, занявшая выгодные стратегические позиции на Рейне, представляла собой наиболее внушительную силу в Европе. Французские правящие круги попытались использовать это обстоятельство для воплощения в жизнь своей программы мирного урегулирования. Основным пунктом этой программы было максимальное ослабление Германии, традиционного соперника Франции, заключавшееся в отторжении от нее экономически и стратегически важных районов (Эльзас, Лотарингия, Рурская область, Саарский угольный бассейн), а также во взимании с нее огромной контрибуции. Наиболее агрессивные представители французской правящей элиты требовали пересмотра границ Германии по образцу Вестфальского мира 1648 г., что означало расчленение Германии на ряд мелких государств, а также проведение франко-германской границы по Рейну. Для достижения своих целей французское руководство, в частности, активно поддерживало сепаратистские группировки в Рейнской области и Баварии.

Кроме того, французы планировали создать вокруг Германии блок государств, призванных стать надежными политическими и военными союзниками Франции, которые смогли бы стать равноценной заменой Российской империи, вышедшей из лагеря Антанты. В состав блока должны были войти Польша и Чехословакия, получившие независимость после войны, а также Румыния и Югославия, с которыми Франция поддерживала традиционно хорошие отношения. Выступая за присоединение к этим государствам части немецких территорий, французские лидеры рассчитывали на то, что новые союзники, опасаясь германского реванша, будут способствовать сохранению сложившейся в послевоенной Европе расстановки сил.

Программа послевоенного устройства, выдвинутая Францией, включала также претензии на некоторые германские колонии и на часть арабских территорий Османской империи, приобретение которых укрепляло престиж Французской Республики и ее положение в системе мировых политических и экономических связей.

Английский план мирного урегулирования во многом противоречил французскому. Добившись разгрома Германии, английские правящие круги намерены были оказать противодействие французским претензиям на доминирование в Европе и создать условия для восстановления баланса сил между Францией и Германией. Британия выступила против передачи германских территорий Франции и ее союзникам, а также против далеко идущего ослабления Германии в экономическом и военном отношении. В то же время, Англия настаивала на лишении Германии основной части ее военного и торгового флота и требовала уплаты больших репараций. Английские интересы сталкивались с французскими и в вопросе о разделе Османской империи и германских колоний. Английское руководство, стремившееся в то время создать цепь своих протекторатов, соединяющих африканские и азиатские колонии Британии, не было заинтересовано в расширении французского присутствия в Африке и на Ближнем Востоке.

Что же касается Соединенных Штатов, то они также стремились предложить свою программу послевоенного устройства мира, тем более что расширение экономических возможностей этой страны стимулировало ее внешнеполитическую активность, заставляя вмешиваться в европейские дела. Вступив в войну на заключительной ее стадии, США, тем не менее, намеревались навязать ее участникам свой план послевоенного устройства мира. Об этом убедительно свидетельствовала программа, изложенная в послании президента В. Вильсона к Конгрессу (8 января 1918 г.), известном как «14 пунктов Вильсона». Данная программа предусматривала отказ всех государств от тайной дипломатии, публикацию всех договоров, свободу морей, устранение всех экономческих барьеров и установление равенства условий торговли для всех государств, сокращение вооружений, свободное, беспристрастное и абсолютное урегулирование колониального вопроса и т.д. Эта програма получила свое развитие в других документах и выступлениях американского президента. В них В. Вильсон призывал к уничтожению всякой деспотической власти, самоопределению наций и созданию универсальной международной организации для обеспечения мира и справедливости в глобальном масштабе. Отметим, что целый ряд американских предложений был отмечен определенным налетом мессианства.

По мнению многих исследователей, как отечественных, так и зарубежных, данная программа, носившая во многом популистский характер и отвечавшая настроениям мирового общественного мнения, уставшего от войны, была призвана поднять престиж США на международной арене и усилить влияние этой страны на ход мировых политических процессов. Значительная часть предложений, содержавшихся в американском проекте послевоенного переустройства мира, противоречила интересам других держав-победительниц. Так, например, пункт, касающийся сокращения вооружений, косвенно ударял по интересам Франции, чья армия, ак уже было сказано выше, представляла собой наиболее внушительную силу в Европе, а пункты, связанные со «свободой морей», справедливым урегулированием колониального вопроса задевали интересы Англии, не желавшей терять свое превосходство на море и пересматривать свою колониальную политику.

Таким образом, обострение отношений США со своими европейскими союзниками было практически неизбежно.

Однако США, несмотря на свою усилившуюся экономическую мощь, также как и Англия и Франция не могли полностью реализовать свою программу, в том числе потому, что состояние американских вооруженных сил в то время еще не соответствовало весу этой страны в мировой экономике, американский флот серьезно уступал английскому по тоннажу, сеть военных и военно-морских баз была неразвита, а американская экспедиционная армия в Европе не представляла собой боевой силы, способной соперничать с французскими войсками.

Свой план послевоенного устройства мира выдвинула и Япония. В годы войны эта страна захватила германские владения в Китае и в северной части Тихого океана и навязала неравноправный договор Китаю. Она значительно укрепила и свои экономические позиции, заняв по существу доминирующее положение в экономике Южной Азии. Воспользовавшись ослаблением влияния других держав на Дальнем Востоке, Япония потребовала не только закрепления за ней всех захваченных территорий, но и признания ее доминирования в Китае. Япония претендовала также на ряд российских территорий на Дальнем Востоке.

Италия, оказавшаяся, несмотря на систематические военные поражения, в числе держав-победительниц, также выступила с требованием присоединения к ней ряда территорий, принадлежавших ранее странам германского блока. Она претендовала на обширные территории бывшей Австро-Венгрии и настаивала на выделении крупной доли при разделе Османской империи. Не располагая значительной военной и экономической силой, итальянские правительственные круги рассчитывали главным образом на поддержку Великобритании, которая была заинтересована в усилении позиций Италии на международной арене в противовес Франции.

Таким образом, победа стран Антанты над Германией и Австро-Венгрией создала целый ряд проблем территориального, экономического и военного характера, решение которых вызвало значительные затруднения в лагере держав-победительниц главным образом из-за кардинальных различий в их интересах. Данные проблемы, возникшие в отношениях между союзниками, предполагалось обсудить на совместной мирной конференции, которую предполагалось созвать в начале 1919 г. В спектр задач, которые была призвана решить конференция, входило и подписание мирного договора с Германией, условия которого и определили бы во многом характер послевоенного устройства мира.

Впервые задачи послевоенного устройства мира широко обсуждались на Московской конференции министров иностранных дел трех великих держав в октябре 1943 г. Вопросы послевоенного устройства заняли важное место в повестке дня Тегеранской конференции. В принятой декларации главы правительств трех государств выразили решимость совместно работать как во время войны, так и в последующее мирное время. Поскольку советская делегация настаивала на решительных мерах по предупреждению в будущем германского реваншизма и милитаризма, Рузвельт предложил план расчленения Германии на пять независимых государств. Его поддержал Черчилль. В свою очередь Сталин добился от союзников принципиального согласия на передачу Советскому Союзу Кенигсберга с прилегающими к нему территориями.

Задачи послевоенного мирного устройства выдвигались на первый план на Ялтинской и Потсдамской конференциях «Большой тройки». Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств трех великих держав состоялась 4-11 февраля 1945 г. во дворце Ливадия. На ней были согласованы планы окончательного разгрома Германии, условия ее капитуляции, порядок ее оккупации, механизм союзного контроля. Целью оккупации и контроля объявлялось «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира». План «трех Д» (демилитаризация, денацификация и демократизация Германии) объединил интересы трех великих держав. По настоянию советской делегации к оккупации Германии на равных правах с другими великими державами привлекалась и Франция. Конференция приняла «Декларацию об освобожденной Европе», где было заявлено о необходимости уничтожить следы нацизма и фашизма в освобожденных странах Европы и создать демократические учреждения по собственному выбору народов. Особо были выделены польский и югославский вопросы, а также комплекс дальневосточных вопросов, в том числе передача СССР Курильских островов и возвращение ему Южного Сахалина, захваченного Японией в 1904 г. На конференции в Крыму был окончательно решен вопрос о создании Организации Объединенных Наций для обеспечения международной безопасности в послевоенное годы.

Ареной острого противоборства по проблемам послевоенного мирного урегулирования стала Потсдамская (Берлинская) конференция «Большой тройки» (17 июля - 1 августа 1945 г.). На этой конференции уже не было сторонника активного сотрудничества с СССР Ф.Рузвельта. Он умер вскоре после возвращения с Ялтинской конференции домой. Американскую сторону представлял новый президент США Г.Трумэн. Английскую делегацию на конференции возглавлял вначале премьер-министр Великобритании У.Черчилль, а с 28 июля победивший на выборах лидер лейбористской партии К.Эттли. Во главе советской делегации как прежде был И.В.Сталин. Руководители трех держав пришли к взаимоприемлемым решениям по германскому вопросу*,

*Роспуск всех вооруженных сил Германии, ликвидация ее военной промышленности, запрещение национал-социалистической партии. Любая милитаристская деятельность, в том числе и военная пропаганда, запрещалась.

по вопросу о репарациях, о новых границах Польши, по проблемам Центральной и Юго-Восточной Европы. Кроме того, руководители США, Англии и Китая опубликовали 26 июля 1945 г. от имени Потсдамской конференции декларацию о Японии, в которой призвали правительство Японии немедленно провозгласить безоговорочную капитуляцию. Несмотря на то, что подготовка и опубликование декларации прошли без участия СССР, советское правительство присоединилось к ней 8 августа. Потсдам закрепил новое соотношение сил в Европе и во всем мире.

В апреле-июне 1945 г. в Сан-Франциско состоялась учредительная конференция ООН. Конференция обсудила проект Устава ООН, который вступил в силу 26 октября 1945 г. Этот день стал днем официального созданияОрганизации Объединенных Наций как инструмента поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между народами и государствами.

Изменения в мире в результате Второй мировой войны

Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония, которые до войны принадлежали к числу великих держав, в результате военного поражения на некоторое время превратились в зависимые страны, оккупированы иностранными войсками. Их экономический потенциал был существенно ослаблен. Временно потеряла статус великой державы и Франция, которая была разгромлена Германией в 1940 г. и в течение четырех лет находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Великобритания, хотя и завершила войну как одна из трех великих держав-победительниц, ослабила свои позиции. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и была зависимой от американской помощи.

США значительно укрепили свои позиции на мировой арене. Американцы располагали самую многочисленную и мощную армию во всем капиталистическом мире: к 1949 г. они пользовались монополией на ядерное оружие. США превратились в лидера капиталистического мира, претендовавших на мировую гегемонию. Другой влиятельной силой в мировой политике стал Советский Союз, престиж которого в послевоенном мире вырос небывалой степени. Исходя из того, что СССР понес наибольшие потерь во времена войне и его вклад в разгром фашизма был решающим, советское руководство претендовало на ведущую роль в решении вопросов послевоенного устройства мира. Итак, начали определяться контуры новой, биполярной структуры послевоенного мира.

Определились и сферы влияния «сверхдержав», что конфронтувалы между собой. На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о разделительную линию между советскими и англо-американскими войсками, действовавшими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территория к востоку от этой линии (за исключением Греции) освобождалась советскими войсками, к западу от нее - англо-американскими. Аналогичная разрешение линия - по 38-й параллели - была проведена и в Корее. Северную Корею освобождали советские войска, Южную Корею - американские. Сначала эти разделительные линии мыслились как временный военный мероприятие, однако вскоре они превратились в фактический границу между советской и американской сферами влияния.

Важным фактором мирового развития становится национально-освободительное движение. К моменту окончания Второй мировой войны он достиг наибольшего размаха в странах Юго-Восточной Азии. Капитуляция Японии послужила сигналом для провозглашения независимости Вьетнама, Индонезии и Бирмы. Движение за независимость развернулось на Филиппинах, в Индии, в Малайе и других азиатских странах. Начинается распад колониальной системы. Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.

Создание ООН

Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

Согласно решению Ялтинской конференции, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.

Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.

Согласно Уставу руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея - собрание всех членов ООН ежегодного созыва, где каждая страна имеет один голос, и Совет Безопасности, которая состояла из 5 постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и 6 непостоянных, что избираемых Генеральной Ассамблеей. Совет Безопасности приобретала права санкций, блокады и применения силы против агрессора. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имел право вето относительно любого решения, что не соответствовало его интересам. На самом деле право вето означало, что Совет Безопасности не могла принять никаких мер против действий кого-либо из своих постоянных членов.

Были утверждены и другие органы: Секретариат во главе с Генеральным секретарем, Международный суд, Совет по опеке и др.. Кроме того, при ООН был создан ряд специализированных международных организаций: ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и др.. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке.

В 1945 г. членами ООН стали 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока сначала не допускались к членству в ООН. Затем количество ее членов значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигла 83.

Мирные договоры с бывшими союзниками Германии в войне

Одним из наиболее актуальных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Проекты этих договоров были подготовлены Советом министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Подготовлены проекты были вынесены на рассмотрение Парижской мирной конференции, проходившей с июля по октябрь 1946

В процессе подготовки договоров, как и при работе Парижской конференции, обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Великобританией. Правительство СССР поддерживал созданы при его содействии правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Великобритании требовали их коренной реорганизации.

В результате взаимных уступок все же удалось достичь договоренностей по спорным вопросам, и к концу 1946 г. работа по подготовке договоров была завершена. В феврале 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

В преамбулах мирных договоров речь шла о прекращении состояния войны с бывшими союзниками Германии. Политические постановления мирных договоров обязывали побежденные страны предоставить своим гражданам все демократические свободы, не допускать возрождения фашистских организаций, отдать под суд военных преступников.

Территориальные постановления мирных договоров отменили достояние, осуществленные ранее фашистскими агрессорами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, потеряла свои колонии в Африке. Оккупированные итальянцами Додеканезьки острова возвращались Греции. Славянские земли, за исключением Триеста, передавались Югославии. Триест и небольшая область, прилегающей к нему, были провозглашены свободной территорией (в 1954 г. западная часть «свободной территории» с г. Триест отошла к Италии, восточная - к Югославии). Венгрия вернула Румынии часть Трансильвании. Финляндия вернула СССР область Петсамо (Печенга) и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы. Границы Болгарии остались неизменными.

Экономические разделы договоров предусматривали выплату репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.

Сан-Францисский договор с Японией

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию Японских островов осуществляли только американские войска. Фактически американцы единолично контролировали всю деятельность японского правительства. Процесс мирного урегулирования с Японией затянулся и происходило уже в условиях начавшейся «холодной войны» и усиленного противостояния двух сверхдержав - США и СССР, что вскоре сказалось на результатах этого процесса.

Вопреки союзническим соглашениям проект мирного договора с Японией был подготовлен правительствами США и Великобритании без участия СССР, а также Китая. Для его формального утверждения в сентябре 1951 г. было созвано мирную конференцию в Сан-Франциско. В ней приняли участие 52 государства. На конференцию не пригласили представителей многих заинтересованных стран: КНР, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам. Индия и Бирма отказались делегировать своих представителей, поскольку не соглашались с англо-американским проектом договора.

В ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе, касающиеся четкого определения принадлежности территорий, которые отошли от Японии. Но эти предложения не были даже приняты к рассмотрению. В ответ советская делегация соответствии с инструкциями, полученными от И. В. Сталина, отказалась подписывать договор и покинула зал заседаний конференции. По этому примеру последовали также делегации Польши и Чехословакии. Остальные 49 государств подписали мирный договор с Японией.

Согласно подписанному договору Япония признала независимость Кореи, отказалась от каких-либо претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, на остров Тайвань, Пескадорские острова и ряд других территорий. Но в договоре не было указано, что эти территории возвращаются Советскому Союзу и Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.

Как результат - Сан-Францисский договор не решил многих проблем, которые должен был решить. В частности, юридически не было прекращено состояние войны между Японией и Советским Союзом, Китайской Народной Республикой и некоторыми другими азиатскими странами (то есть не был полностью - в правовом смысле - восстановлен мир). Договор не установил никаких ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. Не был решен проблему репараций: американцы объявили, что Япония является государством-банкротом, и на этом основании освободили ее от выплаты серьезных репараций жертвам агрессии.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между Японией и США. Этот договор позволил Соединенным Штатам под предлогом «обеспечения безопасности Дальнего Востока» за неограниченного срока держать свои войска на японской территории.

Нормализация отношений между Японией и СССР затянулась. Лишь в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация о прекращении состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Однако из-за разногласий по вопросу о возвращении Японии островов Южно-Курильской гряды (японцы их называют «северными территориями») мирный договор между Москвой и Токио до сих пор не подписан.

Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками

Согласно соглашениям военного времени СССР, США, Англия и Франция основали Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Местом работы трибунала было выбрано город Нюрнберг, где раньше проходили съезды фашистской партии. Нюрнбергский судебный процесс начался 20 ноября 1945 и продолжался до 1 октября 1946 г. до суда международного военного трибунала были привлечено 24 главные нацистские военные преступники, остались живы. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые заключались, в частности, в обращение на рабов и массовом истреблении мирного населения. Ни один из подсудимых себя виновным не признал. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, 3 - к пожизненному заключению, других - к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Трибунал признал руководящий состав нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС и СД), гестапо преступными организациями. Вопреки особом мнении члена трибунала от СССР трибунал не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.

Главные японские военные преступники также были отданы под суд Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 Токийский трибунал состоял из представителей 11 государств, пострадавших от японской агрессии. Перед судом предстали 28 бывших руководящих деятелей Японии (в их составе 4 бывшие премьер-министры, 11 министров, командующие армии и флота). Им были предъявлены обвинения в подготовке и решении агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных). 7 обвиняемых были повешены, другие осуждены на разные сроки тюремного заключения.

Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только наказали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права. Впервые было признано, что статус главы государства, ведомства или армии не освобождает от уголовной ответственности.

а)ограничение наступательного вооружения
б)решение о послевоенном устройстве Германии
в)о вступлении Советского государства в Лигу наций
г)о признании Советским государством долгов Российской империи

Тесты по истории (9 кл.). 1. Соотнесите события и даты: А) начало второй мировой войны; а) 9 мая 1945 г., Б) начало Великой Отечественной войны; б) 7

декабря 1941г., В) вступление во вторую мировую войну США; в) 2 сентября 1945г., Г) Сталинградская битва; г) 22 июня 1941 г., Д) открытие второго фронта в Нормандии; д) 1 сентября 1939 г., Е) окончание Великой Отечественной войны; е) 17 июня 1942 - 2 февраля 1943г., Ж) окончание второй мировой. ж) 6 июня 1944г.

2. Блицкриг – это: А) система мер, используемых для изоляции территории государства; Б) теория скоротечной войны с достижением победы в кратчайший срок; В) тактика и стратегия современной войны; Г) система мер, проводимая на оккупированной территории.

3. Японские города, оказавшиеся жертвами атомной бомбардировки авиации США: А) Токио и Осака; Б) Саппоро и Нагоя; В) Хиросима и Нагасаки; Г) Киото и Кавасаки.

4. Цель атомных бомбардировок японских городов со стороны США: А) завершить вторую мировую войну; Б) пересмотреть восточные границы Польши; В) изменить условия Портсмутского мира; Г) оказать давление на СССР в вопросах послевоенного устройства

5. Оккупационный режим –это: А) режим террора и насилия, устанавливаемый на чужой территории; Б) введение чрезвычайного положения; В) ввод войск на ту или иную территорию в мирное время для поддержания порядка; Г) политика физического насилия.

6. Вторая мировая война началась с нападения Германии на ………………

7. К числу руководителей движения Сопротивления в годы II мировой войны не относится: а) Ш. Де Голль, б) И. Броз Тито, в) Г. Гусак, г) А.Ф. Петэн.

8. Второй период II мировой войны характеризуется: А) переломом в ходе военных действий; Б) кризисом правящих режимов государств-агрессоров; В) переходом инициативы к странам антигитлеровской коалиции; Г) превосходством сил агрессоров.

9. Суд над главными военными преступниками фашистской Германии вошел в историю под названием ______________________ ________________.

10. Линия Керзона – это ………………………………………

11. 22 сентября 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали ________________ ______ - фактически договор о разделе мира.

12. Назовите три основных государства антигитлеровской коалиции. Тесты по истории (9 кл.).

1. Соотнесите историческое событие с временным периодом? А) восстановление государственной границы СССР; а) 1945, Б) Берлинская операция; б) 1941, В) Тегеранская конференция; в) 1944, Г) Нападение Японии на американскую базу Перл-Харбор. г) 1943.

2. Встреча лидеров СССР, США и Великобритании, на которой было принято решение о создании ООН, состоялась: А) в Тегеране, Б) В Ялте, В) в Потсдаме

3. Какая из перечисленных битв произошла раньше других: А) Сталинградская битва; Б) битва под Москвой; В) Курская битва; Г) битва за Берлин.

4. Антигитлеровская коалиция окончательно сложилась к: А) осени 1941 г., Б) зиме 1941 г., В) весне 1942 г., Г) осени 1943 г.

5. Назовите имена лидеров так называемой « большой тройки»:

6. В годы II мировой войны СССР воевал с: А) Италией, Б) Англией, В) Японией, Г) США.

7. Третий период II мировой войны характеризуется: А) достижением превосходства стран антигитлеровской коалиции; Б) разгромом сил агрессоров; В) расширением масштабности военных действий; Г) превосходством сил агрессоров.

8. Франция капитулировала перед Германией в ………… г.

9. Второй фронт Советское правительство рассматривало как: А) военные действия союзников на западном фронте; Б) военные действия союзников в стратегически важных для Германии районах; В) военные действия союзников на Дальнем Востоке; Г) военные действия союзников в колониальных странах. 10. Тройственный пакт был подписан Германией с такими странами: А) Италия; Б) Бельгия; В) Япония; Г) Дания.

11. Второй фронт в годы войны был открыт: А) на Балканах, Б) в Нормандии, В) В Африке, Г) в Италии.

12. Второй фронт был открыт: А) в Италии в 1943 г.; Б) на Балканах в 1944 г.; В) в Нормандии в 1944 г.; Г) в Норвегии в 1943.

Подробное решение Параграфы § 2 по истории для учащихся 10 класса, авторов Г.А. Космач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова 2012

1. Какие противоречия относительно устройства после Первой мировой войны существовали между державами-победительницами?

Противоречий было много. Англия стремилась сохранить статус мировой морской державы и не допустить чрезмерного усиления Франции и США. Она не была заинтересована в разделении Германии. Англия в результате войны превратилась из кредитора в должника США, ее позиции в мире ослабли. США превратились в ведущую державу мира в области экономики и финансов. Не заинтересованы в ослаблении Германии, хотели получить часть репараций. Выдвинули принципы «свободы морей» и «свободы торговли». Франция стремилась обезопасить себя от возможной агрессии со стороны Германии и добивалась более жестких ограничений для нее. А также стремилась приобрести первенство в мировой экономике. Кроме этого, все три страны стремились разделить между собой колонии Германии и расширить свои зоны влияния.

2. Охарактеризуйте основные условия мирных договоров, заключенных с побежденными странами. Дайте оценку мировых договоров, заключенных в 1919 – 1923 гг.

Сентябрь 1919 г. подписан Сен-Жерменский мирный договор с Австрией. Согласно нему территория Австрии значимо сократилась. Она передала Буковину - Румынии, Южный Тироль - Италии, Богемию и Моравию Чехословакии. Ей было запрещено присоединяться к Германии. Обязана была ограничить вооруженные силы и выплачивать репарации. Ноябрь 1919 г. в Нейи мир с Болгарией. Уменьшилась территория в пользу Югославии, Греции и Румынии. Также, сокращалась армия и выплачивала контрибуцию. Июнь 1920 г. – Трианонский мир с Венгрией. Территория страны сократилась в три раза, сокращалась армия и накладывались репарации. В августе 1920 г. Севрский мир с Турцией. Но там произошла революция и пришлось перезаключить мир. В 1923 г. в Лозанне подписан мирный договор с Турцией. Были определены границы государства и признана его независимость. Все эти договора значимо ограничивали страны, проигравшие в войне. Они ставили под угрозу их экономическую и политическую стабильность, так широкие слои населения этих стран пострадали от войны также как и другие, а тут еще обязаны выплачивать непомерные репарации.

3. С какой целью была созвана Вашингтонская конференция? Каковы ее основные итоги?

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США для решения спорных вопросов на Дальнем Востоке и в Тихом океане, а также ограничения морских вооружений. На этой конференции главенство закреплено за Англией, США и Японией. Участие принимала Франция, приглашена Россия. Они в феврале 1922 года заключили договор пяти держав об ограничении морских вооружений. Закреплялись пропорции соотношения флота 5 (США): 5(Англия): 3 (Япония): 1,75 (Франция): 1,75 (Италия). Также подписали и договор девяти держав, который заставил Японии вернуть Китаю провинцию Шаньдун. И были закреплены принципы «равных возможностей» и «открытых дверей» в Китае и Японии для западных держав.

4. Когда и с какой целью была созвана Генуэзская конференция? Какое значение имело подписание Рапалльского договора для Германии и СССР?

По итогам создания Версальско-Вашингтонской системы у немцев начинает формироваться «версальский комплекс». Они будут стремиться снять все наложенные на них ограничения и получить реванш. В апреле 1922 года была созвана Генуэзская конференция. Цель ее – решение экономических и финансовых вопросов. На ней произошло сближение двух государств, которые оказались в изоляции, Германии и Советской России. Они подписали 16 апреля 1922 года Рапалльский договор. Значение его велико. Эти страны нашли друг в друге экономическую поддержку, чтобы противостоять мировой изоляции. Установили друг с другом дипломатические отношения и взаимно отказались от возмещения убытков.

5. Что обусловило слабость Версальско-Вашингтонской системы международных отношений? Почему подписание Версальско-Вашингтонских договоренностей не ликвидировало возможности возникновения новых войн и конфликтов?

Самым главным недостатком Версальско-Вашингтонской системы, заложившим основы ее противоречивости, было несправедливое переустройство послевоенного мира и тяжелые грабительские условия мирных договоров для побежденных стран. Также страны-победительницы не смогли договориться между собой, между ними продолжалась борьбы за экономическое влияние. Огромную роль сыграет и начавшееся движение за независимость в многочисленных колониях и полуколониях, а также массовое недовольство населения стран, пострадавших в годы войны, падением уровня жизни, политической нестабильностью и разрухой, падением духовных ценностей. Так как остались противоречия между ведущими державами мира, между победителями и побежденными сторонами, то возможность возникновения новых войн и конфликтов не была ликвидирована.

6. Несмотря на различие оценки личности и деятельности В. Вильсона, он признан одной из ключевых фигур в истории США. Согласны ли вы с этой оценкой? Свое мнение аргументируйте. Используйте дополнительные источники исторической информации.

Согласен (сна), что В. Вильсона можно считать одной из ключевых фигур в истории США. Он выступал против Первой мировой войны. Считал, что основное решение всех проблем – это мирные реформы и разумное сотрудничество. Он предложил свой вариант завершения войны – «14 пунктов». Они основывались на дипломатии (равенство в международной торговле, согласование колониальной политики, свобода мореплавания и т.д.), затрагивал тему пересмотра границ с учетом самоопределения народов. Но большинство стран не были готовы пойти на это, как и конгресс США. Он настоял на создании Лиги Наций, деятельность которой должна была быть направлена на поддержание мира, но сама организация не имела реальной силы, ввиду противоречивости отношений между ее членами. А также, добиваясь равенства в международной торговле, свободы мореплавания и т.д., он добился закрепления экономического превосходства для США в мире, хотя и выступал за равноправное сотрудничество. Его заслуги во многом не были признаны гражданами своего государства. Но мировое сообщество в 1919 году удостоило его Нобелевской премии мира, что подчеркнуло значимость его идей для человечества.

Предлагаем обсудить. Возможно ли было создание стабильной системы международных отношений после Первой мировой войны?

Я считаю нет. Здесь можно привести массу причин. В первую очередь, стабильность международных отношений была невозможна из-за неравномерности развития стран мира и их неравного положения. Еще существовала колониальная система, которая уже стала тормозом на пути к модернизации и развитию. А сами страны еще не готовы были отказаться от этого пережитка и конфликтовали из-за сфер влияния. Также, не все страны обладали нужными ресурсами, которые послужили бы толчком к экономическому развитию, а стабильность экономическо-социальной жизни общества - залог стабильности политической жизни. Более развитые страны имели больше возможностей и превращали менее развитые в сферы влияния. Также Первая мировая война показала кризис идей гуманизма и нравственный упадок общества, показала те проблемы, в которые его ввергла техногенная цивилизация. Люди оторваны от реальности, не знают, что их ждет и на что надеяться, появление идей экзистенциализма. Они не поддерживают политику своих государств, так как те, в большей мере, не способны позаботиться о своих гражданах. Поэтому и внутренняя нестабильность государств мира также послужила причиной невозможности создания стабильной системы международных отношений.

Ответ на вопросы к историческому документу стр. 16.

Против вступления в какую организацию выступал сенатор США? Почему он считал, что Соединенным Штатам не нужно вступать в эту организацию? Как конгрессом США был решен вопрос относительно участия страны в этой организации?

Он выступал против вступления США в Лигу Наций. Он считал, что США самая могущественная держава, которая проводит свою независимую политику, может потерять долю этой самостоятельности, если вступит в Лигу наций. США придется договариваться и координировать свои действия со странами Европы, придется вмешиваться и помогать урегулировать их внутренние конфликты. А это может ослабить позицию и авторитет США, отвлечь их от своих проблем. Он открыто не поддержал президента В. Вильсона. В конечном итоге, США так и не вступили в данную организацию.