Сценарий познавательного общения старшая группа. Сценарий активизирующего общения для детей с использованием куклы марионетки «Вот собачка прибежала! И работают девицы с детками

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29 гор. Йошкар-Олы»

Подготовила

Учитель – дефектолог

Павлова Светлана Александровна

Йошкар-Ола 2010

Коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия в период восстановительного лечения.


Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным Григорьевой и Сташевским, Плаксиной, Григорьевой, Блинниковой, Сонцевой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей. Усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог. Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.д.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01-0,04), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть в окно и т.д. сначала без очков, а затем в очках. Внимание ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случаях, ему предлагают рассказать об этом. Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т.д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривании картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.)

Важнейшая задача - обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог учит детей быть внимательными при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассматривать их в определенной последовательности, по плану); внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать движения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т.д.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формируют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятиями других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.

Список использованной литературы

    «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих», под ред. Литвака А.Г..: Сб. науч. трудов / Под ред. Литвака А.Г. – Л.; 1981;

    Графов А.П. «Слепой и зрячий». – М., 1985;

    Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990;

    «Обеспечение равного доступа к информации для слепых и слабовидящих людей», под ред. Коваленко Г.Н.: Сб. статей /– М., 1996;

    «Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции», под ред. Солнцевой Л.И. - М., 1990;

    «Специальная педагогика», под ред. Назаровой Н.М. – М, 2002;

Цель: знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы тифлопедагога для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.

Зрительное восприятие:

  • закрепить умение узнавать силуэты игрушек и соотносить их с игрушками;
  • закрепить умение совмещать два плоскостных изображения.

Сенсорное восприятие:

  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме “ключи”;
  • развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина.

Сохранные анализаторы:

  • закрепление зрительно-тактильного анализ;
  • развитие прослеживающей функции глаз.

Развитие мелкой моторики закрепить умение закручивать крышки при захвате тремя пальцами;

  • развивать и укреплять мышцы пальцев руки;
  • развивать скоординированные движения “рука-глаза”.
  • Социально-бытовая ориентировка:

    • знакомство со способом определения веса предмета с помощью воды;
    • развитие интереса к проведению эксперимента для получения знаний;
    • закрепление знаний о материалах (резина, дерево, пластмасса, стекло, металл, пластилин) и их весе (тяжелый, легкий).

    Интеграция компонентов содержания:

    • область “Познание” - ознакомление с окружающим;
    • область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
    • область “Социализация” - игровая деятельность.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

    Оснащение и наглядность: грузовик, мягкая игрушка, конверт с письмом, резиновые игрушки и их силуэты, лабиринт, разноцветные пластмассовые яйца, карточки-шифровки, домики с замками, геометрические фигуры из блоков Дьенеша, емкость с водой, кукла, мячики (резиновые, пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, пластилиновые), мобильные тренажеры “паровозик”, “неваляшка”, “грузовик”, “клоун”, “коляски”, “воздушные шары”, карта пути.

    I. Вступление.

    Дети заходят в группу и встают вокруг тифлопедагога.

    Ребята, сегодня к нам в гости я пригласила родителей. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на занятиях. Покажем им?

    Ой, что за стук в дверь? Давайте посмотрим.

    В группу въезжает грузовик с игрушкой и письмом.

    Ребята, кто это к нам приехал? Посмотрите, а здесь еще есть конверт. Там письмо. Давайте я его вам прочитаю.

    Письмо: Дорогие ребята! У нас в городе Игрушек случилась беда. Злой волшебник Ломалка пришел к нам в город и устроил беспорядок. Ломалка очень радуется, что мы не можем с ним справиться. Если мы его не прогоним, то скоро в нашем городе не останется игрушек, и детям не во что будет играть. Помогите нам, пожалуйста, справиться с Ломалкой.

    Ребята, вы согласны помочь игрушкам? Тогда отправляемся в путь. Но на грузовике мы не поместимся. А как вы думаете, как нам туда попасть?

    Я предлагаю вам отправиться в путь на воздушных шарах. Готовы?

    Считалочка:

    Раз, два, три, четыре, пять дети загибают пальцы на правой руке;
    На лужок пойду гулять. шагают на месте;
    Красный шарик захвачу, рисуют в воздухе круг;
    Нитку крепко закручу левая рука в кулаке, правой рукой имитируются движения
    И считать теперь начну: “закручивания нитки”;
    Раз, два, три, четыре, пять… считают пальцы на левой руке, разгибая их;
    Как сочту до десяти показать все пальцы на руках;
    Крикну шарику: “Лети!” поднять руки вверх.

    Вот мы и попали с вами в страну Игрушек. Смотрите, здесь еще один конверт. Посмотрим, что в нем? Ребята, здесь карта, которая нам подскажет, что делать и куда идти.

    Посмотрите на карту. Что здесь нарисовано? Ключ. А идти нам надо к лабиринту. Кто скажет, в какую сторону?

    II. Лабиринт.

    Ломалка спрятал у игрушек ключи от домиков, а их заколдовал, оставив нам только их силуэты. Ключи он спрятал в волшебных яйцах. Давайте поможем игрушкам попасть в свои домики.

    Давайте встанем парами и выполним задание Ломалки. Один из пары пройдет лабиринт, а второй найдет ключ от домика.

    Детям раздаются цветные силуэты игрушек и предлагается по ним найти их.

    Инструкция: вам надо наложить силуэты игрушек на контур и пройти по дорожкам лабиринта до картинок яиц. После этого мы сможем достать ключи и открыть домики игрушкам.

    Дети накладывают силуэты игрушек на контуры и проходят лабиринт. В конце лабиринта дети снимают плоскостные яйца.

    Задание вы выполнили, теперь надо посмотреть в карту, чтобы найти домики. Кто скажет, в какую сторону нам идти? Дети дают варианты ответов.

    III. Домики.

    Ребята, вот мы и дошли до домиков игрушек. А вот и волшебные яйца, где спрятаны подсказки, чтобы найди ключи.

    Инструкция: каждая пара должна найти свое яйцо, открыть его и по подсказке выбрать нужный ключ среди других. Готовы? Тогда начинаем.

    Один ребенок из пары находит нужное яйцо и его открывает, достает подсказку и расшифровывает ее. На подсказке изображено три символа: цветовое пятно, домик (символ размера) и точечный силуэт фигура. Второй ребенок расшифровывает подсказку и находит среди замков-фигур нужную. Дети берут замок и находят домик с таким замком, около которого оставляют игрушку.

    Молодцы! Все игрушки попали в свои дома. Чтобы отправиться дальше в путь, я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Тогда давайте сделаем зрительную гимнастику.

    IV. Зрительная гимнастика.

    Встаньте все в россыпную и выполняем гимнастику для глаз:

    V. Эксперимент “ Тяжелый или легкий”.

    Ребята, Это кукла Катя. Она любит собирать разные мячики. Как вы думаете, из чего они сделаны? Дети смотрят на мячи и дают варианты ответов.

    Молодцы, правильно. Но злой Ломалка заберет у куклы все мячи, если она не расскажет ему, какие мячи легкие, а какие тяжелые. Кукла не знает, как ей это сделать, ведь у нее нет весов. А вы не знаете, как ей помочь? Я вам подскажу. У нас есть бассейн с водой. Если опустить туда мячи и посмотреть, утонут они или будут плавать, то можно определить, какой мяч легкий, а какой тяжелый. Готовы помочь кукле?

    Инструкция: возьмите каждый по мячику. Один из вас сейчас назовет, какой у него мяч, потом опустит его в бассейн и мы посмотрим, утонет он или будет плавать. Если он утонет, значит мяч тяжелый, а если он будет плавать, значит он легкий. Чтобы убедиться в этом, ребенок с таким же мячиком повторит наш эксперимент. Все понятно, тогда начинаем.

    Ребята, нам осталось выполнить последнее задание Ломалки. Посмотрите на карту и скажите, куда нам надо идти. Правильно. Нам надо починить игрушки, которые сломал Ломалка.

    VI. Мастерская “ Почини игрушку”.

    Ребята, посмотрите, Ломалка сломал игрушки, и теперь в них нельзя играть.Нам надо их починить. Вы готовы? Тогда начинаем.

    Инструкция: чтобы починить игрушки, вы должны подобрать сломанные детали-крышки и накрутить их на места. Все понятно? Тогда приступайте.

    Дети выбирают подходящие крышки по цвету и накручивают их на свои места. Далее у детей уточняется название игрушки и той части, которую они ремонтировали.

    VII. Возвращение в детский сад.

    Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте и приготовьтеськ дороге: Мы начнем сейчас считать:

    Раз, два, три, четыре пять.
    Как сочтем до десяти,
    Крикнем шарикам: “Лети!”

    Ребята, мы вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Смотрите, ребята, здесь что-то есть. Это подарки для вас. Их оставили игрушки, потому что хотели вас поблагодарить за помощь.

    Пояснительная записка.
    Статья содержит конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности "Наша армия родная" для детей 6-7 лет. Направленна на формирование патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с боевыми традициями Российского народа. В статью входят фотографии, материал для распечатывания и презентация "Военные профессии".


    воспитатель ДОУ № 108 в/ч 68889 г. Владикавказ
    Цель: Формировать патриотические чувства дошкольников на основе ознакомления с боевыми традициями Российского народа.
    Задачи:
    Образовательная область «Познание»
    Систематизировать знания детей о Российской армии, родах войск, военной технике, профессиях военных. Формировать первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы стать сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия.
    Образовательная область «Коммуникация»
    Развивать связную речь, мышление.
    Образовательная область «Музыка»
    Развивать чувство ритма, умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
    Образовательная область «Социализация»
    Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых Российских воинов.
    Образовательная область «Физическая культура»
    Развивать общую моторику и координацию движений.
    Словарная работа: военный билет, бронетранспортер, авианосец, погоны, гимнастерка, парашют, противогаз.
    Предварительная работа:

    Чтение рассказов, стихов по тематике: «Наша армия».
    Заучивание наизусть стихов, пословиц.
    Фото галерея: знакомство с историческими достопримечательностями родного города.
    Дидактические средства: компьютер, иллюстрации военных профессий, военной техники, фотографии отцов и дедушек на военной службе, армейский вещмешок, экспонаты музея (предметы армейского обихода), счетные палочки, геометрические наборы.
    Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Художественное творчество, Социализация, Физическая культура.
    Ход деятельности.
    Мотивация. Ребята, как наши солдаты готовятся стать защитниками Родины?

    1.Отгадай загадку
    Мы защитники страны,
    Тренированы, сильны,
    Пограничники, танкисты,
    Моряки, артиллеристы.
    Службу мы несём везде
    На земле и на воде.
    (военнослужащие)
    Про кого идет речь?
    Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о воинах нашей Российской Армии, о её
    непобедимой силе, о её могучей технике, о том, какая это особая честь - нести службу в её рядах. Есть такая профессия - Родину защищать.
    Когда мы отмечаем праздник всех военных?
    (23 февраля)
    Как правильно он называется?
    (День Защитника Отечества)

    2.Беседа «Рода войск»
    На какие три группы можно разделить вооруженные силы России?
    (Вооружённые силы можно разделить на три главных группы - это сухопутные или наземные войска; военно-воздушные силы и военно-морские силы)
    Почему имеют такое название? (действуют на суше; защищают Россию в воздухе; несут вахты в морях и океанах)
    Сухопутные Военно – воздушные Военно - морской
    войска силы флот
    Флаг представляет собой двухстороннее полотнище красного цвета. В центре полотнища - изображение малой эмблемы Сухопутных войск (золотая пылающая гренада на фоне двух перекрещенных мечей). Пылающая гренада (железный шар наполненный порохом) символизирует боевую мощь Сухопутных войск. Перекрещенные мечи являются наиболее общим традиционным символом вооруженной борьбы.
    Флаг Военно-воздушных сил представляет собой прямоугольное двустороннее полотнище голубого цвета. В центре полотнища изображение перекрещенных серебряных пропеллера и зенитной пушки на серебряных парящих крыльях.
    Из центра полотнища к углам и кромкам расходятся 14 расширяющихся желтых лучей.
    Андреевский флаг - кормовой флаг кораблей российского военно-морского флота; белого цвета (с 1865г.) с изображением диагонального синего креста Андрея Первозванного (первый ученик Иисуса Христа, проповедовал христианство и на российских землях), святого, считавшегося покровителем России.

    3.Презентация «Военные профессии»
    (Дети называют военные профессии)

    Какие профессии входят в сухопутные войска?
    Мотострелки
    Танкисты
    Артиллеристы и ракетчики
    Чем стреляют артиллеристы? (снарядами)
    Чем стреляют ракетчики? (ракетами)
    Связисты
    Саперы
    Пограничники
    Десантники-ВДВ

    Какие профессии в военно-воздушном флоте?
    Летчики - первый, второй пилот.
    Штурман прокладывает курс самолета в небе.
    Радист держит связь с аэродромом.
    Механик ремонтирует самолет.

    Какие профессии в военно-морском флоте?
    Капитан.
    Помощник капитана.
    Штурман прокладывает курс в море.
    Боцман следит за порядком.
    Радист устанавливает связь с землей и другими судами.
    Кок - корабельный повар.

    4.Игра «Подбери к каждой профессии военную технику или предмет»
    (дети подбирают к каждой военной специальности технику, или предметы, относящиеся к ней)
    Моряк – крейсер, бинокль, бескозырка моряка, спасательный круг.
    Танкист – танк, комбинезон танкиста, планшет, шлем танкиста.
    Летчик – истребитель, шлем летчика, кислородная маска, очки летчика.
    Десантник – парашют, рация, берет десантника.
    Пограничник – собака, плащ, пограничный столб.
    Мотострелок – БТР, палатка, каска.

    5.Пальчиковая гимнастика «Бойцы молодцы»

    Пальцы эти – все бойцы

    Удалые молодцы.

    Два – больших и крепких малых
    И солдат в боях бывалых.
    Два - гвардейца-храбреца,
    Два - сметливых молодца.
    Два – героя безымянных,
    Но в работе очень рьяных.
    Два мизинца – коротышки -
    Очень славные мальчишки!
    Один, два, три, четыре, пять.
    Один, два, три, четыре, пять –

    Пальцы встали дружно в ряд –

    Десять крепеньких солдат. Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

    Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.
    Показывают указательные пальцы.
    Показывают средние пальцы.
    Показывают безымянные пальцы.

    Показывают мизинцы.

    Поочерёдно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца, затем на правой руке.
    Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
    Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.
    Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.

    6.Счетные палочки.
    (Дети выкладывают военную технику, которая бы относилась к тому или иному роду войск)

    7.Угадай по звуку
    (Дети слышат звук, движущегося танка, самолета, вертолета и угадывают что это за техника)

    8.Упражнение на согласование речи с движением «Будем в армии служить»

    Мы пока что дошколята,

    А шагаем как солдаты!
    Я танкистом смелым буду,

    Проведу свой танк повсюду!

    Я своей ракетой грозной

    Цель достану в небе звёздном!

    Я ребята непременно

    Буду лётчиком военным!

    Я – бесстрашным капитаном

    Поплыву по океанам!

    Я хочу быть офицером,

    Чтоб ходить в атаку первым!

    Мы пока что дошколята,

    А шагаем как солдаты!
    Будем в армии служить,
    Будем Родину хранить,

    Чтобы было нам всегда

    Хорошо на свете жить! Дети прижимают ладони обеих рук к груди; показывают «рост» на уровне пояса.
    Ходьба на месте
    Правая рука к груди, затем обе руки вперёд, образуют «дуло танка».
    Руки вперёд, кулачки сжаты, поочерёдно сгибают их в локтях
    Правая рука к груди, затем ладони вместе, поднимают руки вверх.
    Правая рука прижата ребром ладони к голове, левая на спине – полочкой.
    Правая рука к груди, затем разводят руки вперёд – в стороны.
    Руки выпрямляют в стороны, показывают «крылья».
    Обе руки изображают бинокль.
    Круговые движения рук вперёд – в стороны.

    Ладони на плечи, показывая «погоны».
    Ходьба на месте.

    Ладони обеих рук прижаты к груди, показывают «рост» на уровне пояса.
    Ходьба на месте.
    Ходьба строевым шагом по кругу, правая рука «под козырёк», левая прижата к туловищу.
    Останавливаются лицом в круг, руки вперёд – в стороны.
    Кладут руки на плечи соседям, ноги на ширине плеч, покачиваются

    9.Работа над словообразованием «Продолжи предложение…» (сидя на ковре)
    Ребята, в армии главное порядок, вот и мы с вами будем отвечать по-военному четко, громко. Но есть одно условие, отвечает тот, кому я дам флажок в руку, остальные сидят тихо.
    Танком управляет…(танкист)
    Из пушки стреляет…(артиллерист)
    За штурвалом самолёта…(лётчик)
    Из пулемёта строчит…(пулемётчик)
    В разведку ходит…(разведчик)
    Границу охраняет…(пограничник)
    На подводной лодке службу несёт…(подводник)
    С парашютом прыгает…(десантник)
    На кораблях служит…(моряк)

    А теперь вы должны внимательно послушать и исправить неточности.
    Танкист прыгает с парашютом.
    Наша армия охраняет народ.
    Ракетчик надевает на голову бескозырку.
    На небе нас защищают моряки, а в синем море летчики.

    10. Игра «Разведчики» (у доски)
    Военным иногда приходится выполнять трудные задачи и проявлять смекалку. Проявите и вы смекалку, как разведчики?

    Сколько самолетов вылетело на испытание? (10)
    - В поле вышло 5 танков, а потом еще 3. Сколько всего танков вышло на боевое дежурство?
    - Из каких геометрических фигур составлен корабль?
    - Сколько моряков слева, сколько бескозырок справа, хватит ли их на всех моряков? ит.д.

    11.Музей «Военное дело»
    Ребята, в нашей группе открылся музей, посмотрите, какие экспонаты в нем представлены? (на полках разложены предметы принадлежащие военным). Как вы думаете, кому они принадлежат? Правильно, военным, музей так и называется: «Военное дело». Как вы думаете, кто предоставил нам все эти вещи? (дедушки, папы, прадедушки).
    Но перед тем как мы рассмотрим все эти экспонаты, хочу обратить ваше внимание на один предмет (медаль). Что это? Этот орден принадлежал солдату – это орден моего дедушки. Его, к сожалению, нет уже в живых. Как вы думаете, где и за что он получил эту медаль? (В Великой Отечественной войне, в борьбе против фашистов)

    12.Физминутка «Каким должен быть воин Российской армии?»
    Сейчас мы буден передавать этот орден по кругу и называть качества воина – Защитника Отечества.
    (Смелый, храбрый, ловкий, умный, отважный, сильный, заботливый, мужественный, неустрашимый, здоровый, спортивный и т. д.)

    Дети рассматривают и обсуждают экспонаты музея: плащ палатка, котелок, фляжка, ремень, пагоны, медали, письма с войны (треугольники), бронежилет, военный билет, планшет, фотографии отцов и дедов, гимнастерка и т. д.

    13.Итог занятия.
    О чем мы сегодня говорили?
    Что нового вы узнали?
    Какая часть понравилось больше?
    Вывод: все должны уважать солдат и офицеров Российской Армии, гордится их подвигами, при желании быть похожими на них;

    Игра «Подбери к каждой профессии военную технику или предмет» (материал для распечатывания)

    Оксана Ярош
    Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита»

    Тема : «В гостях у Доктора Айболита »

    Цель : формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

    Основные задачи :

    - образовательные : закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка» ;

    - обучающие : учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

    - воспитательные : формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

    - коррекционно-развивающие : развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

    Место проведения : кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

    Оборудование и материалы : игрушка Доктора Айболита , дидактическая игра «Таблица Орлова» , Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н. П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек» .

    Дефектолог : «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка) . Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

    Дефектолог : Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

    Ребенок : - В конверте контурные фигурки животного

    Дефектолог : - Какого?

    Ребенок : Кошки

    Дефектолог : Правильно

    Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

    Ребенок : они отличаются друг от друга

    Дефектолог : рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

    Ребенок : «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей» .

    Дефектолог : Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

    Ребенок. Наложить

    Дефектолог правильно

    Ребенок : выполняет задание

    Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

    Дефектолог : «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы) . Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь!

    Ребенок : «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает» .

    Дефектолог : Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

    Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

    Дефектолог : «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

    Дефектолог : «А теперь отгадай загадку» .

    Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

    Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

    И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

    Дефектолог : «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей) . Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины, какой формы огурец, чем полезна морковь? и т. д.)

    Дефектолог : «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

    Дефектолог : «Доктор Айболит предлагает подумать , кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку :

    Пять братьев, пять братьев,

    Годами равные, ростом разные.»

    Ребенок : «Это рука» .

    Дефектолог : Верно, нарисуй волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере , а затем предлагает выполнить рисунок на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?.)

    Дефектолог : Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой» ). Ребенок наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

    Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка : «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

    Дефектолог : «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

    Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности» , Ремезовой Л. А., Буковцевой Н. И. ,2008

    Дефектолог : «- а теперь попробуй ты…»

    Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

    Дефектолог : «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

    Ребенок : «Лечение на аппаратах» .

    Дефектолог : «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

    Публикации по теме:

    Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ж]» Цель: - Автоматизировать звук Ж в самостоятельную речь ребенка Задачи: Коррекционно.

    Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

    Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах. Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

    Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

    Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

    Цели: - продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости; - закреплять умения определять словесно местоположение предмета на микроплоскости.

    Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией. Цель занятия: развитие зрительного восприятия. Задачи: - закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие.

    Библиотека изображений: