Различные подходы к пониманию направленности личности. Понятие личность, индивид, индивидуальнось: соотношение понятий. Основные подходы к пониманию личности. Соционическая типология Аугустинавичюте

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов - это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов - это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

Типы высшей нервной деятельности

Сильный - Слабый

Уравновешенный -Неуравновешенный

Подвижный - Инертный

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип.

2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.

3. Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Роль исследований Павлова в развитии современной науки чрезвычайно велика. Однако сделанное им открытие свойств нервной системы и разработанная на этой основе типология нервной системы послужили ему основанием для утверждения о том, что все поведение человека, как и поведение животного, можно объяснить с позиции физиологии. Эта точка зрения сильна и в наше время и часто встречается у физиологов и врачей, но она не является истиной. Поведение человека очень сложно и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.

Тем не менее, типология Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи проводили дальнейшие исследования на животных. В 50-е гг. были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате исследований, проводившихся под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем - В.Д. Небылицина, типология Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу - «4», фигурирующему почти во всех работах Павлова о темпераменте. Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуальных психологических различий, проявляющихся в деятельности. Типы темперамента и «нежелательные» формы поведения.

Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д.

В настоящее время мы в состоянии дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента. Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамента. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б.М. Теплова и его учеников, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных ученых. В ходе этих исследований названия некоторых свойств, предложенные Тепловым, изменились, а также были открыты новые свойства. Например, свойство темперамента, названное тепловым «эмоциональная возбудимость», в психологической литературе часто называется сензитивностью (чувствительностью), а реактивность непроизвольных движений, вызванных внешним воздействием, - реактивностью. Изменились названия и других свойств темперамента. Вместе с тем к свойствам темперамента стали относить экстраверсию - интроверсию. Эти понятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладание возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов и конфликтов с людьми. У человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью. но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Таблица 1. Типы темпераментов и выдающиеся личности

темперамента по Гиппократу

характеристика

Свойства нервной системы по И.П. Павлову

Выдающиеся личности

Флегматик

Пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся, эмоции проявляются слабо

Спокойный, сильный, уравновешенный, малоподвижный

И.А. Крылов

М.И. Кутузов И. Ньютон

Сангвиник

Активный, энергичный, легко приспосабливающийся

Живой, сильный, уравновешенный, подвижный

М.Ю. Лермонтов Наполеон I В.А. Моцарт

Активный, очень энергичный, настойчивый, эмоции неуправляемы

Легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный

Петр I А.С. Пушкин А.В. Суворов М. Робеспьер

Меланхолик

Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся, очень чувствительный

Слабый, неуравновешенный, сдержанный, подвижный или малоподвижный

Н.В. Гоголь П.И. Чайковский

Существует также и другая система типов темпераментов человека. Это так называемые доминирующие инстинкты. Они представлены семью типами. темперамент личность индивидуальный психическй

Эгофильный

С раннего детства отличается повышенной осторожностью. Для него характерны: «симбиоз» с матерью (не отпускает мать ни на миг, проявляет невротические реакции, если приходиться расставаться), склонность к страхам нетерпимость к боли, тревожность в отношении нового и неизвестного, склонность к консерватизму, недоверчивости, подозрительности, мнительности.

Их кредо: «Безопасность и здоровье превыше всего! Жизнь одна, и другой не будет». Но при дисгармонии формируется эгоцентричность и тревожная мнительность, отрицание изменений и любого риска. Предпочитаемый цвет - серый.

Генофильный. (от лат. genus - род.)

«Я» заменяется понятием «МЫ». Уже в детстве фиксированность на семье приводит к нервно-психическим расстройствам, если в семье разлад. Люди такого типа тонко улавливают ухудшение самочувствия своих близких, очень отзывчивы. Кредо таких людей: «Мой дом - моя крепость! Интересы семьи превыше всего». При неблагоприятных обстоятельствах формируется тревожная личность с фокусированием тревоги на детях, семье. Предпочитаемый цвет - коричневый.

Альтруистический

Исследовательский

У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути. Он огорчает родителей тем, что разбирает на части все, что может разобрать, задает вопрос «почему?» чаще других, ставит эксперименты. Вначале его интересует все, но затем происходит сужение интересов. Это увлеченные творческие люди. Предпочитаемый цвет - красный.

Доминантный

С раннего детства наблюдается стремление к лидерству и наличие качеств истинного лидера: умение организовывать, оставить цель, проявить волю для ее достижения. Это очень мужественные люди, с логикой мышления, критичностью, ответственностью, способностью выделить главное. Но в общении и деловых контактах для них характерна ориентация на лидеров и пренебрежение к слабым. Склонны учитывать интересы всего коллектива. Их кредо: «Дело и порядок превыше всего». Предпочитаемые цвета - зеленый и красный.

Либертофильный. (от лат. libertas - свобода.)

Уже в колыбели дитя этого типа резко протестует против того, чтобы его пеленали, долго удерживали в кроватке. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа характерно отрицание авторитетов. Характерны терпимость к боли, лишениям и стремление к самостоятельности. Рано проявляется тенденция: «Мой дом - это весь мир»; склонность покидать отчий дом. В поведение проявляется упрямство, авантюризм, оптимистичность. Характерна склонность к перемене мест работы, образа жизни, нетерпимость к рутине. Кредо таких людей «Свобода превыше всего». Предпочитаемые цвета - желтый, красный.

Дигнитофильный. (от лат. dignitas - достоинство.)

Уже в раннем возрасте человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. В детстве с ним можно договориться только лаской. В отстаивание своих прав может поступиться многим. Его кредо «Честь превыше всего». Чуток к фамильной чести. Предпочитаемые цвета - зеленый и серый.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы относительно темперамента того или иного человека. Но ни одно суждение о личности не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у Вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра Вы уже будите чуточку другим.

Что касается тестов («тест» от английского «test» короткое испытание, проба), то их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения с давних пор. Один из первых психологических тестов был описан в Библии, в книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать более стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пили воду. Другие же, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский ученый Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч различных тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно - от профессиональной пригодности работника, до его искренности.

Говоря о темперамете, обычно имеют ввиду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у какого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой появляются у него влечения и т.д. Темперамент (лат. tempeгamentum - надлежащее соотношение частей) - это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение - более слабую реакцию. У индивидов, с большей неустойчивостью - наоборот.

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в данный момент. Эти различия в напряжении скажутся о характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является и скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания нужно еще отличать и темп психических процессов (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости, но и от величины интервалов между актами) . для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессах.

Темперамент человека проявляется прежле всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. У одних воздействие - сильное или слабое, - которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у разных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление - даже сильное - оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность - это всегда индивидуально оазличная у людей различного типа аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления. С древности принято различать 4 типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность.

Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень.

Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем-то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность.
Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов.

Для темперамента существенное значение имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров оказывает влияние и на тонус коры, ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры влияют на темперамент. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать одну от другой. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры., как это подчеркивает Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу таких типов Павлов положил 3 критерия: силу, уравновешенность и лабильность.
Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методов условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы.

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный - живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный - спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешанный с преобладанием с преобладанием возбуждения над торможением - возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Учение Павлова о типах деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент - это понятие психофизиологическое и выражается оно не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.д.

Итак, темперамент - динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Подлинно научное объяснение темпераментов даёт учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) силу процессов возбуждения и торможения; 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойство - слабость нервных процессов - характеризует неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесие не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения.

Подвижность нервных процессов - это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определениям типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип (“живой”, по И.П. Павлову - сангвинический темперамент; 2) сильный, уравновешенный, инертный тип (“спокойный”, по И.П. Павлову - флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения (“безудержный” тип, по И.П. Павлову - холерический темперамент); 4) слабый тип (“слабый”, по И.П. Павлову - меланхолический темперамент). Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не совсем полноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

Классификация темпераментов.

Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго, основательно и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

Положительные стороны холерического темперамента - энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления - общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам - часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, пессимизм. Такой человек чуждается коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве - музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

Характер развивается и формируется в течение жизненного пути человека под воздействием множества различных факторов, условий и, конечно же, воспитания. Но, не смотря на то, что характер является прижизненным приобретением человека, для его формирования и проявления необходима некая основа – отправная точка развития характера . Действительно, учеными было доказано, что как бы внешние условия не были схожи для разных людей и процесс их воспитания не был идентичным (например, дети в одной семье), у них формируются разные черты характера . Подобное различие психологами объясняется наличием у этих людей определенных различий в функционировании их ЦНС и разного типа темперамента.

Темперамент как основа характера

Основы характера человека составляют и врожденные физиологические особенности человеческого организма (свойства НС, скорость реакции и т.д.), и закрепленные в процессе жизни психологические механизмы и формы поведения . Так А.В. Петровский говорил, что основой характера является сложившаяся система привычных для человека действий и поступков . Именно поэтому, о характере человека чаще всего судят, основываясь на его поступках, поведении и действиях. С.Л. Рубинштейн видел в характере личности закрепленную систему, которая включала в себя генерализованные обобщенные побуждения (здесь акцентировалось внимание на мотивационном генезисе свойств характера). Б.Г. Ананьев связывал характер с направленностью личности и ее своеобразными образами действий.

Несмотря на такое разнообразие в психологической науке идей и теорий, которые касаются особенностей характера, большинство ученых сходятся в общем мнении о том, что основой характера личности является темперамент. Такая закономерность понятна, ведь особенности и темперамента, и характера в первую очередь зависят от наличия у человека определенного типа нервной системы.

О том, что темперамент – основа характера , говорил И.П. Павлов , который называл характер переплетением врожденных свойств человека и приобретенных. Он понимал под характером фенотип, основой которого являются, прежде всего, особенности НС и конституции. Подтверждая эту идею, Б.М. Теплов видел в характере своеобразный рисунок человека, который вышивает сама жизнь на канве его темперамента.

Темперамент человека – это динамическая основа его характера, выражающаяся в определенном типе высшей нервной деятельности, который и определяет формирование в человеческом характере следующих полярных черт:

  • уравновешенности/неуравновешенности (проявляются в действиях и поступках);
  • подвижности/инертности (уровень активности человека);
  • в повышенном/пониженном тонусе (также проявление активности);
  • общительности/необщительности (в межличностном общении);
  • легкости/трудности вхождения или включенности в новое (новая среда, окружение, обстановка, обязательства, сфера деятельности и т.д.).

Темперамент оказывает существенное воздействие и на проявлении чувств, уровне выразительности движений, скорости речи, волевых проявлениях, интеллектуальных особенностях, трудовой деятельности и работоспособности человека. Он хотя и не определяет всех отношений личности, а также ее стремления и интересы, но оказывает непосредственное воздействие на уровень энергичности человека, его стойкость, уравновешенность, лабильность, воодушевленность и указывает на качественное своеобразие личности.

Необходимо отметить, что темперамент как основа характера может или способствовать, или же мешать формированию некоторых его черт. Именно поэтому для понимания особенностей характера человека необходимо знать для начала тип его темперамента. Так, например, холерику и сангвинику намного легче воспитать у себя решительность и инициативность, чем флегматику или , но зато им лучше удается самоконтроль, сдержанность и ответственность (холерику неимоверно сложно развивать в себе сдержанность и самоконтроль, а сангвинику тяжело даются такие качества как самокритичность и требовательность).

На проявление характера человека всегда отражаются свойства преобладающего у него типа темперамента. Но, в тоже время, темперамент может не только усиливать проявление определенных черт характера, но и помогать их маскировать (потребность в этом возникает при определенных условиях и зависит от требований конкретного общества, моральных принципов и жизненной позиции). Необходимо также отметить, что в зависимости от некоторых свойств характера человека, его привычек и сформированных навыков, модель поведения людей с одинаковым типом темперамента может быть кардинально разная (в этом случае стоит вспомнить учение И.П. Павлова, который говорил о деятельных и ленивых флегматиках).

Итак, темперамент, являясь основой характера, может по-своему окрашивать его проявление и некоторые черты, придавая им при этом своеобразные формы. Например, такая черта характера как упрямство может легко превратиться у сангвиника в капризность. Но следует помнить, что хотя темперамент и воздействует на формы проявления самого характера, все-таки сам характер имеет еще большее влияние на темперамент, подчиняя при этом эмоциональную возбудимость воле и направленности личности (содержательная ее сторона).

Физиологическая основа характера

Физиологические основы характера в психологии были изучены благодаря работам великого русского физиолога И.П. Павлова, которые были посвящены исследованию особенностей ВНД, свойств и типов нервной системы. Физиолог очень тесно сближал понятие темперамент и тип НС (но тут необходимо уточнить, что сам темперамент ученым понимался гораздо шире, нежели психологами). Физиолог подчеркивал, что тип является основной характеристикой нервной системы человека, которая отражается на всей его деятельности, поэтому она и должна рассматриваться как физиологическая основа характера.

И.П. Павлов создал классификацию типов нервной системы человека, в основу которой были взятии следующие характеристики:

  • сила нервных процессов (тормозного, раздражительного);
  • уравновешенность процессов (здесь имеется в виду процессы возбуждения и торможения) или же соотношение;
  • их подвижность.

Под силой НС ученый понимал количественный запас в клетке физиологических веществ. Соответственно у сильного типа этот запас большой, а у слабого – малый. Сила относиться к двум нервным процессам (и тормозному, и раздражительному) и указывает на выносливость и работоспособность клеток при воздействии сильных раздражителей. К сильным типам Павлов относил сангвиника, холерика и флегматика, а к слабому – меланхолика.

Что касается уравновешенности (соотношение процесса возбуждения с процессом торможения и наоборот), то Павлов выделил два типа — возбудимы и тормозной (они занимают крайние положения) и два типа, которые являются уравновешенными (или же центральными). И последний принцип, положенный физиологом в основу своей классификации, заключается в лабильности нервной системе и подвижности (насколько быстро и легко сменяют друг друга процессы возбуждения и торможения). Ниже, в таблице представлена связь типов темперамента с типами ВНД, под которыми понимается физиологическая основа характера.

Связь типа ВНД и типа темперамента

Типы нервных систем является не только основой темперамента, но и обуславливает многие другие психические свойства личности, психические процессы и состояний, поэтому физиологической основной характера выступает не столько темперамент, сколько тип НС.

Следует отметить, что, несмотря на то, что И. Павлов вдел тип НС одной из основ характера, он все же четко разграничивал эти понятия. Так под типом НС он советовал понимать врожденные качества человека, а вот под характером – то, что нервная система приобретает в течение всей жизни человека благодаря воспитанию и полученному опыту. Итак, ученый разделял свойства типа ВНД (как природный задаток) и черты характера. Он говорил, что в черты характера человека входят определенные свойства типа, которые могут быть замаскированы или преобразованы, но в любом случае они являются приобретенными на протяжении жизненного пути личности (в опыте) в качестве систем установившихся связей.

Таким образом, характер человека не формируется на пустом месте, а находиться в тесной взаимосвязи с показателями (характеристиками) силы НС, а также ее подвижности и уравновешенности. Но наибольшим влиянием на характер обладает воспитание, а это значит, что главным является не сам тип нервной системы, который был унаследован человеком, а уровень пластичности его нервной организации. Необходимо отметить, что свойства типа ВНД тоже могут преобразовываться под влиянием определенных факторов и воздействием внешней среды.

Также физиологической основой характера выступает системность, под которой понимается выражение тенденций нервных связей к определенной интеграции (или объединению). В этом случае говорят о проявлении динамического стереотипа, который также может быть сформирован соответственно предъявляемым жизнью требованиям. Так, например, формирование силы характера с точки зрения физиологии стоит рассматривать как выработку подобной системности в деятельности коры головного мозга.

Итак, физиологические основы характера в психологии рассматриваются с точки зрения работы головного мозга и особенностей высшей нервной деятельности, а конкретнее это свойства нервной деятельности, системность, работа двух сигнальных систем и преобладание конкретного типа ВНД.

Что лежит в основе характера

Характер является психическим свойством психики, которое связано с проявлениями ВНД, основой которой являются врожденные особенности нервной системы человека (они в свою очередь находят отражение в силе, уравновешенности и подвижности, а затем проявляются в определенном типе темперамента). Но следует отметить, что эта природная основа характера (тип НС) с момента рождения малыша и всю его последующую жизнь будет поддаваться воздействию самых различных факторов и прибывать в разных условиях. Поэтому его характер будет развиваться под влиянием конкретных социальных условий, культурно-образовательного пространства, воспитания и зависеть от направленности своей личности.

Но что лежит в основе характера человека? На этот вопрос можно ответить, лишь проанализировав такое понятие в психологии, как «динамические стереотипы». Эти стереотипы появляются у человека в процессе его жизни и представляют собой определенные системы нервных связей, которые возникают в коре больших полушарий человеческого мозга и появляются благодаря воздействию различных раздражителей, которые воздействуют на нервные клетки в определенной последовательности и согласно определенной системы. Подобные раздражения в ходе многоразовых повторений обеспечивают появлению достаточно крепких нервных связей, которые спустя некоторое время проявляются быстрее и легче (автоматизм), при этом не требую особых усилий.

Динамические стереотипы не только создаются, но и переделываются, но как в первом, так и во втором случае нервной системе требуется достаточно усердная и тяжелая работа. Динамические стереотипы становятся фундаментом для действий человека и черт его характера (они чаще всего проявляются непроизвольно).

Таким образом, характер человека представляет собой сложный синтез конкретного типа ВНД, преобладающего типа темперамента, жизненного опыта, условий жизни, влияния окружающих и воспитания. И это действительно так, ведь дети рождаются с разными особенностями функционирования головного мозга (что обусловлено типом НС), но эти особенности выступают только в качестве условий для развития и формирования определенных черт их характера. Ведущими же факторами становятся: семья, морально-нравственные принципы окружающих людей, воспитание и обучение, нормы в конкретном обществе и многое другое.