Правила формирования плана на день. Как правильно распланировать свой день, чтобы все успеть? Частный дом: планировка комнат

Понятие психической и психологической травмы часто встречается в популярной психологической литературе. Специалисты по-разному интерпретируют эти термины, поэтому прежде, чем начать говорить о психотравмирующих событиях и их последствиях для детей и взрослых, стоит обратить внимание на значение слов «психотравма», «психическая травма» и «психологическая травма».

Этот термин имеет 2 разных интерпретации:

  1. В психиатрии как правило это ущерб, нанесенный психике каким-либо стрессовым воздействием, с выраженным нарушением нормального функционирования психики. В результате такой травматизации может развиваться психогенная реакция в форме психических и соматических заболеваний (например, посттравматический синдром, разные виды психозов, шизофрения, эпилепсия).
  2. В психологии термин «психическая травма» трактуется более широко и объединяет любые эмоционально патогенные воздействия на психику, характеризующиеся длительным влиянием.

По сути понятия «психической» и «психологической» травмы во многом схожи и часто используются для обозначения одних и тех же явлений.

Психологическая травма

Термин из области популярной психологии для обозначения психической травмы умеренной силы, которая может вызывать невротические реакции, активировать механизмы психических защит и переживаться как болезненный опыт. В понятие психологической травмы не входят психогенные реакции с развитием тяжелых психических заболеваний.

Психотравма

Это широкое понятие, подразумевающее любой болезненный опыт личности и включающее и психические, и психологические травмы.

В данной статье мы будем говорить о психотравме в широком смысле, как о реакции психики на какое-либо болезненное событие.

Причины психических травм

Психофизиологи описывают причины психологических травм как разновидность реакции организма на опасность. Дело в том, что при появлении опасности организм мобилизуется, готовясь к активным действиям – в кровь выбрасываются необходимые для нападения или бегства гормоны, мышечный каркас напрягается в готовности к действию, сердцебиение учащается и так далее.

Однако современная реальность и само устройство психики человека далеко не всегда дают возможность непосредственно отреагировать на опасную ситуацию. Ребенок не может напасть на злого воспитателя, женщина не может убежать от любимого человека, который ее обижает, некоторые травматические ситуации вообще не имеют материального представления – от несчастной любви уж точно никак не убежать.

Но энергетический заряд, импульс, образовавшийся в организме как реакция на стресс, не исчезает. Он трансформируется в патологическую реакцию, оказывая негативное воздействие на психику человека.

Виды психических травм

Психологи различают виды психологических травм по характеру и длительности воздействия травмирующего события.

  1. Шок. Психологическое потрясение, которое испытывает человек в ситуации крайней опасности для жизни (своей или близких), во время катаклизмов и так далее называется шоковой травмой. Это кратковременное состояние, как правило, влекущее за собой длительные последствия для психики.
  2. Острая психологическая травма. Также сравнительно кратковременное состояние, возникающее в результате эмоционально мучительного события. Таким событием может быть утрата близкого человека (в результате расставания, тяжелой болезни или смерти), публичное унижение, сопровождающееся потерей социального статуса и уважения к себе, акт насилия (физического, сексуального или психического) и так далее.
  3. Хроническая травма. Это реакция психики на постоянное или регулярное и долговременное воздействие стрессора, характеризующееся изменениями в механизмах функционирования психики с формированием патологических шаблонов взаимодействия. Например, хронической психотравматизации подвергаются члены эмоционально неблагополучных семей, в первую очередь – жертвы домашнего насилия. Еще одним ярким примером хронической травмы может быть систематическая травля ребенка в детском коллективе.

Кроме длительности воздействия психические травмы различаются также глубиной воздействия, степенью тяжести последствий и их содержанием. Некоторые авторы выделяют такие виды, как экзистенциальная травма, травма отношений, травма потери и травма неисправимой ошибки.

Последствия психических травм

Независимо от своей тяжести, нанесенные травмы оставляют след в эмоциональном состоянии и в разных аспектах поведения человека. Долговременные последствия влекут за собой психотравмы, затрагивающие зону глубоких душевных переживаний. Они могут быть связаны с любовными переживаниями, с потерей своего призвания, с мировоззренческим кризисом и так далее.

Такие воздействия вызывают у человека целый спектр экзистенциальных страданий, включая утрату смысла жизни, ощущение глобальной вины и неполноценности, отсутствие способности получать удовольствие и вступать в близкие отношения с людьми. Довольно часто тяжелой травмой, особенно для юных людей, оказывается неразделенная любовь. Психологическая травма так мощно влияет на эмоциональное состояние, что нередко провоцирует суицид.

Особую опасность представляют случаи, в которых потрясение оказывается непереносимо для психики. В экстренной ситуации психика человека применяет свои «аварийные» возможности, чтобы адаптироваться к обстановке:

  1. Производит несуществующее содержание: галлюцинации, бред.
  2. «Отключает» системы реагирования: апатия, психогенная амнезия, нервный паралич, кататония.
  3. Разрушает структуру личности: острый психоз, шизофрения.

Такие острые симптомы могут сопровождать переживание чрезвычайно тяжелого события (например, внезапной гибели нескольких членов семьи). С другой стороны, подобную реакцию некоторые люди выдают на обычные (на первый взгляд) жизненные трудности – развод, увольнение с работы и тому подобное. Дело в том, что для людей с чувствительной психикой, склонных к психическим заболеваниям, даже сравнительно небольшой стресс может нанести значительный вред и стать триггером для развития болезни.

Более локальные последствия имеют психологические травмы, затрагивающие узкую сферу эмоционального опыта. Например, люди, пережившие предательство, испытывают в будущем проблемы с доверием, ожидая повторения травмирующего опыта и стараясь его избежать, осознанно или нет.

У тех, кто имеет опыт утраты близкого человека, как правило более выражен страх потери. Часто женщины, пережившие изнасилование, испытывают проблемы в сексуальном плане или в отношениях с мужчинами в целом. Психологические травмы у взрослых имеют умеренные по силе последствия и сравнительно легко поддаются коррекции в психотерапии или при помощи медикаментозного лечения.

Серьезнее в этом плане оказываются детские психологические травмы, так как вся личность человека формируется в детстве, и каждое травмирующее событие накладывает отпечаток на будущую личность. Детские травмы часто становятся причинами психологических трудностей взрослых, проявляясь в чертах характера, в особенностях отношений с людьми, страхах, фобиях и неврозах.

Детские психотравмы

Последствия психологических травм у детей могут быть не очевидны даже для родителей, так как для ребенка травмирующим порой оказывается то, что в глазах взрослого не заслуживает внимания.

Одним из самых распространенных видов психической травмы считают травму сепарации, или потери объекта привязанности. В младенчестве для ребенка мать – это необходимый для выживания человек, и потеря матери переживается младенцем как угроза жизни (та самая шоковая травма). В этом плане весьма впечатляющим примером оказывается так называемый синдром госпитализма – развитие тяжелых соматических нарушений (вплоть до летального исхода) у младенцев, разлученных с матерями и содержащихся в медицинском учреждении без конкретного опекающего взрослого, который мог бы заменить мать.

Травматичное расставание с объектом привязанности

Обычно для ребенка первого года жизни период, который он может спокойно и без потерь прожить без мамы, длится несколько часов — при условии, что вместо мамы с ним будет другой значимый взрослый человек (любимая няня, папа или бабушка).

По мере взросления у детей, не травмированных длительным отделением от матери, время такой спокойной автономии постепенно увеличивается. Для трехлетнего ребенка обычно не проблема провести без мамы почти весь день в детском саду или с другим взрослым.

Но некоторые дети старше года очень тревожно реагируют на уход мамы – плачут, не отпускают, безутешно рыдают после ее ухода и с нетерпением ждут возвращения, а после воссоединения – нередко ведут себя агрессивно или игнорируют вновь появившуюся маму. Подобное поведение указывает на перенесенную психологическую травму. Такого рода психологическая травма есть практически у всех детей, воспитанных в традиционных советских семьях. Они были отправлены в ясли или в детский сад задолго до того, как стали готовы оставаться без мамы надолго.

Большинство современных взрослых испытывают те или иные трудности в близких отношениях, что по мнению психологов непосредственно связано с детскими психотравмами. Эмоциональная зависимость, патологическая ревность, страх потери любимого человека, страх смерти, чувство собственной неполноценности, острая навязчивая потребность в любви и одобрении у взрослых людей – лишь некоторые из последствий нанесенных в детстве травм.

Очень важно всем родителям осознавать значимость детских переживаний при расставании с матерью. Если ребенок двух-трех лет во время «адаптации» к детскому саду становится капризным и плаксивым, требует много внимания, боится оставаться один, активно сопротивляется походам в садик, если нарушается сон или аппетит, если ребенок вдруг начинает часто болеть – крайне велика вероятность того, что малыш получает психологическую травму.

Он может чувствовать настоящую панику и глубоко горевать, надолго оставаясь в окружении детей и почти незнакомых взрослых (не всегда эмпатичных и способных утешить). Если есть какая-либо возможность в таком случае выбрать сад с более мягкой адаптацией или отложить поступление в сад на год – это будет оптимальным решением для психического здоровья ребенка.

Потенциально травматические ситуации

Каждый ребенок уникален в силу своего опыта и конституциональных особенностей, поэтому никогда нельзя знать точно, какое именно событие окажется травмирующим для конкретного ребенка. Однако, есть ситуации, в которых типичной реакцией будет сильный испуг или другие сильные эмоции, с которыми детской психике трудно справиться.

Ниже перечислены некоторые группы ситуаций, при которых родителям стоит уделять больше внимания психическому состоянию ребенка.

  1. Насилие по отношению к ребенку – нападение старшеклассников в школе, встреча с агрессивными взрослыми на улице, неудачно окончившийся конфликт на площадке, унизительный розыгрыш, незаслуженное наказание учителя, воспитатели, которые заставляют есть через силу и так далее. Ребенок – уязвимое существо в силу своего размера и умственного развития, поэтому с насилием дети встречаются очень часто.
  2. Нападение (даже без физического вреда) собаки или другого животного. Особенно для маленьких детей даже игривое нападение животного может быть очень неожиданным и провоцировать развитие фобии.
  3. Физические травмы и соматические заболевания могут переживаться как психологическая травма — во-первых, физическая боль вызывает тревогу и страх за свое тело, а во-вторых физические болезни сопровождают резкие изменения в образе жизни – в частности, разлука с родителями и пребывание в медицинских учреждениях.
  4. Систематическое насилие в семье. Влечет за собой серьезные последствия для психики. Причем домашним насилием является не только рукоприкладство и прямые оскорбления, но и неадекватные проступкам наказания (особенно наказание длительной изоляцией), психологические манипуляции, издевательства старших сиблингов (физические или моральные) и любые другие факторы, стабильно нарушающие эмоциональную обстановку в семье.
  5. Тяжелое заболевание и/или смерть родственника. Помимо нормального процесса горевания, в случае болезни или смерти родственника ребенок встречается с непривычным поведением других взрослых – наблюдает слезы, волнение, суету, слушает непонятные тревожные разговоры. Фантазии на тему того, что происходит, могут быть очень пугающими и общее эмоциональное состояние становится травматическим.

Как же уберечь ребенка от психической травмы? Разве можно представить себе полноценную жизнь и взросление без встреч с потенциально опасными ситуациями?

Разумеется, каждый из нас сталкивается с большим количеством ситуаций, которые пугают, шокируют, болезненно переживаются и выбивают из колеи. Это нормальная и неотъемлемая часть жизни. Важно обращать внимание на то, как именно справляться с этими ситуациями, и как помочь в этом своим детям.

Как пережить психическую травму без серьезных последствий?

Люди совершенно по-разному ведут себя в стрессовых ситуациях, и последствия для психики могут быть разными по тяжести в зависимости от эмоциональной и поведенческой реакции. Говоря о том, как избавиться от последствий психической травмы, следует разделять профилактические меры и собственно лечение.

Как правило, последствия травмы проявляют себя через несколько месяцев после травмирующего события, но могут и много лет никак не показывать себя, органично вплетаясь в общую картину личности.

Профессиональную терапию последствий психотравмы может обеспечить только квалифицированный специалист. Однако, зная о потенциальном ущербе для психики того или иного события, можно предпринять определенные «меры безопасности» по профилактике последствий травм.


При должном внимании к эмоциональному состоянию в стрессовых ситуациях и поддержке окружающих последствия психологических травм можно минимизировать.

Болезненный опыт – это важная часть любой личности, при адекватной переработке он не разрушает, а укрепляет и развивает личность, выступая в качестве жизненного испытания. Моральный ущерб, нанесенный психологическими травмами, не всегда можно достойно компенсировать, но всегда можно по крайней мере ограничить зону его влияния, и это стоит делать ради повышения качества жизни.

Многие академические умы не воспринимают такое понятие, как психологическая травма, которой повсеместно пользуются люди для объяснения тех или иных отклонений в развитии психики и поведении человека. Симптомы психологической травмы проявляются неярко, виды зависят от факторов и последствий. Лечение возможно как самостоятельное, так и психологическое.

Интернет-журнал сайт называет психологической травмой (или психотравмой) измененное состояние человека, который пребывает в тревожном, боязливом и неадекватном состоянии. Главной особенностью рассматриваемого состояния является то, что оно не вызывает кардинальных изменений в личности человека. продолжает оставаться здоровым, дееспособным, существует возможность адаптироваться к социуму. Однако имеются некие негативные факторы внешнего или внутреннего характера, которые психологически или эмоционально ранят человека настолько, что это его выводит из равновесия.

Психологическая травма подразумевает под собой воздействие определенных факторов различного характера на индивида, что лишает его душевного равновесия и психологического здоровья. При этом человек считается абсолютно здоровым, обычным, нормальным. Просто есть обстоятельства, которые ему неприятны, травмируют, беспокоят настолько, что заставляют зацикливаться на них, испытывая сильные душевные страдания.

Психологическую травму следует отличать от травмы психической, которая подтверждается реальным вредом, нанесенным кем- или чем-либо. При этом человек становится не только психически, но и физиологически нездоровым. Возможны различные потери в виде снижения памяти, интеллекта и пр.

При психологической травме человек продолжает оставаться здоровым. Снижение внимания и апатия являются всего лишь следствием подавленного состояния, в котором пребывает человек, который концентрирует свои мысли на обстоятельствах, которые ему неприятны.

На человека могут воздействовать как постоянные факторы, так и единичные случаи, нарушающие его душевное равновесие. Однако чем дольше человек пребывает в психотравме, тем выше вероятность развития различных пограничных состояний или невротических расстройств, например:

  1. Навязчивые состояния и фобии.
  2. Обсессивно-компульсивное расстройство.

Наибольшую популярность психотравма получила в ситуациях, которые вызывают посттравматические расстройства личностей. Когда человек попадает в ситуации, вызывающие у него шок, панику, сильный страх, тогда у него развивается ПТСР, неспособность адекватно смотреть на мир и отсутствие душевной гармонии.

Следует отметить, что психологическая травма является следствием сильного душевного переживания, при которой происходило сильное давление на психику, что эмоционально трудно переносилось человеком.

Что такое психологическая травма?

Психологическая травма (она же психотравма) подразумевает под собой воздействие сильного стресса на эмоциональную и психологическую сферы человека, которое он не смог спокойно перенести и которое причинило ему определенный вред. Зачастую психотравма развивается в ситуациях, которые угрожают человеку смертью либо вызывают у него ощущение стойкого отсутствия безопасности. Другими словами, человек ощущает, что его жизнь находится в опасности, он никуда не может обратиться, никто ему не может помочь, он сам ничего не способен сделать с ситуацией, при этом все обстоятельства указывают на то, что он лишится чего-то ценного (жизни, здоровья, свободы и пр.).

В результате психотравмы меняется мышление человека. Пока он находится в стрессовой ситуации, он начинает задумываться над вещами, которые ему дороги. У него быстро начинают формироваться новые взгляды на жизнь с учетом тех обстоятельств, которые вызывают у него психологическую травму.

Можно назвать данное состояние как ситуацию, которая оставляет шрам на теле человека. С одной стороны, все зажило, раны больше нет, как и обстоятельств, которые ее вызвали. С другой стороны, на теле остался шрам, который напоминает человеку о том, при каких условиях он возник.

Следует отметить, что чем больше человек погружается в собственные страдания, тем значительно снижается его физическое здоровье (падает иммунитет).

Причины психологических травм

Существует большой спектр причин, которые вызывают психологическую травму. Все их перечислить достаточно сложно, поэтому их объединяют в группы:

  1. Однократное событие, которое случилось внезапно и было связано с физическим воздействием на тело, что интерпретируется как сильный удар:
  • Автокатастрофа и прочие катастрофы.
  • Нападение насильником или гопников.
  • Личная бытовая, спортивная или физическая травма, которая привела к ограниченности движений.
  • Ранение, произошедшее на рабочем месте.
  • Хирургическое вмешательство, которое было сделано внезапно и по необходимости.
  • Ухудшение здоровья из-за возникших военных действий или стихийного бедствия.
  1. События, которые привели к резкой смене образа жизни, социального статуса человека:
  • Смерть родственника.
  • Изнасилование.
  • Потеря работы.
  • Вынужденная смена жительства.
  • Разрыв отношений с любимым человеком.
  • Возникшие долги, которые невозможно погасить.
  • Необходимость поменять работу.
  • Ограбление, мошеннические действия, кража, после чего человек был лишен собственного имущества.
  • Неожиданное событие, которое привело человека к ответу перед законом.
  1. Стрессы затяжного характера, которые являются значимыми для человека:
  • Тюремное заключение.
  • Сексуальные проблемы.
  • Проживание с неблагополучным супругом (наркоман, алкоголик, тиран).
  • Неблагоприятные психологические условия на работе.
  • Тяжелые соматические недуги.
  • Конфликт с начальником.

Психологическая травма приводит человека к тому, что он постоянно возвращается воспоминаниями в прошлое, которое становится для него навязчивым. Он оценивает настоящую жизнь через призму тех переживаний, которые в нем присутствуют, негативно смотрит на мир.

Человек не может отделить себя от проблемы. Он не способен посмотреть на нее со стороны. При этом проблема препятствует его развитию и дальнейшему совершенствованию. Человек словно останавливается на том уровне развития, на котором он находился в момент совершения травмирующего события.

Сопутствующими факторами, которые помогают психотравме развиться, являются:

  1. Отсутствие готовности индивида к подобного рода обстоятельствам.
  2. Намеренное провоцирование людьми травмирующей ситуации.
  3. Ощущение собственного бессилия и неспособности повлиять на ход событий.
  4. Выделение большого количества психической энергии на прохождение ситуации.
  5. Столкновение индивида с качествами людей, от которых он подобного не ожидал – бесчувствие, безразличие, жестокость, предательство, насилие.

Последствия развития психологической травмы

Травмирующие ситуации заставляют человека менять свои взгляды, ценности, моральные принципы и модели поведения. Поскольку ситуации становятся необычными для человека, скорее всего, он вообще не задумывался над тем, что подобное может с ним случиться, то значительно разрушается его мировоззрение, которым он пользовался до этого момента. Чем дольше стрессовые факторы воздействуют на человека, тем больше развиваются последствия психологической травмы.

Ими могут быть:

  • Клинические отклонения пограничных состояний.
  • Изменение моральных ценностей, прекращение следования социальным нормам.
  • Неврозы.
  • Утрата интимной сферы.
  • Разрушение личности.
  • Реактивные состояния.

Стрессовые ситуации воздействуют на человека с той силой, с которой он не способен справиться. Многое зависит от значимости событий и психических сил, которые имеются у индивида для решения возникшей проблемы.

Виды психологических травм

Несмотря на то, что психологическую травму можно устранить, процесс обратим, все же следует понимать, что проблемой нужно заниматься вместе со специалистом. Для этого он выделяет вид психологической травмы:

  1. Первая классификация:
  • Шоковая – возникает спонтанно при условии угрозы жизни и здоровья собственного организма или близких.
  • Острая – носит психологический характер, когда событие было краткосрочным, однако достаточно неприятным.
  • Хроническая – длительное воздействие вредных факторов на человека. При этом психотравма может длиться годами и не выражаться внешне.
  1. Вторая классификация:
  • Травмы потери. Например, страх одиночества.
  • Травмы отношений. Например, предательство любимого человека.
  • Травмы собственных ошибок. Например, чувство вины или стыда.
  • Травмы, нанесенные самой жизнью (экзистенциальные). Например, страх смерти.

Достаточно трудно внешне распознать человека с психологической травмой, если он находится в обычных условиях жизни. Обычно психотравма проявляет себя лишь в тех обстоятельствах, которые схожи и напоминают человеку о тех условиях, в которых она развилась изначально.

Все психологи выделяют ряд симптомов, указывающих на наличие психологической травмы:

  1. Самообвинение и самоуничижение.
  2. Потеря желания действовать.
  3. Обида, ярость.
  4. Иррационально навязчивая тревога.
  5. Неспособность получать радость от вещей, которые объективно приятны.
  6. Ощущение отсутствия безопасности и наличия постоянной угрозы.
  7. Неспособность не думать о неприятном событии.
  8. Отрицание произошедшего.
  9. Уединение от социума добровольного характера.
  10. Беспомощность, бессилие.
  11. Развитие саморазрушающего поведения, например, алкоголизм или наркомания.
  12. Ощущение безысходности, тоска.
  13. Добровольное переживание покинутости, ненужности, одиночества.
  14. Рассеянность, неспособность сосредоточить внимание.

О наличии у человека психотравмы могут говорить следующие факты:

  • Болевые симптомы психогенного характера.
  • Проблемы со сном в виде бессонницы, ночных кошмаров, прерывистого сна.
  • Быстрая утомляемость и отсутствие наполненности силами после длительного отдыха.
  • Изменение питания: переедание или отказ от еды.
  • Потеря интереса к противоположному полу.
  • Плаксивость, быстрая раздражительная реакция на мелочи.
  • Частое сердцебиение, скачок давления, обильное потоотделение, тремор конечностей.
  • Отсутствие логичности в поступках, непоследовательность, торопливость, суетливость.
  • Трудности в концентрации внимания, из-за чего индивид не может выполнить привычную работу.

Психологическую травму следует устранять, поскольку она значительным образом сказывается на поведении человека и способности жить дальше счастливо. Если самостоятельно справиться со стрессом не удается, тогда можно лечиться вместе с психотерапевтом.

Нужно поставить цели на будущее. Концентрируйте свое внимание на том, к чему вы хотите прийти, а не на том, от чего вы пытаетесь убежать.

Также не забываем о том, что травма тем сильнее, чем сильнее значимость произошедшего события. Другими словами, следует осознать, что подобные ситуации являются нормальными и естественными, хоть и не частыми. Не следует к ним относиться как к чему-то необычному.

Итог

От психологической травмы придется долгое время избавляться. За один день не удастся достичь желаемого результата. Человек должен это понимать, чтобы проявить терпение на тот период, пока он будет избавляться от своей психотравмы, чтобы она не диктовала ему, как жить дальше и как смотреть на окружающий мир.

Введение

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» травма психическая определяется как «эмоциональное воздействие, вызвавшее психическое расстройство». При этом эмоции следует понимать как субъективное состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющееся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия). Психологическая травма (психотравма), как последствие стресса, бывает очень тяжела

Человек, получивший психотравму вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло - слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Он не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно. Если психотравмирующие события были пережиты в детстве, они притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически может остаться в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии.

Психотравма также отражается и на будущем. Люди, перенесшие психологическую травму, нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

Для того чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Вытесненные переживания также могут проявляться в виде психосоматических заболеваний.

Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если человек переживает психологическую травму, как последствия стресса. Чтобы не было потом слишком поздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем, разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.

Характеристика психических травм и последствий их перенесения

Шоковая психотравма. Указанная разновидность межличностных конфликтов характеризуется большой силой и внезапностью действия. Она, как писал известный советский психиатр В. В. Ковалев (1979), обычно связана с угрозой жизни или благополучию человека и встречается при стихийных бедствиях, авариях, нападениях с целью грабежа или насилия.

Острая психотравма относительно кратковременного действия в отличие от шоковой психотравмы не является такой внезапной и неожиданной. Она нередко в определенной степени вытекает из предшествующих событий, свидетелем которых был данный ребенок. Примером могут служить тяжелая болезнь и смерть близкого человека, распад семьи с предшествующими ссорами и выяснением отношений, конфликты в школе с учителями или товарищами, незаслуженная обида от любого человека и т.д. Подобные состояния встречаются преимущественно у детей школьного возраста и у подростков. Психотравма при этом (по мнению В. В. Конллева, 1979) действует не на врожденные инстинктивные физиологические механизмы деятельности ребенка, а на более высокие, сознательные уровни жизни личности.

Хроническая психотравма. Применительно к детскому возрасту хроническая психотравма в основном встречается при неправильном или противоречивом типе воспитания вообще и трудового в частности. Бывают случаи, когда с ребенком не проводится никакая воспитательная работа, что имеет место в социально не­благополучных семьях, когда оба родителя или один из них страдают алкоголизмом.

Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма - одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее - в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.

Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) Для обозначения расстройств, возникающих у лиц, перенесших психическую травму, в 1980 г. понятие «посттравматические стрессорные расстройства» (ПТСР) было принято как отчетливая и обоснованная диагностическая категория. Посттравматические стрессовые расстройства можно определить как состояние, которое развивается у человека, испытавшего эмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный быть травматичным практически для любого человека.

К основным (первичным) симптомам синдрома ПТСР относятся:

нарушение сна;

патологические воспоминания (навязчивый возврат к экстремальной ситуации);

неспособность вспомнить - амнезия на некоторые события (избегание всего того, что напоминает о наиболее экстремальных моментах);

сверхчувствительность (повышенная бдительность к новому возникновению экстремальности);

сверхвозбудимость (неадекватная сверхмобилизация).

Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал действие стрессора, выходящего за рамки обычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс практически у любого.

Воздействие экстремального стрессора приводит к проявлению ПТСР в виде трех составляющих: интрузии, избегания и гиперактивности.

Длительность первичных симптомов -- по крайней мере, один месяц.

К вторичным симптомам ПТСР, наблюдаемым у пациентов многие годы, относят:

депрессию,

импульсивное поведение,

алкоголизм (токсикоманию),

соматические проблемы,

нарушение чувства времени,

нарушение ЭГО-функционирования.

Зарубежными исследователями для выявления постстрессовых расстройств используются широко известные методы (клиническая беседа, опросник тревоги Ч. Спилбергера, шкала депрессии Бека, Общий опросник здоровья и пр.). Известен также ряд специализированных методик: Шкала воздействия событий М. Горовица (1979), шкала ПТСР MMPI Т. Кина (1984), Список 90 симптомов Л. Дерогатиса (1983), и ряд других. При обследовании больших контингентов положительно зарекомендовали себя также различные "шкалы самодиагностики", позволяющие человеку самому оценить наличие у себя посттравматической симптоматики и принять решение об обращении за консультацией психолога.

В нашей стране надежные, адаптированные методические средства психологической диагностики ПТСР практически отсутствуют. Имеющиеся в распоряжении психологов широко известные методы СМИЛ, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест САН и др. не ориентированы прямо на выявление постстрессовых состояний.

Лечение ПТСР является комплексным, в начале болезни медикаментозным и психотерапевтическим, после -- преимущественно психотерапевтическим. Хорошие результаты дает методика, в ходе, которого пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание на ярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего опыта в случае появления триггера.

Наиболее эффективным методом коррекции подобного состояния является личносто-ориентированная психотерапия, в частности метод, разработанный в гештальт-терапии. С точки зрения гештальт-терапии, только сам человек является, в конечном счете, ответственным за все, что с ним происходит и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений.

Иными словами сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Из этого положения и выводится основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний: основная цель психокоррекции заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.

Психотравмирующие факторы воздействуют не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Психотравмирующие воздействия в условиях жизни имеют не только психическую, но и соматическую сторону влияния.

В качестве одного из последствий воздействия стресс-факторов личностного развития рассматривается психическая травма (ПТ). Анализ различных точек зрения на ПТ позволил Р.А. Абдурахманову в своей диссертации сделать вывод о том, что под термином психическая травма целесообразно понимать результат воздействия на личность значимых для нее стресс-факторов, который выражается в снижающем эффективность жизнедеятельности субъекта изменении его системы саморегуляции. Эти изменения могут быть результатом интенсивного разового стрессового события или действующей на протяжении длительного времени стрессовой ситуации. При этом в основе ПТ могут лежать осознаваемые и неосознаваемые изменения в физиологической, эмоциональной, когнитивной (интеллектуальной) и поведенческой составляющих системы регуляции