Почему где и когда появлялись города. Возникновение и развитие городов. Выходит, все крупные города развиваются одинаково

Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.- создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе.

Города играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.

Внешний вид города

Они были обычно окружены высокими стенами - деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города - ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья - посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы - кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений. Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек.

В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительноая часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.

*Ратуша – здание городской думы (представительный орган власти в городе)

* Глава городского совета – Мэр (Англия, Франция), Бургомистр (Германия)

§ 2. Почему, где и когда появлялись города?

Древнейшие города. Первые города возникли около 4 тыс. лет до н. э. в густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долинах «великих исторических рек».

Причины и места возникновения городов. Согласно экономической теории, города стали развиваться, когда общество перешло от простого воспроизводства к расширенному. Экономический прогресс обеспечил появление излишков продовольствия, необходимого для обеспечения несельскохозяйственного, т. е. ремесленного, населения, концентрирующегося на ограниченной территории. При этом местоположение каждого конкретного города предопределялось географическим положением: они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах, обеспечивавших преимущества для обороны от внешних врагов, возникали вокруг резиденций правителей или на пересечении важнейших транспортных путей, выполняя функции торговых центров (рис. 7).

Рис. 7. Гданьск (ранее Данциг, Польша) - один из важнейших городов Ганзейского торгового союза

Некоторые из важнейших городов древности существуют и поныне, развитие других затормозилось, и они превратились в небольшие провинциальные центры, а некоторые исчезли вообще (рис. 8).

Рис. 8. За 13 веков существования (с VI по XIX в.) города Чуфут-Кале (Крымский полуостров, Украина) колеса телег выбили колею в камне

В Средние века самыми большими городами мира были Нанкин (Китай, 470тыс. чел.), Каир (Египет, 450тыс. чел.), Виджаванагар (Индия, 350тыс. чел.), Пекин (Китай, 320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс. чел.), почти в два раза от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона едва достигало 50 тыс. человек.

К началу XIX в. появился первый город-миллионер - Пекин. Крупнейшими городами Европы стали Лондон (860 тыс. чел.), Париж (550 тыс. чел.), Неаполь (430 тыс. чел.), Константинополь (570 тыс. чел.), контролирующий стратегические проливы Средиземноморья. В Азии резко увеличилась численность населения в городах Японии - Токио (690 тыс. чел.), Осаке и Киото (по 380 тыс. чел.).

Задание 1. Как влияло изменение географического положения на развитие городов?

Причины развития городов. Развитие крупных городов современности как экономических, политических и торговых центров связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Концентрация населения в городах стала возможной в первую очередь из-за развития энергетики: технологий добычи, использования и транспортировки угля, а позднее - нефти.

Функции городов. Важнейшими функциями городов со времени начала промышленного переворота стали производство товаров и услуг, управление и межрайонный обмен.

1.Где на территории нашей страны возникли первые города-государства?2.Какова причина образования Скифского государства? 3.Где иудизм стал государственной

религией? 4.Кто стоял во главе греческих городов-государств? 5.О чем свидетельствовало возникновение городов у хазар? 6.Когда на территории нашей страны возникли первые города-государства? 7.Какова причина упадка греческих городов-государств в Северном Причерноморье? 8.Где ислам стал государственной религией? 9.Каков был титул правителя Хазарского государства? 10.Чем объяснялась длительность первобытно-общинного строя у жителей лесной полосы Восточной Европы? Варианты ответов:князь,каган,царь,Волжская Булгария,нашествие гуннов,7-6 век до н.э.,7 век,Северное Причерноморье,угроза со стороны соседних государств,Хазарский каганат,Архонт,вождь,переход к оседлости

1. Какова была численность казахов края по материалам первой

Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года?

2. Почему казахские ополченцы терпели поражения от джунгар в

Годы Великого бедствия?

3. В чем состоит героизм казахских воинов во время казахско-

Джунгарских войн XVIII века?

4. Когда начался процесс присоединения Младшего жуза к Рос-

Сийской империи?

5. Как складывались отношения казахов с башкирами и
калмыками

В XVIII веке?

6. В каком году была построена Новоишимская линия?

7. В чем состоит суть реформ барона Игельстрома в Младшем
жузе?

8. Какую внешнюю и внутреннюю политику проводил хан Абылай?

9. Почему часть представителей Младшего и Среднего жузов
под-

Держала восстание под руководством Е. Пугачева в России?

10. Каких специалистов готовили первые школы в Оренбурге и

11. В чем состояло преимущество традиционного суда биев?

12. Какие позитивные изменения произошли в Бокеевском
ханстве

В годы правления хана Жангира?

13. Какую основную цель преследовал царизм при введении
«Устава

О сибирских киргизах»?

14. В каком году был открыт Акмолинский внешний округ?

15. В чем состоит историческое значение восстания под
предводи-

Тельством Сырыма Датулы?

16. В чем выразился процесс усиления колониального гнета
царизма

В первой половине XIX века?

17. Какое место занимает личность хана Кенесары в истории

Казахстана?

18. Почему часть казахов Старшего жуза в начале XIX века
приняла

Российское подданство?

19. Почему восстания под руководством Жанкожи Нурмухамедулы

И Есета Котибарулы потерпели поражения?

20. Что представляли собой летние и зимние жилища казахов?

21. Имена каких выдающихся казахских борцов (балуанов) вам

Известны?

22. Какие выгоды получали казахи от занятия скотоводством?

23. Укажите сходство и различие в управлении внешними
округами

И Семипалатинским внутренним округом?

24. Из каких областей состояли Оренбургское,
Западно-Сибирское

И Туркестанское генерал-губернаторства?

25. Почему в 80–90-е годы XIX века царское правительство
при-

Ступило к продолжению административных реформ 1867–1868

26. Какие функции выполняли казачьи войска на территории

Казахстана?

27. Почему во второй половине XIX века царизм приступил к
мас-

Совому переселению крестьян в Казахстан?

28. В чем состоит суть Столыпинской аграрной реформы?

29. Какие существовали особенности в возведении жилищ у
кресть-

Ян-переселенцев в Казахстане?

30. Когда начали появляться военные укрепления и города в
Север-

Ном и Северо-Восточном Казахстане?

31. Какие социально-культурные функции выполняли ярмарки в

Казахстане?

32. Как развивался водный транспорт?

33. В какое время и где стали строиться первые железные
дороги в

Казахстане?

34. Когда началось переселение уйгуров и дунган в Семиречье?

35. К какому времени относится формирование многих диаспор в

36. В чем состоят основные причины миграции казахов за
пределы

Исторической родины?

37. Какие проблемы поднимались казахскими депутатами в Госу-

Дарственной Думе России?

38. Какие события повлияли на развитие петиционного движения

Среди казахского населения?

39. Когда появились первые национальные газеты и журналы?

40. Какую роль сыграли мектебы и медресе в жизни
традиционного

Общества?

41. Каковы заслуги Ибрая Алтынсарина в области народного
обра-

Зования?

42. В чем состоит заслуга Г.Н. Потанина в научном исследовании

Казахстана?

43. Какие научные учреждения существовали на территории
Казах-

Стана на рубеже XIX–XX веков?

44. Какое место занимает просветитель Ш. Уалиханов в истории

45. Каковы основные мотивы творчества казахских поэтов XIX
века?

46. Какие факторы повлияли на формирование мировоззрения
Абая

Кунанбаева?

47. Какую политику проводил царизм по отношению к исламу в

Казахстане во второй половине XVIII века?

48. Когда на территории Семипалатинской области была создана

Киргизская миссия?

ОТВЕТЕ НА ВОПРОСЫ ПОЖАЛУСТА ХОТЯБЫ НА НЕКТРЫЕ

Сейчас, в наше время, слово «город» не вызывает ни у кого удивления. Это привычное место жительства основной массы людей. Но мало кто задумывается, какой процесс эволюции прошел, чтобы мы могли вовсю наслаждаться привилегиями городской жизни – горячей водой, инфраструктурой, интернетом, телефоном и т.д. Поэтому в нашей статье, мы расскажем вам, как возникали и строились города, в разные эпохи жизни человека.

Конечно же, сначала мы расскажем вам о самых первых городах, которые существовали на нашей планете задолго до появления системы канализации, отопления и остальных благ.

Когда появились первые города

  • По сведениям уважаемых историков, первые города появились еще в 4 тыс. – 3 тыс. годах до н. э. в местности Мессопотамия. Это были центры проживания племен и общин. Также по некоторым историческим сведениям, в таких странах как: Индия, Греция, Китай и Египет, города возникали в 3 тыс. – 2 тыс. годах до н. э.
  • Древние поселения занимали довольно обширные территории. Большая их часть была окружена стенами и рвами. Центральным местом селения по праву являлись храмы или дворцы.
  • По мере развития первых городов, остро появлялись потребности в системах хозяйства и планировке. В то время как проходило расслоение общества, также проходила и дифференциация их жилищ. Вместе с роскошными дворцами, располагались и темные лачуги, в которых находила свое пристанище беднота.
  • Первыми элементами хозяйства городов являлись канализационные сооружения и централизованное снабжение водой, бани, санитарная чистка.

Как появились города средневековья

  • Основной составляющей властвующего на то время феодализма, были не города, а крестьянские общины, деревни и хозяйства. То есть в ранние периоды феодального строя, города практически отсутствовали. Но с возникновением потребности в торговле и ремесел, вскоре начинают строиться феодальные города. Крупные поселения начали возникать вокруг замков, на торговых путях. Именно так возникла Пиза, Венеция, Гамбург, Тулуза, и прочие знаменитые города. Поселения средневековья были невелики. На то время наибольшими городами считались те, в которых проживало около 10 000 человек.
  • Города средневековья были не слишком развитыми. Городское хозяйство не создавалось, санитарные условия были на зачаточном уровне, водопровод отсутствовал, так же, как не было и канализации. Только лишь в XV веке, в Нюрнберге и в Любеке, появились первые службы по очистке улиц. Именно в данный период в крупных европейских городах возникают цехи ассенизаторов.

Как образовались города эпохи Возрождения

Оживление жизни и переход к мануфактурному производству дали толчок к формированию крупных городов. Теперь начали появляться первые системы городского хозяйства. Первоочередной задачей обеспечения населения являлась организация водопроводно-канализационной сферы. Позже начались постройки мусоросжигательных станций, начали применяться машины для чистки улиц. Понемногу прибавлял в развитии общественный транспорт. В XIX веке появилось газовое освещение улиц. После, начали использовать керосиновые лампы. И только к концу века, стало применяться электричество.

Как строили города в постиндустриальный период

Неизменно растет число городского населения, а вместе с ними и города. Примыкающие поселки понемногу застраиваются, так как уже не могут справиться с количеством жителей. Таким образом, появляются целые междугородние агломерации с огромным количеством жителей. Нередко центр города уже не считается престижным, и люди переселяются в недавно отстроенные престижные районы на окраинах города.

Основная особенность данного периода заключается в развитии абсолютно всех систем городского хозяйства. В его число входят приоритетные сферы развития, в том числе инфраструктура города, которая и составляет качество жизни населения.

Города, появившиеся при Петре 1

В эпоху знаменитого русского царя произошел отказ от феодального строя, начались развиваться мануфактуры, и поэтому все больше населения нуждалось в качественном жилье. Таким образом, были закреплены социальные структуры, развивалось городское хозяйство, градостроение приобрело внушительные масштабы. Так, многие города, построенные во времена Петра 1, существуют и процветают по сей день. Это Петербург, Верхне-Камчатск, Омск, Екатеринбург, Таганрог. Но, к сожалению, технологии Российской Империи не достигали масштабов Европы, и по состоянию на начало XX века только у 20% городов имелись водопроводы.

Город, как система, появился только в начале XX века, с появлением электростанций, городского транспорта и условий для нормального проживания населения.

Город - это место, где живет много людей. Место, где люди готовы терпеть неудобства от близости себе подобных ради доступа к возможностям, которые оно предоставляет. Если говорить чуть более научно, то город - это место концентрации и эффективного использования материальных и человеческих ресурсов. О том, как развивались города мира, какие выгоды и риски несли своим жителям и какое будущее их ожидает, мы расскажем вам в материале, подготовленном совместно с Moscow Urban Forum, крупнейшим международным конгрессом в области урбанистики, который уже семь лет объединяет представителей городских администраций России и мира, архитекторов, градостроителей, инвесторов, технологические стартапы, медиа и жителей города.


С чего люди вдруг решили жить в городах?

Это сейчас ответить на этот вопрос просто, но на заре появления городов - порядка 12–10 тысяч лет до нашей эры - ответ был далеко не так очевиден.

Первые постоянные поселения, такие как Дамаск (возник около 12 тысяч лет назад) или Иерихон (около 9 тысяч лет назад), еще не были городами в нашем понимании. Считается, что время их возникновения примерно совпало с неолитической аграрной революцией, то есть переходом людей от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. При этом охотники на тот момент вели более здоровый образ жизни - хорошо и разнообразно питались (регулярно ели мясо и фрукты, например), много двигались, редко встречали людей и, как следствие, реже болели. А только что появившиеся фермеры страдали от скудного рациона, эпидемий и необходимости постоянно работать.

Но зерно, в отличие от тех же фруктов, можно было запасать. Проиграв в качестве жизни, обитатели первых поселений обрели другое важное преимущество. Человек, у которого есть кров и запасы еды, уверен в завтрашнем дне. Его дети во всех смыслах находятся в большей безопасности, теперь ему есть где за ними ухаживать, с кем их оставить, кому поручить их воспитание. Число жителей первых поселений стало стремительно расти, а сами они - увеличиваться в размерах. Так, в крупных центрах трипольской культуры, таких как Тальянки или Майданец (3,7–3,5 тысяч лет до нашей эры), одновременно проживало по 30 тысяч человек и даже больше.

С 6 по 9 июля в рамках Moscow Urban Forum пройдет масштабный фестиваль городских сообществ MUF Fest. В формате публичных лекций, мастер-классов и открытых интервью эксперты форума - знаменитые архитекторы, урбанисты, представители бизнеса - обсудят наиболее эффективные способы участия городских сообществ в жизни города. В программе фестиваля лекции, воркшопы от лучших городских проектов, беговые экскурсии, дни отрытых дверей в ведущих архитектурных бюро и крупных компаниях, концерт независимой музыки и выставка стритарта.

Вслед за ростом поселений стала развиваться торговля. В каком-то виде торговые отношения были и у племен охотников-собирателей. Встречаясь, они обменивались добычей, инструментами, оружием. Но только с появлением постоянных поселений это явление вышло на систематический уровень. Вслед за этим началось развитие социальных институтов и всего-всего, что мы ассоциируем с городом. К этому моменту даже самым отсталым охотникам стало понятно, что жить в городе - круто.

Да, вот еще что, насчет болезней. Средневековые города или, скажем, Лондон в эпоху промышленной революции страдали от антисанитарии и плохой экологической обстановки. Но так было не везде и не всегда. Например, в городах долины Инда (на территории современных Пакистана и Индии) более четырех тысяч лет назад существовал культ чистоты. Центр города обычно занимала общественная баня с бассейном, почти в каждом доме был собственный колодец, и, что самое поразительное, там уже были изобретены унитазы со сливным бачком - то, что в Европе появится лишь через несколько тысяч лет.

Хорошо, а когда появился первый город?

Эра городов началась примерно за четыре тысячи лет до нашей эры, и поначалу городов на Земле было немного. Однако они возникали повсюду, где проживало большое количество людей: известно, что независимо друг от друга городскую цивилизацию породили жители Северной Африки, Ближнего Востока, долины Инда, Центральной и Южной Америки.

Отличие первых городов от ранних поселений заключается в возросшей сложности их внутреннего устройства: в наличии самоуправления, развитых социально-политические структур, основ государственности. Вырос объем торговли и начали складываться политические отношения с округой и другими городами. Вокруг городов появляются каменные стены - города стали пунктами военной защиты.

Но главное, города позволили концентрировать человеческие и материальные ресурсы, получили значительное преимущество в росте производительных сил. В городах появилось крупномасштабное разделение труда: благодаря запасам провизии горожане оторвались от обработки земли и обратились к другим занятиям: сложным ремеслам, торговле, выработке знаний, отправлению культа. Многие древние города разбогатели, обрели важное политическое и культурное значение. Так сформировался фундаментальный принцип развития городов, основанный на экономике масштаба: город концентрирует в своих границах ресурсы и наиболее эффективные производительные силы, вытесняет менее прибыльные занятия на периферию, становится точкой роста для обширных окружающих пространств.

Среди древних городов выделяются такие крупные центры, как шумерский Ур (2,1 тыс. лет до н.э.) и египетский Аварис (1,7 тыс. лет до н.э.) с сотней тысяч жителей в каждом, египетские Стовратные Фивы (1,4 тыс. лет до н.э.), в которых проживало 80 тысяч человек, Мохенджо-Даро и Ракхигархи из долины Инда, (2,5 тыс. лет и 3 тыс. лет до н.э. соответственно), насчитывавшие по 40 тысяч жителей, и другие.

План Древних Афин


И чем первые города отличались от современных?

Тут уместно будет сделать отступление: историки выделяют пять этапов в развитии городов.

Первые поселения. Отсутствует социальная стратификация, планировки нет, начальства и элиты нет. Главная функция такого города - запасать пищу, ограждать жителей от дикой природы.

Первые крупные города древности . Появилась социальная стратификация, вокруг города выросли стены. Функция такого города - быть центром власти и раннего ремесленного производства, иногда воевать.

Великие города античного мира. Возникают города-государства и другие мегаполисы с максимальной концентрацией населения в них (около миллиона жителей). В них расцветают политические структуры, развиваются механизмы городского управления, инженерно-архитектурные разработки. Крупные города становятся важными центрами культурного влияния.

Средние века. Масштабы городов по сравнению с Античностью зачастую невелики, зато в городах концентрируются новые, современные ремесла и мануфактуры, снова начинается рост населения. Многие города обретают политическую независимость. Появляются банки, наука и промышленность.

Новое и новейшее время. Исчезают городские стены, в городах появляются фабрики и прочее производство. Экология ухудшается, но зато города становятся единственными поставщиками промышленных товаров для деревни. В городах концентрируются капиталы, научные центры, растет их культурное влияние, возникают мегаполисы с населением численностью свыше 6 миллионов человек. Городское общество - сложный социальный механизм, со своей иерархией и политическим устройством, развитыми механизмами самоуправления. Растет колониальное значение крупных городов, в масштабах государства города превращаются в крупные транспортные узлы. Со временем складываются современные городские агломерации с десятками миллионов жителей, связанные друг с другом на глобальном уровне. Агломерации становятся центрами наиболее эффективной экономической деятельности, местом формирования промышленных или финансово-сервисных кластеров, вытесняя менее продвинутые производства за свои пределы.

По сути первые города были просто огромными деревнями, а в наше время стали центрами человеческой цивилизации.


То есть наши современные города устроены так же, как в Новое время?

Не совсем, скорее, наши города - результат их развития. Можно выделить три аспекта современного города.

Во-первых, это открытость современного города к восприятию всего нового: новых территорий, новых жителей, новых ресурсов, новых элементов инфраструктуры, транспортных возможностей, методов управления. Современная агломерация состоит из городского ядра и периферии, но физической границы между ними больше не существует. То есть, конечно, административные границы есть - без них городом невозможно управлять, - но за их пределами территория урбанизирована так же, как в самом ядре.  

Таким образом устанавливается экономическая, социальная и культурная зависимость периферии от своего ядра. Если жители периферии ездят в город-ядро на работу, если ведут с его жителями бизнес и обеспечивают его всем необходимым (равно как и получают от него все необходимое для себя), то это уже не автономный пригород, а часть агломерации.

Во-вторых, высочайшая степень инфраструктурного развития. Так, современный город снабжен развитой транспортной системой, состоящей из автомобильных и железных дорог, которые охватывают не только ядро города, но и прилегающие к нему территории. Например, в самой Москве такая система объединяет метро, троллейбусы, автобусы, трамваи и наземные поезда, а развитая сеть электричек и загородных автобусов связывает ядро города со многими районами Подмосковья и другими, более отдаленными регионами.

Но транспорт это только один пример. Все достижения цивилизации, обеспечивающие жителей агломерации современными товарами и услугами, должны быть доступны в любой ее точке, и этот эффект достигается за счет развития крупных сетевых структур, разноуровневых предприятий городского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса.

Наконец, в-третьих, в управлении всем этим сложным городским хозяйством используются самые современные технологии. Это цифровая связь, компьютеризация, автоматизированные системы управления, в перспективе переход к внедрению элементов искусственного интеллекта, но также и развитые структуры муниципальной власти, вовлекающие в процесс значительную часть жителей города, и открытость городских властей к потребностям горожан, их способность гибко реагировать на их запросы.

То есть наши города стали больше, повысили качество городской инфраструктуры и сделали ее максимально гибкой и управляемой.



План средневековой Флоренции

Выходит, все крупные города развиваются одинаково?

Как ни странно, но опыт человечества показывает, что большие города выбирают по сути одну и ту же стратегию, просто в разное время проходят через разные ее этапы. Это очень хорошо видно, если сравнить, например, такие современные агломерации, как Токио и Сеул. Сеул, пусть сегодня его можно назвать одним из наиболее развитых городов мира, - это отстающий Токио. Многое из того, что делается в Сеуле для городского развития, заимствовано у японцев с разницей в десять-двадцать лет.

Обе азиатские столицы в ХХ веке пережили бурный рост за счет развития промышленности. Потом и в Японии, и в Корее поняли, что из-за чрезмерной концентрации промышленных и человеческих ресурсов развитие города может зайти в тупик, и постарались повысить привлекательность других городов. А затем власти обеих столиц стали избавляться от производства, выносить его за пределы городского ядра. Соответственно, «грязное» корейское производство сперва уехало в соседние регионы, а затем, когда в Южной Корее экономический уклад сменился почти повсеместно, - в Малайзию и другие менее развитые страны. Это позволило Сеулу и другим крупным центрам стать городами будущего, чье население занято производством наиболее технологичной продукции.

Для сравнения можно посмотреть на еще одну крупную азиатскую экономику - Китай. Вторая агломерация мира по численности населения (более 30 миллионов человек), китайский Шэньчжэнь представляет собой огромный город-завод. Развитие производительных сил в Китае таково, что его города по-прежнему вынуждены концентрировать у себя производство. Но эта модель, несомненно, будет себя изживать - по этому пути уже пошли такие города, как Пекин или Шанхай.

Представим, что Илон Маск построил свой сверхскоростной поезд Hyperloop. Может ли появиться город размером с континент?

Для того чтобы представить себе нечто подобное, можно посмотреть на опыт той же Японии, где с начала 1960-х годов развивается сеть высокоскоростных поездов Синкансэн. В Японии существует крупнейшая в мире городская агломерация - Токио, в которой проживают от 32 до 37 миллионов жителей, а потенциал ее роста достигает 50 миллионов.

И все же город размером с континент - это утопия. Те же японцы, которые наиболее близко подошли к воплощению подобных проектов в жизнь, говорят о мегарегионах, соединенных сверхскоростной транспортной сетью. Так, сегодня в Японии через горную гряду, разделяющую два крупнейших экономических центра, Токио и Осаку, прокладывается туннель. К 2035 году, когда он будет достроен, от центра одной агломерации до центра другой можно будет доехать за два с половиной часа. Эта территория объединит уже 70 миллионов человек. Будет ли она единым городом? Скорее всего нет.

Дело в том, что еще очень важна городская идентичность. Она включает в себя психологические, культурные, социальные аспекты, которые нельзя не учитывать. Очевидно, что одной транспортной связанности для этого недостаточно. Город - это еще и культурное единство.



План современного Лондона

В свое время фантасты мечтали о подводных и даже подземных городах. Можно ли построить такие?

Если отбросить вопрос о технических трудностях и рассуждать о создании искусственных городов с точки зрения экономической целесообразности, то ответ будет нет.

Урбанизация развитых и множества развивающихся стран сегодня находится на очень высоком уровне. В мире просто не осталось такого количества неурбанизированного населения, для которых имело бы смысл строить новые города.

Поэтому, если задумываться о перспективах подводного города, необходимо сразу спросить себя: какая у этого города будет экономическая модель? Какое место он будет занимать в экономике своего государства? Или он сам по себе станет новым государством? Все равно необходимо решить, за счет чего этот город будет зарабатывать и привлекать к себе новых жителей. Вот если мы придумаем, каким конкурентным преимуществом будет обладать подводный или подземный город, то тогда можно будет думать и про преодоление технических трудностей.

Дмитрий Иванов