Описание картины в афинском порту пирей. "электронный образовательный ресурс "в гаванях афинского порта пирей". ожидается ли ураган, ведь нам обратно вернутся

Тема урока «В гаванях афинского порта Пирей».

Тип урока : комбинированный

Методы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, взаимопроверка, дифференцированное домашнее задание.

Цели:

    показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить, каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства;

    Продолжить формирование умения работать с учебником, картой дополнительным материалом и ИКТ, находить исторические ошибки, анализировать источники; формировать навыки и умения делать выводы; развивать память и историческое воображение, логическое мышление.

    Воспитывать у обучающихся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Понятия: афинские граждане, верфь, пошлина, переселенцы, вольноотпущенники

Оборудование :1. Компьютер, 2. Проектор, 3. Презентация «В гаванях афинского порта Пирей», 4. Интерактивная доска или экран, 5. Учебник

« История Древнего мира» для 5 класса (авторы – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая), 6. Печатные рабочие тетради.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Подарите своему соседу хорошее настроение. Итак, давайте приступим к уроку.

II . Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа по вопросам в форме викторины. Результаты выставляются в оценочный лист:

Перед вами лежит оценочный лист. В случае правильного ответа на заданный вопрос в колонке домашнее задание вы ставите себе +. Те кто наберёт 1-2 плюса получают оценку «3». Те кто 3-4плюса получают оценку «4», а тек то наберут 5 и больше получают оценку «5».

Итак преступим.

1. Как звали царя, при котором Персия попыталась подчинить себе города Эллады? (Дарий I )

2. Какие города Греции отказались подчиниться власти персидского царя? (Афины и Спарта )

3. В каком году персидские войска высадились Греции? (в 490 г. до н.э.)

4. Где произошло сражение межу персами и греками (г. Марафон )

5. Кто командовал войском афинян? (Мильтиад )

6. Кто убедил афинян построить сильный военный флот? (Фемистокл )

7. В каком году состоялась битва в Фермопильском ущелье? (в 480 г. до н.э.)

8. Кто командовал спартанцами в этой битве? (царь Леонид )

9. Где состоялось морское сражение греческого и персидских флотов?

(у острова Саламин )

10. Кто победил в греко-персидских войнах? (греки )

III . Подготовка к изучению нового материала

1. Сообщение темы урока учителем

В 5 веке до н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей (Слайд №1)

2. Постановка обучающимися целей урока

Что вы хотите узнать по этой теме?

(План: 1. Почему Пирей стал главным портом? 2. Кто жил в Пирее? 3. Чем занимались жители Пирея? 4. Работорговля.) (Слайд № 2)

3.Задание на урок.

В Древней Греции Афины называли «Морской страной».

Подберите факты, которые доказывают эту характеристику (Слайд № 3)

IV . Изучение нового материала

А) Порт Пирей.

Рассказ учителя о месте расположении и защите дороги из Афин в Пирей (Слайд № 4)

В 5 веке до н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей. Он был расположен в 5-6 километрах от Афин. С обеих сторон дороги, ведущей из Афин в Пирей на случай войны были построены Длинные стены. В Пирее находились две военных и одна торговая гавань.

Работа в парах

Б) В военных гаванях.

Работа с текстом учебника. Первая группа отвечает на вопрос: Что находилось в военных гаванях и как они были защищены. (Слайд № 5)

Запись в рабочей тетради понятия гражданин

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами.

Вторая группа работа с текстом учебника и отвечает на вопрос: Что делали в военных гаванях бедные граждане?

Третья группа работает с текстом учебника и отвечает на вопрос: Что делали в гаванях богатые граждане?

В) В торговой гавани.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. (Слайд № 6) . Ученики составляют рассказ по рисунку учебника.

Ответьте на вопросы:

Что вы видите на рисунке?

Люди каких профессий находятся в порту?

Работа по группам с текстом учебника. Первая группа отвечает на вопрос: 1. Какой товар и откуда привозили в Пирей? Вторая группа отвечает на вопрос: 2. Что покупали в порту на продажу? (Слайд № 7)

Третья группа отвечает на вопрос: 3. Чем переселенцы отличались от граждан?

Д) Продажа рабов. Рассказ учителя о продаже и труде рабов. Запись в тетради

В Пирее, как и в других греческих городах, торговали людьми. Их продавали как животных на специальных рынках. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами. Дети рабов также становились рабами.

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: убирать дом, ухаживать за детьми, работать по хозяйству.

Владельцы ремесленных мастерских также охотно покупали рабов. Они выполняли самую тяжелую и грязную работу. Например, таскать уголь, раздувать меха в кузнице, месить глину.

Покупали рабов также и зажиточные земледельцы. Им поручали собирать оливки, давить прессом или ногами виноград, обрабатывать пашню.

Но самыми тяжелые условия были на серебряных рудниках на юге Аттики. Работали глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха света. Целый день с раннего утра и позднего вечера тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы запрещали убивать раба. Но в остальном он принадлежал своему хозяину, был его вещью. Раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В Неволе раб часто терял своё имя, получал кличку по названию того племени, откуда он был родом: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда за верную службу и хорошую работу рабов отпускали на свободу. Таких рабов называли вольноотпущенники . Часто вольноотпущенниками становились заплатившие большой выкуп талантливые умельцы – сапожники, строители, художники.

Г) Анализ исторического документа. (Слайд № 8) Ученики читают текст и отвечают на вопросы:

Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов?

Предположите, почему далеко не все афиняне могли позволить себе иметь раба?

Д). (Слайд № 9) Работа со слайдом. Изучив содержание слайда обучающиеся отвечают на вопрос: Кто еще кроме рабов не был полноправным гражданином Афин?

А теперь давайте назовём что же мы узнали нового на уроке?

Ответ на задание на урок

Мы с вами изучили жизнь афинского порта Пирей? Верно ли утверждение что Афины «Морская срана»1-2 минуты

1. У Афин был самый большой военный флот.

2. Афиняне вели обширную морскую торговлю со многими странами и греческими колониями.

V . Закрепления изученного материала учащимся

Работа учащихся в печатной тетради. Задания 37. 4-5 минут. Ответы учеников 1-2 минуты.

VI . Проверка усвоения знаний и умений.

Перед вами листочки с заданиями для проверки знаний. В 1-3и 6-7 заданиях вам надо выбрать из предложенных вариантов 1 правильный ответ. В 4и 5 вопросах вам нужно вставить пропущенные слова или словосочетания. На выполнение задания 1 минута.

Взаимопроверка в парах. Проверьте работу своего товарища с помощью кода правильных ответов.

Система оценивания: «5»- 7 правильных ответов;

«4»- 6-5 правильных ответов;

«3»- 4 правильных ответа.

Полученную оценку выставите с оценочный лист в колонке Проверка усвоения знаний.

А теперь выведем вашу среднюю оценку за работу на уроке. Сложите все три заработанные вами оценку, и разделите получившуюся сумму на три. Получившуюся цифру округлите до целых.

Выставьте в дневник полученную вами оценку.

VII . Домашнее задание

    Если ты получил оценку «3», то изучи параграф 33 и ответь на вопросы параграфа.

    Если ты получил оценку «4» или «5», то составь рассказ о жизни Пирея от имени гражданина Афин или иностранного купца.

VIII . Рефлексия

Несколько дней назад закончились олимпийские игры в Сочи. Давайте почувствуем себя её участниками. У вас на столе у каждого по три медали. Если вы чувствовали себя на уроке отлично, прикрепите на доску золотую (жёлтую) медаль. Если вы чувствовали себя на уроке хорошо, прикрепите на доску серебряную (белую) медаль. Если вы чувствовали себя на уроке удовлетворительно, прикрепите на доску бронзовую (оранжевую) медаль.

Урок окончен, спасибо всем за работу.

Используемая литература

    Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира.- М.:ВАКО,2005.

    История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер. - М.: Просвещение, 2009 год.

5 Б класс

Конспект урока по теме: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Тема урока: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Цели и задачи:

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»;

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции;

3. Углубить знания учащихся об античной демократии;

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

5. Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование:

Литература:

1) А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2) О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.

Основные понятия: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник

План урока

I . Оргмомент (1 мин)

(опрос + тест) (25 мин.)

(15 мин.)

1. В военных гаванях (3-4 мин)

2. В торговой гавани (3-4 мин)

3. Тяжелая участь рабов (3-4 мин)

I V. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

V. Домашнее задание

Ход урока

I. Оргмомент (1 мин.)

Приветствие учащихся

Проверка их явки и готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания (25 мин.)(опрос)

1. Повторение домашнего задания (3 мин)

2. Опрос (17 мин)- 2 раза

Кто предвидел вторжение персов? (Фемистокл)

В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла? (Создание военного флота)

К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах? (Прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом).

Из скольких эллинских государств состоял союз? (30)

В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу? (В 480 г. до н.э.)

Кто составлял основу армии Ксеркса? (покоренные народы)

Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю? (Велел отрубить головы строителям и приказал стегать море кнутами)

Куда первоначально вторглось войско Ксеркса? (в Северную Грецию)

Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (царь Леонид)

Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)

Какой подвиг совершили 300 спартанцев? (Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)

На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников? (отвод флота к Коринфскому перешейку)

А кто был против этого? (Фемистокл)

Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

3. Тест «Греко-персидские войны» (5 мин)

III. Изучение нового материала (15 мин)

Итак, после побед при Саламине и Платеях, жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств – Афинский морской союз. Таким образом, ребята мы с вами переходим к изучению новой главы учебника: «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии».

Кто мне может сказать, что такое «демократия»? (власть народа) . Власть демоса - демократия была установлена в освобожденных от власти персов полисах.

Как вы думаете, где демократия достигла наибольшего расцвета? (В Афинах)

И сейчас мы с вами выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

А для начала прочитайте 1 абзац §36 и ответьте на вопрос: Что же представлял собой порт

Откройте с.172, рассмотрите план расположения порта.

Что означает красная линия с зубчиками? (стены укреплений)

Как они расположены на плане? (стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон)

Что показывают две параллельные линии на плане? (дорога, соединявшая Афины с Пиреем, с обеих сторон были обнесены Длинными стенами)

Сколько гаваней находилось в Пирее? (3 гавани – две морские и одна торговая)

1. В военных гаванях

Сейчас мы с вами поподробнее узнаем о жизни в военных гаванях, для этого читаем п.1 §36 и ответим на вопросы:

Кто служил на военных кораблях (только афинские граждане)

Кто по закону считался гражданином? (коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами)

Объясните значение слова «верфь? (место, где чинили старые и строили новые корабли)

Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам? (за свой счет снарядить по боевому кораблю)

Предположите, на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах? (богатым людям, знати)

А теперь рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы:

Как вы можете доказать, что это торговая гавань?

Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели? (стены, огораживающие порт)

На пристани чем заняты люди?

Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать п.2 на стр.172)

За счет чего пополнялась казна Афинского государства? (За счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах)

Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах? (граждане, переселенцы, рабы)

3. Тяжелая участь рабов

Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках)

Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продавать, как скот)

Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами)

Кого называли вольноотпущенниками? (рабов, которые отпускали владельцы на свободу)

I V. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

1. Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции? (здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства)

2. Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?

3. Какие гавани были в порту?

4. Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

5. На какие группы делилось население порта?

6. Какая из групп была самой бесправной?

7. Где использовали труд людей этой группы?

V. Домашнее задание

2. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей

Ответы. Тест 6. 1 - А; 2 - Б; 3 - БАВ; 4 - БВАЕДГ; 5 - В.

Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей

Цели: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии; продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картина «Афинская гавань Пирей».

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нашествие персидских войск на Элладу»

1. Выполнение тестового задания «Греко – персидские войны».

        Переход к изучению новой темы

После победы при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военный союз греческих государств, который называли Афинским морским союзом. Именно этот союз смог окончательно разбить войска персов. По договору между противоборствующими сторонами персам и их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. Во многих освобожденных полисах была установлена власть демоса - демократия. Наибольшего расцвета она достигла в Афинах.

Выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

        Изучение новой темы

План

          В военных и торговой гаванях.

          Продажа рабов.

На доске: тема урока, новые слова: Пирей, верфи, Совет пятисот.

1 . Рассказ учителя .

Главным портом Афинского государства в V в. до н. э. стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. Афиняне тщательно его укрепили. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани. В военных гаванях находилось около 400 триер, служили на них только граждане. Кроме граждан, в Афинах были переселенцы и рабы. За порядком в военных гаванях следил Совет пятисот. Бурная жизнь кипела в торговой гавани этого порта.

            Работа по картине и иллюстрации в учебнике «Афинская гавань Пирей»

а) Внимательно рассмотрите картину.

б) Ответьте на вопрос:

    Чем торговали в этой гавани? (В глиняных сосудах могло быть оливковое масло, виноградное вино, в мешках-зерно, которое привозили из колоний, в плетеных корзинах - свежая рыба и, конечно, «живой товар» -рабы.)

    1. Работа с историческим документом .

Аристотель. Политика, 1252в -12546

1253а. Во всех ремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие - одушевленными... раб же является в известной степени одушевленной частью собственности...

Ксенофонт. О доходах

Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаем фракийцу Сесии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.

Демосфен, LIIL Против Никострата

22. .. .Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой... Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов... Стела , столбец 1 ... Кефисидора, метека в Пирее. 165 драхм - фракиянка, 144 драхмы - скиф 240 драхм - сириец, 72 драхмы - ребенок из Карии 161 драхма - иллириец, 60 драхм - лидиянка

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 144-146.

    Вопросы к документам и беседа по ним.

Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках.)

Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продать, как скот.)

Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Это, как правило, были пленные иностранцы.)

  1. Закрепление изученного материала

Ответьте на вопрос (текст задания зачитывает учитель). Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом, площадью около 150 кв. км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 120 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было продвигаться только ползком, лежа на боку. Тысячи заживо погребенных людей жили и работали в этом смрадном аду.

Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых в нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлебываются от недостатка кислорода.

Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия - молот, клин или лопату, можно забыться тяжелым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Черная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Ее вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.

Каковы причины вооруженных выступлений рабов в Древней Греции?

    Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 36; подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей; подготовить сообщение об Акрополе

Ответы. Тест 6. 1 - 1; 2 - 2; 3 - 213; 4 - БВАЕДГ; 5 - 3.

Вариант 1

    В марафонском сражении

    афинское войско победило, не получив поддержки других греческих государств, кроме Платей

    победу над персами одержали афиняне и спартанцы

    на стороне Афин выступал союз из тридцати эллинских государств

    На месте этой битвы в древности был поставлен памятник со стихами: «О чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли». Это

    битва при Марафоне

    битва при Фермопилах

    битва при Саламине

    Установите соответствие между именами древнегреческих полководцев и битвами, в которых они отличились.

ИМЕНА БИТВЫ

    Леонид 1) битва при Марафоне

Б) Мильтиад 2) битва при Фермопилах

    Фемистокл 3) битва при Саламине

4. Расположите в хронологической последовательности следующие события .

    Ксеркс строит мост между Азией и Европой

Б) гонец прибегает в Афины и со словами: «Радуйтесь, мы победили» - падает мёртвым

    Фемистокл в Народном собрании призывает греков строить военный флот

Г) в битве при Платеях разбита персидская армия

Д) Ксеркс оставляет Грецию, потерпев поражение в битве при Саламине

Е) горят захваченные персами Афины

Ответ:

5.Фемистокл убедил афинян быстро строить боевые корабли - триеры, в битве при Саламине греки одержали победу над персами - что связывает эти факты?

    эти факты никак не связаны

    победа при Саламине была одержана не потому, что афиняне имели более четырёхсот триер, а благодаря военной хитрости Фемистокла

    в битве при Саламине выявилось преимущество низких триер над высокопалубными персидскими кораблями

Тест 6. Греко-персидские войны.

Вариант 2

В битве при Фермопилах

    триста спартанцев пали смертью героев, прикрывая отступление основного войска

    погибло всё спартанское войско

    триста спартанцев остановили персидское войско

2. Греческая фаланга дрогнула, персы прорвали боевую линию эллинов, бросились к греческому лагерю и... были окружены. Это

    битва при Саламине

    битва при Марафоне

    битва при Платеях

3.Установите соответствие между битвами и их датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

БИТВЫ ДАТЫ

    битва при Марафоне 1) 480 год до н. э.

Б) битва при Фермопилах 2) 490 год до н. э.

    битва при Платеях 3) 479 год до н. э.

    Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

    Ксеркс становится царём Персии

Б) Мильтиад избран военачальником в Афинах

В)персидский флот приблизился к афинской гавани и уплыл прочь, персы увидели перед собой готовое к битве войско

Г) Ксеркс покидает Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии

Д) Фемистокл убеждает эллинов не отступать к Коринфскому перешейку, а дать бой на море

Е) гибнет царь Леонид

5.Афины одержали победу в битве при Марафоне, военное превосходство греческих триер над персидскими кораблями было главной причиной победы Эллады в битве при Саламине - что связывает эти факты?

1) эти факты никак не связаны

2)битва при Саламине напомнила грекам о славных подвигах афинских воинов

3) победа в Марафонской битве дала Афинам десять лет, в течение которых были построены сотни триер и стала возможной победа на море

Литература:

1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира .

3. М.Ю.Брант. Тесты по истории древнего мира.

В этом уроке вы станете настоящими путешественниками и посетите удивительный и мощный древний афинский порт под названием Пирей. Вы узнаете, где он располагается и какие корабли заходят в этот порт. Кроме того, вы узнаете о том, почему наварх (командующий флотом) имел большое влияние в Древней Греции, в частности в Афинах. Кроме того, вы увидите, как строятся военные и торговые суда. Морской порт неразрывно связан с торговлей, поэтому из данного урока вы почерпнете знания о том, какие товары ввозили в Афины и что вывозили из них. И, конечно, этот урок расскажет вам о приезжих жителях Афин - метеках, и о том, чем они отличались от обычных граждан города и рабов, которые были полностью несвободными и бесправными.

Предыстория

Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.

События

В Пирее стояли как военные, так и торговые корабли. У Афин был мощный военный флот , который насчитывал несколько сотен судов. В их число входили биремы (два ряда весел) (рис. 2) и триеры (три ряда весел) (рис. 3). Триеры были очень подвижными и легкими. Такие корабли помогли грекам одержать победу во время Саламинского морского сражения. На такой триере помещалось около сотни солдат, и еще оставалось место для гребцов.

Рис. 2. Древнегреческая бирема (военный корабль) ()

Рис. 3. Древнегреческая триера (военный корабль) ()

Кроме военных судов, в Пирее находились и торговые суда (рис. 4). Они были большими и объемными, так как торговым кораблям был нужен большой трюм, чтобы туда вошло как можно больше грузов.

Рис. 4. Древнегреческий торговый корабль ()

Афиняне в другие города Греции вывозили в основном вино, оливковое масло и мед . Для того чтобы перевозить жидкие товары, нужны были сосуды, которые назывались амфоры (рис. 5). Именно в афинских амфорах эти товары путешествовали по всей Греции и даже по всему Средиземноморью.

Рис. 5. Древнегреческие амфоры (сосуды) ()

Среди торговцев ходил человек, который следил за тем, что они вывозили из города. Такие люди, в частности, следили, чтобы торговцы не вывозили из Афин плоды фигового дерева (инжир) (рис. 6), так как считалось, что это дерево грекам подарила богиня Деметра, которую когда-то афиняне радушно приютили. Поэтому плоды фигового дерева было запрещено вывозить из Афин .

Рис. 6. Плоды фигового дерева (инжир) ()

Что касается того, что везли в Афины, то это были хлеб, камень для строительства и железо . Существовал закон, по которому союзники Афин не могли продавать железо никому, кроме самих Афин. Это делалось для того, чтобы другие греческие города не смогли сделать из железа оружие и напасть с ним на Афины.

Метеки (от греч. слова «приезжие») - это жители других городов, которые приезжали в Афины на постоянное место жительства (рис. 7). Метеков в Афинах было очень много, но правами граждан они не обладали.

Особенности метеков:

Не считались гражданами;

Не могли владеть землей;

Не избирались на государственные должности;

Были обязаны платить специальный налог (сами же афиняне не платили никаких налогов).

Рабов греки захватывали на дальних побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 8). Нередко это были военнопленные, но бывали случаи, когда греческие работорговцы высаживались на берегу и захватывали детей, чтобы потом продать их в качестве рабов на территории Греции.

Рис. 8. Рабы в Древней Греции ()

Рабов, привезенных в Пирей, отправляли в сами Афины.

С рабами греки обращались плохо. Убивать рабов было не положено, но нагружать их тяжелой работой и наказывать афинские законы не запрещали . Поэтому человек, попавший в рабство, терял всякую надежду вернуться домой и увидеть своих родных. Правда, в Греции, в частности в Афинах, бывали случаи, когда хозяева давали своим рабам свободу. Такие бывшие рабы, отпущенные на волю, назывались вольноотпущенниками . Но, как правило, это были очень старые люди, которые не могли уже выполнять нормальную работу и которых хозяева не хотели больше кормить. Раба, по сути, выгоняли из дома, и он был вынужден заканчивать свою жизнь на улице, становясь нищим.

В порту Пирей велось строительство военных и торговых кораблей . Такие предприятия по строительству кораблей назывались верфи . Одновременно афиняне строили несколько кораблей, причем деньги на строительство собирались с жителей города. Человек, который командовал греческим флотом и наблюдал за строительством кораблей, назывался наварх . Он был очень влиятельным человеком, так как флот играл огромную роль в жизни Древней Греции. Именно на кораблях держалось могущество и благополучие города Афины .

Рис. 9. Древнегреческая верфь ()

Список литературы

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. - М.: «Просвещение», 2010.

2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. - М.: «Баласс», 2013.

3. Доватур А. И. Рабство в Аттике VI-V вв. до н. э. - Л.: Наука, 1980.

4. История Древней Греции // Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1996.

Домашнее задание

1. Из каких кораблей состоял афинский флот и чем они отличались друг от друга?

2. Какими товарами Афины торговали с другими городами и что ввозили к себе?

3. Чем древнегреческие рабы отличались от метеков? У кого из них условия жизни были лучше?

4. Почему наварх в Древней Греции имел очень большое влияние?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Грузсчанская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока истории
в 5 классе

«В гаванях афинского порта Пирей»

Подготовила учитель истории

Посиняя Татьяна Ивановна

Грузское - 2017 г.

Предмет – история Древнего мира

Номер урока - № 1 в разделе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии»

Учебник – История Древнего мира, 5 класс, Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С.Свенцицкая, М., Просвещение, 2014 г.

Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс.-ВАКО, 2016.

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с военной и торговой гаванью Пирей, составом населения, рабством в Афинах; создать условия для раскрытия противоречивого и ограниченного характера афинской демократии.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Личностные
результаты

Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление удивления, внимания, желания больше узнать; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные
результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Военная и торговая гавань. Граждане и негражданское население Афин. Рабство в Греции. Продажа рабов. Длинные стены, граждане, амфора, пошлина, налог, переселенцы, верфь

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». Схема «План Пирея в V в. до

н. э.». Учебные картины: «В торговой гавани Пирей», «На рынке рабов», исторические документы

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный
момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Сегодня вас ждет необычный урок. Мы отправимся в путешествие по Древней Греции.

Но для начала давайте определимся с каким настроением вы пришли на урок. У вас на партах лежат «Смайлики настроения» выберите тот, который соответствует вашему настроению и поднимите его. Очень хорошо, а теперь в ходе словесной разминки поработаем с терминами.

Ребята, я показываю карточку с названием термина, а вы, поднимая руку, даете ответ: Полис, демос, илоты, пираты, атлет, стратег, демократия.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Выбирают «Смайлики настроения» и поднимают их.

В ходе словесной разминки повторяют домашний материал, термины.

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация опорных знаний (переход к изучению нового материала)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой

Прекрасно, а теперь поработаем самостоятельно. Проведение письменной проверочной работы по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» (Приложение 1)

Слайд.2 Обмен тетрадями для взаимопроверки. Отложите работы в сторонку.

Ребята, давайте вспомним, какую страну мы изучаем? (Грецию)

Слайд 3 .

Предлагает показать на карте Грецию, из каких частей состоит Греция.

С кем воевали греки? (Персией)

Какие важные сражения произошли в ходе греко –персидских войн?

(Мильтиад-Марафонская битва-490г.до н.э., царь Леонид-бой в Фермопильском ущелье-480г. до н.э.,Фемистокл-Саламинское сражение: в битве при Палатеях персы были разбиты)

Выполнение проверочных работ, взаимопроверка в парах.

Находят и показывают на карте Грецию, Персию,

Различают на карте части Греции: северную, среднюю, южную.

места важнейших сражений греко-персидских войн, называют даты исторических событий, имена исторических личностей

Познавательные:

Коммуникативные: используют

в общении правила вежливости

Беседа по вопросам, работа с картой

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Сообщение учителя, работа с картой, беседа

Постепенно Греция восстановилась после греко-персидских войн. Она становится морской державой. Давайте вспомним, какими морями омывается Греция?

Греки стали хозяевами моря. Они активно вели торговлю со многими государствами, городами и странами Востока.

Давайте вместе с вами совершим виртуальную экскурсию в Афины. Сядем на корабль на побережье Мраморного моря.

Слайд 4.

И проследим по карте наш маршрут.

Мы подплываем к берегам Аттики,

какая это часть Греции? (средняя Греция). Назовите главный город области Аттика? (Афины)

Так где же могут причалить корабли? (в порту)

Слайд 5.

Остановка афинский порт Пирей.

Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем сегодняшнем уроке?

Что бы вы хотели узнать?

На какие вопросы хотели бы получить ответ?

– Давайте сформулируем тему нашего урока. Слайд 6.

Записываем в тетрадях тему урока: «В гаванях афинского порта Пирей»

В процессе урока нам с вами необходимо ответить на главный ВОПРОС УРОКА??? Слайд

Узнать какую роль играл порт в жизни греков?

Показывают на карте: Черное, Мраморное, Эгейское моря. Называют моря: Эгейское, Ионическое, Средиземное.

Находят Афины и афинский порт Пирей

Формулируют тему урока

Работа в тетрадях

Формулируют цели и задачу урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные:

Работа с картой, беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

В военных гаванях. В торговой гавани. Состав населения. Рабство в Греции. Продажа рабов

Групповая. Словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ

Давайте рассмотрим схему, где располагался порт Пирей. Для этого обратимся к нашему помощнику – учебнику открыв его на стр. 171 и прочтем про себя первый абзац. Объясните что же нарисовано на схеме порта Пирей? Слайд 9.

А для того чтобы подробнее познакомиться с жизнью населения порта Пирей и его занятиями мы разделимся на четыре группы.

Организует работу в группах

1 группа- В военных гаванях

ДОКАЖИТЕ

Необдходимость этой гавани для Афин.

2 группа- Описание картины Слайд10

«В торговой гавани»

3 группа- В торговой гавани.

4 группа- Участь рабов в Афинах.

ОБЪЯСНИТЕ в чем источник рабства для Греции

Рассматривают схему, картины, строят по ним рассказ. Работа с текстом учебника.

Характеризуют состав населения Афин, занятия и образ жизни.

Работают с текстом ученикастр.171,

Анализируют документ

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Беседа по вопросам, рассказ

V. Закрепление знаний
и способов действий.

В гаванях афинского порта Пирей

Индивидуальная работа

Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа, работа в группах

Предлагает группам представить результаты своей работы.

Итак, изучив этот материал назовите на какие группы делилось население Афин? (граждане, переселенцы, рабы-метеки) Правильно, молодцы. Мы хорошо поработали, но немножечко устали, давайте отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд 12 .

Игра «Продолжи фразу» Слайд 13.

Но не забывайте новые слова термины записывать в тетрадь.

Гражданин – это…коренные жители Афин.

Верфь - …на берегу моря, где чинили и строили корабли.

Плата за право торговли ….пошлина

Триера - это…морское судно.

Они говорили по гречески, поклонялись греческим богам, но должны платить налог….это переселенцы.

Амфора - …сосуд для вина и масла.

Бочка для хранения зерна … пифос.

Молодцы, справились.

А теперь давайте закрепим полученные знания схемой в тетради и на доске.

Население Афин в 5 веке до н.э. делилось на три группы и мы поделимся на три группы:
1. группа: Граждане.
Кто в Афинах считался гражданином? Какими правами обладал афинский гражданин?

Гражданами Афин считались коренные афиняне, у которых оба родителя были афинскими гражданами. Граждане пользовались всеми правами независимо от знатности или богатства.

2. группа: Переселенцы.
1. На каком языке говорили переселенцы?

Каких богов почитали?

Предположите, с какими целями жители разных городов переселялись в Афины?

2. Чем права переселенцев отличались от прав афинских граждан?

Переселенцами были жители других городов, постоянно проживавшие в Афинах. Говорили они на греческом и почитали тех же богов. Афины были богатым городом с развитой экономикой и торговлей, что и привлекало переселенцев, занимавшихся, как правило, торговлей и ремеслом.

В отличие от граждан переселенцы платили налог за право проживания в Афинах и не могли участвовать в Народном собрании.

3. группа: Рабы.
Чем рабы по своим правам отличались от граждан и переселенцев?

В Афинах запрещалось лишь безнаказанно убивать раба, в остальном рабы были полностью бесправны

И так сравните положение разных категорий

населения Афин

Молодцы!!! Правильно ответили! Слайд 14.

Вернемся к главному вопросу урока: Какую роль играл порт в жизни греков? Ответы учеников.(обеспечивал безопасность государства, являлся крупным портовым и торговым центром)

Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал, владеют терминами

Работа индивидуально в рабочих тетрадях

Работа индивидуально в рабочих тетрадях и у доски, составление схемы «Социальная структура афинского общества в 5 в. до н.э.»

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рассказ, задания в рабочей тетради, беседа по вопросам

Работа с историческими документами

Работа в парах

Ребята, а теперь вам предстоит поработать с историческими документами. Они свидетели тех древних событий о которых мы сегодня говорим. Древние авторы оставили след о том времени. И вы сейчас постараетесь извлечь необходимую информацию из источника и обсудить ее.

У вас на столе лежит исторический документ.

Приступаем к изучению (Приложение 3)

Итак, время истекло, приступим к анализу.

Какая общая тема объединяет эти исторические документы?

Какие чувства испытали вы работая с ними?

Итак, в начале урока вы затруднялись рассказать о порте Пирей, что же сейчас для вас стало известно?

Вот и пришло время вернуться из древнего порта Пирей. Вы всё узнали, всё выяснили. Получили ответы на свои вопросы.

Работа в парах

Анализ исторических документов

Познавательные: воспроизводят
по памяти информацию; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации

Беседа по вопросам

VI. Рефлексия

А теперь давайте выразим свое отношение к уроку и подведем итог.

Что я узнал на уроке….

Меня удивило….

Было интересно…..

Было трудно…..

На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно. А сейчас мы возвращаемся в класс, где наши самые активные путешественники получат вознаграждение в виде оценок.

Отвечают на вопросы по изученному материалу.

Самооценка на основе критерия успешности, Рефлексия способов и условий действия

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя