Рассказ на тему в торговой гавани пирея. К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время. Что я узнал на уроке…

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с афинским портом Пирей, который сами афиняне называли «ртом Афин».

Предыстория

Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.

События

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами. В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например, землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки - слоновую кость, из причерноморских колоний - зерно, солёную рыбу и рабов (рис. 2).

Рис. 2. В торговой гавани Пирея ()

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

В Пирее, как и в других городах Эллады, торговали людьми, как скотом. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами (рис. 3).

Рис. 3. Труд рабов ()

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами и прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы - сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Greece-info.ru ()
  3. Rabpower.ru ()

Домашнее задание

  1. Где расположен Пирей?
  2. На какие группы делилось население Афинского полиса?
  3. Какими правами обладали граждане, переселенцы?
  4. Где использовался труд рабов?

1. Пирей - главный морской порт

Греко-персидские войны, завершившиеся в 449 г. до н.э., привели к обогащению греческих городов, участвовавших в войне и, в первую очередь, Афин. Персам было запрещено выводить свой флот в Эгейское море, а поскольку других соперников у греков не было, то морская торговля вновь стала развиваться. Центром греческой морской торговли стала Аттика, куда свозились товары со всего Эгейского моря.

К середине V в. до н.э. главным морским портом Афинского полиса стал Пирей, расположенный на юго-западе Аттики. Пирей с Афинами соединяла дорога, протяженностью 5-6 км., с обеих сторон обнесенная защитными сооружениями, называемыми «Длинные стены», построенными на случай неожиданного нападения. Сам город имел выгодное географическое положение. Он располагался на небольшом полуострове, связанный с материком узким перешейком, который обороняли войска. Все это обеспечивало Афинам защиту от неожиданного нападения как с суши, так и с моря.

В порту находилось три гавани: две военные и одна торговая. Военные гавани имели узкие входы, которые запирались натянутыми железными цепями или канатами. Со стороны суши военные гавани были обнесены стенами, препятствующие не только проникновению посторонних, но и защищавшими от вражеских соглядатаев. По законам Афинского полиса лишь граждане, то есть люди, чья благонадежность не вызывала сомнения, так как их родители тоже являлись гражданами, имели право служить на военных кораблях. В порту располагалось 400 военных кораблей, называемых триерами. У каждой триеры было свое закрепленное место. В портовых складах хранились необходимые для починки кораблей материалы: паруса, канаты, весла, якорные цепи. В гаванях без устали трудились пришедшие сюда из разных областей Аттики бедняки. Они выполняли обязанности гребцов и матросов, трудились на верфях, участвуя в починке старых кораблей и постройке новых. Нередко в гаванях появлялись и богатые афиняне - земледельцы и торговцы, каждый из которых по законам Афинского полиса обязан был за собственный счет построить и снарядить боевой корабль.

2. Главный ходовой товар - рабы

Самая большая гавань Пирея стала центром торговли. Сюда прибывали корабли из отдаленных колоний, из Египта и Карфагена, а также других областей Африки. В Пиреи доставлялись ткани и ковры, слоновья кость, рыба, зерно и, конечно, рабы. Пришедшее в порт торговое судно встречали афинские должностные лица, в чью обязанность входило получить с купца пошлину - денежный сбор, позволявший торговать в Афинах. Завершив удачную торговлю, купцы закупали местные товары: оливковое масло, вино, изделия ремесленников (глиняные сосуды, статуи, браслеты и серебряные кубки). Некоторые купцы, видя, как бойко идет торговля, переселялись в Афины. Таких купцов называли метеками, что в переводе с греческого обозначает «переселенец». В отличие от афинских граждан метеки платили в афинскую казну особый налог, предоставлявший им право проживать в городе.

В результате развития торговли было принято решение о постройке рядом с гаванями города Пирей. Он был построен под руководством греческого архитектора Гипподама Милетского. План города считался для того времени очень передовым: улицы были широкими и длинными и пересекались под прямым углом. На территории города находились харчевни и постоялые дворы, в которых приезжие могли отдохнуть после путешествия. Метеки владели собственными домами. Жители и гости города имели возможность посещать театр, а всем необходимым в быту торговали на рыночной площади.

Одним из самых ходовых товаров как в Афинах, так и во всей Греции являлись рабы. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен или купленные жителями колоний у местного населения, а также моряки, с захваченных пиратами кораблей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, при сборе урожая и в серебряных рудниках. Цены на рабов устанавливались в зависимости от их возраста, профессиональных навыков и физического здоровья. Так, например, погонщик ослов стоил 140 серебряных монет, называемых драхма. Раб для работы в рудниках 180 драхм, ювелирных дел мастер - 360 драхм. Известно также, что бык стоил 50 драхм, а свинья - 3 драхмы. При этом афинская семья тратила на еду полдрахмы в день.

3. Итоги урока

Подведем итоги урока:

1) в V в. до н.э. Афинское государство превратилось в центр международной морской торговли;

2) главным портом Аттики стал город Пирей, куда свозились товары из многих стран;

3) самым ходовым товаром стали рабы.

К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/V-gavanyakh-afinskogo-porta-Pirey

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с афинским портом Пирей, который сами афиняне называли «ртом Афин».

Предыстория

Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.

События

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами. В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например, землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки - слоновую кость, из причерноморских колоний - зерно, солёную рыбу и рабов (рис. 2).

Рис. 2. В торговой гавани Пирея ()

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

В Пирее, как и в других городах Эллады, торговали людьми, как скотом. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами (рис. 3).

Рис. 3. Труд рабов ()

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами и прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы - сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Greece-info.ru ()
  3. Rabpower.ru ()

Домашнее задание

  1. Где расположен Пирей?
  2. На какие группы делилось население Афинского полиса?
  3. Какими правами обладали граждане, переселенцы?
  4. Где использовался труд рабов?

Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей

Цели: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии; продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картина «Афинская гавань Пирей».

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нашествие персидских войск на Элладу»

1. Выполнение тестового задания «Греко – персидские войны».

        Переход к изучению новой темы

После победы при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военный союз греческих государств, который называли Афинским морским союзом. Именно этот союз смог окончательно разбить войска персов. По договору между противоборствующими сторонами персам и их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. Во многих освобожденных полисах была установлена власть демоса - демократия. Наибольшего расцвета она достигла в Афинах.

Выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

        Изучение новой темы

План

          В военных и торговой гаванях.

          Продажа рабов.

На доске: тема урока, новые слова: Пирей, верфи, Совет пятисот.

1 . Рассказ учителя .

Главным портом Афинского государства в V в. до н. э. стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. Афиняне тщательно его укрепили. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани. В военных гаванях находилось около 400 триер, служили на них только граждане. Кроме граждан, в Афинах были переселенцы и рабы. За порядком в военных гаванях следил Совет пятисот. Бурная жизнь кипела в торговой гавани этого порта.

            Работа по картине и иллюстрации в учебнике «Афинская гавань Пирей»

а) Внимательно рассмотрите картину.

б) Ответьте на вопрос:

    Чем торговали в этой гавани? (В глиняных сосудах могло быть оливковое масло, виноградное вино, в мешках-зерно, которое привозили из колоний, в плетеных корзинах - свежая рыба и, конечно, «живой товар» -рабы.)

    1. Работа с историческим документом .

Аристотель. Политика, 1252в -12546

1253а. Во всех ремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие - одушевленными... раб же является в известной степени одушевленной частью собственности...

Ксенофонт. О доходах

Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаем фракийцу Сесии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.

Демосфен, LIIL Против Никострата

22. .. .Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой... Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов... Стела , столбец 1 ... Кефисидора, метека в Пирее. 165 драхм - фракиянка, 144 драхмы - скиф 240 драхм - сириец, 72 драхмы - ребенок из Карии 161 драхма - иллириец, 60 драхм - лидиянка

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 144-146.

    Вопросы к документам и беседа по ним.

Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках.)

Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продать, как скот.)

Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Это, как правило, были пленные иностранцы.)

  1. Закрепление изученного материала

Ответьте на вопрос (текст задания зачитывает учитель). Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом, площадью около 150 кв. км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 120 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было продвигаться только ползком, лежа на боку. Тысячи заживо погребенных людей жили и работали в этом смрадном аду.

Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых в нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлебываются от недостатка кислорода.

Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия - молот, клин или лопату, можно забыться тяжелым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Черная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Ее вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.

Каковы причины вооруженных выступлений рабов в Древней Греции?

    Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 36; подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей; подготовить сообщение об Акрополе

Ответы. Тест 6. 1 - 1; 2 - 2; 3 - 213; 4 - БВАЕДГ; 5 - 3.

Вариант 1

    В марафонском сражении

    афинское войско победило, не получив поддержки других греческих государств, кроме Платей

    победу над персами одержали афиняне и спартанцы

    на стороне Афин выступал союз из тридцати эллинских государств

    На месте этой битвы в древности был поставлен памятник со стихами: «О чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли». Это

    битва при Марафоне

    битва при Фермопилах

    битва при Саламине

    Установите соответствие между именами древнегреческих полководцев и битвами, в которых они отличились.

ИМЕНА БИТВЫ

    Леонид 1) битва при Марафоне

Б) Мильтиад 2) битва при Фермопилах

    Фемистокл 3) битва при Саламине

4. Расположите в хронологической последовательности следующие события .

    Ксеркс строит мост между Азией и Европой

Б) гонец прибегает в Афины и со словами: «Радуйтесь, мы победили» - падает мёртвым

    Фемистокл в Народном собрании призывает греков строить военный флот

Г) в битве при Платеях разбита персидская армия

Д) Ксеркс оставляет Грецию, потерпев поражение в битве при Саламине

Е) горят захваченные персами Афины

Ответ:

5.Фемистокл убедил афинян быстро строить боевые корабли - триеры, в битве при Саламине греки одержали победу над персами - что связывает эти факты?

    эти факты никак не связаны

    победа при Саламине была одержана не потому, что афиняне имели более четырёхсот триер, а благодаря военной хитрости Фемистокла

    в битве при Саламине выявилось преимущество низких триер над высокопалубными персидскими кораблями

Тест 6. Греко-персидские войны.

Вариант 2

В битве при Фермопилах

    триста спартанцев пали смертью героев, прикрывая отступление основного войска

    погибло всё спартанское войско

    триста спартанцев остановили персидское войско

2. Греческая фаланга дрогнула, персы прорвали боевую линию эллинов, бросились к греческому лагерю и... были окружены. Это

    битва при Саламине

    битва при Марафоне

    битва при Платеях

3.Установите соответствие между битвами и их датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

БИТВЫ ДАТЫ

    битва при Марафоне 1) 480 год до н. э.

Б) битва при Фермопилах 2) 490 год до н. э.

    битва при Платеях 3) 479 год до н. э.

    Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

    Ксеркс становится царём Персии

Б) Мильтиад избран военачальником в Афинах

В)персидский флот приблизился к афинской гавани и уплыл прочь, персы увидели перед собой готовое к битве войско

Г) Ксеркс покидает Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии

Д) Фемистокл убеждает эллинов не отступать к Коринфскому перешейку, а дать бой на море

Е) гибнет царь Леонид

5.Афины одержали победу в битве при Марафоне, военное превосходство греческих триер над персидскими кораблями было главной причиной победы Эллады в битве при Саламине - что связывает эти факты?

1) эти факты никак не связаны

2)битва при Саламине напомнила грекам о славных подвигах афинских воинов

3) победа в Марафонской битве дала Афинам десять лет, в течение которых были построены сотни триер и стала возможной победа на море

Литература:

1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира .

3. М.Ю.Брант. Тесты по истории древнего мира.

Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей

Цели: дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах; выявить источники рабства; развивать умения работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: «План Пирея в V в. до н. э.; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

После победы при Сапами не и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военную организацию греческих государств, которая называлась Афинским морским союзом. Именно он смог окончательно разбить персов.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей афинского порта Пирей.

Чтобы нам легче было ориентироваться в новом материале, давайте вспомним то, что уже изучали на прошлых уроках. Я называю понятие, а вы должны ответить, что оно означает:

Демос (народ);

Демократия (власть народа);

Ареопаг (совет знати);

Архонты (девять правителей, входящих в ареопаг)",

Агора (открытое пространство);

Акрополь (возвышенное место);

Граждане (свободные люди);

Эллада (Греция);

Эллины (греки).

Тема урока: «В гаванях афинского порта Пирей».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. В военных гаванях.

2. В торговой гавани.

3. Тяжелая участь рабов.

Проблемные вопросы. Побывавшие в Пирее чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города? Почему в демократическом государстве существовало и укреплялось рабство? К чему это могло привести?

III. Работа по теме урока

1. В военных гаванях

В V в. до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5—6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны стены.

— Как вы думаете, а кто защищал порт со стороны моря?

В Пирее находились две военные и одна торговая гавани.

— Работая с текстом п. 1 § 36, ответьте на следующие вопросы.

— Кого называли гражданами?

— Кто и чем занимался в афинской военной гавани?

— Чем там занимались богатые граждане?

— Что подразумевалось под почетной, но разорительной обязанностью?

— Какой вклад в укрепление флота вносили граждане?

(На доске составляется схема. По ходу урока она дополняется.)

Для каждого гражданина было делом чести защищать свое государство. За порядком в гаванях и за всеми работами следил Совет пятисот — орган власти, который выбирался из афинских граждан по жребию.

2. В торговой гавани

— Внимательно рассмотрите иллюстрацию учебника «В торговой гавани Пирея» на с. 173 учебника.

— Какие детали рисунка указывают на то, что действие происходит на торговой площади?

— Как вы думаете, чем торгуют в гавани? Какие товары пользуются особым спросом?

— Познакомьтесь с историческим документом.

Исторический документ

Сколько товаров прибывает в Пирей! Из Причерноморья — соленая рыба, из Северной Греции — зерно и мясо, сицилийцы доставляют свиней и сыр, из Египта — паруса и папирус, из Сирии — благовония, остров Крит шлет дорогое дерево, острова — тучных баранов и фрукты, из Малой Азии везут рабов и миндаль, Финикия шлет пшеничную муку и финики...

— Найдите на карте названные в документе страны и графически изобразите географию торговли, которую вели греки.

— Почему в Афины привозили зерно?

— Какой же тогда товар вывозили?

— Когда и почему особенно бурно развивалась афинская морская торговля?

— Докажите, что морская торговля способствовала могуществу и богатству Афин.

— Предположите, на каких условиях торговцы, прибывавшие в Пирей, вели торговлю.

— Куда шли полученные от купцов деньги?

Действительно, каждый купец, приехавший в Афины с товаром, должен был заплатить в государственную казну особый взнос — пошлину за право торговать. Кораблей было много, и казна богатела. Граждане такого налога не платили.

Среди купцов было много переселенцев из других городов. Внешне они не отличались от греков: одевались и говорили, как греки, поклонялись тем же богам. Но при этом они должны были платить налог за ведение торговли. Таких людей в Афинах называли метеками.

— Дополните схему «Социальная структура афинского общества в V в. до н. э.».

— Почему, несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? Ведь они не считались гражданами полиса, а значит, не участвовали в управлении государством.

3. Тяжелая участь рабов

— Вернемся к иллюстрации «В торговой гавани Пирея в V в. до н. э.». Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это?

К сожалению, в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.

— Рабов в Греции также называли «живым товаром». Как вы думаете, почему?

— Как много вы их видите на картине?

— Число рабов в Греции в V в. до н. э. резко возросло. Как вы можете это объяснить? При ответе вспомните, каким образом свободные люди становились рабами.

— Какого источника рабства в Афинах уже не было? Почему?

(Составление схемы.)

Основным источником рабства для Греции, как и для других стран древности, являлась война. В V в. до н. э. во многих полисах долгового рабства уже не было. Самый бедный гражданин твердо знал, что его, свободного эллина, рабом-должником не сделают, и гордился этим. Большие доходы приносила продажа рабов, которая была в то время обычным явлением. В результате побед греков над персами резко увеличилось количество военнопленных, которых обращали в рабство. Современники рассказывали, что лишь во время одного удачного нападения греков на побережье Персии они взяли в плен 20 тыс. человек. В Грецию привозили фракийцев, сирийцев, скифов, персов, египтян, даже негров.

— Чем рабы отличались от остальных людей?

— По каким признакам вы это определили?

— Сравните расценки за труд свободных афинян и расценки за труд рабов, работая с историческим документом на с. 174.

— Работая с текстом п. 3 § 36, опишите, где и как трудились рабы.

Рабов, прежде всего, заставляли выполнять тяжелую и вредную для здоровья работу. Их труд применялся на серебряных рудниках, на подсобных работах в мастерских и в сельском хозяйстве. Работу, которая требовала выдержки, творчества и заинтересованности, рабам не поручали. Так, их не использовали в качестве гребцов на триерах. Созданием ремесленных изделий, выращиванием винограда и оливок занимались свободные люди.

— Как вы думаете, почему рабов не допускали к этим работам?

В «Одиссее» сказано:

Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим

К делу его, за работу он сам не возьмется охотой.

— Можно ли предположить на основе этого высказывания, какими были отношения между рабами и рабовладельцами?

— О каком принуждении идет речь?

— Почему рабы не были заинтересованы в своем труде?

— Подумайте, чем объяснить жестокое обращение с рабами в Греции.

IV. Закрепление изученного материала

— Какую же роль играл Пирей в истории Афин?

(Запись в тетрадях.)

Роль порта Пирей в истории Афин

1. Порт обеспечивал безопасность государства.

2. Афины стали крупным центром торговли.

— А теперь выполните задания, которые помогут определить, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Задание 1. Заполните в тетрадях таблицу «Граждане и переселенцы в Афинах».

Граждане и переселенцы в Афинах

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в схеме.

Задание 3. Подберите ключевые слова для рассказа по картине «В торговой гавани Пирея».

Задание 4. Вычеркните из схемы слова, которые неверно характеризуют положение рабов в Афинах.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 36. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — описать, как происходила погрузка корабля, предположить, каково содержимое глиняных амфор.

2. Для средних учеников — ответить на вопросы: какой товар идет собственными ногами? Откуда мог приплыть корабль с таким товаром?

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».