Иллюстрация к произведению у чудищ. Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ". Постановка проблемного вопроса


Над пьесой «На дне» Максим Горький работал в 1902 году. Начало ХХ века было сложным для России временем: повсюду царили бедность, бесправие и безысходность, человеческая жизнь потеряла ценность. Именно эту действительность показал автор в своей философско-публицистической драме.

Сюжет пьесы развивается в городской ночлежке, где постоянно слышна ругань, обитатели предаются пьянству, проявляют жестокость. Но в этом похожем на пещеру подвале происходит столкновение идей, развивается спор о человеке, смысле его жизни. Дискуссия идет до появления странника Луки и продолжается после его ухода. Однако именно паломник – главный катализатор споров и конфликтов. Его приход в ночлежку обостряет споры и философские рассуждения героев.

У Луки своя правда: он утешает оказавшихся на социальном дне людей, дает каждому надежду, хотя прибегает при этом к спасительной лжи.

Он скрасил последние дни Анны, благодаря чему умирающая обрела хоть какое-то подобие покоя. Однажды Луке удалось отговорить Ваську Пепла от расправы над хозяином ночлежки. Старик видит, что Пепел – неплохой парень и действительно влюблен в Наташу. Он советует молодому вору отправляться в Сибирь, где тот сможет начать честную жизнь. Поддерживает Лука и пьяницу Актера, рассказывая о бесплатной клинике для алкоголиков. Странник не просто так лжет обитателям ночлежки. У него имеется своя философия, заключающаяся в спасении человека через добро, а не насилие.

На мой взгляд, нельзя утверждать, что речи Луки негативно сказываются на окружающих.

Актер перестал пить горькую и держался какое-то время – следовательно, имел силы отказаться от пагубной привычки. Если бы Пепел последовал совету странника и ушел вовремя из ночлежки – не произошло бы беды, не угодил бы Васька в тюрьму.

Основным оппонентом Луки выступал Сатин, утверждавший, что странник лжет из жалости. Лука действительно не видел в человеке личности, искренне считая, что люди достойны лишь сострадания. Такая философия проповедника лжи не приемлема для гордого человека, ищущего справедливость.

Образ Луки занимает одно из центральных мест в пьесе. Благодаря этому неоднозначному персонажу, раскрываются характеры остальных героев произведения. Кроме того, появление странника заставляет обитателей дна особо остро спорить о правде, лжи и смысле бытия.

Финал пьесы драматичен, ведь опустившимся на дно людям уже не возродиться к достойной жизни. Но все же видно, что духовное пробуждение социальных низов уже близко…

Обновлено: 2017-01-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинения по литературе: Жизнь ночлежников до появления луки. Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует. Томас Манн Ужасен тот, кому уже нечего терять. Гете Несмотря на то, что пьеса А. М. Горького «На дне» была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся «на дно» жизни, можно найти черты и современных нам людей, которые не смогли приспособиться к нарождающемуся капитализму в России и волею судьбы оказались на обочине жизни, погрязли в нищете и человеческих пороках. Расскажем о человеческих судьбах героев Горького на примере первого действия пьесы. Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене, в нем нет описаний портрета, пейзажа, интерьера, и о характере персонажей читатель может судить лишь по их репликам.

А пейзаж, интерьер заменяют авторские ремарки. Обратим внимание на то, как Горький описывает ночлежку Костылевых: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». С первых строк пьесы нас поражает нищенская обстановка: в подвале грязь, антисанитария, болезни. А на улице начало весны, утро. Видимо свет солнечных лучей никогда не проникнет сквозь эти каменные стены. Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих. Каждый герой существует будто сам по себе, живет своей жизнью. Поэтому в начале пьесы говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на замечания окружающих.

Параллельно идет сразу несколько диалогов: Квашни и Клеща, Насти и Барона и др. Квашня гордится тем, что она свободная женщина, не связанная узами брака, и это вызывает озлобление у Клеща. У него на руках умирающая жена. Настя, падшая женщина, читает роман «Роковая любовь», что вызывает ироничный смех Барона. За ширмой – тяжело больная Анна, которую будто бы никто не замечает, кроме Квашни. Пьянство, ругань, сквернословие – это нормально, к такой жизни все привыкли и не обращают внимания друг на друга.

Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна»? У многих героев вместо имени и фамилии существует лишь прозвище, например, Актер, Барон. По другому в пьесе их никто не называет. Бывший Актер, потерявший свое имя, постоянно вспоминает о своей прошлой жизни в театре, в его репликах звучат цитаты из известных пьес. Но сейчас его «организм отравлен алкоголем». Рассуждая о предназначении творческих людей, Актер считает, что «талант – это вера в себя, в свою силу». Но сам он утратил эту веру, спился, потерял работу и оказался «на дне». Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Девушка пытается выйти из порочного круга, покинуть ночлежку и начать новую жизнь, но это лишь ее мечты.

Бубнов, бывший скорняк, вспоминает о том, что когда-то «свое заведение имел», работал, а теперь и он один из обитателей «дна», никому не нужный человек. О прошлом Барона говорит его прозвище. Он был состоятельным человеком, родился в богатой семье, но тоже спился, промотал свое состояние, оказался в ночлежке для нищих и живет на содержании у Насти. Многие из обитателей подвала даже не верят его рассказам о былом благополучии. Слесарь Клещ зарабатывает на жизнь тем, что подгоняет ключи к старым замкам. И все же он гордится этим: «Я – рабочий человек … Мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю».

Клещ мечтает вырваться из ночлежки и начать новую жизнь, как только умрет Анна. Сатин – «интеллигент», «философ». Его речь отличается от обитателей ночлежки. В ней много слов, порой не понятных ни окружающим, ни ему самому. «Макробиотика», «оранон», «сикамбр» и др. Он считает себя образованным человеком, так как служил на телеграфе, читал много книг. Сатин много рассуждает, порой говорит афоризмами: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются». Свое нежелание работать он объясняет так: «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!

» И с ним нельзя не согласиться. Но природный ум не нашел себе применение. А кто Сатин в настоящем? Лишь один из нищих пьяниц, обитателей ночлежки.

А Васька Пепел никогда и не имел профессии. Для него не существует идеалов, он не стремится работать, так как живет воровством: «… всякий человек хочет, чтоб его сосед совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее … честь-совесть богатым нужна». Он не может жить по-другому, так как вор и сын вора. Однако и в этом человеке сохранилась доброта, наивность, он тянется к чистоте и добру. Но Васька Пепел попадает в рабство «сильных мира сего».

Содержатель ночлежки Костылев оказывается еще более низким человеком: он не отдает Василию деньги за краденые часы, считая, что Пепел и так многим ему обязан. Его жена Василиса тоже в кабале у своего мужа, который вдвое ее старше: «Озвереешь с такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…» Она тоже несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу – вызов семейному деспотизму.

Ради Василисы вор готов совершить преступление – убить Костылева. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнает об измене любовника. Она готова ее убить, лишь бы сохранить Василия для себя. Вот такой страшной жизнью живут обитатели ночлежки. Их объединяет то, что почти все они «бывшие»: бывший Актер, бывший Барон, бывший скорняк, бывший телеграфист …

Их настоящее – беспробудное пьянство, нищенское существование в сыром подвале. Они живут лишь ностальгическими воспоминаниями о прошлом, порой идеализируя его. Но и будущего у них нет. Оно ужасно так же, как и настоящее. Но самое страшное в том, что герои и не стремятся изменить себя и свою жизнь. В этой пьесе так много общего с современной нам Россией конца XX начала XXI века!

И все же я считаю, что каждый человек сам «кузнец своего счастья», сам виноват в том, что не смог найти выход из сложной ситуации, погряз в пьянстве и выброшен «на дно». Ведь «в карете прошлого далеко не уедешь». Необходимо быть сильнее обстоятельств и не зависеть от слабостей.

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Оформление и оборудование :

  • выставка книг К. Бальмонта;
  • портрет К. Бальмонта;
  • таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
  • иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

Ход урока

1. Вводная беседа

– Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

2. Сообщение темы урока, задач

– Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета» . / Слайд 3.

Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

– Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?

– А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

– Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

СОЛНЦЕ , ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ , ЦВЕТЫ , РОСА ? / Слайд 4.

Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

«Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов) .

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  • озорник
  • добрый
  • храбрый
  • смелый
  • отважный
  • фантазер
  • дерзкий

Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?

Учитель русского языка и литературы Рахматулина Рашида Минишеевна.

Учитель музыки Красильникова Мария Борисовна.

г. Семипалатинск

Интегрированный урок по русской словесности и музыки для 5 класса.

Интегрированный урок «Фейная сказка в музыке» по творчеству К. Бальмонта, анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ» .

Цели: Обнаружение фольклорных истоков стихотворений К. Бальмонта;

Закрепление и углубление стиховедческих понятий «рифма», « аллитерация»;

Воспитание эстетических чувств.

«В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной напевной. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку».

(Учитель литературы) В. Брюсов.

    Опрос домашнего задания:

    • В какие годы жил и творил К. Бальмонт?

      Когда он написал свои первые стихи?

      Назовите основных героев из его детской книжки « Фейные сказки»?

      Назовите художественное средство, которому поэт уделял в своем творчестве особое внимание? /звукопись, аллитерация/

    Слово учителя литературы: Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1910) является одним из самых знаменитых поэтов начала 20 века. Он родился в маленькой скромной деревенской усадьбе, в «красивом милом царстве уюта и тишины». По семейному преданию, предки его по отцу были шотландскими моряками, а по матери - из знаменитого татарского рода, родоначальником которого был князь Белый Лебедь Золотой орды. Этим, видимо, и объясняется интерес пота к другим национальным культурам и любовь к путешествиям.

В детстве будущий поэт слушал русские народные сказки, песни. В 5 лет самостоятельно научился читать и в 10 лет сочинил своё первое стихотворение. Всего же за свою жизнь он написал более 10000 стихотворных строк. И прославился благодаря необычному таланту и трудолюбию. Поэт К.Бальмонт был очень необычным человеком и внешне, и внутренне. Также необычна была и его поэзия. Его стихи переносят нас в мир сказок, фантазий, грёз, загадочных стран. Поэтому он так любил кругосветные путешествия – они были источником его интернационального по содержанию творчества.

Путешествия подтолкнули Бальмонта к созданию детских « Фейных сказок», ведь феи, букашки, комары, мошки и пауки – герои скандинавских, южнославянских фольклорных произведений. В 1905 была напечатана книжка Бальмонта « Фейные сказки», посвященная дочери поэта. Эта книга изящных детских песенок – нежных, воздушных, музыкальных. Их наивность создана во многом благодаря звуковым повторам внутри стихотворной строки- аллитерации. В « Фейных сказках» поэт создал мир феи, где бессмертной жизнью живут её друзья: жучки и светлячки, стрекозы и муравьи, улитки, ромашки и лилии. Поэзия К. Бальмонта всегда была светла и оптимистична. А.Блок писал: « Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну».

2.Повторение: - Что такое аллитерация? /Повтор согласных звуков внутри стихотворной строчки называется аллитерацией./

(учитель музыки)

    Мне бы хотелось сейчас, чтобы вы прислушались и услышали, что происходит сейчас вокруг нас. Мы слышим какие-то звуки? Скажите мне, какие звуки вокруг себя мы часто слышим? / Пение птиц, гул машин, звуки летящего самолета-поезда и т. д./

    Перечислите звуки, которые мы можем отнести к музыкальным звукам: / пение птиц, пение человека, игра на инструментах и т. д./

    Итак, теперь мы можем сказать, что звуковой мир, окружающий нас, очень многообразен!

    Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворениях К. Бальмонта. Давайте прочитаем эпиграф к уроку. О чем в нем говорится?

    Как вы думаете, в мире сказок существуют ли какие- либо звуки или не существуют? Давайте в этом убедимся.

    А сейчас мы с вами совершим путешествие в мир сказочных звуков./звучит музыка: «Марш Черномора»- средняя часть./

    Что вы почувствовали, услышав эту музыку? /загадочная, таинственная, необычная, сказочная./

    Какие образы у вас возникли?

Анализ музыкальных произведений и стихотворений .

(Учитель музыки )

Звучит музыка « Весна и Осень» Свиридова, одновременно учитель литературы читает стихотворение К. Бальмонта « Фея».

Задание для детей: составить 5 – стишие – Фея.

Анализ музыкального произведения:

    Что вы услышали в музыке?

    Что почувствовали?

    Как вы думаете, соответствует ли музыка названию стихотворения?

    Как в музыке передается образ Феи? /музыка нежная, спокойная, мелодичная, добрая/

    Послушав музыку, услышав стихотворение, попробуйте словесно создать образ самой Феи…

/Показ рисунка, где изображена Фея./

(учитель литературы)

Беседа. – Опишите главную героиню стихотворение.

    В чем состоит её богатство? / Главное качество нежность, богатство – в прекрасных поэтических снах, воздушных творческих фантазиях, которые её образ навевает автору./

    Найдите пары слов, которые рифмуются. Как вы думаете, зачем нужна рифма в поэтическом тексте? / Рифма обозначает соразмерность, созвучие в конце стихотворной строчки.

Фея- милая, богата - аромата, ….- нарядиться, не может – поможет, нежно – прилежно, фей – моей. Аллитерирующие звуки, составляющие слова « нежность» - н, е, ж – как бы растворены во всем тексте, гармонизируют его одной музыкальной темой./

(учитель музыки)

Звучит концертная симфония для арфы из сборника для 5 класса (музыка колдовская, необычная). Учитель литературы читает стихотворение « Чары Феи»

Анализ музыки:

Сравните образы «Феи» и «Чары Феи». Какой инструмент вы услышали в музыке? /арфа/

Что вы себе представляете, слушая эту музыку?

Как звуки арфы характеризуют чары Феи?

(учитель литературы)

    В чем смысл сравнения состояния, настроения человека и мира природы, « зачарованного леса»? / Все: и человек, и лес, и природа - переполнены любовью и нежностью, так как одухотворены присутствием Феи./

    Назовите основные художественные образы стихотворения? /Я – лирический герой, человек, лес, природа./

Звукоцвет: е – светло-зеленый.

Звукоподражание: услышать, как течет река, журчит ручей.

Звукоцвет – светлый, прозрачный, блестящий, переливающийся.

    Сравните два стихотворения «Фея», «Чары феи», какое качество Феи описывается в стихотворении. / Нежность, разнеженные облака жемчужины, нежный луч, лес зачарован, и почему ручью река/.

(учитель музыки)

Звучит музыка « В пещере горного короля», одновременно учитель литературы читает стихотворение « У чудищ».

Анализ музыки: / сравнить с образом Феи/.

    Как звучит музыка?

    Какие музыкальные инструменты вы услышали?

    Как начинается музыка? Тихо или громко?

    Происходит ли кульминация в музыке?

    Какие образы возникают у вас перед глазами?

    Какие цвета вы бы подобрали для этого произведения?

    Сравните музыку « Феи» и « У чудищ».

(учитель литературы)

/ Баба-Яга, Кощей, Змей, избушка на курьих ножках, шапка-невидимка/.

    Что в построении стихотворения общего со сказкой?

/ герой-повествователь встречается со сказочными персонажами/

    Какие звуки чаще всего повторяются в стихотворениях?

/Шипящие, глухие, свистящие, угрожающие звуки. Звукоподражание- пищали мыши и рылись в крошках./

/ чтобы найти жемчугов для песен, т.е. в поисках фольклорных сказочных образов, чудесных персонажей и ситуаций, в поисках вдохновения./

(учитель музыки)

    Вы услышали в нашей сказочной музыке звуки одного инструмента или нескольких?

    С понятием «оркестр» мы с вами знакомы. Это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Симфонический оркестр включает в себя разные группы инструментов:

1.струнные смычковые.

2.ударные.

3.духовые (деревянные и медные)

Учитель показывает иллюстрации, где изображены оркестр и все инструменты.

Разучивание песни: « Давайте верить в чудо»

1.Исполнение.

2.Обсуждение исполнительских приемов:

Есть ли в песни вступление и заключение?

Сколько в песне куплетов?

Есть ли между куплетами «связка»?

Что составляет запев и припев, вместе взятые? /Куплет/

3.Давайте выделим и обозначим условными значками следующие элементы песни.

-вступление к песне.

-запев.

-припев.

-«Связка» между куплетами.

-заключение.

Рефлексия: - Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке, мы с вами совершили путешествие в сказочный мир звуков. Познакомились с творчеством знаменитого поэта России 20 века К.Бальмонтом, с его поэзией, с циклом стихотворений «Фейные сказки». Благодаря музыке, мы раскрыли образы в стихотворениях «Фея», « У чудищ», « Чары Феи». Полностью погрузились в сказочный мир звуков. Познакомились с симфоническим оркестром, с его составом инструментов. При разучивании песни, мы опирались на её элементы и обозначили их.

Вспомнили, что такое аллитерация, звукопись

Весь этот драгоценный материал для строительства мира фантазий и мечты самого К. Бальмонта. Его поэтический мир светел, прекрасен, нежен и совершенно не страшен. Даже его чудища - безобидны, они не могут ничего сделать плохого, ведь это только сказочные грезы.

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений, для тех, кто рисует: нарисовать сказочный мир Феи, выучить песню, нарисовать понравившийся образ, составить кроссворд на тему « Симфонический оркестр»

К. Д. Ч БАЛЬМОНТ

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму – и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею,

Узнаю тайны – и был таков.

(No Ratings Yet)

  1. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867-1942) Родился в деревне Гумнищ, Владимирской губернии, где прожил первые десять лет. Отец его был скромным помещиком, страстным охотником. Мать приучила мальчика любить искусство, музыку, словесность. Учился...
  2. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ Жили-были на болоте журавль и цапля. Построили они себе избушки. Скучно жить журавлю, решил он к цапле посвататься. Пришел и говорит: – Выходи за...
  3. Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях....
  4. Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название “Четверогласие стихий”. В него вошло стихотворение ” Я в этот мир...
  5. Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту...
  6. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из...
  7. Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические...
  8. Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и...
  9. Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении “Ветер” , которое было написано...
  10. Акмеисты О. Э. Мандельштам Ленинград Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда – так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских...
  11. Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого...
  12. Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной...
  13. План 1. Моя Родина – Россия. 2. Прошлое моей Родины. 3. Слава и гордость России. 4. Достоинства моей страны. 5. Другой Родины мне не надо. И все пройдя пути морские,...
  14. Символисты К. Д. Бальмонт Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают –...
  15. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, о чем Константин Бальмонт знал с самого рождения. Однако на рубеже 19 и 20 веков многие молодые люди считали религию предрассудком и пережитком прошлого....
  16. Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали...
  17. Письмо подруге Здравствуй, Наташа! Пишет тебе твоя подруга Таня*. Спешу ответить на твое послание, ведь я так давно ждала твоего письма! Ты спрашиваешь, чем я занимаюсь и как у меня...
  18. Р. И. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДИАЛОГ О ЛЮБВИ – Отдать тебе любовь? – Отдай… – Она в грязи… – Отдай в грязи. – Я погадать хочу… – Гадай. – Еще хочу спросить…...
  19. План 1. Многообразие профессий. 2. Кем же стать? 3. Учеба – главная работа для школьника. Я еще не знаю, кем буду, когда выросту. В мире очень много разных профессий, и...
  20. Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался...
  21. Символисты К. Д. Бальмонт Краткие биографические сведения: 3 (15) июня 1867 – родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Первые 10 лет жизни прошли в...
  22. Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось...
  23. НЕ и НИ в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: незачем, никак, ничуть. Под ударением пиши приставку НЕ-, а без ударения – приставку НИ-: негде устроиться – нигде...
  24. Одной из самых популярных книг “последнего романтического поэта и первого его критика”, как называл себя Гейне, есть сборник стихов “Книга песен” . Она в некоторой степени автобиографичная, ведь именно безответная...
  25. Евгений Агранович родился 13 октября 1918 года в городе Орле. Однако впоследствии при составлении документов дата была записана как 14 ноября 1919 года – этот вариант на протяжении десятилетий указывался...
  26. Велимир Хлебников по праву считается реформистом русской поэзии. В своем творчестве он экспериментировал не только с рифмой и слогом, но и со словоформами, утверждая, что для выражения своих мыслей и...
  27. Символисты К. Д. Бальмонт *** Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем...
  28. Я засмеялся сразу, когда только прочитал тему сочинения. И действительно, для чего смех может потребоваться человеку? Смешной вопрос! Смех – это же суть нашей жизни! Радость, счастье и свет, юмор...
  29. ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ (1938-1980) Родился в Москве в семье военного связиста. В детские годы жил с родителями в Эберсвальде (под Берлином) по месту службы отца, затем с матерью – в...
  30. Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных...
У ЧУДИЩ