Не хочу идти в школу что сделать. "Не хочу в школу!": причины, решение проблемы. Психологическая готовность к школе

Надежда в христианском мировосприятии.

Святой Иоанн Кронштадтский: «Надеяться на Бога – значит поручить Ему свою жизнь, свою судьбу, всю свою будущность и с уверенностью ждать исполнения Его обетования. Надежда происходит от веры, как растение из семени, как ручей из источника».

Надежда есть позволение человека, чтобы в его жизни действовал Бог.

Преподобный Серафим Саровский: «Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света».

Однако Господь не отвергает даже попытку надежды. Такая попытка выражается человеком, который в тяжелых обстоятельствах молится Богу. Об этом говорит святой Филарет Московский.

Святитель Филарет Московский: «Чем подогревается надежда? Для сего надобно отвлекать мысль от предмета печали и занимать ум и сердце молитвою. Не должно смущаться тем, что в этих обстоятельствах молитва несовершенна. Приносите Богу намерение молитвы, а Он призрит и даст молитву молящемуся».

Блаженный Диадох Фотикийский: «Надежда – исшествие ума в любви к Богу».

Что есть христианская надежда? Это чувство того, что, несмотря на обстоятельства, всё не просто когда-то будет хорошо, но уже и сейчас хорошо – потому что Бог любит сейчас.

И ещё это чувство несомненности хорошего конца, так как хороший конец освящён евангельским счастливым Концом – Воскресением.

По этой причине святой Иоанн Лествичник говорит, что надежда даёт человеку обладать благом ещё до того, как он начнёт им обладать.

Христианская надежда никогда не подводит, потому что имеет своим основанием Бога. А Он больше нас хочет, чтобы всё у нас было хорошо. Для Него драгоценна вся наша жизнь, Он всем Собою участвует в нашей жизни.

При этом враг старается отвратить нас от надежды, предлагая решить все наши проблемы через грех, который мы должны совершить. «Или соври, или пострадаешь», «или ответь злом на зло, или пострадаешь» и многое тому подобное предлагает нам враг.

Есть разница между тем, как помогает враг и как Бог. Если враг много обещает блага, то Бог кротко предлагает Себя. Враг предлагает обойти мучение, Бог –пройти сквозь мучение и вынести опыт преображения. С врагом человеку кажется, что всё будет хорошо, а всё оказывается плохо. С Богом кажется, что всё будет плохо, а всё оказывается хорошо.

Одна девушка преподаёт в неком городе в Украине во взрослой воскресной школе. Несколько недель она лежала с ребёнком в больнице. Когда выписалась, ей нужно было готовить урок на воскресенье. Она включила компьютер, но была до такой степени уставшей и грустной, что решила пропустить и это занятие. Когда компьютер уже выключался, внезапно на весь экран засветились слова из Евангелия: «Как прекрасны ноги благовествующего благое». Никаких программ, которые были бы связаны с появлением текста на мониторе, у девушки нет. Она восприняла это как знак свыше, как подтверждение того, что Бог участвует в её жизни. Тогда она подготовила урок и провела занятие в воскресенье.

Надежда связана с доверием Богу.

Наши личные отношения с Богом, бывает, включают в себя и обиду на Него. На земле мы далеко не всегда можем понять причину пережитой или переживаемой нами скорби, и эта скорбь, которая далеко не всегда вызвана нашим личным грехом, побуждает душу задать вопрос: «Почему и за что?». «Я верю, что Ты милосерден, но не могу сочетать эту веру с тем, что терплю сейчас». Такой вопрос задаёт та душа, для которой Бог стал очень дорог, и она не может принять его иначе как любящим. И тогда душа, как Иов, зовёт Бога на суд, но не для того, чтобы судить Его, а для того, чтобы Бог оправдался, чтобы Он снова открылся как любящий, выявил смысл скорби и исцелил её. А Он скоро-скоро исцелит, ибо не хочет, чтоб мы жили в скорбях, но желает, чтобы мы доверялись Ему, всегда любящему, и ощущали, что надежда на любящего никогда не будет напрасна.

Разве был на земле хоть один, кто доверился Господу и не стал в конце концов победителем? В Ветхом Завете сказано: «Взгляните на прежние роды: кто верил Господу и постыдился?» Имеется в виду, что таковых в мире не было. Однако Господь ждёт и нашего личного подвига, который должен предшествовать благодатной помощи, пресекающей страдание. Человеку следует поступить как христианину там, где всё вокруг вынуждало его поступить как грешник.

Приведу одну историю об этом.

Протоиерей Игорь Гагарин: «Вспоминаю, когда одна девушка, окончив школу, вступила в тот возраст, когда нужно всерьёз думать о том, чтобы не остаться одной. Она со мной делилась: ‟Батюшка, как быть? Как только я знакомлюсь с каким-нибудь парнем, и он узнает, что между нами не будет ничего такого без брака, он тут же утрачивает ко мне всякий интерес, и я остаюсь одна. А может быть, и нет таких ребят, способных это оценить? У меня есть серьезный соблазн – может, отодвинуть в сторону это наше православное”. Многие так считают: ну, такая жизнь, потом покаюсь. Я её очень просил: ‟Не делай этого. Господь обязательно вознаградит и пошлёт тебе хорошего. А с этими ребятами, которые, узнав, что ты не допустишь близости до брака, сразу же покидают тебя, с ними ничего хорошего бы и не вышло. Если ты встретишь действительно достойного человека – он это поймёт и оценит”. Слава Богу, так и случилось. Сейчас она замужем за очень хорошим человеком, и у них прекрасная семья, растёт ребёнок. Какое счастье, что она сумела устоять!».

Виктор Франкл: «В трудные минуты кто-нибудь смотрит на нас – друг, жена, близкий человек – живой или мертвый, или Бог – и ожидает, что мы не разочаруем его».

Верность имеет в мире огромное значение. Верность там, где, кажется, ничего нельзя уже сделать и исцелить. Именно такая верность приносит свет в жизнь другого, приносит вечность. Дело в том, что Бог действует в жизни людей не сразу, предоставляя нам возможность совершить личный подвиг. И тогда Он приходит на помощь.

Когда человек искушаем помыслами неверия, его верностью будет сказать: «Я христианин, даже если христианства нет». Жена верует в то, что злобный алкоголик или тиран муж станет наконец человечным. Молящийся о любимом верит, что помощь придёт. И эта их вера не бывает посрамлённой, не проходит бесследно – Бог обязательно приходит на помощь туда, где человек отдал всё своё до конца. Тогда Он исцеляет то, что человек не может исцелить, исправляет то, что никто не мог исправить. Бог никогда ещё не посрамил верность жертвенного человека.

Милосердие и сердце милующее как проявление христианства

Господь желает, чтобы мы творчески преобразовывали этот мир, чтобы являли собой христианский свет там, куда приходим.
Приведу по этому поводу такую притчу:

Однажды на улице я увидел голого ребенка. Он хотел есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу:

– Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?

Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос:

– Я кое-что предпринял. Я создал тебя.

Святой Серафим Саровский: «Бог печётся о каждом человеке так, как если бы он был у Него единственным».

Но и мы должны о каждом заботиться как о единственном.

Каждый из нас может исцелить некую частицу мира, прежде всего в самом себе. По мере изгнания страстей из сердца там поселяется Бог – и мир вокруг нас меняется. Но каждый из нас должен и деятельно заботиться обо всём и всех.

Старец Паисий Афонский: «Будет хорошо, если мы станем делать то, что нам по силам, как следует: негромко, не преследуя те цели, которые превышают меру наших возможностей, ибо иначе дело пойдет в ущерб нашей душе и телу, а часто и в ущерб Церкви».

Для того чтобы определить свою меру, нам надо советоваться с духовником или опытным батюшкой, который нас знает.

Святой Ефрем Сирин: «Прекрасны молитва и пост, но их украшает милостыня, ибо сказано: ‟Милости хочу, а не жертвы” (Ос. 6:6)».

Что именно делать?

Старец Иоанн Крестьянкин: «Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу!».

Святой Исаак Сирин: «Господь наш для уподобления нашего величию Отца небесного назначил нам милосердие».

На древнеанглийском Спаситель произносится как Целитель. Никто не должен пренебрегать служением милосердия и милостыни. Именно милующее сердце наиболее делает нас богоподобными.

Святой Макарий Великий говорит, что верх совершенства – видеть грешника и сострадать ему, жалеть о нём, миловать его. Это то, что делает Христос. И это то, что может делать и христианин.

В дневниках Тараса Шевченко есть такая запись: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу – плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут… С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости…».

Святой Алексей Мечев: «Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что чело­веку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего ‟я”, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадем, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились».

Святой Иоанн Златоуст: «Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас».

Христос ждёт от нас милосердия как проявления милующего сердца. Однако к стяжанию милующего сердца человек идёт постепенно. И тут, как и в любой добродетели, важно вначале исполнять внешнюю её форму, делать дела милосердия и молиться о том, чтобы сердце было милующим. Тогда Господь, увидев наш труд, пошлёт нам то, что мы ищем.

Каждому из нас бывает трудно. Но радовать других, когда тебе самому больно, – это большой подвиг. Христос обязательно возрадует того, кто радует других.

Причём Христос принимает даже наше доброе пожелание, когда в нём есть боль за другого.

Старец Паисий Афонский: «Если тебе станет больно за человека, который от сердца просит тебя помолиться о нем, и ты скажешь ему: ‟Не бойся, ты станешь лучше”, то тем самым ты дашь ему Божественное благословение. В этом добром пожелании много любви, много боли, и поэтому оно обладает силой. Это угодно Богу и Он исполняет благословение».

Блаженный Августин: «Не входят в истину иначе как через любовь».

И в завершение приведем слова святой мученицы Императрицы Александры: «Быть добрым – значит быть счастливым».

Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз... Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она – постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?

Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.

Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция – при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму

Важно не предъявлять ему завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. Рассказывайте о своих трудностях в учебе и о том, как вы с ними справились. Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тревожность подростка по отношению к школьной жизни может быть и проявлением особенностей характера. Какие ситуации чаще всего становятся поводом для переживаний?

Ребенок боится, что дома его накажут за низкие оценки или плохое поведение.

Он стесняется отвечать у доски, боится публично допустить ошибку, опасается, что все над ним будут смеяться.

Не может найти общий язык с кем-то из учителей, сталкивается с насмешками, упреками, придирками, заниженными оценками и невнимательным отношением.

Чувствует себя слабым и незащищенным, например, боится, что старшеклассники могут отобрать деньги или будут дразнить из-за немодной одежды.

Ощущает себя не таким, как все, не может влиться ни в одну компанию и становится изгоем.

Ребенок заражается тревожностью от близких. Например, мать очень переживает по поводу отметок, постоянно напоминает, что «важно хорошо учиться, иначе не поступишь в университет и станешь дворником».

У него синдром отличника, он старается быть лучшим, постоянно конкурирует с другими учениками и в итоге перегружен заданиями.

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания или считать, что «само пройдет». Некоторые школьники в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, адаптироваться к ситуации, найти себя и свое место в школьной жизни. Они адекватно реагируют на неудачи, не переживают по поводу отметок или замечаний. Но большинству нужна помощь.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию

4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.

5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.

6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка – и учитесь сами! – расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей – уравновешенные дети.

7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.

Об эксперте

(Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».

Многие родители, когда слышат про отказ ребенка идти в школу, принимают это нежелание за лень и поэтому начинают упрекать ребенка, заставлять его учиться, а иногда и наказывают. Лень достаточно частая причина прогулов школьных уроков, но далеко не единственная. У ребенка может быть серьезный стресс, поэтому отказ посещать уроки связан с защитной реакцией психики ребенка.

Проблемы в младшей школе

Дети разного возраста имеют в школе свои интересы и свои неприятности. Так, первоклассник может бояться неизвестности, новой учительницы, детей, обязанностей. Ребенку в этом возрасте еще не совсем понятно, зачем ему учиться, он не знает, что его там ждет, а отказ идти в школу может быть естественной реакцией на страх. Ведь гораздо лучше для малыша делать то, что он уже умеет и знает, например, ходить в садик или играть дома. Родителям в этой ситуации нужно спокойно объяснить ребенку, что хорошего он может получить в школе: там будут новые друзья, он научится писать, как взрослые, сам сможет быстро читать книги, будет считаться уже не маленьким ребенком, а взрослым школьником.

Иногда у ребенка возникает подобная реакция, если он не справляется с программой, не понимает, как выполнять уроки, расстраивается из-за плохих оценок. В этом случае, родителям нужно помочь малышу, объяснить ему, как выполнять задания, а учителя попросить присматриваться к ребенку на уроке, быть с ним помягче. Еще одной распространенной проблемой в младшей школе являются конфликты между учеником и учителем или другими учениками. Ребенку может не понравиться его учительница, особенно, если она строгая и требовательная. Или у него может возникнуть ссора с кем-то из одноклассников. Все эти проблемы решить тоже возможно, если поговорить с ребенком и его друзьями или учителем. В крайнем случае можно перевести малыша в другой .

Проблемы в средней и старшей школе

Если ребенок хорошо успевал по программе в , он может думать, что ему будет также легко и в средней. А сталкиваясь с проблемами, ученик не всегда может их самостоятельно решить: предметов в гораздо больше и все они сложнее, а значит, и отстать от программы школьник может очень быстро. Неоправдавшиеся надежды ребенка могут вылиться в его отказ идти в школу и выполнять уроки. Конечно же, в этом случае родителям нужно самим как можно быстрее помочь ученику наверстать программу, иначе он может так и не оправиться от своих неудач. Старшеклассникам, в свою очередь, может быть более интересна уже не школа, а общение со сверстниками. Кроме того, их может пугать подготовка к экзаменам и повышенная нагрузка.

В этом возрасте дети вступают в пубертатный период, у них повышается уровень гормонов, они могут чаще уставать, проявлять агрессию или апатию, скрывать свои проблемы от родителей. Но замалчивание проблем в школе приведет только к ухудшению положения. Поэтому нужно сразу же выяснять, что творится с ребенком, что беспокоит его. Если он отказывает посещать школу из-за ссоры, плохих оценок, контрольной или общей усталости, поговорите с ребенком и постарайтесь решить его сложности вместе. В конечном итоге, нет ничего страшного в том, если на несколько дней ребенок останется дома, но у него не должен окончательно пропасть интерес к учебе и школе.

Ребенка можно отдавать в школу как в шестилетнем возрасте, так и в семь и даже восемь лет. Поступление в первый класс зависит от желания родителей и от готовности самого ребенка. Поэтому однозначного ответа, какой возраст лучше, быть не может. Нужно внимательно изучать поведение конкретного дошкольника.

Готовность к школе можно определить родителям самостоятельно или с помощью психолога. Опытный педагог уже после одного разговора с ребенком и проведения простейших тестов может сказать, готов дошкольник к занятиям или пока нет. Но решение все равно будут принимать родители вместе с малышом. Но следует помнить, что слова ребенка о том, что он хочет в школу, не могут быть определяющими в решении отдать его в в 6 лет, то есть немного раньше нормального срока. Если вы сами не уверены в том, что характер ребенка уже достаточно сложился, а организм окреп, лучше подержать его в детском саду до полных 7 лет. Поступление в школу в 8 лет - это, скорее, исключение из правил, но тоже вполне приемлемо. В таком возрасте отдают в школу ребят, которые родились в конце года или же наотрез отказывались поступать в новое для них учебное заведение вовремя.

Психологическая готовность к школе

Готовность к школе определяется по двум параметрам - уровню психологического и физического развития. В понятие психологического взросления входит мотивация дошкольника, она подразделяется на игровую, учебную, социальную и мотивацию достижений. Лучшим вариантом, конечно же, станет наличие у ребенка учебной мотивации, когда он хочет идти в школу, чтобы познавать мир, узнавать новое. В случае мотивации достижений ребенок также хочет посещать уроки, но основным поводом для этого у него становятся хорошие оценки, похвала, награды, признание. Это тоже хорошая форма устремления, но она бывает неустойчива, так как даже одна плохая оценка или порицание учителя может ее разрушить.

Ребенок, у которого главной формой выступает социальная мотивация, будет рваться в школу за новыми знакомствами, друзьями. Быть может, он будет хорошо учиться, желая обратить на себя внимание учителя или сверстников, но это ненадолго. Однако самые незрелые в психологическом плане - это дети с игровой мотивацией. Они приходят в школу с игрушками, рассеяны на уроках, не слушают объяснения педагога, не понимают, зачем им нужно что-то писать, считать или выполнять домашние задания. Конечно, занятия в часто проводят в игровой форме, но это все же больше учеба и получение знаний, чем игра. Поэтому таких дошкольников нужно пока оставлять в детском саду еще на год.

Физическая готовность и интеллектуальный уровень ребенка

Кроме этого психолог, педагог или родители должны обратить внимание на подготовленность руки ребенка к письму, выявить его интеллектуальный уровень, степень подготовленности к первым урокам. Для этого понаблюдайте за ребенком, проведите небольшой тест, расспросите его в спокойной обстановке, не повышая голоса. Помимо вопроса, хочет ли ваш малыш в школу, можно задать вопросы, что он там будет делать, кто будет учиться с ним, зачем ему ходить в школу. Понаблюдайте, как ребенок ведет себя в группе незнакомых людей, не замыкается ли он. Может ли он около 30-40 минут самостоятельно заниматься каким-то делом, например, рисованием, спокойно сидя на одном месте. Проверьте, умеет ли малыш считать до ста и решать простые задачи, все ли буквы знает, хорошо ли уже читает. Умеет ли ребенок составлять связный рассказ по картинке хотя бы из пяти предложений, знает ли он наизусть несколько средних или длинных стихотворений. Может ли он держать ручку и писать ею простые фигуры, хорошо ли он пользуется ножницами и клеем, делает ли аппликации, раскрашивает ли картинки. Также очень важно, хочет ли ваш ребенок заниматься самостоятельно или ему постоянно требуется помощь.

Физическое развитие организма не менее важно, чем психологическая готовность. Тело будущего школьника должно приобрести черты взрослого человека, в нем постепенно отходят на второй план черты детского строения. У ребенка школьного возраста оформляется талия, арка стопы, суставы на пальцах, начинают меняться зубы. Дети, готовые физически, умеют раздеваться и одеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, поднимаются по лестнице поочередно обеими ногами.

Кризис дошкольного возраста

Если ребенок соответствует большинству этих пунктов, имеет по ним прочные знания и хорошие навыки, он к школе готов. Однако родителям важно помнить, что именно в 6-7 лет у ребенка начинается возрастной кризис, когда малыш перестает воспринимать мир в качестве дошкольника, лишь через игровую форму поведения, но еще не знает, как научиться видеть и узнавать его по-другому. Поэтому в этом возрасте возможны перепады настроения, капризы ребенка, необоснованное упрямство, плач. Взрослые могут принимать такое поведение за бунт, проявление плохого воспитания, но это не так. Ребенку в этом возрасте нужны помощь и поддержка, так как он и сам себя не понимает, и родителям ничего пока объяснить не может. А школа добавляет лишний повод для стресса. Поэтому со старшими дошкольниками и младшими школьниками нужно обходиться внимательно, дать им время адаптироваться к новым условиям, привыкнуть.