Мотив цель средства действия результат примеры. Субъект — объект — средства — мотивы — результат. Методы и способы деятельности

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Виды деятельности:

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Общение- процесс взаимодействия людей, заключающийся в восприятии и понимании и в обмене информации (коммуникации)

2. По направленности: духовная , практическая , творческая , управленческая .

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность.

Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.

Потребности:

биологические , социальные , идеальные.

Потребности по А. Маслоу.

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные , 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Интерес осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям, имеющих для них важное общественное развитие. Интересы являются побудителями к различным видам деятельности.

Способности индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Способности имеют биологическую основу.

Талант - совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Гениальность - культурное явление человеческой природы.

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными . Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. (З. Фрейд ).

Бытие – что-либо сущее, существующее вообще (бытие изучает раздел философии онтология ).

Формы бытия : материальное бытие, духовное бытие, человеческое бытие, социальное бытие.

Духовный мир человека (микрокосм ) – сложная система внутреннего мира человека, элементами которого являются духовные потребности, мысли, чувства, мировоззрение, эмоции, ценности и т. д.

Познание.

Познание – процесс, направленный на получение знания.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное .

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

Истина знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев - . Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

Деятельность

Структура деятельности

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определœен­ной потребности, мотива.

Лекция №8. Деятельность человека. Творчество как вид деятельности

План:

  1. Сущность деятельности Литература: Столяренко Л.Д. Психология
  2. Предметный характер деятельности Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология
  3. Структура деятельности Рогов Е.И. Общая психология
  4. Виды деятельности

то, что побужда­ет человека к де­ятельности

относительно закон­ченные элементы де­ятельности, направ­ленные на достиже­ние промежуточных целœей, подчинœенные общему замыслу

то, на что направ­лена непосредст­венно деятель­ность

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определœенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действу­ет. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осоз­наваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ управляет­ся непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние прояв­ления психической деятельности человека. К фактам поведения мож­но отнести и 1) отдельные движения и жесты (к примеру, поклон, ки­вок, пожимание руки), и 2) внешние проявления физиологических про­цессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (на­пример, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), и 3) действия, которые имеют определœенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведе­ния. Поступок - действие, выполняя ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предмет­ность. Под предметом подразумевается не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определœенный обще­ственно выработанный способ действия с ним. И данный способ вос­производится всякий раз, когда осуществляется предметная деятель­ность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, об­щественно-историческая природа. Самостоятельно открыть фор­мы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятель­ности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделœенной между людьми и выполняемой во внеш­ней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внут­ренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Деятельность всœегда носит опосредованный характер.
Размещено на реф.рф
В роли средств выступают орудия, "материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людь­ми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем опре­делœенное отношение к другим людям, даже если они реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всœегда целœенаправленна, подчинœе­на цели как сознательно представляемому запланированно­му результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система дей­ствий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется дея­тельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Наконец, деятельность всœегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависи­мости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наи­больший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (тру­довая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Развитие общества результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Деятельность - это вид активности направленный на изменение и преобразования природного и социального мира.

Человек в процессе деятельности включается в многообразные отношения в сфере общественной жизни.

Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.

· Человек

1. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.

2. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выхода за рамки опыта.

· Другие живые существа.

1. Приспособление к существующим природным условиям.

2. Целесообразное поведение, направленное инстинктом.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразовывает ее.

Структура деятельности:

Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов.

Человека (субъекта) с его целями, средствами, действиями, результатом деятельности.

· Субъекты и объекты деятельности.

Субъект - это тот, кто направляет деятельность.
Объект - это на что направлена деятельность.
Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы.
Например: для политика объектом деятельности может быть все общество определенной страны.

· Цель, средство, действие, результат.

Цель - это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность.
Например: в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный мысленный образ. В соответствии с целью выбираются и средства деятельности.

Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств.
Например: крестьянин ставит себе цель получить урожай, работая на земле с помощью своих средств - орудий труда.



Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. В общем все это достаточно ясно, поскольку все мы постоянно занимаемся тем или иным видом деятельности.

Мотивы деятельности:
Мотивы - это побуждения к деятельности, связанное с потребностями.

· Потребности.

Потребность - это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности.

Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Говорят также о подлинных и мнимых потребностях, поскольку в современном обществе потребления реклама и средства массовой информации "разжигают" потребности и желания людей, побуждая их стремиться к обладанию вещами, которые им часто не нужны.

Существуют и более детальные классификации. Известный американский психолог Абрахам Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности.
К первичным относятся:

· Физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.п.;

· потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их "экзистенциальными" - от лат. "existentia", означающего существование): в устойчивости условий жизни, гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне.

Вторичные, более высокие потребности включают в себя:

· социальные потребности в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т. п.;

· престижные потребности в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса;

· духовные потребности в самовыражении, в творчестве, в самореализации.

При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более или менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.

· Социальные установки.
Общая ориентация человека на определенный социальный объект выражающий предрасположительность к действию определенным образом относительно данного объекта (семья, карьера, убеждение, идея и т.д.).

· Убеждение.
Устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы и стремление их воплотить.

· Интересы.
Интересы - это стремление преобразовать те общественные условия, которые делают предметы потребности дальше. Интересы направленные на то чтобы сделать предметы потребности достижимыми, направленность интереса: по средствам общественной жизни, экономические, духовные, социальные, политические.
Интересы очень важно не путать с потребностями.
Интересы людей состоят в сохранение или изменение, или преобразование всех тех условий в которых находятся.

Виды интересов:

· Индивидуальные.

· Групповые.

· Общественные.

· Сознательное и бессознательное в деятельности.

Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий.

Немецкий социолог Макс Вебер выделил четыре основных типа социальных действий:

· Целерационалъное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя.

· Ценностно-рациональное действие - это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т. п.). Это можно назвать само ценным действием. (Например: такое действие совершает капитан, когда он последним покидает тонущий корабль, руководствуясь при этом не чувством самосохранения, а чувством долга.)

· Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. (Например: приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками.)

· Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. (Например: мать в порыве гнева может ударить любимое дитя.)

Вебер также утверждал, что по мере исторического развития обществ в них возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что Вебер называл "рационализацией мира".

Вывод: жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек - деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание. Недаром говорят, что лучше всего человека можно понять по его делам.

· Виды деятельности.

Деятельность:

1. Духовная.

· Теоретическая (производство духовных ценностей).

· Практическая (сохранение и освоение духовных ценностей и как результат этого изменение сознания людей).

2. Материальная.

Возможны и другие классификации.
Любая классификация относительна.

Деятельность:

1. Духовная (изменение сознания людей, познавательная деятельность, прогностическая деятельность).

2. Практическая (преобразование объектов природы и общества).

Деятельность может делится на созидательную и разрушительную:

· Созидательная - весь рукотворный мир, вся культура, вся вторая природа.

· Разрушительная- разрушаются не только дома но и связи, идеалы, доверие и прочие.
Разрушение могут быть не только в результате войны, но и в результате экономической деятельности.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

У профессий, представители которых влияют на судьбу, духовный мир и положение человека в обществе (журналистика из их числа), есть обязательный спутник — моральный выбор. Но в нашей истории возможность свободного выбора выпадала на долю журналиста не часто. Если в Англии, Франции, Северной Америке уже в конце XVII века была отвергнута авторитарная модель журналистики, то у нас в то же самое время пресса начиналась, напротив, с тогдашних министерств — государевых монастырского и посольского приказов. Ну, а в советские годы сами СМИ были частью административно-командной системы. Не сложилось, увы, в нашей стране солидной традиции свободной прессы.

Для написания определенного материала у журналиста возникают мотивы , которые побуждают в нем стремление к творческому акту. Мотивационная сфера журналиста разветвлена и многообразна. Во множестве мотивов, которые у него формируются, отражаются потребности, свойственные тем общностям, в которые включен журналист. На самом деле материальные и духовные потребности социальной общности преобразуются сознанием индивида в идеи, цели, мотивы, которые и побуждают человека к действию. Мотив - это внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, заинтересованность в его совершении. Профессиональная деятельность приобретает личностный смысл благодаря 2 основным мотивам: нравственному - способному остро чувствовать чужую боль и радость, и творческому - желание проявить в материале индивидуальность.

В силу того, что любое творчество представляет собой процесс, в ходе которого человек, достигая определенные цели , реализует себя, журналистика выступает для журналиста не только инструментом воздействия на реальную действительность, но и способом существования как личности. Не следует принижать значение самомотивации.

Мотив - осознанное личное побуждение. У журналиста оно превращается в цель публикации, которая становится способом реализации мотив. Вопрос «Зачем, во имя чего я пишу?», отвечая на который, журналист осознает мотивы своей деятельности, сливается с другим «Что намерен сказать читателю?». В нем формируется цель и прогнозируется модель будущей публикации. Таким образом, мотивы и цели труда журналиста сливаются друг с другом.

Борьба мотивов не обязательно сводится к «нравственному»-«безнравственному». Между ними множество оттенков. В этом сложность нравственного выбора. Приходится взвешивать все «за» и «против». Любая мотивация заключает в себе момент самооправдания, и потому нравственные доводы могут служить для оправдания безнравственных поступков.

Если рассматривать публикацию как поступок со стороны журналиста, то ее нравственная оценка окажется невозможной без учета мотивов автора. Для достижения цели (для журналиста это написание произведения) журналист использует определенные средства, которые считает приемлемыми в данной ситуации.

Таким образом процесс журналистского творчества можно разделить на несколько стадий: мотив (побуждение) к написанию материала - определение целей (для чего?) и средств (каким образом) - написание материала (результат).