Кто положил начало этапу освоения южной америки. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. Экономика Южной Америки

Позволяет экономить на налогах либо наоборот. Например, выбор варианта определения и порядка начисления амортизации. Организация, которая вправе применять , может определять первоначальную стоимость ОС не как сумму фактических затрат на приобретение (сооружение) объекта, а только по цене продавца либо в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (приобретения, изготовления ОС) (п. 8.1 ПБУ 6/01 " "). Понятно, что использование данного упрощенного варианта позволяет снизить первоначальную стоимость объектов ОС и, как следствие, уменьшить размер налога на имущество (если он уплачивается исходя из среднегодовой, а не кадастровой стоимости объектов). Противоположные последствия - увеличение базы по указанному налогу - возникнут, если такая организация будет начислять амортизацию не ежемесячно, а единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года (п. 19 ПБУ 6/01).

Положения учетной политики для целей налогообложения могут произвести еще больший налоговый эффект. Один из примеров - выбор способа расчета пропорции для распределения сумм общего "входного" НДС. Другой - определение перечня для оценки стоимости незавершенного производства и остатков готовой продукции. Если сократить этот перечень, можно увеличить размер учитываемых расходов, но тут главное не переборщить. Почему? Потому что ИФНС может указать на получение необоснованной налоговой выгоды и тогда налогоплательщику придется убеждать суд в обратном. Какие аргументы использовать? Ответим на этот вопрос, опираясь на ситуации из судебной практики.

Опасно сокращать перечень прямых расходов при отсутствии изменений в технологии производства

При камеральной налоговой проверке декларации по налогу на прибыль инспекторы:

  • обратили внимание, что организация изменила перечень прямых расходов, исключив из него суммы амортизации по объектам основных средств, непосредственно участвующим в производстве продукции;
  • признали действия организации неправомерными;
  • пересчитали суммы расходов, учитываемых в целях налогообложения;
  • указали на завышение размера убытков.

Организация в суде ссылалась на следующее:

  • абзац 10 п. 1 ст. 318 НК РФ предоставляет организации право самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов с учетом технологического процесса предприятия;
  • спорное оборудование участвует в производстве нескольких видов продукции, в различных технологических процессах, в связи с чем невозможно разделить суммы амортизации по видам произведенной продукции, поэтому предприятие квалифицировало амортизацию всех объектов ОС как косвенные расходы;
  • под косвенными затратами следует понимать расходы, связанные с производством нескольких видов продукции;
  • размер амортизации не зависит от результатов производства и объемов произведенной продукции;
  • налогоплательщик не обязан представлять экономическое обоснование применяемой им учетной политики;
  • оценка целесообразности внесения изменений в учетную политику выходит за пределы компетенции налогового органа.

Арбитры согласились с мнением инспекции о том, что законодательство не обязывает учитывать суммы амортизации по каждому виду продукции . Суммы амортизационных расходов достаточно распределить на две группы: относящиеся к производству и не относящиеся. Если плательщик все амортизационные отчисления относит к косвенным расходам, он получает налоговую выгоду, увеличивая размер расходов.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").

Арбитры указали: общество ссылается на право самостоятельного определения состава расходов в учетной политике. Это действительно так, но в силу ст. 252, 318, 319 НК РФ выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. Механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономические показатели, обусловленные технологическим процессом . Право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения.

В период 2014 - 2015 годов значительных изменений в составе основных производственных фондов организации не произошло. Ранее спорные расходы на амортизацию относились к прямым расходам.

Поскольку технологический процесс производства невозможен без основных средств и оборудования, которые заняты в производстве либо в какой-либо момент не заняты, но предназначены исключительно для производства, суммы амортизации должны быть отнесены к прямым расходам.

Учетная политика налогоплательщика не содержит экономического обоснования исключения из состава прямых расходов сумм амортизации, начисленных на основные средства, непосредственно используемые при производстве выпускаемой продукции.

Таким образом, суд подтвердил: суммы амортизации по производственному оборудованию - это прямые расходы, несмотря на то, что оборудование используется для производства нескольких видов продукции (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 N 18АП-14094/2016 по делу N А76-14348/2016). Применительно к подрядным строительным организациям эта точка зрения означает, что использование техники на разных объектах не является достаточным основанием для отнесения сумм амортизации к косвенным расходам.

Некоторым удается доказать "косвенность" сумм амортизации

Бывает, что одинаковые аргументы один суд отклоняет, а другой - принимает во внимание. В рамках рассматриваемой темы такое тоже возможно. Это подтверждает, в частности, Постановление ФАС ЦО от 04.08.2014 по делу N А36-4628/2013. Организация занималась производством десятков видов продукции. Большое количество объектов ОС использовалось для одновременного изготовления нескольких видов продукции. Амортизационные начисления по технологическому оборудованию учитывались в составе косвенных расходов. Состав прямых расходов в целях бухгалтерского и налогового учета был одинаковым (см. схему).

При проведении проверки инспекция потребовала от налогоплательщика представить экономическое обоснование того, почему суммы амортизации оборудования, непосредственно используемого при производстве продукции, не включены в прямые расходы.

В ответ на данное требование организация представила пояснения и документы, обосновывающие применяемую методику распределения затрат на прямые и косвенные, включая приказы по учетной политике и инструкции, описывающие технологический процесс производства. В частности, налогоплательщик указал, что определяя свою учетную политику, он исходил из того, что, ни одним нормативным документом не предусмотрено, каким должно быть экономическое обоснование распределения затрат на прямые и косвенные . Согласно позиции Минфина, изложенной в Письме от 05.12.2011 N 03-03-06/1/803, одним из таких критериев являются нормативные акты бухгалтерского учета, в соответствии с которыми и действовало общество.

Так, согласно изданному руководителем организации распоряжению "Об изменении учетной политики" уполномоченным работникам было дано задание скорректировать учетную политику таким образом, чтобы она позволяла:

  • оптимизировать бизнес-процессы;
  • систематизировать учет расходов по переменным (прямым) и постоянным (косвенным) статьям затрат;
  • сблизить управленческий, бухгалтерский и налоговый учет;
  • снизить трудоемкость обработки информации.

Для исполнения поставленной задачи было решено считать прямыми расходами переменные расходы на сырье, упаковку, энергетические ресурсы, заработную плату производственных работников, поскольку их размер в каждом отчетном периоде непосредственно зависит от количества произведенной продукции. В связи с этим руководство организации сочло экономически обоснованным и целесообразным с точки зрения достоверности и упрощения ведения учета себестоимости распределять эти расходы на незавершенное производство и готовую продукцию в порядке, установленном ст. 319 НК РФ.

Учитывая, что амортизация начисляется линейным методом ежемесячно по каждому объекту основных средств , то есть ее размер не зависит непосредственно от объема произведенной продукции , распределение начисленной суммы амортизации между незавершенным производством и готовой продукцией было признано нерациональным (требующим дополнительных затрат и усложняющим процесс учета).

В суде налогоплательщик ссылался на невозможность распределения начисленной суммы амортизации на конкретные виды производимой продукции и указывал на соответствие данного подхода принципам определения учетной политики, закрепленным в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", и отраслевым методическим рекомендациям по планированию, учету, калькулированию себестоимости продукции.

К сведению. Согласно отраслевой методичке по бухучету под косвенными расходами следует понимать расходы, связанные с производством нескольких видов продукции , - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы и т.п., включая амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств и производственного оборудования.

Судьи учли довод организации, что в соответствии с позицией Минфина указанная методичка рекомендована к применению до утверждения министерствами и ведомствами новых отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Окончательный вердикт суда: решение ИФНС незаконно, налогоплательщик экономически обосновал применяемый метод распределения затрат на прямые и косвенные, указанное обоснование было представлено налоговому органу в ходе проведения проверки.

О применении измененной учетной политики

Абзац 6 ст. 313 НК РФ определяет, что решение о внесении изменений в учетную политику в части применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. В связи с этим при изменении перечня прямых и косвенных расходов новый порядок действует только в отношении расходов, осуществленных с начала нового года. Расходы, которые в прошлом году являлись прямыми и которые по состоянию на 31 декабря учтены в составе стоимости незавершенного производства и готовой продукции, нельзя единовременно признать в составе косвенных расходов в январе. Суммы таких не признанных на начало нового года расходов должны учитываться по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимость которых они включены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Такие разъяснения по переходу на новый перечень прямых расходов Минфин дал в Письме от 20.05.2010 N 03-03-06/1/336.

Утверждение изменений учетной политики не дает налогоплательщику права корректировать показатели расходов и доходов прошлых лет и представлять в ИФНС уточненные налоговые декларации. Нововведения в учетной политике, в том числе новый порядок учета прямых и косвенных расходов, применяются с начала года и не означают, что в предшествующих периодах были допущены ошибки. Положения ст. 11, 313, 318, 319 НК РФ не позволяют вносить изменения в учетную политику за прошлые налоговые периоды (Определение ВАС РФ от 06.03.2013 N ВАС-1842/13 по делу N А27-21136/2011).

Этот вывод справедлив не только в целях налогообложения прибыли, но и в отношении НДС. В частности, в Определении ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1483/13 по делу N А62-7945/2011 указано: налогоплательщик не вправе по своему усмотрению распространять изменения, внесенные в учетную политику, на отношения, возникшие в период, предшествовавший утверждению таких изменений.

Выводы

Если внесенные в учетную политику изменения позволяют снизить налоговую нагрузку организации (ИП), нужно быть готовым доказать правомерность получения налоговой выгоды. Перераспределение расходов между прямыми и косвенными требует экономического обоснования. Так считают не только налоговые органы, но и суды.

О том, каким должно быть экономическое обоснование распределения затрат на прямые и косвенные, не сказано ни в одном из нормативных документов. Это предоставляет налогоплательщику свободу и право учесть особенности осуществляемой деятельности и положения отраслевых методичек по бухгалтерскому учету в целях налогообложения.

Подготовка экономического обоснования не может быть возложена только на плечи бухгалтерской и финансовой служб. Качественное выполнение этой работы невозможно без участия специалистов основного производства (инженеров, технологов и т.п.).

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об ее утверждении. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае изменения законодательства, разработки фирмой новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации в случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности. О внесении изменений и дополнений в учетную политику рассказывает А.А. Луцкая, бухгалтер-консультант.

Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется финансовый учет предприятия. Содержащаяся в нем информация - инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации, внутренний свод законов и правил учетного процесса организации. После вступления в силу главы 25 НК РФ перед предприятиями встала необходимость формирования также учетной политики для целей налогообложения, целью которой является установление порядка формирования баз для исчисления различных видов налогов, а также порядка их исчисления.

В бухгалтерском учете под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации в соответствии с ПБУ 1/98 раскрывают в ней способы начисления амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции (работ, услуг), доходов и расходов. При этом также утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде норм главы 25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики.

В главе 25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьей 313 НК РФ решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. Так, например, при желании предприятия перейти с метода определения выручки "по отгрузке" на метод "по оплате" для целей исчисления НДС предприятие столкнется с ограничением, вводимым статьей 167 НК РФ, согласно которому "учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации" .

Рассмотрим еще один пример, касающийся изменения учетной политики в целях налогообложения для исчисления налога на прибыль: в середине года произошла реорганизация юридического лица путем присоединения другого юридического лица, которое применяет отличный порядок уплаты налога на прибыль. В соответствии с письмом УМНС по г. Москве от 20.08.2003 № 26-12/45486, при реорганизации юридического лица путем присоединения применяется порядок уплаты налога на прибыль, используемый в организации, к которой произошло присоединение юридических лиц. Этот порядок применяется до конца налогового периода, в котором произошло присоединение.

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об утверждении учетной политики. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае невнесения в нее какой-либо информации, которая ранее не считалась существенной, а с определенного момента организация не может не отразить информацию о ней, так как начинает осуществлять операции, связанные с данной информацией. Например, при формировании учетной политики не были предусмотрены виды расходов будущих периодов. Но в какой-то момент организация, приобретя лицензию на определенный вид деятельности, решила, что данные затраты для нее - расходы будущих периодов.

Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях:

  • изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету;
  • фирма разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
  • существенно изменились условия деятельности фирмы.

В последнем случае изменения в учетной политике могут быть связаны с реорганизацией предприятия - слиянием, разделением, присоединением. Исходя из положений подпунктов 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.

Необходимо отметить также, что, в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким методом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.

Ряд специалистов Минфина России в своих публикациях в специализированной литературе приводят мнение, что изменения в учетной политике регулируются за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации, то есть капитала организации, ссылаясь при этом на пункты 20, 21 ПБУ 1/98. Хотя напрямую из этих пунктов такой вывод не следует.

Рассмотрим следующий пример.

Пример

До 2004 года ООО "Омега" распределяло свои косвенные затраты в бухгалтерском учете пропорционально объемам выполненных работ по договорам (заказам) в натуральных показателях (часах). Для сближения бухгалтерского и налогового учета затрат было принято решение внести изменения в учетную политику предприятия и с 1 января 2004 года в бухгалтерском учете использовать вариант списания всех управленческих и коммерческих расходов на себестоимость реализованной продукции текущего периода в соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Таким образом, при составлении годового бухгалтерского отчета за 2004 год организация должна будет сделать корректировки бухгалтерской отчетности (не внося исправления в бухгалтерский учет) и рассчитать, как изменятся финансовые результаты, если бы такой способ использовался в течение предшествующего отчетного периода. Сумма корректировок вносится в бухгалтерскую отчетность и списывается на нераспределенную прибыль (убыток) прошлых лет по состоянию на начало отчетного периода.

Пример (продолжение)

На 31.12.2003 остаток НЗП ООО "Омега" составил 200 000 руб., в т.ч. общехозяйственные расходы - 73 000 руб.

Следовательно, при составлении годовой отчетности за текущий год необходимо скорректировать отчетность на 1 января 2004 года: увеличить сумму себестоимости реализованной продукции 2003 года и уменьшить прибыль прошлых лет на 73 000 руб.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения в учетную политику также оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке.

В пояснительной записке* ООО "Омега" необходимо будет отметить, что в связи с изменением в 2004 году учетной политики при начислении износа основных средств были пересчитаны и скорректированы сумма начисленного износа основных средств и прибыль прошлых лет за 2003 год.

Примечание:
* Подробнее о составлении пояснительной записки читайте

Пересчет, выполненный в пояснительной записке, привел к изменению соответствующих статей отчетности текущего отчетного года.

Таким образом, учетная политика фирмы остается неизменной в течение всего года. Однако в некоторых случаях организация может столкнуться с ситуацией, когда какие-либо нормы отражения операций в бухгалтерском учете первоначально не были установлены в учетной политике, появились новые участки бухгалтерского учета или новые виды деятельности.

Появление новых участков бухгалтерского учета может быть связано с открытием филиала, с появлением новых объектов учета (например, нематериальных активов), с необходимостью ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и не облагаемым НДС, и так далее. Во всех перечисленных случаях вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года.

Дело в том, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возникли в деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").

При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику фирмы нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.

Отметим, что применять такой порядок можно и при внесении изменений и дополнений в налоговую учетную политику. НК РФ никаких ограничений на этот счет не содержит.

Если же фирма утвердила учетную политику сразу, что называется, на все случаи жизни, то впервые возникшие события, по которым ранее были приняты неверные решения, приведут к изменениям учетной политики. И тогда соответствующие изменения можно будет внести не ранее чем с 1 января следующего года. В связи с этим не стоит заранее выбирать способы ведения учета по тем хозяйственным операциям, которых у вас нет на момент формирования учетной политики.

Еще раз напоминаем, что все изменения, произошедшие в учетной политике, а также оказавшие влияние на финансовый результат деятельности предприятия должны быть отражены в пояснительной записке к финансовой отчетности за соответствующий период.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетная политика - это внутренний документ организации, не подлежащий обязательному представлению в налоговые органы.

Никаким законом и никакими нормативными актами никогда не было предусмотрено, что организация до начала нового финансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другие органы.

Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и то только в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.

"Бухучет в строительных организациях", 2012, N 10

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Вместе с тем в нее могут быть внесены изменения. При их внесении необходимо иметь представление о последствиях, а также порядке ретроспективного или перспективного отражения этих последствий. Это зависит от причин изменения учетной политики.

Причины изменения учетной политики

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" изменение учетной политики может производиться в следующих случаях: при изменении законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; при существенном изменении условий хозяйствования. Изменение учетной политики также может быть обусловлено применением нормативного акта впервые.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Пример 1 . Организация, занимающаяся производственной деятельностью, сформировала учетную политику на 2013 г. и зафиксировала ее в приказе от 30 декабря 2012 г.

В 2013 г. организация помимо производственной деятельности стала осуществлять торговую деятельность, в связи с чем возникла необходимость определиться с порядком оценки и учета покупных товаров, а также расходов, связанных с их продажей. Поэтому вносятся дополнения в ранее сформированную учетную политику. Утверждение новых способов ведения бухгалтерского учета не считается изменением учетной политики.

Оформление изменения учетной политики

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией. В связи с этим изменения целесообразно оформить приказом руководителя организации, содержащим либо полный текст учетной политики (включая изменения), либо только текст изменений.

В приказе об изменении учетной политики должно быть обоснование причин внесения изменений в учетную политику. Пунктом 9 ПБУ 1/2008 установлено, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Таким образом, в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала отчетного года. Однако из этого правила есть исключение: изменения учетной политики могут быть введены и в течение года, если имеются причины такого изменения. Например , в течение года может происходить изменение видов деятельности или реорганизация организации.

Оценка последствий изменения учетной политики

В соответствии с п. 13 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном измерении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику организации, неодинаковы. Если изменения касаются ее организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка методических приемов может отразиться на финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, что, в свою очередь, повлияет на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от их причины.

Изменение учетной политики при изменении законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету

На основании положений п. 14 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного при изменении законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Так, в п. 3 Приказа Минфина России от 25.12.2007 N 47н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" содержались переходные положения для учета выраженной в иностранной валюте стоимости долгосрочных ценных бумаг (за исключением акций).

По состоянию на 1 января 2008 г. организация обязана была пересчитать в рубли стоимость долгосрочных ценных бумаг, выраженных в валюте, числящихся на балансе (независимо от даты их поступления). При пересчете применялся официальный курс Банка России либо иной курс, установленный законом или соглашением сторон. Образовавшиеся при пересчете суммы увеличения или уменьшения стоимости указанных ценных бумаг должны быть отнесены на счета учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

В п. 3 Приказа Минфина России от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" содержались переходные положения по исключению из состава НМА организационных расходов. По состоянию на 1 января 2008 г. организации должны были произвести в бухгалтерском учете списание величины организационных расходов, учитываемых в составе НМА (за минусом начисленной амортизации), на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Согласно п. 14 ПБУ 1/2008 если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно .

Так, например, Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" отменил применение к оценке материально-производственных запасов в бухгалтерском учете ранее используемого способа ЛИФО. Однако в названном Приказе не содержалось переходных положений по переходу на другой способ оценки материально-производственных запасов.

Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г.) были внесены следующие существенные изменения в порядок бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности:

  • принятие к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объектов недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке;
  • изменения стоимостного критерия (не более 40 000 руб. за единицу) активов, отражаемых в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов;
  • проведение и отражение результатов переоценки основных средств и нематериальных активов - по состоянию на конец отчетного периода;
  • классификация активов в качестве расходов будущих периодов;
  • изменения в порядок формирования резервов по сомнительным долгам;
  • изменения в порядок формирования резервов предстоящих расходов;
  • изменения в порядок отражения курсовой разницы по активам и обязательствам организации, используемым для ведения деятельности за пределами РФ;
  • отражения изменения величины отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и т.д.

В Приказе Минфина России N 186н также не был установлен порядок внесения изменений в учетную политику организации. При таких обстоятельствах последствия изменения учетной политики должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно. Приказом Минфина России от 14.02.2012 N 23н были внесены изменения в ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", согласно которым оценочное обязательство формируется в отношении трудовых договоров.

В связи с этим оценочное обязательство должно быть сформировано по оплате ежегодных отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск. Кроме того, Приказом Минфина России от 14.02.2012 N 23н были внесены изменения в порядок отражения в бухгалтерском учете оценочных обязательств по заведомо убыточным договорам. Величина такого оценочного обязательства должна определяться как наименьшая из двух величин: превышения неизбежных расходов на выполнение такого договора и ожидаемых поступлений по нему или сумма санкций за расторжение договора. Если учетная политика организации по признанию оценочных обязательств существенно отличалась от принятого ранее порядка, то последствия учетной политики должны быть отражены в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" . Корректировка производится за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период. Корректируются также значения показателей бухгалтерской отчетности, связанных со статьей "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период. Корректировка производится так, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. При ретроспективном изменении учетной политики корректируются значения показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, которые связаны со статьей "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Последствия изменений учетной политики, вносимых в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету на основе положений, установленных в п. 15 ПБУ 1/2008, могут быть отражены в бухгалтерской отчетности перспективно , если:

  • эти последствия не оказали или не способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью .

Перспективное отражение последствий изменения учетной политики означает, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после его введения. В этом случае не корректируются значения показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие периоды.

Таким образом, при отражении последствий изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, организация должна определить, какое влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств оказывают эти последствия: существенное или несущественное.

При определении существенности влияния можно руководствоваться положениями п. 17 ПБУ 1/2008, в соответствии с которым существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. Кроме того, необходимо определить, может ли быть произведена с достаточной надежностью за предыдущие периоды оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики.

Пример 2 . В учетную политику организации на 2012 г. были внесены следующие изменения в соответствии с изменениями, введенными в ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", определен порядок отражения в бухгалтерском учете оценочных обязательств, согласно которому в учете организации формируется оценочное обязательство по выплате отпускных работникам организации. Общая сумма оценочных обязательств за предыдущие годы составляет 700 тыс. руб., в том числе: в 2011 г. - 500 тыс. руб., в 2010 г. - 200 тыс. руб., что отражается в разделе баланса "Краткосрочные обязательства". Определяются последствия изменения в учетную политику (табл. 1, 2).

Таблица 1

Корректировка показателей бухгалтерского баланса за предыдущие периоды в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (тыс. руб.)

Наименование
показателя
Период Название
нормативного
документа
Влияние на
финансовое
положение
организации
Оценка в
денежном
выражении этого
последствия в
отношении
периодов,
предшествовавших
отчетному
Сумма до
корректировки
Корректировка Сумма после
корректировки
1 2 3 4 5 6 7 8
Раздел
"Внеоборотные
активы"
за
2011 г.
1000 1000
за
2010 г.
400 400
Раздел "Оборотные
активы"
за
2011 г.
за
2010 г.
Раздел "Капитал и
резервы"
за
2011 г.
за
2010 г.
В том числе
статья
"Нераспределенная
прибыль
(непокрытый
убыток)"
за
2011 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
1000 -500 500
за
2010 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
400 -200 200
Раздел
"Долгосрочные
обязательства"
за
2011 г.
за
2010 г.
Раздел
"Краткосрочные
обязательства"
за
2011 г.
за
2010 г.
В том числе
статья "Оценочные
обязательства"
за
2011 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
+500 500
за
2010 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
+200 200

Таблица 2

Корректировка отчета о прибылях и убытках за предыдущий период в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету

Наименование
показателя
Период Название
нормативного
документа
Характер
изменения в
учетной
политике
Сумма до
корректировки
Корректировка Сумма после
корректировки
1 2 3 4 5 6 7
Выручка за
2011 г.
2000 2000
Себестоимость
продаж
за
2011 г.
(700) +500 (1200)
В том числе
создание
резерва на
оплату отпусков
за
2011 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное
влияние на
финансовые
результаты
деятельности
организации
+500
Валовая прибыль
(убыток)
за
2011 г.
1300 -500 (800)
Прибыль
(убыток) до
налогообложения
за
2011 г.
1300 -500 (800)
Текущий налог
на прибыль
за
2011 г.
(300) (300)
Прочее за
2011 г.
Чистая прибыль за
2011 г.
1000 -500 500

Показатель по строке "Текущий налог на прибыль" не корректируется, поскольку уточняются только данные бухгалтерской отчетности. В нашем случае текущий налог на прибыль исчислен сложением условного расхода по налогу на прибыль, который определен на основании бухгалтерской прибыли (260 тыс. руб.) и постоянных налоговых обязательств (40 тыс. руб.). Постоянные налоговые обязательства возникли в связи с непризнанием для целей налогообложения расходов в виде материальной помощи работникам организации.

С учетом произведенных изменений формируются показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за отчетный 2012 г.

Бухгалтерский баланс на 31.12.2012 (фрагмент) (тыс. руб.)

Корректировка в связи с изменениями учетной политики будет показана в отчете об изменениях капитала (табл. 3).

Таблица 3

Порядок формирования данных Отчета об изменении капитала за 2012 год. Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок (фрагмент)

Пояснения Наименование
показателя
Код
строки
На
31 декабря
2010 г.
Изменения
капитала за
2011 г.
На
31 декабря
2011 г.
за счет
чистой
прибыли
(убытка)
за счет
иных
факторов
1 2 3 4 5 6 7
Капитал - всего 3300
до корректировок 3400 400 1000 - 1000
корректировка в
связи с:
изменением
учетной политики
3410 (200) (500) - (500)
После
корректировок
3500 200 500 - 500
в том числе:
нераспределенная
прибыль
(непокрытый
убыток):
до корректировок 3401 400 1000 - 1000
корректировка в
связи с:
изменением
учетной политики
3411 (200) (500) - (500)
После
корректировок
3501 200 500 - 500

Изменение учетной политики при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Новые способы ведения бухгалтерского учета могут быть применены в следующих ситуациях:

  • организация принимает решение о регулярной переоценке основных средств и нематериальных активов;
  • принимается решение об отражении в бухгалтерском балансе в разд. I "Внеоборотные активы" сумм выданных авансов и предварительной оплаты работ, услуг, связанных со строительством объектов основных средств (в соответствии с рекомендациями аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 г.);
  • при раскрытии информации о расходах будущих периодов в бухгалтерском балансе активы представляют с подразделением на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока погашения (в соответствии с рекомендациями аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 г.);
  • организация определяет, что в составе эквивалентов денежных средств отражаются депозиты до востребования, открытые в кредитных организациях (на основании положений п. 23 ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств");
  • организация переходит с одного способа учета на другой, альтернативный, предлагаемый нормативными документами о бухгалтерском учете.

Согласно п. 15 ПБУ 2/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного разработкой новых способов ведения бухгалтерского учета, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно .

Ретроспективное применение необходимо для отражения в бухгалтерской отчетности сравнительной информации за несколько отчетных периодов. Вместе с тем последствия изменений учетной политики, вносимых в связи с разработкой организацией нового способа бухгалтерского учета или существенным изменением условий хозяйствования, могут быть отражены в бухгалтерской отчетности перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).

Перспективное отражение возможно при следующих обстоятельствах:

  • последствия изменения учетной политики не оказали или не способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Пример 3 . В соответствии с учетной политикой в течение ряда лет организация производила оценку готовой продукции по фактической производственной себестоимости.

С 1 января 2013 г. организация вносит изменения в учетную политику. С целью осуществления оперативного учета движения готовой продукции и выявления отклонений оценку готовой продукции предусматривается производить по нормативной себестоимости. Однако в силу невозможности надежной оценки последствий изменения учетной политики в связи с большой номенклатурой выпускаемой продукции и ее значительными остатками на складе организация применяет перспективный подход к отражению последствий изменений учетной политики. Новый метод оценки готовой продукции будет применяться начиная с 1 января 2013 г. При этом не корректируется отчетность предыдущих периодов.

Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.

Пример 4 . Участники ООО "Прогресс" приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО "Торговый Дом". До реорганизации ООО "Прогресс" занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО "Торговый Дом". В данном случае вновь созданное юридическое лицо - ООО "Торговый Дом" - будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО "Прогресс".

В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.

При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.

Пример 5 . Участники ООО "Прогресс" приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО "Торговый Дом" и ООО "Сигнал". Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО "Торговый Дом" и ООО "Сигнал" сформируют новую учетную политику.

Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.

Пример 6 . Участники ООО "Прогресс" приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО "Прогресс". Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО "Прогресс" будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО "Прогресс".

Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно .

Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Л.И.Куликова

профессор

Казанский федеральный университет

Изменить учетную политику и дополнить – разные понятия. В отличие от изменений, порядок дополнений учетной политики организации четко не регламентирован. Сравним и посмотрим отличия на примере.

Правила составления учетной политики

  1. Учетную политику (УП) утверждает руководитель организации.
  2. УП обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями компании (запрещено, чтобы в разных подразделениях применялись разные правила бухгалтерского учета).
  3. Приказ об учетной политике к формам бухгалтерской отчетности не относится ! При этом основные элементы принятой учетной политики следует отразить в пояснительной записке, включенной в состав годовой бухгалтерской отчетности.
  4. УП формируется один раз — при создании организации — и применяется последовательно из года в год. Вовсе необязательно ежегодно формировать учетную политику для бухгалтерского учета. Но это необходимо, если изменилось законодательство РФ.
  5. УП можно дополнить или изменить. В чем разница?

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Дополнить или изменить. В чем разница?

Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
  2. В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
  3. Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.

В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:

  1. Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
  2. Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
  3. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).

Случаи изменения учетной политики:

    Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).

    Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).

    Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Пример. Когда в учетную политику вносить изменения, а когда дополнения?

Представьте ситуацию... В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков. Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей. Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.

А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:

  • прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
  • прописала способы оценки товаров;
  • установила порядок расчета цен.

Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).

Интересно, а что будет делать главный бухгалтер компании «Прорыв», если директору придет еще одна гениальная идея о развитии бизнеса? Например, если помимо нано-пончиков он решит производить нано-коржики и реализовывать их на мировом рынке? В этом случае Мария тут же дополнит учетную политику. И будет делать это сколько угодно раз в течение года, поскольку ограничений на внесение дополнений в этот документ в законодательстве нет!

С какой даты вступают в силу изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, .

24 434 просмотра

Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения. Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Когда нововведения вступают в силу

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч.

7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Как оформить нововведения

Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя бюджетной организации.

В документе укажите причины и пункты, которые меняете.

Приведем образец внесения изменений в учетную политику,сделанных в связи с изменениями в законодательстве — например, вступил в силу новый приказ Минфина.

Как внести дополнения

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.

III. Изменение учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

(см. текст в предыдущей)

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

текст в предыдущей)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

(см. текст в предыдущей)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Как составить учетную политику для целей бухучета

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Для чего нужна учетная политика

Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:
полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
— своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
— приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

Сдача в инспекцию

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Состав учетной политики

Учетная политика должна включать в себя:
— рабочий план счетов;
— формы первичных документов;
— регистры бухучета;
— формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
— порядок проведения инвентаризации;
— методы оценки активов и обязательств;
— порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.

Кто должен разрабатывать учетную политику

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель).

Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.

Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме .

Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?

Ответ: да, обязана.

Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета.

Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Когда и как часто утверждать учетную политику

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008.

Перечень возможных вариантов ведения учета, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице .

Организации, которые относятся к категории микропредприятий или социально ориентированных некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008.

Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для разных групп материально-производственных запасов?

Ответ: да, можно.

Для каждой группы (вида) материально-производственных запасов организация вправе выбрать наиболее удобный способ их оценки при выбытии (списании в производство) (п. 16 ПБУ 5/01). Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материально-производственных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Внесение изменений и дополнений

Учетную политику можно менять или дополнять только в трех случаях. Первый: меняются требования законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета, федеральные или отраслевые стандарты.

Второй случай: организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, которые позволят повысить качество информации об объекте бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных).

И третий случай: существенно меняются условия деятельности организации (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.). Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Информация об учетной политике в отчетности

Информацию об учетной политике нужно раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Там же потребуется привести сведения об измененной учетной политике.

Так, обновив учетную политику в отчетном году, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию:
— причину изменения;
— содержание обновленных или новых пунктов;
— порядок того, как будут отражены последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – в той степени, в которой это практически возможно.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, нужно показывать в бухгалтерской отчетности обособленно (п. 16 ПБУ 1/2008).

Главная — Статьи

Когда можно изменять и дополнять учетную политику

Все организации обязаны составить и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»). Данный срок установлен законодательством по бухучету и применяется прежде всего для бухгалтерской учетной политики. Однако поскольку в НК РФ не прописаны сроки утверждения учетной политики для целей налогового учета, то необходимо руководствоваться нормами других отраслей законодательства, в том числе и бухгалтерского (п. 1 ст. 11 НК РФ). Соответственно разработать налоговую политику лучше в тот же срок, что и политику для целей бухучета. Что касается предпринимателей, то они бухучет вести не обязаны, поэтому бухгалтерской политики у них не будет. А вот налоговую надо утвердить в том же порядке, что и организации.

После того как учетная политика составлена и утверждена, ежегодно пересматривать и корректировать ее нет необходимости. Документ будет применяться последовательно из года в год. Но иногда все же нужно вносить в него поправки, и далее мы расскажем об этих случаях. Сразу отметим, для того чтобы внести изменения или дополнения, заново утверждать учетную политику нет необходимости. Достаточно подготовить приказ о внесении изменений (дополнений) в политику и в нем указать все поправки. Но если вам удобнее издать новую политику, можете поступить и так, запрета нет.

Изменились нормы законодательства, регулирующие учет

Корректировка политики может потребоваться в связи с новшествами в законодательстве.

Например, если изменились нормы, регулирующие бухгалтерский или налоговый учет, федеральные стандарты и пр. В связи с этим вам нужно как-то изменить организацию учета (абз. 6 ст. 313 НК РФ, абз. 2 п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Вы можете внести изменения в учетную политику в любое время, как вам станет известно о новшествах. Они начнут действовать в порядке, указанном в нормативном акте, который их вводит (п. 12 ПБУ 1/2008).

Примечание. Изменить учетную политику из-за новшеств в законодательстве можно в любое время в течение года. Поправки начнут действовать в порядке, указанном в документе, который их вносит.

Так, с 1 июля на территории Москвы вводится торговый сбор (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Его будут платить «упрощенцы», осуществляющие торговлю через торговые объекты (магазины, склады и пр.) хотя бы раз в квартал (п. 1 ст. 412 и ст. 413 НК РФ). Сумму уплаченного торгового сбора можно будет учесть при УСН. Так вот, если вы применяете УСН с объектом доходы минус расходы, то вы вправе списать сумму сбора в затраты на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ — как траты на уплату налогов и сборов. Если же вы работаете на УСН с объектом доходы, то величину торгового сбора вы можете поставить в вычет по единому налогу (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Однако если у вас несколько видов деятельности, то сократить базу вы вправе только по той деятельности, в отношении которой уплачивался сбор (письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-11-11/16902). Соответственно вам нужно вести раздельный учет доходов и сумм налога, который уплачивается в отношении бизнеса, подпадающего под торговый сбор. Таким образом, в связи с этими изменениями уже в июне вы можете прописать порядок раздельного учета доходов в учетной политике для целей налогового учета. Примерный образец таких поправок мы представили ниже.

Вы решили перейти на более выгодную систему учета

Еще одна причина поправить учетную политику — вы хотите поменять применяемые способы учета на более выгодные, повышающие достоверность данных и снижающие трудоемкость. Допустим, вы решили перейти на компьютерную обработку данных или сменить форму применяемых документов (регистров, «первички») на предусмотренные программой (абз. 3 п. 10 ПБУ 1/2008, подп. 2 п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обратите внимание! Поменять способы учета в учетной политике на более выгодные можно только в конце года, издав приказ руководителя, например, 31 декабря. Изменения начнут действовать с нового года.

Так вот, в подобных ситуациях поправки в учетную политику вносите в конце года. Например, 31 декабря текущего года. Использовать новые правила вы сможете с начала нового года. Поскольку способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Если вы внесете поправки раньше, то действовать они все равно начнут только с нового года. Примерный образец оформления изменений в этом случае мы представили ниже.

У вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было

Помимо изменений в учетную политику, можно внести еще дополнения. Это может потребоваться, если у вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было, и в связи с этим понадобились правки в учете (абз. 7 ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 14.04.2009 № 03-03-06/1/240 и от 03.10.2008 № 03-03-06/2/136). Допустим, если ваша организация раньше оказывала услуги, а теперь начала продавать товары, тогда ей потребуется установить порядок их учета.

Обратите внимание! Дополнять учетную политику можно в любое время. Это может потребоваться, например, если у вас появились новые операции или виды деятельности и вам понадобилось регламентировать порядок их учета.

Так вот, в подобных случаях можете без проблем внести дополнения в учетную политику, как только это потребуется. Применять новшества можно с момента, когда они были утверждены (абз. 5 п. 10 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Образец дополнений мы привели выше.