Нормы накопления ТБО - это количество твердых бытовых отходов, образующихся на одну расчетную единицу (для жилищного фонда - 1 человек или 1 место в гостинице; для магазинов и складов - 1 кв.м. торговой площади) в единицу времени (день, год). Нормы накопления измеряются в единицах кг или л, кубических метрах.
На территории субъектов РФ общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) составляет около 150 млн. кубических метров или 30 млн. тонн в год.
Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезвреживание и утилизацию ТБО.
При выборе метода и технологии обезвреживания и последующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.
К ТБО, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.
Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:
- жилых зданий;
- учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.
Также важны климатические условия - различная продолжительность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.
При проектировании мусороперерабатывающих предприятий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.
Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО
Примечания:
Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с
газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией
Нормы накопления учреждений и предприятий общественного назначения в крупных городах составляют 30...50 % от норм накопления жилых зданий.
Для Москвы в соответствии с Постановлением Правительства
Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) "Об утверждении норм
накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора"
установлены следующие нормы:
Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного
жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
Норматив образования крупногабаритных отходов на одного
жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.
В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.
Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.
Фактические нормы накопления ТБО определяют для каждого конкретного города в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР".
Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:
- в городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2 % населения;
- в городах с населением 300...500 тыс. чел. -1 %;
- в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5 %.
По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.
Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.
Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему - 0,5... 1,5% в год.
Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы
Объект образования отходов | Расчетная единица | Норма накопления | Плотность кг/м 3 | |
кг/год | м 3 /год | |||
I. Предприятия торговли | ||||
Продовольственный магазин | На 1 м 2 торг. площади | 348 | 1,74 | 200 |
Универсам | На 1 м 2 торг. площади | 252 | 1,40 | 180 |
Павильон | На 1 м 2 торг. площади | 570 | 2,85 | 200 |
Лоток | На 1 торговое место | 680 | 3,40 | 200 |
Палатка, киоск | На 1 м 2 торг. площади | 866 | 5,09 | 170 |
Торговля с машин | на 1 торговое место | 849 | 5,30 | 160 |
Промтоварный магазин | На 1 м 2 торг. площади | 139 | 0,77 | 180 |
Хозтовары | На 1 м 2 торг. площади | 206 | 1,29 | 160 |
Супермаркет (универмаг) | На 1 м 2 торг. площади | 157 | 0,87 | 180 |
Рынки продовольственные | На 1 м 2 торг. площади | 363 | 1,21 | 300 |
Ярмарки промтоварные | На 1 м 2 торг. площади | 276 | 0,99 | 280 |
II. Административные здания, учреждения, конторы | ||||
НИИ, проектные институты и конструкторские бюро | На 1 сотрудника | 156 | 1,42 | 110 |
Сбербанки, банки | На 1 сотрудника | 75 | 0,62 | 120 |
Отделения связи | На 1 сотрудника | 104 | 0,95 | 110 |
Административные и другие учреждения, офисы | На 1 сотрудника | 131 | 1,19 | 110 |
III. Медицинские учреждения | ||||
Аптеки | На 1 м 2 торг. площади | 48 | 0,44 | 110 |
Больницы | На 1 койку | 402 | 2,01 | 200 |
Поликлиники | На 1 посещение | 12 | 0,07 | 170 |
Санатории, пансионаты | На 1 койку | 169 | 1,00 | 170 |
IV. Автотранспортные предприятия | ||||
Автомастерские | На 1 машино-место | 46 | 0,22 | 210 |
Автозаправочные станции | На 1 машино-место | 23 | 0,11 | 200 |
Автостоянки и парковки | На 1 машино-место | 23 | 0,11 | 200 |
Гаражи | На 1 машино-место | 22 | 0,16 | 140 |
V. Дошкольные и учебные заведения | ||||
Ясли, детские сады | На 1 место | 80 | 0,40 | 200 |
Школы, лицеи, проф-тех. Училища | На 1 учащегося | 24 | 0,12 | 200 |
Техникумы, ВУЗы | На 1 студента | 22 | 0,11 | 200 |
Дома-интернаты | На 1 учащегося | 215 | 1,13 | 190 |
VI. Предприятия службы быта | ||||
Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники | На 1 м 2 общей площади | 15 | 0,07 | 210 |
Ремонт и пошив одежды | На 1 м 2 общей площади | 23 | 0,13 | 180 |
Химчистки и прачечные | На 1 м 2 общей площади | 20 | 0,19 | 105 |
Парикмахерские и косметические салоны | На 1 посадочное место | 32 | 0,23 | 140 |
Гостиницы, общежития | На 1 место | 192 | 1,13 | 170 |
Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.) | На 1 место | 215 | 1,13 | 190 |
VII. Культурно-спортивные учереждения | ||||
Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки | На 1 место | 27 | 0,18 | 150 |
Спорт. арены, стадионы | На 1 место | 43 | 0,26 | 170 |
VIII. Предприятия пассажирского транспорта | ||||
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты | На 1 пассажира | 145 | 0,80 | 180 |
Услуги ЗАО ТБО 24
ЗАО ТБО 24 имеет многолетний опыт работы по вывозу строительного и бытового мусора и снега на территории Москвы. Мы предлагаем клининговые услуги – очистку территории от грязи, снега качественно. Наша фирма вывозит отходы разного типа: начиная от бытового и заканчивая крупногабаритным (строительные отходы, ветки, снег).
Множество компаний предоставляет услуги по вывозу мусора, но ЗАО ТБО 24 наиболее качественно производит утилизацию отходов и очистку территории от загрязнений различного рода. Помимо этого, мы обрабатываем зеленые насаждения, придавая им ухоженный, опрятный вид. Вывоз строительных отходов осуществляется в бункерах, с использованием самой современной техники.
Компанией ТБО 24 осуществляется уборка территории (Москва – все районы), уборку снега по четко налаженной схеме. Мы располагаем большим парком спецтехники для уборки снега, наледи, перевозки их до пунктов утилизации в Москве. Мы осуществляем регулярный вывоз мусора – заказ с территорий государственных объектов, жилых, коммерческих зданий. Уборка снега, наледи выполняется вручную или с помощью спецтехники.
Организация Дорожного Движения или как обычно пишут в нормативно-правовых документах ОДД, не просто устоявшееся понятие из трех слов, а намного больше.
ОДД — это целый комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительно-контрольных действий по управлению движением на дорогах, прилегающих территориях и дворах, главной целью которого является обеспечения безопасности дорожного движения, и улучшение ранее организованного движения, если в этом появляется необходимость.
Одним из видов организации дорожного движения является проектная составляющая, которая направленна на рационализацию и оптимизацию движения пешеходов и автотранспортных средств, с заботой об их целостности и безопасности.
Проектирование используется при строительстве новых дорог, эстакад, развязок, а так же при осуществлении ремонтно-восстановительных и реставрационных работ старых дорог и участков уже находящихся в эксплуатации длительное время. Одной из главных задач ОДД является не только безопасность, но и снижения аварийности на опасных участках дороги с последующим контролем таких участков.
Схема ОДД включает в себя несколько пунктов. И так давайте рассмотрим, что же это за пункты:
- искусственные сооружения
- контуры автомобильной дороги
- разметку (к которой относятся пешеходные переходы и тротуары)
- дорожные знаки
- ограждения
- освещение
- остановки общественного и маршрутного транспорта
- железнодорожные переезды
- расположение светофоров
Для каждого из приведенных выше пунктов на схеме ОДД, есть свое устоявшееся условное обозначение. Чем быстрее происходит развитие населенного пункта, тем больше в нем осуществляется строительно-дорожных работ и развитие транспортных развязок.
Как правило, планирование стратегий развития крупных населенных пунктов и городов, производится за долго до его внедрения и строительства. Эти стратегии направленны, прежде всего на предоставление конкурентных преимуществ общественному наземному транспорту по отношению к автотранспорту находящемуся в индивидуальном использовании автолюбителями. Это реализуется за счет, например выделения отдельной полосы следования для маршрутных транспортных средств. Хотя, всегда находятся любители нарушить правила ПДД и выехать на такие полосы, что не редко приводит к авариям и ДТП. Многие стратегии развития берутся за рубежом преимущественно в Европе с ее богатым опытом развития дорожной обстановки и борьбы с пробками. На данный момент существует несколько таких решений:
- Изучение территории города. В мегаполисах выделяются исторические районы, участки с высокой деловой активностью и плотной жилой застройки, внутри которых устанавливаются разные ограничения. Такие ограничения как запрет на въезд на автомобиле, практикуемые в Финляндии.
- Взимание платы за использование личного автомобиля в городе. За въезд в городскую черту, проезд по скоростной магистрали, парковку. Устанавливается взимание платы, размер которой зависит от удаленности от центра и времени (в час пик такая плата возрастает). Для реализации этого метода необходимо решить целый ряд проблем с парковочными местами, пересадочными узлами, организацией движения общественного транспорта, способами оплаты и прочими местами стоянки. Распространённого в ряде городов Европы и Америки.
- Развитие общественного пассажирского транспорта. Для общественного транспорта на проезжей части выделяются специальные полосы движения, позволяющие обеспечить высокую скорость перевозки пассажиров. Такое решение было принято в таких зарубежных городах как Лондон, Лос-Анджелес, Таллинн, Япония.
- Развитие крытой дорожной сети. Создание сети скоростных и магистралей, обладающей высокой пропускной способностью, требует значительных затрат времени и средств, но является самым эффективным решением транспортных проблем города. Так же позволяющих соединить удаленные участки города между собой.
Но не всегда организация дорожного движения может быть эффективной. С каждым годом количество владельцев машин увеличивается в экспоненциальной последовательности. И дорожные службы не успевают реализовывать свои проекты по улучшению.