Конспект занятия по пдд "безопасная дорога". Правила поведения пешеходов

Конспект занятия по правилам дорожного движения

В подготовительной группе

"Осторожно Дорога"

Воспитатель: Некрасова Л.В.

Осторожно Дорога.

Программное содержание:
Задачи:
1.Расширить представления детей о правилах дорожного движения.

2. Закрепить знание правил перехода через проезжую часть улицы; воспитывать ответственность за свою безопасность,
3. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
4. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу (правило светофора.)
5. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
6. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
7. Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – иллюстрации с изображением транспорта. Макет улицы, шапочки-автомобили, дорожные знаки; загадки.
Раздаточный –разрезные дорожные знаки, для каждого ребенка.
Активизация словаря: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, зебра, светофор, подземный переход.

Ход занятия

Ребята, сейчас вы ходите в детский сад вместе с родителями, а на следующий год вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам и переходитьдорогу самостоятельно.

Давайте проверим, как вы знаете правила дорожного движения,я предлагаю Вам отправиться в путешествие по улицам нашего города, вспомнить правила дорожного движения, правила перехода и поведения на улице, значение сигналов светофора.
Разминка-игра с мячом.. (Дети становятся в круг) Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.

1. Кто ходит по дороге? (пешеходы)

2. По какой части дороги ходят пешеходы? (по тротуару)

3. Как должны вести себя пешеходы? (идти спокойно, не толкаться, держаться правой стороны)

4. А как называются люди, которые ездят в городском транспорте? (пассажиры)

5. Как должны вести себя пассажиры? (вежливо, не толкаться, не кричать, уступать место)

6. Где люди ждут транспорт? (на остановке) 7. Кто ведет автомобиль? (водитель) 8. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)

9. Место пересечения двух дорог? (перекресток)

10. Что на дороге помогает соблюдать правила дорожного движения (светофор) 11. Сколько глаз у светофора? (три)

12. Если красный свет горит, то о чем он говорит? (стой)

13. Если желтый свет горит, то о чем он говорит? (жди, внимание)

14. Если зеленый свет горит, то о чем он говорит? (иди, путь открыт.)

15. Где дети играют в мяч и в прятки? (на детской площадке.)

Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали на вопросы. А сейчас предлагаю погулять по городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком. Как мы сейчас называемся? (пешеходы)
Скажите ребята. Как вы думаете правила дорожного движения существуют только для водителей?
Правила дорожного движения – закон для улиц и дорог. Соблюдать их обязаны и водители и пешеходы.
А сейчас отгадайте загадку:
У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглазка.
Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает (светофор)
А зачем нужен светофор на дороге? ….
Светофор – большой помощник
Лучший друг для всех в пути
Он всегда предупреждает цветом
Можно ли идти.

Три глаза есть у светофора .
А ну, запомни их, дружок,
Ходить по улицам, чтоб скоро
Самостоятельно ты смог.
Вот красный глаз… Его ты бойся!
Когда горит он – нет пути.
Моргает желтый – приготовься!
Зеленый светится – иди!

Ребята, у меня в руках два светофора. Скажите, чем они отличаются?
Можно ли начинать переходить улицу, если начал мигать зеленый свет на светофоре пешеходов? Почему?

Запомните: светофор показывает, когда можно идти, а когда стоять и ждать.
На красный свет светофора, даже если на дороге нет машин, нельзя переходить улицу. Идти следует спокойно и ни в коем случае не перебегать дорогу.
Я дорогу, где машины,
Аккуратно перейду.
Не по кобре, не по пони,
Даже не по какаду!
Я по «зебре» зашагаю
У прохожих на виду.
Что это за зебра такая?
Правильно. Зеброй называют пешеходный переход. Он обычно обозначается на дороге черно- белыми полосками. Ребята, а вы знаете, как надо переходить улицу по пешеходному переходу?
Переходя улицу, сначала посмотри налево. Дойдя до середины улицы (она обычно обозначается белой линией), посмотри направо и, убедившись, что нет поблизости машин, переходи дальше
Давайте с вами поиграем в подвижную игру–“Светофор”.
Подвижная игра
Дети надевают шапочки-автомобили. Воспитатель показывает, жёлтый кружок дети стоят, зелёный – дети побежали, красный - присели.. (Проходит игра.)
Давайте отдохнем и поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте там, где нужно «это я, это я, это все мои друзья ».
Кто из вас идет вперед только там, где переход? (Это я, …..)
Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора? (дети молчат.)
На дорогах, где машины кто пинает с другом мяч? (дети молчат.)
Знает кто, что красный свет. Это значит, хода нет? (Это я, …..)
У кого терпенья нет подождать зеленый свет? (дети молчат.)
А кто слушает без спора указанья светофора? (Это я, …..)
- Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям? (дорожные знаки)
- а какие дорожные знаки вы знаете? (варианты детей)
- а давайте вместе посмотрим на дорожные знаки и выберем те, которые вам известны.
Садимся за стол, на котором выложены дорожные знаки. Обсуждаем их названия.
Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге никогда не нарушать.
Красный круг обозначает обязательно запрет.
Он гласит: «нельзя тут ехать,
Или тут дороги нет».
А еще бывают знаки – Взяты в синенький квадрат.
Как и где проехать можно эти знаки говорят.
Синенький прямоугольник,
Вам подскажет, где найти
Остановку и заправку –
Все, что нужно вам в пути!
- Вы еще пока маленькие, одни по улицам не ходите. Но, выходя на улицу с кем-то из взрослых, проверяйте себя: хорошо ли вы знаете правила. И если что-то забыли, не стесняйтесь, спрашивайте у взрослых.
- а давайте еще поиграем в игру "Какой это знак?"

Внимание! Слушайте вопрос!

(Дети отгадывают какой нужен знак и показывают картинку)

1. Воспитатель: Я хочу перейти улицу:

Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?

(Пешеходный переход)

2. Воспитатель: Мы поехали отдыхать за город.

Какой знак мы должны взять с собой?

(Осторожно, дети!)

3. Воспитатель: Если мы захотим кушать:

Какой знак нам поможет найти столовую или кафе?

(Пункт питания)

4. Воспитатель: Нам нужно сесть в автобус, по какому знаку мы узнаем, что это остановка? (Остановка общественного транспорта – автобуса)

5. Воспитатель: Если понадобилось срочно позвонить? Какой знак нам поможет найти, телефон?

(Телефон)

Хорошо, молодцы! И закончим разговор заданием:

9. Собери дорожный знак

(На столе лежат дорожные знаки разрезанные на 8 частей- Вам необходимо собрать дорожные знаки, назвать и объяснить значение этого дорожного знака. Вам, всё понятно? Приступайте, к выполнению задания!

Молодцы! Я вижу, что и дорожные знаки вы усвоили хорошо.

Сегодня на занятии мы повторили основные правила, сигналы светофора, дорожные знаки. Вам понравилось занятие? Как будем вести себя на улице? Будем строго соблюдать все правила дорожного движения! Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

Наталия Ендирякова
Конспект занятия по ПДД в старшей группе Тема: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога».

Программное содержание :

Воспитательная задача :

Воспитывать у детей ответственность за безопасность на дороге .

Образовательная задача :

Расширить знания детей о дороге и правилах движения по ней; знакомство с понятием «скользкая дорога » и «тормозной путь» .

Развивающая задача :

Развивать внимание и интерес детей к изучению дорожных

знаков, развивать речь детей.

Методические приемы :

Художественное слово

Рассказ воспитателя

Физ. минутка

Сюрпризный момент

Вопросы детям

Показ иллюстрации

Итог занятия

Активизация словаря :

Активизировать в речи детей термины и понятия : «дорога » , «транспорт » , «пешеход » , «пешеходная дорожка » , «пешеходный переход » , «скользкая дорога » , «тормозной путь»

Материал :

дорожные знаки

Дидактические игры

Предварительная работа :

Прогулка

Наблюдение за движением транспорта и пешеходов .

Ход занятия:

Воспитатель : Тянется нитка, среди нив петляя.

Лесом, перелесками без конца и края.

Ни ее порвать, ни в клубок смотать.

Дети : дорога .

Воспитатель : правильно, дорога .

Воспитатель : какие виды дорог вы знаете ?

Дети : автомобильная, железнодорожная…

Воспитатель : какие виды дорог вы считаете опасным ?

Дети : мокрая дорога , покрытая снегом…

Воспитатель : На разных дорогах люди и машины чувствуют себя по-разному. Хорошо, когда дорога сухая и гладкая . Но после дождя дорога становится мокрой и скользкой. Дорога может испортиться от сырого снега, ото льда, также опасна дорога , покрытая упавшей листвой, облитая посторонней жидкостью.

Водители и пешеходы должны быть осторожны и быть готовы к опасностям . Нельзя приближаться к машинам на близкое расстояние. Особенно если они поворачивают, тормозят или трогаются с места.

Воспитатель : Ребята, сейчас с вами поиграем в игру :

«Скажи наоборот»

Дороги бывают разные :

длинная -…короткая

мокрая -…. сухая

шероховатая -…. ровная

асфальтированная -…. грунтовая

узкая- … широкая

Воспитатель : Молодцы, дети, вы были внимательными и дали

правильные ответы.

Физ. минутка :

Наши маленькие ноги

Шагают бойко по дороге

Путь везде открыт для нас - идут

Пешеходы мы сейчас

А теперь мы побежим

Мы к автобусу спешим.

Опоздать боялись мы, - бегут

Очень беспокоились

Вот теперь мы пассажиры

Хорошо устроились

Долго-долго ехали - садятся

И в Нурлат приехали

Красивый город и большой - удивляются и

Гостей встречает он с душой поднимают руки вверх

Дети усаживаются. Стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается с детьми и начинает рассказывать про свои приключения – «На дворе сейчас зима и на улице очень скользко. Я пошел в детский сад и забыл, что скользко. Вдруг вижу – совсем близко от меня едет автобус. Я думаю – «Ну и пусть себе едет - успею дорогу перейти – и пошел . Вдруг как поскользнусь, да как упаду! Водитель увидел это и начал тормозить, а автобус на скользкой дороге тормозов не слушается, все равно едет. Хоть и не быстро, но едет словно на лыжах. Остановился возле самого моего носа, еще чуть-чуть и задавил бы. Ох, и ругал меня водитель, а за что я так и не понял.

Воспитатель : Дети, за что же водитель отругал Незнайку?

Дети : водитель отругал Незнайку за то, что он перешел дорогу в

неположенном месте.

Воспитатель : Что должен был соблюдать Незнайка?

Дети : Соблюдать правила дорожного движения .

Воспитатель : Как называют людей идущих по дороге ?

Дети : Пешеходами .

Воспитатель : А кем оказался Незнайка на дороге ?

Дети : Пешеходом .

Воспитатель : Дети, выберите те знака, которые нужны пешеходу .

(дети выбирают знаки) .

Воспитатель : Из-за чего Незнайка чуть не попал под колеса автобуса?

Дети : Дорога была скользкой , поэтому автобус не смог резко остановиться.

Воспитатель : А сейчас мы посмотрим, как поедут машины по скользкой и шероховатой дороге . Воспитатель показывает, как едут машины. Почему так едут машины?

Дети : Потому что одна дорога скользкая , а другая шероховатая.

Воспитатель : Вот дети вы сами увидели, что на шероховатой дороге тормозной путь короче, а на скользкой дороге тормозной путь длиннее.

Дети еще раз показывают этот прием с целью закрепления знаний. Незнайка благодарит детей и дарит эмблемы с дорожными знаками :

пешеходный переход

Подземный переход

Надземный переход

Неровная дорога

Воспитатель : Какие знаки предназначены для пешехода ?

Незнайка : я не знаю

Воспитатель : Дети, поможем Незнайке!

Дети : Да!

Воспитатель : Этот знак такого рода

Он на страже пешехода .

Переходим с вами вместе

Мы дорогу в этом месте . (Пешеходный переход )

Воспитатель : Пользуясь пешеходным переходом нужно быть очень внимательным. Ведь ты будешь идти на другую сторону дороги по проезжей части улицы. Подойдя к пешеходному переходу : посмотри налево, а дойдя до середины дороги , посмотри направо, убедись, нет ли поблизости транспорта .

Надземный и подземные пешеходные переходы наиболее удобны, потому что тебе не придется выходить на проезжую часть дороги .

Воспитатель : Незнайка, теперь тебе все понятно, что означают эти

Незнайка : Да

Воспитатель : Незнайка, а какие еще машины движутся по дороге ?

Незнайка молчит.

Воспитатель : Подскажем Незнайке!

Дети : Троллейбусы, трамваи, грузовые машины, легковые

автомобили, такси.

Незнайка : Спасибо, дети, я все запомнил. Мне пора. До свидания!.

Дети : На красный свет – дороги нет

На желтый – подожди

Когда горит зеленый свет

Счастливого пути.

Воспитатель : Что нового мы сегодня узнали?

Дети : мы познакомились с новым знаком – скользкая дорога .

Игра : «Собери знак»

Литература :

1. Учебное пособие «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах . Региональный стандарт». Казань, 1995год.

2. М. Р. Булатов, И. Г. Галимов, А. Н. Ершов «Азбука дорожной науки » , Казань, «Эпопея» , 1998 год.

3. Степаненкова Э. Л., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения » , Москва, «Просвещение» , 1979год.

Тема «Элементы улиц и дорог» изучается в курсе ОБЖ, нами он был включен в раздел «Наша безопасность», которому по программе отводится 12 часов, в том числе и курсу ПДД. Урок тесно связан с предыдущими темами, на уроке были повторены сигналы светофора, некоторыми понятия и правила в виде кроссворда, теста.

Данный урок относится к типу уроков повторения пройденного материала и является продолжением тем изученных в курсе ОБЖ в 1-2 классах.

Моя деятельность была направлена на организацию следующих целей:

1. Образования: закрепление и совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения, безопасного поведения на дорогах; ознакомление с элементами улиц и дорог: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет.

2. Развития: формирование умения анализировать дорожную ситуацию, обосновывать своё мнение; продолжить формирование умений работать на компьютере.

3. Воспитания: формирование культуры поведения на улице, дороге; умение работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи.

Эту тему мы изучили в комбинированном виде, сочетающий рассказ учителя с групповой, самостоятельной работой учеников по карточкам, над тестами в компьютерном варианте.

Применение компьютерной техники на уроках как раз и позволило, на мой взгляд, сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.

Главное направление на этом уроке было закрепить правила перехода улиц и дорог. Ввести такие новые понятия как «проребрик», «кювет».

Чтобы добиться этой цели на уроке было использовано сочетание разных методов: беседа, доклад, индивидуальная и групповая (парная) работа, использование занимательного материала (кроссворды, загадка), игровой момент.

Учащиеся работали активно, во всех видах работы участвовали, материал был доступен и понят. Это подтвердило проведенное мною тестирование в компьютерном варианте. Самостоятельная работа учащихся была организована учитывая способности и возможности учащихся. Дифференцированный подход был осуществлен при выполнении многих заданий на уроке (групповая работа, тесты, карточки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Элементы улиц и дорог».

ЦЕЛИ:

1. Образования: закрепление и совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения, безопасного поведения на дорогах; ознакомление с элементами улиц и дорог: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет.

  1. Развития: формирование умения анализировать дорожную ситуацию, обосновывать своё мнение; продолжить формирование умений работать на компьютере.

3. Воспитания: формирование культуры поведения на улице, дороге; умение работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Азбука дорожной науки. 1 класс, Казань, «Рут», 1999г.
  2. Азбука дорожной науки. 2 класс, Казань, «Элодея», 1998г.
  3. Альбомы для учащихся к занятиям по ПДД, М.: изд-во «АСТ», 1997г.
  4. Р.П. Бабина. Увлекательное дорожное путешествие 1-4 классы. Учебное пособие. М.: «АСТ –ЛТД», 1997г.

5. Методическое пособие «Безопасность на дорогах», Казань, 2007г.

ОБОРУДОВАНИЕ: LCD проектор, ноутбук- 3, презентация из 15 слайдов по теме урока, тест (в компьютерном варианте) по теме «Правила поведения на дорогах», рисунок светофора, конверты с заданиями для индивидуальной работы и работы в группах, кружки красного, жёлтого, зеленого цвета; запись детской песни «Дорога добрая» (для проведения физкультминутки), CDдиск «Методические материалы к занятиям по ПДД в начальной школе»,

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент.

- Добрый день, всем! Посмотрите по сторонам, на свои рабочие места. Всё ли на месте, нет ли лишних предметов?

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Тема нашего урока «Элементы улиц и дорог». Необычен он тем, что мы с вами сегодня будем использовать компьютеры, проектор, чтобы лучше усвоить ПДД. На этом уроке мы вспомним и повторим основные элементы улиц и дорог, правила безопасного поведения на них. СЛАЙД 1.

А помогать во всём этом нам будет главный помощник любого пешехода на дороге. О ком идёт речь, вы узнаете отгадав кроссворд. СЛАЙД 2

III. Повторение пройденного материала. Актуализация опорных знаний.

2.Разгадывание кроссворда. (чтение вопросов детьми)

«Отгадай кроссворд» (СЛАЙД 2)

  1. Тот, кого везут в автобусе, троллейбусе, трамвае или автомобиле.
  2. Как еще называют водителя.
  3. Тот, кто управляет каким-либо транспортным средством.
  1. Транспортное средство, сделанное доброй феей из тыквы, на котором Золушка приехала на бал.
  1. Тот, кто идет по дороге пешком.

Двух или трехколесное транспортное средство, водителем которого вы можете стать.

Ответы: 1. Пассажир

2. Шофер

3. Водитель

4. Карета

5. Пешеход

6. Велосипед

3. Игра «Собери слово»

Но посмотрите и Кроссворд хранит тайну. Составьте из выделенных букв слово и вы узнаете кто пришёл к нам на урок.

С Ф Е О Т О Р В СЛАЙД 4

Так кто же пришёл к нам на урок? (Светофор) (вывешивается рисунок Светофора).

2.Работа над «письмом».

Ребята, Светофорик принес нам письмо, давайте его прочитаем. СЛАЙД 4

«Прежде чем перейти дорогу, найди... место для перехода. Остановись у... тротуара прислушайся! Посмотри внимательно сначала..., а потом... нет ли машин. Вот так ты научишься переходить...»

Что необычного вы заметили в письме? Да, нам необходимо вставить нужные слова.

(Дети читают письмо и вставляют слова вместо точек, слова для справок: безопасное, край, налево, направо, дорогу)

А теперь давайте повторим значение сигналов светофора.

4. Повторение значение сигналов светофора.

Ребята, объясните, пожалуйста, что обозначает каждый сигнал светофора.

Учащиеся:

Красный сигнал означает: движение транспорта и пешеходов запрещено.

Желтый сигнал предупреждает о смене сигналов светофора. Он запрещает движение.

Зеленый сигнал разрешает движение транспортных средств и пешеходов.

Вы прекрасно знаете, что означают каждый сигнал светофора.

III. Работа над темой урока.

  1. Рассказ учителя по теме урока.

Светофор предлагает отгадать загадку.

Загадка: «Не живая, а ведет, неподвижна, а идет». (Дорога)

Правильно, ребята, это дорога. О ней мы сегодня и будем говорить. СЛАЙД 5

Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Как поехать в город к родным и друзьям без дороги? Без дорог нашим автомобилям, мотоциклам, грузовикам пришлось бы остаться в гаражах.

Послушайте рассказ о том, как появилась дорога.

2. Доклад учащихся об истории появления дорог.

1. Дорога - это жизнь - считали еще в древности. Археологические раскопки показывают, что хорошо оборудованные мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад на территории современного Ирака. Там впервые изобрели колесо, которое потом применили для передвижения. Это повлекло за собой строительство дорог. Первой и самой известной была Аппиева дорога, построенная в 312 году до н.э. Она имела 11 метров в ширину и шла на юг от Рима до Капуи, ее протяженность- 260 км. Дороги были гордостью римлян. Они назывались именами великих людей.

2. В нашей стране первые деревянные мостовые создавались в X-XI вв в период расцвета Руси. Великой называлась дорога, которая в XV веке связывала Москву с Владимиром. Пока люди только ходили по земле, все было просто, но стоило появиться всадником и повозкам, возникли проблемы. Пешеходом стало опасно ходить. Экипажи, беспорядочно лечащиеся по улицам, часто сталкивались между собой, люди попадали под колеса и копыта лошадей. Вот тогда и поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.

Учитель:

Дорога - это не только проезжая часть и тротуар. Она включает в себя другие составные части, которые называются элементами дороги.

Физкультминутка.

Сейчас мы немного отдохнем и закрепим сигналы светофора:

Красный –стоим без движения, тишина;

Желтый - хлопаем в ладоши;

Зеленый - шагаем на месте.

Будьте внимательны, чтоб не случилась с вами беда.

Учитель: Современная дорога, проходящая в городе, имеет следующие основные элементы: тротуар, проезжая часть, поребрик. Поребрик - это специальный каменный бордюр, которым край тротуара отделяется от проезжей части. СЛАЙД 6

Запись в тетрадь понятия «поребрик»

За городом или между деревнями дорога состоит из проезжей части, обочины и кювета.

Кювет- канава вдоль дорог. СЛАЙД 7

Запись в тетрадь понятия «кювет»

3. Повторение правил безопасного перехода улиц.

А теперь давайте вспомним правила безопасного перехода через дорогу. (чтение детьми) СЛАЙД 8

Чтение правил по слайдам.

Правило 1 - переходить улицу надо на зеленый сигнал светофора.

Правило 2 - переходить улицу только по пешеходному переходу-«3ебре».

Правило 3 - переходить улицу лучше по подземному переходу, если он есть.

Правило 4 - нельзя выбегать на дорогу, надо переходить спокойно.

Правило 5 - переходя улицу, сначала надо посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.

IV. Закрепление пройденного материала

  1. Работа над тестами (на компьютерах) и кроссвордом (на карточках) по парам.

2 ученицы работают над тестом, в котором 10 вопросов, 2 –где 7(выделенные вопросы) вопросов.

Тема: Правила поведения на дорогах

1. Переходя улицу, необходимо быть:

а) сильным, смелым, стройным;

б) собранным, внимательным, осторожным;

в) умным, красивым, радостным.

2. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

а) с 10 лет

б) с 14 лет

в) с 18 лет

3.Как выглядят запрещающие знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга.

4.Знаки в виде красного треугольника, это

а) запрещающие знаки;

б) информационно-указательные знаки;

в) предупреждающие знаки.

5. Дорожный знак «Кирпич» означает:

а) «движение прямо»;

б) «место остановки автобуса»

в) «движение запрещено».

6. Какое из утверждений верное?

а) самые важные дорожные знаки - предупреждающие, т.к. они всегда предупредят водителя о любой опасности;

б) самые важные знаки - знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;

в) все дорожные знаки важны- без них невозможно безопасное движение на дорогах.

7. Можно ли играть вблизи проезжей части дороги?

а) нет, это опасно;

б) да, если нет автомобилей;

в) иногда, если больше нет места для игры.

8. Как называется светофор для пешеходов?

а) двуглазый;

б) пешеходный;

В) светофор с человечками.

9. Какой стороны тротуара надо придерживаться?

а) левой;

б) правой;

в) идти по середине;

10. Как ты обойдёшь стоящий автобус, если поблизости нет пешеходного перехода?

а) только сзади;

б) только спереди;

в) дождусь, пока автобус отъедет от остановки.

2. Проверка кроссвордов. СЛАЙД 9

2. Работа в группах. (запись песни «Дорога добрая»)

1 группа - раскрасьте картинку, выделив тротуар серым цветом, поребрик красным, а проезжую часть - голубым, обочину – зелёным. (рисунки улицы и дороги)

2 группа - подпишите названия элементов дороги (те же рисунки улицы)

3. Проверка работы групп у доски. Показ и объяснение уч-ся.

4.Индивидуальная работа по карточкам

У каждого на парте задание, «слабые» выбирают правильный ответ из 5 высказываний, а «сильные» - из 7 высказываний. Правильных всего 3, которые составят сигналы светофора). СЛАЙД 10

Выбери из предложенных ниже ответов правильные. Нарисуй кружочки соответствующих цветов в тетрадь.

Одно из опасных мест для пешеходов- перекрёсток.

На тротуаре, рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки, и только тогда переходить улицу.

Переходи улицу на жёлтый сигнал светофора.

Идти по обочине нужно друг за другом, не выходя на проезжую часть, причем обязательно навстречу движению машин.

Красный свет у светофора расположен снизу потому, что он самый важный.

Давайте проверим. Посмотрите на экран. СЛАЙД 10

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями светофорика. Давайте подведем итоги.

V. Итог урока и оценивание учащихся.

Чем необычен был сегодняшний урок?

Что вам особенно понравилось?

О чем мы сегодня на уроке говорили, что нового узнали?

VI. Постановка домашнего задания.

- Нарисовать на альбомном листке хорошо известные вам участки дорог нашей местности, улиц в деревне, обозначив чётко их элементы.

Дополнительный материал:

Давайте еще раз проверим, как вы знаете правила движения. Если вы согласны с утверждением, то говорите «разрешается», а если не согласны, то говорите «запрещается».

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения

Нужно помнить,

Нужно знать

Правила движения.

Итак:

  1. Играть на мостовой...
  2. Переходить улицу на зеленый свет светофора...
  3. Переходить улицу по подземному переходу...
  4. Перебегать улицу перед близко идущим транспортом
  5. Переходить улицу на красный свет...
  6. Помогать старикам и cтapyшкам переходить улицу...
  7. Переходить улицу на желтый свет...

    Анжела Горохова
    Конспект занятия «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога»

    Конспект занятия по ПДД в старшей группе

    Тема : «Дорога , транспорт , пешеход . Опасная дорога ».

    Воспитатель : Горохова Анжела Владимировна.

    Программное содержание :

    Воспитательная задача :

    Воспитывать у детей ответственность за безопасность на дороге .

    Образовательная задача :

    Расширить знания детей о дороге и правилах движения по ней; знакомство с понятием «скользкая дорога » и «тормозной путь» .

    Развивающая задача :

    Развивать внимание и интерес детей к изучению дорожных

    знаков, развивать речь детей.

    Методические приемы :

    Художественное слово

    Рассказ воспитателя

    Физ. минутка

    Сюрпризный момент

    Вопросы детям

    Показ иллюстрации

    Итог занятия

    Активизация словаря :

    Активизировать в речи детей термины и понятия : «дорога » , «транспорт » , «пешеход » , «пешеходная дорожка » , «пешеходный переход » , «скользкая дорога » , «тормозной путь»

    Материал :

    дорожные знаки

    Дидактические игры

    Предварительная работа :

    Прогулка

    Наблюдение за движением транспорта и пешеходов .

    Ход занятия:

    Воспитатель : Тянется нитка, среди нив петляя.

    Лесом, перелесками без конца и края.

    Ни ее порвать, ни в клубок смотать.

    Дети : дорога .

    Воспитатель : правильно, дорога .

    Воспитатель : какие виды дорог вы знаете ?

    Дети : автомобильная, железнодорожная…

    Воспитатель : какие виды дорог вы считаете опасным ?

    Дети : мокрая дорога , покрытая снегом…

    Воспитатель : На разных дорогах люди и машины чувствуют себя по-разному. Хорошо, когда дорога сухая и гладкая . Но после дождя дорога становится мокрой и скользкой. Дорога может испортиться от сырого снега, ото льда, также опасна дорога , покрытая упавшей листвой, облитая посторонней жидкостью.

    Водители и пешеходы должны быть осторожны и быть готовы к опасностям . Нельзя приближаться к машинам на близкое расстояние. Особенно если они поворачивают, тормозят или трогаются с места.

    Воспитатель : Ребята, сейчас с вами поиграем в игру :

    «Скажи наоборот»

    Дороги бывают разные :

    длинная -… короткая

    мокрая -…. сухая

    шероховатая -…. ровная

    асфальтированная -…. грунтовая

    узкая- … широкая

    Воспитатель : Молодцы, дети, вы были внимательными и дали

    правильные ответы.

    Физ. минутка :

    Наши маленькие ноги

    Шагают бойко по дороге

    Путь везде открыт для нас - идут

    Пешеходы мы сейчас

    А теперь мы побежим

    Мы к автобусу спешим.

    Опоздать боялись мы, - бегут

    Очень беспокоились

    Вот теперь мы пассажиры

    Хорошо устроились

    Долго-долго ехали - садятся

    И в Нурлат приехали

    Красивый город и большой - удивляются и

    Гостей встречает он с душой поднимают руки вверх

    Дети усаживаются. Стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается с детьми и начинает рассказывать про свои приключения – «На дворе сейчас зима и на улице очень скользко. Я пошел в детский сад и забыл, что скользко. Вдруг вижу – совсем близко от меня едет автобус. Я думаю – «Ну и пусть себе едет - успею дорогу перейти – и пошел . Вдруг как поскользнусь, да как упаду! Водитель увидел это и начал тормозить, а автобус на скользкой дороге тормозов не слушается, все равно едет. Хоть и не быстро, но едет словно на лыжах. Остановился возле самого моего носа, еще чуть-чуть и задавил бы. Ох, и ругал меня водитель, а за что я так и не понял.

    Воспитатель : Дети, за что же водитель отругал Незнайку?

    Дети : водитель отругал Незнайку за то, что он перешел дорогу в

    неположенном месте.

    Воспитатель : Что должен был соблюдать Незнайка?

    Дети : Соблюдать правила дорожного движения .

    Воспитатель : Как называют людей идущих по дороге ?

    Дети : Пешеходами .

    Воспитатель : А кем оказался Незнайка на дороге ?

    Дети : Пешеходом .

    Воспитатель : Дети, выберите те знака, которые нужны пешеходу .

    (дети выбирают знаки) .

    Воспитатель : Из-за чего Незнайка чуть не попал под колеса автобуса?

    Дети : Дорога была скользкой , поэтому автобус не смог резко остановиться.

    Воспитатель : А сейчас мы посмотрим, как поедут машины по скользкой и шероховатой дороге . Воспитатель показывает, как едут машины. Почему так едут машины?

    Дети : Потому что одна дорога скользкая , а другая шероховатая.

    Воспитатель : Вот дети вы сами увидели, что на шероховатой дороге тормозной путь короче, а на скользкой дороге тормозной путь длиннее.

    Дети еще раз показывают этот прием с целью закрепления знаний. Незнайка благодарит детей и дарит эмблемы с дорожными знаками :

    пешеходный переход

    Подземный переход

    Надземный переход

    Неровная дорога

    Воспитатель : Какие знаки предназначены для пешехода ?

    Незнайка : я не знаю

    Воспитатель : Дети, поможем Незнайке!

    Дети : Да!

    Воспитатель : Этот знак такого рода

    Он на страже пешехода .

    Переходим с вами вместе

    Мы дорогу в этом месте . (Пешеходный переход )

    Воспитатель : Пользуясь пешеходным переходом нужно быть очень внимательным. Ведь ты будешь идти на другую сторону дороги по проезжей части улицы. Подойдя к пешеходному переходу : посмотри налево, а дойдя до середины дороги , посмотри направо, убедись, нет ли поблизости транспорта .

    Надземный и подземные пешеходные переходы наиболее удобны, потому что тебе не придется выходить на проезжую часть дороги .

    Воспитатель : Незнайка, теперь тебе все понятно, что означают эти

    Незнайка : Да

    Воспитатель : Незнайка, а какие еще машины движутся по дороге ?

    Незнайка молчит.

    Воспитатель : Подскажем Незнайке!

    Дети : Троллейбусы, трамваи, грузовые машины, легковые

    автомобили, такси.

    Незнайка : Спасибо, дети, я все запомнил. Мне пора. До свидания! .

    Дети : На красный свет – дороги нет

    На желтый – подожди

    Когда горит зеленый свет

    Счастливого пути.

    Воспитатель : Что нового мы сегодня узнали?

    Дети : мы познакомились с новым знаком – скользкая дорога .

    Игра : «Собери знак»

    Литература :

    1. Учебное пособие «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах . Региональный стандарт». Казань, 1995год.

    2. М. Р. Булатов, И. Г. Галимов, А. Н. Ершов «Азбука дорожной науки » , Казань, «Эпопея» , 1998 год.

    3. Степаненкова Э. Л., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения » , Москва, «Просвещение» , 1979год

    Урок № 30.

    Тема: «Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль»

    Цель урока: знакомство с видами улиц и дорог, их особенностями с точки зрения безопасности.

    Тип урока: изучение нового материала.

    План изложения:

      Развитие сети автомобильных дорог.

      Классификация автомобильных дорог.

      Элементы автомобильной дороги.

      Обеспечение безопасности движения на дорогах.

    Материалы к уроку:

    1 Развитие сети автомобильных дорог

    Советское государство получило от царской России неблагоустроенною сеть дорог протяжением 1450 тыс. км, из которых, всего лишь 24,3 тыс. км имели твердые покрытия - щебеночные, гравийные и булыжные мостовые.

    Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап дорожного строительства в нашей стране. Начиная с первых лег Советской власти партия и правительство уделяло большое внимание восстановлению и строительству дорог.

    После революции дорожное строительство началось не сразу. В период интервенции и гражданской войны дорожные работы носили в основном восстановительный характер. В порядке нового строительства выполнялись работы главным образом по постройке мостов. Включая капитальную перестройку существующих мостов, за эти годы было построено 143 тыс. пог. м мостов. В значительных размерах проводились дорожно-ремонтые работы. Уже в 1920 г. дорожно-ремонтиыми работами было охвачено 98,5 тыс. км дорог. До первой пятилетки продолжалось в основном восстановление сети существующих дорог. Однако и в этот период (с 1922-1923 по 1927-1928 г.) было переустроено свыше 3,8тыс. км дорог; из них более 50% - с каменным покрытием.

    Развитие народного хозяйства за годы довоенных пятилеток, а также увеличение количества автомобилей для перевозки грузов промышленности и сельского хозяйства настоятельно требовали одновременного развития и улучшения состояния сети автомобильных дорог. В первую пятилетку (1928-1932 гг.) было построено 90 тыс. км дорог, из которых 12,5 тыс. км- с твердым покрытием. За годы второй пятилетки протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась на 39,4 тыс. км. Темпы дорожного строительства с каждым годом возрастали. К началу Великой Отечественной войны за три года третьей пятилетки было построено еще 59,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Особое внимание уделялось строительству дорог с усовершенствованными асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями, протяженность которых к 1941 г. составляла более 7 тыс. км. В этот период были построены такие важные дороги, как Москва - Минск, Амуро-Якутская магистраль, Чуйский и Усинский тракты, Горький - Муром - Кулебаки, Горький - Арзамас и др.

    Строительство автомобильных дорог не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Созданные для обслуживания нужд фронта дорожные организации успешно выполняли задания командования по дорожному обеспечению операций Советской Армии.

    В период Великой Отечественной воины дорожные войска Советской Армии восстановили, построили и отремонтировали свыше 1 млн. ног. м мостов, проложили более 5 тыс. км дорог с твердым покрытием и уложили в залесенных и заболоченных районах свыше 10 тыс. км деревянных коленных дорог.

    Перед дорожным хозяйством были поставлены серьезные задачи в отношении упорядочения планирования, укрепления хозяйственного расчета, финансовой дисциплины, дальнейшего развития производства строительных материалов, конструкций и деталей и улучшения снабжения ими строек, а также в отношении развития и улучшения производства дорожных машин, более полного использования их но объектах, создания постоянных кадров строителей и улучшения их культурно-бытового обслуживания.

    Протяженность дорог с твердым покрытием по одной Российской Федерации увеличилась за пять лет па 53,4 тыс. км, в том числе протяжение усовершенствованных покрытий на магистральных дорогах республиканского и общегосударственного значения увеличилось за пятилетие па 9,3 тыс. км. Важным итогом восьмой пятилетки явилось расширение строительства местных дорог, обслуживающих сельскохозяйственное производство и нужды населения сел и деревень.

    Дальнейшее развитие транспорта тесно связано с решением задачи размещения производства, ибо достижение наибольшего экономического эффекта при наименьших затратах общественного труда суммарно на производство и транспорт является критерием эффективности той или иной схемы территориального размещения производства. Интересы народного хозяйства требуют создания разветвленной сети благоустроенных дорог, обеспечивающих движение современных грузовых и легковых автомобилей с большими скоростями вне зависимости от времени года м погодных условий.

    Главнейшими задачами по техническому прогрессу в области строительства автомобильных дорог являются: дальнейшее улучшение качества строительства дорог и особенно дорожных покрытий путем разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости земляного полотна, прочности и долговечности покрытий, улучшению технологии дорожно-строительных работ; преодоление сезонности строительства на основе внедрения прогрессивных сборных конструкций для искусственных сооружений и дорожных покрытий, а также разработки и применения комплексов машин и механизмов для производства всех основных работ в зимнее время; более широкое использование местных материалов для устройства дорожных оснований и покрытий.

    Значительное развитие автомобильного движения при росте величины нагрузок на ось, возросшие интенсивность и скорость движения предъявляют более высокие, чем прежде, требования ко всем параметрам дороги и особенно к прочности дорожных одежд и шероховатости покрытий для обеспечения безопасности движения и удлинения срока службы автомобильной дороги.

    2. Классификация автомобильных дорог

    Все автомобильные дороги делятся на дороги обшей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

    В зависимости от административно-политического, экономического и культурного значения дороги общей сети СССР разделяются на следующие группы: общегосударственные, республиканские, краевые и областные, местного значения.

    Дороги общегосударственного значения предназначены для дальних автомобильных сообщений. Они соединяют столицы союзных республик, крупные промышленные и культурные центры, курорты союзного значения, а также дорожную сеть СССР с магистральными дорогами соседних государств. К таким дорогам относятся автомагистрали: Москва - Минск - Брест, Москва - Симферополь, Киев - Ростов-на-Дону - Орджоникидзе, Москва - Ленинград и др.

    Дороги республиканского значения соединяют главные административные, культурные, экономические и политические центры автономных республик, краев и областей со столицей союзной! республики и между собой.

    Дороги областного и краевого значения соединяют районные центры между собой и с центром своей автономной республики, края или области, с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями.

    Дороги местного значения соединяют районные центры или отдельные сельские населенные пункты, колхозы, совхозы между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями, дорогами общей сети.

    Отнесение дорог к той или иной группе является до некоторой степени условным, и при перспективном планировании возможен перевод дорог из одной группы в другую.

    Автомобильная дорога может иметь различную степень совершенства в зависимости от ее значения в народном хозяйстве. Чем больше движение автомобилей, образующих транспортный поток на дороге, тем более высокие требования предъявляются к ее техническим качествам. Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), называется интенсивностью движения. Интенсивность движения не является постоянной по всей длине дороги Увеличиваясь вблизи крупных населенных пунктов, железнодорожных станций, она обычно уменьшается в середине участков. Интенсивность движения не остается также постоянной в течение года и даже суток, поэтому величина движения автомобилей характеризуется среднегодовой суточной интенсивностью. На дорогах, используемых для вывозки сельскохозяйственных продуктов в период их заготовки, интенсивность движения может превышать среднегодовую.

    Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности движения и значения их в общей дорожной сети СССР делятся Строительными нормами и правилами. При отнесении дорог и к той или иной категории учитывают перспективную (расчетную) интенсивность движения, считая от года ввода дороги в эксплуатацию, на 20 лет вперед.

    Для каждой категории дороги установлены определенные технические нормативы, на основе которых ведется проектирование всех дорожных сооружений.

    3. Элементы автомобильной дороги

    Автомобильная дорога состоит из комплекса сооружений, обеспечивающих безопасное движение транспортных средств с расчетной скоростью на всем протяжении в течение всего года при любых погодных условиях.

    Движение автомобилей происходит по полосе поверхности дороги, называемой проезжей частью. К. проезжей части с двух сторон примыкают обочины.

    Проезжая часть располагается на земляном полотне. Земляное полотно сооружают для обеспечения устойчивости проезжей части и сглаживания неровностей рельефа. На участках понижения местности, а также на сырых и заболоченных участках земляное полотно устраивают в виде насыпи - искусственно насыпанного и уплотненного грунта. Отдельные возвышения местности срезают, и в этом случае земляное полотно проходит в выемке.

    Воду, притекающую к дороге или стекающую с ее поверхности, отводят системой водоотводных канав и лотков в пониженные места.

    Там, где земляное полотно пересекает лощины, овраги, ручьи и реки, обеспечивают пропуск воды, притекающей с нагорной стороны путем устройства специальных водопропускных сооружений в виде труб и мостов.

    При пересечении автомобильной дороги с другой автомобильной дорогой или с железной дорогой земляное полотно может быть устроено в одном уровне с полотном пересекаемой дороги или в разных уровнях. В последнем случае для пропуска движения устраивают тоннели, эстакады и путепроводы.

    Такие сооружения, как трубы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, подпорные стены, защитные галереи и другие, называются искусственными сооружениями.

    Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами для безопасности движения и повышения их пропускной способности должны, как правило, устраиваться в разных уровнях. Лишь в отдельных случаях, когда интенсивность движения на автомобильной дороге небольшая и по железной дороге небольшое движение поездов, допускается пересечение в одном уровне со специальным оборудованием железнодорожного переезда.

    Для обслуживания подвижного состава на дорогах создают комплексы вспомогательных сооружений: автозаправочные станции для снабжения автомобилей топливом, станции обслуживания, предназначенные для осмотра и профилактического ремонт» автомобилей. Для отдыха пассажиров и автотуристов сооружают мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы, а на перегонах между ними - остановочные пункты, станции, площадки отдыха.

    Для содержания и обслуживания автомобильной дороги необходимы комплексы линейных сооружений дорожной службы, которые, как правило, размещают в населенных пунктах вблизи дороги и по возможности в середине обслуживаемых участков.

    Вдоль дороги сажают деревья и кустарник, которые предохраняют ее от снежных заносов. В живописных местах на дороге устраивают беседки, площадки отдыха, устанавливают скульптуры, архитектурно оформляют источники воды и т. п.

    Для обеспечения нормальной работы дорожной эксплуатационной службы вдоль дороги прокладывают линию связи. На участках с интенсивным движением в ночное время дорогу оборудуют электроосвещением.

    4. Обеспечение безопасности движения на дорогах

    Обеспеченная видимость на дороге является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Для безопасности движения на дороге водитель должен видеть перед собой участок достаточной длины, с тем чтобы, заметив препятствие, принять меры к своевременному торможению. Необходимое расстояние видимости устанавливают из условия полной остановки автомобиля, движущегося с расчетной скоростью, перед препятствием.

    Наиболее безопасными для движения являются автомобильные дороги, у которых обеспечены плавные сопряжения элементов трассы и гармоничность сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Для создания лучших условий эксплуатации автомобилей необходимо, чтобы трасса дороги позволяла автомобилям двигаться с постоянными высокими скоростями, не утомляла водителей и пассажиров и способствовала сохранению цельности и живописности ландшафта, лучшему раскрытию особенностей местности для едущих по дороге.

    Обеспечение безопасности движения на пересечениях дорог

    Пересечения являются узловыми пунктами автомобильных дорог, в зоне которых происходит формирование и распределение потоков движения. Пересечения проектируют с учетом перспективных размеров, состава и характера движения, относительного количества автомобилей, изменяющих направление движения с одной из пересекающихся (или соединяющихся) дорог па другую.

    Оборудование дорог для безопасности движения ночью

    В темное время суток происходит до 50% всех дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в эти часы не превышает 10-15% от среднесуточной. Средние скорости движения автомобилей в ночное время снижаются на 5-7 км/ч. К мероприятиям, повышающим безопасность движения в ночное время, относятся: реконструкция дорог в плане и профиле для улучшения видимости в ночное время; устройство стационарного освещения; применение светлых дорожных покрытий; маркировка проезжей части; установка противоослепляющих щитов, направляющих устройств и озеленение дороги, способствующих ориентированию водителя в направлении дороги в ночное время; установка дорожных знаков с рефлектирующей поверхностью или специальной подсветкой.

    Придорожная полоса и обустройство автомобильных дорог

    Участки магистральных дорог, проходящих через населенные пункты, а также вводы магистральных дорог в города характеризуются повышенным числом дорожно-транспортных происшествий по сравнению с участками, проходящими в открытой местности. На этих участках необходимо предусматривать проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности и стабилизацию режимов движения автомобилей.

    Дорожные знаки, разметка проезжей части

    Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффективными средствами организации движения являются дорожные знаки Правильное их применение во многих случаях исключает необходимость использования более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими сравнительно простыми техническими средствами, в частности разметкой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы организации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регулирование движения, осуществляемое светофором или милиционером-регулировщиком.

    Оценка безопасности движения

    Безопасность движения на автомобильных дорогах может быть обеспечена проведением широкого комплекса мероприятий: совершенствованием конструкций автомобилей и других транспортных средств; контролем технического состояния транспортных средств; строгим соблюдением водителями и пешеходами правил движения по дорогам; созданием дорожных условий, обеспечивающих возможности движения автомобилей с высокими скоростями; надлежащей информацией водителей о дорожных условиях и режиме движения.

    Содержание дорог

    На автомобильных дорогах организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение безопасности и удобства движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюдение за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.

    Вопросы для закрепления:

      Как проходило развитие автодорог?

      Какие вида дорог вы знаете?

      Назовите основные элементы автомобильной дороги.

      Как обеспечивается безопасность движения на дорогах?

    Задание на дом:

    1. Изобразите схему, содержащую основные элементы автодороги.

    2. Выберите дорогу в районе вашей школы, которая в наибольшей степени отвечает требованиям безопасности.

    Литература:

    1. Фролов А.М., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. – Тула: Тульский полиграфист, 2000.

    2. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. – СПб.: ИД «МИМ», 1998