Добродетели и добрые дела обществознание. Проект «История добрых дел. «Доброе сердце - добрые дела!»

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Каждый день мы сталкиваемся с законом в повседневной жизни. Он регулирует многие процессы, о которых мы не задумываемся - покупки в магазине, оплата проезда в общественном транспорте. От СМИ мы узнаем, что кто-то в очередной раз принял закон о чем-то. Однако мы не часто задумываемся, что же такое закон на самом деле и почему само его наличие так важно для общества в целом и для каждого из нас.

Что такое закон?

Для того чтобы правильно дать определение закону, в первую очередь нам надо знать, что единого, общепринятого понятия не существует. Попробуем разобраться в самой сути закона, двигаясь от общего к частному.

Закон можно определить как философскую категорию, которая представляет собой непрерывную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь между объектами. Тем самым закон противостоит хаосу и представляет собой правильный ход вещей, тот ход, который обеспечивает гармонию и баланс. Со времен появления в человеческой жизни субординации, иерархии, человек нуждается в регулировании его отношений с обществом.

В целях упорядочивания и поддержания нормального функционирование жизнедеятельности общества, человеку понадобились определенные регуляторы общественных отношений. Эта необходимость также утвердилась с момента расслоения общества, поскольку до этого главной целью человека было лишь выживание, а когда основной целью стало развитие его социальной структуры, то вопросы распределения, присвоения и потребления ресурсов стали нуждаться в регламентации.

Как произошло слово «закон»?

Лингвистически термин «закон» был закреплен на латыни, в то же время произошло закрепление термина «право», что позволяло определить различия между ними. Закон именовался lex, некоторые утверждают, что данное слово берет свои корни из фраз: ставить на место, приводить в порядок, однако более правильной представляется точка зрения, согласно которой, слово lex берет свои корни от глагола log (читать), поскольку слово lex само по себе употребляли не так часто, как словосочетание lex scriptum (писаный закон), право именовалось ius, синонимом которого было слово «справедливость».

Соотношение права и закона

Закон и право наиболее легко можно представить как форму и содержание, где закон выступает формой, а право содержанием. Закон является внешней формой выражения права. Юридически закон является нормативно правовым актом, принятым особым органом, в особо установленном порядке, закрепляющим определенные положения, регулирующие общественные отношения. Данные положения, как совокупность правовых норм, и будут правом, а закон будет являться непосредственно документом (носителем) правовых норм.

Что закон регулирует, а что не может?

Черту можно провести таким образом: закон регулирует те отношения, которые являются наиболее значимыми для общества. Отсутствие установленных законом правил может привести к хаосу и беспорядку, мы не будем знать, чем руководствоваться в спорах и ежедневной жизни. В тоже время, закон не регулирует, и не должен регулировать, отношения между людьми, не представляющие опасности для общества. Например, отношения дружбы никак не регулируются законом, а запрет на убийство - вполне конкретная правовая норма.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения. 1

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону». 2

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.

Характерные черты нормативно-правового акта определяет то, что он, с одной стороны, является источником юридических норм, а с другой стороны - разновидностью правовых актов.

Нормативно-правовые акты делятся на прежде всего на законы и подзаконные правовые акты.

В данном контексте понятие «закон» употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Однако в п. 1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции РФ. Она гласит так: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и фeдeрaльному закону» 1 . Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело и к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

Закону посвящались и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.

Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо. 1

Тaкaя оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также - «закон строг, но он закон». 2

В научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в узком, собст­венном его смысле. Довольно типичные, отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиниции следую­щие. Закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно вы­ражающий общую государственную волю и обладающий высшей юриди­ческой силой». Или: закон - это нормативно-правовой акт, «прини­маемый высшим представительным органом государства в особом зако­нодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». Или: «в юриди­ческом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической си­лой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».

Можно привести еще ряд аналогичных определений или сформулиро­вать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, со­держание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс - это тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодексы удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «пocмотреть» (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат) и т. д 1 .

Свoeобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п.

В частности, первоначально Свод законов Российской Империи, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополняться в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности подданных по степени участия в их составе установлений и сил государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53 Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того, Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами». 2

Разумеется, такие формы выражения законов были присущи монархической форме правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федерации в процессе законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).

Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроектов, порядок предписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм, закрепление прав человека и гражданина, определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти, фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры, определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления.

Закон занимает особое место в системе нормативно- правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме технико-юридического оформления актов референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенным референдумом. С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом 1 .

Таким образом, главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализоваться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает. 2

Нормы права, содержащиеся в такой сложной совокупности актов, не могут противоречить друг другу. Такое положение, по каким либо причинам возникнет. Исполнители окажутся в ситуации вы бора- какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право, как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть право.

Поэтому одним из основных требований является их внутренняя согласованность между собой по способам воздействия на поведение людей.

Этот принцип настолько важен для придания целостности и единства многочисленным актам, что во всех государствах цивилизованного мира он закрепляется в конституциях. В законах страны закрепляются и регулируются наиболее важные стороны общественной жизни - экономической, политической, духовной. Поэтому в регламенте парламента специально устанавливается специальная процедура законотворчества, в которой предусмотрены все стадии проработки проекта закона, его обсуждение и принятия. 1

Обычно «закон» как термин в юриспруденции употребляется для обозначения наименования того или иного нормативно-правового акта, принятого парламентом. Например, закон «О милиции», закон «О безопасности», и т.д. Но этот термин может употребляться и обобщенно: все нормативные акты законодателя являются законами в отличие от актов, других государственных органов.

Итак, закон это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. 2

Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативно – правового акта обладающего высшей юридической силой:

    законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

    законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

    законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом «О референдуме»;

    законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

    Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно- правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

    Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён. 1

Итак, рассмотрели в данном параграфе, что такое закон, его сущность, характерные черты, и основные признаки. И так выяснили, что закон- это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения. Главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила.

На данном уроке мы будем говорить о таком философском вопросе как доброта. Мы обсудим такие вопросы, как мера доброты, как вести себя справедливо по отношению к другим людям. Также нам предстоит поговорить о том, в любой ли ситуации нужно быть добрым, бывают ли добрые и злые нации.

Тема: Добродетели

Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. У великого английского поэта лорда Байрона есть замечательное произведение – мистерия «Каин и Авель». В этом произведении есть строчки «Что было бы добром, кабы не знать нам зла?». То есть на понятие доброты можно посмотреть с обратной точки зрения. Мы говорим, что меру добра, хороших дел и поступков, доброго отношения к себе и окружающим мы можем воспринять только через боль и страдания, через какие-то вещи или жизненные ситуации, которые приносят нам зло и несчастье. Подход, безусловно, необычный и интересный, но, вместе с тем, он вполне допустим при обсуждении такого философского вопроса как добро и доброта. Какие-то жесткие определения в данном случае давать бессмысленно, хотя бы потому, что понятие доброты – это понятие нравственное, а, значит, каждый будет трактовать его для себя самостоятельно, исходя из жизненного опыта.

Конечно, когда вы совершаете какие-то хорошие поступки, поступки нравственные, которые делают вас счастливыми, вы чувствуете какой-то прилив сил и хорошее настроение благодаря тому, что делаете, эти поступки можно называть добрыми делами. А значит, когда нечто подобное происходит с вами, то есть кто-то по отношению к вам делает нечто, облегчающее вашу жизнь, или нечто, отвечающее вашим нынешним интересам, убеждениям или желаниям, вы говорите о таком человеке, как о добром . Но, с другой стороны, понятно, что все мы люди и все мы имеем самые разные стороны своего характера. В разных жизненных обстоятельствах мы, конечно, можем по-разному реагировать. Не бывает людей абсолютно добрых или абсолютно злых. Мировые религии пытаются показать нам ориентиры, некие символы абсолютного воплощения доброты, но они не реальны. Если мы говорим о фигуре Иисуса Христа, то его человеческая сущность, согласно христианскому учению, идеальна; это совершенно добрый человек, который никому никогда не желал и не делал зла. В обыденной жизни вы вряд ли сможете найти таких идеальных людей, к такому идеалу можно только стремиться.

Жизнь Христа по сути это и воплощение вселенской справедливости с точки зрения морали и нравственности. Закон справедливости очень прост: поступай так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Похожий моральный императив сформулировал и Кант. То есть я не совершаю каких-то поступков, которых бы не хотел по отношению к себе, например, не хамлю другим, потому что не хочу услышать хамство в ответ. Я не ворую, потому что не хочу, чтобы украли у меня. Я не дебоширю, потому что сам не терплю дебоша и т.д. Если я живу согласно этому принципу, то, скорее всего, я буду добрым человеком. Просто в силу того, что я буду совершать поступки, которые не будут наносить не только вреда другим людям, но, скорее всего, будут им помогать. Ведь я буду делать то, что хочу, чтоб другие люди делали по отношению ко мне.

Представьте себе такое общество из людей, делающих только добрые дела. Конечно, это общество было бы идеальным и процветающим. Вы можете сказать, что окружающий нас мир не совсем такой. Да, это правда, но и сами люди не совсем такие. Мы разные и по-разному реагируем на разные жизненные обстоятельства. Но всё-таки если в нас преобладает доброта, если в нас преобладает нравственность, если мы стараемся следовать морально-этическим принципам, то наш мир будет лучше, комфортнее и добрее для каждого отдельно взятого человека.

Вы можете задаться вопросом: а всегда ли нужно быть добрым? Рассмотрим на примере такой ситуации как война. Война – это очень сложное социальное явление и, к сожалению, пока мы обойтись без этого явления не можем. Все знают, что война – это плохо. Война причиняет страдания людям, не имеющим отношения к причине конфликта, война заставляет убивать. Если мы рассмотрим историю войн за последние 500 лет, то придём к выводу, что боевые потери армий кратно меньше потерь мирного населения. Но, вместе с тем, покуда человечество не может разрешить возникающие конфликты и противоречия без военных действий, это социальное явление будет иметь место. Возникает вопрос: военный человек – это добрый или злой человек, ведь его призвание – убивать?

Военных людей действительно учат тому, чтобы убивать других людей. Но сложно сказать, можно ли называть таких людей плохими или злыми. Да, если мы, отклонившись от всех других взглядов, будем рассматривать этот вопрос, то придём к выводу, что человек, который должен убивать, злой. Но, с другой стороны, защитник Отечества, тот, кто пытается сохранить целостность нашей страны, отстоять территорию от чужеземных захватчиков, не может быть злым для нас. Именно поэтому природа добра и зла далеко не однозначна, и это очень сложный философский вопрос.

Ещё один важный момент, который нужно чётко усвоить – не существует злых или добрых народов. Нет наций, которые были бы каким-то образом изначально настроены на то, чтобы убивать, грабить или обижать других людей. Но не существует и народов, которые были бы изначально спокойными и умиротворёнными, желали другим только добра. Абсолютно в каждой нации есть люди добрые и злые. Есть люди, поступающие в одних ситуациях плохо и неправильно, а в других – справедливо и хорошо. Именно поэтому никогда нельзя навешивать какие-то ярлыки или штампы как ни на отдельного взятого человека, так и на целые народы.

Итак, мы сегодня поговорили о глобальной теме – теме добра и зла. Это очень серьёзный философский разговор не только для нас, но и для маститых учёных, которые до сих пор ставят перед собой такую проблему. Поскольку вопрос этот философский, он не требует окончательного решения и окончательного ответа. Тем не менее, вы для себя должны знать, что для того чтобы быть человеком добрым, нужно быть человеком моральным, а, значит, нужно жить в соответствии с тем самым золотым правилом, которое мы с вами сегодня называли: не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе.

У вас в учебнике в качестве примера проявление доброты приведена жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова. Это выдающийся учёный, физик-ядерщик, один из создателей советской водородной бомбы. Он принимал участие в создании ядерного стратегического щита нашего государства, но поговорим мы сейчас о Сахарове именно потому, что этот человек оказался намного более глобально мыслящим, нежели просто выдающийся учёный-физик. Представьте себе, Андрей Дмитриевич был увлечён наукой, ему было очень интересно заниматься решением физической задачи. В конечном итоге, группе учёных удалось создать цепную реакцию, обогащённую водородом, из-за которой выделяется большое количество тепловой энергии, а затем, на основе этих исследований, удалось создать водородную бомбу.

Когда Сахаров уже решил физическую задачу, он несколько переосмыслил то, что он сделал. Он понял, что теперь у людей оказалось оружие, которое может уничтожить всё человечество. Возникает вопрос: а зачем такое изобретение человеку вообще нужно? Что если такое оружие попадёт в руки безответственных политиков, и они применят его? В конце концов, в истории нашего человечества уже был пример, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это города, в которых не было крупных военных объектов, их сбросили, чтобы решить некие политические задачи, в том числе насторожить Советский Союз, продемонстрировать свою военную мощь. Жертвами данных действий стали тысячи и тысячи жителей Японии, прервались тысячи и тысячи человеческих жизней. Между прочим, до сих пор умирают люди, которые получили заражение в результате бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Так вот Сахаров всю последующую жизнь боролся с ядерным оружием. Это действительно удивительное явление, но такова природа человека. Мы иногда можем совершать ошибки или делать то, о чём потом будем сожалеть. Но если мы переосмысливаем свои действия, мы имеем возможность своей жизнью доказать, что боремся и исправляем последствия своих ошибок. Иногда, даже если нам противостоит огромное количество людей, это наш моральный выбор, это наш правильный поступок. Именно так и рождаются добрые люди.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

3. Ангстрем - планета добрых дел ().

1. Ответь на вопросы об академике Сахарове на странице 195. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как ты считаешь, во всех ли ситуациях необходимо быть добрым? Своё мнение подкрепи примерами из жизни.

3. *Запиши все пословицы и поговорки о доброте, которые ты знаешь. С какими из них ты согласен, а с какими – нет? Почему?

Слайд 2

О чем ты узнаешьЧто такое человечность Как проявить заботу о близкихЗнаком ли страх смельчакам

На какие вопросы ответишь Что такое золотое правило морали? Как смелость помогает преодолевать зло? Как научиться делать добро?

Слайд 3

§ 19 Человек славен добрыми делами

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит, хорошее. Главное правило доброго человека. Пословицы и поговорки о добре: «От добра добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Час в добре побудешь, все горе забудешь»; «Кто живет в добре, тот ходит в серебре»; «Много желать - добра не видать»; «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства»…

Слайд 4

Что такое добро. Кого называют добрым.

«Поэтическое слово»,стр.192-193 Почему принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро - это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.

Слайд 5

Доброе - значит, хорошееуч-к, стр.193-194

Какие добрые чувства вы можете назвать? Любовь, сочувствие, милосердие, сострадание, благодарность, симпатия… Добрыми могут быть дела. Приведите свои примеры добрых дел. Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?

Слайд 6

Жил на свете человек,стр. 194-195

Можно ли назвать академика Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь? А ты встречал добрых людей? Почему ты их считаешь добрыми? Подумай, считаешь ли ты себя добрым человеком или нет. Почему? А.Д.Сахаров

Слайд 7

Картинная галерея

Рембрандт. Возвращение блудного сына Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын? В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» «Пропадал и нашелся» - это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»?

Слайд 8

«Поэтическое слово»,стр.195

Булат Окуджава Каким представляешь ты себе героя этого стихотворения? Как ты понял, в чем он видит смысл своей жизни, зачем он живет на земле?

Слайд 9

Главное правило доброго человека уч-к, стр.194, 197-198

Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе Почему люди так высоко ценят его и почему это правило живет много веков?

Слайд 10

Учимся делать добро уч-к, стр. 198-199

Доброта начинается с заботы о близких. Сделай доброе дело. Накапливай опыт добрых дел. Скажи доброе слово и улыбнись.

Слайд 11

Проверь себя

В чем состоит доброе дело, добрый поступок? Каких людей на свете больше: добрых или злых? Обоснуй свое мнение. В чем суть золотого правила морали? Домашнее задание: §19, РТ 19 (все).

Слайд 12

§ 20. Будь смелым

Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Подумай! Чего, по-твоему, боятся люди? Какие синонимы есть у слова «страх»? Какие пословицы и поговорки о страхе ты знаешь?

Слайд 13

Пословицы о страхе и смелости

Смелость силе воевода. Отвага - половина спасения. Смелый приступ не хуже (половина) победы. Двух смертей не бывать, одной не миновать. Волков бояться - в лес не ходить. Семь бед - один ответ. У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки... Глаза страшатся, а руки делают. Либо пан, либо пропал. Риск - благородное дело. На всякую беду страху не напасешься. На смелого собака лает, а трусливого рвет. Один со страху помер, другой ожил. Кто смел, тот два съел - да и подавился.

Слайд 14

Что такое с т р а хуч-к, стр.199-200

Можно ли говорить, что есть люди, незнакомые со страхом? Что такое фобии? Всегда ли страх вреден? Как можно преодолеть страх? Путешествие в прошлое, стр.200 Как люди в мифах древности объясняли происхождение страха? Как ты можешь объяснить, что страх и ужас ассоциируются с войной, ссорами и раздорами?

Слайд 15

Картинная галерея

Эрьзя (С.Д. Нефедов). Ужас.

Слайд 16

Брюллов Карл Павлович: Последний день Помпеи

Слайд 17

Смелость города беретуч-к, стр. 201

Смелый человек - это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его? Какие ты знаешь синонимы к слову «смелость»? Кого называют смелым? Жил на свете человек,стр. 203

Слайд 18

Имей смелость сказать злу«нет» уч-к, стр. 203-205

«Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а умение держать себя от практики все возрастает: отсюда и герои и храбрецы».А. И. Куприн Не думай, что страх непобедим. Помни, страх и зло часто идут рука об руку. Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу. «Поэтическое слово»,стр.206

Слайд 19

Проверь себя

Что такое страх? Что такое смелость? Какую роль она играет в жизни человека? Домашнее задание: §20, РТ 20 (все).

Слайд 20

§ 21. Что такое человечность

Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. Вспомни! Кого называют личностью? Что отличает человека от других живых существ? Подумай! Почему не все поступки человека можно назвать человечными?

Слайд 21

Гуманизм - уважение и любовь к людям уч-к, стр.208-209

Вспомни! Гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования. Гуманизм Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за свои деяния. определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности

Слайд 22

«Поэтическое слово»,стр.209

РТ 21/1, «В классе и дома», №3 Человек не может жить бездумно, на нем лежит ответственность за свое будущее и будущее других людей, поскольку нет на земле существа сильнее и могущественнее человека разумного.

Слайд 23

«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».Антуан де Сент-Экзюпери

«Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».Л. Н. Толстой

  • Слайд 24

    Прояви внимание к старикам

    Гуманным или негуманным, как известно, может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Уч-к, стр.209-212 Благополучная старость зависит не только от самого человека. Чтобы старики не чувствовали себя ненужными и одинокими, им нужно помогать, проявлять знаки внимания, заботиться о них. Общение старых людей с молодыми, взаимопонимание и сочувствие продлевают старикам жизнь и поддерживают их хорошее самочувствие. Жил на свете человек,стр. 210

    Посмотреть все слайды
  • Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. У великого английского поэта лорда Байрона есть замечательное произведение – мистерия «Каин и Авель». В этом произведении есть строчки «Что было бы добром, кабы не знать нам зла?». То есть на понятие доброты можно посмотреть с обратной точки зрения. Мы говорим, что меру добра, хороших дел и поступков, доброго отношения к себе и окружающим мы можем воспринять только через боль и страдания, через какие-то вещи или жизненные ситуации, которые приносят нам зло и несчастье. Подход, безусловно, необычный и интересный, но, вместе с тем, он вполне допустим при обсуждении такого философского вопроса как добро и доброта. Какие-то жесткие определения в данном случае давать бессмысленно, хотя бы потому, что понятие доброты – это понятие нравственное, а, значит, каждый будет трактовать его для себя самостоятельно, исходя из жизненного опыта.

    2. Доброта в людях

    Конечно, когда вы совершаете какие-то хорошие поступки, поступки нравственные, которые делают вас счастливыми, вы чувствуете какой-то прилив сил и хорошее настроение благодаря тому, что делаете, эти поступки можно называть добрыми делами. А значит, когда нечто подобное происходит с вами, то есть кто-то по отношению к вам делает нечто, облегчающее вашу жизнь, или нечто, отвечающее вашим нынешним интересам, убеждениям или желаниям, вы говорите о таком человеке, как о добром . Но, с другой стороны, понятно, что все мы люди и все мы имеем самые разные стороны своего характера. В разных жизненных обстоятельствах мы, конечно, можем по-разному реагировать. Не бывает людей абсолютно добрых или абсолютно злых. Мировые религии пытаются показать нам ориентиры, некие символы абсолютного воплощения доброты, но они не реальны. Если мы говорим о фигуре Иисуса Христа, то его человеческая сущность, согласно христианскому учению, идеальна; это совершенно добрый человек, который никому никогда не желал и не делал зла. В обыденной жизни вы вряд ли сможете найти таких идеальных людей, к такому идеалу можно только стремиться.

    3. Закон справедливости

    Жизнь Христа по сути это и воплощение вселенской справедливости с точки зрения морали и нравственности. Закон справедливости очень прост: поступай так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Похожий моральный императив сформулировал и Кант. То есть я не совершаю каких-то поступков, которых бы не хотел по отношению к себе, например, не хамлю другим, потому что не хочу услышать хамство в ответ. Я не ворую, потому что не хочу, чтобы украли у меня. Я не дебоширю, потому что сам не терплю дебоша и т.д. Если я живу согласно этому принципу, то, скорее всего, я буду добрым человеком. Просто в силу того, что я буду совершать поступки, которые не будут наносить не только вреда другим людям, но, скорее всего, будут им помогать. Ведь я буду делать то, что хочу, чтоб другие люди делали по отношению ко мне.

    Представьте себе такое общество из людей, делающих только добрые дела. Конечно, это общество было бы идеальным и процветающим. Вы можете сказать, что окружающий нас мир не совсем такой. Да, это правда, но и сами люди не совсем такие. Мы разные и по-разному реагируем на разные жизненные обстоятельства. Но всё-таки если в нас преобладает доброта, если в нас преобладает нравственность, если мы стараемся следовать морально-этическим принципам, то наш мир будет лучше, комфортнее и добрее для каждого отдельно взятого человека.

    4. Всегда ли нужно быть добрым?

    Вы можете задаться вопросом: а всегда ли нужно быть добрым? Рассмотрим на примере такой ситуации как война. Война – это очень сложное социальное явление и, к сожалению, пока мы обойтись без этого явления не можем. Все знают, что война – это плохо. Война причиняет страдания людям, не имеющим отношения к причине конфликта, война заставляет убивать. Если мы рассмотрим историю войн за последние 500 лет, то придём к выводу, что боевые потери армий кратно меньше потерь мирного населения. Но, вместе с тем, покуда человечество не может разрешить возникающие конфликты и противоречия без военных действий, это социальное явление будет иметь место. Возникает вопрос: военный человек – это добрый или злой человек, ведь его призвание – убивать?

    Военных людей действительно учат тому, чтобы убивать других людей. Но сложно сказать, можно ли называть таких людей плохими или злыми. Да, если мы, отклонившись от всех других взглядов, будем рассматривать этот вопрос, то придём к выводу, что человек, который должен убивать, злой. Но, с другой стороны, защитник Отечества, тот, кто пытается сохранить целостность нашей страны, отстоять территорию от чужеземных захватчиков, не может быть злым для нас. Именно поэтому природа добра и зла далеко не однозначна, и это очень сложный философский вопрос.

    5. «Добрые» и «злые» народы

    Ещё один важный момент, который нужно чётко усвоить – не существует злых или добрых народов. Нет наций, которые были бы каким-то образом изначально настроены на то, чтобы убивать, грабить или обижать других людей. Но не существует и народов, которые были бы изначально спокойными и умиротворёнными, желали другим только добра. Абсолютно в каждой нации есть люди добрые и злые. Есть люди, поступающие в одних ситуациях плохо и неправильно, а в других – справедливо и хорошо. Именно поэтому никогда нельзя навешивать какие-то ярлыки или штампы как ни на отдельного взятого человека, так и на целые народы.

    Итак, мы сегодня поговорили о глобальной теме – теме добра и зла. Это очень серьёзный философский разговор не только для нас, но и для маститых учёных, которые до сих пор ставят перед собой такую проблему. Поскольку вопрос этот философский, он не требует окончательного решения и окончательного ответа. Тем не менее, вы для себя должны знать, что для того чтобы быть человеком добрым, нужно быть человеком моральным, а, значит, нужно жить в соответствии с тем самым золотым правилом, которое мы с вами сегодня называли: не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе.

    6. А. Д. Сахаров

    У вас в учебнике в качестве примера проявление доброты приведена жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова. Это выдающийся учёный, физик-ядерщик, один из создателей советской водородной бомбы. Он принимал участие в создании ядерного стратегического щита нашего государства, но поговорим мы сейчас о Сахарове именно потому, что этот человек оказался намного более глобально мыслящим, нежели просто выдающийся учёный-физик. Представьте себе, Андрей Дмитриевич был увлечён наукой, ему было очень интересно заниматься решением физической задачи. В конечном итоге, группе учёных удалось создать цепную реакцию, обогащённую водородом, из-за которой выделяется большое количество тепловой энергии, а затем, на основе этих исследований, удалось создать водородную бомбу.

    Когда Сахаров уже решил физическую задачу, он несколько переосмыслил то, что он сделал. Он понял, что теперь у людей оказалось оружие, которое может уничтожить всё человечество. Возникает вопрос: а зачем такое изобретение человеку вообще нужно? Что если такое оружие попадёт в руки безответственных политиков, и они применят его? В конце концов, в истории нашего человечества уже был пример, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это города, в которых не было крупных военных объектов, их сбросили, чтобы решить некие политические задачи, в том числе насторожить Советский Союз, продемонстрировать свою военную мощь. Жертвами данных действий стали тысячи и тысячи жителей Японии, прервались тысячи и тысячи человеческих жизней. Между прочим, до сих пор умирают люди, которые получили заражение в результате бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

    Так вот Сахаров всю последующую жизнь боролся с ядерным оружием. Это действительно удивительное явление, но такова природа человека. Мы иногда можем совершать ошибки или делать то, о чём потом будем сожалеть. Но если мы переосмысливаем свои действия, мы имеем возможность своей жизнью доказать, что боремся и исправляем последствия своих ошибок. Иногда, даже если нам противостоит огромное количество людей, это наш моральный выбор, это наш правильный поступок. Именно так и рождаются добрые люди.

    1. Ответь на вопросы об академике Сахарове на странице 195. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

    2. Как ты считаешь, во всех ли ситуациях необходимо быть добрым? Своё мнение подкрепи примерами из жизни.