Что значит беглая гласная. Беглые гласные правило. Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных

В переводческой практике часто случается, что в тексте оригинала попадаются аббревиатуры, незнакомые переводчику. Очень важно правильно расшифровать такие сокращения для качественного перевода оригинала на русский язык или другой иностранный язык. В этом поможет подборка словарей аббревиатур, акронимов для перевода с английского, французского, немецкого и других языков.

С помощью формы, приведённой ниже, вы сможете расшифровать любые аббревиатуры, встретившиеся вам в тексте.

Это наиболее полный словарь сокращений , в нём присутствуют аббревиатуры и акронимы на многих языках мира (кроме русского, сокращения русского языка см. ниже).

Словари аббревиатур, акронимов, сокращений

Довольно часто пользователи ищут расшифровку таких сокращений, как пп или п/п, которые часто употребляются в таблицах в графе "номер по порядку". Однако, у таких коротких сокращений может быть не одна, а несколько расшифровок. Поэтому нужно внимательно смотреть, соответствует ли выбранный вариант тематике документа. Так, например, аббревиатура ПО может быть расшифрована как "производственное объединение", так и "программное обеспечение" или ещё несколько десятков вариантов.

Словарь сокращений русского языка
Онлайн словарь аббревиатур, акронимов и сокращений русского языка. Есть возможность расширенного поиска (по значению, по точному вхождению).


Он лайн словарь сокращений, акронимов и аббревиатур русского языка, имеющих отношение к науке и технике.


Он лайн словарь сокращений украинского языка - словник скорочень української мови. В словаре 10359 сокращений украинского языка.


Словари аббревиатур: английские, французские, испанские, немецкие, голландские, итальянские, португальские. Выберите нужный язык и введите аббревиатуру для расшифровки.


Расшифровка аббревиатур. Можно выбрать область деятельности, в которой нужно найти аббревиатуру: компьютеры, интернет, наука, бизнес, медицина, государственное управление, общество, регионы и т.п.


Поиск аббревиатур, возможно, что в основном немецких, так как сайт немецкий.


еще один сайт для поиска аббревиатур, сокращений, акронимов.


- сокращения, используемые в международной торговле.


приведена расшифровка сокращений, часто встречающихся в коммерческой практике.


сокращения названий химических соединений.


Для поиска нажмите на букву, с которой начинается сокращение. Для поиска нужного сокращения на странице воспользуйтесь функцией поиска вашего браузера.


В медицинских сокращениях важно точное соответствие, так как замена прописной буквы на строчную или наоборот во многих случаях может исказить смысл.


- немецкие сокращения, принятые в юридической практике.

К словообразовательным словарям примыкают словари сокращений, представляющие сложносокращённые слова, способ образования которых отражает одну из наиболее активных тенденций в русском словообразовании. Этот тип лексикографических изданий расшифровывает и объясняет употребляемые или употреблявшиеся ранее в русском языке сокращения. В словарях представлены разнообразные типы сокращений: буквенные аббревиатуры, сложносокращённые слова, графические сокращения. Расшифровываются сокращённые наименования государств, партий, организаций, учреждений и т.п.

Неоднократно переиздававшийся «Словарь сокращений русского языка» под редакцией Д. И. Алексеева содержит в основном аббревиатуры советской эпохи. Обновлённый «Словарь сокращений современного русского языка» С. В. Фадеева, «Новый словарь сокращений русского языка» под редакцией Е.Г. Коваленко включают новообразования 1990-х гг. Новый материал отражён и в «Словаре русских сокращений и аббревиатур» Н.Н. Новичкова.

Издание «Новые сокращения в русском языке» (составители Е.Г. Коваленко, А.В. Киселёв, С.В. Курбатов) включает сокращения, не вошедшие в «Новый словарь сокращений русского языка» под редакцией Е.Г. Коваленко 1995 г., а также появившиеся в русском языке в период 1996-1999 гг., например: ЯР - ядерный реактор, Яр. - ярославский, Яр. - Ярославль, Я Б - ядерная бомба, Я В - ядерный взрыв, ЯВПД- ядерные вооружения промежуточной дальности (мн. ч.), ЯМ- якорный механизм, ЯМ - ящичная мина. Приводятся сокращения и полные наименования федеральных органов исполнительной власти и органов при Правительстве РФ, а также правила их написания. Например: МЧС России (не скл.) - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Минздрав России - Министерство здравоохранения Российской Федерации, ВАК России {не скл.) - Государственный высший аттестационный комитет Российской Федерации.

«Словарь сокращений современного русского языка» Г.Н. Скля- ревской содержит новейшие сведения о значении аббревиатур, их правильном произношении, о родовой принадлежности, о возможности склонения, о допустимых вариантах употребления в официальной и разговорной речи. Многие аббревиатуры описываются в словаре впервые.

Краткий словарь-справочник Г.Н. Скляре вс кой и И. О. Ткачёвой «Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространённые сокращения в современном русском языке» построен в соответствии с концепцией серии словарей «Давайте говорить правильно!». Он содержит инициальные сокращения, относящиеся преимущественно к политической, экономической и социальной сферам жизни. Среди представленных в словаре аббревиатур немало совсем новых: ЕГЭ - «Единый государственный экзамен», БАД - «биологически активная (пищевая) добавка», ОСАГО - «обязательное страхование автогражданской ответственности», ИНН- «идентификационный номер налогоплательщика», ФОМС - «фонд обязательного медицинского страхования». Словарь демонстрирует своеобразную омонимичность аббревиатур, которую необходимо учитывать в речевой практике, например: ЕЭС - «Европейское экономическое сообщество», ЕЭС - «Единая энергетическая система», МС - «Международный суд (ООН)», МС - «Межпарламентский союз», МС - «Муниципальный суд», МС - «Миротворческие силы». В связи с тем, что в русском языке представлены буквенные, звуковые и буквенно-звуковые аббревиатуры, важными для пользователя оказываются указания на произношение, например: РГНФ («Российский гуманитарный научный фонд») произносится [эр-гэ-эн-эф], а РФФИ («Российский фонд фундаментальных исследований») произносится [эр-фэ-фэ-й]. Нередко сложности в использовании аббревиатур связаны и с их родовой принадлежностью и склоняемостью/несклоняемостью. Словарь даёт необходимые указания с учётом возможной стилистической дифференциации, например: ГУОП, ГУОПа, м. и (офиц .) нескл., ср.; МРОТ, нескл. и (разе.) МРОТа, м. НЛО, нескл., м. и (разе.) ер.

В «Словаре аббревиатур иноязычного происхождения» Л.Н. Барановой рассмотрены аббревиатуры типа НАТО, НАСА, СД, DVD, дана их расшифровка, указано их произношение и употребление в речи.

Баранова Л.Н. Словарь аббревиатур иноязычного происхождения [около 1000 аббревиатур]. М.: АСТ-Пресс Книга, 2009. 320 с. Новичков Н.Н. Словарь современных русских сокращений и аббревиатур: 12 000 сокращений и аббревиатур. М.: Тривола; Париж: ИН- ФОГЛОБ, 1995.297 с.

Новые сокращения в русском языке: правила написания, сокращения и полные названия федеральных органов исполнительной власти и органов при Правительстве Российской Федерации на 01.04.1999 [около 10 000 сокращений] / сост. Е.Г. Коваленко, А. В. Киселёв, С. В. Курбатов; под ред. И.В. Фаградянца. М. : ЭСТ, 2001. 159 с.

Новый словарь сокращений русского языка [около 32 000 сокращений] / сост. Л.Б. Бернштейн, Р.Х. Гайнутдинова, А.И. Кортенев [идр.]; под общ. ред. Е.Г. Коваленко. М.: ЭТС, 1995. 668 с.

Скляревская Г.Н. Словарь сокращений современного русского языка [более 6000 сокращений]. М.: Эксмо, 2004. 444 с.

Скляревская Г.Н., Ткачёва И. О. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространённые сокращения в современном русском языке: краткий словарь-справочник . М. : Academia; СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. 149 с.

Словарь сокращений русского языка [около 17 700 сокращений] / сост. Д.И. Алексеев, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров; под ред. Д.И. Алексеева. 4-е изд., стереотип. М. : Русский язык, 1984. 485 с. .

Фадеев С. В. Тематический словарь сокращений современного русского языка [около 20 000 сокращений]. М.: Руссо, 1998. - 537 с. Фадеев С. В. Словарь сокращений современного русского языка [около 15 000 сокращений]. СПб.: Политехника, 1997. 527 с.

Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Христолюбова Юлия Андреевна,

1 к.к.


Актуализация знаний

  • 1. Что изучает морфемика?
  • Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)
  • 2. Что такое приставка?
  • Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит дя образования новых слов
  • 3. Что такое корень слова? Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов
  • 4. Что такое суффикс?
  • Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов
  • 5. Что такое окончание?
  • Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых форм слова

Вспомним…

ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ Г//Ж; Х//Ш; Т//Ч

  • Чередующие согласные в корне слова

Крат- (-кращ-): краткий,

прекратить, прекращение,

сократить, сокращать,

сокращение


чередования

Река казак

Обида водитель


Понаблюдаем…

  • И.п. Огурец
  • Р.п. огурца
  • И.п. День
  • Р.п. дня
  • Что изменилось в словах?

Сформулируй тему урока

  • Убежала гласная…
  • Беглые гласные в корне слова

Убежала гласная…

  • БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело) (т олковый словарь Ожегова С. И.)

Чередование – это закономерная замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов.

Беглые гласные звуки, которые то появляются, то исчезают в морфеме.

Беглые гласные - э то чередование звуков О и Е с нулем звука.


Попробуем поймать беглую гласную

Д е нь- дня

Лед -

Огонь-

Камень-

Дымок -

Огонек -

Молодец -

Ситец-

Боец -

Петушок-




Оценка познавательной деятельности

  • задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
  • задание выполнено

неточно, ставьте знак вопроса(?).


Упражнения

  • 1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?
  • 1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение,
  • 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
  • Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
  • 2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?
  • Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .
  • 3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня?
  • Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
  • 4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .
  • Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

Выполним задания

  • Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого» .

Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова


Проверь себя

  • Дрожит
  • Дрожь
  • Дрогнуть
  • Вздрагивать

2. Являются ли однокоренными слова пень-пня, флажок – флажка ?


  • 3. Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) успех , 2) ночной,

3) гитара


  • 4. Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек , 2) смотреть,

3) стрельба, 4) птица


Проверим…

  • Сегодня мы говорили о…
  • Сегодня мы повторили…
  • Чередование согласных в корне слова – это…
  • Беглые гласные в корне слова – это…

Диагностическая карта


Диагностическая карта

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»



Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Данная учебно-методическая разработка разработана по новому стандарту и предназначена для урока методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС

Урок русского языка на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные».

Тип урока: ОНЗ. Чудесное рядом с нами

Цели:

- формирование:

а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

- развитие : умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

орфографической и пунктуационной грамотности;

мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов, а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске(слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.

Учитель: Дома вы должны были подготовить друг-другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделится на четыре зоны.(по расположению парт) !1-я зона задает 2-ой, и т.д.

Вопросы:

Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

Как называются части слова? (Морфемы).

Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)

Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

С чего начнем наше познание нового?

Ученик: С повторения, что знаем о морфемах

Учитель: Какой способ повторения нашей темы выберем?

Ученик: Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)).

Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни.( Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).

комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник

Учитель: Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)

Учитель: Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

Учитель: Правильно, В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова. Какой мы можем сделать вывод?

(Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)

Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова, падеж слова огурец, день и запишите.

(огурец-огурца, день-дня)

Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)

Учитель:Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)

Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?

(Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)

Учитель: Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?

Учитель: Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка-(материал усвоен на достаточном уровне)

Учитель: Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).

Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

Учитель: Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования Мы не знаем с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец-огурца, сон-сна, день-дня ).

Учитель: Чем являются пары слов? (Формы слова)

Учитель: Попробуйте об ъяснить орфограммы в данных словах . (У нас нет вариантов объяснения.)

Учитель: Почему вы не можете объяснить куда убегает гласная при изменении слова?(- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных)

III .Выявление места и причины затруднения.

Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).

Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).

IV . Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, способ, план, средство).

Учитель:- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных

Учитель: Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.

1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.

Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.(круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)

Учитель: А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.(да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)

Учитель: Так, что, называется чередованием? (ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

Учитель: Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

Их будем однокоренными звать.

Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?

Запишите: золото – злато (учитель записывает на доске)

Что вы заметили интересного в формах этого слова?

Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.

Понаблюдайте за формами следующих слов (каждой зоне раздаются карточки со словами)

1- Берег, береговой - брег, прибрежный

2-Ворота, подворотня – врата, вратарь

3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший

Вывод: Следовательно , в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).

Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)

По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,

(БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)

Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)

Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

О чём мы с вами будем сегодня говорить?

Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам(группам) Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

План работы: -Прочитайте самостоятельно статью

Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

Поясните, что произошло.

2 зона: Какие гласные могут убежать?

План работы:

1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,

2. Назовите гласные, которые убегают

3.Приведи свои примеры, используй материал учебника (беру-брать, ветер-ветра)

3-я зона:

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

Рассмотрите примеры правила

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными

4-я зона.

С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

План работы:

Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные

3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах-ек,-ик?(при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.

Выступление групп.

Учитель: Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них Давайте послушаем, что он расскажет.

(На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е, они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым, эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)

Учитель: В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг-другу по зонам Остальные будут отвечать на мои вопросы.

. Реализация построения проекта.

Откройте учебник на странице 99, упражнение 298.

Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали?

(- Такие звуки называют «беглыми». Потому что они «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)

Со н – сн а, пе нь – пн я, де нь – дн я, оте ц – отц а, кусо к – куск а, ро т – рт а, пё с - пс а

Еще какие наблюдения вы провели? (что беглые согласные появляются не только в корнях, но и в суффиксах. Такую особенность имеют только «круглые» о, е . А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)

Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод? (От изменения формы слова).

Молодцы! Вы очень наблюдательны.

Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: I шаг. Измени форму слова.

II шаг.

Да Нет

Пиши Е или О Пиши И

- Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Мы знаем, что есть гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .).

-Как определить беглую гласную в данных словах?(Обратиться к эталону).

Прочитайте на доске примеры:. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить чередующиеся звуки и беглые гласные).

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. Сон-сна (беглая гласная О в корне, «убегает», если поставим слово в родительный падеж).

2 вариант. Кубанец-кубанца (беглая гласная Е в суффиксе, «убегает», если поставим слово в родительный падеж

Продолжаем самостоятельно

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Вы уверены в своих умениях? (Да).

Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.1 шаг- Измени форму слова. II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Да Нет

Пиши Е или О Пиши И

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к

Песоч..к

Диванч..к

Кружоч..к

Лап..ть

Ключ..к

Камеш..к

Ножич..к

Ребён..к

Зайч..к

Задание для всех: Помогите вернуть беглые гласные., что для этого нужно сделать? (. Изменить форму слова )

окно – окон

пушинка – пушинок

близкий – близок

громкий – громок

пёрышко – пёрышек

песня – песен

полотенце – полотенец

пятно – пятен

кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу 7 минут.

- … минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).Эталон: I шаг.

Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку»знаний? (Можем определить чередование звуков, правильно выделить корень и определить беглую гласную).

К какой группе можно применить прием проверки звуков? (К чередующимся).

Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

Почему? (Мал объем практического применения нового знания).

Тогда работаем над следующим заданием: 1)Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого». Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова (дрожит) –(Дрожь, дрогнуть г//ж, вздрагивать о//а)

2)Являются ли однокоренными данные пары слов? Опо здать – опа здывать,Вле зть – вла зить, Готов ить - готовл ю.

3) Являются ли однокоренными слова? Пень-пня. Флажок – флажка

4)Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара

5) Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

6)Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?1. сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен – льна –(в корне)

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв (в приставке),

3. подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен – прекрасны(в суффиксе)

Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.

Хорошо быть беглой гласной. Неприсутствием блеснуть...

Обладать чудесным даром
Беглой "Е" (ловец - ловца):
Постояла под ударом
И исчезла из словца. Лариса Миллер.

"Беглыми" называются гласные, выпадающие при склонении: сон-сна; мешóк-мешкá

I Х.Рефлексия учебной деятельности.

Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).

В чем суть правописания данных слов? .

Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных).

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

1. Кто научился выделять корни с чередую­щимися звуками, применять изученные правила, объяс­нять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть беглые гласные,но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419из параграфа 71. Рассмотреть таблицу и сде­лать вывод: в каких частях слова бывают беглые глас­ные

2 Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные,но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420. Рассмотреть таблицу и сде­лать вывод: в каких частях слова бывают беглые глас­ные

3. Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»и придумайте 5-6предложений по теме « В лесу».

4. Задания для умников и умниц!

Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

Записать свои примеры слов с чередова­ниями. Ос­ложненное списывание по дид.карт

Спасибо, я вами довольна.

Медиа-урок по русскому языку в 3 классе.

(2 четверть, урок 59)

Тема: «Беглые гласные в корне слова»

образовательная: формировать представления о беглых гласных посредством

наблюдения за словами, уметь разбирать по составу слова с беглыми

гласными, различать синонимы, однокоренные слова и формы одного

и того же слова;

развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение работать в парах,

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

воспитывающая: формировать мотивы учебной деятельности за счет привлекательности

медиа-урока, продолжить воспитание у учащихся интереса к русскому

языку, осознание его неограниченных возможностей.

Оборудование:

медиа-проектор, презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1. Вводная беседа.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

С ним мы вместе поплывем

В ту страну, в которой сами

Правила и орфограммы

Изучаем день за днем

Её грамматикой зовем.

Итак, отправляемся в путь вслед за сказкой …

Прочтите стоки. Из какого они произведения? Назовите сказку полным названием.

Найдите однокоренные слова в отрывках. Какие процессы происходят в корнях этих слов?

С какой темою мы познакомились на прошлом уроке. Вспомните, какие согласные могут чередоваться в корне слова? /СЛАЙД 2/

2. Проверка домашнего задания

Какое задание было в упражнении? (фронтально) упр. с. 122 /СЛАЙД 3/

3.Чистописание

/СЛАЙД 4/ Мы снова в сказке Пушкина. Прочтите строки.

Объясните, почему некоторые слова записаны с заглавной буквы.

Запишите первые четыре строчки красиво и аккуратно. /СЛАЙД 4/ щелчок

3. Введение в новую тему.

Объясните слова «сияя в злате». Подберите к нему слово из современного русского языка (золото). /СЛАЙД 6/

Посмотрим, что происходит в корне. Гласная то появляется, то «выпадает». То же происходит и в слове «вышли». /СЛАЙД 7/

/СЛАЙД 8/ - Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Измените их так, чтобы выделенная гласная «выпала». /СЛАЙДЫ 9 - 11/

Если не можете справиться, попросим подсказку компьютера.

3. Новая тема.

1. Сообщение темы урока.

Гласные, которые то появляются, то «убегают», называются беглыми гласными.

И о них пойдет сегодня речь на нашем уроке./СЛАЙД 12/ Мы научимся находить и возвращать «беглецов» в слова и выясним, для чего же нужно это уметь делать.

2. Первичное закрепление.

Мы снова в сказке Пушкина. В ней встречается много устаревших слов, в которых происходит процесс, о котором мы говорим на уроке – беглые гласные. Случается, что устаревшие слова и современные соседствуют, то есть встречаются вместе. Вот пример.

/СЛАЙД 13/ Найдите два таких слова. /СЛАЙД 13/ щелчок

3. Парная самостоятельная работа.

Мы убедились, что в сказке о царе Салтане достаточно много слов с беглыми гласными:

/СЛАЙД 14 /

Но и в современном русском языке они есть. Давайте в этом убедимся, выполнив парные задания. Измените слова по вопросам-подсказкам, скажите, какие процессе происходят в их корнях. /Работа по карточкам. Проверка./

1. Сон, сонный, уснул, приснился – беглая гласная .

2. Огонь, огонёк, огненный – беглая гласная

ветер, ветерок, ветреный – беглая гласная

3. Рука – ручной, приручить – чередование согласных

друг, дружный, дружить – чередование согласных

4. Слух, слуховой, слушал, прислушаться - чередование согласных

Берег, бережок, береговой, прибрежный - беглая гласная

4. Упражнения в нахождении беглых гласных.

Работа в тетрадях. Упр. 84 с. 123

Что происходит в корне этих слов? (Исчезает беглая гласная)

У доски – двое учащихся записывают слова парами, выделяют беглую гласную.

Влияют ли беглые гласные на способы проверки безударных гласных? (Нет.)

4. Электронная физкультминутка для глаз.

Вспомните строки к данной иллюстрации. /СЛАЙД 15/ Послушаем песенку белочки и одновременно выполним гимнастику для глаз – следите глазами за перемещающимися предметами. . /СЛАЙД 16/

5. Закрепление.

1. Измените данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Понаблюдайте, что происходит в корне. Работа у доски. /СЛАЙД 17 – 22/

Какие гласные могут чередоваться в корне? (Чаще всего о и е )

Влияет ли беглая гласная на способ проверки безударной гласной? /Нет/

3. - Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне, ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных? /СЛАЙД 23/

Когда мы подбирали в чистописании устаревшие слова, мы расширяли словарный запас.

Изученные процессы в корне слов помогут грамотно писать подобные слова.

Правильно подбираем однокоренные слова.

Помогут ли нам эти знания в разборе слов по составу? (Да)

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Наше путешествие, как и сказка, подошло к концу. Во время урока нас сопровождала музыка великого русского композитора Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Я надеюсь, что этот урок не только дал вам знания, но и доставил удовольствие.

А чтобы закрепить то, что вы узнали, выполните домашнее задание – упр. 87 стр. 124

/СЛАЙД 24/ щелчок

А оценки сегодня получили следующие ребята…