Биография бабура. Биография захириддин мухаммад бабур. Бабур -Завоеватель. Основатель Империи Великих Моголов

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур - узбекский и индийский правитель, прославленный полководец, политик и общественный деятель, основатель государства Великих Моголов в Индии, писатель, поэт - появился на свет 14 февраля 1483 г. в городе Андижан. По отцовской линии был потомком рода Тимуридов, праправнуком знаменитого Тамерлана. Не исключено, что его предком по материнской линии был Чингисхан. Мальчику не было и 12 лет, когда после отца он стал возглавлять Фергану, небольшое княжество.

С тех пор его жизнь его проходила в непрекращающейся междоусобной феодальной борьбе. В 1504 г. он был вынужден покинуть Среднюю Азию из-за нашествия на его родные земли прибывших из Сибири тюркских племен. Он не просто бежал в Афганистан: в том же году им при содействии правителя Герата, его родственника, были захвачены Кабул, Хотан, Кашгар, Кандагар, Кунгдуз. В Кабуле он начал формировать мощную армию. Его целью были Самарканд и Бухара, но походы, предпринимаемые вплоть до 1512 г., ни к чему не привели. После этого Бабур Захиреддин Мухаммед обратил свой взор на Индию, положив тем самым начало новому этапу своей биографии. Его сердцем и умом владело желание стать правителем великой страны, и без завоевания Индии Бабур не видел возможности воплотить его в жизнь.

Но Индия покорилась ему не сразу. В 1518 г. Бабур предпринял поход на Северо-Запад этого государства, Пенджаб, однако вынужден был возвратиться из-за необходимости решать серьезные проблемы на своих землях. Новый завоевательный поход был предпринят в 1524 г., и его результатом стало взятие Лахора. Поначалу Бабуру содействовал Даулат-хан, наместник Пенджаба, который был заинтересован в том, чтобы Ибрахим Лоди, возглавлявший Делийский султанат, был повержен и освободил престол. Однако когда Даулат-хану стало понятно, что Бабур не собирается уходить с завоеванных земель, он пытался оказать сопротивление, но потерпел поражение. В апреле 1526 г. состоялась переломная битва, в которой участвовали войска Бабура и армия султана Ибрахима Лоди, насчитывавшая 40 тысяч человек. Победа осталась за Бабуром. Путь к Дели ему был прегражден раджой Санграмом Сингхом, властителем Мевара, но в марте 1527 г. Бабур снова за счет превосходства в артиллерии в бою при Кхануа одержал победу, которая знаменовала взятие им под контроль Северной Индии.

Основанное им в 1526 г. государство, названное позднее, при английских колонизаторах, империей Великих Моголов, просуществовало до середины XIX ст. К 1529 г. Бабур Захиреддин Мухаммед владел территориями Восточного Афганистана, Пенджаба и долины Ганга, простиравшимися до рубежей Бенгалии. Созданием централизованной государственной системы занимались уже его наследники.

Бабур был не просто талантливым полководцем, покорителем земель. Глядя на местное население – «неверных» с позиции завоевателя, он тем не менее, был к нему достаточно снисходителен; преследование затрагивало только тех, кто был настроен по отношению к новому повелителю откровенно враждебно. Бабур стремился понять специфику мировоззрения и традиций, содействовал тому, чтобы в городах было большая зеленых насаждений, чтобы строились библиотеки, караван-сараи, развивалась торговля. Он считался любителем искусства, человеком образованным и любознательным: Афганистан, Средняя Азия, Индия - все эти территории интересовали Бабура с точки зрения культуры, истории, фауны и флоры.

Снискал славу не только на государственном, но и на литературном поприще. Считается, что именно он из среднеазиатских поэтов стал первым писать на узбекском; сочинял он на таджикском и джагатайском языках. Характерная черта его поэзии, сохранившейся в виде дивана лирических стихов, - афористичность. Главным его сочинением является «Бабур-наме» - автобиография, «первооткрыватель» жанра мемуаров в узбекской литературе. Описывая события 1493-1529 гг., она дает представление не только о практически всей жизни основателя империи, но и нравах того времени, образе жизни богатых феодалов.

26 декабря 1530 г. покоритель Индии умер, завещав большую часть владений старшему сыну. Выполняя последнее желание Бабура, его останки похоронили в Кабуле, саду Баг.

Деятельность Бабура в Средней Азии. Бабур, основатель империи Моголов в Индии, был чагатайским тюрком1. Он был потомком Тимура по прямой мужской линии, а по линии матери он мог претендовать на происхождение от Чингиз-хана.

Его отец-Умар Шейх Мирза-правил Ферганой. Бабур родился в Фергане в феврале 1483 года. Его отец умер в 1494 году, и он наследовал отцовское княжество в возрасте одиннадцати лет.

Бабур исключительно быстро развился. Старший и младший его дяди по отцу умерли вскоре один после другого; начались распри за овладение Самаркандом, который был завоеван Бабуром в 1497 году, когда победителю едва исполнилось пятнадцать лет. Вскоре после этого он потерял эту столицу Средней Азии, будучи всецело занят сохранением своей власти в Фергане. Затем он снова завоевал Самарканд, но это повлекло за собой столкновение с Шей-бани-ханом, вождем кочевников-узбеков, который нанес Бабуру поражение в битвах при Сар-и-Пуле и Ахси и вытеснил его из Самарканда и Ферганы.

Эти поражения сделали Бабура странником, «передвигающимся,-как он пишет в своей автобиографии,-с одного квадрата на другой, подобно шахматному королю». Ему удалось захватить Кабул в 1504 году, свергнув там узурпатора. Тем самым обстоятельства направили внимание Бабура на юго-восток. Однако Бабур получил еще одну возможность восстановить свое положение в Средней Азии. Шейбани-хан, казалось, подобно Чингиз-хану и Тимуру, стремился к завоеванию мира. Он вызвал вражду шаха Исмаила, сефе-видского правителя возрожденной Персидской империи. Шах Исмаил наголову разбил Шейбани-хана и убил его. Бабур, повидимому, послал шаху Ис-маилу подарки, которые тот счел данью. Шах Исмаил, как поборник шиизма, согласился восстановить Бабура в Самарканде и Бухаре, но он, повидимому, настаивал, чтобы Бабур согласился способствовать распространению шиитских доктрин. Хотя и ослабленные смертью Шейбани-хана, узбеки оказали сопротивление Бабуру, и он не смог занять Самарканда. Персидская армия была разбита в битве при Гадж-Даване; персы приписывали поражение отступничеству Бабура.

Деятельность Бабура за пределами Индии значительно повлияла на его деятельность в Индии. В битвах при Панипате и Кхануа мы видим в Бабуре сложившегося воина, который умел переносить тяжелые испытания, изучил использование огнестрельного оружия благодаря связям с персами и применение тулугмы (фланговой атаки) в войнах с узбеками. Тактика узбеков состояла в обходе флангов противника и в одновременной атаке на бешеном карьере в лоб и в тыл неприятеля. Эффективное соединение хорошо обученной конницы и нового огнестрельного оружия, а также блестящая тактика, обеспечив-* шая Бабуру победы при Панипате и Кхануа, были плодами его опыта в Средней Азии. Другой фактор, который часто остается незамеченным, заключается

1 Чагатай был вторым сыном Чингиз-хана.

ИСТОРИЯ ИНДИИ

в том влиянии, какое бурная юность и романтичные приключения Бабура оказали на политику Моголов в Средней Азии во времена его преемников.

Деятельность в Афганистане. В апреле 1512 года попытки Бабура осуществить свои притязания в Средней Азии потерпели полный провал. После этого он перебрался в Кабул. Кандагар был захвачен в 1512 году. Богатства Индии уже занимали его предприимчивый ум и дразнили его воображение. В 1516 году он был поглощен реорганизацией армии, отливанием пушек и совершенствованием тактики, что было необходимо в связи с применением огнестрельного оружия.

В первый раз Бабур вторгся в Индию в 1519 году. Он воевал против юсуф-заев. Был также предпринят поход против Биджаура в 1520 году. Ьудучи потомком Тимура, Бабур рассматривал Пенджаб как свое наследственное владение. В 1524 году он преодолел Хайберский проход, перешел Джелум и Че-наб и подошел к Дибалпуру, который он пытался взять приступом. Однако ему пришлось отступить к Лахору и вернуться в Кабул. Он рассчитывал на помощь двух недовольных вельмож из государства Лоди-Даулат-хана Лоди и Алам-хана Лоди,-которые обратили оружие против него, когда поняли, что целью его является скорее завоевание, нежели грабеж. Теперь положение изменилось. Бабур стал готовиться к нанесению сокрушительного удара ослабевшему афганскому Делийскому государству.

Лервая битва при Панипате (1526 г.). В ноябре 1525 года Бабур выступил из Кабула и вошел в Пенджаб с армией в 12 тысяч человек. Даулат-хан Лоди, оказавший ему сопротивление, был побежден и признал себя вассалом Бабура. Из Пенджаба Бабур двинулся по направлению к Дели. Ибрахим Лоди выступил из Дели ему навстречу. Ибрахима Лоди Бабур описывал как «неопытного молодого человека, который двигался в походе без предосторожности, останавливался или отступал без всякого плана и вступал в битву не подумав». Такой человек не мог рассчитывать на победу над столь опытным воином, как Бабур.

Решительная битва произошла 21 апреля 1526 года при Панипате, где так часто решалась судьба Индии. И действительно, если врага, идущего с северо-запада, не удавалось остановить у Хайберского прохода, полем битвы неизбежно становился район между Сатледжем и Джамной. Так как пенджабские реки можно было зимой во многих местах перейти вброд, трудно было держать линию обороны на реке. Враг мог легко ее перейти во многих местах. Естественно, что ближайшим выгодным местом для решительной битвы являлись обширные равнины между Сатледжем и Джамной, где могло быть лучше использовано преимущество в численности войск и где оборонявшаяся армия имела в тылу Дели и Агру.

В Панипат Ибрахим привел сорокатысячную армию. Однако эта плотная масса войск представляла превосходную мишень для пушек Бабура, которыми управляли два специалиста-устад (мастер) Али и Мустафа. Ровная местность была хорошо приспособлена для действий конницы и для применения фланговой тактики Бабура.

Бабур укрепил свою слабую передовую линию, поставив в ряд повозки, с тем чтобы держать афганцев вдоль растянутого фронта и тем самым обеспечить себе возможность атаковать фланги. Ибрахим потерпел полное поражение, и число убитых афганцев было огромным. Военное искусство Бабура, прекрасное взаимодействие его конницы и артиллерии принесли ему полный успех. Немедленно после этого он занял Дели и Агру. Щедрость по отношению к своим последователям и богатые подарки друзьям в Самарканде, Кашгаре, Хорасане, Персии и Кабуле сделали имя Бабура известным в отдаленных землях, породили стремление подражать ему и помогали ему пополнять свою армию. Ему удалось также убедить своих приверженцев остаться в Индии.

БОРЬБА АФГАНЦЕВ И МОГОЛОВ ЗА ВЛАСТЬ

Сопротивление раджпутов и афганцев-битвы при Кхануа и Гогре. Два

врага, с которыми пришлось бороться Бабуру, чтобы обеспечить себе господство в Индостане, были афганцы на востоке и раджпуты под предводительством раны Санграма Сингха, правителя Мевара. Афганцы на востоке с Иасир-ха-ном Лохани и Мааруфом Фармули во главе рассеялись при появлении посланных против них войск старшего сына Бабура, Хумаюна. В течение восьми месяцев, истекших после поражения Ибрахима при Панипате, власть Бабура распространилась от Аттока до Бихара. Мультан был также присоединен к его владениям.

На юге владения Бабура простирались до Калпи и Гвалиора. Но нужно было смотреть в глаза опасности, угрожавшей из Раджпутаны. Бабур прекрасно понимал, что ему придется встретиться с испытанным воином. Рана Санга имел уже раньше дело с Бабуром. Последний жаловался, что между ним и раной была договоренность, что рана нападет на Агру, когда Бабур пойдет походом на Дели. Рана, в свою очередь, жаловался, что в нарушение прежнего соглашения Бабур захватил Калпи, Дхолпур и Биану. Санга признал султана Махмуда Лоди, которого поддерживали афганцы на западе, законным претендентом на престол в Дели.

Спор между Бабуром и раной разрешился в битве при Кхануа (27 марта 1527 г.). Раджпутская конница не смогла устоять против сокрушительного огня Мустафы, сражение было упорным, поскольку раджпуты имели численное превосходство. Но решающую роль сыграла артиллерия. Раджпуты и их афганские союзники потерпели полное поражение. Битва при Кхануа сделала невозможным установление власти раджпутов в Северной Индии на развалинах Делийского султаната. Вслед за этим потерпел поражение Медини Рай-один из наиболее выдающихся военачальников раны Санги, который командовал важной крепостью Чандери в Мальве. Рана умер, убитый горем, в 1528 году.

Избавившись от угрозы со стороны раджпутов, Бабур повернул против афганцев на восток. Афганцы враждовали между собой. Столкновения между домами Лохани и Лоди были пагубны для афганских интересов. В 1529 году султан Махмуд Лоди объединил значительную часть афганцев под своим руководством. Бабур направился на восток через Аллахабад, Бенарес и Газипур. Джалал-уд-дин Бахар-хан Лохани покорился ему. Бабур занял Бихар. Армия Нусрат-шаха, султана Бенгалии, которая пришла на помощь афганцам, оказала Бабуру сопротивление на берегах Гогры. Бабур блестяще осуществил переправу под сильным огнем. Бенгальская армия бежала в беспорядке. Нусрат-шах заключил мир с Моголами. Другие афганские вожди также покорились. Таким образом, битва на реке Гогре (6 мая 1529 г.), по крайней мере на время, уничтожила возможность политического возрождения афганцев.

Оценка деятельности Бабура. Бабур умер 26 декабря 1530 года. Имеются указания на то, что в последние дни его жизни во дворце был организован заговор с целью устранить его старшего сына Хумаюна. Если такой заговор действительно имел место, то он окончился полной неудачей, и Хумаюн спокойно наследовал Бабуру. Бабур как правитель не обладал выдающимися способностями. Он был прежде всего воином. Старая, стихийно сложившаяся система управления, существовавшая до него, сохранялась и при нем. Он оставил своему сыну обширную империю (простиравшуюся от Аму-Дарьи до Бихара), которая не была сплочена и которую можно было удержать лишь при помощи военной силы. Английский историк Лен Пул правильно охарактеризовал Бабура как «промежуточное звено между Средней Азией и Индией, между дикими ордами и имперской организацией управления, между Тамерланом и Акбаром».

ИСТОРИЯ индии

Автобиография Бабура. Бабур обладал хорошим литературным вкуп м. Он хорошо писал как на фарси, так и на тюркском языке. Наиболее важным источником наших сведений о его деятельности является превосходная автобиография, которая первоначально была написана на тюркском я.*ы-ке, затем переписана его сыном Хумаюном и переведена на язык фарси при Акбаре. Как указывает английский историк Элфинстон, «его мемуары содержат подробное описание жизни великого тюркского монарха наряду с выражением его личных мнений и чувств, свободное от маскировки и утаивания, а также от показной откровенности и прямоты. Стиль его простой и мужественный, а также живой и образный. Точно в зеркале, отображает автобиография Бабура его соотечественников и современников, их облик, обычаи, стремления и поступки. В этом отношении она почти единственный образец подлинного исторического описания в Азии: Бабур изображает внешность, одежды, вкусы и привычки каждого человека и описывает страны, их климат, пейзаж, хозяйство, произведения искусства и ремесла. Наибольшее очарование работе придает, однако, характер самого автора. Отрадно среди напыщен-ной холодности азиатской истории встретить правителя, который мог плакать и рассказывать нам, как он скорбел о смерти товарища своих детских лет»,

Э тот человек вошёл во всемирную историю как основатель крупнейшей в XVI-XVIII веках державы на территории Индии и Афганистана - Могольской империи. Могольской эта империя называлась потому, что создатель её был внуком Тамерлана, который, в свою очередь, был дальним потомком Чингисхана - то есть монголом. Великими Моголами называется династия, начало которой положил этот человек. Имя его - Бабур.

Бабур означает "лев". А изначальным именем было Захиреддин Мухаммед. Родился в 1483 году, умер в 1530-м, немного не дожив до 48-летнего возраста. По современным понятиям мало. Но сам он в последние свои годы испытывал усталость, уныние, часто говорил, что ему надоела власть и душа его хочет уединения. К тому же Бабур тосковал по родным местам.
Места эти - Фергана, в семье правителя которой Омара Шейх-мирзы он появился на свет. Детство прошло в Андижане. Здесь он получил хорошее образование, здесь в нём пробудилась любовь к поэзии, здесь он был счастлив, но поймёт это много лет спустя и вдалеке от родного края. "Фиалки так прекрасны в Фергане, - напишет он в знаменитой книге о своей жизни и своём времени "Бабур-наме", - там множество тюльпанов и роз"…
"Бабур был одним из самых культурных и обаятельных людей, какие только существовали", - уверяет будущий премьер-министр Индии Джавахарлал Неру свою юную дочь Индиру, тоже будущего премьер-министра этой страны, в одном из писем ей из тюрьмы, которые составили знаменитую книгу "Взгляд на всемирную историю".
Но здесь к месту напомнить, что потомок чингизидов унаследовал от своих предков уверенность в себе, честолюбие и, наконец, способности военачальника. Это рано пригодилось ему, ибо ещё мальчиком одиннадцати лет после смерти отца он стал правителем Ферганы.
Престол его был шатким. Расшатывали его междоусобицы. Султанам, ханам, бекам, коих в XV-XVI веках в феодальной Южной Азии было пруд пруди, хотелось отхватить что-нибудь у соседей, кого-нибудь подчинить, особенно же хотелось просто налететь с войском и ограбить. Бабур не был исключением.
Ообычное в то время дело - против него выступил родной брат и Ферганский удел пришлось поделить на два владения. А когда двое ссорятся, побеждает третий: воспользовавшись распрями, властитель кочевых узбеков Шейбани-хан стал брать город за городом, включая и Самарканд. Бабур отбил его, но продержался недолго. После тяжёлой осады, из-за которой начался голод и "жители не брезговали есть собачье мясо, а собаки человечье", он оставил город и бежал в Ташкент. Здесь он пытается сколотить союз против Шейбани-хана, но из-за предательств нескольких местных князьков терпит провал. Вновь разбитый, бросается в Афганистан - здесь княжеством Герат правит соплеменник-тимурид, и это - надежда вернуть свою вотчину. Однако в Афганистане тоже царит разброд. Надежда Бабура на возвращение домой не оправдалась. И в 1504 году он… захватывает власть в Кабуле. Ему в это время 21 год. Что делать дальше? Спустя годы в своей книге "Бабур-наме" он напишет, что уже тогда ему в голову пришёл замысел покорить Индию - ни больше и ни меньше! Но, вспоминает он, "иногда этому препятствовало скудоумие беков, а иногда отсутствие поддержки со стороны родичей. Восемь лет, до 1512 года, тая главный замысел своей жизни, Бабур безуспешно пытается вернуть Бухару и Самарканд и лишь через 15 лет наконец приводит свой замысел в действие - с 1519 года он совершает набег за набегом на Индию. Набеги дают огромную добычу. Но разве это нужно уже зрелому и опытному 36-летнему Бабуру…
Тайная мечта, идефикс всей его жизни жжёт разум и сердце, и он ждёт своего часа. Всё решили обстоятельства. Заклятый враг Бабура Шейбани-хан затеял поход на афганские земли. К нему примкнули среднеазиатские владыки. Устоять против такой силы из-за раздоров афганских племён было невозможно. "Я остался один в Кабуле, враг весьма силён, а мы очень слабы, - говорит Бабур приближённым. - Имея столь сильного и могущественного противника, мы должны найти для себя какое-нибудь место; пока есть время и возможность, нам надо уйти подальше от такого мощного и грозного врага. Следует направиться либо в Бадахшан, либо в Хиндустан". Вернуться назад, в Бадахшан, нет никакой возможности - это погибель. Остаётся Индия. Так просто иногда зачинаются исторические события мировой значимости.
А вот как они разворачиваются.
В то время на троне в Дели сидел султан Ибрахим Лоди. Когда-то несокрушимый Делийский султанат уже стал жалкими обломками и Ибрахим Лоди был как раз подстать им. Он был жесток и нетерпим и потому не имел в своём окружении сторонников. И вот это окружение решает… позвать Бабура, знакомого по своим набегам на северо-индийские земли. Предполагалось, что он поможет свергнуть султана и награбленная добыча станет ему достаточным вознаграждением за это. Один из местных властителей Доулат Хан, а также влиятельный военачальник князь Рана Санграм вступают в заговор с Бабуром. Знали бы они-ведали о его давней мечте!
В "Бабур-наме" её автор вспоминает, что захватив Пенджаб, он "поставил ногу в стремя решимости, взял в руки поводья упования на Бога и пошёл на султана Ибрахима".
Историки утверждают, что это была авантюра. Правда, XVI век был едва ли не повсюду благосклонен к авантюристам. Разбойники, которых ждали петля или плаха, отпрыски обедневших родов шли в конквистадоры и "брали на шпагу" богатейшие государства Нового Света. Да что Новый Свет: удачливость и отвага вознесли властителя маленькой Наварры на трон Франции! Бабур был сыном XVI века.
Главное сражение произошло к северо-западу от Дели 21 апреля 1526 года. Два месяца и одну неделю назад Бабуру исполнилось 43 года. Пора: сейчас или никогда! Армия султана насчитывает около 100 тысяч, армия Бабура примерно 10-12 тысяч. В Индии, особенно на Юге, как свидетельствовал Афанасий Никитин, огнестрельное оружие использовалось уже около ста лет, но никудышный полководец Ибрахим пренебрегал им и надеялся смять Бабура напором мощной конницы. Однако последний применил старый тюркский приём: связал повозки кожаными ремнями и из-за них, прикрывшись щитами, его воины должны были давать залпы по налетающей коннице противника, только, в отличие от предков, не из луков, а из ружей. К тому же у Бабура были хорошая артиллерия и слаженный отряд аркебузиров. Сражение закончилось разгромом войска делийского султана и его собственной гибелью. Путь на Агру и Дели был открыт.
Зазвавший Бабура военачальник князь Рана Санграм и его сообщники спохватились и, срочно сколотив союз местных правителей, составили огромную армию. Сподвижники "гостя" дрогнули и стали уговаривать Бабура вернуться домой, ибо "следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал". К тому же неизбежное поражение предсказал придворный астролог. Но кто из них мог знать, что для Бабура это был звёздный час и он ни за что не мог отступить от главной цели своей жизни, ибо до неё оставалось - протянуть рукой. Он любил вино, но в этот критический момент разбил все свои винные кубки и дал обет больше не пить.
Бабур разгромил войска Раны Санграма. Обет не злоупотреблять вином исполнил. Теперь были все возможности захватить территории Северной и Центральной Индии, сделать своими вассалами феодалов восточной части долины Ганга. Так был заложен фундамент империи Великих Моголов.
Однако жить и править империей Бабуру было отведено судьбой лишь четыре года. Впереди были ещё сражения и сражения, труды по созданию налоговой и административной системы. В Агре он заложил великолепную столицу.
Рядом с дворцом Бабура был разбит сад Заравшан. И название, и облик его выдавали глубокую тоску по родным местам.
Мечта сбылась: он - создатель и правитель огромного государства, могуч, богат, его превозносят, перед ним преклоняются. А счастья нет…
Дочь Бабура Гульбадан в интереснейших записках (редчайший в пору средневековья пример летописца-женщины) свидетельствует, что он всё чаще и чаще стремился к уединению.
Его надломила смерть сына Алвара. За ней последовала тяжёлая болезнь другого сына - Хумаюна. Бабур молил Бога взять его жизнь в обмен на жизнь сына. Хумаюн выздоровел, а через несколько дней заразившийся от него основатель империи умер.
Его похоронили близ Агры, а позже перенесли останки в Кабул. Там он покоится в саду, наконец-то вернувшись к цветам, по которым так тосковал многие годы. На могиле посадили пряное растение райхон, которое он особенно любил, потому что оно напоминало ему о родном крае и о детстве…

По мнению знатоков, среди тюркоязычных поэтов своей эпохи Бабур уступает лишь гениальному Алишеру Навои. Книга "Бабур-наме" вошла в сокровищницу мировой культуры как великолепный образец прозы и ценный исторический источник. Творческое наследие этого человека нетленно. Ну а заложенная им империя?
Перед смертью Бабур по обычаю разделил свои владения между сыновьями. Индия досталась Хумаюну. Но братья не были дружны, а Хумаюн не унаследовал от отца ни отваги, ни талантов, ни, наконец, везения. Взбунтовавшиеся феодалы во главе с Шер Ханом разбили войска Хумаюна, многие из приближённых наследника Бабура переметнулись на сторону врага. Хумаюн бежал в Иран, а его противник вошёл в Дели. Власть могольской династии прервалась почти на пятнадцать лет.
Потом она восстановится. Впишут свои имена в историю - весьма по-разному - внук Бабура Акбар, взошедший на престол в 1556 году и правивший Индией почти 50 лет, расширивший пределы империи, но более всего прославившийся покровительством наукам и искусствам; Аурентзит, свергнувший в 1658 году своего отца, умертвивший брата, ещё более расширивший империю и принявший титул Алум Гир - "покоритель мира"; Алум II, при котором в 1788 году империей Великих Моголов завладели англичане, определив потомкам Бабура материальное содержание от британской короны; Багадур-хан, семнадцатый и последний могол, который в 1857 году в 90-летнем возрасте был провозглашён правителем восставшими против англичан индусами, по взятии колонизаторами Дели бежал в Рангун, где вскоре, в 1862 году, умер. Более всех среди потомков первого из моголов - Бабура почитается последний из них - Багадур-хан: под именем Сафар он писал стихи и по совершенству формы считается одним из самых выдающихся поэтов Индии…
Империи давно нет и следов от неё осталось не много. Поэзия выходцев из знаменитого рода моголов живёт. "Бывают странные сближенья", - поражался Александр Сергеевич Пушкин. Первый и последний в долгом ряду правителей, жестокая власть и поэзия… Богат Восток великими причудами.

14.2.1483 - 26.12.1530

Захиреддин Мухаммад Бабур (1483—1530) был выходцем из Средней Азии, праправнуком великого завоевателя Амира Тимура по отцовской линии и, как утверждают некоторые исследователи, потомком Чингисхана по материнской. В историю он вошел, прежде всего, как основатель государства Великих Моголов, более двух столетий просуществовавшего на территории Индии и Афганистана.

Но был он также широко известен своей ученостью и любовью к искусству. Свою автобиографию, которая вначале имела название «Вакойи», то есть «Былое», а потом «Бабур-наме», он писал в течение всей своей жизни. Бабур — автор многих лирических стихотворений. В Ташкенте на Аллее Поэтов установлен бюст Бабура, и до сих пор на свадьбах поют его газели. Одна из самых больших улиц столицы также носит его имя..

Он, как свидетельствуют его современники, мечтал о славе поэта, пожалуй, больше, чем о славе полководца и правителя, но... был рожден венценосцем и вынужден был нести это бремя всю жизнь, подвергаясь многим жестоким ударам судьбы. Бабур считал, что завоеванное мечом может быть отобрано другим мечом, а то, что написано пером, не отнимет никто.

Будущий правитель Могольской империи боготворил Алишера Навои и даже в юности вел с ним переписку. Культурное наследие Бабура принадлежит не отдельной стране, а всему миру. В Индии, например, его называют типичным представителем эпохи национального Возрождения. Известный индийский писатель Мулк Радж Ананд сказал о «Бабур-наме» так: «Это — одна из самых прекрасных книг мира».

А сам Бабур когда-то сказал сыну: «Когда завершу книгу, кончится и моя жизнь. Ее должны прочитать и твои потомки... Не повторяйте моих ошибок». ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ СУДЬБЫ Наступил 899 год хиджды мусульманского летоисчисления, что соответствует 1494 году Рождества Христова. В столице Ферганского княжества городе Ахси, от которого сегодня остались только развалины, шли военные приготовления — ожидалось нападение неприятеля.

Странным, на первый взгляд, казалось то, что врагами стали люди, состоявшие в близком родстве. Ферганский правитель Умаршейх (отец Бабура) приходился зятем ташкентскому хану Махмуду, а самаркандский властитель Абубакир Ахмад-мирза, который шел войной из Коканда, был его родным братом. Кроме того, дочь самаркандского властителя Айша и наследник Ферганского правителя были помолвлены еще с пятилетнего возраста.

Но... у войны своя логика и свои законы. Бабур был единственным сыном Умаршейха от одной из его жен — Фатимы-султан. Так случилось, что ему уже в детском возрасте пришлось взять на себя бремя власти и ответственности. Его отец Умаршейх умер не в бою. Жизнь правителя Ферганы оборвалась нелепо... Долго не прибывали гонцы с вестями о неприятеле. Оставалась надежда только на почтовых голубей, приученных летать из Ахси на Маргелан и Коканд. Умаршейх был заядлым голубятником... Он взобрался на высокую деревянную голубятню, но вдруг она с треском повалилась вместе с ним в пропасть, так как ее основание подмыли воды реки.

Наследнику ферганского властителя к тому времени было 11 лет. Он много читал и отличался любознательностью, знал наизусть сотни бейтов из Фирдуоси, Саади, Навои. Особенно любил поэму Алишера Навои «Фархад и Ширин» о подвигах Фархада. Судьба же предначертала ему славу полководца и политика. Но тогда, сразу после смерти Умаршейха, в городе началась смута. Именно в этот сложный момент «благородный Захиреддин Мухаммад Бабур» был провозглашен законным властителем Ферганы под наставничеством Мазид-бека.

Смертельная опасность нависла над городом, но от разграбления и уничтожения его спасло чудо. Та же стремительная и неистовая река, унесшая жизнь Умаршейха, спасла от крупного военного поражения юного наследника. Во время разлива реки Кувасай рухнул мост, через который переправлялись войска грозного самаркандца Султана Ахмада. Остальные воины, пытавшиеся перейти реку вброд, угодили в болото и погибли. Таким образом, потери неприятеля превысили все его потери в предыдущих военных кампаниях.

Стихия оказалась на стороне юного правителя Ферганы и подарила ему первую победу над неприятелем. Город был спасен.

ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Надежды на людей, прильнувших к трону, — нет.

Исчезли верности законы. Бедный свет!

Бабур, стань лучше захудалым беком.

Двух шахов под одной короной хуже нет!

Войско юного Бабура осаждало Самарканд все лето и всю осень. В конце концов, истощенные голодом и другими бедствиями, жители города открыли ворота. Победители думали, что после взятия города все трудности останутся позади, но ошиблись. На трехтысячный гарнизон приходилось около шести тысяч лошадей. В студеную зиму, в городе, который перенес семимесячную осаду, не было возможности одновременно накормить самаркандцев и собрать достаточный запас пищи для войска, обеспечить корм лошадям. Город затих и обеднел.

В скором времени немало беков тайно сбежало от юного властителя, и однажды к Бабуру пришло известие, что Ахмад Танбал (один из его военачальников) вместе со своими сторонниками подняли мятеж. В Ферганской долине забушевала смута. Новую немилость судьбы пришлось испытать молодому мирзе: он тяжело заболел.

После поправки Бабур сразу же выехал из Самарканда, но время было упущено. Соседние правители, например, властелин Бухары Султан Али, всегда старались воспользоваться слабостью конкурента, подчинить или даже уничтожить его. Войско бухарцев стояло у Шахрисабза, и ни на что хорошее надеяться не приходилось. Самым безопасным местом для Бабура и его невесты Айша- бегим мог быть только Ташкент.

В пути молодого мирзу застала весть о предательстве беков и падении Андижана. Судьба выманила Бабура из Самарканда и лишила Андижана. Он завис между небом и землей. Ему казалось, что изменник Танбал, удачливый Султан Али и собравшийся с силами в Туркестане Шебани-хан смеялись над ним, как над доверчивым ребенком.

Судьба вскоре свела его с коварным изменником Ахмадом Танбалом. Решительно настроенный Бабур взял Маргелан, Ош и разбил близ Андижана войско мятежника, но остатки этого войска затаились в городской крепости. Молодого мирзу, тем не менее, подвела беспечность беков, упоенных радостью победы. В рассветную пору на лагерь Бабура напали враги, а затем заманили его, увлекшегося преследованием, в ловушку.

Он был ранен стрелой в ногу и вдруг увидел перед собой Танбала, размахивающим тем самым подаренным мечом, который тот когда-то целовал в знак верности Бабуру. От смерти юного правителя спас шлем и верный друг, вывезший его с поля брани. Больше чем раны Бабура мучило сознание несправедливости судьбы. Он думал: «Почему рука нечестивца на поле боя оказалась сильнее и удачливее?»

Вокруг Бабура плелись все новые и новые интриги, его втягивали в кровавые столкновения.

БАБУР И АЛИШЕР НАВОИ

Пламенная страсть юности — стать знаменитым, прославить свое имя — заставляла юного властителя мечтать то о воинских победах, то о замечательных стихотворениях и дастанах, детищах его пера. Недавно он вернулся из Самарканда, измученный длительной осадой этого города, и пока что мечта о победах в великих сражениях оставалась для него недостижимой мечтой. Стать великим поэтом? Для этого, как чувствовал Бабур, у него сил маловато. Может быть, его еще услышит великий Навои, и они познакомятся. Может быть, он станет его учителем?

Все тленно, великие государства рассыпаются, как только умрут те, кто основал их. А вот строки поэтов живут века. В это время чужеродец Шейбани-хан создал крепкое войско и захватил Бухару. Он зарился на власть, которая издавна принадлежала Тимуридам, и сам хотел стать основоположником новой династии. Сейчас у стен Самарканда стояло его огромное войско.

Вскоре этот величественный город вынужден был покориться поработителям из-за продажности властной верхушки. Бабуру же выпала доля скитальца. Шейбани-хан думал, что тот не выдержит мытарств в горах и вернется в Андижан. Или же станет искать покровительства у своего дяди Олача-хана, который правил где-то далеко за Иссык- Кулем. Не осмелится же нападать Бабур на того, у кого войско значительно больше. Но молодой мирза решился на отчаянный и рискованный шаг — напасть на Самарканд пока Шейбани-хан ни о чем не подозревает. Поход готовился в великой тайне. Беки не раз отговаривали Бабура от рискованной затеи. Но отказаться от своего замысла — значит явиться в Андижан совсем униженным и прибитым, покориться воле Ахмада Танбала.

Кочевать по углам своего государства — величайшее унижение. Такого Бабур себе не мог позволить. Он решился сражаться, как лев: либо победить, либо умереть. На сей раз судьба была благосклонна к Бабуру. Пока Шейбани-хан рыскал в погоне за ним, тот овладел городом и к двумстам нукерам молодого мирзы присоединились десятки тысяч людей. Народ мстил за поругание приспешникам Шейбани-хана. Началась настоящая расправа.

Еще не остывшая радость от победы подсластилась и милым сердцу известием: Бабур получил письмо из Герата от самого Алишера Навои. Поздравление от великого поэта льстило Бабуру. Оказывается, он знает его, Бабура, из такой дали пристально следит за ним. «На сей раз Вы отвоевали Самарканд с отвагой, достойной своего имени» (прим: Бабур в переводе с арабского означает «лев»), — писал Навои. Узнав от верных людей о поэтическом даре Бабура, Мир Алишер призывал его смелее пробовать свои силы не только на ратном поле, но и в стихосложении.

В этот отрезок жизни удачи следовали одна за одной. После того как был отвоеван Самарканд, Ургут на востоке, Согд и Дабусия на западе вышли из-под подчинения Шейбани-хана, и признали власть Бабура. Шейбани же готовился к будущим битвам, а осаду Самарканда снял. Бабуру в то время было всего шестнадцать лет, но он знал, что сказать великому Мир Алишеру...

Кто ждет добра от людей, пусть самых высоких, но помышляющих только о собственной корысти, —тот обманется, непременно обманется. Мир Алишер потому приносит людям добро, что стоит неизмеримо выше льстецов, окружающих венценосцев (все они, в общем-то, временные в этом бренном мире!). И Бабур написал в ответном письме ему такие строки.

Благое от временщиков — скажи, о душа, кто знает?

А шаха, честней льстецов, придворных льстецов, кто знает?

Служи не себе, — добру, будь выше толпы корыстной,

Служить кто добру готов — в себе Человека узнает!

Через два дня особый посланец отправился с письмом и дорогими подарками из Самарканда в Герат. Бабур надеялся, что ответ от Навои он получит до окончания зимы. Но когда появились первые подснежники, из Герата вместо ожидаемого ответа прибыло горестное известие: Алишер Навои скончался. Посланец от Бабура ехал к нему в то время, когда поэта уже не было в живых. Надежды молодого мирзы, что великий Навои будет его наставником, не оправдались. Шейбани-хан готовил новую войну против Бабура.

СКИТАНИЯ ВЕНЦЕНОСЦА

Не расспрашивай, друг, что со мной, ибо стал я слабей: Плоть слабее души, а душа моя плоти больней. Сам не свой — как главу за главой повесть мук изложу? Этот груз мой живой ста железных цепей тяжелей! Противостояние Бабура и Шейбани-хана нарастало. Ни к одному сражению мирза не готовился так одержимо. И вот его противник, оставив в Бухаре и Дабусии гарнизоны и верных управляющих, быстро двинулся к Самарканду. Бабур вышел к нему навстречу и стал лагерем вблизи реки Зарафшан. Шейбани-хан постарался ускорить сражение, так как знал, что к молодому мирзе должно подойти подкрепление из далекого Туркестана. Сейчас же значительный численный перевес был на его стороне. Кроме того, в стан Бабура он подослал Бинойи—поэта и звездочета, который был на самом деле лазутчиком хана.

Он-то и склонил доверчивого правителя начать сражение пораньше. Бабур потерпел серьезное поражение и вынужден был спасаться от преследования. Так он очутился в Ташкенте. Во дворце Махмуда-хана, который был родным дядей бывшего самаркандского правителя, Бабура встретили холодно. «Сиятельный» Махмуд-хан своим поведением дал понять, что «сиятельного» Шейбани-хана он уважает больше, как победителя, чем собственного племянника-неудачника. Мог ли знать чопорный вельможа, какая страшная смертельная расплата за спесь и высокомерие ожидает его впереди! А пока... его, безусловно, тревожила угроза нападения Шейбани-хана на Ташкент.

Поэтому он призвал к себе на помощь младшего брата Олач- хана из дальних краев за Иссык- Кулем. Примерно через месяц пятнадцать тысяч его нукеров прибывают сюда. Конечно, можно было поставить во главе тридцатитысячного войска Бабура, но если тот одолеет Шейбани, то потом люди будут возвеличивать не его, а Бабура. Кому ж не известно: в чьих руках войско, у того слава, а у кого слава, тому принадлежит и власть.

Бабура же тяготило собственное положение при дворе дяди. Рожденный венценосцем не хотел быть приживальщиком. Его отношения с женой не складывались, и он дал ей тройной развод, после которого согласно шариату уже было невозможно восстановление брака. После мирза отправился в Ура-Тюбе. Там он вел очень простой образ жизни и даже ходил босым по камням. Бабур познал обманчивую прельстительность власти, тщету и суету жизни венценосца... Чопорный и высокомерный властитель Ташкента Махмуд- хан втянулся в войну с Шейбани- ханом и потерпел поражение. Молодой мирза помнил, что правитель Гиссара Хисров-шах когда-то отнял трон у двоюродного брата Бабура Байсункура-мирзы, а другого Тимурова отпрыска, дабы тот не зарился на трон, ослепил, прижав к глазам острие раскаленного копья. Душа Бабура была в смятенье. Не такой он представлял себе жизнь венценосца. Он мечтал о едином большом государстве и оставаться там, где грызут друг друга, унижают и топчут, больше не намеревался.

Могучий, грозный и цветущий когда-то Мавераннахр снова раздирала война владык. Ахмад Танбал и Шейбани-хан, бывшие «союзниками», готовы были уничтожить друг друга, и душа Бабура противилась в этот период рифмовать звонкие строки. Но он продолжал писать книгу своей жизни «Бабур-наме» и старался писать правдиво — без прикрас, так как «если будешь скрывать болезнь, все равно тебя жаром выдаст».

Бабур скорее писал для себя, для отчета перед собственной совестью. Заветная тетрадь была другом, которой он доверял все свои тайны. Тем временем Ахмад Танбал потерпел поражение от Шейбани-хана в открытом поле под Андижаном и заперся в крепости. После осады и взятия города Танбала и его братьев нукеры Шейбани искромсали на куски.

Бабур размышлял о несправедливости судьбы. Неужели в этом бренном мире для того, чтобы оказаться победителем, нужно быть таким, как Шейбани? Он же хотел быть просвещенным правителем и отдавал много сил поэзии, искусству, думал о человечности и проиграл Шейбани. Жестокие взяли верх. Сейчас же оставалось думать о спасении жизни и продолжении борьбы. Бабур покинул Исфару и направился в Герат, где правил его родственник Хусейн Байкара. За громадами величественного Памира его ждали Гималаи, Гиндукуш и новые испытания судьбы. ще раз, из Самарканда. Однако тимурид не «потерялся» в истории. Он сумел превратить оставшиеся ему верные войска в грозную, хорошо организованную силу.

Он нашел себе прибежище на территории современного Афганистана и сумел отвоевать для себя престол кабульского правителя. Но перед этим Бабур в 1504 году покорил Кандагар. Затем он присоединил к своим владениям область и город Газни (Газну). И только после этого совершил победный поход на Кабул.

В 1512 году султан попытался отвоевать у узбеков Самарканд. Он пошел на них войной, надеясь на то, что они еще не оправились от поражения, нанесенного им персами в Хорасане. Однако узбекское войско в битве при Газдиване нанесло поражение кабульцам. После этой неудачи Бабур много лет потратил на совершенствование своей небольшой по численности армии.

Войска набирались из покоренных областей и кочевых племен. У Бабура были пушки нового типа – как в Европе. Заметно усилившись, кабульский султан решился на завоевание Северной Индии. С 1515 по 1523 год кабульская конница совершает несколько набегов на Пенджаб. Но это была только разведка боем. Наиболее успешным был поход 1519 года с переходом через реку Инд, но его пришлось прекратить и спешно возвращаться в Кабул, так как во владениях султана начались крупные волнения.

Наведя должный порядок в стране, Захиреддин Мухаммед по прозвищу Лев вновь собирается в поход на земли сказочно богатой Индии. Однако первая попытка завоеваний ему не удалась. Бабур с помощью многочисленных лазутчиков внимательно следил за ситуацией в соседней стране. Когда в 1524 году в Пенджабе поднялось народное восстание против местных князей, султан поспешил выступить в поход.

Он захватил пенджабскую столицу Лахор, но удержаться в ней не смог. Вскоре пенджабский наместник правителя мусульманского Делийского султаната Ибрахима Лоди вытеснил кабульцев из Пенджаба. Однако теперь остановить Бабура было уже невозможно. В следующем, 1525 году, он вновь вторгся в Пенджаб и покорил его, разбив войска всех пограничных князей.

После этого, не давая индийским мусульманам опомниться, пошел на их столицу Дели. Армия правителя Кабула насчитывала всего 10 тысяч человек отборных, с богатым боевым опытом конных воинов, умело владевших и холодным оружием, и луками. Считается, что в армии Бабура имелись мушкетеры и артиллерия, которая обслуживалась наемниками-турками, и пешие воины-копейщики (считается, что их было две тысячи).

По пути к Дели к Бабуру присоединилось тысяч пять местных воинов – индусов и мусульман Делийский султан Ибрахим Лоди выступил навстречу неприятельскому войску. Он вел с собой (по разным оценкам) 10–40 тысяч воинов. Ударной силой делийских мусульман были 100 боевых слонов. Сражение состоялось 21 апреля 1526 года на Панипатской равнине в 30 милях от города Дели. Бабур решил принять оборонительный бой. Обозные повозки образовали боевую линию. В разрывах между ними поставили пушки, которые по турецкому обычаю сковали друг с другом цепями. За повозками разместились копейщики и пешие воины. Были оставлены достаточно широкие проходы для выхода конницы.

Правитель Дели со своей армией несколько дней простоял перед вражеской полевой крепостью, не решаясь начать битву. Бабур тоже не торопился, выжидая действий Ибрахима Лоди. Наконец индийцы предприняли массированную атаку позиции кабульцев, но были остановлены перед линией повозок огнем артиллерии и пехотой. В той атаке делийским мусульманам не смогли помочь и отряды боевых слонов. Бабур расчетливо выждал, пока почти вся неприятельская армия ввяжется в битву. После этого он нанес конницей два фланговых удара, парировать которые у султана Дели было уже нечем.

Делийские мусульмане бились отчаянно, но когда опасность окружения стала реальной, они побежали к столице. Кабульская конница преследовала индийских воинов. Сражение при Панипате завершилось блестящей победой Бабура. Делийская армия потеряла только убитыми 15 тысяч человек, среди которых оказался и правитель Ибрахим Лоди. Индийцы недосчитались и очень многих боевых слонов.

27 апреля 1526 года армия Захиреддина Мухаммеда Бабура вступила в город Дели, который открыл перед завоевателем свои крепостные ворота. Кабульский султан стал основателем афганской династии делийских правителей и «государства Великих Моголов» – так европейцы называли Могольскую державу. Могольской она называлась от имени прямых предков Бабура – монголов. Бабур с присущей ему энергией не стал отсиживаться в султанском дворце.

Уже в следующем, 1527 году, он продолжил завоевания в Северной Индии. И сразу же ему пришлось столкнуться с воинственными раджпутами, которые объединились против него в конфедерацию князей. В том же году в 65 километрах западнее города Агры, при Сикре (Фатехпур-Сикаре), произошло сражение, заметно превосходившее по числу участвовавших в нем воинов Панипатскую битву.

Предводитель раджапутских князей Рана Санга привел на поле брани почти 100-тысячную армию, имевшую немало боевых слонов. У Захиреддина Бабура армия не превышала 20 тысяч человек. Но ее костяк составляли закаленные в боях конные бойцы из тюрков, афганцев, таджиков, много лет участвовавших в военных походах. Бабур вновь, как и при Панипате, поставил боевую линию из скрепленных между собой повозок. За ними укрылись мушкетеры и пешие воины, а пушки опять были поставлены на удобных для стрельбы местах. Под таким достаточно надежным прикрытием могольская конница получала свободу маневрирования с фланга на фланг. Раджпуты смело атаковали вражеское войско по всей линии повозок. События в битве развивались по палипутскому сценарию. Только на этот раз нападавших было больше в два раза, но прорвать неприятельскую позицию они все равно не смогли. Индийские воины под пулями и стрелами пытались растащить обозные повозки.

Благодаря сильной и стремительной контратаке конницы по флангам войска раджапутов Бабур одержал в тот день самую блестящую в своей полководческой биографии победу. Скорее всего, раджпутские воины стояли бы более стойко, но они лишились своего предводителя. Санга получил тяжелое ранение и потому руководить битвой уже не мог. Никто из многочисленных раджпутских князей, окружавших его, так и не решился взять командование на себя. Объединенное войско конфедерации раджпутских князей потерпело полное поражение и бежало от Сикры. Потери побежденных раджпутов были огромны.

О дальнейшем сопротивлении никто из их князей больше не помышлял. В последующие два года Бабур заметно расширил свои завоевания. Он присоединил к своей державе Бихар и Бенгалию в нижнем течении реки Ганг.

В 1529 году близ города Пятна на берегах реки Гхагра состоялось последнее для Захиреддина Мухаммеда большое сражение, которое длилось три дня. Так правитель Кабула и Дели завершил завоевание Северной Индии. Основатель государства Великих Моголов оставил своим наследникам огромную империю. Ее границы простирались с севера от берегов Амударьи и на юге до реки Брахмапутры, на западе от Мультана и до устья Ганга на востоке. На собственно индийской территории Бабуру принадлежало почти все междуречье Инда и Ганга. Первый Великий Могол не смог завершить последующих завоевательных планов, он умер в 1530 году.

14 февраля 1483 года в семье эмира Ферганы Омара-Шейха Мирзы родился Захир ад-дин Мухаммад Бабур (слово Бабур означает «тигр»). Отец Бабура был из рода Тимуридов, прямым потомком знаменитого «Железного хромца» Тамерлана. Мать, Кутлуг Нигорханым, была из рода Чингизидов, дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Бабур вошёл в историю, как полководец, основатель крупнейшей в 16-18 столетиях державы на территории Индии и Афганистана - Могольской империи, а также как учёный, поэт и писатель. Это делает Бабура весьма интересной личностью, в истории можно найти немало успешных полководцев и завоевателей, но чтобы они были столько разносторонне одаренными людьми, это редкость.

Детство его прошло в Андижане, где он был счастлив. Здесь он получил образование, у него проявилась любовь к поэзии. Перед смертью он будет тосковать о Фергане. Уже в 11-летнем возрасте он был вынужден принять бразды правления Ферганским княжеством – его отец погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. С самого начала правления Бабуру пришлось вести борьбу за свой удел и за Мавераннахр - регион между Амударьёй и Сырдарьёй (Согдиана), включает в себя такие известные города как Самарканд, Бухара, Хива и др. Положение его было шатким. В регионе шли постоянные усобицы. Здесь хватало феодальных владетелей, которые хотели отхватить что-нибудь у соседей, подчинить их, или просто пограбить. Против Бабура выступил даже родной брат, и ему пришлось поделить Ферганское княжество на два удела. Его главным противником был узбекский хан Мухаммед Шейбани (основатель государства Шейбанидов). Усобицы среди Тимуридов привели к тому, что Шейбани-хан 1501 году окончательно овладел Самаркандом и сделал его столицей своего государства. Бабур укрепился в Ташкенте, где пытался сколотить коалицию феодальных правителей против Шейбани. Однако из-за предательства нескольких князей, потерпел поражение. В 1500-1505 годах Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где создал новое государство со столицей в Кабуле. До 1512 года безуспешно пытался отбить Бухару и Самарканд. Замысел покорить Индию родился уже в 1504 году, когда Бабуру был всего 21 год. Однако из-за недальновидности родственников и феодалов, эту идею пришлось отложить и пытаться отвоевать родной удел.


В Афганистане Бабур создал сильную армию, и после неудачи с Самаркандом, решил захватить Индию. Северная Индия к этому моменту уже была подчинена мусульманским правителям – в 13 столетии был создан Делийский султанат. Однако к концу 14 столетия султанат был уже ослаблен и после вторжения армии Тимура, распался. В 15 столетии пределы султаната ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. Индийский субконтинент делился несколько десятков мелких и крупных государственных образований, часто враждовавших друг с другом. В 1518 - 1524 годах войска Бабура совершили несколько набегов на Пенджаб (северо-западная часть Индии), захватывая большую добычу. Перелом в настроениях знати произошёл в следствии того, что могущественный враг Бабура Шейбани-хан затеял поход на Афганистан. К нему присоединились другие среднеазиатские правители. Устоять перед такой силой возможности не было, из-за постоянных усобиц афганских племен. «Я остался один в Кабуле, враг весьма силён, а мы очень слабы, - говорит эмир Кабула приближённым. - Имея столь сильного и могущественного противника, мы должны найти для себя какое-нибудь место; пока есть время и возможность, нам надо уйти подальше от такого мощного и грозного врага». Решили идти на Индию не разбойным набегом, а завоевательным походом.

Наместник Пенджаба Даулат-хан, который находился во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, решил поддерживать действия Бабура. Даулат-хан имел сторонников и в Дели, где были недовольны правлением жестокого султана Ибрахима Лоди. Среди заговорщиков был и князь Санграм Сингхом. Таким образом, заговор индийской политической элиты стал главной предпосылкой, которая предопределила падение Делийского султаната. Вместо встречи врага на дальних рубежах, высшие сановники султана запустили его внутрь страны, чтобы свергнуть султана руками Бабура.

Даулат-хан планировал сам занять престол в Дели, считая, что походы Бабура, подобно вторжению Тимура, имеют грабительский характер. Войска Бабура, гружённые богатой добычей и пресытившись насилиями, сами уйдут из Индии. Однако, он сильно просчитался. Бабур в 1524 году занял Лахор и не ушёл, а в следующем году предпринял новый поход. Пенджабский наместник выступил против него, но был разбит.

21 апреля 1526 года на равнине Панипата, на пути из Лахора в Дели, состоялась решительная битва 12-тыс. корпуса Бабура с 40-тыс. армией делийского султана. Победу войск Бабура предопределило использование артиллерии и ружей, в которой правитель Кабула имел полное преимущество, и тактика охвата флангов противника конными отрядами. В Индии, огнестрельное знали, но никудышный полководец Ибрахим пренебрегал им и планировал смять отряд Бабура напором мощной конницы. Бабур связал обозные повозки между собой, прикрыл их щитами. Между повозками были проёмы для пушек, отрядов мушкетёров и конницы. Фланги линии обороны были прикрыты рвами и засеками. Все атаки вражеской конницы войско Бабура отразило слаженными ружейно-пушечными залпами и конными контратаками. Когда делийская конница была расстроена, её опрокинули фланговыми ударами кавалерии. Делийский султан сложил голову в этом сражении. Тысячи индийских воинов сложили головы в этом сражении. Дорога на Дели была открыта.

30 апреля 1526 года Бабур стал первым падишахом Дели, основавшим государство Великих Моголов. Разгром войска делийского султана при Панипати, весть о его гибель стали шоком для Северной Индии. Бабур не мешкая, захватил два главных города султаната – Дели и Агру. Его воины заняли все правительственные здания, дворцы и сокровищницу. Сопротивления почти не было. Его войска немедленно занялись восстановление порядка в округе. Бабур сразу издал указ запрещающий грабить и обижать семьи поверженных врагов, что склонило на его сторону многих людей и не вызвало ответной волны сопротивления, которую мог вызвать террор. Бабур также сразу наградил своих соратников и воинов. Из индийских сокровищниц военачальникам и простым воинам выдали денег, а также различные товары, оружие и коней. Кроме этих раздач велось распределение земельных участков, угодий и пастбищ. Щедрые подарки получили Кабул, Газна, Кандагар и даже Мекка, куда их отправили через странников. Эта щедрость стала причиной множества слухов, которые дошли и до соседних стран. Согласно одному из них пришлый падишах раздал все захваченные им сокровища Индии и ничего не оставил себе, действуя как странствующий дервиш. Сам владыка Бабур отразил эту мысль в стихах: «Я не принадлежу к братству дервишей, но, как царь, я их брат по духу».

Надо отметить, что желание Бабура остаться в Индии и сделать её домом для всех потомков Чингисхана и Тимура, были приняты не всеми. В войсках возникло возмущение. Появились дезертиры. Первым среди бежавших оказался первый советник падишаха Ходжа Калан, который уехал под предлогом раздачи подарков и стал правителем Кабула. Воинов тяготила во-многом для них странная и непривычная по природе, климату Индия. Бабуру пришлось собрать совет, где он убедил вождей остаться в Индии: «Сколько лет мы прилагали старания и терпели тяготы, ходили в далекие государства и водили войска, подвергая себя и людей опасностям сражений и войны! По милости божьей мы разгромили столь многочисленных врагов и захватили столь обширные земли. Какая же сила и какая необходимость заставляют нас теперь без причины бросить владения, завоеванные после стольких трудов, и снова вернуться в Кабул, чтобы подвергнуть себя испытаниям бедности и слабости? Пусть же всякий, кто хочет нам добра, впредь не говорит таких слов, а тот, кто не может больше проявить стойкости, если хочет уходить, – пусть уходит и не отказывается от этого».

Правда, ему ещё пришлось сломить сопротивление раджпутских князей во главе с Санграм Сингхом, которые видя, что Бабур не собирается уходить, собрали большую армию. Соратники Бабура испугались и уговаривали его уйти из Индии, они уже награбили большие богатства и боялись их потерять. Говорили, что «следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал». Однако для Бабура это был звёздный час, и он не собирался отступать. Главная мечта его жизни сбывалась. В знак своей веры он приказал уничтожить винные запасы, хотя любил выпить и дал обет не пить (он его выполнил). Решающая битва раджпутов с армией Бабура состоялась при Кхануа (близ Сикри) в марте 1527 года. И вновь превосходство войск Бабура в артиллерии и ручном огнестрельном оружии сыграло решающую роль. Более многочисленные войска раджпутов атаковали оборонительные порядки Бабура. Однако их атаки разбились об умелую оборону и контратаки. Раджпутские князья потерпели сокрушительное поражение. Их предводитель Санграм Сингхом (Рана Санга) был тяжело ранен и умер в этом же году. Ни один из его потомков не осмелился продолжить борьбу. Эта победа над конфедерацией Раджпута привела к окончательному установлению власти Бабура над Северной Индией. Добившись успеха, Бабур перенёс центр вновь образованной державы в Агру. До конца своей жизни – 1530 года, он расширил свою державу, присоединив к ней долину Ганга, до границ Бенгалии. Он разгромил 6 мая 1529 года битве при Гогре правителей Бихара и Бенгала.

Часть афганского войска Бабура вернулась на родину, гружёная богатой добычей. Другая часть осталась в Индии. Воины получили от падишаха земельные наделы. Новые землевладельцы обычно нанимали в качестве управляющих местных жителей, которые лучше разбирались в местных условиях. Бабур проводил формирование налогово-административного аппарата и централизованной системы управления в новой державе, но не успел завершить эту работу. Эти задачи были решены уже его преемниками. Несмотря на очень краткое правление – 1526-1530 гг., Бабур смог заложить основы будущей великой державы, объединив значительную часть раздробленной Индии. Он упорядочил земельно-водные отношения, налоговую систему. По его указанию была начата большая строительная программа, сооружали мечети, бани, здания различного назначения, рылись колодцы. В крупнейших индийских городах - Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре, падишах заложил сады и парки с декоративными растениями. Видимо, первым подобным сооружением на территории Индии, стал большой сад, именуемый Кабул-бахтом, основанный в Панипате в честь победы над делийским султаном Ибрахимом Лоди. В садах, разбитых в Индии, падишах впервые применил опыт по выращиванию дынь и винограда из Средней Азии. Во время своих многочисленных поездок по стране Бабур неутомимо планировал строительство дорог, которые должны были быть обрамлены тенистыми орошаемыми садами.

Бабур большое внимание уделял благоустройству подчиненных ему крупных индийских городов. Архитектура, планировка общественных и частных зданий, их внешние детали и внутренний интерьер, много взяли из стиля принятого в Средней Азии, в то же время смогли органично сочетаться с индийским стилем. В архитектуре произошёл синтез двух стилей. Этот процесс получил развитие и при наследниках Бабура.

Основатель новой державы деятельно стремился укрепить торгово-экономические связи с Афганистаном, Ираном, Средней Азией. Был издан указ Бабура о благоустройстве караван-сараев, строительстве специальных колодцев на торговых путях, заготовке продовольствия и фуража для путников. Все эти мероприятия были направлены на рост товарооборота с соседними странами и нормализацию отношений с ними. Бабур нормализовал отношения с Шейбанидами. Падишах даже незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к русскому правителю Василию Ивановичу.

Перед смертью Бабур назначил наследника – им стал старший сын Хумаюн. Остальные сыновья получили в уделы Пенджаб, Кабул и Кандагар, и были обязаны подчиняться старшему брату.

Бабур отметился не только как выдающийся полководец и государственный деятель, но и как весьма образованный человек, умеющий ценить искусство. В своей столице Агре падишах собрал вокруг себя немало талантливых писателей, поэтов, художников, музыкантов, исследователей, которым уделял большое внимание. Он старался лучше изучить местные обычаи, традиции, отличался наблюдательностью. Изучал историю и культуру народностей Средней Азии, Афганистана и Индии. Заслуги Бабура как историка, географа, этнографа в настоящее время признаны мировой востоковедческой наукой. Отметился как видный поэт и писатель, написавший исторический труд «Бабур-наме». В этом автобиографическом сочинении падишах оставил описание великих городов Средней Азии, Хорасана, Афганистана, Ирана и Индии. Для современно науки его сообщения о Самарканде, Бухаре, Кабуле, Газни, Балхе, Фергане, Бадахшане, Дели, Девалпуре, Лахоре и других городах и местах, бесценны. Он также описывал караванные пути, тропы ведущие из Кабула в Индию, и в Среднюю Азию. В труде нашли прекрасное отражение описания природы, флоры, фауны, географии Средней Азии, Афганистана, Индии. В книге есть и сведения о политической жизни Индии, отрывочные данные об истории этой страны. В «Бабур-наме» много данных и по индийской этнографии: рассказано о кастовой системе, обычаях, быте простого народа и феодальной знати.

Перу Бабура также принадлежат трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме мусульманского права и собственная разработка алфавита – «Хатти Бабури» («Алфавит Бабура»). «Алфавит» был создан на базе древнетюркских письмен и отличался более упрощенным по начертанию, по сравнению со сложным арабским письмом.