Как назывался проект подготовленный сперанским. Сперанский Михаил Михайлович – краткая биография. Новое образование Государственного Совета

Сперанский, Михаил Михайлович, впоследствии граф, знаменитый русский государственный деятель, родился 1 января 1772 г. в селе Черкутине, Владимирской губернии, в бедной семье духовного звания. Семи лет он был отдан во владимирскую семинарию, а когда, в 1790 г., во вновь основанную в Санкт-Петербурге главную семинарию (впоследствии – духовная академия) вызывали лучших учеников из провинциальных духовно-учебных заведений, Михаил Сперанский был в числе отправленных в Санкт-Петербург. Необыкновенная даровитость скоро выдвинула его здесь, и, по окончании курса, он был оставлен преподавателем математики и философии. Вскоре Сперанский занял место домашнего секретаря у князя Куракина, которого Сперанский изумил быстротою и дельностью работы, и отсюда начинается его быстрое возвышение. Когда, по воцарении императора Павла , князь Куракин был сделан генерал-прокурором сената, Сперанский благодаря ему получил должность экспедитора, или правителя дел в сенате. В 1801 г., по вступлении на престол Александра I , сановник Трощинский поместил Сперанского в канцелярию вновь учрежденного государственного совета со званием статс-секретаря.

Михаил Михайлович Сперанский. Портрет кисти А. Варнека, 1824

В 1803 г. Сперанский, оставив службу в государственном совете, перешел в министерство внутренних дел, которое получило в то время, в виду широких преобразований, предположенных правительством, первенствующее значение. Здесь Михаил Михайлович Сперанский скоро сделался главным деятелем и заявил себя сторонником коренных реформ. В 1806 г., во время болезни Кочубея , стоявшего во главе министерства, Сперанский несколько раз являлся с докладами к императору, и эти личные сношения стали вскоре очень близкими. Около времени Тильзитского мира (1807) император Александр разошелся с прежними членами своего «негласного комитета » и еще более приблизил к себе Сперанского, возложив на него ту массу дел, какая прежде была на руках Новосильцева . Сперанский оставил министерство внутренних дел и в качестве государственного секретаря работал исключительно по поручениям самого государя. Перед поездкою на Эрфуртский конгресс император Александр назначил Сперанского в комиссию законов (1808), а вскоре по возвращении сделал его товарищем министра юстиции, чтобы утвердить значение его в комиссии. Сперанский был, между прочим, и в свите государя в Эрфурте, и Наполеон , который давно был предметом восторженного поклонения Сперанского, произвел здесь на него, как и на самого Александра I, сильное впечатление своею личностью и еще более укрепил в нем усердное почитание французского административного устройства и Наполеоновского кодекса .

Теперь, когда император Александр стал опять думать о широкой политической реформе, он не мог найти лучшего сотрудника, чем Михаил Сперанский. Работая в комиссии законов над проектом нового Уложения, Сперанский в то же время, по поручению государя, выработал грандиозный «план государственного преобразования », приводивший в стройную систему идеи, занимавшие Александра и его сотрудников уже с 1801 г, и имевший целью «посредством законов утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сей власти более достоинства и истинной силы». Государь сам внес некоторые поправки и дополнения к плану, и последний решено было постепенно приводить в действие. 1-го января 1810 г. был торжественно открыт преобразованный государственный совет речью самого государя, редактированною Сперанским; в ней, между прочим, говорилось, что «преобразование имело целью придать государственному совету «публичные формы». Затем последовала реорганизация министерств; далее стояло на очереди преобразование сената, которому уже первые советники императора Александра хотели дать значение только высшей судебной инстанции. Сперанский также желал уничтожить смешение судебной и административной властей в сенате и предлагал разделить его на сенат правительствующий , один для всей империи, состоящий из министров, их товарищей и главных начальников отдельных управлений, и сенат судебный – из сенаторов от короны и по выбору от дворянства, размещенный по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Проекты обоих учреждений, несмотря на сильную оппозицию, были приняты государственным советом и утверждены императором, но, в виду необходимости подготовительных мер и значительных издержек, а также по обстоятельствам внешней политики, не были приведены в исполнение. Наконец, Сперанским были выработаны еще проект гражданского Уложения и план упорядочения финансов.

Портрет Сперанского. Художник В. Тропинин

Но из всех предположений Сперанского осуществлены были лишь немногие отдельные частности: общий его план заключал в себе основные законы, определяющие права, обязанности и взаимные отношения сословий (тут, между прочим, указывались пути к постепенному освобождению крестьян, однако без земли), а также полное переустройство государственного управления на началах представительства и министерской ответственности. По проекту Сперанского законодательство вверяется «государственной думе», суд – сенату, администрация – министерствам; действие этих трех учреждений соединяется в Государственном Совете и через него восходит к Престолу. Государственная дума (законодательное собрание), согласно плану Сперанского, должна обсуждать законы, предлагаемые правительством и утверждаемые Верховной Властью. Она составляется из депутатов от всех свободных сословий, выбираемых губернскими думами ;последние составляются тем же порядком из депутатов от дум уездных ;эти, в свою очередь, из депутатов от дум волостных, составляемых из всех поземельных собственников волости и депутатов от казенных крестьян. Этим органам законодательного порядка соответствуют учреждения административные и судебные, также разделенные по четырем степеням: правления волостное, уездное и губернское и во главе их всех министерство; суды волостной, уездный, губернский и во главе сенат.

Оживленная деятельность Михаила Михайловича Сперанского была прервана неожиданной, хотя и давно уже подготовлявшейся развязкой. Он нажил себе много врагов в высших придворных и чиновничьих сферах, с которыми не имел ни охоты, ни времени сближаться, и в которых на него смотрели, как на выскочку. Сами идеи Сперанского, насколько они были известны и осуществлялись на практике, встречали враждебное отношение со стороны консервативных элементов общества, нашедшее себе в 1811 г. выражение в знаменитой «Записке о древней и новой России» Карамзина и в 1812 г. – в двух подметных письмах к императору Александру. Особенное озлобление против Сперанского было вызвано двумя проведенными им указами 1809 г., – о придворных званиях и об экзаменах на гражданские чины: первым – звания камергеров и камер-юнкеров признавались отличиями, с которыми не сопряжены никакие чины (прежде они давали чины 4-го и 5-го класса по Табели о рангах); вторым – предписывалось не производить в чины коллежского асессора и статского советника лиц, не окончивших университетского курса или не выдержавших установленного испытания (мера имела целью привлечь молодежь во вновь открытые университеты, а также поднять образовательный уровень чиновничества, но была, понятно, крайне обременительна для старых служащих и впоследствии отменена).

Он создал Свод законов Российской империи, судил декабристов, спорил с Карамзиным. По легенде, после встрече с ним Наполеон предложил Александру I обменять его «на какое-нибудь королевство».

Говорящая фамилия

Михаил Михайлович Сперанский родился в семье священнослужителя, поэтому он не получил фамилии от своего отца. Сперанским его нарек дядя при зачислении во Владимирскую духовную семинарию. Уже тогда 8-летний Михаил показывал выдающиеся способности, и фамилия, происходящая от латинского spero (т. е. «надеюсь»), говорила о тех надеждах, которые подавал юный семинарист.
В семинарии Сперанский проявил себя одним из лучших учеников. Там он начал изучение языков (в том числе латинского и древнегреческого), философии, богословия, риторики, математики и естественных наук. За свои успехи Сперанский был удостоен чести стать келейником префекта, что открыло ему доступ к его библиотеке.

Невыбранная дорога

В 1790 году Сперанский стал слушателем Александро-Невской Главной семинарии, куда направлялись лучшие ученики семинарий со всей России. Это заведение готовило элиту духовного сословия. Среди изучаемых предметов было немало светских дисциплин: высшая математика, физика, даже новая французская философия. Сперанский в совершенстве освоил французский язык и всерьез увлекся творчеством западных просветителей. Впрочем, будущий реформатор показывал отличные успехи по всем предметам.

В 1792 году Сперанский блестяще окончил Главную семинарию, он был оставлен при ней учителем математики. Позднее он также стал преподавать физику, красноречие и философию, а в 1795 году стал префектом семинарии. В том же году Сперанского рекомендовали в качестве домашнего секретаря князю Куракину. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавания и перейти на гражданскую службу. В ответ на это митрополит, желая удержать Сперанского на духовном поприще, предложил ему постричься в монахи, что открывало путь к высокому архиерейскому сану. Однако Сперанский предпочел отказаться от этой возможности, и в 1797 году был зачислен в канцелярию генерал-прокурора.

На вершину

Чиновничья карьера Сперанского развивалась стремительно. В 1797 году он – титулярный советник, спустя 3 месяца – коллежский асессор, с 1798 года – надворный советник, а в 1799 году – статский советник. К 1801 году, когда на престол вступил Александр I, Сперанский стал действительным статским советским. Этот гражданский чин соответствовал званию генерал-майора в армии, а его носитель мог занимать даже губернаторскую должность.

После свержения Павла Сперанский стал статс-секретарем тайного советника Д.П. Трощинского – государственного секретаря Александра I. С 1802 года Сперанский осуществлял работу по подготовке проектов государственных реформ в Министерстве внутренних дел.
В эти годы он составил для царя несколько важных политических проектов, главный из которых – «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Также Сперанский участвовал в разработке указа о вольных хлебопашцах, который стал первым шагом к отмене крепостного права.

Великий реформатор

Во «Введении к уложению государственных законов» (1809 г.) Сперанский выступил одним из первых идеологов правового государства в России. Он ратовал за конституционную монархию, отстаивал принцип разделения властей и необходимость предоставления политических прав гражданам. Предлагалось создание Государственной Думы, выборность судей и введение судов присяжных, создание Государственного Совета – органа, которые осуществляет связь монарха со всеми органами власти. Эти политические преобразования неизбежно вели и к отмене крепостного права.

По мысли реформатора переход к конституционному строю должен был происходить эволюционным путем, поэтому его проект прямо не ограничивал самодержавия, однако создавал инструменты для такого ограничения в будущем.
Но начинания Сперанского практически не были реализованы, реформаторский пыл царя быстро иссяк, а Россия в очередной раз упустила возможность перемен, скатившись в реакцию.

Карамзин против Сперанского

В 1810 году по инициативе Сперанского был создан Государственный совет, что задумывалось первым шагом к масштабным политическим реформам. В том же 1810 году должен был появиться манифест о выборах в Государственную Думу. Однако преобразования натолкнулись на неприятие аристократических кругов, хотя план Сперанского первоначально был одобрен царем.

Дворянство невзлюбило Сперанского за его покушение на привычный порядок получения гражданских чинов и занятия государственных должностей. Теперь знать не могла записывать своих отпрысков с колыбели на службу, и для получения чина необходимо было окончить университет.

Война с Францией, идеями которой вдохновлялся Сперанский в своих реформах, дала козыри в руки консерваторов и недовольных чиновников. Были распущены клеветнические слухи о предательстве Сперанского, после чего государь отправил его в ссылку.
Идеологическим лидером противников Сперанского был знаменитый писатель Карамзин. Он составил для государя «Записку о древней и новой России», в которой убедительно доказывал незыблемость самодержавия, отрицая необходимость реформ.

Становление общественно-политических взглядов М.М. Сперанского

Один из факторов формирования мировоззрения человека – воздействие семьи, ближайшего окружения. Отец Михаила Михайловича был сельским священником. Он немного времени уделял семье, а мать часто была занята делами по дому. Михаил был физически слаб, и поэтому вместо игр со сверстниками часто беседовал со своим дедом и много читал.

В жизни М.М. Сперанского было несколько судьбоносных знакомств. Первым стала встреча с духовником Александра I – протоиереем Андреем Афанасьевичем Самборским – человеком образованным, знатоком астрономии. Будучи в гостях у отца Сперанского, он побеседовал с мальчиком и пригласил его в Петербург.

Приглашение, невзначай данное А.А. Самборским в далеком 1778 году, было принято: после учёбы в семинарии во Владимире, М.М. Сперанский продолжил обучение в Александро-Невской семинарии в Петербурге. Образование в семинарии шло с учетом научных достижений философов-просветителей и представителей точных наук.

Знакомство с генерал-прокурором Алексеем Борисовичем Куракиным – второе судьбоносное знакомство в жизни Михаила Михайловича. Как отмечает В.А. Томсинов, М.М. Сперанский обладал «необыкновенной умственной энергией, искусством быстрого логичного письма» , что сыграло немалую роль при его приеме на должность домашнего секретаря. А.Б. Куракин дал поручение написать несколько писем – поручение было выполнено за одну ночь. Удивленный А.Б. Куракин позвал М.М. Сперанского на службу в должности титулярного советника, и тот согласился.

В жизни человека настаёт определенный момент, когда он оказывается на перепутье. Наука перевесила для Сперанского чашу вес, где на другой чаше была религиозная деятельность. Никто не может с уверенностью назвать решающий фактор, определивший этот выбор – быть может, М.М. Сперанский чувствовал, что он может сделать жизнь России лучше, пойдя по этому пути, а может, мыслил слишком вольно – всё это предположения, не более того.

В 1801 году Михаил Михайлович был возведен в чин статского советника. Недалек был момент личного знакомства с императором – это случилось в 1806 году.

М.М. Сперанский как идеолог и практик конституционной монархии: государственная деятельность и воззрения на государство

Михаил Михайлович считал, что власть должна быть ограничена законом, что правительство имеет источником своей власти народ, а сила правительства формируется из силы народной, является производной. В теории М.М. Сперанский выделяет две основные силы: силу народную и силу правительственную. «Силы, вверенные народом правительству, в руках его соединялись в одну массу. Из сил физических составлялись войски, из богатств народных – деньги, из уважения – почести» . Народ должен ограничивать правительство посредством защиты границ власти, для чего ему необходимо консолидироваться, дабы не действовал принцип «разделяй и властвуй». Так как это весьма непростое занятие – следить за соблюдением границ власти, оно должно быть поручено элите, так называемому независимому высшему классу. В записке «Об усовершенствовании народного воспитания» предлагается установление зависимости между чином и уровнем образования, чиновники обязаны были сдавать экзамены. Помимо этого, гарантом законности должны стать, по мнению М.М. Сперанского, свобода печати и гласность.

В записке «О коренных законах государства» М.М. Сперанский различает внешний образ правления – правовую базу – и внутренний – реальную расстановку сил в государстве. Действующая конституция – и есть соотношение этих сил; Сперанский понимает конституцию как существующее положение дел, что впоследствии в 1862 году Ф. Лассаль назовет «фактическим отношением сил». Когда внешний образ правления не соответствует внутреннему, имеет место порок государственного устройства.

В 1809 году Михаил Михайлович по поручению Александра I создает «План государственного преобразования». «Введение к уложению государственных законов» 1809 года включает в себя два отделения: о плане и разуме государственного уложения. В первой идет речь о государственных и коренных государственных законах, во второй о государственном устройстве и законотворчестве.

Гражданские права понимались Сперанским как защита имущества и прав лица, а политические – как гарантия прав гражданских, реализуемая посредством разделения властей. Политические права состояли в «участии в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной» .

Михаил Михайлович предлагал следующую сословную структуру населения: а) дворяне и люди среднего состояния, которые имеют все гражданские права, а политические – в зависимости от количества имущества, б) рабочий народ, который также имеет гражданские права, но вовсе не обладает политическими. М.М. Сперанский это обосновывал тем, что люди, не имеющие собственности, не способны участвовать в процессе законотворчества. «Какая, например, нужда человеку без собственности ограничивать закон о податях вещественных, когда закон сей на него не падает» .

Парламент – Государственная Дума – задумывался Михаилом Михайловичем как верховный законодательный орган, выборы в который должны носить многоступенчатый характер; формирование предполагалось начинать на уровне волостных дум. Законодательная инициатива, по Сперанскому, должна принадлежать правительству, рассмотрение и принятие законов – компетенция Государственной Думы, а утверждение законов – прерогатива императора.

В 1810 году создается Государственный Совет – координационный совещательный орган, и М.М. Сперанский занимает в нем пост государственного секретаря, фактически становясь вторым лицом в государстве. Он оказывает влияние практически на все сферы государственной деятельности – от законотворчества до международной политики.

Но модернизация государства не представляется возможной без трансформации правовой базы. И это становится одной из приоритетных направлений деятельности Сперанского. Лучшим делением законов, по его мнению, было их деление на три рода: закон государственный (конституционный), закон гражданский и закон уголовный. Два последние закона – уложение .

Попытка систематизации законодательства была предпринята при Александре I, которая с 1810 года проходила под руководством М.М. Сперанского. Но так как в 1812 году началась Отечественная война, а при составлении проектов гражданского уложения за образец было взято французское законодательство, работа была прервана.

Николай I в 1826 году создаетВторое отделение Собственной канцелярии Его Величества, где начинается работа по систематизации законодательства, которая должна была включать в себя три этапа: инкорпорацию всех правовых актов Российской империи, что выразилось в издании в 1830 году Полного собрания законов Российской империи в период с 1649 по 1825 годы; инкорпорацию действующего законодательства в виде создания Свода законов, впервые вышедшего в 1832 году; и кодификацию – распределение норм по отраслям с включением новелл.

При М.М. Сперанском были проведены первые два этапа систематизации. Полное собрание законов Российской империи первоначально вышло в составе 40 томов и 4 томов указателей, а Свод законов – в 15 томах. Свод законов заложил основы для развития законодательства Российской империи, без чего была бы немыслима Судебная реформа 1864 года .

Для кого-то М.М. Сперанский – великий реформатор, для кого-то – масон, «разбудивший» декабристов, для кого-то – неудачливый политик… Разность мнений говорит о сложности образа Михаила Михайловича. Но он, бесспорно, был Государственным деятелем с большой буквы, светилом русской администрации, как назвал его М.А. Корф. Последний так описывал Михаила Михайловича в своём дневнике: «Сперва ничтожный семинарист, потом всемогущий временщик, знаменитый изгнанник, восставший от падения с не увядшими силами, наконец, бессмертный зиждитель Свода законов, столь же исполинского в мысли, как и в исполнении, - он и гением своим, и чудными своими судьбами стал каким-то гигантом над всеми современниками»

Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Михаил Михайлович Сперанский (1772-) происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и исключительное трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправившись в Эрфурт на свидание с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не угодно ли вам будет, государь,-в шутку спросил он Александра,-променять этого человека на какое-нибудь королевство?”

Сперанский отличался широтой своего кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных государственных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти - законодательная, исполнительная и судебная -соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть, по проекту Сперанского, оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей, в центре и на местах, он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского, избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: “Никто не может быть наказан без судебного приговора”. Это должно было сильно ограничить власть помещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр I все более входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на престарелого Г. Р. Державина, поэта и государственного деятеля: “Ты все хочешь учить, а я-самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе!” Один из современников, близко наблюдавший Александра, назвал его “республиканцем на словах и самодержцем на деле”.

Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, открыто выражало недовольство. Против Сперанского объединились все консерваторы, начиная с Н. М. Карамзина и кончая А. А. Аракчеевым, бывшим фаворитом Павла, попавшим в милость и к новому императору. Сперанский был окружен людьми, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был арестован и сослан в Нижний Новгород.

Социально-экономическая обстановка создавала объективные предпосылки для внесения изменений в государственный и общественный строй. Поэтому в период правления Александра I (1801-1825 гг.) был осуществлен ряд важных государственных преобразований. По заданию императора проект государственных реформ был подготовлен М.М.Сперанским.

Предполагая изменить государственный механизм в либеральном духе, Сперанский предложил создать законодательную Государственную Думу и Государственный совет, координирующий все ветви власти. При этом все разрабатывавшиеся законы могли вступить в силу только после одобрения их императором. Но даже при таких ограничениях предложения Сперанского встретили препятствия и в итоге в 1810г. был создан только Государственный совет. Председателем Совета являлся лично император или назначенный им член Совета. Состоял новый орган из 40-80 крупных чиновников и помещиков, в обязанности которых изначально входила разработка различных законопроектов. Совет делился на пять департаментов, заседавших как отдельно, так и совместно.

К началу правления Александра I административная система страны пребывала в плачевном состоянии. Авторитет и влияние Сената находились на низком уровне. Попытка молодого императора реанимировать влияние Сената была вызвана давлением определенных слоев дворянства. Этому органу были в 1802г. подчинены все коллегии, губернаторы, было дозволено представлять царю доклады о благоустройстве законодательства. Однако в силу низких моральных и деловых качеств членов Сената, все эти функциональные обязанности были от него изъяты, и он остался только высшим судебным органом.

В 1802г. произошли знаменательные перемены в структуре центральных органов управления: в 1802г. коллегии были заменены отраслевыми министерствами, образованными на принципе единоначалия, а «Общее учреждение министерств» (1811г.) завершило формирование министерской системы в России. Некоторые министерства при этом не имели аналога в предшествовавшей российской истории: Министерство внутренних дел, Министерство просвещения и др. В соответствии с манифестом 1802г. об учреждении новых центральных органов управления министры были подотчетны Сенату, но реально они подчинялись непосредственно императору. В то же время было объявлено о создании Комитета министров под председательством царя для решения вопросов, входивших в компетенцию нескольких министерств. В 1812г. в Комитет министров стали входить также председатели департаментов Государственного совета и другие назначавшиеся императором чиновники.

В начале своего правления Александр I всерьез предполагал ввести в России конституционную форму правления, о чем он официально заявил на заседании польского сейма в 1818г. М.М. Сперанский, а впоследствии и Н.Н. Новосильцев по предложению императора подготовили проекты Российской конституции. По проекту «Государственной уставной грамоты Российской империи» Новосильцева- Вяземского (1821г.) предполагалось создание представительного законосовещательного двухпалатного, а не однопалатного, как у Сперанского, органа (верхней палатой при этом становился Сенат). Россия должна была получить федеративное устройство с разделением на 12 наместничеств, имевших собственные представительные органы. Однако Александр I, настороженный революционными событиями в Италии и Испании, освободительным движением в Греции, а так же натолкнувшись на сопротивление консервативной части дворянства, предпочел отложить принятие столь значимого документа. После восстания декабристов на Сенатской площади (1825г.) вопрос о конституции попал в России в разряд крамольных.

Лекции (УМК) : История отечественного государства и права. Тема 6. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)

Российский государственный деятель, реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения граф Михаил Михайлович Сперанский родился 12 (1 по старому стилю) января 1772 года в деревне Черкутино Владимирской волости (ныне село в Собинском районе Владимирской области) в семье потомственного сельского священника. В девять лет мальчик был зачислен во Владимирскую духовную семинарию и получил фамилию Сперанский (от латинского spero - "надеяться").

В 1788 году как "надежнейший в благонравии, поведении и учении" семинарист Михаил Сперанский был переведен на казенное (государственное) содержание в Главную семинарию при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге (ныне Санкт-Петербургская духовная академия).

Окончив семинарию, Сперанский стал преподавать в ней сначала математику, а затем физику, красноречие и философию. В 1795 году в поисках дополнительных заработков он устроился личным секретарем князя Александра Куракина.

По вступлении на престол императора Павла I Куракин был назначен генерал-прокурором. В 1797 году Сперанский поступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и далее при трех преемниках Куракина, который вскоре был смещен.

В марте 1801 года Сперанский был назначен статс-секретарем при Дмитрии Трощинском - государственном секретаре Александра I. Не имевший себе равных по искусству составления канцелярских бумаг, он вскоре стал ближайшим помощником Трощинского, который поручал ему составление многих манифестов и указов.

Летом 1801 года Сперанский был привлечен графом Виктором Кочубеем к работе Негласного комитета, который был создан Александром I для подготовки реформы управления империей. В состав комитета входили графы Павел Строганов, Николай Новосильцев, Виктор Кочубей и князь Адам Чарторыйский.

Осенью того же года император Александр вручил Сперанскому различные проекты государственных преобразований и проводил с ним вечера в беседах и чтении сочинений, относящихся к этому предмету. Эти общие принципы были развиты и обоснованы во "Введении к уложению государственных законов", составленном Сперанским к осени 1809 года . В этом документе Михаил Сперанский назвал в числе самых необходимых и скорых российских реформ введение конституции, в числе долгосрочных - отмену крепостного права.

В 1810 году Михаил Сперанский был назначен государственным секретарем Государственного совета, учрежденного манифестом Александра I. В его ведении находилась вся проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления императору. В 1809-1811 годы Михаил Сперанский являлся самым влиятельным среди русских сановников лицом, фактически вторым после императора человеком в Российской империи.

К середине 1811 года недовольство деятельностью Сперанского достигло императора. В ход пошли сплетни, подметные письма, обвинения во взяточничестве и государственной измене, припомнились хвалебные отзывы Наполеона. В марте 1812 года после двухчасовой беседы с государем Сперанский был сослан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

В октябре1816 года Михаил Сперанский был возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора.

В марте 1819 года он был назначен генерал-губернатором Сибири с чрезвычайными полномочиями для производства ревизии. Его задача заключалась в обличении злоупотреблений и в разработке реформы сибирского управления, план которой следовало ему привезти в Петербург для личного доклада императору.

Летом 1822 года Александр I утвердил проект "Учреждения для управления Сибирских губерний", разработанный Сперанским за время губернаторства в Сибири. Это был последний труд Михаила Михайловича, связанный с его реформаторской деятельностью.

В 1826 году, после кончины Александра I, Михаилу Сперанскому было поручено возглавить 2-е отделение Императорской канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов. Под руководством Сперанского было составлено Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, куда вошли все законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 года. Затем была проведена их систематизация и подготовлен 15-томный "Свод законов Российской империи" - сборник юридических актов, не утративших своей силы и во времена николаевского царствования.

По выбору Сперанского около десятка молодых людей были посланы за границу на лучшие юридические факультеты для теоретической подготовки к правоведению, так как на юридических факультетах в российских университетах отсутствовали русские профессора, и русское правоведение не преподавалось вовсе. В числе избранных Сперанским молодых людей были будущие известные российские юристы Константин Неволин, Яков Баршев, Александр Куницын, Петр Редкин.

В качестве члена Государственного совета Михаил Сперанский заседал в верховном уголовном суде по делу декабристов, высказываясь против смертных казней.

В 1835-1837 годах Сперанский был приглашен к императорскому двору преподавать юридические науки наследнику престола - будущему императору Александру II.

В январе 1839 года Михаилу Сперанскому было пожаловано графское достоинство.

23 (11 по старому стилю) февраля 1839 года граф Михаил Сперанский умер от простуды.

В 1798 году Михаил Сперанский женился на Элизабет Стивенс, гувернантке семьи графа Шувалова, которая через год умерла при рождении дочери. Его дочь, Елизавета Михайловна, была замужем за племянником графа Кочубея - Фроловым-Багреевым. Внук Михаил был убит на Кавказе в 1844 году, внучка в замужестве стала княгиней Кантакузен.
http://lib.rus.ec/b/169052/read

(С.Н. Южаков "Михаил Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность", Биографическая библиотека Ф. Павленкова, 1892 г.)

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников