Основные занятия населения золотой орды. Золотая орда и крымский улус. Государственное устройство и административное деление

УРОК № 6

Золотая Орда периода расцвета

Культура Золотой Орды

Золотоордынскую культуру создавали представители многих стран и народов. Узбек и Джанибек, стремились привлечь ко двору крупных ученых, поэтов, богословов. По словам татарского историка XIX века Шигабуддина Марджани, вокруг Берке "собралось большое число достойных людей и великих ученых, и он участвовал вместе с ними в меджлисах , проводил с ними часы досуга и брал себе на вооружение их мудрые суждения".

Меджлис - собрание единомышленников, на котором интересующие вопросы обсуждались в непринужденной обстановке, за чашкой чая.

Путь к культурным достижениям других народов открывали и широкие торговые связи. И потому золотоордынская культура была сплавом традиций разных культур. В ней есть черты искусства Китая и Средней Азии. На достижениях многих стран, в том числе мусульманского Востока, Волжской Булгарии и Руси, было основано искусство градостроительства.

НАХОДКИ ИЗ САРАЙ-БАТУ

Со временем Золотой Орде получило развитие просвещение. В Сарае, Крыму, вдругих городах были открыты медресе и училища. Здесь постигали ислам, богословские дисциплины, поэтическое искусство.

Грамотными были не только знатные, но и многие черные люди, как в Золотой Орде называли простой народ. Писали на арабском алфавите. При письме пользовались металлическими перьями и бумагой.

Многие ученые и поэты владели несколькими языками и писали свои произведения на тюрском, арабском и персидском языках. Но письменная культура развивалась в основном на кыпчакском языке. Этот язык очень близок в современному татарскому языку.

Самые известные литературные поизведения золотоордынской эпохи были написаны в XIV веке. Это поэма Котба "Хосров и Ширин", прозаическое сочинение Махмуда Болгари "Нахджель-фарадис" ("Пути, открытые в рай") и поэма Сайфа Сараи "Гюлистан бит тюрке" ("Тюрский Гулистан").

ТАТАРСКИЙ ПОЭТ XIV ВЕКА САИФ САРАИ.

Худ.Н.Фахрутдинов

Культура Золотой Орды ярко проявилась в различные областях жизни. Но период ее расцвета был недолгим, заняв лишь первую половину XIV столетия.

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей создания Золотой Орды, земли которой впоследствии вошли в состав Русского государства. Начиная с XIII века история России неразрывно связана с историей Золотой Орды.

Тема: Древнерусское государство

Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости, установленной в результате монголо-татарского нашествия на Русь. Русские князья приезжали в ставку хана за ярлыком, подтверждавшим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле. Сюда они привозили дань, так называемый ордынский выход, и богатые подарки ордынским вельможам. Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия. Имелся в Сарае и православный храм.

Власть хана была неограниченной. В окружении хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные представители золотоордынской знати - беги (нойоны). Государственными делами руководил беклербек (князь над князьями), а также чиновники - визиры и диваны. В города и области (улусы) рассылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Наряду с даругами назначались военачальники - баскаки.

Государственное устройство Орды носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники, тысячники, сотники.

Рис. 2. Государственно-административное устройство Золотой Орды

Золотая Орда была основана на очень удобно расположенных землях: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам. Купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии, Западной Европы, Индии приезжали в Сарай-Бату со своими товарами. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел. На берегах Волги, Яика (Урал), в Крыму и на др. территориях строились города.

Обитатели Орды представляли самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения, в первую очередь кыпчаков. Самое же главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы.

Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Государственное устройство Золотой Орды было самым примитивным. Ее единство держалось на системе жестокого террора. Наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при хане Узбеке (1313-1342 гг.). После него наступил период феодальной раздробленности.

В XV веке Золотая Орда распалась на Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.), Астраханское (1459 г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства.

  1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. - Тверь, 1997.
  2. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М., 1998.
  3. Греков Б.Д. Монголы и Русь. Опыт политической истории. - М., 1979.
  1. Pravo vuzlib.org ().
  2. Rutracker.org ().
  1. Когда было основано государство Золотая Орда?
  2. Чем занималось основное население Золотой Орды?
  3. Каков был политический строй Золотой Орды?

Урок 16. Золотая Орда в XIII-XIV веках.
Предмет: российская история.

Дата: 04.03.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цель – познакомиться с территорией, населением, хозяйством, системой управления, религией, культурой Золотой Орды; охарактеризовать взаимоотношения Орды и русских княжеств; рассмотреть внешнеполитические и внешнеэкономические связи Золотой Орды.
План



  1. Орда и русские княжества.

Оборудование: Дан. §15.


Ход урока
Вспомни

  • Какие народы жили к востоку от русских земель до монгольского нашествия?

  • Что вам известно об исламской религии, об исламском мире в Средние века?

  1. Территория, население, хозяйство Орды.

Созданная в результате завоевательных походов Батыя, Золотая Орда (Улус Джучи) заняла господствующее положение в Восточной Европе. Многие современные народы, города России своим образованием обязаны этой великой державе. Столицей нового государства стал город Сарай-Бату (в переводе – дворец Бату) в низовьях Волги. Вскоре по соседству на реке Ахтубе был построен другой крупный город – Новый Сарай. В начале XIV века сюда была перенесена столица державы.

Новое государство не было монгольским по составу населения. Монгольской по происхождению была лишь правящая династия – ветвь Чингисидов и верхушка военно-государственной знати. Основу населения новой страны составили многочисленные тюркские народности – кипчаки (половцы), булгары и многие другие.

Монголы со временем оказались растворены в этой массе и восприняли тюркский язык и мусульманскую веру. В свою очередь, тюркское население с течением столетий приняло собирательное название «татары».

Основу хозяйства Орды составляло кочевое скотоводство. Это было традиционное занятие не только монголов, но и других народов, вошедших в состав державы Батыя. Разводили в основном лошадей, овец, в меньшей степени – верблюдов. Весьма высок был уровень развития ремесла (особенно производства оружия, упряжи для коней, украшений и т. п.). Народы Поволжья занимались земледелием и рыболовством, обеспечивая ханскую ставку зерном и рыбой. Сибирские народы, входившие в состав Орды, занимались преимущественно охотой, снабжая ордынскую знать пушниной. Подвластные народы Средней Азии добывали золото и создавали великолепные изделия из него, ткали ковры, разводили лучшие породы лошадей для хана и его свиты. Пастбища и земледельческие угодья принадлежали ордынским землевладельцам – бекам. Население (простые общинники) обязано было поставлять своим хозяевам лошадей, овец, молоко, сыр, а также нести различные повинности за право пользования землёй и водой. Кроме этого, население Орды платило налоги государству, а в случае военной опасности несло военную службу.

Золотая Орда была населена различными народами – земледельцами, скотоводами, охотниками.


  • Какие народы жили на территории Золотой Орды?

  • Какие религии исповедовали в странах – соседях Золотой Орды?

  • Перечислите крупные золотоордынские города.

  1. Система управления, религия и культура Золотой Орды.

Улус Джучи формально являлся частью великой Монгольской империи, созданной Чингисханом и управлявшейся из Каракорума его преемниками. Но фактически это было самостоятельное государство. Лишь в случае смерти великого хана ордынские ханы приезжали в Каракорум на выборы нового. Тем не менее, Золотая Орда строилась на законах Чингисхана. Во главе государства стоял хан – монарх из династии Чингисидов. В Орде был свой курултай – высший совет, состоявший из ближайших родственников хана, а также военачальников (темников, тысячников) и наместников отдельных частей страны. Существовал единый аппарат управления Ордой. Центральные ведомства носили название диванов. Ими руководили секретари. Главными диванами были те, что ведали вопросами сбора налогов, содержания армии, связей с другими странами. Властью на местах обладали особые чиновники – баскаки. Их главными функциями был полный сбор с подвластной местности налогов (как деньгами, так и продуктами) и поддержание порядка среди населения. Для этого в их распоряжение выделялись большие военные отряды. Армия делилась на тумены, тысячи, которые возглавляли военачальники – мурзы (темники).


  • Опишите площадь перед караван-сараем (с. 136).

  • Продолжите рассказ.

Общественный строй Золотой Орды XIV-XV веков


  1. Опишите схему. Используйте в качестве примера задание на с. 63.

  2. Сравните общественное устройство Орды и Руси (см. с. 63):

  • найдите общее и различное в положении общественных слоёв;

  • сделайте выводы на основе проведённого сравнения.

Религиозные верования в Золотой Орде первоначально были самыми разнообразными. Монголы и многие другие кочевые народы, оставаясь язычниками, поклонялись духам предков, земли, воды, неба. В то же время в Орде проживало много мусульман, христиан, иудеев. Законы Орды отличались веротерпимостью и не запрещали каждому народу иметь свою веру.

По мере укрепления государства перед ханами встала задача определения одной из мировых религий как официальной. Выбор пал на ислам – самую распространённую религию в Средней Азии и Поволжье. Первым из ханов ислам принял брат Батыя – Берке. Однако государственной религией ислам стал в первой половине XIV века при хане Узбеке (1312-1342). При нём и его наследниках Золотая Орда достигла наивысшего расцвета.

Это проявилось в значительном и быстром росте городов (их число превысило 110). Некоторые из них продолжают существовать и сегодня – Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень, Судак. Но многие, особенно поволжские, погребены под землёй. В том числе и крупнейший город Европы – столица Орды Новый Сарай. На основании археологических раскопок мы можем представить себе вид этих городов.

Государственный строй Золотой Орды XIV века

Хан Улуса Джучи (Золотой Орды)

Мурзы-темники


Визири


Курултай

ны


Ханский род Джучидов

Баскаки отдельных улусов Золотой Орды

Полусамостоятельные правители

Вспомогательные отряды


  • Опишите схему.

  • Сравните форму правления Орды и Древнерусского государства (см. с. 67), Орды и Новгородской земли (см. с. 110).

Семь сотен лет назад, проплывая с купеческим караваном по Волге (где-нибудь между современными Саратовом и Волгоградом), мы причалили бы к пристани одного из ордынских городов, чтобы полюбоваться им. В центре, на холме, располагается златоверхий дворец правителя – ханского наместника. Он украшен мраморными колоннами, гранитными камнями, мозаикой. Здесь же сверкает купол мечети, высятся стройные минареты, покрытые изречениями из Корана. Невдалеке виднеется караван-сарай (крытый рынок, торговый склад и гостиница для купцов), а также общественные бани, мусульманские школы.

Во все стороны от центральной части расходятся улицы. Вдоль них тянутся выложенные камнем каналы для водоснабжения домов и вывода нечистот. За глинобитной стеной укрыты от посторонних глаз кварталы знати, купцов, богатых ремесленников. Здесь, в кирпичных домах из 3-4 комнат, топятся печи, варится плов, готовится кумыс. В ожидании угощения гость любуется покрывающими стены изразцами (керамическими плитками) с изображением разноцветных лилий, тюльпанов, звёзд, стихотворными надписями.

Поразительно, но у города нет крепостной стены! Сразу за окраинами начинаются сады и усадьбы знати, здесь же возведены грандиозные мавзолеи (крытые захоронения беков, темников, мурз).

Государственный строй и культура Золотой Орды испытывали влияние многих цивилизаций, но в начале XIV века определяющими стали ценности исламского мира.
Родословная ханов Золотой Орды до середины XIV века


  1. Орда и русские княжества.

После опустошительных походов Батыя бо льшая часть русских земель в течение 240 лет находилась в государственной зависимости от Золотой Орды. При этом эти земли не входили в территорию Орды, но являлись полусамостоятельным «русским улусом» монгольской империи. Независимость русских князей была ограничена системой раздачи ярлыков на земли, контролем баскаческих отрядов, выплатой ежегодной дани, дополнительных поборов, военной службой в ханском войске. В качестве верховного правителя хан вмешивался в княжеские распри.

При этом процесс дробления крупных княжеств всячески поощрялся Ордой – так проще было управлять русскими землями. Ханы Золотой Орды, стремясь укрепить свою власть на Руси, стравливали князей, предоставляя им ярлыки на великое княжение. А тех, в ком они видели малейшую угрозу для себя, вызывали в Орду и убивали. Любой князь, приезжая в Сарай, должен был опасаться наговоров со стороны ханских советников, яда, подсыпанного в пищу недоброжелателем. До принятия ислама князей-христиан заставляли исполнять языческие обряды (проходить между огней, пить «священный» для степняков и «нечистый» для христиан кумыс).
«Русский улус» в Монгольской державе

Патриарх Константинопольский1


Хан Золотой Орды

Православная церковь на Руси

Государственные образования на Руси


Митрополит Владимирский и всея Руси

Великий князь владимирский – правитель «русского улуса»

Великий князь рязанский

Небольшие княжества

Господин Великий Новгород (вечевая республика)

Псковская земля (вечевая республика)

Князь суздальский

Князь тверской

Князь московский

Князь нижегородский


  • Что в системе управления Ордынского государства объединяло все земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси?

В течение десятилетий жители Руси многое восприняли от Золотой Орды. Изменился характер княжеской власти. Если раньше с князем часто на равных спорили бояре и городские веча, защищая свои вольности, то теперь князь представлял на Руси власть хана – «великого царя», как его называли на Руси. «Царская власть», подкреплённая долгое время непобедимой монгольской армией, как это ни странно, усилила значение княжеской власти на Руси. В ходе карательных набегов ордынцев гибло вольное боярство, не успевали набрать силу торгово-ремесленные города.

Одновременно ширился диалог двух культур. По волжскому торговому пути, дорогами, по которым ползли обозы с русской данью, шёл активный обмен товарами. В Орде жило много русских гостей, заложников, пленников. На Русь же, после принятия в Орде ислама, стали переезжать убеждённые сторонники язычества из числа ордынской знати. Благодаря этому в русском и татарском (тюркском) языках, в архитектуре, искусстве, быту двух стран заметно взаимное влияние.

В то же время утрата независимости русскими землями, гибель многих соотечественников, регулярные переписи и уплата дани воспринимались в народе как позор и «поругание». Уже через несколько лет после «Батыева нашествия» начали вспыхивать восстания против ордынской зависимости (в народе её называли «игом», то есть гнётом). Восстания против баскаков вспыхивали в самых разных городах страны: Новгороде и Ростове, Суздале и Ярославле, в Галиции и на Волыни. Однако Бату и его преемники быстро и жестоко реагировали на проявления непокорности. В восставшие города и княжества посылалась армия, которая выжигала и опустошала не только те города и сёла, которые отказывались подчиняться хану, но и соседние с ними. Возвращаясь в Орду, они захватывали сотни пленников, имущество людей.

Такие походы надолго запоминались жителям Руси, но восстания продолжались. В результате уже к концу XIII века ханы перестали направлять на Русь отряды баскаков, а сбор ежегодной дани стали передоверять самим русским князьям. Контроль над князьями осуществляли теперь приезжавшие время от времени ханские послы.

За столетия господства Золотой Орды над Русью жители обеих стран переняли друг у друга многие обычаи, достижения. В результате народных восстаний государственная зависимость Руси от Орды постепенно ослабла.


  1. Орда в системе международных отношений.

В появлении сильной и устойчивой державы в Восточной Европе были заинтересованы многие как на Западе, так и на Востоке. Само её существование обеспечивало стабильность торговли между Европой и Азией. Она контролировала теперь важнейшую часть торгового пути из Европы в Среднюю Азию и Китай. Итальянские купцы Генуэзской торговой республики были частыми гостями в портовых городах Азовского и Чёрного морей. Через волжский торговый путь Орда обеспечивала связь русских земель со Средней Азией и Закавказьем. Торговлю контролировали, конечно, ордынские купцы.

Монгольская держава была в тот период одной из самых мощных и процветающих стран мира. С ней не могли не считаться другие, даже самые сильные страны и народы. Восприняв немало культурных традиций и обычаев подвластных народов, Золотая Орда также оказала большое влияние на соседние и подвластные ей страны. Особое значение имело в судьбе Орды принятие ислама. Это заметно повысило престиж Орды на Ближнем Востоке, привело к ещё большему укреплению торговых связей с мусульманским миром. Между тем, Папа Римский неоднократно направлял посольства к золотоордынскому хану, русские князья добились создания на территории Орды православной епископии (церковной области).

Золотая Орда в XIII-XIV веках была крупнейшим государством на границах Европы и Азии. После принятия ислама эта страна стала одним из центров развития исламской цивилизации. Долгие годы Золотая Орда обеспечивала связь между государствами, культурами различных цивилизаций Востока и Запада.


  1. Вопросы и задания для самоконтроля.

  1. Выделите главные особенности хозяйства и состава населения Золотой Орды.

  2. Опишите систему управления Ордой.

  3. Представьте, что вы житель Золотой Орды XIV века (на выбор: русский ремесленник, взятый в рабство и работающий при ханском дворе; мулла (мусульманский священнослужитель), обучающий детей знатных ордынских вельмож; свободный скотовод-общинник, пригнавший скот на продажу в столичный караван-сарай). Опишите свой день.

  4. Объясните, какое влияние оказывали друг на друга Орда и подвластные ей русские княжества.

  5. Чем определялась роль Золотой Орды в межгосударственных отношениях?

  6. Какую роль, на ваш взгляд, сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?

Описание Золотой Орды и её столицы Сарай-Бату в 40-50-е годы XIII века из книги католического монаха-францисканца Гильома де Рубрука «Путешествие в восточные страны»
«Они [правители Орды] поделили между собой Скифию [степь], которая тянется от Дуная до восхода солнца. Всякий начальник знает границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они спускаются к югу в более тёплые страны, летом поднимаются на север, в более холодные…

Важные господа имеют на юге поместья, из которых на зиму им доставляется просо и мука. Бедные добывают себе это в обмен на баранов и кожи. Рабы наполняют себе желудок грязной водой и этим довольствуются.

Об одеянии и платье их знайте, что из Китая и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шёлковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом. Из Руссии, из великой Булгарии… и других лежащих к северу и полных лесов стран, которые им повинуются, им привозят дорогие меха разного рода, в которые они одеваются зимой – делают шубы. Они устраивают также шаровары из кож, из войлока делают плащи и шапки против дождя.

Из кишок лошадей они делают прекрасные колбасы, лучше, чем из свинины, и едят их свежими. Остальное мясо сохраняют на зиму. Летом они заботятся только о кумысе. Кумыс стоит всегда внизу у дома, пред входом в дверь, и возле него стоит гитарист со своею маленькой гитарой. И когда господин начинает пить, то один из слуг возглашает громким голосом «Га!» И гитарист ударяет о гитару, а когда они устраивают большой праздник, то все хлопают в ладоши и также пляшут под звуки гитары.

Когда я увидел двор Бату, я оробел, потому что, собственно, дома его казались как бы каким-то большим городом, протянувшимся в длину и отовсюду окружённым народами на расстоянии 3 или 4 лье. …Все они знают, с какого бока двора должны они размещаться, когда они снимают свои дома [с повозок]. …На следующий день нас отвели ко двору, и Бату приказал раскинуть большую палатку, так как дом его не мог вместить столько мужчин и столько женщин, сколько их собралось.

…Нас провели до середины палатки… сам же он [Бату] сидел на длинном троне, широком как ложе, и целиком позолоченном; на трон этот поднимались по трём ступеням; рядом с Бату сидела одна госпожа. Мужчины же сидели там и сям направо и налево от госпожи… Скамьи же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояли при входе в палатку».


  • Какие особенности в хозяйстве, одежде, еде указывают на сохранение большинством населения Орды кочевого образа жизни?

Описание столицы Золотой Орды Нового Сарая в 30-40-е годы XIV века. Из сочинений мусульманских авторов Эломари, Ибн-Арабшаха и Ибн-Батута
«Этот красивейший город, достигающий чрезвычайной величины… расположен на ровной земле.

Город этот стоит без всяких стен. Место пребывания царя там – большой дворец, на вершине которого находится золотое новолуние, весом в два кынтаря египетских. Дворец окружают стены, башни, дома, в которых живут эмиры его [хана]. В этом дворце их зимнее помещение.

Сарай сделался средоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нём набралась добрая и здоровая доля учёных и знаменитостей, словесников и искусников…

Здесь 13 мечетей для соборной службы… рынки, бани и заведения благочестия.

…Красивые улицы, переполненные людьми. Здесь живут ясы, кипчаки, черкесы, русские, византийцы. И каждый народ живёт в своём участке [квартале] отдельно, там и базары их».


  • Сравните описание столицы Золотой Орды в XIII и XIV веках. Чем можно объяснить произошедшие в ней изменения?

  1. Домашнее задание: читать и пересказывать §15 «Золотая Орда в XIII-XIV веках» (сс. 134-143); ответить на вопросы с. 142.

История Золотой Орды

Золотая Орда (Улус Джучи, Улуг Улус)
1224 — 1483

Улус Джучи ок. 1300 года
Столица Сарай-Бату
Сарай-Берке
Крупнейшие города Сарай-Бату , Казань , Астрахань , Увек и др.
Язык(и) золотоордынский тюрки
Религия тенгрианство , православие (для части населения), с 1312 ислам
Площадь ок. 6 млн км²
Население монголы , тюрки , славяне, финно-угры и другие народы

Название и границы

Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае.

В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус» ) или имени правителя («улус Берке» ), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке» , «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой» ). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак . Слово «орда » в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века). Сочетание «золотая орда» в значении «золотой парадный шатёр» встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты применительно к резиденции хана Узбека . В русских летописях понятие «Орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары». В Западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов», «Комания» или «держава татар», «земля татар», «Татария».

Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар). Позже это название проникло в Европу и земли, завоеванные монголами стали именоваться «Татарией».

Границы Орды арабский историк Ал-Омари, живший в первой половине XIV века определял так:

"Границы этого государства со стороны Джейхуна — Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азака, Акча-Кермен, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман…

Бату, средневековый китайский рисунок

[ Образование Улуса Джучи (Золотой Орды)

Разделение Монгольской империи Чингисханом между своими сыновьями, произведенное к 1224 году , можно считать возникновением Улуса Джучи. После Западного похода (1236—1242), возглавляемого сыном Джучи Бату (в русских летописях Батый) улус расширился на запад и его центром стало Нижнее Поволжье. В 1251 году в столице Монгольской империи Каракоруме состоялся курултай , где великим ханом был провозглашён Мункэ , сын Толуя . Бату, «старший в роде» (ака ), поддержал Мункэ, вероятно, надеясь получить полную автономию для своего улуса . Противники джучидов и толуидов из потомков Чагатая и Угэдэя были казнены, а конфискованные у них владения были разделены между Мункэ, Бату и другими чингизидами, признавшими их власть.

Расцвет Золотой Орды

После смерти Бату законным наследником должен был стать его сын Сартак , который находился в это время в Монголии , при дворе Мунке-хана . Однако по пути домой новый хан неожиданно скончался. Вскоре умер и провозглашённый ханом малолетний сын Бату (или сын Сартака ) Улагчи .

Правителем улуса стал Берке (1257—1266), брат Бату. Берке ещё в молодости принял ислам , но это было, по-видимому, политическим шагом, не повлёкшим исламизации широких слоёв кочевого населения. Этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии , привлечь на службу образованных мусульман . В его правление значительных масштабов достигло градостроительство , ордынские города застраивались мечетями , минаретами , медресе , караван-сараями . В первую очередь это относится к Сарай-Бату , столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке (бытует спорное отождествление Сарай-Берке и Сарай аль-Джедид ) . Оправившийся после завоевания Булгар стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса.

Большой минарет Соборной мечети Булгара , строительство которой было начато вскоре после 1236 года и завершено в конце XIII века

Берке приглашал из Ирана и Египта учёных, богословов, поэтов, из Хорезма — ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Ирана и арабских стран, что вызывало недовольство монгольской и кыпчакской кочевой знати. Однако это недовольство пока не выражалось открыто.

В правление Менгу-Тимура (1266—1280) Улус Джучи стал полностью независим от центрального правительства. В 1269 году на курултае в долине реки Талас Мункэ-Тимур и его сородичи Борак и Хайду , правители Чагатайского улуса , признали друг друга независимыми государями и заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость .

Тамга Менгу-Тимура, чеканившаяся на золотоордынских монетах

После смерти Менгу-Тимура в стране начался политический кризис, связанный с именем Ногая . Ногай, один из потомков Чингис-хана , занимал при Бату и Берке пост беклярбека, второго по значению в государстве. Его личный улус находился на западе Золотой Орды (вблизи Дуная). Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Туда-Менгу (1282—1287) и Тула-Буги (1287—1291) ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю , Днестру , Узеу (Днепру ).

При прямой поддержке Ногая на сарайский престол был посажен Тохта (1298—1312). Сначала новый правитель во всём слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1299 году поражением Ногая, и единство Золотой Орды было вновь восстановлено.

Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Золотая Орда, г. Сарай-Бату. Керамика, надглазурная роспись, мозаика, позолота. Селитренное городище. Раскопки 1980-х. ГИМ

Во времена правления хана Узбека (1312—1342) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией, пригрозив «неверным» физической расправой. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Время его ханствования отличалось строгой расправой. Русские князья, отправляясь в столицу Золотой Орды, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. Несколько из них, действительно, были убиты. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии , Египтом , Индией , Китаем . После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек , которого русские летописи называют «добрым».

«Великая замятня»

Куликовская битва. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище»

С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. Это время в русских источниках получило название «Великая замятня».

Ещё при жизни хана Джанибека (не позже 1357 года ) в Улусе Шибана был провозглашён свой хан Минг-Тимур . А убийство в 1359 году хана Бердибека (сына Джанибека) положило конец династии Батуидов, что стало причиной появления самых различных претендентов на сарайский престол из числа восточных ветвей Джучидов. Воспользовавшись нестабильностью центральной власти, ряд областей Орды на какое-то время вслед за Улусом Шибана обрёл собственных ханов.

Права на ордынский престол самозванца Кульпы сразу же были подвергнуты сомнению зятем и одновременно беклярибеком убитого хана темником Мамаем . В итоге Мамай, приходившийся внуком Исатаю, влиятельному эмиру времён хана Узбека, создал самостоятельный улус в западной части Орды, вплоть до правого берега Волги . Не будучи Чингизидом , Мамай не имел прав на титул хана, поэтому ограничился должностью беклярибека при ханах-марионетках из рода Батуидов.

Ханы из Улуса Шибана, потомки Минг-Тимура, попытались закрепиться в Сарае. По-настоящему это им не удалось, ханы менялись с калейдоскопической быстротой. Судьба ханов во многом зависела от благосклонности купеческой верхушки городов Поволжья, которая не была заинтересована в сильной ханской власти.

По примеру Мамая другие потомки эмиров также проявили стремление к самостоятельности. Тенгиз-Буга, тоже внук Исатая, попытался создать самостоятельный улус на Сырдарье . Восставшие против Тенгиз-Буги в 1360 году и убившие его Джучиды продолжили его сепаратистскую политику, провозгласив хана из своей среды.

Салчен, третий внук того же Исатая и в то же время внук хана Джанибека, захватил Хаджи-Тархан . Хусейн-Суфи, сын эмира Нангудая и внук хана Узбека, в 1361 году создал независимый улус в Хорезме . В 1362 году литовский князь Ольгерд захватил земли в бассейне Днепра .

Смута в Золотой Орде закончилась после того, как чингизид Тохтамыш при поддержке эмира Тамерлана из Мавераннахра в 1377 —1380 годах сначала захватил улусы на Сырдарье , разгромив сыновей Урус-хана , а затем и престол в Сарае , когда Мамай вступил в прямой конфликт с Московским княжеством (поражение на Воже (1378 )). Тохтамыш в 1380 году разгромил собранные Мамаем после поражения в Куликовской битве остатки войск на реке Калке .

Правление Тохтамыша

В правление Тохтамыша (1380 —1395 ) прекратились смуты, и центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию Золотой Орды. В 1382 году совершил поход на Москву и добился восстановления выплаты дани. После укрепления своего положения Тохтамыш выступил против среднеазиатского правителя Тамерлана , с которым ранее поддерживал союзные отношения. В итоге ряда опустошительных походов 1391—1396 годов Тамерлан разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке , ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.

Распад Золотой Орды

В шестидесятых годах XIII века произошли важные политические перемены в жизни бывшей империи Чингисхана , что не могло не отразиться на характере ордынно-русских отношений. Начался ускоренный распад империи. Правители Каракорума перебрались в Пекин , улусы империи приобрели фактическую самостоятельность, независимость от великих ханов, и сейчас же между ними усилилось соперничество, возникли острые территориальные споры, началась борьба за сферы влияния. В 60-е годы улус Джучи втянулся в затяжной конфликт с улусом Хулагу , владевшим территорией Ирана . Казалось бы, Золотая Орда достигла апогея своего могущества. Но тут и внутри нее начался неизбежный для раннего феодализма процесс распада. Началось в Орде «расщепление» государственной структуры, и сейчас же возник конфликт в составе правящей элиты.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство , в 1440-х — Ногайская Орда , затем возникли Казанское (1438 ) и Крымское ханство (1441 ). После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.

Главным среди джучидских государств формально продолжала считаться Большая Орда . В 1480 году Ахмат , хан Большой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III , но эта попытка окончилась неудачно, и Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига . В начале 1481 года Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. При его детях , в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование.

Государственное устройство и административное деление

Согласно традиционному устройству кочевых государств, Улус Джучи после 1242 года разделился на два крыла: правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Батыя . Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Батыя назывался Белой Ордой (Ак Ордой) . Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана , Поволжья, Северного Кавказа, донские, днепровские степи, Крым . Центром его был Сарай .

Левое крыло Улуса Джучи находилось в подчинённом положении по отношению к правому, оно занимало земли центрального Казахстана и долину Сырдарьи . Восток у монголов обозначался синим цветом, поэтому левое крыло называлось Синей Ордой (Кок Ордой). Центром левого крыла был Орда-Базар . Ханом там стал старший брат Батыя Орда-Эджен .

Крылья, в свою очередь, делились на улусы, которыми владели другие сыновья Джучи. Первоначально таких улусов было около 14-ти. Плано Карпини , совершивший путешествие на восток в 1246 —1247 годах , выделяет в Орде следующих лидеров с указанием мест кочевий: Куремсу на западном берегу Днепра, Мауци на восточном степях, Картана , женатого на сестре Батыя, в донских степях, самого Батыя на Волге и двух тысячников по двум берегам Урала. Берке владел землями на Северном Кавказе, но в 1254 Батый забрал эти владения себе, приказав Берке передвинуться к востоку от Волги .

Первое время улусное деление отличалось неустойчивостью: владения могли передаваться другим лицам и менять свои границы. В начале XIV века хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками) . Главным улусбеком был беклярбек . Следующим по значению сановником — визирь . Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся феодалы. Данные четыре области делились на 70 мелких владений(туменов), во главе с темниками .

Улусы делилось на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, что зависело от ранга владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) .

Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани ); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255 —1266 ), близ современного Волгограда ). При хане Узбеке Сарай-Берке была переименована Сарай Ал-Джедид .

Армия

Подавляющей частью ордынского войска являлась конница , использовавшая в бою традиционную тактику ведения боя мобильными конными массами лучников. Её ядром были тяжеловооружённые отряды, состоявшие из знати, основой которых была гвардия ордынского правителя. Помимо золотоордынских воинов, ханы набирали в войско солдат из числа покорённых народов, а также наёмников из Поволжья , Крыма и Северного Кавказа . Основным оружием ордынских воинов был лук , которым ордынцы пользовались с большим мастерством. Широко распространены были и копья , применявшиеся ордынцами во время массированного копейного удара, следовавшего за первым ударом стрелами. Из клинкового оружия наиболее популярными были палаши и сабли . Распространено было и ударно-дробящее оружие: булавы , шестопёры , чеканы , клевцы , кистени .

Среди ордынских воинов были распространены ламеллярные и ламинарные металлические панцири, с XIV века — кольчуги и кольчато-пластинчатые доспехи. Самым распространённым доспехом был хатангу-дегель, усиленный изнутри металлическими пластинами (куяк ). Несмотря на это, ордынцы продолжали пользоваться ламеллярными панцирями. Пользовались монголы и доспехами бригантинного типа. Получили распространение зерцала, ожерелья, наручи и поножи. Мечи практически повсеместно были вытеснены саблями. С конца XIV века на вооружении появляются пушки. Ордынские воины стали применять также полевые укрепления, в частности, большие станковые щиты -чапары . В полевом бою они также использовали некоторые военно-технические средства, в частности, арбалеты .

Население

В Золотой Орде проживали: монголы , тюркские (половцы , волжские булгары , башкиры , огузы , хорезмийцы и др), славянские, финно-угорские (мордва , черемисы , вотяки и др.),), северокавказские (аланы и др.) и др. народы. Основную массу кочевого населения составляли кыпчаки , которые, утратив собственную аристократию и прежнее племенное деление, Ассимилированнный -тюркизировали [источник не указан 163 дня ] сравнительно малочисленную [источник не указан 163 дня ] монгольскую верхушку. Со временем общим для большинства тюркских народов западного крыла Золотой Орды стало наименование «татары ».

Важно что для многих тюркских народов название «татары» было лишь чуждым экзоэтнонимом и эти народы сохраняли свое собственное самоназвание. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов , каракалпаков и ногайцев .

Торговля

Керамика Золотой Орды в собрании Государственного исторического музея .

Крупными центрами главным образом караванной торговли были города Сарай-Бату , Сарай-Берке , Увек , Булгар , Хаджи-Тархан , Бельджамен , Казань , Джукетау , Маджар , Мохши , Азак (Азов ), Ургенч и др.

Торговые колонии генуэзцев в Крыму (капитанство Готия ) и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном , тканями и льняным холстом , оружием , женскими украшениями, ювелирными изделиями, драгоценными кам-нями , пряностями , ладаном , мехами, кожей, медом, воском , солью , зерном , лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом .

Золотая Орда сбывала генуэзским купцам рабов и другую добычу, захваченную ордынскими отрядами во время военных походов.

Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу , так и в Среднюю Азию , Индию и Китай . Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран , проходили по Волге .

Внешние и внутригосударственные торговые отношения обеспечивались выпускаемыми деньгами Золотой Орды: серебряными дирхемами и медными пулами .

Правители

В первый период правители признавали главенство великого каана Монгольской империи.

  1. Джучи , сын Чингисхана , (1224 — 1227)
  2. Бату (ок. 1208 — ок. 1255 ), сын Джучи, (1227 — ок. 1255), орлок (джехангир) Йекэ Монгол Улуса (1235 —1241 )
  3. Сартак , сын Бату, (1255/1256 )
  4. Улагчи , сын Бату (или Сартака), (1256 — 1257 ) при регентстве Боракчин-хатун , вдовы Бату
  5. Берке , сын Джучи, (1257 — 1266 )
  6. Мункэ-Тимур , сын Тугана , (1266 — 1269 )

Ханы

  1. Мункэ-Тимур , (1269—1282 )
  2. Туда Менгу-хан , (1282 —1287 )
  3. Тула Буга-хан , (1287 —1291 )
  4. Гийас уд-Дин Тохтогу-хан , (1291 —1312 )
  5. Гийас уд-Дин Мухаммад Узбек-хан , (1312 —1341 )
  6. Тинибек-хан , (1341 —1342 )
  7. Джалал уд-Дин Махмуд Джанибек-хан , (1342 —1357 )
  8. Бердибек , (1357 —1359 )
  9. Кульпа , (август 1359 —январь 1360 )
  10. Мухаммад Наурузбек , (январь-июнь 1360 )
  11. Махмуд Хизр-хан , (июнь 1360 -август 1361 )
  12. Тимур Ходжа-хан , (август-сентябрь 1361 )
  13. Ордумелик , (сентябрь-октябрь 1361 )
  14. Кильдибек , (октябрь 1361 -сентябрь 1362 )
  15. Мурад хан , (сентябрь 1362 -осень 1364 )
  16. Мир Пулад хан , (осень 1364 -сентябрь 1365 )
  17. Азиз шейх , (сентябрь 1365 —1367 )
  18. Абдуллах-хан хан Улуса Джучи (1367 —1368 )
  19. Хасан хан , (1368 —1369 )
  20. Абдуллах-хан (1369 —1370 )
  21. Булак-хан , (1370 —1372 ) при регенстве Тулунбек-ханум
  22. Урус-хан , (1372 —1374 )
  23. Черкес хан , (1374 —начало 1375 )
  24. Булак-хан , (начало 1375 —июнь 1375 )
  25. Урус-хан , (июнь-июль 1375 )
  26. Булак-хан , (июль 1375 —конец 1375 )
  27. Гийас уд-Дин Каганбек-хан (Айбек-хан), (конец 1375 —1377 )
  28. Арабшах Муззаффар (Кары-хан), (1377 —1380 )
  29. Тохтамыш , (1380 —1395 )
  30. Тимур Кутлуг-хан , (1395 —1399 )
  31. Гийас уд-Дин Шадибек-хан , (1399 —1408 )
  32. Пулад-хан , (1407 —1411 )
  33. Тимур-хан , (1411 —1412 )
  34. Джалал ад-Дин-хан , сын Тохтамыша , (1412 —1413 )
  35. Керим Бирди-хан , сын Тохтамыша , (1413 —1414 )
  36. Кепек , (1414 )
  37. Чокре , (1414 —1416 )
  38. Джаббар-Берди , (1416 —1417 )
  39. Дервиш , (1417 —1419 )
  40. Кадыр Бирди-хан , сын Тохтамыша , (1419 )
  41. Хаджи-Мухаммед , (1419 )
  42. Улу Мухаммед-хан , (1419 —1423 )
  43. Барак-хан , (1423 —1426 )
  44. Улу Мухаммад-хан , (1426 —1427 )
  45. Барак-хан , (1427 —1428 )
  46. Улу Мухаммад-хан , (1428 )
  47. Кичи-Мухаммед , хан Улуса Джучи (1428 )
  48. Улу Мухаммад-хан , (1428 —1432 )
  49. Кичи-Мухаммед , (1432 —1459 )

Беклярбеки

  • Курумиши , сын Орда-Ежена , беклярбек (1227 —1258 ) [источник не указан 610 дней ]
  • Бурундай , беклярбек (1258 —1261 )[источник не указан 610 дней ]
  • Ногай , правнук Джучи , беклярбек (?—1299/1300)
  • Иксар (Ильбасар), сын Тохты , беклярбек (1299/1300 — 1309/1310)
  • Кутлуг-Тимур , беклярбек (ок. 1309/1310 — 1321/1322)
  • Мамай , беклярбек (1357 —1359 ), (1363 —1364 ), (1367 —1369 ), (1370 —1372 ), (1377 —1380 )
  • Едигей , сын Мангыт Балтычак-бека , беклярбек (1395 —1419 )
  • Мансур-бий , сын Едигея, беклярбек (1419 )