Общие итоги военных походов фараонов. Составьте рассказ о завоевательных походах фараонов древнего египта. Последствия походов Тутмоса III

Дата:________

Тема: §9. Военные походы фараонов.
Цели урока:
Образовательные:

    учащиеся узнают о структуре египетского войска (пехоте, колесницах и т.д.

    учащиеся узнают об освобождении страны из под власти гиксосов и переезд столицы в Фивы;

    учащиеся узнают о правлении Хаттшепсут и завоеванях Тутмусма III;

Воспитательные:

    учащиеся понимают значение завоевательных походов для Египта и осознают, что являлось итогом (рабство) этих походов;

Развивающие:

    у учащихся развиваются навыки работы с картой, учащиеся понимают какова была роль фараонов в Древнем Египте и т.д.

    учащиеся понимают причино-следственные связи военных походов и увеличения количества рабов в Египте.

Основные понятия и термины: фараон, война, войско, завоевательный поход, военная добыча, дань, "живые убитые" (военнопленные).
Персоналии: Хатшепсут, Тутмос III.
Наглядно-демонстрационные материалы:

Презентация «» Военные походы фараонов» иллюстрации учебника. Хрестоматия по истории древнего мира. Видеопроектор, компьютер, экран. Карта «Завоевательные походы фараонов»

План урока:
I . Организационный момент.

II . Опрос пройденного материала по теме «Жизнь египетского вельможи».

    с какой целью египтяне на стенах гробниц изображали самого вельможу, его семью и слуг?

    Как жили и чем занимались вельможи?

    Зачем им нужны были писцы и стражники?

    Рассказ учащихся от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона.

III . Объяснение новой темы.

1.Пешие воины.
2.Боевые колесницы.

4.Рабство в Египте.
5.Положение простых воинов.

Ход урока.

1.Пешие воины.
Основу египетской армии составляли пешие воины. Писцы держали на учете всех юношей.
Рассмотрите слайд (№ 4).
Чем были вооружены египтяне? В каком бою это вооружение было эффективно?
2.Боевые колесницы.
В сер. II тыс.до н.э. в египетском войске появились колесницы.
Управлением занимался возничий, а другой воин стрелял из лука и бросал дротики.
Какие преимущества давало использование колесниц?

3.Войны Египта против своих соседей.
В 1750 году до н.э. Египет подвергся нападению кочевников - гиксосов, но египетская армия разбила противника и защитила страну.
Укрепив армию, фараоны стали обращать внимание на соседние богатые государства, пытаясь подчинить их своей власти.
Определите по карте (слайд 7) с кем Египет вел войны?
К 1500 г.до н.э. при фараоне Тутмосе египтяне завоевывают Сирию, Палестину, Ливию, Нубию.
Из каждого похода армия возвращалась с богатой добычей.
4.Рабство в Египте.
Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос:
Как люди в Египте становились рабами?
1)военнопленные
2)пиратство
3)наследственные рабы
4)долговое рабство
5)торговля
5.Положение простых воинов.
Рядовые воины в отличие от своих командиров никаких доходов от военной добычи не получали. В походе они страдали от нехватки пищи и воды от болезней и ран. Их наделы в это время приходили в запустение.
Фараоны, не доверяя египтянам, начали создавать наёмное войско.

Завершающая часть:

Какую роль играла армия в египетском государстве? Необходимо выбрать функции армии из функций государства:
Функции государства:

  • Управление;

    Поддержание порядка;

    Управление хозяйством;

    Установление законов;

    Представительство страны перед другими государствами;

    Обозначение государственной принадлежности.

Домашнее задание:

Необходимо описать египетскую армию. Составить рассказ о различных частях египетской армии. Перечислить все виды источников рабства и уметь их объяснить.

Используя дополнительный материал необходимо подробнее рассказать о завоевании кочевников-гиксосов в 1750 году

Военные походы фараонов

Причины

Из походов войска возвращались с богатой добычей. Народы завоеванных стран должны были выплачивать фараону ежегодную дань.

Нубия была богата золотыми рудниками; племена ливийцев поставляли в Египет стада коров, коз и овец; из Финикии привозили дерево (кедры); Палестина и Сирия были богаты серебром, оловом и тонкими тканями.

Участники

Боевые колесницы: в колеснице помещалось два воина. Один правил лошадьми, а другой стрелял из лука и метал копья.

Пехота: отряды пехоты отличались по виду вооружения. Воины одних отрядов имели копья, других - топоры или серповидные мечи, третьих - луки и стрелы. Были отряды, вооруженные пращами и бумерангами (см. Организация и техника военного дела в период крупных войн XVI—XV вв. до н. э.).

Тутмос III - фараон, в период правления которого египтяне совершили самые крупные завоевания. Благодаря ему границы государства были значительным образом увеличены. Это были годы расцвета Древнего Египта (см. ).

В основном Тутмос совершал походы в Переднюю Азию (см. Передняя Азия).

На севере граница страны отодвинулась до Евфрата. Тутмос приобрел власть над землями Палестины, Сирии и Финикии. На юге в подчинении Египта оказалась Нубия. ().

Заключение

Благодаря завоевательным походам Египет вышел далеко за пределы нильской долины, став своего рода региональной империей. Были установлены отношения с соседними народами. Война была не только средством грабежа и порабощения, но и способом расширения экономических и культурных связей.

Параллели

Военная деятельность государства в древности считалась обязательной, представление о войне, как о зле, отсутствовало. Тутмоса III, Рамзеса II и еще некоторых правителей принято называть цезаристскими фараонами - их завоевания наиболее впечатляющие. Но такие цезаристские представители власти появлялись во всех без исключения регионах Древнего Востока вплоть до Китая. Каждая из восточных деспотий стремилась быть империей и господствовать над соседями.

Конспект

Может ли быть опасной армия, если она вооружена только холодным оружием? Может! Более того, подобная армия, как оказалось, может завоевывать огромные территории. Из каких родов войск состояла египетская армия? Какое вооружение использовали в битвах? Какие завоевания совершил Тутмоса III? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было большое и хорошо обученное войско. Ядром египетской армии была личная охрана фараона, она формировалась из чужеземцев-наемников.

Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на долгие годы. Из них формировалась пехота. Пехотинцы делились на тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Наконечники стрел и копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы. Бронза тверже меди — бронзовое оружие давало египтянам преимущество над противником (рис. 1).

Рис. 1. Армия Древнего Египта ()

В середине II тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы (рис. 2). Каждый отряд состоял из 25 колесниц. Колесницей управлял возница, второй воин стрелял из лука и бросал в противников короткие копья — дротики. Лошадей содержали за счет казны фараона, а колесницу необходимо было приобретать за свой счет, поэтому служить в колесничих отрядах могли лишь представители знати. Колесницы начинали битву и завершали ее, преследуя бегущего с поля боя противника.

Рис. 2. Боевые колесницы ()

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III (рис. 3). В Северной Палестине и Сирии в конце XVI в. до н. э. сложилась антиегипетская коалиция. Страны, входившие в нее, стремились к политической и экономической независимости от влиятельного южного соседа. Главными опорными пунктами антиегипетского союза были крепости Мегиддо и Кадеш. Тутмос во главе войска отправился усмирять непокорных. Войска противников тем временем сосредоточились в Мегиддо, намереваясь удержать этот важный пункт на северных склонах тех же гор. Таким образом, египетской армии предстояло преодолеть горный хребет. Через хребет вели три дороги. Кратчайший, средний путь был узкой тропой. Многие египетские военачальники опасались идти этим путем. Они боялись, что при движении гуськом авангард армии уже столкнется с противником, в то время как арьергард еще только вступит на тропу. Однако фараон решил рискнуть и лично возглавил колонну, двигающуюся коротким путем.

Рис. 3. Тутмос III ()

Согласно хроникам, фараон на боевой колеснице первым бросился в бой. Войско защитников было обращено в бегство. Но египтяне не взяли с ходу город, будучи занятыми грабежом оставленного лагеря. Тем временем цари Кадеша и Мегиддо и их союзники были втащены гарнизоном на крепостную стену, ворота были закрыты. Тутмос приступил к осаде города. Вокруг него была сооружена ограда из огромных древесных стволов. Египтяне назвали эту стену «Тутмос, осаждающий азиатов». Через несколько недель осады город сдался. Трофеями Тутмоса были 924 колесницы, 2238 лошадей, 200 комплектов оружия, урожай, снятый в долине египетским войском, много тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Это был первый победоносный поход Тутмоса. При нем египтяне захватили Ливан, Палестину на севере, Нубию на юге; расширили границы Египта на востоке до Евфрата (рис. 4). На несколько столетий Египет стал самым могущественным государством Древнего мира.

Рис. 4. Военные походы Тутмоса III ()

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Архивариум.ру ().
  3. Свобода и честь ().

Домашнее задание

  1. Назовите причины египетских завоеваний.
  2. Какие преимущества были у египетской армии перед противниками?
  3. С какими древними государствами и народами сражался Тутмос III?

Военные походы фараонов

Причины

Из походов войска возвращались с богатой добычей. Народы завоеванных стран должны были выплачивать фараону ежегодную дань.

Нубия была богата золотыми рудниками; племена ливийцев поставляли в Египет стада коров, коз и овец; из Финикии привозили дерево (кедры); Палестина и Сирия были богаты серебром, оловом и тонкими тканями.

Участники

Боевые колесницы: в колеснице помещалось два воина. Один правил лошадьми, а другой стрелял из лука и метал копья.

Пехота: отряды пехоты отличались по виду вооружения. Воины одних отрядов имели копья, других - топоры или серповидные мечи, третьих - луки и стрелы. Были отряды, вооруженные пращами и бумерангами (см. Организация и техника военного дела в период крупных войн XVI—XV вв. до н. э.).

Тутмос III - фараон, в период правления которого египтяне совершили самые крупные завоевания. Благодаря ему границы государства были значительным образом увеличены. Это были годы расцвета Древнего Египта (см. ).

В основном Тутмос совершал походы в Переднюю Азию (см. Передняя Азия).

На севере граница страны отодвинулась до Евфрата. Тутмос приобрел власть над землями Палестины, Сирии и Финикии. На юге в подчинении Египта оказалась Нубия. ().

Заключение

Благодаря завоевательным походам Египет вышел далеко за пределы нильской долины, став своего рода региональной империей. Были установлены отношения с соседними народами. Война была не только средством грабежа и порабощения, но и способом расширения экономических и культурных связей.

Параллели

Военная деятельность государства в древности считалась обязательной, представление о войне, как о зле, отсутствовало. Тутмоса III, Рамзеса II и еще некоторых правителей принято называть цезаристскими фараонами - их завоевания наиболее впечатляющие. Но такие цезаристские представители власти появлялись во всех без исключения регионах Древнего Востока вплоть до Китая. Каждая из восточных деспотий стремилась быть империей и господствовать над соседями.

Конспект

Может ли быть опасной армия, если она вооружена только холодным оружием? Может! Более того, подобная армия, как оказалось, может завоевывать огромные территории. Из каких родов войск состояла египетская армия? Какое вооружение использовали в битвах? Какие завоевания совершил Тутмоса III? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было большое и хорошо обученное войско. Ядром египетской армии была личная охрана фараона, она формировалась из чужеземцев-наемников.

Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на долгие годы. Из них формировалась пехота. Пехотинцы делились на тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Наконечники стрел и копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы. Бронза тверже меди — бронзовое оружие давало египтянам преимущество над противником (рис. 1).

Рис. 1. Армия Древнего Египта ()

В середине II тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы (рис. 2). Каждый отряд состоял из 25 колесниц. Колесницей управлял возница, второй воин стрелял из лука и бросал в противников короткие копья — дротики. Лошадей содержали за счет казны фараона, а колесницу необходимо было приобретать за свой счет, поэтому служить в колесничих отрядах могли лишь представители знати. Колесницы начинали битву и завершали ее, преследуя бегущего с поля боя противника.

Рис. 2. Боевые колесницы ()

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III (рис. 3). В Северной Палестине и Сирии в конце XVI в. до н. э. сложилась антиегипетская коалиция. Страны, входившие в нее, стремились к политической и экономической независимости от влиятельного южного соседа. Главными опорными пунктами антиегипетского союза были крепости Мегиддо и Кадеш. Тутмос во главе войска отправился усмирять непокорных. Войска противников тем временем сосредоточились в Мегиддо, намереваясь удержать этот важный пункт на северных склонах тех же гор. Таким образом, египетской армии предстояло преодолеть горный хребет. Через хребет вели три дороги. Кратчайший, средний путь был узкой тропой. Многие египетские военачальники опасались идти этим путем. Они боялись, что при движении гуськом авангард армии уже столкнется с противником, в то время как арьергард еще только вступит на тропу. Однако фараон решил рискнуть и лично возглавил колонну, двигающуюся коротким путем.

Рис. 3. Тутмос III ()

Согласно хроникам, фараон на боевой колеснице первым бросился в бой. Войско защитников было обращено в бегство. Но египтяне не взяли с ходу город, будучи занятыми грабежом оставленного лагеря. Тем временем цари Кадеша и Мегиддо и их союзники были втащены гарнизоном на крепостную стену, ворота были закрыты. Тутмос приступил к осаде города. Вокруг него была сооружена ограда из огромных древесных стволов. Египтяне назвали эту стену «Тутмос, осаждающий азиатов». Через несколько недель осады город сдался. Трофеями Тутмоса были 924 колесницы, 2238 лошадей, 200 комплектов оружия, урожай, снятый в долине египетским войском, много тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Это был первый победоносный поход Тутмоса. При нем египтяне захватили Ливан, Палестину на севере, Нубию на юге; расширили границы Египта на востоке до Евфрата (рис. 4). На несколько столетий Египет стал самым могущественным государством Древнего мира.

Рис. 4. Военные походы Тутмоса III ()

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Архивариум.ру ().
  3. Свобода и честь ().

Домашнее задание

  1. Назовите причины египетских завоеваний.
  2. Какие преимущества были у египетской армии перед противниками?
  3. С какими древними государствами и народами сражался Тутмос III?

Конспект урока по истории для 5 класса «Военные походы фараонов»

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока по истории Древнего Египта и предназначен для учителей, работающих по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира, 5 класс» (любое издание). Занятие отличает определяющая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Благодаря дословному изложению материала, конспект очень прост и удобен в работе, позволяя учителю контролировать ход урока и деятельность учащихся.
Цель:
Сформировать у учащихся представление об устройстве египетского войска, завоевательных походах фараонов и размерах древнеегипетской державы.
Задачи:
1. Совместно сформулировать тему урока и составить его план;
2. Совместно изучить вопрос «Состав и вооружение войска»;
3. Совместно изучить вопрос «Походы фараонов»;
4. Совместно выполнить схематический рисунок «Древний Египет»;
5. Совместно обобщить знания, подвести итоги занятия.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: авторские комментарии к тексту и ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.

Ход урока

Мотивационно-целевой этап
Ребята! Мы продолжаем изучение большой темы «Древний Египет». На прошлых занятиях мы познакомились с местонахождением и природными условиями Египта, узнали, когда в долине Нила возникло государство, и каким было его устройство. Кроме того мы рассмотрели образ жизни и положение различных групп древнеегипетского общества. Давайте вспомним, с какими социальными группами мы уже познакомились?
Ответ учащихся:
Мы познакомились с жизнью простых египтян – крестьян и ремесленников, а также с жизнью тех, кто ими повелевал – писцами, вельможами и фараонами.

Правильно. А теперь подумайте, ребята, о какой части египетского общества мы еще почти ничего не говорили и, соответственно, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Ответ учащихся:
Мы не говорили о воинах! Соответственно тему урока можно назвать так (варианты ответов): «Египетское войско», «Воины на службе фараона», «Жизнь египетских воинов».

Итак, сегодня мы будем говорить о египетском войске и о войнах. Я предлагаю остановиться на том названии, которым озаглавлен соответствующий параграф учебника и записать его в качестве темы урока (в качестве названия темы можно взять и один из вариантов, предложенных учащимися).
Запись в тетради:
Военные походы фараонов.
Составим план нашего занятия. Хорошенько подумайте, ребята, какие именно сведения о жизни египетского войска нам нужно узнать, чтобы составить полное и всестороннее впечатление о нем? При составлении плана имейте в виду, что военная служба имеет особый характер, а работа воинов совсем не похожа на труд крестьян или ремесленников.
Как показывает практика, варианты ученических планов не отличаются особым разнообразием. В основном план урока, самостоятельно составленный учащимися, состоит примерно из трех звеньев:
1) Оружие воинов;
2) Образ жизни воинов;
3) Воины в походе.
Данный план почти совпадает с соответствующими пунктами параграфа, поэтому после некоторой литературной обработки его вполне можно взять за основу занятия, предложив учащимся записать совместно выработанный план в тетрадях.
Запись в тетради:

План урока:
1) Состав и вооружение войска;
2) Походы фараонов;
3) Положение простых и знатных воинов.

Совместными усилиями мы составили план урока, и теперь наша задача – рассмотреть все поставленные в нем вопросы. Начинаем.
Этап изучения нового материала
1. Состав и вооружение войска

Большое, мощное и постоянное войско было предметом особых забот и гордости всех египетских фараонов. Хорошо вооруженные и обученные воины были нужны правителям Египта для захвата новых земель, укрепления своего могущества, а также для подавления крестьянских восстаний в стране. Что же представляло собой египетское войско? Какое оружие использовали египетские воины?
Сразу отметим, что египетское войско делилось на две части: пехоту и боевые колесницы.
Запись в тетради:
Состав египетского войска:
1) Пехота;
2) Боевые колесницы.

Пехотинцы, то есть пешие воины набирались из крестьян и представляли собой главную военную силу. Чем они были вооружены? Откройте параграф учебника № 9 и найдите в нем следующее изображение.


Опираясь на изображение, опишите вооружение египетских пехотинцев.
Ответ учащихся:
На рисунке мы видим пехотинцев, вооруженных луками, длинными копьями, мечами. Для обороны воины использовали щиты.

Обратите внимание, ребята, что колющие и рубящие части оружия сделаны из металла. А как вы думаете, из какого именно металла?
Варианты ответов учащихся:
Из меди, из железа.

Неверно. Железа египтяне еще не знали, а медь для этих целей была слишком мягким металлом. Откройте пункт «1. Отряды пеших воинов» и найдите в нем название нового металла, который освоили египтяне.
Ответ учащихся:
Бронза – сплав меди и олова.

Верно. А теперь запишем в тетрадях все, что мы узнали о египетской пехоте.
Запись в тетради:
Пехота – отряды пеших воинов, набиравшихся из крестьян. Оружие пехотинцев: лук, длинное копье, топор, меч, щит. Наконечники копий, лезвия и клинки делали из бронзы – сплава меди и олова.
Другую часть египетского войска составляли боевые колесницы. В отличие от пехотинцев они передвигались не пешком, а в специальных повозках, которые вы можете видеть на уже знакомом вам изображении. Что же представляли собой боевые колесницы?
Ответ учащихся:
Египетские колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В повозке находились два человека, один из которых управлял конями, а другой – стрелял из лука.

Все верно. Кроме стрел воины-колесничие также использовали дротики – короткие копья для метания. Как вы думаете, ребята, кому принадлежали боевые колесницы? Могли ли простые крестьяне стать колесничими?
Ответ учащихся:
Вряд ли простые крестьяне могли стать колесничими, ведь колесница вместе с лошадьми стоила больших денег. Скорее всего, колесничими были богатые и знатные люди.
Совершенно верно. Служба колесничими была привилегией богатых классов. Они же были больше всего заинтересованными в военных походах, которые позволяли им обогатиться. Мы подходим ко второму вопросу нашего плана – «Походы фараонов», но перед этим запишем то, что мы узнали про колесничих.
Запись в тетради:
Боевые колесницы – двухколесные повозки, запряженные конями. Один колесничий управлял конями, другой – стрелял из лука или метал дротики. Колесничими были богатые и знатные египтяне.
2. Походы фараонов
В период своего могущества египетские фараоны совершали походы на юг (где находилась страна Нубия), на запад (где находилась Ливия) и на северо-восток (Синайский полуостров и выше – Палестина, Сирия, Финикия). Богатства этих стран очень привлекали фараонов и египетских вельмож, а какие именно это были богатства – об этом вы прочитаете в пункте «3. Войско возвращается домой».
Учащиеся читают первые три абзаца третьего пункта, после чего называют богатства названных стран: Нубия – золото, Ливия – скот, Синайский полуостров – медь.
Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания в истории Египта, превратив его в великую мировую державу, протянувшуюся с севера на юг на 3500 километров. Интересна личность Тутмоса. Его имя буквально переводится как «Тот (бог мудрости) родил его». Он правил почти 54 года, совершил много военных походов и при этом не проиграл ни одного сражения. Это был величайший полководец Древнего мира и первая историческая личность, которую мы должны запомнить.
В учебнике прилагается карта завоевательных походов Тутмоса. Наша задача – изобразить эту карту в виде схематического рисунка. Но перед этим сделаем поясняющую запись в тетрадях.
Запись в тетради:
1500 год до нашей эры – Завоевания фараона Тутмоса.
Карта «Египет в 1500 году до нашей эры»

Теперь, ребята, отступите пару строчек и начертите в тетрадях квадрат со стороной 10 сантиметров.
(Алгоритм выполнения рисунка учитель показывает на доске)


Далее аккуратно выполняем схематический рисунок по образцу.


Делаем надписи на соответствующих территориях и обозначаем стрелки завоевательных походов.


Карта готова. По возможности территорию Египта можно закрасить зеленым цветом.


Ребята! Рисование карты в тетрадях заняло много времени и, тем не менее, это оправданный шаг: вы еще недостаточно хорошо знаете географию, а без нее трудно сохранить в памяти местонахождение отдельных стран, их территории и новые для вас названия. К следующему уроку вы должны уметь показывать на карте территорию Египта, зависимых стран, направления завоевательных походов. После изучения всей темы «Древний Египет» вы также выполните задания в контурных картах.
У нас остался один неразобранный вопрос – «Положение простых и знатных воинов». Вопрос слабо освещен в учебнике и дает достаточно простора для проявления вашей собственной фантазии. Поэтому я думаю, что не будет ошибкой, если вы возьмете его на самостоятельное изучение, выполнив специальное задание, о котором будет сказано в конце урока. А пока обобщим то, что мы узнали сегодня на уроке.
Этап обобщения знаний
Фронтальный опрос.
- На какие две части или, выражаясь современным языком, на какие два рода делилось египетское войско?
- Египетское войско делилось на пехоту и боевые колесницы.
- Что означает слово «пехота»?
- Пехота – это войско, состоящее из отрядов пеших воинов.
- Какое оружие было у пехотинцев, и из каких классов египетского общества они происходили?
- Пехотинцы набирались из крестьян и были вооружены луками, мечами, копьями и топорами. Металлические части оружия были сделаны из бронзы.
- Что такое бронза?
- Сплав меди и олова.
- Что представляли собой боевые колесницы?
- Боевые колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В колеснице находилось два человека: управляющий и стрелок.
- Какое оружие использовал стрелок?
- Лук со стрелами и короткие копья – дротики.
- Кто мог служить колесничими?
- Богатые и знатные люди.
- Кто возглавлял египетское войско?
- Фараон.
- Как звали фараона, который совершил самый большие завоевания и когда это произошло?
- Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания.
Этап обобщения знаний завершается вызовом к доске отдельных учеников, которые показывают на карте территорию Египта, направления завоевательных походов и покоренные страны.
За пять минут до конца урока учитель подводит его итоги, выставляя отметки самым активным ученикам и выборочно проверяя качество нарисованных в тетрадях карт.
Домашнее задание: § 9 – пересказ, выучить записи в тетради, выполнить письменное задание «Рассказ от имени египетского пехотинца (или колесничего) о походе в чужую страну» (при этом в рассказе должны быть отражены результаты походы для пехотинца (колесничего).

Египет в целом сложно было назвать государством, проводящим очень агрессивную экспансивную политику. Несомненно, захватнические и грабительские походы являлись неотъемлемой частью египетской истории. При этом фараоны в основном проводили превентивные либо ответные военные походы и операции против своих основных врагов – нубийцев и народов, живших за Синаем. О самых ранних военных походах древних египтян известно немного. Сохранилась более подробная информация об операциях во времена Древнего Царства. Речь идет об успешных экспедициях фараона Пиопи II. Его интересовали природные богатства полуострова Синай – вот за ними он и отправился, не довольствуясь обмениваемой на египетское зерно медью, добываемой местными племенами. Необходимо было «держать в узде» и воинственные нубийские племена, не всегда желающие платить положенную дань.

Фараон Яхмос – первый правитель Нового Царства. Он прекрасно осознавал, что государственная мощь опирается на хорошо организованную армию, поэтому прилагал усилия для ее модернизации. За время своего царствования он предпринял, как минимум, несколько широкомасштабных военных экспедиций. Среди них известны походы против тех же нубийцев, вышедших из-под контроля, и гиксосов, дабы отбить у них охоту нападать на Египет. Для этого Яхмосу пришлось в течение нескольких лет осаждать палестинские крепости, где эти племена обосновались, поскольку они оказывали серьезное сопротивление. В середине первого тысячелетия до н. э. территория Древнего Египта была существенно увеличена благодаря походам Аменхотепа I и его сына Тутмоса I – Северная Нубия покорилась окончательно.
Одним из самых известных фараонов-завоевателей и величайших стратегов можно назвать Тутмоса III (15 в до н. э.). При нем границы Египта заметно расширились, а битва при Мегиддо вошла в историю, причем не только как крупнейшее сражение тех лет, но и первая детально описанная полевая баталия с продуманной тактикой и стратегией. Впоследствии Тутмос завоевал полностью Сирию и Палестину.

Военный поход фараона Тутмоса III

Также он регулярно возвращался в захваченные местности с новыми операциями для закрепления военного успеха, строил там крепости и фортификационные сооружения. Остальные государства платили ему щедрую дань, лишь бы избежать военных столкновений с обученной многотысячной египетской армией.
В начале 14 в. до н. э. к власти пришел фараон Рамзес II. При нем произошло весьма знаковое для египетской истории сражение при Кадеше в рамках войны с народом хетти. Утомительная и сложная битва завершилась, в конце концов, подписанием спустя почти 2 десятилетия мирного договора. Кстати, данный документ считается древнейшим международным соглашением.

Военные походы позволяли египетским фараонам пополнять казну и обеспечивать страну рабочей силой – военнопленными рабами. Также они способствовали развитию искусства, скульптуры и архитектуры за счет притока талантливых ремесленников и мастеров, заимствования новых технологий и культурной восприимчивости.