Пленение и казнь степана разина год. Народный мститель. Почему Степан Разин объявил войну государству? Восстание Степана Разина или Крестьянская война

24 мая 2007 года на Гоголевском бульваре был торжественно открыт памятник Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Это - второй монумент автору "Тихого Дона": первый находится с 2002 года на Волжском бульваре. Писатель сидит в лодке на Дону, а по обе стороны от памятника установлены лошадиные головы, "плывущие" в разные стороны, символизируя "красных" и "белых" времен Гражданской войны.

Работа Александра Рукавишникова - это уже второй памятник Шолохову в Москве . Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.


Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт. Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади - именно с этой целью он и был покрыт бронзой. За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда. От памятника в сторону пешеходной аллеи Гоголевского бульвара идет мощеная диагональная полоса, подводящая к скамье, выполненной из гранита. Именно так, по мнению Александра Рукавишникова и архитектора Игоря Воскресенского, помогавшего «вписать» композицию в ландшафт, и олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».


Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.


Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно - из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.


Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Фото и описание

В Москве можно увидеть два памятника Михаилу Шолохову, автору «Тихого Дона» и Нобелевскому лауреату. Первым был установлен в начале 2000-х годов монумент на Волжском бульваре, созданный скульптором Владимиром Глебовым и архитектором Юрием Дреминым. Этот Шолохов сидит на валуне, а рядом с ним как продолжение скульптурной композиции – фигуры казаков, стоящих в дозоре, в образе одного из них узнается герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.

Второй памятник Михаилу Шолохову был установлен в 2007 году на Гоголевском бульваре, и этот факт вызвал недоумение и даже неприятие со стороны городских властей – дескать, второй монумент этому писателю времен соцреализма не столь уж необходим Москве. Но, возможно, установка этой композиции стала весьма важной для скульптора Александра Рукавишникова. Создав памятник, он завершил дело своего отца, скульптора Иулиана Рукавишникова, который в 80-е годы выиграл конкурс, разработал проект монумента, но не смог его воплотить его в камне и бронзе. Его сын выиграл конкурс повторно, в работе ему помогал архитектор Игорь Воскресенский.

Произведение отца и сына Рукавишниковых представляет собой сложную скульптурную группу – сложную и композиционно, и по смыслу. В этой композиции бронзовый писатель сидит в лодке, которая находится на наклонном постаменте, напоминающем речную волну. За спиной писателя, словно в воде, плывут от лодки лошади, на каменной поверхности видны только их головы. Лошади, разделенные лодкой, символизируют жителей России, вынужденных стать «белыми» или «красными» после гражданской войны и революции. Памятник является еще и фонтаном, и когда подается вода, лошади словно плывут по настоящей реке.

Несмотря на заслуги писателя и на столь сложный замысел, памятник неоднократно хотели перенести, а вода в фонтане часто отсутствует.


Описание дополнено:

Светлана Апажихова, г.Майкоп 02.11.2017

Спасибо отцу и сыну Руковишниковым.Возможно их произведение - памятник М.Шолохову для определенной части людей "сложно композиционно и по смыслу", но очень точно отображает философию его творчества.Ведь вся наша жизнь борьба, и делимся мы если не на красных и белых, то на партии, союзы, народы... Ш
Показать весь текст

Спасибо отцу и сыну Руковишниковым.Возможно их произведение - памятник М.Шолохову для определенной части людей "сложно композиционно и по смыслу", но очень точно отображает философию его творчества.Ведь вся наша жизнь борьба, и делимся мы если не на красных и белых, то на партии, союзы, народы... Шолохов против любого кровопролития. Авторы показали это образно:противостояние - за спиной Шолохова. А жизнь у каждого одна...

Фотографии



Карта

Расположение объекта Памятник М.А.Шолохову на Гоголевском бульваре на интерактивной географической карте. Для того, чтобы увидеть расположенные рядом достопримечательности

Степан Тимофеевич Разин - атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.

Будущий предводитель мятежных казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году. Некоторые источники указывают на другое место рождения Степана – город Черкасск. Отец будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но переселился оттуда по неясным причинам на берега Дона.

Молодой человек прижился среди вольных поселенцев и вскоре стал домовитым казаком. Тимофей отличался в военных походах отвагой и смелостью. Из одной кампании казак привел в дом плененную турчанку и женился на ней. В семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом среднего брата стал сам атаман войска Корнила Яковлев.

Смутное время

В 1649 году «Соборным посланием», подписанным царем , на Руси окончательно закрепилось крепостное право. Документ провозглашал наследственное состояние крепостничества и позволял увеличивать срок поиска беглых до 15 лет. После принятия закона по стране начали вспыхивать восстания и мятежи, многие крестьяне пускались в бега в поиске вольных земель и поселений.


Наступило смутное время. Казацкие поселения все чаще становились пристанищем «голытьбы», бедных или нищих крестьян, которые примыкали к зажиточному казачеству. По негласной договоренности с «домовитыми» казаками из беглых создавались отряды, которые занимались грабежом и воровством. Теркские, донские, яицкие казачества увеличивались за счет «голутвенных» казаков, их военная мощь росла.

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.


С юности Степан отличался удалью и смекалкой. Он никогда не шел напролом, а использовал дипломатию и хитрость, поэтому уже в молодом возрасте он входит в состав важных делегаций от казачества в Москву и Астрахань. Дипломатическими уловками Степан мог уладить любое провальное дело. Так знаменитый поход «за зипунами», который закончился для Разинского отряда плачевно, мог привести к аресту и наказанию всех его участников. Но Степан Тимофеевич так убедительно пообщался с царским воеводой Львовым, что тот отпустил все войско домой, снарядив новым оружием, и одарил Степана иконой Богородицы.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Восстание

В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. С 2000 воинами атаман отправился в поход по впадающим в Волгу рекам грабить суда купцов и бояр. Грабежи не воспринимались властью как бунт, так как воровство было неотъемлемой частью существования казачества. Но Разин пошел дальше привычного разбоя. В селе Черный Яр атаман устроил расправу над стрелецким войсками, а затем отпустил всех ссыльных, находящихся под стражей. После чего отправился на Яик. Войска мятежника хитростью проникли в крепость к уральским казакам и подчинили себе слободу.


Карта восстания Степана Разина

В 1669 году пополнившаяся беглыми крестьянами армия под предводительством Степана Разина отправилась на Каспий, где учинила ряд нападений на персов. В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца. Струги Разина имитировали побег от персидского флота, после чего перс отдал приказ объединить 50 кораблей и окружить войско казаков. Но Разин неожиданно развернулся и подверг мощному обстрелу главное судно противника, после чего оно начало тонуть и потянуло за собой весь флот. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем. Понимая, что после такого поражения сефивиды соберут большее войско против разинцев, казаки отправились через Астрахань на Дон.

Крестьянская война

1670 год начался подготовкой войска Степана Разина к походу на Москву. Атаман пошел вверх по Волге, захватывая прибрежные селения и города. Для привлечения местного населения на свою сторону Разин использовал «прелестные письма» – особые грамоты, которые он распространял среди городского люда. В письмах говорилось о том, что гнет боярщины можно скинуть, если примкнуть к армии мятежников.

На сторону казаков переходили не только угнетенные слои, но и старообрядцы, ремесленники, марийцы, чуваши, татары, мордвины, а также русские солдаты правительственных войск. После повального дезертирства царские войска вынужденны были начать привлечение наемников из Польши и Прибалтики. Но с такими воинами казаки поступали жестоко, подвергая всех военнопленных иностранцев казни.


Степан Разин распространял слух, что в стане казаков скрывается пропавший царевич Алексей Алексеевич, а также ссыльный . Тем самым атаман привлекал на свою сторону все больше недовольных действующей властью. За год на сторону разинцев перешли жители Царицына, Астрахани, Саратова, Самары, Алатыря, Саранска, Козмодемьянска. Но в бою под Симбирском флотилия казаков была разбита войсками князя Ю. Н. Барятинского, а сам Степан Разин после ранения вынужден был отступить к Дону.


Полгода Степан укрывался с приближенными в Кагальницком городке, но местные зажиточные казаки тайно приняли решение о сдаче атамана правительству. Старейшины опасались гнева царя, который мог лечь на все русское казачество. В апреле 1671 года после короткого штурма крепости Степан Разин попал в плен и был вывезен в Москву вместе с близким окружением.

Личная жизнь

О частной жизни атамана в исторических документах сведений не сохранилось, но известно только то, что в Кагальницком городке проживала супруга Разина и его сын Афанасий. Мальчик пошел по стопам отца и стал воином. Во время стычки с азовскими татарами юноша попал в плен к противнику, но вскоре вернулся на родину.


В легенде о Степане Разине упоминается персидская княжна. Предполагается, что девушка попала в плен к казакам после знаменитого боя на Каспийском море. Она стала второй женой Разина и даже успела родить казаку детей, но от ревности атаман утопил ее в пучине Волги.

Смерть

В начале лета 1671 года охраняемые воеводами стольником Григорием Косаговым и дьяком Андреем Богдановым Степан и его брат Фрол были доставлены в Москву для суда. Во время следствия Разиных подвергали жестоким пыткам, а через 4 дня повели на казнь, которая состоялась на Болотной площади. После оглашения приговора Степана Разина четвертовали, но его брат не выдержал увиденного и попросил пощады в обмен на тайные сведения. Спустя 5 лет, не найдя обещанных Фролом награбленных сокровищ, решено было казнить и младшего брата атамана.


После смерти лидера освободительного движения война продолжалась еще полгода. Казачество возглавили атаманы Василий Ус и Федор Шелудяк. Новым предводителям не хватило харизмы и мудрости, поэтому восстание было подавлено. Народная борьба привела к неутешительным итогам: крепостничество было ужесточено, отменены дни перехода крестьян от хозяев, разрешено проявлять крайнюю степень жестокости в отношении к неповинующимся крепостным.

Память

История о восстании Степана Разина надолго осталась в памяти народа. Национальному герою посвящено 15 народных песен, в том числе «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес», «Ой, то не вечер». Биография Стеньки Разина вызывала творческий интерес у многих литераторов и историков, таких как , А. А. Соколов, В. А. Гиляровский, .


Сюжет о подвигах героя Крестьянской войны использовался при создании первого российского фильма в 1908 году. Кинолента называлась «Понизовая вольница». В честь Разина названы улицы Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Екатеринбурга, Ульяновска и других населенных пунктов.

События XVII столетия легли в основу опер и симфонических поэм русских композиторов Н. Я. Афанасьева, А. К. Глазунова, .