1 имя существительное. Существует существительное. Собственные и нарицательные имена существительные

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17

УРОК + ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Религия древних греков»

5 класс

Учитель истории:
Эндерс Людмила Владимировна

П.Степной

Цели : изучить культы основных древнегреческих богов и героев; познакомить учащихся с мифами о них;
показать, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

Оборудование : карта «Древняя Греция»; презентация,
иллюстрации Олимпийских богов, тест по теме: «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», маршрутные листы.

Основные понятия, термины : религия, гора Олимп, Титаны, Олимпийские боги.

Ход урока:
I. Организационный момент
Сообщение темы, цели, плана урока.
Слайд 1, 2, 3.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Учащиеся получают маршрутные листы. (см. приложение)


(см. приложение)

Ключ к тестам:1(б), 2(г), 3(б), 4(г), 5(в), 6(б)

Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки:
Слайд 4

Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!» «Илиада»
Слайд 5


Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» «Одиссея»
Слайд 6


Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони» «Илиада»
Слайд 7


Мать и отец, и товарищи так все меня величают» «Одиссея»
Слайд 8

III. Переход к изучению новой темы

Беседа с учащимися.
1. Дайте определение понятию «Религия»
Ответ: Религия – это вера человека в сверхъестественные силы.
Слайд 9

2. Почему появляются религиозные верования?
Ответ: Потому, что человек не мог объяснить явления природы.

Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с мифами о древнегреческих богах.
Вспомните что такое МИФ?

IV. Изучение новой темы
План:
1. Начало начал.
2. Боги Древней Греции.
3. Мифы о Деметре, Дионисе, Прометее.

1. . Рассказ учителя. Начало начал.
Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Он был как-бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День. Слайд 10
Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны и Циклопы. Слайд 11
Титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и
Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов
самого древнего поколения.
У Крона - младшего сына Урана, восставшего против отца, были самые
знаменитые дети, которые впоследствии и властвовали над миром - боги.
И среди них царь всех богов - младший сын Кроноса - Зевс.
Дети людей и богов назывались «герои».
Слайд 12

2. Боги Древней Греции.
Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Три брата – ЗЕВС, ПОСЕЙДОН, АИД – поделили между собой власть над миром.
ЗЕВС стал господствовать на небе. Слайд 13
ПОСЕЙДОН – на море. Слайд 14
АИД – в «царстве мертвых». Слайд 15
Главным богом у греков был Зевс, это бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос – победил своего отца.
Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки, коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмелился нарушить их волю.
Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни.
Основные занятия греков имели своих богов – покровителей.
Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции».
(учебник, рисунки, выполненные учащимися)


Зевс Бог дождя, грома, молний
Посейдон Бог моря
Аид Владыка подземного мира
Деметра Покровительница земледелия
Гефест Кузнечное дело
Дионис Покровитель виноделия
Фетида Богиня моря

Беседа по прочитанному:
1. Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков?
(Деметра - Покровительница земледелия; Гефест – Покровитель кузнечного дела; Дионис – Покровитель виноделия…)
Слайд 19
2. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?
(Это связано с природными и климатическими условиями Греции)
Слайд 20
3. Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?
(Они верили в силу человека)
Слайд 21
4. Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир?
(Евреи)
Слайд 22

V. Закрепление изученного материала
(вопросы к §28)

Ответь «Да» или «Нет»
Слайд 23, 24

1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».
«Да»
«Да»
«Нет»
«Да»
быстрыми, как спортсмены.
«Нет»
6.До воцарения богов миром правили титаны.
«Да»
7.Главным среди титанов был Крон.
«Да»
8.Боги – дети титанов.
«Да»
9.Дети людей и богов назывались «герои»
«Да»
10.Одиссей был героем?
«Да»

Заключительное слово учителя:
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.

VI. Подведение итогов
Домашнее задание: прочитать §28, подготовить рассказ о подвигах Геракла.
Слайд 25

Маршрутный лист
Тема: «Религия древних греков»
Фамилия____________________________________________
Имя ____________________________________________

1. Тест Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1. ________ 4. ___________
2. ________ 5. ___________
3. ________ 6. ___________

2. Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки:

А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой
Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!
Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!» «Илиада», «Одиссея»

Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» «Илиада»,«Одиссея»

В) «Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…
На стену быстро взошла и, взглянула: по полю
Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони» «Илиада»,«Одиссея»

Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали
Мать и отец, и товарищи так все меня величают» «Илиада»,«Одиссея»

3.Заполни таблицу
Имена богов Покровителями чего они считались
Бог дождя, грома, молний
Бог моря
Владыка подземного мира
Покровительница земледелия
Кузнечное дело
Покровитель виноделия
Богиня моря

4.Ответь «Да» или «Нет»
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп»
_______
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
_______
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
_______
4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).
_______
5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены. _______
6.До воцарения богов миром правили титаны. _______
7.Главным среди титанов был Крон. _______
8.Боги – дети титанов. _______
9.Дети людей и богов назывались «герои» _______
10.Одиссей был героем? _______

Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
1. Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают:
А) Эсхила
Б) Гомера
В) Гесиода
Г) Аристофана
2. Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:
А) зеркало – подарок Зевса
Б) золотую оливку
В) золотой апельсин
Г) золотое яблоко
3. Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:
А) царь Приам
Б) царевич Парис
В) герой Ахилл
Г) герой Тесей
4. Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками?
А) Афина
Б) Гера
В) Артемида
Г) Афродита
5. Греки одолели троянцев:
А) в честном бою
Б) при помощи подкопа под стену
В) при помощи деревянного коня
Г) с помощью богов
6. Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя
в виде:
А) путешественника «Одиссея»
Б) слепого сказителя Демодока
В) царя Алкиноя
Г) царя погибшей Трои Приама.


Полный текст материала Урок + презентация "Религия древних греков" 5 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Урок 3. Религия Древних греков

Педагогические цели

Способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в древности; создать условия для развития умений готовить сообщения на основе различных источников и выступать с ним.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний/ урок-конференция

Планируемые результаты

(предметные)

Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

Личностные результаты

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки, формирование толерантного отношения к истории другого народа, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

Метапредметные

результаты

Развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при выполнении работы, использовать современные источники информации.

Основное содержание темы, понятия и термины

Религия, боги и богини: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Дионис, Афродита, Гефест, Арес, Аполлон, Артемида, храм, пантеон. Жрец. Храм. Олимп. Мифы. Цербер.

Формы и методы обучения

Вопросы, которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; подведение итога опроса и постановка цели урока; передача новых знаний и теории; упражнение для практического применения учениками полученных знаний.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, использовать историческую карту как источник информации о Древней Греции, о местах важнейших событий.

Получат возможность научиться: Развитию навыков решения исторических задач и умению вести дискуссию.

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция» Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2 Приложения, иллюстрации

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Фор-ма конт-роля

Характеристика основных видов деятельнос

ти

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Фронтальная, словесный

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

2. Актуация знаний

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, беседа

Проводит словарную разминку по теме «Поэмы Гомера»;

Работа с картой - местоположение Греции.

Отвечают на вопросы

вопросы

Познавательные: воспроизводят по памяти информации, необходимую для решения учебной задачи.

Беседа по вопросам, исторический диктант

3. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Среди гор Эллады возвышается гора Олимп. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, и вечнозеленый кустарник. Трудно подняться на горы, скалистые склоны ее обрывисты, на вершине лежит вечный снег. В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые дворцы бессмертных богов, которые передвигались по Млечному Пути. Только боги могут достигнуть вершин, а смертному добраться туда невозможно.

Итак, вы уже догадались, наша тема сегодня? Правильно, о богах. По мнению древних греков, все происходящее в мире- гроза, молния, ветер, дождь, морские бури- случались по воле богов, каждого из которых наделяли определёнными сверхъестественными силами.

А теперь я хочу услышать от вас - что такое вера в сверхъестественную силу? Это религия.

Цель урока – познакомиться с некоторыми греческими богами и какое место они занимали в жиз ни людей .

Слушают учителя Формулируют проблему.

Регулятивная: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративныйТворческий, сообщения, беседа

Боги своенравны и капризны. Очень часто вмешивались в дела людей, а сегодня мы с вами вмешаемся в дела богов. По мнению древних греков, самыми любимыми занятиями богов были пиры и развлечения. На одном из пиров боги поспорили, кто из них важнее и поссорились, тем самым, нарушив установленный порядок.

Посмотрите, наш Олимп пуст. Нам с вами нужно вернуть богов на место, и восстановить мир и согласие между ними. Но мы не сможем этого сделать, пока не познакомимся с ними поближе

В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в рос кошных дворцах. Главных богов греки представляли в виде людей, но бессмертных, могучих и красивых. Лесных богов – сатиров – представляли в виде людей, обросших шерстью, с козлиными ногами и ушами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами . К нам в гости пришли некоторые из богов и богинь и она хотят рассказать о себе. Ваша задача заполнить таблицу(Приложение 1)

И так на высоком золотом троне сидит Зевс - царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера - царица богов и защитница семей ного очага. Здесь же дети Зевса - близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Но сильнейший из них - Зевс, сын бога Крона. Крон был рождён Ураном-Небом и Геей-Землёй. Обманом и хитро стью Крон низвергнул Урана. Боясь, что дети лишат его власти, Крон приказал своей жене Рее приносить ему только что родившихся малюток - он проглатывал их. Последнего сына Зевса - она пожалела. Рея поднесла Крону спеленатый камень, и он проглотил его. Она укрыла Зевса на острове Крит, в одной из горных пещер. Пчёлы кормили его мёдом, а коза молоком. Если Зевс пла кал, юноши, охранявшие пещеру, начинали военную пляску и уда рами оружия по щитам заглушали крик ребёнка, чтобы Крон не узнал о его существовании. Говорят, что на Крите ещё и сейчас юноши пляшут военные танцы в честь Зевса.

Когда Зевс вырос, он заставил отца извергнуть проглоченных детей, а его самого сковал и бросил в мрачную пропасть в Тартар, куда никогда не проникает луч солнца. После победы Зевс в колеснице, запряжённой четвёркой коней, направился на Олимп вместе с другими богами. Владычество над морем он поделил со своими братьями, которые помогли ему одолеть Крона. Аид получил власть над царством мёртвых, Посейдон стал морским владыкой. Зевс же с тех пор правит небом и землёй. (Приложение 2) сообщение о Зевсе, о Посейдоне.

Вопрос: Кто из греков на себе испытал гнев Посейдона и почему?

Сообщение об Аиде

Вопрос: Подумайте, какая связь существует между пирамидами в Египте и царством мёртвых, где правит Аид?

Сообщение об Персефоне

Деметра не пришла к нам сегодня. Но на стр. 131 учебника мы всё же сможем увидеть лик богини. Почему она опечалена? (Она грустит по дочери, которая находится в царстве своего мужа Аида).

Сообщение об Апполоне,

Артемиде.

А вот этот бог прислал нам свою фотографию. Но ничего о себе не рассказал. Это Дионис. Из мифа, который помещён у вас в учебнике, мы и узнаем, что это за таинственный бог. (работа с учебником. стр.136).

сообщение об Афродите, Аресе,

Гефесте, Гермесе.

Ребята, скажите, а кто такой был Прометей? (греческий бог огня). Прочтите о нём миф на стр.131 своего учебника. (работа с учебником)

Путешествие наше еще продолжается.

Откройте страницу 135- О ком мы еще не говорили?

Низшие существа расположены внизу страницы это сатиры и нимфы.

Сатиры спутники бога виноделия Диониса, изображались с рогами и хвостом. Как вы думаете, нравились они грекам или нет?

Мы с вами подошли к итогу урока. Боги заняли свое место.И в благодарность за это укажут нам дорогу на Олимп. Давайте поднимемся. А помогут нам в этом ступени. Каждая из них приведет нас к вершине, если вы правильно ответите на вопросы.

Анализируют сообщения, заполняют таблицу, работают с учебником

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий, находят ответы на вопросы в тексте, Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Познавательные:

применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Рассказ, беседа по вопросам

5. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, словесный, наглядный, беседа, работа с картиной.

Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в ре лигии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?
- Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?( Они верили в силу человека.)

Отгадайте о ком речь?

(Приложение 3)

Вот видите, а греки считали, что смертным недоступна вершина горы Олимп. Мы с вами добрались. Но путь был непрост. Вам понадобились знания. Я надеюсь, что вы будете хорошо учиться и преодолеете любое препятствие на своем пути. Ведь знания дают возможность добиться своих целей.

Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте поч ти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жиз ни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от
которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; описывают объект: передают его внешние характеристики.

Беседа по вопросам

6. Рефлексия

Сообщение учителя

Заполните лист самооценки.

1.Я сегодня узнал(а), что ___________________

2.Мне ( удалось, не вполне удалось, еще не удалось ) __________

3)Мне было сложно выполнять задание ___________________

4)Я (справился(ась), не справился(ась) с заданием потому, что

_________________

Самостоятельно оценивают как и насколько усвоен новый материал.

Регулятивные: дают оценку своей работе

Отвечают

7. Информация о домашнем задании

Фронтальная, словес

ный, сообщение учителя

Комментирует задание

§ 25 , подготовиться к тесту на знание Богов и Богинь.

Подготовить презентацию о понравившихся богах и Богинь

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного изучения

Задание в рабочей тетради

Приложение 3. 1

Имя бога

Степень родства

Чему покровительствовал

Приложение 3.2.

Зевс - сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - всё это происходит по воле Зевса. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хл ынут потоки дождя. Он - тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. « Клянусь Зевсом! » - говорят у эллинов.

Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во дворе каждого дома - жертвенник великого бога. Он - покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих мес тах священным деревом почитается дуб. Именно под священным дубом, в роще Додоны, любит отдыхать Зевс. Свою волю, Зевс может передать людям, послав священную птицу - орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача. Один раз в четыре года в Олимпии греки устраивают Олимпийские игры в честь бога Зевса.

Посейдон .

В городе Милете больше других богов чтут владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля - основа жизни. А судьба мореплавателя - в руках Посейдона. Ударит гроз ный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлуп ки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложит свой трезубец Посейдон - утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряженной золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитритой. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин - морские чудовища. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!

Аид

Самый мрачный из богов - Аид - царит глубоко под землёй, в царстве мёртвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. В царстве мёртвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трехглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.

Лишь немногим могучим героям позволили боги посетить цар ство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Поведал Одиссею Ахилл, что лучше быть живым подёнщиком на земле, чем царём в царстве Аи да. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербера, это был один из двенадцати подвигов героя.

Персефона

Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин - жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, безза ботно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персе фона, но умчал её на колеснице, запряжённой чёрными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца - Гелиосу и от него узнала, что дочь её по воле Зевса находится в царстве мёртвых.

Безгранично было горе Деметры. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной ра достью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зёрнышко - символ брака - и тем навсегда связал её с царством мёртвых.

По решению Зевса две трети года - весну и лето - Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.

Апполон

Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них - бог солнеч ного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимый сын Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище - дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона.

Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умол кают, когда Аполлон появляется со своими спутницами - музами. Их девять, и каждая из них - покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах.

Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал Аполлон фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот стал состязаться с ним в музыке. Победу присудили Аполлону, а Марсия Аполлон повесил, содрав с него кожу.

Артемида

Боятся люди встреч с сестрой Аполлона, вечно юной прекрасной Артемидой - богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги - нимфы - богини полей и лесов. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её так же метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, пере били Аполлон и Артемида всех детей Ниобы меткими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях.

Афродита.

Нет на Олимпе богини, прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня, близ острова Киферы. Поэты называют её « рожденною из пены ». Раньше всего начали чтить Афродиту жители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. С радостью приняли её боги Олимпа в свои чертоги. Куда ни ступит богиня - повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита - богиня любви и красоты. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный и гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отра жение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Из мученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок.

Арес .

Страшен и людям, и богам кровожадный Арес - бог войны. Фракию, где живут воинственные племена, считают ро диной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помощь. Не любит Ареса великий Зевс. Не раз побеждала Ареса любимая дочь Зевса - грозная и во-инственная Афина. В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эл лады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня порядка и разума, по кровительница ремесла. Любимому городу - Афинам - богиня по дарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремеслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, а эллинам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна богиня Афина в ткачестве.

Как и все боги, Афина не выносит соперничества смертных. В безобразного паука превратила она девушку Арахну, осмелившуюся состязаться с ней в искусстве ткать покрывало. Работа Арахны не уступала по красоте покрывалу богини, но за дерзость девушка была жестоко наказана.

Гефест Не только Афина искусна в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест. Маленького Гефеста, хилого и некрасивого, сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там научился он ковать « кольца витые, застежки, уборы волос, ожерелья ». По просьбе Фетиды Гефест вы ковал чудесное вооружение её сыну - славному герою Ахиллу. Гефест - бог огня и кузнечного дела.

Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было уговорить его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой дворец для богов на Олимпе.

Гермес . Искусен и Гермес - быстрый вестник богов, по кровитель дорог и путников. В Элладе на всех перекрёстках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху - гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует Гермес и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Гермес хитёр, ловок и изворот лив. Он искусный вор. Ещё ребёнком он угнал стадо коров у Апол лона. Веселый проказник Гермес любит пошутить над богами – он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, у Ареса - меч, а у Аполлона - лук и золотые стрелы. Гермеса чтут путешест венники, купцы и даже воры

Приложение 4.3

Задания: Отгадайте о ком речь?

Я - богиня охоты, Когда я встала на сторону троянцев, то Гера в гневе так ударила меня по лицу колчаном, что все стрелы разлетелись в стороны.(___________)

Я – любимая дочь Зевса – грозная и воинственная В полном вооружении, в шлеме, с острым копьем вышла я из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда спрыгнула я на землю – богиня войны, порядка и мудрости, покровительница ремесла. (________________)

Из белоснежной пены морской родилась я – богиня любви и красоты. Я росла близ острова Кипра. Куда ни ступаю я, всюду благоухают цветы. Дикие звери, львы, волки, пантеры следуют за мной, как ручные. Я добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит самого себя.(__________________)

Я бог кузнечного ремесла Родился я хилым и больным, и Гера, моя мать, в гневе сбросила меня с Олимпа. Так и остался я хромым навечно. (________)

Меня называют самым прекрасным из богов, покровителем искусства. Без промаха разят врагов стрелы из моего лука. Ими я поразил чудовище дракона Пифон а . (______________)

Приложение 3.4

«Назови имя бога по иллюстрации»

Приложение 3.5

«Четвертый лишний».

Из четырех слов три связаны между собой по смыслу. Четвертое - лишнее - зачеркните и объясните свой выбор: Зевс, Посейдон, Аид, Ахиллес.

Лишнее___, потому что___.

Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет : история

Класс : 5

Тема урока: «Религия древних греков»

УМК: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М."Просвещение"; тетрадь-тренажер Вигасин А. А., Годер Г. И. История Древнего мира. 5 класс. М. 2016

Цель урока - формирование учебных действий учащихся:

изучить культы основных древнегреческих богов и ге­роев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований воз­никших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюст­рациями, умение выделять главное.

Метапредметные УУД

    Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.

    Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

3 Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности

Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.

Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса, аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности

Тип урока : проблемно-диалогический

Межпредметные связи : анализ письменных источников (+ литература), составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география).

Учебное оборудование: компьютер, проектор,DVD, видеомагнитофон, телевизор

        1. Интеллектуальный продукт урока: таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков.

Тип урока : проблемно-диалогический

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"»

      Подготовка устного ответа по карточке.

      Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (3-5 человек).

В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).

б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы. Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился, Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...

Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?

    Работа с классом.

а) О каких героях вы узнали из игры «Герои Эллады»?Какие подвиги они совершили?

ГОМЕР

ИКАР

АХИЛЛЕС

ПЕРСЕЙ

ОДИССЕЙ

б) Решите задачу.

    Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троян­ской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их созда­ния почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)

    1. Устный ответ ученика по карточке.

      1. Переход к изучению новой темы

        1. Беседа с учащимися.

    Дайте определение понятию «религия». (Религия - это вера человека в сверхъестественное.)

Почему появляются религиозные верования? (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.) Учитель показывает классу слайды с изображениями, именами древнегреческих богов-олимпийцев, приглашая к доске учащихся, которые дают комментарии к изображениям

    Рассказ учителя.

Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встре­чаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.

    Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.

    Изучение новой темы

План

      Боги Греции. Просмотр фрагмента в/ф «Древняя Греция».

      Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.

На доске: тема урока, новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Аид", Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом

        Рассказ учителя.

Греки верили, что главные боги живут большой семьей в рос­кошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали мо­гучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый и пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.

        Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.

        Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).

ИИмена богов

Какие силы природы

они отражали

Покровителями каких

занятий они считались

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,стр. 134-135 Вигасина.

    Учащиеся работают с карандашом, устанавливая следующие значки:
    V – уже знал;
    + новое;
    - думал иначе
    ? не понял, есть вопрос
    Беседа по прочитанному.

    Какие боги были покровителями некоторых занятий древних гре­ков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покро­вительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)

    Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в ре­лигии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте поч­ти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жиз­ни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)

    Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)

    Какой народ в отличие от древних греков верил только в од­ного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)

V . Закрепление изученного материала

    Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды

и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олим­пийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь...)

    Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)

    Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие ре­лигиозные верования существовали у древних греков?»; какие подвиги совершил Геракл? Продолжить работу по интерактивной игре «Герои Эллады»

Дополнительный материал: Подвиги Геракла

В греческой мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни Геракла преследовала жена Зевса - бо­гиня Гера. В припадке безумия, которое наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.

Третий подвиг - уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они убивали людей и жи­вотных, словно стрелами.

Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на вы­соком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.

Четвертый подвиг - поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги. Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в Микены.

Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.

Шестой подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.

Седьмой подвиг - укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем море.

Восьмой подвиг - поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой отпустил, но забрал у нее пояс.

Девятый подвиг - поход за коровами великана Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.

Смоленских Елена Васильевна

МКОУ «Журавлевская СОШ» Курганская область Каргапольский район

Учитель истории

Предмет: история

Класс: 5

Тема. Религия древних греков.

Цели : изучить культы основных древнегреческих богов и героев, подвести учащихся к общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

Задачи:

    Образовательные : создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.

    Развивающие : способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.

    Воспитательные : воспитывать интерес к античной культуре.

Оборудование :

    Организационный момент.

— Здравствуйте. Посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи. Наш урок истории я предлагаю провести в виде мастерской. Вот что сказали ребята, которые побывали в такой мастерской.

На доске:

    Это урок, где трудится каждый.

    Знания, полученные в мастерской, запоминаешь надолго.

    Надо самому усердно думать.

    Самим изучать новый материал интересно.

Наш урок я хотела бы начать словами:

«Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает»

— Как вы понимаете эти слова?

— А в нашей мастерской должно быть все наоборот. И девизом мы берем слова замечательного русского писателя Л.Н.Толстого: «Нет ничего дороже того, чтобы хорошо мыслить».

— Сопоставив эти два высказывания, какой можно сделать вывод?

— Самое страшное, когда человек ничего не учит, хнычет от безделья, ему скучно. А самое дорогое – это мысль. Я приглашаю вас в мастерскую, где мы будем творчески мыслить.

— Тема нашего урока: «Религия древних греков». Нам предстоит ответить на вопросы:

1)Кто такие боги?

2) Какие из них главные?

3) Что такое миф?

4) Кто из героев мифов привлекает вас и почему?

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

— Я надеюсь, что мы найдем ответы на все вопросы, но для начала обобщим знания. Для этого каждый ученик выполнит тест по ранее изученным параграфам по теме «Древняя Греция».

Тест

    Полуостров, на котором жили греки:

а) Пиренейский;

б) Аппенинский;

в) Балканский.

    Самый большой остров морей, которые омывают Грецию:

а) Крит;

б) Фера;

в) Саламин.

    С кем сражался Тесей?

а) Минотавр;

б) Циклоп;

в) Харибда.

    Как звали царя Итаки, который стал участником похода на Трою?

а) Ахиллес;

б) Одиссей;

в) Гектор.

а) Гомер;

б) Геракл;

в) Гефест.

— Взаимопроверка, оценивание своего товарища. (работа в парах)

    Изучение нового материала

— Интересна ли вам тема: «Древняя Греция»?

— Хотелось бы вам больше узнать нового и интересного о жизни этой страны?

— Давайте познакомимся с религией древних греков.

— Посмотрим на экран, кто изображен перед нами?

— Это древнегреческие боги. Прочитайте в учебниках внимательно первый пункт 28-го параграфа, на столах у каждой группы дополнительный материал из двух источников (Приложение №1). Ознакомьтесь. Мы должны вместе составить галерею образов, используя раздаточный материал, где отобразим: где проживали боги, какие из них главные, каковы их символы, каков характер. (На столах у учащихся изображения богов, их символов, характеристики) Приложение №2, №3.

Работа в группах.

— Какие боги главные? (Учащиеся на доске выставляют изображения главных древнегреческих богов)

— Зачитайте, как боги правят? (дополнительный материал)

Какие символы в руках у каждого бога?

— Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест – покровитель кузнечного дела, Деметра – покровительница земледелия, Дионис – покровитель виноделия).

— Где жили древние боги? (На горе Олимп)
— Почему древние греки изображали богов в виде людей? (Верили в силу человека).

    Физминутка

— Бог Посейдон правит на море, мы проведем физминутку «Море волнуется раз, …». В конце изобразите такую фигуру, которая присуща по своей стати и торжественности, величию богам.

— Вспомните, что такое миф?

Посмотрим на экран.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F4

— Нам предстоит познакомится с мифом о богине земледелия Деметре и ее дочере прекрасной Персефоне.

— Продолжаем работать в группах. Для начала внимательно прочитайте миф в учебнике.

Дети читают миф.

— 1- я группа – актеры. Распределяете роли между собой. Вам нужно будет обыграть этот миф при помощи мимики и жестов. (Учащиеся выбирают автора, Персефону, Деметру, Аида).

— 2-я группа и 3-я группа – художники. Вы прочитали миф. О каких временах года идет речь?

— 2-я группа изображает весну. Какие краски вы будете использовать?

— 3-я группа изображает осень. А вы какие краски будете использовать?

Работа в группах.

— Следующее задание называется афиширование.

— Группа актеров представляет миф, а группы художников по ходу представления демонстрируют изображения времен года.

— Какое явление природы отразилось в религиозных верованиях греков?

— Сейчас мы познакомимся еще с одним знаменитым мифом древних греков о Прометее. http://mults.info/mults/?id=896

— Чему научил Прометей людей?

Как можно назвать Прометея?

    Закрепление

Предлагаю ответить на вопросы:

1) На какой горе заседали боги?

2) Какие боги самые главные?

3) Каков характер богов?

4) Какое явление природы отразилось в религиозных верованиях греков?

5) Вопреки запрету Зевса, что сделал Прометей?

Ролевая ситуация

— Прочитайте тему урока, если вы поняли все, довольны уроком, то с гордостью, многозначительно. Если тема непонятна, урок не вызвал интереса, то прочитайте вопросительно, недоуменно.

Итог урока

— Интересна ли тема нашего урока для вас?

— Чем вас современных детей привлекает тема древней Греции? (мифичностью, сказочностью, качества героев, их

характер).

Дом.задание: параграф 28, дополнительное задание даю на выбор.

(сообщение о богах древней Греции, составление синквейна о древнегреческих богах.

Оценивание за урок учащихся

Министерство образования и науки РФ

МБОУ Алтарикская СОШ

Тема урока:

«Религия древних греков»

5 класс

Учитель истории и обществознания

Бутонова Нина Александровна

Алтарик, 2015 г.

Цель урока - формирование учебных действий учащихся: изучить основные культы богов и героев Древней Греции, знакомство с греческими мифами; подвести к пониманию религиозных верований, которые возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с учебником, иллюстрациями, умение выделять главное в тексте.

Метапредметные УУД:

    Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.

    Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

    Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.

Предметные УУД – знакомство с пантеоном богов Древней Греции и возникновением политеистических религий, усвоение значимости религии в жизни социального общества Древней Греции.

Личностные УУД - уважение к историческому наследию страны, которое воспринимается сквозь призму мирового цивилизационного процесса, умение аргументировано оценивать поступки, опираясь на общепринятые нравственные ценности.

Технология применяемая на уроке: проблемно – диалогическое обучение.

Тип урока : изучение новой темы.

Учебное оборудование: компьютер, проектор.

Интеллектуальный продукт урока : Соотнесение богов греческого пантеона и сил природы, которые их олицетворяют с занятиями древних греков в виде таблицы.

Ход урока:

    Организационная часть. (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сейчас настроение? Хорошее? А давайте улыбнемся друг другу, своему соседу, пожелаем удачи. Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте и им подарим улыбку, поздороваемся. И с прекрасным настроением начнем работать.

    Актуализация и определение темы урока. (5 мин)

Какую страну мы начали изучать на прошлых уроках истории? (Греция).

А вы все знаете об этой стране? Хотите ещё больше интересного узнать о Греции? А для чего это вам? (расширить кругозор, обычаи и традиции других народов и т. д.)

А что еще важного мы не узнали с вами об этой стране? Какую сторону жизни греков мы с вами не рассмотрели?

Попробуйте догадаться сами какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (картина молящихся греков)

Почему, по вашему мнению, важна эта тема?

III. Совместное целеполагание и планирование деятельности. (5 мин)

Что бы вы хотели узнать о богах Древней Греции?

(как назывались боги, которым поклонялись греки, зачем и с какой целью им поклонялись, с какими силами природы связаны, как они выглядели, где жили греческие боги, чем же греческие боги отличались от богов других стран)

Какую цель мы с вами поставим на уроке?

С помощью чего бы вы хотели изучать эту тему?

Таким образом, сегодня мы узнаем, какие существовали религиозные верования у древних греков.

Я предлагаю в течение всего урока подумать вам над следующим заданием:

- Как на повседневную жизнь смогли повлиять религиозные

верования древних греков? (запись на доске)

IV .Вводная беседа. (5 мин)

Что такое религия?

Почему появляются религиозные верования?

К нам ребята пришел сегодня еще один гость, но гость необычный. На машине времени из Древней Греции прилетел к нам на урок древнегреческий старец, чтобы поведать эту историю. Давайте послушаем.

Рассказ старца. (Аудиозапись). Как и другие народы Древнего мира, мы, греки, создали свою мифологическую версию происхождения мира.

В представлении жителей Древней Греции в их стране обитали бессмертные и нестареющие боги. Существовало три поколения богов: СЛАЙД №5

    Из Хаоса появились Небо – Уран, Земля – Гея.

    От них произошли шесть сыновей и шесть дочерей – могучие титаны, одноглазые циклопы, великаны.

Титан Крон обманул и свергнул родного отца Урана и начал царствовать в мире. Но жил он жил в жутком страхе, ведь ему предсказали, что он будет свергнут своим младшим сыном. И Крон безжалостно проглатывал собственных детей. Жена обманным путем хотела спасти последнего сына Зевса и спрятала его на Крите, а мужу дала проглотить камень, завернутый в пелёнки. Повзрослев Зевс, восстановил справедливость – сверг отца и

Зевс вырос и сумел свергнуть отца, затем заставил его вернуть всех детей. Дети Крона разделили между собой мир.

Так возникли боги третьего поколения во главе с Зевсом.

V. Изучение материала по намеченному плану. (11 мин)

    Групповая работа. СЛАЙД (5 мин)

Сейчас будем работать в группах, разверните ватманы на ваших столах. Посмотрите внимательно на таблицу. Как она называется? («Олимпийские боги»). Определите, какое задание вы сейчас должны выполнить? (В эту таблицу вы должны внести покровителями чего являлись греческие боги, с какими предметами их изображали).

Ребята, а откуда вы можете получить такую информацию, из каких источников? (из письменных источников, а именно из газет, журналов, учебника, интернета).

Задача каждой группы найти своих богов и записать в таблицу ручкой или находит информацию в учебнике или из газетных и журнальных вырезок, которая подходит конкретному богу и приклеивает в строку. А остальных богов определяют при выступлении других групп.

    Выступления групп и проверка работы с помощью слайдов (4 мин)

1 команда.

Зевс, Аид, Афина, Арес, Деметра.

2 команда.

Посейдон, Артемида, Гефест, Афродита, Гера.

    Беседа по таблицам, заполненным группами (2 мин):

    Существовал ли в Греции единый бог? (нет)

А какое название носит такая религия? (язычество)

Как вы заметили, у некоторых занятий в Древней Греции были покровители. Например…

Почему именно таким богам поклонялись греки?

Какие боги покровительствовали силам природы?

Какие боги покровительствовали занятиям?

Какие боги покровительствовали отношениям людей?

(Деметра - Покровительница земледелия; Гефест – Покровитель кузнечного дела; Дионис – Покровитель виноделия…)

    Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?

(Из – за природных и климатических условий Греции)

    Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?

(Потому что верили в человеческую силу)

5. Парная работа с карточками. (5 мин)

Часть 1.

На сегодняшний день люди не верят в то, что на вершине Олимпа живут боги. Но все же и ученые, и мы с вами на уроках изучаем мифы о богах Древней Греции. Попробуйте объяснить почему?

Часть 2.

Как отразились в религии греков:

  • возникновение неравенства среди греков?

VI. Закрепление. (4 мин)

    Конкурс ассоциаций (О ком рассказывается на греческом пиру?). Сейчас трое учащихся выходят к доске и вытягивают листочки с описанием богов. А остальные будут в роли детективов, и должны выяснить о ком идет речь?

1. Когда она, блистая красотой, в пышном наряде входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед ней, женой громовержца Зевса . (Гера)

2. О нем говорят как о самом мрачном из богов. Его царство глубоко под землей. Войти в него можно там, где заходит солнце и вход в него охраняет трехглавый пес Цербер. (Аид)

3. С колчаном за спиной, с луком в руках она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят ей в жертву первых убитых животных. (Артемида)

Разбор проблемного задания.

Итак, ребята, на все вопросы мы ответили, которые поставили на урок?

А теперь давайте вернемся к заданию, которое я вам дала в начале урока:

- Какое влияние оказала повседневная жизнь древних греков на их религиозные верования?

(ответы учащихся)

Мы выяснили, что религия древних греков была тесно связана с природой.

VI. Закрепление. (1 мин)

    Коллективная устная работа «Историческая задача: согласны ли вы с утверждением?»

1. Олимп – это вершина горы, на которой живут главные боги? (да)

2. Богом всех богов является Гермес (нет)

3. Словно древнегреческая знать, олимпийские боги и богини пируют и развлекаются почти все своё время. (да)

4. Афродита – это самая прекрасная богиня, богиня любви (да)

5. Арес – бог плодородия (нет)

VII. Домашнее задание.

п. 28 учебника,

на выбор

Нарисовать рисунок к древнегреческим мифам,

Составить кроссворд по теме «Религия древних греков».

VIII. Рефлексия. (1 мин)

Ребята, вам понравился урок? (поднимают смайлы, которые ассоциируются с проведенным уроком)

Я вижу всем, в основном, понравилось, все довольны. А теперь более подробно вы должны каждый у себя на листочках описать, что именно у вас вызвало затруднение и что понравилось. Заполните таблицу.

    Достигли ли мы поставленной цели?

    Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я ________

Урок_____________________

Своей работой на уроке я___ …

3. Как оцениваете свою работу на уроке?