Зачем в школе 2 иностранных языка. Изучение второго иностранного языка в школе. «Один язык приводит вас в коридор жизни

Ответьте на десять вопросов, чтобы проверить, насколько вы сообразительны (в ответы только не подглядывать!):

1. У мамы Джонни трое детей. Одного зовут Апрель, второго – Май. Как зовут третьего ребенка?

2 . Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах?

3. До того, как открыли гору Эверест, какая гора была самой высокой в мире?

4. Сколько земли содержится в яме шириной, длиной и глубиной в 3 метра?

5 . Какое слово всегда пишется неправильно?

6. Билли родилась 28 декабря, однако, ее день рождения всегда приходится на лето. Как такое может быть?

7 . Чему равен угол в кубе?

8. Если на соревнованиях по бегу вы обгоните человека, который бежит вторым, на каком месте вы окажетесь?

9. Как правильно говорить: «Желток в яйце белый» или «Желтки в яйцах белые»?

10. Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтет постричь двух французов, чем одного немца?

Да, часть вопросов довольно банальна. Но все они наглядно иллюстрируют некоторые особенности нашего мышления, влияющие на процесс принятия решений.

Мы всегда стремимся увидеть то, что хотим и что ожидаем увидеть – так работает наш мозг. Эту особенность очень важно учитывать в бизнесе при изучении клиентов, рынков, конкурентов, также различных данных, на основе которых люди принимают важнейшие деловые решения.

Когда мы видим только то, что хотим или ожидаем увидеть, мы можем пропустить потенциальную угрозу со стороны кого-то из конкурентов, потому что наш мозг говорит, что с той стороны опасаться нечего. Мы не замечаем новые возможности, потому что обращаем внимание в основном на то, что сработало в прошлом, а не на то, что может принести пользу в будущем. Мы упускаем изменения на рынках и в поведении потребителей, которые потом, если оглянуться, покажутся очевидными, но в данный момент они ускользают от нашего внимания, потому что мы сосредоточены на том, что и так уже знаем.

Наш мозг не любит информационных пробелов, поэтому мы торопимся дать первый более или менее подходящий ответ, вместо того чтобы как следует подумать и проанализировать все имеющиеся у нас данные. Ситуация усугубляется тем, что мы живем в мире, где каждый день на нас сваливается информации больше, чем мы в состоянии «переварить». Кроме того, наш мозг любит находить закономерности и взаимосвязи. И эта особенность оказывается весьма полезной в повседневной жизни, однако, мозг не всегда срабатывает правильно.

Как вы, например, ответили на первый вопрос (только честно)? Первое, что приходит в голову большинству людей – «июнь», потому что наш мозг быстро улавливает последовательность апрель-май-июнь. Если перечитать вопрос и проанализировать его, становится очевидно, что правильный ответ – Джонни.

А как насчет вопроса про угол в кубе? Ответ зависит от того, как вы поняли слово «куб»: как третью степень или как геометрическую фигуру. Вопрос с подвохом, но он наглядно показывает, как использование тех или иных слов формирует нашу картину мира.

А самым лучшим примером, как легко можно пропустить важную информацию, является вопрос про яичный желток. Каждый знает, что желток желтый. Но вопрос сформулирован таким образом, что наше внимание переключается на выбор правильной грамматической формы, и мы не замечаем очевидную информацию и еще более очевидный ответ.

Мы не можем изменить то, как работает наш мозг – по крайней мере, пока не можем. Дайте ученым еще 50 лет – и кто знает, какие вещи станут реальными. Пока мы можем лишь изучить, как он работает, и время от времени останавливаться и задавать себе вопрос, не упускаем ли мы чего-то важного, в том числе, не пропустили ли мы неосознанно какую-то важную информацию или дополнительные источники данных, чтобы проверить ожидаемый результат.

Тренируйте сообразительность регулярно, и спустя какое-то время вы удивитесь, как много стали замечать вещей, которые раньше ускользали от вашего внимания.

Ответы:

1. Джонни.
2. 2 кг.
3. Эверест. Просто об этом еще не знали.
4. В яме нет земли, на то она и яма.
5. Слово «неправильно» (за исключением тех случаев, когда оно пишется «не правильно»).
6. Билли живет в южном полушарии.
7. Угол в кубе равен 90 0 .
8. Вы окажетесь на втором месте. Ведь вы обогнали того, кто бежал вторым, а не первым.
9. Ни так и ни так. Яичный желток желтый.
10. Потому что он заработает в два раза больше денег.

Перевод с английского Ольги Антоновой специально для ПРАВОСЛАВИЕ и МИР

Заставьте ваш разум работать

Напомню вкратце, что упражнения для мозгов – это, прежде всего, зарядка для вашего разума. Поэтому их необходимо выполнять регулярно, если вы хотите добиться максимальной работы вашего сознания. Из-за постоянно выполнения одних и тех же функций, работоспособность нашего мозга снижается в разы. Эти упражнения для развития мозга помогут вам вновь ощутить свежесть мысли. Итак, приступим…

О схеме упражнений для мозга

О том, зачем вообще нужно развивать разум я уже говорил. Поэтому настоятельно рекомендую прочитать статью « ». Однако перед нами встает уже другой вопрос: «как?». Я решил не мучить своих читателей и предлагаю вам схему, которую использую я сам. Она состоит из ежедневных упражнений, расписанных на каждый день. В какое именно время суток их делать – не важно. Однако постарайтесь каждый день выполнять упражнения для головного мозга. Если пропустили какой-нибудь день, не важно, просто на следующий день сделайте упражнения для тренировки мозга и за предыдущие сутки.

Перед тем, как взяться за выполнение, я настоятельно рекомендую провести разминку для мозгов. Это легкие приемы, которые приведут ваш разум в боевую готовность, и вы с легкостью сможете додуматься до того, до чего раньше приходилось думать часами. Такая разминка сможет помочь вам укрепить внимание и сосредоточиться на выполнении поставленной задачи. Именно такой подход поможет максимально эффективно и быстро достигнуть результата. Упражнения для полушарий мозга просто необходимо начинать делать с разминки, однако если вам лень или просто не хватает времени, то можете пропустить ее. Однако тогда результата придется ждать намного дольше.

Алгоритм выполнения упражнений:

  • Прочитать описание упражнения для мозга;
  • Понять и представить смысл прочитанного;
  • Выполнить упражнение, строго следуя инструкциям;
  • Отметить выполнение упражнение и записать результат;

Таким образом, вы сможете использовать эти методики максимально эффективно и сможете отслеживать результат ваших усилий.


Ваш разум — это ваш успех

Разминка

Упражнения – гимнастика мозга . Так можно описать приведенные внизу методики, позволяющие настроить ваш разум на более продуктивную и полезную работу. Я настоятельно рекомендую делать все с закрытыми глазами. Это усилит эффект от разминочных упражнений.

  1. Спокойно и глубоко вздохните десять раз;
  2. Просчитать вслух от одного до ста;
  3. А теперь, наоборот: от ста до одного;
  4. Представьте розовый круг, потом превратите его в треугольник, затем в квадрат, трапецию и ромб;
  5. По порядку придумайте к каждой букве алфавита по слову, например «Я – Язь»;
  6. Представьте себя во всех деталях, аксессуарах и одежде, в том же самом положении в котором вы находитесь. Вообразите, что вы улыбаетесь.
  7. Возьмите какой-нибудь текст и прочитайте его задом наперед.

Понедельник

Итак, в понедельник я рекомендую вам все делать левой рукой. То есть, например, проснулись – почистите зубы левой рукой, причешитесь левой рукой. В конце концов, можно поздороваться с кем-нибудь левой рукой. Это вызовет у вашего мозга стресс и заставит его работать интенсивнее.

Далее маленькое физическое упражнение для мозга. Оно улучшить вашу координацию и заставит разум попотеть, чтобы заставить сделать организм то, к чему он в принципе не привык. Итак: сделайте вращение руками в разные стороны, то есть правая рука назад, левая вперед и наоборот. Не думайте, что это так просто, как кажется на первый взгляд.

Для следующего упражнения нам понадобятся два карандаша и листок бумаги. Попробуйте обеими руками нарисовать одинаковое изображение, то есть примените технику зеркального рисования. Да сложно, да знаю, однако эффект от такого упражнения просто замечательный. Вы и сами это почувствуете, если все-таки сможете нарисовать, хотя бы какое-то подобие изображения.

Вторник

Вторник начинается с восьмерки. Это очень простое физическое упражнение для улучшения кровообращения мозга и развития согласованности обоих полушарий мозга. Вытяните правую руку вперед, распрямите большой палец и начертите в воздухе восьмерку. Повторите это упражнение 3-4 раза. Потом смените руку. В конце выполните это упражнение, соединив две руки вместе.

Второе: соедините пальцы обеих рук. Теперь по очереди разжимайте и соединяйте их. Потом немного усложните задачу, делая упражнения через один палец. В конце с силой нажмите пальцами друг на друга. Это не только разовьет нейронную работу мозга, но и поможет размять ваши пальчики.

Ну и завершает вторник известное все упражнения для разума. Погладьте себя по животу левой рукой и постучите по макушке правой. Если с первого раза не получилось – не беда, повторяйте упражнения до тех пор, пока не получиться. Недели через четыре вы сможете с легкостью делать эту методику обеими руками.

Среда

Первое упражнение для улучшения работы мозга, которое можно сделать в среду – это подъем без помощи рук. Сядьте на пол, и разведите ноги как можно шире. Теперь резко встаньте, не используя руки. Тут очень важна согласованная работа двух полушарий вашего мозга и ваше чувство равновесия. ОСТОРОЖНО! Во время выполнения этого упражнения можно упасть.

Далее закройте глаза и представьте в голове какую-нибудь букву. Теперь, как можно быстрее произнести название двадцати предметов на это букву. Перед словом добавляйте порядковый номер. Например: «Один — мороженное. Два – мармелад. Три – молоко». Чем быстрее вы справитесь с этой задачей, тем лучше.

Поменяйте что-нибудь на вашем новом столе. Новое событие заставит искать мозг новые решения. Однако если слишком часто это делать, то ваш разум привыкнет. Поэтому одного раза в неделю достаточно для того, чтобы что-нибудь изменить на своем рабочем месте. Например, поставить лампу в другую часть стола и положить органайзер в шкаф.

Четверг

Когда вы только-только проснулись, представьте перед собой свою (а может вы хотите узнать, ?). Затем назовите вслух и про себя двадцать любых женских имен. А теперь представьте улыбки всех этих женщин и пожелайте им доброго утра. Кстати, можете также использовать мужские имена и мужчин.

Для этого упражнения вам пригодиться листок бумаги и ручка. Возьмите какую-нибудь газету или книгу и возьмите первое слово, которое вам встретиться. Например, это будет слово «блог». Теперь вам необходимо как можно быстрее придумать десять предложений связанных со словом «блог». Например, «у меня самый лучший блог» или «мне сегодня нужно прочитать блог Дмитрия Старкова».

В конце дня лягте спать головой к другому концу кровати. Для вашего мозга это будет непривычно и он, скорее всего, откажется быстро засыпать. Однако постарайтесь. Можете, например, сделать , как один мой друг. А что, помогает.

Пятница

В пятницу я рекомендую вам поменять руку, на которой вы носите часы. Сначала будет очень неудобно, поскольку всегда будет тянуть посмотреть именно на привычную руку, однако вскоре вы перестанете этого замечать. Первую неделю носите на правой руке, в пятницу меняете на левую руку. Через неделю снова меняете положение часов: схема проста.

Дальше возьмите карандаш, фломастер или краски и чистый кусок бумаги. Выберите первый попавшийся цвет и полностью разукрасьте листок этим цветом. Далее перечислите все ассоциации, которые всплывают у вас в этого время. Например, если вы разукрасили листок в зеленый цвет, то ассоциации могут быть такими: «Трава, ФК Терек, Слизерин, куртка» и т.п.

Сосчитайте до двадцати и обратно каждый раз пропуская цифру, в которой есть тройка или которая делиться на три. Например, 12 и 13 нужно пропустить, так как первое число делиться на три, а второе содержит тройку.

Суббота

Первый выходной день лучше всего начать с уборки по дому. Причем постарайтесь сложить все вещи аккуратно красиво, но… не на свои места. Теперь вам придется вспоминать, что и куда вы положили, а значит, ваш мозг будет работать еще сильнее. А нам только того и надо.

Следующее упражнение для увеличения мозгов очень сложное. Сядьте на кресло или на стул и положите ногу на ногу. Далее ногой, которая находиться сверху, начните рисовать круги по часовой стрелке. После этого начертите пальцем правой руки круг против часовой стрелки так, чтобы нога не переставала двигаться по часовой стрелке. Невероятно сложно.

Ну и последнее упражнение на субботу, это логические задачи. В интернете полно различных головоломок или задач, требующих логического мышления. Постарайтесь решить несколько. Только не делайте это перед сном, а то потом не уснете.

Воскресение

Ну и в последний день было бы неплохо отдохнуть. Поэтому с утра сделайте медитацию и приведите все ваши мысли в порядок. Определите, чего вы смогли достигнуть за неделю. Это будет лучшим подарком для вас и для вашего разума.

Далее составьте план на следующую неделю. Но не подробный, а выделяя основные события. Например, сходить с приятелями в кино можно запланировать на среду, ну и т.п. Это структурирует всю полученную за неделю информацию.

Ну и в конце, напишите письмо самому себе со всеми ошибками, которые были совершенны за неделю. Не щадите себя и описывайте даже самые мелкие нюансы, чтобы на следующей неделе стать еще лучше.

Не забывайте подписывать на обновления блога . Это можно сделать под картинкой милых котят, либо с помощью RSS, нажав на кнопку справа. Удачи!

Долгожданная, любимая пора года – сессия. Она уже почти-почти пришла к нам в гости, можно сказать, стоит на пороге с распростертыми объятиями. Именно поэтому прочитать эта статью будет особенно полезно накануне предстоящих умственных нагрузок. Здесь мы расскажем о том, как раскрыть возможности мозга, а также приведем несколько интересных фактов, чтобы Вы могли «блеснуть» в беседе с друзьями на вечеринке.

Несмотря на то, что мозг – не мышца, тренировать его можно и нужно. Научно доказано, что гимнастика для мозга помогает улучшить его работу. Мозг – наш главный помощник в жизни. И, тем не менее, при всех своих заслугах, он достаточно ленив. Можно даже сказать, что ничегонеделание, вернее – ничегонедумание – это его любимое занятие. Согласитесь, как это приятно – не думать ни о чем, и вместо решения задач, проводить время за просмотром любимых фильмов. Не важно, какой у вас уровень IQ – в любом случае, мозг устроен так, что буквально стремится думать поменьше. И это понятно, ведь помимо размышлений о смысле жизни, он выполняет множество дел и функций поважнее – контролирует дыхание и сердцебиение, например.

Для того чтобы мозг начал по-настоящему думать, его приходится буквально «раскачивать».
Итак, какие есть способы улучшить, ускорить, стимулировать работу мозга? Как превратить мозг в супермозг?

  1. Нужно хорошо высыпаться. В отличие от нас, мозгу приходится трудиться круглосуточно. И пока мы спим, ему нужно успеть сделать кучу важных дел. Мозгу нужно время, чтобы обработать информацию, полученную за день. Так что, дайте ему это время, спите столько, сколько действительно нужно. Недосып может отрицательно сказаться на скорости проводимых мозгом операций и существенно затормозить ее.
    Факт №1. Кстати, во время сна мозг потребляет меньше энергии, чем во время бодрствования, хотя и более активен. Так, в период наибольшей активности мозг генерирует энергию мощностью примерно в 20 Ватт – этого достаточно для того, чтобы зажечь небольшую лампочку.

  1. Давайте мозгу нестандартные, непривычные задачи. Для умственной гимнастики есть даже свое название - нейроаэробика. Плюсом таких упражнений является из простота и отсутствие необходимости в какой-либо подготовке. Так, Вы можете выполнять их в транспорте, во время мытья посуды и так далее..
    Вот некоторые способы тренировки мозга:
    - попробуйте писать или чистить зубы левой рукой вместо правой;
    - пройдите домой по новой, незнакомой дороге;
    - придумывайте шутки и анекдоты;
    - общайтесь с людьми, которые умнее Вас;
    - передвигайтесь по квартире с закрытыми глазами, по памяти

    Возьмитесь за что-то, чего ранее никогда не делали. В случае, когда мозг не знает, что именно ему делать, его активность повышается. Для тренировки мозга заставьте его решать головоломки. Нестандартные ситуации являются отличными стимуляторами работы мозга и позволяют держать его в тонусе.Факт №2. Тренировки напрямую влияют на мозг. Т.е. мозг, по мере тренировок, меняется физически. Так, например, у детей, рано освоивших два языка, наблюдается изменение структуры серого вещества, оно становится более плотным. Также растет мозг и в процессе эволюции – за последние сто лет его средний размер увеличился.
    При этом, изначально сам размер мозга нельзя назвать определяющим фактором ума. Конечно, это не относится к динозаврам, чей мозг был с грецкий орех. Среди людей встречаются гении как с маленькими по размеру мозгами, так и с огромными. Например, мозг Альберта Эйнштейна весил всего 1230 граммов, а мозг Ивана Тургенева – 2012 граммов.


  1. Питайтесь правильно и дышите свежим воздухом. Для того, чтобы думать, нужна энергия, а для того, чтобы получить энергию – нужна пища. Причем качественная. В ходе эксперимента, проведенного над американскими студентами, было выяснено, что лучшие результаты показывают те студенты, в чей рацион входят натуральные продукты питания без искусственных добавок. Алкоголь также разрушает наш мозг, а вот треска, горький шоколад и курага, наоборот, придают ему сил. Также не забывайте проветривать помещение – мозгу жизненно необходим кислород.Факт №3. Мозг – орган нашего тела, который потребляет больше всего энергии. При том, что он составляет менее 2-х процентов от массы тела, на его работу расходуется около 20% общей энергии. Также около 20% вдыхаемого нами кислорода достанется одному только мозгу. Рекомендуем также изучить различные в обзорной статье.

И напоследок: работа мозга и наши мысли напрямую влияют на все тело. Научно доказано, что при молитве или медитации нормализуются волновые колебания мозга. Это значит, что образ мыслей оказывает огромное влияние на наше состояние. Поэтому настройтесь на позитивный лад, даже если впереди, кажется, непреодолимые трудности. А если Вашему мозгу пришла пора отдохнуть перед трудной работой, Вы всегда можете дать ему такую возможность, обратившись к нашим .

А если же Вы, наоборот, решили заняться тренировками прямо сейчас, вот Вам задачка для тренировки мозга: переставьте три спички так, чтобы получилась эта же рыба, плывущая в обратном направлении.


Головоломка "Рыба"

Слишком легко для Вас? Тогда попробуйте решить .. Кстати, в Японии она используется при приеме на работу. Вам нужно переправить всех людей через реку, учитывая несколько условий:
1) Отца нельзя оставлять с дочками
2) Мать нельзя оставлять с сыновьями
3) Заключенного нельзя оставлять на берегу с кем-либо, кроме полицейского.
4) Дети не могут плавать без взрослых

Успехов! Уверены, у Вас все получится.

1. Какое число нужно поставить вместо знака вопроса?

2. Найдите на картинке малыша

3. Сколько волков на картинке?

4. Сколько спичек изображено на фотографии?

5. Если смотреть на показания часов слева направо, то можно установить закономерность и вычислить время, которое будет на часах под номером 5. Определите закономерность и установите время для часов под номером 5

6. Из десяти монет составлен треугольник, указывающий вверх. Переложив только три монеты, добейтесь, чтобы треугольник указывал вниз

7. На мясокомбинате в городе Сардельбурге сардельки выпускают длинными связками - они соединены общей оболочкой. Связку из трех сарделек легко превратить в треугольник. Сколько треугольников можно сделать из связки в 9 сарделек, не разрывая ее?

Ответы:

2. подсказа - посмотрите на картинку издалека

3. 5 волков (1 на переднем плане + 4 скрыты в скалах)

4. Семь с половиной

5. Время 07:05. Часы 2 показывают к часам 1 плюс 1 час 50 минут, часы 3 показывают к часам 2 минус 2 часа 40 минут, часы 4 показывают к часам 3 плюс 1 час 30 минут. Следовательно, пятые часы должны показывать к четвертым минус 2 часа 20 минут.

7. Пять (считая большой по наружному контуру).

Воспитать будущих деятельных членов общества, способных на осознанный выбор профессии, помочь им максимально развить и правильно применить свои способности возможно только в атмосфере свободного развития личности, общедоступности образования и уважения прав и свобод человека . Прежде всего, - прав и свобод самих обучаемых, воспитуемых, подготавливаемых. Вместе с тем, в условиях практической организации деятельности общеобразовательного учреждения, когда необходимо найти оптимальное сочетание различных педагогических, психологических, хозяйственных и иных аспектов, зачастую очень сложно оставаться в необходимых рамках. Поэтому правовым ориентиром на этом пути должно стать право учащихся на получение образования на основе равенства возможностей.
В этом смысле, вопрос выбора изучаемого иностранного языка является на сегодняшний день одним из самых тонких и одновременно знаковых моментов в сфере начального и основного общего образования. Поскольку отражает не только реально доступные возможности для обучающихся развивать способности, исходя из собственных представлений и потребностей, но и латентный, не сформулированный по различным причинам, конфликт интересов по данному вопросу между органами управления образованием, администрациями школ, с одной стороны, и учениками и их родителями, с другой стороны.
В практике общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея, далее - школа) нередки случаи, когда администрация с целью сохранения языкового плюрализма считает допустимым отказывать в приеме в школу детям, не проживающим в близлежащем микрорайоне, если они не согласятся изучать определенный иностранный язык. Более того, уже в процессе обучения для данной категории детей также не существует права выбора изучаемого иностранного языка. В связи с чем, если для них в группе желаемого иностранного языка не окажется свободных мест, численность которых администрация определяет по собственному усмотрению, данный язык они смогут изучать только на платной основе.
Нужно заметить, что в настоящий момент при разрешении вопроса, какой из иностранных языков является наиболее привлекательным для изучения, объективная тенденция, складывающаяся в пользу английского языка, характерна для многих стран мира. Это обусловлено геополитическими и социально-экономическими факторами , в том числе его широким применением в компьютерных технологиях и интернете. Поэтому в настоящей статье под «желаемым иностранным языком», прежде всего, подразумевается именно английский язык.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству деление класса на группы иностранного языка возможно только в соответствии со свободным выбором учащегося обучаться тому или иному иностранному языку, предусмотренному учебным планом. Так, на основании принципа 7 «Декларации прав ребенка», ст. 43 Конституции РФ каждый ребенок имеет право на получение образования на основе равенства возможностей, общедоступность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется. Как следует из «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (пункты 2, 3, и 5), утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее - «Типовое положение») условия для реализации гражданами РФ права на общедоступное образование создает общеобразовательное учреждение, которое в своей деятельности руководствуется федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, Типовым положением, а также разработанным на его основе уставом общеобразовательного учреждения. Согласно пункту 31 «Типового положения» при проведении занятий по иностранному языку возможно деление класса на две группы. Вместе с тем, рассматривая данную норму во взаимосвязи с пунктами 4, 6, 10 «Типового положения», необходимо отметить, что такое деление класса на группы не может идти вразрез склонностям и интересам обучающихся.
При этом, в его (данного деления) основе должны лежать принцип свободного развития личности, а также гарантированная возможность для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Поэтому каждому учащемуся как свободно развивающейся личности при делении класса на группы должно быть предоставлено право выбора того или иного изучаемого иностранного языка, предусмотренного учебным планом данного общеобразовательного учреждения.
Кроме того, указанный метод деления класса на группы, закрепленный в законодательстве РФ, полностью соответствует основным принципам государственной образовательной политики в области обучения иностранным языкам, изложенным в письме Минобразования РФ от 28.11.2000 № 3131/11-13 «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях». В частности, в абзацах шестом и десятом этого письма дается пояснение о том, какими методами школа вправе добиваться сохранения языкового плюрализма. Речь идет о методах, основанных на широкой разъяснительной работе с родителями, на доказывании им преимущества изучения того или иного иностранного языка в данном регионе, в конкретной школе, что не может не предполагать права выбора изучаемого иностранного языка. Хотя бы потому, что бессмысленно придавать такую значимость разъяснению и доказыванию чего-либо родителям, если от них ничего не зависит. Наконец, в абзаце пятом названного письма прямо указывается на то, что родители и учащиеся выбирают изучаемый язык, исходя из своих интересов и потребностей .
Таким образом, право учащегося на свободный выбор изучаемого иностранного языка - это составная часть таких его прав как право на доступ к образованию, гарантированное Конституцией РФ, право на свободное развитие личности, а также право на получение знаний и выбор специализации на основе равенства возможностей. Особо нужно отметить, что данное право учащегося не может быть ограничено по признаку места жительства. Согласно пункту 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На основании пункта 2 статьи 19 Конституции РФ, статьи 5 Закона РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13.01.1996 № 12-ФЗ) (далее - ФЗ «Об образовании») гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от места жительства. При этом, федеральным законом ограничено только право детей, не проживающих вблизи данной школы, быть принятым в нее, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других детей, проживающих вблизи данной школы (пункт 1 ст. 16 ФЗ «Об образовании», пункт 46 «Типового положения»). Об ограничении же права выбирать изучаемый иностранный язык по признаку проживания или не проживания на данной территории в федеральном законе ничего не говорится. Таким образом, в силу закона всем детям, уже являющимся учениками данной школы (и проживающим, и не проживающим вблизи нее), должно предоставляться право выбирать изучаемый иностранный язык.
Также, следует признать не основанным на законе и ссылки администрации школы на отсутствие свободных мест в группе желаемого иностранного языка. Решение о том, такой из иностранных языков будет изучаться в конкретной школе, конкретном классе, а также о том, будет ли при этом класс поделен на группы, принимается администрацией школы с учетом сложившейся в данной школе образовательной ситуации, а именно, наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому учебному предмету . Кроме того, в соответствии с абзацем третьим пункта 31 «Типового положения» деление класса на группы для изучения иностранного языка на первой ступени общего образования (а сегодня, как правило, изучение иностранного языка начинается в начальной школе) возможно только при наличии необходимых условий и средств. Это означает, что при делении класса на группы школа обязана обеспечить такие гарантии общедоступности образования, чтобы все учащиеся имели равные права изучать желаемый иностранный язык. Поэтому, если администрация школы по каким-либо причинам не имеет таковой возможности, следует признать, что необходимые для деления класса на группы условия и средства в данной школе просто отсутствуют. В этом смысле, нужно констатировать, что для деления класса на группы не имеется правовых оснований. В противном случае, если администрация школы идет на указанное деление, она уже не вправе ссылаться на отсутствие свободных мест, численность которых она сама же и устанавливает.
Поскольку праву администрации на деление класса на группы корреспондируется ее обязанность установить такое число мест в этих группах, чтобы оно обеспечивало, как было указано выше, общедоступность образования, свободное развитие личности, а также равные возможности учащихся на получение знаний и выбор специализации. Иными словами, в ситуации, когда в школе имеются преподаватели английского языка, английский язык преподается, части учеников класса (с которыми другие ученики этого класса в процессе обучения имеют абсолютно равные права) предоставлена возможность изучать английский язык; и при этом в группе английского языка не хватает мест для всех желающих, необходимо признать, что в этом виновата в первую очередь сама администрация школы. В связи с этим, она не вправе ссылаться на отсутствие свободных мест как на основание своих действий по отказу предоставить возможность кому-либо из учеников класса изучать английский язык.
Таким образом, в компетенции администрация школы установить, какие иностранные языки будет изучать класс и будет ли он при этом поделен на две группы, а численность в них в силу закона, в том числе конституционных принципов, должна являться отражением желаний учеников и их родителей изучать тот или иной иностранный язык . Наконец, при вышеуказанных обстоятельствах предложение ребенку изучать желаемый иностранный язык только на платной основе является грубейшим нарушением гарантированного государством права каждого гражданина на бесплатное образование (ст. 43 Конституцией РФ).
В заключение, можно сказать, что право на получение образования на основе равенства возможностей является ограничивающим моментом в компетенции администрации школы по организации изучения иностранных языков. При этом ограничивающий механизм выражается в том, что учащимся, обладающим одинаковым статусом (одной школы, одного класса), должна быть предоставлена реальная возможность (реализация которой зависела бы исключительно от их желания) изучать любой из иностранных языков, которые закреплены за их классом учебным планом.

См.: Пункты 4, 6 «Типового положения об общеобразовательном учреждении», утвержденного постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196 (с изм. от 23.12.2002) // СЗ РФ.2001. N 13. Ст. 1252.
См.: Письмо Минобразования РФ от 28.11.2000 № 3131/11-13 «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях» // Вестник образования. 2001. N 1. С. 77.
«Декларация прав ребенка» (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 г.) РГ. 1993. N 237. 25 дек.
СЗ РФ.2001. N 13. Ст. 1252.
См.: Пункт 43 указ. «Типового положения».
Вестник образования. 2001. N 1. С. 77.
См. также: Зуевич «Можно ли выбрать иностранный язык?» // PravdaSevera.ru. 2002. 20 июня. Опубликовано: .
СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
См.: Указ. письмо Минобразования РФ.
См. также: «Представление об устранении нарушений требований законодательства РФ», внесенное прокуратурой Индустриального района г. Барнаула (исх. № 216 ж/04 от 11.06.2004). Опубликовано не было.