Варяг из народа русь. Варяги — кто они? Смотреть что такое "варяги" в других словарях

"Повесть временных лет" впервые рассказывает нам о варягах, на славянской земле они впервые появились в IX веке.

Это были преимущественно торговцы, в больших поселениях они даже смогли создать свои общины, порой даже больших размером по сравнению с местным населением. Новгород со временем стал варяжским городом, масса варягов-торговцев также жили в Киеве, судя по сохранившимся документам. Существует легенда, что столица Руси была основана варягами, в подтверждение можно привести распространившийся культ Перуна, который был присущ варягам.

Также о варягах говорится в редких источниках средневековой Европы, они относятся к IX веку. Так, удалось проследить путь, варяги пришли в Европу с земель славян гораздо раньше, то есть до их прихода к княжению в Новгороде.

Русью в 839 году назвали неких посланников от народа, прибывших в Константинополь. Когда все дела были сделаны, посланцы перебрались в Германию в компании византийского посольства. Там их принял Людовик Благочестивый, если верить немецким документам, послы являлись варягами. А вот славянское посольство, по тем же источникам, было шведского происхождения.

Еще одна сторона — арабские источники. Летописцы с Востока рассказали о военных походах Руси к берегам Черного моря, речь шла о варягах, которые уже обосновались на побережьях и теперь стали посещать Восток с торговыми делами. Начало X века стало периодом укрепления позиций варяг на Черном море, оно даже упоминается под наименованием "русское" во многих источниках.

Так, высока вероятность, что варяги не были славянами, скорее — они больше походили на скандинавов. "Повесть временных лет", например, говорит о варягах немецкого происхождения, а именно: нореги, даны, готы, англы и некоторые другие.

Что же касается варягов, ими скорее всего именовали племена, которые обитали в основном на южных и северных побережьях Варяжского (Балтийского) моря. А вот византийцы в XI веке варягами звали наемников — тех, кто работал на императора, в его личной гвардии. Откуда вообще взялось это название "варяги"? Есть мнение, что оно произошло от "варанг" — такое слово было в обиходе у скандинавов, но его точное значение стерто временем.

Есть и иная версия — варяги почитали волка, отсюда и такое название. Варг — это некое чудовище в облике волка Фенрира, оно имело место в скандинавской мифологии. Сыновей этого существа тоже называли варгами — Сколя и Хати. Вообще скандинавы почитали полярных волков (они гораздо больше обычных), а вот славяне считали лесного обитателя вором.

Если обратить еще к одному виду источников — немецким документам, то там в XI веке говорилось о большом количестве неких данамов, которые проживают на Руси. Также сведенья можно найти в древних скандинавских источниках — там сказано о походах скандинавов на Гардарику — "царство городов", это не что иное как Русь. Так, можно еще раз убедиться в том, что крупные торговые города на Руси создали именно варяги.

Также надо обратить внимание на легенды о призвании варягов на Русь, согласно которым именно этот народ и основал как таковое государство. Первым варягом был Рюрик — его пригласили вместе с дружиной и братьями Синеусом и Трувором. Есть мнение, что русские князья имеют искаженные скандинавские имена, а Рюрик -это Хрёрек. Далее, выходит, что Трувор — это Thorvardr, Олег — Helgi, Ольга — Helga, Оскольд — Hoskuldr, Дир — Dyri.

Так, по данным арабских и византийских летописей за X век, существовало два абсолютно четких народа — славяне и варяги. А Русь — это не название государства, изначально так обозначали народ, который управлял славянами.

Алексей Борисов

Популярное

ВАРЯГИ

Древнерусское название выходцев из Скандинавии.


Слово варяги происходит от древнескандинавского varingr из var в значении ‘верность, порука, обет’. Со 2-й половины XII в. было вытеснено конкретными названиями отдельных скандинавских народов. Например, шведы стали называться свеи , норвежцы - мурманы .
На Руси IX–X вв. варяги были, в основном, воинами и купцами (см. ). В русских источниках они впервые упоминаются в легенде о «призвании варягов» из «Повести временных лет» , где говорится о том, что в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский (см. ) престол. Три брата - Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян. Рюрик стал править в Великом Новгороде , Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле вообще не существовало (в переводе с древнешведского языка слова сине хус трувор означают ‘с домом и дружиной’). Однако эта легенда послужила исходным пунктом для создания в XVIII в. так называемой норманнской теории происхождения Русского государства, согласно которой варяги были основателями первого государства восточных славян - Киевской Руси. Против этой теории активно выступали многие русские ученые, среди них - М.В. Ломоносов , Д.И. Иловайский и др. Противники норманнской теории (антинорманисты) признают только то, что в основе легенды лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика, заслуга которого состоит в том, что он положил начало первой правящей династии на Руси - Рюриковичей (см. , ).
В XIX - начале XX в. дискуссия между последователями разных концепций происхождения государства на Руси была очень популярна в образованных слоях русского общества, и так как варяги, безусловно, имели репутацию хороших воинов, один из лучших крейсеров Российской империи начала XX в. получил название .
Представление о варягах как о способных правильно и рассудительно действовать чужаках, не зависимых в своих решениях от уже сложившихся традиций и отношений, отразилось в русской разговорной речи. Варягом и сегодня называют человека, принятого на руководящую работу в какой-либо коллектив со стороны.
Стремление варягов захватить побольше добычи, не заботясь о дальнейшей судьбе тех мест, где они «кормились», также нашло отражение в русском языке. Варягом могут назвать человека, который живет, «наезжая» в чужие края за легким заработком. Варяги оставили след в некоторых географических наименованиях. Например, торговый путь, соединявший с Чёрным (см. ), называли путем из варяг в греки , а само Балтийское море до XVIII столетия именовалось Варяжским .
«Варяжские» (скандинавские по происхождению) имена (см. ) Глеб, Борис, Игорь, Олег и Ольга еще до принятия христианства вошли в русский именник, а позже, освященные церковной (см. ) традицией, были включены в Святцы как имена святых (см. ).
По данным «Повести временных лет», варяги (племя которых называлось русь ) дали свое имя народу и земле, которая стала называться Русской землей (см. ).
«Призвание варягов». Художник В.М. Васнецов. 1909 г.:

Рюрик, основатель Древнерусского государства. Гравюра XVIII в.:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ВАРЯГИ" в других словарях:

    ВАРЯГИ - (от древнескандинавского vaeringjar), собирательное обозначение скандинавов в древнерусских источниках. Термин В. возник, видимо, в конце 9 начале 10 вв. На Руси в 9 1 й половине 11 вв. были наёмниками князей, занимались также торговлей на пути… … Русская история

    ВАРЯГИ - (от древнескандинавского vxringjar), в древнерусских источниках (до начала 13 века) собирательное обозначение скандинавов, воинствующих мореплавателей и купцов. Торговали по пути из варяг в греки, Волге и др. со странами Северной и Южной ЕвропыСовременная энциклопедия

    ВАРЯГИ - (от др. сканд. vaeringjar) в русских источниках скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.), наемные дружинники русских князей 9 11 вв. и купцы, торговавшие на пути из варяг в греки … Большой Энциклопедический словарь

    ВАРЯГИ - ВАРЯГИ, варягов, ед. варяг, варяга, муж. Название норманского племени, из среды которого, по летописному рассказу, происходили первые русские князья (ист.). Призвание варягов. || перен. Иностранцы, пользующиеся такими политическими или… … Толковый словарь Ушакова

    ВАРЯГИ - ВАРЯГИ, ов, ед. яг, а, муж. 1. В Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооружённые отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах. Путь из Варяг в Греки (древний великий водный путь по… … Толковый словарь Ожегова

    варяги - ов, ед. варяг, а, м., одуш. (… Словарь иностранных слов русского языка

    Варяги - Варяги, поздн. вареги, визант. варанги, скандин. вэринги(vaeringjar), арабск.грузинск. варанг, латинск, varingi. Этим именемобозначались первоначально выходцы из Скандинавии, отчасти дружинники,поступавшие в русскую и византийскую военную службуЭнциклопедия Брокгауза и Ефрона

    варяги - – посторонние шофера, приехавшие на приработок. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

    Варяги - (от др. сканд. vaeringjar норманны, служившие византийскому императору) в русских источниках выходцы из Скандинавии, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор), наемные дружинники русских князей 9 11 веков. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

Миф, созданный «норманистами», настолько силён, что до сих пор, когда слышат о «варягах», представляют норманнов, викингов. Тот факт, что варяги были славянами и при этом отличными мореходами, воителями (недаром их именем было названо Балтийское море), с трудом укладывается в головах. Хотя историки и не отрицают, что в дружинах русов-варягов могли быть воины и из соседних племён – даны, саксы, пруссы и пр.

Большинство, если что-то и знает о славянах Центральной и Северной Европы, то представляет их безответными жертвами агрессии крестоносцев. Возможно, кто-то слышал о том, что они населяли просторы современной Германии, Австрии, у них был знаменитый храм Световита в граде Аркона на острове Руян (Рюген).

В России тема западных славян-вендов (варягов) стала очередным «белым пятном». Если в Российской империи, ещё выходили исследования посвященные вендам – Александра Гильфердинга (« балтийских славян» 1855 года, «Борьба славян с немцами на Балтийском поморье в средние века» 1861 года, «Остатки славян на южном берегу Балтийского Моря» 1862 года), Степана Гедеонова (автор труда «Варяги и Русь»), то в СССР тему вообще почти не затрагивали. Даже не переиздавали труды дореволюционных исследователей. Не переиздавалась в Советском Союзе и «История русской жизни с древнейших времён» крупного русского историка и археолога Ивана Забелина, который отошёл от норманнской теории (в его работе подробно рассматривалась и жизнь вендов). Интересен тот факт, что в СССР издавали дореволюционных историков-«норманистов» - М. П. Погодина, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва и других.

Занятия вендов-варягов. Расселение

В статье ВО мы узнали, что западные славяне были очень близки ильменским словенам («новгородцам»). Это доказывают материалы археологии, антропологии, лингвистики, мифологии, данные ряда письменных источников. Понятно поэтому, почему образы былинных новгородских героев «Садко» и «Василия Буслаева» связаны с морем, а деятельность новгородских ушкуйников во многом аналогична походам варягов.

Море для вендов-варягов имело огромное значение, именно поэтому Балтийское море в ту пору и называлось Варяжским морем. Венды были отличными мореходами, купцами. Так, по данным исследователей В. Янина и Й. Херрмана, клады серебряных арабских монет в славянской Европе появились на столетие раньше, чем первые скандинавские клады. Клады вендов датируются концом VIII века нашей эры, а в Скандинавии концом IX столетия. Понятно, что венды контролировали в то время балтийскую торговлю. Они же первыми освоили путь из Варяжского моря на Восток (к арабам, персам и в Византию) через Восточную Европу.

Они, как и их восточные братья-славяне, обладали развитой городской культурой. По данным Восточнофранкской таблицы племён (Баварский Географ), этот источник перечисляет славянские племена IX века на восточной границе Франкской империи, а также называет численность их городов, у вендов были десятки и сотни градов-«гардов». К примеру: у северных бодричей-ободритов (южные жили на Дунае в районе Белграда) было 53 города. У каждого города был свой управитель-князь. У племени глинян, они входили в союз бодричей, было 9 городов. У лютичей (вильцев) насчитывалось 95 городов и 4 области, видимо, это территории 4-х племён – хижан, черезпенян, доленчан, ратарей-ретран. Гавеляне (или гевеллы, стодоряне) имели 8 городов, главным был Бранибор (современный Бранденбург). Лужицкие сербы-сорбы, они проживали на территории современных федеральных земель Бранденбург и Саксония, имели 50 городов.

Интересен и тот факт, что Ганзейский союз - союз германских свободных городов в XIII-XVII веках в Северной Европе, созданный для защиты торговли от пиратов и феодалов, состоял в основном из городов, которые были основаны славянами. В их числе Бремен, Берлин, Бранденбург, Кёнигсберг, Щецин, Венден, Любек-Любеч, Росток и др. Имел тесные связи с Ганзой и Новгород. Фактически Ганза наследовала торговлю вендов-варягов.

Северогерманский хронист, монах Адам Бременский (умер после 1081 года) считал славянский город Волин (Волын) в устье реки Одры (современный Одер) «самым большим городом Европы». А это писал католический монах, не имевший никаких симпатий к язычникам, прибалтийским славянам.

Понятно, что торговлей венды не ограничивались, они занимались земледелием, скотоводством, охотой. Наличие десятков городов и торговли говорит о развитых ремёслах.

Славились венды-варяги своей воинственностью, что подтверждают и образы князей-воинов Рюрика, Олега, Ингоря-Игоря, Святослава. Так, название союза племён лютичи (они жили между Одрой, Варяжским морем и Лабой-Эльбой), переводится с праславянского, как «лютые, жестокие». Их ещё называли вильцы – волки и велеты (богатыри, великаны). Центром союза племён лютичей был город Ретра, где святилище Радогоста (по другим данным бога Сварога, или Огня Сварожича). Город и святилище располагались на территории самого могучего племени союза лютичей - ратарей (редариев, ретрян). Все основные решения племени и союза принимались на большом собрании (вече), а центральная власть отсутствовала. Князей выбирали как военных вождей из представителей славных, знатных родов. Ещё одной из столиц союза лютичей являлся город Аркона, располагавшийся на острове Руян (современное название Руян), там располагалось ещё одно знаменитое святилище - бога Святовита (Световита, Свентовита). Это была область племени руян, ругов. Аркона также славна своей особой дружиной из 300 воинов, белых витязей (возможно, эта дружина послужила основой для образа 33 богатырей в произведениях Пушкина "Руслан и Людмила" и "Сказка о царе Салтане"). Более трёх столетий Аркона была центром сопротивления вендов-варягов против агрессии христианского Запада.

Лютичи имели колонии в современной Голландии – города Вильтбург и Славенбург. По данным некоторых западных источников (к примеру, об этом сообщает Утрехтский летописец), лютичи вместе с саксами ходили на Британию ещё с V века нашей эры и основали там город Вильтон и графство Вильтшир. В 8-9 века лютичи продолжали тревожить Англию набегами. Видимо, именно с той поры в английский эпос вошло имя славянского бога смерти и разрушения – Чернобога. Советский историк В. В. Мавродин упоминал о славянских погребениях в Англии.

Славились своей воинственностью и морскими походами и ободричи. Особенно этим отличалось племя вагров. Это племя проживало на северо-западе ареала союза бодричей – в Вагрии (полуостров на востоке современной немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн). Главным городом вагров был Старигард (Старград), после захвата и христианизации земли переименованный в Ольденбург. Вагры постоянно нападали на земли скандинавов, данов (предков датчан) и считались свирепейшими пиратами. В 9 столетии датские короли даже пытались отгородиться от вагров т. н. Славянским валом, огородив полуостров системой укреплений. И это даны, которые сами ходили походами на Британию и земли франков, штурмовавшие Париж. Славяне даже начали колонизацию территории современной Дании, археологами найдены славянские поселения, клады с славянскими вещами, керамику. Есть и множество славянских названий с той эпохи – Крамнице, Биннице, Тиллице, Корзелице и т. д.

Основывали славяне поселения и на землях современной Швеции. Так, славянские колонии обнаружены на шведском острове Эланд и Сконе - в исторической провинции в южной Швеции. Датский летописец Саксон Грамматик (около 1140 - после 1208 года) в 16-томной хронике «Деяния данов» сообщает, что на Эланде стояли славянские дружины. Подтверждают этот факт и данные археологии. Прослеживается значительное влияние славян в Вендельской культуре, в Средней Швеции. Эта культура процветала в период VI – конца VIII столетия нашей эры. Это доказывает и наличие в погребениях конных воинов – всадников. Это совершенно не типично для скандинавов, они были пешими воинами и характерно для западных славян-вендов, их воины были не только отличными мореходами, но и всадниками. Да и сами свеи (предки шведов), судя по сагам, считали жителей округи Венделя чужаками.

Большая колония славян была и в Бирке. Это был древнейший город на территории современной Швеции, крупнейший торговый центр в 800-975 годах. Этот факт доказывают археологические находки, которые дают большое число славянских украшений, керамики. Более подробно с темой славянского наследия в Центральной и Северной Европе можно ознакомиться в работе замечательного современного историка Льва Прозорова «Варяжская Русь». Интересный взгляд на проблему славян в Европе изложен и в работе Юрия Петухова «Норманны. Русы Севера».

Заметным было участие славян-вендов (в некоторых источниках их называют «вандалы») и в жизни Европы и в более поздний, т. н. период викингов - с VIII по XII века. Многие походы, которые историки-«норманисты» приписывают скандинавам-викингам, в реальности совершили славяне-венды или их участие было весьма значительным. Интересен тот факт, что знаменитые «лагеря викингов» (или Датские круговые замки) выстроены по плану славянских укреплений. Так, в Дании найдены следы 4 укреплений – Аггерсборг, Фиркат, Ноннебаккен, Треллеборг, а в Швеции 2 лагерей – Боргеби, Треллеборг. Причём, шведские лагеря расположены в области Сконе, где, как уже сообщалось выше, найдены следы славянского присутствия. В этих же укреплениях находят славянскую керамику. Есть мнение, что доля вендов-славян (варягов) составляла в ватагах «викингов» до половины и даже более.

Западная же пропаганда превратила «викингов» исключительно в представителей скандинавских, германских племён. Поэтому, смотря на произведения западных режиссеров и видя «викингов», хорошо бы понимать, что как минимум часть, а то и большинство «норманнов» представляли славянские воины из племён вендов-варягов, наших пращуров, давших нам первую известную общерусскую княжескую династию.

Венды-варяги оказали большое влияние не только на историю Северной и Западной Европы, но и Восточной. Их следы есть в Прибалтике. Так, в устье Двины до 13 столетия жило племя вендов. Венды оказали определённое влияние на прибалтийские финно-угорские и балтские племена (дали некоторые имена, обычаи). Венды основали будущий Ревель-Таллин (славянская Колывань). После нескольких столетий войн, которые шли с крестоносцами, часть вендов-варягов поселилась в Прибалтике и Новгородчине.

Происхождение

Варяги - название восходит к южнобалтийскому славянскому племени варинов - вагров. Согласно средневековым германским хроникам, варины населяли территории от впадения Эльбы в Северное море на западе до славянских союзов лютичей и сорбов на востоке. Варины упоминаются уже в римских текстах I - II вв. (Тацит, Плиний Старший, Птолемей) в ряду германских племён и локализуются к юго-востоку от англов. В VI в. о варинах упоминает Прокопий Кесарийский. В немецкоязычной историографии зачастую варинов относят к германоязычным племенам.

Однако целый ряд исследователей, такие как В. Лаур или Х. Краэ, выводят самоназвание варины / варги от древнеиндоевропейского корня uor- / ur- ("вода", "дождь", "река"), этот корень встречается в древнеиндийских (var, vari - "вода"), авестийских (var - "дождь") и тохарских (vairi - озеро) языках. Вне зависимости от происхождения со временем варинами / варгами стали именоваться славянские по языку союзы племён юго-запада Балтики. А на наиболее позднем из сохранявшихся языков балтийских славян слово "варанг" означало "меч".

Наиболее ранним датированным законом для части варинов является "Lex Angliorum et Warinorum, hoc est Thuringorum", созданный в начале IX в. для англов и варинов Тюрингии. На тот момент всю Восточную Тюрингию населяли славяне, тогда как в центре этой области они жили черезполосно с германцами.

Мореходы

Приморские вагры / варины как и их восточные соседи ободриты, исходя из своего географического положения, являлись хорошими мореходами. Так, они занимались как торговлей по Балтике, так и завоевательными походами, которые мало отличались от набегов норманнов на приморские территории с целью захвата крупной добычи. Основными направлениями походов славян-варинов являлись современные территории Дании и Швеции.

Об опасности со стороны варинов свидетельствуют мощные валы с укреплениями, выстроенные данами, германским населением полуострова Ютландия, на перешейке от южной угрозы. Сведения Саксона Грамматика, археологические находки немецких археологов в Дании, а также анализ топонимики в Ютландии говорят о набегах на эти территории славян и даже о проживании там каких-то их групп (например, поселение Козель в Ютландии в её области Англия: это поселение состояло из двух частей, причём, в одной из них 30% построек типа землянки имеет характерное для славян северо-западное расположение очага). А в ютландской области Швансен даже известен топоним Виннемарк (виннами/ веннами/ вендами даны называли славян), который говорит, что эта территория была славянской маркой (областью).

Современные датские острова Лолланд, Фальстер и Мён подвергались гораздо большему воздействию славян-варинов и ободритов. Обилие славянской топонимики на этих островах, подкрепляемое данными немецкой и датской археологии, говорит о черезполосном проживании здесь славянского и германского населения. Кроме того, в диалектах датского языка на островах Фальстер и Лолланд до сих пор сохраняется пласт славянских заимствований ("купаться", "безмен", "шёлк", "торг" и др.), которые говорят о влиянии, в первую очередь, славянских купцов и торговых эмпорий на этих островах.

Согласно данным Саксона Грамматика эти острова подпали под влияние славянского острова Рюгена в XII в., в течение которого и происходила славянская колонизация. Однако здесь стоит заметить, что варины и ободриты не только воевали и торговали с данами, но и вступали в браки, что касалось в первую очередь династических связей. Так, на сестре датского короля Вальдемара был женат один из сыновей ободритского князя Никлота Прислав, который был изгнан отцом с родины за принятие христианства. В качестве приданного за женой он получил несколько островов, в том числе и Лолланд, а его сын Кнут даже расширил свои островные владения, которыми достоверно управлял ещё и в 1183 г., когда им была издана одна из точно датированных грамот.

Наиболее освоенным славянами регионом Скандинавии являлся юг современной Швеции (Сконе). Здесь, а также в районе Стокгольма археологи находят огромное количество керамики, характерной для балтийских славян и северо-западной Руси. Основная часть керамики производилась именно в Сконе, а не была завезена извне. Тогда как "викингский" тип керамики грубоват и распространён уже в Средней и Северной Швеции, а также Норвегии. Сейчас достоверно известны характерные для балтийских славян два островных поселения - Мёллехольмен и Хёкён (оба XI в.). В этих поселениях абсолютно преобладает славянский тип керамики. В этот же хронологический период славянская керамика и топонимика доминируют в Лунде (Дания). Славяне из Сконе поддерживали также тесные торговые контакты с Киевской Русью.

Варины и ободриты активно осваивали крупные острова в Балтийском море, лежавшие на торговом пути "Запад - Восток": это Борнхольм и Готланд. Особенно большая славянская диаспора имелась на острове Борнхольм, где встречается не только обилие славянской керамики, но и захоронения по обычаю балтийских славян - трупоположение и богатый инвентарь в могилах. При этом остров находился во власти датских королей, проводивших на острове активную христианизацию местного населения в XI, XII вв., поэтому здесь встречаются даже христианские славянские погребения (в гробах, но с инвентарём). Большое влияние на остров оказывали славяне Рюгена.

Пиратство

Помимо купцов и воинов-мореплавателей балтийские славяне занимались и пиратством. Базами славянских пиратов являлись остров Готланд и удобные бухты в Сконе и Южной Балтике. Английские хроники под 836 г. упоминают, что с этого года на протяжении 200 лет "грешную Англию" опустошали язычники, в число которых наряду с данами, норвежцами, шведами, готами и фризами упоминаются и венды, а пиратами названы даны и венды.

Очевидно, варины и ободриты помимо торговых контактов с восточной Прибалтикой также совершали на неё и военные набеги с целью грабежа местного населения, как финского, так и балтийского и славянского, а возможно, и закрепления на длительный срок путём постройки своих поселений. В Повести временных лет летописец упоминает о том, что соединившиеся племена славян и финнов (чудь и меря) смогли одержать военную победу над варягами и выгнать их за море. Но из-за внутренних усобиц, начавшихся после избавления от внешней угрозы, племена перессорились и поняли необходимость приглашения князя к себе на княжение.

Поляне

В это время у восточных славян государство существовало лишь у полян-руси. Примерно в конце VI в. поляне-русь, будучи одними из ославяненных ветвей античного народа ругий (рутенов), переселились из Паннонии на средний Днепр. Это произошло, по-видимому, из-за падения королевства гепидов в Паннонии в 567 г. под ударами аваров и лангобардов. Возможно, что на самоназвание "русь" повлияли и ираноязычные племена Северного Причерноморья росомоны (росоманы) и роксоланы.

Именно к рубежу VI - VII вв. восходит сохранившаяся в и в армянской хронике VIII в. легенда об основании на берегах Днепра (в стране Полуни) города тремя братьями, старшего из которых достоверно звали Кий (Куй), а младшего Хорив (Хорев). Кий стал основателем местной княжеской династии. Поляне-русь отличались от своих соседей - других славиний, которые казались по сравнению с ними куда более дикими. Археологические находки указывают на наличие у древних полян плащей, которые они закалывали пальчатыми фибулами, чего не делали их лесные и степные соседи, а качество одежды было также на высоте.

В языческом культе полян важное место отводилось богу Роду, которому было посвящено богатое капище в "закрытом" для торговли городке Родень. В этом городке приносились даже человеческие жертвы, которыми зачастую служили иностранцы, выбранные по жребию или оказавшиеся рабами. Подобное священное место было и у балтийских славян - остров Рюген. Поляне, в отличие от окружавших их других славиний, не кремировали своих покойных, а хоронили путём трупоположения с ориентацией погребения на запад, укладывая в могилу покойного большой инвентарь, зависевший по количеству от знатности погребаемого. Схожие обычаи были и у балтийских славян: варинов и ободритов. История ругов/ рутенов, которых античные авторы локализовывали на начало нашей эры в Южной Балтике (между Одером и Вислой), а затем хронисты (Иордан и др.) замечали их разделение и частичное перемещение в Паннонию (на Средний Дунай), показывает, что этот древний, относимый к восточным германцам народ (на самом деле имена показывают кельтские и даже иллирийские составляющие) мог уже в ославяненном виде проявить себя уже в разных регионах Европы похожим образом. Так, память о рутенах в Паннонии сохранялась ещё долго:

1) в Южной Венгрии за междуречьем Савы и Дуная примерно до XIII в. держалось обозначение как Русская марка, куда Галицко-Волынские князья ездили на паломничество, а также перечисляли деньги существовавшим там монастырям;

2) в Восточной Австрии, где имелась область Ругенланд, а местного герцога называли "герцогом рутенов", а кроме того, использовали обозначение "герцогство Русь". Возможно, название Австрии в чешском и словацком языках как "Ракоуско" восходит именно к этому периоду;

Кроме того, крайними точками топонимики о ругиях/ рутенах в Европе следует считать на севере остров Рюген, являвшийся культурным и торговым центром для всех балтийских славян, а на юге - город Рас в современной Южной Сербии, давший название первому сербскому государству - Рашка, а его населению расци. Интересно, что и в отношении других рутенов в латиноязычных источниках использовались чередования Razi, Raszi, Ruteni, Ruggi, Rusi, а в некоторых церковных документах в отношении рутенов Паннонии даже встречается наименование Raszii ad Russia, указывающее на территорию их происхождения.

Варины и ободриты в немецких хрониках никогда не назывались русью, впервые их причастность к руси возникает в Повести временных лет в рассказе о призвании варягов: "идаша за море к Варягом к Руси сице бо звахуть и варязи суть яко се друзии зъвутся Свие друзии же Оурмане Анъгляне друзии Гъте тако и си реша Русь". Из этого отрывка ясно, что варяги-русь являются особым народом среди других, здесь перечисленных, народов Балтики: свеев (шведы), урман, англов (живших в Ютландской Англии) и готов. При этом ещё в самом начале летописи при перечислении народов "колена Афетова", т.е. библейского Иафета перечислены: "Варязи, Свеи, Оурмане, Русь, Агняне, Галичане, Волъхва, Римляне, Немцы, Корлязи, Веньдици, Фрягове". Перед этой записью варяги локализуются летописцем у Варяжского (Балтийского) моря, где на востоке они доходят "до предела Симова" (примерно до Волги), а на западе до "земли Агнянской и Волошской". Такое определение можно применить вообще к расселению всех славян (от Волги до Балкан и Ютландии). Ещё раньше про русь говорится, что "в Афетове же части седять Русь, Чудь и вси языци". Причём, эти языки включают в себя только финно-угорские и балтские племена. Таким образом, русь упоминается как среди народов всей Европы наряду с варягами, галичанами (возможно, имевшими смешанное кельто-славянское происхождение) и венедами ("веньдици"), в другом месте русь (возможно, имеются ввиду все восточные славяне) стоит на первом месте в числе финно-угорских и балтских племён.

Бертинские анналы за 839 г. сообщают о том, что в Константинополь пребывали некие послы "хакана русов", которые сами себя признали свеями (шведами). Правда, этот русский каган мог быть как киевским князем из династии Киевичей, так и правителем с другой территории. Арабские источники примерно в это же время сообщают о некоем "хакане русов", правящем на острове, откуда совершаются разорительные набеги на славянские земли. Этот каган мог быть князем в Крыму (Чёрное море в районе Керчи называлось Русским) или на Дунае, где по косвенным данным источников также была некоторая территория в низовьях реки, называвшаяся Русью, куда впоследствии пойдёт войной князь Святослав. Кроме того, здесь мог подразумеваться всё тот же остров Рюген. Под 852 г. в Повести временных лет есть запись, что с этого года, когда на престол вступил император Михаил, "нача ся прозывати Руска земля яко при сем при цари приходиша Русь на Царьгород". Возможно, известие о прозвании Русской земли было ещё древнее, но в связи с переписыванием летописи при новой правящей династии Рюриковичей это событие было подтянуто на более позднее время, хотя и обозначается явно до призвания варягов.

Наемники Константинополя

Варяги не только могли появиться в качестве послов при дворе императора ромеев, но и нанимались к нему на службу. Согласно Лаксдельской саге и терминологии византийских источников первым норманном в гвардии императора ромеев следует считать Болле Боллесона, который не ранее 1020 г. примкнул к уже существовавшей варангской гвардии. Сам же варангский корпус сложился в 988 г. благодаря русскому князю . В 980 г. Владимир, не имея денег для выплаты своей варяжской дружине, выслал варягов в Константинополь и написал императору не пускать этих людей обратно на Русь. Ромеи определяли уже варангов как русских или славян, иногда как тавроскифов (этим этнонимом тоже обозначали русских).

Русские были известны не только своими походами по Чёрному морю. Известно, что ещё киевский князь Оскольд (возможно, прямой потомок Кия) организовывал походы под стены Константинополя, а в ходе войны с болгарами у него погиб сын. Арабские хроники содержат сведения о вторжениях русов в составе войск хазар в Персию и даже появление русских купцов не только в персидских городах, но и в Багдаде. Доказательством тому служит слово "верблюд" в русском языке, имеющее исконно славянское происхождение и означающее "много ходящий" - значит, его придумали те, кто знал не понаслышке о том, что это за животное.

Путь «из варяг в греки»

Более раннему складыванию чисто варяжского корпуса в Константинополе и отсутствие норманнского вызвано отчасти географическими и политическими обстоятельствами. Через Киевскую Русь был известен , открытие которого летописец относит ко временам апостола Андрея Первозванного, который якобы прошёл по нему, благословив Киевские холмы. Этот путь проходил вверх по Днепру, а далее с волоками в Ловать, оттуда в Ильмень (Ильмерь) озеро, по Волхову в озеро Ново (Ладожское), из которого можно было попасть уже в Балтийское (Варяжское) море. Из Балтики, по мнению летописца, можно было легко попасть в Рим. Однако, если учесть, что апостол Андрей двигался из Синопа в Корсунь (Херсонес), а затем в Рим, то скорее всего он направился в столицу империи по Дунаю. Здесь, видимо, летописец используют некую древнюю легенду, бытовавшую у славян, рутенов или других народов на Дунае, но была принесена к восточным славянам и стала обоснованием правильности решения Кия о постройке Киева именно в этом месте. Кроме того, летописец пишет о пути "в Варяги из Варяг до Рима" по Двине. Третий путь назван по Волге в море Хвалисское (Каспийское). Но на первом месте летописец называет путь "Из Варяг в Греки".

Выбор князя

В начале 960-х гг. перед ильменскими словенами, а также их союзниками по борьбе с варягами встал вопрос выбора князя. Согласно сведениям Никоновской летописи решили на том, что "поищем и уставим такового или от нас или от Козар или от Полян или от Дунайчев или от Варяг". Под "дунайцами" понимались либо балканские болгары, либо Дунайская Русь. Поляне к этому времени уже имели свою старую династию Киевичей. Однако выбор был сделан в пользу варягов, от которых был позван князь . У вагров имелся населённый пункт Рёрик (современный Гросс Штрёмкендорф), а имя Рорик было распространено как среди ободритов, так и германцев (франков, данов и др.). Скорее всего, "вари/ варь" трансформировались в языке ильменских словен в варягов ещё ранее IX в., тогда как в немецком их область населения будет называться "Вагер" от латинской формы "Вагрия". У самих ободритов в XI - XII вв. в западном диалекте варины называются "ваиры/ ваигры/ вагиры", тогда как в восточной - "варинове".

Под 845 г. во франкских анналах упоминается "король ободритов" Рорик, который сменил своего предшественника Гостомысла, убитого франками в 844 г. за мятеж против империи. В Никоновской летописи тоже упоминается Гостомысл как предшественник Рюрика, но в данном случае он предстаёт новгородским старейшиной, который и выступил от имени приглашающих князя племён. В 845 г. ободритский князь Рорик поднял новое восстание, но восточнофранкский король Людвиг II подавил его, а в знак своей покорности Рорик даже был вынужден принять христианство, что скорее всего было лишь формальностью. Отождествление с современником этого Рорика франкским герцогом Рориком Ютландским, являвшимся родным братом короля Ютландской Англии, не подтверждается: составители франкских анналов и немецких хроник уделяли большое внимание титулатуре тех, о ком они пишут, поэтому франкский герцог и "король язычников" здесь сильно различаются.

У словен ильменских Рюрик появляется примерно в начале 860-х гг. со своими родичами (Синеус по летописи: sine us - "с родом" (швед.)) и верной дружиной (летописный Трувор = швед. tru war "верные воины"). Согласно данным Никоновской летописи Рюрик правил в Новгороде жёстко и вызвал народное восстание под руководством некоего Вадима Храброго, однако восстание закончилось неудачно, и в дальнейшем много новгородцев бежало от гнева своего варяжского князя в Киев.

Как свидетельствует Повесть временных лет, Рюрик проплывал по Днепру мимо Киева и заинтересовался, чей это город. Ему рассказали легенду об основателях Кие, Щеке и Хориве, и что местное население (поляне) платит дань хазарам. Далее говорится, что Аскольд и Дир "остались в граде сем", а кроме того собрались многие варяги (здесь "Варяги", а не "Варязи", т.е. рука новгородского переписчика) и "начаста владе Полотьскою землею", а Рюрик вернулся в Новгород. Из этого фрагмента видно, что Аскольд и Дир являлись местными киевскими князьями, и они остались и дальше править городом, несмотря на появление у его стен Рюрика, ведь до этого новгородский князь "раздая мужем своим грады" (Полоцк, Ростов, Белоозеро). Видимо, Рюрик ездил укрепить власть своего варяжского ближника в Полоцке, а в другой раз возможно решил посмотреть и на Киев, где правили два родных брата, потомки Кия.

Правление Олега

В 879 г. Рюрик умирает, и власть переходит его малолетнему сыну Игорю, регентом при котором становится действительный (в отличие от легендарных Синеуса и Трувора) родич Рюрика . Регент решает объединить земли разных славиний под властью рода Рюрика. Ведь сам Рюрик смог установить свою власть лишь в городах, наиболее близких от Новгорода. Олег сначала "прия" главный город кривичей Смоленск и ставит там своих мужей-варягов, затем "взя Любець" и, наконец, достигает Киева. Под Киевом он действует хитростью, ведь город явно был хорошо укреплён. Олег прачит свою дружину, а сам с остатком ближников на нескольких ладьях под торговым флагом подходит к городу и заявляет, что сам является купцом-варягом и плывёт в Царьград, но имеет послание для князей от Олега и Игоря. Аскольд и Дир встретились с Олегом под городом, но тот указал на Игоря, что именно он является истинным князем и выскочившие из засады дружинники Олега убили киевских князей-братьев. Олег теперь сам стал княжить в Киеве, а сам город повелел называть "матерью городов Русских", т.к. отсюда (видимо, когда-то) русью стали называться славяне и варяги. Таким образом, в Киеве, столице полян-руси, произошла смена династии: Рюриковичи пришли к власти вместо Киевичей. Но, понимая значение этого города в истории славян и варягов, завоеватель города Олег решил сохранить первенствующее для всех славян и варягов значение этого города в создаваемом им большом государстве.

Далее Олег и дальше покорял различные славинии, а также финно-угорские племена. Наибольшим успехом Олега во внешней политике следует считать успешные походы объединённого русского войска на Царьград и заключение договора с Византией 911 г. Однако после этого Олег уходит с византийской добычей на Ладогу, где были варяжские поселения ещё со времён призвания Рюрика, а оттуда отправляется "за море" - явно на свою родину на Рюген или в Вагрию, куда везёт часть добычи. Место смерти его фиксируется в Ладоге. Очевидно, что Олег решил передать всю власть повзрослевшему уже сыну Рюрика. При этом есть версия, что сын Олега после получения всей власти Игорем бежал в Моравию и там смог стать в 940 г. последним князем этого государства.

Княжение Игоря

Первым киевским князем новой династии считается Игорь, сын Рюрика, поэтому в некоторых поздних летописях генеалогия великих князей из династии Рюриковичей начиналась не с самого Рюрика, а именно с его сына Игоря, именовавшегося даже Игорь Старый. Ведь его политическим предшественником был киевский князь Аскольд (Осколд) прошлой династии.

Русские князья сохраняли связь с Вагрией, посылая туда за варяжскими дружинами. Возможно, что и сами варяги/ варины приплывали на Русь для службы у киевского князя. В конце 930-х в летописях упоминается варяжский отряд на службе у князя Игоря под началом воеводы Свенельда. На содержание варягов Игорь определил дань с древлян и уличей, однако эти славинии не захотели платить дань и начали войну с Киевом. Город Пресечен в земле уличей смог три года сопротивляться киевскому князю, но всё-таки тот "примучи Уличи" и "възложи на ня дань и вдасть Свенделду", т.е. содержание варяжской дружины этими славиниями было возобновлено.

Договор 944 г. упрочил позиции Руси по отношению к Византии, поэтому теперь князь Игорь решил вернуться к полюдью. Полюдье представляло собой объезд признававших власть русского князя земель, которые должны были платить дань и кормить князя и его ближников. Это действо начиналось в Киеве поздней осенью и двигалось "по солонь", а завершалось уже весной тоже в Киеве. В полюдье участвовали и варяги в составе княжеской дружины. Этот обычай был потом известен и в Южной Швеции, куда его "экспортировали" с Киевской Руси варяги и назывался "poluta".

Изменение роли варягов в Киевской Руси

Вместе с тем, на Руси со временем, когда Рюриковичи объединили под своей властью Новгород и Киев, варяжская дружина, имевшая уже и скандинавов в своём составе, стала восприниматься скорее как наёмное войско. В этот период наёмные варяги участвуют и в политических убийствах: в 980 г. ими был заколот князь Ярополк, а в 1015 г. варяги убивают Глеба. Уже в Русской Правде 1016 г. варяги означают именно наёмников вообще на службе князя и на основе этого выделяются в отдельную категорию, являвшуюся неполноправной в отношении русского населения. Поэтому избавление от таких наёмников сначала князем Владимиром, а окончательно при потомках Ярослава Мудрого является показателем того, что компактная варяжская боевая единица уже не вписывалась в устройство централизованного обширного государства.

Н. Рерих. Заморские гости. 1901.

Варягами (Varingiar) назывались жители скандинавских полуостровов, служившие у византийских императоров и переходившие из отечества в Грецию через русские земли водяным путем по рекам от Балтийского моря до Черного.

Варяги название наемных воинов-дружинников различного происхождения. Их приглашали для участия как в междоусобных столкновениях, так и в войнах с соседними народами и племенами. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки", т. е. по водным путям из Балтийского в Черное и Средиземное моря. По смыслу скандинавский термин "варяг" является равноценным русскому "ротник" - "присягнувший", "давший клятву в верности" (рота - присяга).

Шаскольский И.П. Варяги (СИЭ, 1962)

ВАРЯГИ - др.-рус. название жителей Скандинавии. Происходит от древнесканд. vaeringjar - норманские воины, служившие у византийских императоров; отсюда же средневековое греческое baraggon, арабское "варанг", армянское "вранг" и др. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до 18 века "Варяжским", арабами в 9-13 века - "Бах-эль-Варанг". В скандинавской литературе термин "vaeringjar" весьма редок, известен главным образом в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в Повести временных лет - легенде о "призвании варягов", с которой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 веке антинаучной норманской теории происхождения Русского государства, отвергнутой учеными-марксистами ввиду ее несостоятельности. На Руси в 9-11 веках, как известно из летописи, "Русской правды" и других источников, было немало варяжских воинов-дружинников, служивших у русских князей, и варяжских купцов, занимавшихся торговлей на Пути из варяг в греки. Киевские князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый неоднократно приглашали из Скандинавии наемные отряды варягов и использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами и народами...

Мельникова Е.А. Варяги

ВАРЯГИ (от др.-исл. vár - «обет», «клятва», др.-сканд. væringjar, греч. βάρaγγοι, араб. варанк) - собирательное обозначение скандинавов в противоположность этнонимам донь (датчане), свеи (шведы), урмане (норвежцы), гъте (готландцы). Возникло, вероятно, в конце IX - начале X века на Руси в среде военных отрядов скандинавов, нанимавшихся на службу в войско русских князей, для отличения их от «руси» - членов великокняжеской династии также скандинавского происхождения (см. Рюриковичи). Значение слова «варяги» в XI-XIII веках расширилось: в Русской правде все статьи (кроме ст.

Кононенко Михаил. Варяги.

Варяги. В истории нашего народа, в становлении русской государственности немаловажную роль сыграли полабские славяне, или варягорусы, потомки лютичей и бодричей, более известные под коротким названием «варяги» или, в ином написании, «варязи». Их появление на Новгородских землях породило легенды о причастности норманнов к становлению русской государственности.

Варяги (СВЭ).

ВАРЯГИ (позднегреч. Bârangoi, от древнесканд. vaeringjar - норманские воины, служившие у византийских императоров), древнерус. название жителей Скандинавии. По имени В. Балтийское море до 18 в. называлось русскими Варяжским. В рус. источниках В. впервые упоминаются в записанной в «Повести временных лет» легенде о «призвании варягов» (Рюрика и его братьев), с к-рой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 в. антинауч. норманской теории происхождения Рус. гос-ва, отвергнутой ввиду её несостоятельности.

Шаскольский И. Варяги.

ВАРЯГИ, древнерусское название жителей Скандинавии. Происходит от древнескандинавского слова, обозначавшего норманнских воинов, служивших у византийских императоров. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до XIII в. Варяжским, арабами в IX -XIII вв. - Бахэль-Варанг. В скандинавской литературе этот термин весьма редок, известен гл. обр. в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в “Повести временных лет” легенде о “призвании варягов”, с которой летописец начинал историю Русской земли.

Костомаров Н.И. Варяги (из примечаний).

Варягами (Varingiar) назывались жители скандинавских полуостровов, служившие у византийских императоров и переходившие из отечества в Грецию через русские земли водяным путем по рекам от Балтийского моря до Черного. Так как русские в образе этих людей познакомились с скандинавами, то перенесли их сословное название на название вообще обитателей скандинавских полуостровов, а впоследствии это название расширилось в своем значении, и под именем варягов стали разуметь вообще западных европейцев, подобно тому, как в настоящее время простой народ называет всех западных европейцев немцами.