Противники норманнской теории. Норманская теория возникновения русского государства. Древнерусские летописи гласят

Тюремный жаргон отражает специфику субкультуры преступной среды. На данный момент он насчитывает свыше 10 000 терминов и слов. «Язык заключенных» выражает социально-психологические отношения между арестантами и, в зависимости от региона страны, некоторые высказывания могут значительно отличаться. Поговорим о сленговом приветствии «вечер в хату». Что значит данное словосочетание, и как правильно на него ответить, можно прочитать в этой статье.

Тюремный жаргон

Возникновение тюремного жаргона датируется началом 18 века. Он впитал в себя профессиональные термины уличных торговцев, матросов, проституток и нищих бродяг.

Причины, принуждающие заключенных разговаривать «по фене»:

  • Выявление «подосланных» . В первую очередь речь идет о правоохранителях, которых, в целях сбора нужной информации, внедряют в камеру под видом бывалых авторитетов. Новоприбывшие, для проверки и подтверждения своего статуса, проходят своеобразный экзамен. И именно на языковом сленге они частенько проваливаются;
  • Внутренняя коммуникация . Отбывая свой срок, заключенный пытается разнообразить свой лексикон. Внутренняя жизнь на зоне, которая связана с трудовой деятельностью и вечерним отдыхом, монотонна: изо дня в день арестант делает одни и те же вещи. Дабы не впасть в депрессию окончательно, сокамерники общаются на тюремном жаргоне, который придает высказываниям невероятную образность и выразительность.

Небывалый функционал тюремного сленга, привел к тому, что некоторые слова прочно вошли в нашу обыденную жизнь. Примеры:

  • «Бабки » - деньги,
  • «Шухер » - опасность,
  • «Базарить » - разговаривать,
  • «Тусовка » - сборище,
  • «Блат » - знакомство»,
  • «Нервяки » - нервничать и т.д.

Наверняка некоторые из перечисленных терминов входят в ваш лексикон и вы озадачены и удивлены.

«Вечер в хату арестанты»

Если рассматривать преступную субкультуру более подробно, можно отметить, что тюремные приветствия имеют особый статус: «Мир нашему дому», «Привет честной братве», «Здорово, пацаны!». Рассмотрим значение высказывания «вечер в хату»:

  • Новичок . Произнося фразу «вечер в хату арестанты », новоприбывший здоровается со своими новыми сокамерниками. Гражданский аналог: всем привет;
  • Конец дня . После трудового дня на промышленной зоне, заключенные приветствуют друг друга. Пояснение: еще один день благополучно прошел, и сделан очередной шаг к дате, когда арестант будет освобождён;
  • Удачного вечера . С наступлением вечера жизнь в камерах меняется: пьется чифирь, идет игра в карты и т.п. Заключенные расслабляются.

К приветствию «вечер в хату» иногда добавляется фраза «часик в радость» - пожелание провести вечер с удовольствием (мирно, без выяснения отношений и т.п.) и, что бы чифирь был не горек, а сладок, добавляют - «чифирь в сладость!».

«АУЕ ‒ вечер в хату»

К приветствию «вечер в хату », иногда добавляют аббревиатуру АУЕ . Что это означает:

  • Новоприбывший . Здоровается с братвой, и термином АУЕ (А - Арестантский, У - Уклад, Е - Един) как бы говорит - согласен жить по тюремным правилом. Здесь следует сделать отступление, и сказать пару слов о преступных понятиях. Если человек попал на зону в первый раз, то «бросаться» АУЕ не стоит, а с самого порога признаться, что с укладом в полной мере не знаком и попросить, чтобы «братва» объяснила что и к чему;
  • Авторитет . Фразу произносит самый авторитетный в камере. Таким образом он напоминает, что начался вечер, охранники их тревожить не будут (есть у них даже такая фраза: день - ментам, ночь - ворам) и можно заниматься своими делами. Кто-то достанет спрятанные им запретные предметы (например, наркотические вещества), другой будет звонить родственникам и т.п.

В ночное время, после 20:00, активность охранников уменьшается, и заключенные начинают себя чувствовать свободнее. Вероятность обвалов с проверками близится к нулю, наступает время, когда «хозяевами тюрьмы», хоть ненадолго, становятся арестанты.

Что нужно отвечать на «вечер в хату»?

Отвечать на приветствие «Вечер в хату» можно по-разному:

  • Бывалые . Отвечают «И тебе добрый, бродяга» или «И тебе добрый, если не шутишь». Если окунуться в сленг, можно пожелать «чифирь в сладость»;
  • Новичок . Никоим образом не стоит отвечать «здравствуйте» и тому подобные гражданские фразы. Это может посчитаться как «лоховство». Второй момент - нельзя упоминать определенную масть. Например, ответив «Здорово, мужики», можно обидеть другие тюремные касты. Оптимально здесь будет: «Привет вашему дому!» или «Привет честной братве!».

Вышерассмотренные варианты - частные случаи. Отвечать можно любыми фразами, по ситуации: «фарта, пацаны» (если намечается игра в карты), «запустим чифирчик» (если сокамерники собираются пить чифирь) и т.д.

Тюремная лирика и татуировки

Помимо крылатых фраз, используемых на зоне, среди заключенных в почете тюремная лирика и татуировки. Лирика предоставлена песнями:

  • Тема матерей - в текстах повествуется о том, как арестант любит и уважает свою мать;
  • Правоохранительные органы - отрицательные мотивы;
  • О себе - как правило, это тирады жалостливого характера (попал за решетку случайно и т.п. оправдательные темы).

Наиболее распространённые татуировки:

Тюремные обычаи

Даже в местах «не столь отдаленных» совокупность правил, обычаев, моральных ценностей и норм поведения всегда в почете:

  • Погоняло (кличка) - присваивается не только новоприбывшим, но и охранникам. Когда новичок заходит в хату, он кричит - «Тюрьма, дай имя», и получает, так называемую, «кликуху»;
  • Божба (клятва) - если ты что-то обещал сокамерникам, то должен обязательно выполнить. С этим на зоне строго. Нарушил клятву - потерял в масти (переход в категорию петухов или обиженных );
  • Развлечения (карты) - играют на просто так (провести свой досуг) или под интерес (игра со ставками). Новоприбывшим играть на интерес не рекомендуется - появляется большая вероятность быть обманутым и проиграть. Интересы на воле и на зоне отличаются. Проигравшего могут сделать «конем» (рабом) или заставят «отработать задом» (совершить акт гомосексуализма).

Фраза «вечер в хату», что означает для арестантов просто приветствие , напоминает о наступлении ночного времени. Начинается другая жизнь, и у узников появляется свободное время, а это: азартные игры, связь с другими хатами, извлечение из тайников запрещенных предметов и т.д.

В начале 90 годов прошлого века, это крылатое словосочетание появилось в лексиконе простых людей - обыденное «Добрый вечер », некоторые гости меняют на «Вечер в хату ».

Видео: как правильно зайти?

В данном ролике Мопс рассказывает, с какой фразой правильно заходить в тюремную камеру:

У зэков времени много, и они, если речь заходит о действии в отношении сидельцев тех или иных примет, приноровились подразделять это явление на два ключевых этапа – до попадания на зону после этапа и собственно в период отбытия срока.

По мнению отечественных психологов, изучающих специфику поведения человека в заключении, значению и роли примет здесь уделяется особое внимание: во-первых, это своего рода сублимация, защитный механизм психики по отношению к тюремным понятиям, во-вторых, своеобразное воплощение надежды на лучшее, которая никогда не должна оставлять зэка.

У бывалых сидельцев приметная память крепка еще задолго до попадания в СИЗО. Воровские привычки сплошь ориентированы на приметы. Идешь на «делюгу» – сохрани пустую сигаретную пачку: выбросишь – «спалишься». Нашел «майло» (лезвие безопасной бритвы) без рукояти – не поднимай: «проштырят» (проткнут чем-нибудь, зарежут). Сидя за столом, шапку на него класть нельзя – кого-то из присутствующих «закроют» (задержат-арестуют). Рецидивисты не слишком любят фотографироваться и тем более, сниматься на видео, особенно перед «стрелкой»; веселится перед такой важной встречей тоже не в кайф: считается, что непременно пострадаешь на сходке. Черную кошку преступники почитают, увидел ее – масть попрет. «Выхлоп», материализующийся по результатам «делюги», тишину любит. Пока не «захрустит», помалкивай – масть срежешь. Не свои «цацки» не цепляй – чужие статьи примеришь.

У женщин, к примеру, бытует такая примета: перед судом не стричься и не красить волосы. Для всех: нельзя заходить в зал суда с правой ноги и потом прощаться с представителями обвинения фразой «до свидания». Хорошая примета – выйти из зала суда после того как это сделает судья. Часто менять адвокатов – плохая примета. Когда везут на суд, надо чтобы сокамерники в СИЗО дали тебе символический пинок под зад – считается, что в таком случае легко осудят – может, даже условный срок дадут, а то и вовсе оправдают. В следственных изоляторах это напоминает некий ритуал.

– Это была песня «А по запретке ветер гонит листья…» Радио «Шансон»! Радио для тех, кто знает жизнь и не спешит! А сейчас у нас в эфире еженедельная рубрика «Политика в натуре» и у нас уже есть первый звонок. Здравствуйте!

– Час добрый! С пожеланиями добра и здоровья – воры Владимирского Острога. Нас тут интересует, что и как там в ближневосточном регионе? Мы тут спорим и волнуемся, отчего начинает волноваться и руководство зоны. Можно как-то прояснить этот вопрос?

– Спасибо за ваш звонок! Конечно можно! Как раз сегодня у нас в гостях профессор МГУ, известный аналитик и политолог Генрих Леопольдович Шиманский. Мы попросили Генриха Леопольдовича рассказать о ситуации на Ближнем Востоке как можно доступнее. Добрый вечер, Генрих Леопольдович! Вы можете доступно рассказать нашим постоянным слушателям о ситуации на Ближнем Востоке?

– Добрый вечер. Да, безусловно.

Вечер в хату всем Бродягам и честным Арестантам! Данным прогоном хочу внести ясность по интересующим вас непоняткам!

В мире начал процветать беспредел и кулак. Некоторые из паханов, создав себе блага, идут по жизни пассажирами, живут за счет махновщины и не видят краёв.

Пример вам, братья, из жизни.

Один авторитетный бабай по кличке Окулист много лет держал восточный район. Жил по закону, о братве и мужиках не забывал, подкидывая из общака долю малую, разводил все тёрки по понятиям и с уважаемыми людьми дела вёл.

И вот один борзый фраер с погонялом Чернявый вместе со своими шестёрками - покатил на Окулиста порожняк, что тот должен уйти, а он, Чернявый, должен стать царицей морскою и чтобы все были у него на посылках. И мало того что покатил, так ещё и собрал кодлу отмороженных на всю голову бакланов, которые по беспределу учинили на районе Окулиста бузу, принявшись отжимать башлёвые точки целыми улицами и кошмарить бизнес.

Огорчился Окулист и обратился за подпиской к авторитетному человеку по кличке Царь, с просьбой остановить мутный движняк, после чего Царь послал Чернявому прогон с вежливым вопросом: «Деточка. А вам не кажется, что ваше место возле Параши П. А., нашего уважаемого партнёра?»

Тут Чернявый окончательно слетел с резьбы и принялся бить понты, что он всем всё разорвёт в клочья и заставит заплатить высокие башли за нехер делать.

Заявить такое уважаемому каторжанину с галер – мог, конечно, только законченный бык в загоне и поц.

«Чёта я не понял…» – удивился Царь и на спорный район немедленно заехали жиганы с волынами, устроившие оборзевшим муфлонам Чернявого загиб петрович на раз, так как горячий был народ на паровозе.

Отбуцканные быки испытали крушение надежд, на глазах превратившись из дерзких отрицал в блеющих овец, и принялись слать Чернявому малявы, что их обижают злые и нехорошие дяди. При этом они намекали, что если им в разы не увеличат засыл хрустящих зелёных джорджиков, то они с чистой душой разбегутся хоть завтра, так как одно дело комшарить безответных терпил, и совсем другое – ловить своими бошками маслины от заехавших вежливых гастролёров.

Тут Чернявый призадумался. Хрустов у него не было, и он сам давно уже сидел на счётчике у китайской триады, поэтому он дал отмашку своим отморозкам пастись в богатом старинном квартале с евроремонтом, над которым давно держал масть.

На положении там у него сидела жужу Анжела по кличке «Мама в жакете» и её шнырь – бесхребетный мурковод Франсуа по кличке «Мотороллер».

Приехавшие тут же принялись привычно бурагозить, отжимать крутые тачки и тонко намекать местным буратинам, что жить одному в семи комнатах – непозволительная по нынешним временам роскошь.

Постепенно до Анжелы стало доходить, что масть ложится вилами, и она всё чаще стала подумывать, чтобы кашлянуть Царю на мобилу и втихаря набить стрелку по поводу смены крыши, пока понаехавшая гопота не сняла с её пальца последнюю рыжую гайку.

Тем более Мама понимала, что скоро зима и масть может лечь так, что прилетевшему на оленях Бородатому Холодильнику, вручать свои рождественские ништяки будет уже некому.

Вот такие дела скорбные идут сейчас по некоторым зонам, братья.

Ждём дальнейшего развития событий.

– Это была аналитика от Генриха Леопольдовича Шиманского. Спасибо вам! А у нас в студии опять звонок. Алло?

– Это опять мы. Мы так и думали, что иллюзии о компромиссе в сирийском вопросе рассеялись и что наши «партнёры» теперь считают мирный путь наиболее приемлемым, учитывая, что определённые шаги российской дипломатии и подтолкнули их к этим вынужденным выводам. Что касается проблемы европейских беженцев, то она должна решаться комплексно, с учётом интересов всех заинтересованных сторон. Спасибо вам, Генрих Леопольдович!

– И вам, бродяги, удачи и крепкого здоровья!

– На этой позитивной ноте мы и завершаем нашу сегодняшнюю рубрику. А по поводу новой политики России на Ближнем Востоке сейчас прозвучит песня: «А я милого узнаю по походке!»

Тюремный жаргон - это интереснейшее явление в русском языке. Ведь лексика данного социального диалекта строится на базе литературной речи, с сопутствующим переосмыслением, переоформлением, метафоризацией и звуковым усечением слов. В последнее время многие выражения из тюремного сленга переходят в молодёжный. Не стоит говорить о том, правильно это, или нет. Лучше разобраться со значением определённых выражений и попытаться понять, откуда они взялись.

Специфическое приветствие

Больше всего современную молодёжь интересует, что значит «вечер в хату», так как её можно услышать чаще остальных. Это - воровское приветствие. Почему именно вечер? А вот тут замечается отсылка к той сфере, в которой выражение и родилось.

Дело в том, что именно с наступлением вечера, переходящего в ночь, в тюрьме начинают происходить события, не контролируемые администрацией. Для заключенных это время активности. Исходя из этого факта, собственно, и вытекает значение фразы: «Вечер в хату».

Что значит данное выражение - ясно. Это приветствие. Но, кроме толкования, есть ещё и история происхождения, а также масса нюансов, изучив которые можно максимально точно понять значение фразы. Ведь каждый сленг, в особенности тюремный, отличается невероятной образностью и точностью. Поэтому происхождение каждой фразы или даже слова представляет особый интерес.

Немного истории

Рассказывая о том, что значит «вечер в хату», стоит обратиться к тюремным неписанным законам. С наступлением темноты, после отбоя, начинается самая настоящая взаимосвязь заключенных и «хат» (камер) между собой. Можно доставать из тайников запрещённые вещи, звонить по телефону и т. д. И конечно же, именно ночь является временем «наладки», которой является коммутация камер с помощью верёвочной связи.

Ограничений практически никаких нет. Администрация отдыхает, да и обыски в ночное время - редкое явление. Исходя из этой информации, каждый сможет дать ответ на вопрос о том, что значит «вечер в хату». Данное выражение является своеобразным «добрым утром» для заключённых, которое знаменует начало активности. Кстати, есть и аналог. «Ночь ворам, день мусорам» — вот как он звучит. Выражение менее распространённое в молодёжном сленге, возможно, из-за просматривающегося не особо уважительного перехода на личности.

Продолжение

Оно у данной фразы есть и представляет особый интерес. Поскольку звучит оно целиком как стихотворение, написанное в месте не столь отдалённом. Итак, что значит «Вечер в хату, часик в радость»?

В самом начале говорилось о том, что жаргон строится на базе литературного языка. Продолжение фразы является явным тому подтверждением. И отсылкой к старорусскому фольклору. Раньше говорили «Час в радость!» если хотели не просто поздороваться с человеком, а ещё и выразить свою радость от встречи.

Также фразой «Часик в радость» воры часто начинали свои письма. В «искусстве» оформления тюремных посланий тоже есть немало нюансов. Например, всё святое для вора и его имя всегда подчёркивается. Название тюрьмы - это Дом Наш Общий, всё пишется с заглавных букв.

Так вот, стоит вернуться к главному. «Здравствуйте» в письмах не пишется и в жизни не говорится. Как и «До свидания». Данные фразы заменяются выражениями «Часик в радость» и «Всех Вам благ».

Дальнейшие пожелания

На фразе: «Часик в радость!» радушное воровское приветствие не заканчивается. И если уж обсуждать, что значит «вечер в хату», то и продолжению надо уделить внимание.

«Чифирок в сладость» — вот, какая фраза идёт следом. Её говорят, чтобы пожелать оппоненту хорошего впечатления от употребления напитка из высококонцентрированной чайной заварки. Чифир на вкус очень горький и крепкий, однако он является чуть ли не единственным доступным удовольствием для арестантов, к тому же помогает держаться в тонусе. Так что пожелание вполне понятно. Ведь в русском языке словом «сладость» принято обозначать способность доставлять удовольствие. Или само наслаждение непосредственно.

В общем, ясно, что данная фраза значит. Выражение: «Вечер хату», к слову, нередко получает фразу: «Чифирок в сладость!» в качестве ответной реакции. Если удосужилось оказаться поприветствованным именно таким жаргонным вариантом, то можно отшутиться подобным образом, чтобы поддержать сленговую составляющую.

Ногам ходу, голове приходу!

Так продолжается оригинальное приветствие, начинающееся с фразы: «Вечер в хату, пацаны!» Что значит это словосочетание? Его можно объяснить как пожелание удачного дела (воровской операции). Во фразе: «Ногам ходу» заключается напутствие не медлить в физическом плане, чтобы уйти от служителей закона. А в части «голове приходу» наблюдается некое пожелание вдохновения на то дело. Хотя данное слово может объясняться не только так. «Приходом» ещё обозначается опьянение и место жительства главаря.

Выражение «Матушку-удачу, сто тузов по сдаче» тоже нередко идёт в продолжение. Всем известно: арестанты — любители поиграть в карты, и эта фраза является пожеланием всегда иметь хорошую карту.

Иные вариации

Помимо всех ранее упомянутых специфических приветствий, ещё нередко говорят: «Вечер в хату, жизнь ворам!» Что значит этот вариант? Тут без предыстории не обойтись.

Каждая приветственная воровская фраза, особенно только что упомянутая, начинается с возгласа: «АУЕ!» Это аббревиатура. Которая означает, что арестантский уклад един. Возглас, в зависимости от контекста, имеет два значения. Он либо обозначает воровское сообщество, либо выражает положительные эмоции, одобрение и поощрение по отношению к арестанту.

АУЕ — не просто аббревиатура. Это целый закон и принцип жизни в воровском сообществе со своими традициями. Почему «жизнь ворам»? Потому что они должны держаться вместе против служителей закона, «мусоров». И ещё этой фразой пропагандируется уважение арестантов друг к другу и презрение закона.

Пожелания

Если изучить все фразы, которые сопровождают приветствие «Вечер в хату!», то можно подумать, что воры — очень радушные собеседники. Кроме всего упомянутого, в их кругах принято желать «фарта близким арестанта». Тут и так всё ясно. Говоря эту фразу своему оппоненту, вор демонстрирует своё уважение к нему и желает счастья и удачи дорогим ему людям.

Также можно добавить «тепла домашнего», значение которого и так понятно, а ещё «уюта в место казённого приюта». Эта фраза встречается во многих письмах, отправляемых уже отсидевшими товарищами своим близким в тюрьму. «Казённый приют» в данном случае это она и есть.

«Родственное» выражение

Это ещё не вся интересная информация о том, что значит фраза: «Вечер хату». Есть другой вариант, схожий по звучанию. Многие непросвещенные люди могут подумать, что он означает то же самое, о чём говорилось выше. Но нет.

«Добрый вечер в вашей хате» — вот эта фраза. И так в воровских кругах называют квартирную кражу. «Хатой» в данном случае называется не тюрьма, а чьё-то жилище. В которой грабители организовали удачное ограбление. Потому-то вечер и добрый.

Кстати, у слова «хата» есть ещё несколько значений. Так в воровских кругах называют не только жильё и камеру. Это может быть ещё притон. И «спалить хату» — вовсе не сжечь. Это означает рассекретить притон. Что значит «тёмная хата»? Непригодная для дела, поскольку запертая. Если была услышана фраза «хата на кукане», значит,имелась в виду квартира, находящаяся под наблюдением полиции.

К слову, существует также фраза: «Добрый вечер, хлебороб». Так в кругах арестантов называют грабителей. Которые, несомненно, отличаются от воров. Ведь грабители совершают хищение, применяя насилие, или угрожая им владельцу. В то время как воры всё делают тайно, незаметно и тихо.

Об отношении к жаргону

Многие люди отрицательно относятся к подобному сленгу, и это не новость. Немало граждан считает, что сейчас выражения вроде: «Вечер в хату!» говорят забавы ради, совершенно не понимая их значения. Конечно, такие тоже есть. Это в основном школьники и совсем юные мальчишки, услышавшие где-то эти выражения и начавшие их употреблять, чтобы казаться «круче».

Но если это отбросить в сторону, то можно понять, что жаргон является отдельной составляющей русского языка. И даже, как это ни прискорбно говорить, нашей культуры. Сложно не заметить, насколько слаженно звучит полная версия приветствия, начинающегося с фразы: «Вечер в хату!» Неудивительно, ведь оно отражает мироощущение заключенных. Именно такие фразы олицетворяют трагизм их положения. Но в то же время они же отображают нерастерявшееся умение арестантов прославлять жизнь и радоваться ей. Подобные выражения можно считать памятниками воровской субкультуры, которые помогают связать мир воли и заключения.

Итак, всё вышеперечисленное определённо даёт понять, что значит «Вечер в хату!» Понятие выражения действительно интересно. Казалось бы, фраза короткая, даже со всеми перечисленными продолжениями, но сколько в ней отсылок и переосмыслений. И осознание этого позволяет в который раз убедиться в уникальности, самобытности и многогранности русского языка. Что и говорить, если на темы, касающиеся сленга и жаргона, пишутся курсовые, дипломные, докторские работы и даже защищают диссертации.

Значение выражения

Выражение «вечер в хату, арестанты» пришло в разговорную речь из тюремной лексики. Употребляется в значении приветствия.

Интересно происхождение выражения. Сразу же возникает вопрос: а почему вечер? А вот почему. С наступлением вечернего времени суток в тюремной жизни начинается кипучая деятельность. Пользуясь тем, что обысков в этот период времени фактически не бывает, а администрация менее бдительна, чем в дневное время суток, заключенные начинают доставать из закромов телефоны и другие запрещенные предписаниями тюрьмы вещи. Активизируется и общение между камерами посредством передачи посланий (маляв) при помощи веревок и других вспомогательных средств. Получается, что для арестантов наступление вечера - сигнал к активации общения, все равно, что «доброе утро».

По другой, менее очевидной, версии происхождение выражения «вечер в хату, арестанты» обусловлено тем фактом, что заключенные считают дни до освобождения. Наступление вечера - это радостное событие, которое обозначает, что еще один день в неволе прожит, еще на один шаг арестанты ближе к долгожданной свободе.

Продолжения выражения

Словосочетание «вечер в хату, арестанты» — это усеченная версия выражения. Есть ряд фраз, которые служат ответом на приветствие либо продолжением фразеологизма.

Обычно на приветственное выражение «вечер в хату» отвечают «часик в радость». Что же такое «часик в радость»? Истоки этого выражения уходят глубоко в русский фольклор. «Часик в радость» — так на Руси приветствовали человека после долгой разлуки и действительно были крайне рады встрече. «Часик в радость» часто встречается в письмах заключенных в качестве приветствия читающего. Заканчивается и подписывается письмо по тюремным канонам фразой «всех вам благ». К написанию писем заключенные подходят особо обстоятельно, с большой нежностью и теплотой. Чаще всего свое имя они выделяют подчеркиванием, а тюрьму именуют не иначе как Наш Общий Дом. Отличаются письма проникновенными откровениями к женщинам, в них присутствует романтизм и обилие комплиментарных выражений. Как не крути, тюремный жаргон прочно вошел в разговорный язык.

Даже люди, которые считают себя интеллигентными и воспитанными в лучших традициях, очень бы удивились, открыв словарь тюремного жаргона середины прошлого столетия. Многие выражения перекочевали не только в сленговые выражения, но и являются печатным литературным языком наших дней.

Пожелания в продолжении выражения

Чифирок в сладость

Стихотворное продолжение фразеологизма «вечер в хату». Чифир - это одно из немногих разрешенных лакомство заключенных. По факту представляет собой крепко заваренный чай, концентрация заварки очень велика. Напиток получается крепким и горьковатым на вкус. Слово «чифир» многим известно по творчеству Михаила Круга (русский шансонье), в определенных кругах его песня «Чифирнуть бы ништяк» очень известна и любима поклонниками жанра. Выражение «чифирок в сладость» — ответ на приветствие. Обозначает доброжелательное отношение к собеседнику и пожелание от процесса удовольствия.

Ногам ходу, голове приходу

Далее в стихотворном произведении тюремного жанра звучит фраза: «Ногам ходу, голове приходу». Что же означает это замысловатое послание? Когда воры желают «ногам ходу», имеется в виду пожелание ловкости и удачи при скрытии с места преступления (уход от погони). С продолжением «голове приходу» тоже не все однозначно. С одной стороны напутствие звучит как пожелание вдохновения и озарения. С другой стороны «приход» — это состояние алкогольного или наркотического опьянения, состояние сумеречного сознания, вызванное употреблением этанола или наркотических веществ. Так же приходом называют камеру, в которой сидит главарь воровского сообщества.

Матушку удачу и сто тузов на сдачу

С этим - ясно. Товарищи арестанты большие любители карточных игр. Пожелания удачи в игре, хороших карт в раздаче и улыбки Фортуны, — все заключено в этом выражении.

АУЕ

Часто перед фразой «вечер в хату, арестанты» звучит приветственный возглас АУЕ! Это не бессмысленный клич и не аналог современному «Вау!». Это аббревиатура, обозначающая дословно «арестантский уклад един». С ее помощью заключенные показывают доброжелательное отношение к собеседнику, подчеркивают единство положения и выражают слова поддержки, разделения мнения, согласие с выбором жизненной стези. Вот такой калейдоскоп смыслов в таком коротком выражении.
Как правило, после клича и приветствия следует заключение «жизнь ворам». Это призыв к объединению братства воровского против негодяев-полицейских, мешающих брату-вору вершить дела свои праведные на свободе и жить по своим канонам.

Совсем не то же самое

Есть в жаргоне арестантов выражения, содержащие и вечер и хату, но имеющие совершенно другое значение. «Добрый вечер в вашу хату» — это не синоним, так называется на воровском диалекте квартирная кража. И «хата» в этом значении не камера, а квартира потерпевших. «Добрый вечер» — признак торжества по поводу удачно проведенного ограбления.

«Хата» – многозначное понятие. Так называют камеру, квартиру, но есть и еще одно значение. «Спалить хату» это не поджег. Данное выражение употребляют в смысле «рассекретить притон», синонимичный ряд может продолжить выражение – «сдать явки и пароли». Закрытая, не подлежащая «выносу», то есть ограблению, хата называется на языке воров «темная». Так же существует жаргонизм «хата на кукане». Если в разговоре звучит это словосочетание, значит речь идет о квартире или притоне, который находится под неусыпным контролем «мусоров», то есть блюстителей порядка.

«Добрый вечер, хлебороб» — еще один пример из воровского жаргона. Это приветствие грабителей. Грабителей воры не жалуют, так как первые наносят жертвам физические увечья. Воры действуют аккуратно и тайно.

Уместность употребления жаргонизмов: за и против

Жаргонизмы - это отдельная большая группа слов и устойчивых сочетаний нашего языка. Отношение к употреблению их в речи не однозначное. Часть людей считают, что это вульгарно и не уместно. И не случайно. Ведь большинство словечек из обихода арестантов касаются азартных игр, женщин легкого поведения, выпивки, наркомании и других атрибутов образа жизни, далекого от идеального образа современного человека.

С другой стороны, важно понимать, что прямо и косвенно слова, переходящие в разговорную речь из терминологии преступного мира, формируют язык и культуру.

Жаргонизмы являются не только словечками, используемыми лицами, посещавшими места не столь отдаленные, подростками или лицами с низким уровнем культурного развития. Тюремная терминология является так же предметом изучения лингвистов, тематикой написания курсовых, дипломных, кандидатских работ и даже докторских диссертаций. Это слова, характерные для определенный людей, рожденные и принятые как норма в определенных ситуациях. Осознанно в речи жаргонизмы чаще используются в шутливо-ироничной форме, помогая разрядить обстановку или придать речи определенный колорит.

Жаргонизмы в кинематографе, литературе и музыке

Так же при помощи словарного наследия арестантов воссоздается необходимая атмосфера в произведениях кино, литературы и музыки. Жанр «шансон» без жаргона представить достаточно сложно. А он имеет большое количество поклонников, отличается надрывным романтизмом, эмоциональностью и душевностью.

Именно за эти характеристики люди любят этот жанр и подпевают мотив и слова песен, смысл которых не всегда понятен. Трудно представить себе шедевры кинематографа без жаргонизмов. Самый яркий и знакомый всем пример использования - фильм «Джентльмены удачи». Главный герой Евгения Леонова с фразой «моргалы выколю, пасть порву» навсегда останется в сердцах людей, вызывая улыбку, а не отвращение и неприятие. Язык воровского мира помогает передать атмосферу 90-х годов в культовых сериалах «Бригада», «Бумер», трилогии «Брат» и многих других любимых зрителями шедеврах кинематографа современности.

Примеры употребления

  • Вечер в хату, арестанты!
  • И тебе добрый, коль не шутишь.
  • АУЕ! Вечер в хату, арестанты!
  • Часик в радость, чифирок в сладость, матушку удачу и сто тузов на сдачу!

Синонимы

  • Ночь ворам, день мусорам;
  • Привет;
  • Добрый день!

Делая вывод из всего вышесказанного, можно заметить, что употребление жаргонизмов в речи, момент сугубо индивидуальный. В зависимости от компании, контекста и интонаций, они могут как придать речи образность, внести шутливость и необычность в ход разговора, так и испортить впечатление. Внимательное наблюдение за реакцией слушателей позволит не попасть впросак и прослыть остроумным человеком с хорошим чувством юмора.

Направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Норманская теория была сформулирована немецкими учёными, работавшими в Петербургской АН во 2-й четверти 18 в., - Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Сторонником Н. т. стал позднее и приехавший в Россию А. Л. Шлёцер. Основанием для вывода о норманском происхождении Древне-Русского государства послужил рассказ «Повести временных лет» о призвании на Русь князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862.
Политический смысл норманской теории заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов - силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру.
В середине 18 в. с критикой норманской теории выступил М. В. Ломоносов, указавший на ее научную несостоятельность и её враждебный России политический смысл. В дворянско-монархической историографии 18-19 вв. норманская теория приобрела характер официальной версии происхождения Русского государства (Н. М. Карамзин и др.). В той или иной степени «норманистами» являлось большинство буржуазных историков. С. М. Соловьев, не отрицая призвания варяжских князей на Русь, отказывался видеть в этом свидетельство неразвитости восточных славян и переносить на 9 в. понятия о национальном достоинстве, свойственные новому времени. Борьба между «норманистами» и «антинорманистами» и между славянофилами и «западниками» особенно обострилась в 60-х гг. 19 в. в связи с празднованием в 1862 тысячелетия России, когда вокруг многих вопросов русской истории развернулась полемика, имевшая ярко выраженный политический характер. Противниками норманской теории выступили некоторые дворянские и буржуазные историки - Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, В. Г. Васильевский и др. Они подвергли критике отдельные конкретные положения норманской теории, но не смогли раскрыть её антинаучность.
В советской историографии влияние норманской теории было преодолено в 30-40-х гг. Решаюшую роль в этом сыграли основанные на марксистско-ленинской методологии работы ряда советских историков и археологов: Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова, М. Н. Тихомирова, С. М. Юшкова, В. В. Мавродина и др., которые установили, что восточно-славянское общество достигло в 9 в. той степени разложения общинного строя, когда созрели внутренние предпосылки возникновения государства. Наличие некоторых древне-русских князей варяжского происхождения (Олег, Игорь) и норманнов-варягов в княжеских дружинах не противоречит тому, что государство в Древней Руси сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Они почти не оставили следов в богатой материальной и духовной культуре Древней Руси. Норманны-варяги, находившиеся на Руси, слились с коренным населением, ославянились.
Начиная с 20-х гг. 20 в. положения норманской теории вошли составной частью в буржуазную концепцию русской истории, которой придерживаются некоторые историки Западной Европы и США. В капиталистических государствах появилось много монографий и статей по отдельным вопросам норманской теории. Для современного норманизма характерна в целом оборонительная позиция по отношению к трудам советских учёных. Сторонники Н. т. стремятся отстоять позиции по отдельным вопросам: о составе господствующего класса в Древней Руси, о происхождении крупного землевладения на Руси, о торговле и торговых путях Древней Руси, об археологических памятниках древне-русской культуры и др., в каждом из которых норманисты считают норманский элемент решающим, определяющим. Современные сторонники норманской теории также утверждают, что имела место норманская колонизация Руси и что скандинавские колонии послужили основой для установления господства норманнов. Они считают, что Древняя Русь находилась в политической зависимости от Швеции. Норманская теория несостоятельна в научном отношении.

А.М. Сахаров.
Большая советская энциклопедия