В какой стране есть подземное кладбище. Парижские катакомбы. От шахты до оссуария

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Сооружение поражает своими размерами: 165 метров в длину, 260 метров в ширину и 110 метров в высоту

29 ноября произошло не только Украины, но и, без преувеличения, всего мира: огромное куполообразное сооружение, известное среди специалистов как "новый безопасный конфайнмент" (New Safe Confinement), накрыло старый чернобыльский саркофаг.

Предполагается, что новое укрытие на ближайшие 100 лет обезопасит четвёртый аварийный энергоблок ЧАЭС вместе с радиоактивным оборудованием и остатками ядерных отходов и пыли.

Этот стальной гигант уникален не только своими размерами, но также тем, что был создан по новейшим технологиям, а его стоимость вполне сопоставима со сметой современных межпланетных проектов.

История

Пожар на Чернобыльской атомной станции . Через несколько месяцев после этой крупнейшей техногенной катастрофы ХХ века над четвертым энергоблоком станции был построен первый бетонный саркофаг - объект "Укрытие". Планировалось, что он прослужит 30 лет.

Но довольно быстро оказалось, что даже это защитное сооружение, на строительство которого ушло сотни тысяч тонн бетонной смеси и металлоконструкций, не выдерживает адского дыхания разрушенного реактора и покрывается щелями и трещинами, общая площадь которых со временем достигла более тысячи квадратных метров.

Поэтому в 2007 году, после длительных переговоров с европейскими партнерами, правительство Украины, Европейский банк реконструкции и развития, а также консорциум французских компаний "Новарка" подписали соглашение о строительстве нового укрытия.

Размер имеет значение

Сооружение поражает своими размерами: 165 метров в длину, 260 метров в ширину и 110 метров в высоту. Оно выше, чем американская статуя Свободы и лондонский Биг-Бен.

Несмотря на то, что укрытие уступает парижской Эйфелевой башни по высоте, из металла, использованного для строительства защитного сооружения в Чернобыле, можно было бы построить три таких башни.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Герметизацию нового укрытия планируют закончить осенью 2017 года

Тяжеловес

Общий вес объекта с оборудованием - 31 тысяча тонн.

Металлическая основа и обшивка нового укрытия весят около 25 тысяч тонн.

На сборку всех металлических сегментов арки сооружения ушло 500 тысяч болтов.

Общая площадь верхней кровли стального гиганта составляет 86 тысяч квадратных метров, что равняется 12 футбольным полям.

Как строили?

Работы над сооружением нового укрытия начались в апреле 2012 года. Строительная площадка находилась на безопасном расстоянии от старого саркофага, учитывая высокий радиационный фон вокруг него.

Именно этот фактор значительно усложнил установку нового укрытия над саркофагом, возведенным в ноябре 1986 года.

По специальным рельсам гигантское сооружение продвигали в направлении саркофага по 6 метров в день. Специально созданные сверхмощные краны закрепили его над четвертым энергоблоком.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Это гигантское сооружение (справа) продвигали по специальным рельсам в направлении старого саркофага (слева) по 6 метров в день

Во сколько это обошлось?

По состоянию на 2015 год стоимость нового укрытия достигла 1,9 млрд долларов.

Однако его создание - лишь один из этапов проекта, известного как "План осуществления мероприятий на объекте "Укрытие".

Общая стоимость проекта составляет 2,15 млрд долларов.

Для сравнения: межпланетный проект НАСА по исследованию Марса с помощью марсохода "Кьюриосити", который уже доставлен на эту планету, обошелся в 2,5 млрд долларов.

Что дальше?

Работы по герметизации нового укрытия планируют завершить осенью 2017 года.

Предполагается, что с того времени четвертый энергоблок, а вместе с ним 200 тонн остатков ядерного топлива, 43 тыс. кубометров высокорадиоактивных отходов, 630 тыс. кубометров радиоактивных отходов и четыре тонны радиоактивной пыли будут похоронены минимум на 100 лет.

26 апреля 1986 года в четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР, взорвался реактор. Ликвидацией аварии занималось более полумиллиона человек. Многие из них из-за облучения серьезно подорвали здоровье, некоторые умерли уже в первые месяцы после начала работ.

По экономическому ущербу, количеству погибших и пострадавших авария расценивается как крупнейшая в атомной энергетике.

Идея закрыть развороченное жерло реактора возникла почти сразу после взрыва. Уже к ноябрю 1986 года над четвертым энергоблоком было воздвигнуто «Укрытие», более известное как «саркофаг». Монтажными работами руководил советский инженер Владимир Рудаков. Как и многие другие ликвидаторы, он в скором времени скончался от последствий радиоактивного облучения.

Старый саркофаг был, по сути, большой бетонной коробкой (на его постройку ушло 400 тыс. кубометров бетонной смеси и 7 тыс. т металлоконструкций). Воздвигнутый в спешке, он тем не менее 30 лет сдерживал дальнейшее распространение радиации от реактора. Однако его перекрытия и стены уже обветшали и начали разрушаться: так, в 2013 году обвалились навесные плиты площадью 600 кв. м над машинным залом. По заявлениям властей, правда, повышения радиационного фона это за собой не повлекло. Но

под перекрытиями саркофага находится около 200 т радиоактивных материалов, и дальнейшее разрушение может привести к тяжелым последствиям.

У первого саркофага есть еще один серьезный недостаток: его конструкция не позволяет работать с накопившимися внутри радиоактивными отходами. Но пока вся начинка взорвавшегося реактора не будет изъята и утилизирована, этот объект будет оставаться опасным. Кроме того, саркофаг было необходимо оградить от дождей и снега, способных вызвать непредвиденные химические реакции.

Постройка второго саркофага началась в 2007 году. Планировалось, что он будет представлять собой подвижную арку, которая накроет реактор вместе со старым саркофагом, после чего можно будет заняться разборкой, дезактивацией и захоронением останков энергоблока. Изначально проект собирались завершить к 2012/13 году, но сроки сдвинулись из-за финансовых проблем.

Новый саркофаг, получивший название «Новый безопасный конфайнмент» (от англ. сonfinement — «ограничение»), стал самой большой наземной передвижной конструкцией.

Деньги на проект были выделены Украиной, Россией и рядом западных стран. Всего на постройку было потрачено в общей сложности более $2 млрд. Курировал работы Европейский банк реконструкции и развития, а техническим исполнителем стала французская компания VINCI Construction Grand Projects, входящая в группу компаний Bouygues, одну из самых крупных строительных компаний в Европе. На счету Bouygues — строительство тоннеля под Ла-Маншем, возведение терминала №2 аэропорта имени Шарля де Голля, реконструкция Главного здания МГУ в Москве и еще множество проектов.

Срок службы нового «Укрытия» оценивается в 100 лет. Его длина — 165 м, высота — 110, ширина — 257. Весит сооружение 36,2 тыс. т. Постройкой занимались около 3 тыс. рабочих. Так как строить арку непосредственно над старым саркофагом было опасно, ее сооружали по частям на сборочной площадке неподалеку от электростанции. Сборка и подъем элементов первой половины арки длились с 2012 по 2014 год, к 2015-му собрали и вторую половину. После обе части были соединены в единую конструкцию. К ноябрю 2016 года монтаж был полностью завершен.

14 ноября начался процесс надвижки арки на энергоблок. На протяжении нескольких дней арку медленно перемещали с помощью домкратов по специальным рельсам. Наконец, 29 ноября надвижка была успешно завершена. По этому случаю власти провели торжественные мероприятия при участии политиков и представителей банка-куратора.

«Пусть сегодня все увидят, что могут сделать Украина и мир, объединившись, как мы можем защитить мир от ядерного загрязнения и ядерных отходов»,

— заявил президент Украины Петр Порошенко на церемонии.

При постройке рабочие столкнулись с определенными сложностями. В частности, им пришлось демонтировать вентиляционную трубу, по которой подавался воздух в здания третьего и четвертого энергоблоков. Труба пострадала при взрыве реактора и могла в любой момент обрушиться на крышу саркофага.

Для демонтажа пришлось использовать специальный сверхтяжелый немецкий кран с грузоподъемностью 1,6 тыс. т. Трубу успешно распилили на шесть фрагментов, демонтировали и захоронили в здании 3-го энергоблока. На эти действия пришлось потратить почти $12 млн.

В эксплуатацию новый саркофаг планируют сдать еще через год, к ноябрю 2017 года. За это время будет проведено подключение и тестирование оборудования, герметизация сооружения и передача его под управление администрации ЧАЭС.

Катакомбы Парижа - сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным - от 187 до 300 километров. С конца XVIII века в катакомбахпокоятся останки почти шести миллионов человек.
История каменоломен
Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег, недалеко от старого города периода Меровингов. Поначалу добычу камня вели открытым способом, но к концу X века его запасов стало не хватать.
Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города - это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже - при Людовике XIV - привело к тому, что к XVII веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью. Самыми опасными местами были «пригород Святого Виктора» (от восточной окраины Рю-дез-Эколь на юг до Жоффруа Сент-Илер), улица Сен-Жак, и наконец, пригород (тогда небольшой город возле замка) Сен-Жермен-де-Пре.
В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом - всё подземное пространство заполняется бетоном. В результате бетонирования исчезли такие памятники истории как гипсовые каменоломни на севере Парижа. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.
История оссуария
По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище. Поэтому христианские кладбища располагались в центре населённых пунктов не только в Париже, но и по всей Европе.
Например, на 7 000 квадратных метрах кладбища Невинных, функционировавшего с XI века, хоронили прихожан из 19 церквей, а также неопознанные трупы. В 1418 году Чёрная смерть или эпидемия бубонной чумы добавила ещё около 50 000 трупов. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи. Поскольку к середине XVIII века кладбище стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, оно испускало зловоние, из-за которого, как говорили, скисало молоко и вино. Однако священники выступали против закрытия городских кладбищ. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Место входа
Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (фр. Denfert-Rochereau) (ориентир - знаменитый лев работы скульптораБартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в знаменитые парижские катакомбы.
Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение - 60 евро.
Некоторые факты

  • В подземные галереи было проведено электричество. Император Наполеон III любил принимать здесь важных гостей.
  • Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов. При посещении катакомб некоторые, по желанию, могут ограничиться лишь исторической экспозицией, без посещения самого оссуария.
  • Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.
  • Во время Всемирной Парижской выставки 1878 года в подземных галереях Шайо, напротив построенной специально к этой выставке Эйфелевой башни, открылось кафе под названием «Катакомбы».
  • Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина - подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 годауровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.
  • Во время Второй мировой войны на левом берегу Сены, в одной из каменоломен был оборудован сверхсекретный бункер немецкой армии. Всего лишь в 500 метрах от него, в августе 1944 года, располагался штаб лидеров движения Сопротивления.
  • В период холодной войны в подземных галереях Парижа были оборудованы бомбоубежища на случай ядерной войны.
  • Здесь захоронены: Жан Батис Кольбер, Марат, Максимилиан Робеспьер, Николя Фуке, Лавуазье, Паскаль, Шарль Перро, Франсуа Рабле.

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.


Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в Люксембургский дворец и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.

Катакомбы Парижа упоминаются во французской и русской литературе, кинематографии, являются объектом массового искусства. Они образовались во время активного строительства Парижа, когда горожанам было нужно большое количество известняка. Его брали на территории города с конца 11 до 18 века, пока не появилась угроза обрушения наземных зданий. Затем их использовали для захоронений людей и останков, свезенных с различных кладбищ Парижа. Сейчас катакомбы являются местом, где демонстрируются человеческие кости, собранные в одном месте в огромных количествах.

Если нужно узнать, как попасть в каменоломни, то вход в них для организованных групп находится в специально оборудованном павильоне. Его можно найти возле станции метро Данфер-Рошро. Ориентиром будет лев работы скульптора Бартольди. Указан вход в катакомбы Парижа на карте города, которую можно купить в газетном ларьке. Туристы могут осмотреть 2 км подземных ходов, специально оборудованных для демонстрации муниципального склепа.

История катакомб

Подземные каменоломни Парижа в конце 18 в. стали использоваться для перезахоронения усопших с кладбища Невинных, которое находилось в районе Les Halles. Это древнее место стало источником инфекции для жителей города, и его решено было расформировать, а кости убрать в древнее подземелье.

Катакомбы Парижа в это время состояли из кирпичной кладки и подпорных галерей и колодцев, из которых добывали известняк и гипс. В них начали сбрасывать кости, и делали это в течение 2 лет. Затем останки 6 миллионов людей были тщательно продезинфицированы. Часть обработанных черепов и костей уложили в виде стен, остальные части скелетов спрятали за ними от глаз посетителей. С этого момента катакомбы стали вызвать любопытство у скучающей светской публики. Кладбище под Парижем посещал Наполеон Третий вместе с сыном и другие известные лица. Постепенно скульпторы стали создавать для этого места барельефы и статуи, что сделало это место еще более зрелищным.

Музей Лувр

В период Второй мировой войны в части каменоломен был оборудован бункер немецкой армии, а в 500 м от него располагался штаб движения Сопротивления.

В 60 гг. 20 в., когда был период холодной войны, в подземных каменоломнях Парижа оборудовали бомбоубежища, которые могли защитить парижан во время ядерного удара.

Сейчас подземные каменоломни Парижа находятся под угрозой. Их разрушают подземные воды, размывающие основание и крепления, поддерживающие стены подземелья. Некоторые галереи полностью затоплены.

Надпись на входе: «Стоп! Это империя смерти»

Эта страшная достопримечательность Парижа охраняется спортивной полицией и открыта только для организованных групп. Ежедневно ее посещают тысячи туристов, чтобы осмотреть необычное место. Чтобы быстрее попасть внутрь, рекомендуется заранее приобрести билеты. В очереди за ними можно простоять до 4 часов. Касса закрывается в 16 часов, поэтому планировать посещение нужно заранее и идти туда с утра.

Что можно увидеть в этом месте

Отойдя от кассы с билетом, посетитель попадает в коридор, где имеется винтовая лестница, ведущая вниз на 20 м под землю, температура воздуха здесь +14°С и повышена влажность. Такой микроклимат требует теплой одежды.

Парижское подземелье — это длинные узкие коридоры, которые соединяются с другими проходами в виде кольца. На их стенах написаны названия парижских улиц, под которыми проходит посетитель. Все лишние проходы перегорожены, и везде есть сотрудники подземного музея.

Кабаре Мулен Руж

В залах установлены отполированные столбы, служащие для поддержки свода. Представлены скульптуры и барельефы, созданные для украшения захоронений. Есть колодец, где добывался известняк для Парижа, и фонтан Самаритянки. Этот древний резервуар был предназначен для сбора воды, нужной каменотесам.

«Фонтан Самаритянки»

Склеп, чем славятся катакомбы, фото которого известны по всему миру, оборудован стенами из черепов и берцовых костей. Посетителей поражает длинный ряд костей, аккуратно уложенных и образующих стену длиной около 800 м и в высоту достигающих потолка подземелья. За ним спрятаны горы человеческих останков.

В склепе установлены 2 колонны черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Там много надписей, в которых написаны слова, предупреждающие о бренности жизни и заставляющие задуматься о простых человеческих ценностях.


На экскурсии с гидом посетители узнают историю этих мест, начиная с глубокой древности, когда место, где расположена столица Франции, было дном моря. Экскурсовод демонстрирует вещественные доказательства этого, что интересно
людям, любящим геологию. Он расскажет интересные истории и легенды, связанные с катакомбами.

В тоннелях нет сотовой связи и элементарных удобств. На выходе досматривают сумки, чтобы туристы не растащили достопримечательность на сувениры. Любители сувенирной продукции в виде черепов могут приобрести ее на выходе из катакомб в киоске.