14 декабря 1911. В погоне за полюсом: трагедия триумфа. «Печальная судьба Скотта вызвала необыкновенный интерес к моим докладам»

Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен родился (16 июля 1872 - 18 июня 1928) - норвежский полярный путешественник и рекордсмен, "Наполеон полярных стран" по выражению Р. Хантфорда.
Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый путешественник, совершивший морской переход Северо-Западным проходом (по проливам Канадского архипелага), позднее совершил переход Северо-Восточным путём (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Один из пионеров применения авиации - гидросамолётов и дирижаблей - в арктических путешествиях. Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.

Ораниенбург, 1910

К сожалению, его мечте – покорить Северный полюс – не дано было сбыться, так как его опередил Фредерик Кук. Этот американский полярный исследователь был первым покорителем Северного полюса 21 апреля 1908 года. После этого Руаль Амундсен кардинально изменил свой план и решил направить все свои силы на покорение Южного полюса. В 1910 году он направился в Антарктиду на судне «Фрам».

Аляска, 1906

Но все же, 14 декабря 1911 года, после долгой полярной зимы и неудачного выхода в сентябре 1911 года, экспедиция норвежца Руаля Амундсена первой достигла Южного полюса. Сделав необходимые измерения, 17 декабря Амундсен убедился, что действительно находится в самой серединной точке полюса, и 24 часа спустя, команда направилась обратно.

Шпицберген, 1925

Таким образом, мечта норвежского путешественника в некотором смысле осуществилась. Хотя сам Амундсен не мог сказать, что он достиг цели своей жизни. Это было бы не совсем правдой. Но, если подумать, то никто еще никогда не был так диаметрально противоположен своей мечте, в прямом смысле слова. Он всю жизнь хотел покорить Северный полюс, а оказался первопроходцем к Южному. Жизнь иногда все выворачивает наизнанку.

«Видимость слабая. Ужасный ветер с юга. Минус 52 по Цельсию. Собаки плохо переносят холод. Людям тяжело двигаться в промерзшей одежде, трудно восстанавливать силы – ночи приходится проводить на морозе… Вряд ли погода улучшится». Знаменитый норвежец Руаль Амундсен сделал эту краткую запись в своем дневнике 12 сентября 1911 года, когда его экспедиция шла к Южному полюсу.

Не покоренный еще в те времена Южный полюс был заветной мечтой всех первооткрывателей, а гонка за него по накалу страстей предвосхищала гонку космическую.
Условия были суровы даже для Антарктиды, и неудивительно – норвежцы слишком рано выступили в поход со своей базы, еще до наступления полярной весны и относительно благоприятной погоды. В результате погибли собаки, идти без которых было невозможно, а люди отморозили ноги и могли восстановиться не ранее чем через месяц. Что заставило Амундсена, опытного и расчетливого путешественника, имевшего за плечами блестящую полярную карьеру, поступить столь неосмотрительно?

В плену мечты
Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен родился в 1872 году в состоятельной семье судовладельцев и моряков. Уже в 25 лет он, будучи вторым помощником капитана на судне «Бельжика», участвовал в научной антарктической экспедиции. А когда «Бельжика» застряла во льдах, члены ее экипажа поневоле стали первыми в мире зимовщиками в Антарктиде. Моряки, не готовые к такому повороту событий, выжили в основном благодаря усилиям Амундсена и врача Фредерика Кука (который впоследствии, увы, запятнал свое доброе имя голословными заявлениями, будто он первым покорил Северный полюс и гору Мак-Кинли).

Амундсен вел дневник, уже тогда с интересом подходя к вопросу организации зимовки. «Что касается палатки, она удобна с точки зрения формы и размера, но слишком неустойчива при сильном ветре», – отмечал он в феврале 1898 года. В дальнейшем упорно, год за годом, норвежец будет изобретательно совершенствовать свое полярное снаряжение. А внеплановая тяжелая зимовка, омраченная отчаянием и болезнями экипажа, лишь укрепила его в стремлении осуществить свою давнюю мечту.

Мечта эта зародилась еще в детстве, когда будущий полярник прочел, как в поисках Северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий погибла экспедиция Джона Франклина. Долгие годы эта история не давала норвежцу покоя. Не оставляя карьеры мореплавателя, Амундсен начал одновременно планировать арктическую экспедицию. В 1903 году мечта наконец стала воплощаться – Амундсен отплыл на север на небольшом промысловом судне «Йоа» с шестью членами экипажа (Франклин брал с собой 129 человек).

Целью экспедиции было отыскать Северо-западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются). Команда «Йоа», тщательно готовясь к покорению Северо-западного прохода, целых три зимы работала в Арктике – и в итоге сумела провести корабль среди островов, отмелей и льдов Канадского Арктического архипелага до моря Бофорта, а затем и Берингова моря. Прежде это еще никому не удавалось. «Моя детская мечта в тот момент исполнилась, – записал Амундсен в дневнике 26 августа 1905 года. – В груди у меня теснилось странное чувство: я был изнурен, силы покинули меня – но я не мог сдержать слез радости».

Научи меня, абориген
Впрочем, силы покинули предприимчивого норвежца совсем ненадолго. Еще во время экспедиции на шхуне «Йоа» Амундсен имел возможность наблюдать за укладом жизни эскимосов нетсилик, знакомясь с секретами выживания в суровой Арктике. «Есть такая шутка, что норвежцы рождаются с лыжами на ногах, – говорит полярный историк Харальд Йолле, – но ведь помимо лыж существует масса важных умений и навыков». Поэтому не только Амундсен, но и другие европейские путешественники старательно перенимали опыт аборигенов. Так, еще один норвежец, старший современник и товарищ Амундсена, великий полярный исследователь Фритьоф Нансен учился у саамов, коренного северного народа Норвегии, правильно одеваться, передвигаться по снежной пустыне и добывать пищу в морозы.

После экспедиции на «Йоа» и Амундсен мог рассказать, как путешествовать в самых суровых краях: свободная одежда из шкуры северного оленя, в которой тело дышит и сохраняет тепло; меховая обувь, нарты для езды на собачьих упряжках, снегоступы. Узнал норвежский полярник и о том, как строить эскимосские жилища – ледяные пещеры и иглу. И все эти знания Амундсен теперь мог применить на практике: он с энтузиазмом готовился к покорению Северного полюса. Но вдруг почему-то резко сменил географический вектор и устремился на крайний юг.

В дневнике Амундсен записал: «Упрямо продолжать путь, рискуя потерять людей и животных – этого я не могу допустить. Чтобы выиграть партию, действовать нужно с умом».
Вероятно, дело было в дошедшем до норвежца известии: у Северного полюса уже успел побывать Роберт Пири. Побывал ли там Пири на самом деле, не установлено до сих пор, но Амундсен хотел везде быть только первым.

Надо сказать, что не покоренный еще в те времена Южный полюс был заветной мечтой всех первооткрывателей, а гонка за него по накалу страстей предвосхищала гонку космическую. Руаль Амундсен мечтал, что покорение Южного полюса принесет ему не только славу, но и деньги на будущие экспедиции. Не один месяц Амундсен и его команда запасались всем необходимым, тщательно продумывая каждую мелочь, строго отбирая провизию, одежду, снаряжение. В январе 1911 года Руаль Амундсен, 38-летний бывалый, опытный полярник, разбивает базовый лагерь в антарктической бухте Уйэлс. Хоть он и ступил на доселе неизведанную землю, вокруг расстилались снега и льды – хорошо знакомая ему стихия. И вдруг – этот загадочный фальстарт в сентябре, поставивший под угрозу всю экспедицию.

Амундсен VS Скотт
А причина была проста: одновременно к Южному полюсу собиралась британская антарктическая экспедиция под командованием капитана Роберта Фалкона Скотта. Сегодня мы знаем, что одной из экспедиций была суждена блистательная победа, а другой – поражение и мучительная трагическая гибель. Что определило исход битвы за полюс? Вдруг Скотт окажется первым? – эта мысль гнала Амундсена вперед. Но норвежец не стал бы великим, если бы честолюбие в нем не сочеталось с осмотрительностью.

Преждевременно выступив в поход в сентябре 1911 года, он уже через четыре дня адекватно оценил ситуацию, сказал себе «стоп» и решил «как можно скорее вернуться назад и дождаться настоящей весны». В дневнике Амундсен записал: «Упрямо продолжать путь, рискуя потерять людей и животных – этого я не могу допустить. Чтобы выиграть партию, действовать нужно с умом».

Возвращаясь на базу «Фрамхейм» (названную в честь его корабля «Фрам», что по-норвежски означает «вперед»), Амундсен так спешил, что двое участников добрались до лагеря даже на день позже него. «Это не экспедиция. Это паника», – сказал ему Ялмар Йохансен, самый опытный полярник в команде. Амундсен не взял Ялмара в состав нового отряда, который 20 октября отправился на второй штурм полюса.

Амундсен и четверо его спутников на лыжах двигались за четырьмя гружеными санями. Каждые сани весом 400 килограммов тянула упряжка из 13 собак. Людям и животным предстояло пройти более 1300 километров, спускаясь и карабкаясь по чудовищным расселинам в ледниках (получивших от благодарных норвежцев эмоциональные названия, например Чертов ледник), минуя пропасти и льды в горах Королевы Мод и далее покоряя Полярное плато. Каждую секунду погода грозила очередным опасным сюрпризом. Но все обошлось благополучно. «Итак, мы дошли», – записал в дневнике Амундсен 14 декабря 1911 года, точно в намеченный срок.

Уходя из «Полхейма» (так члены команды окрестили лагерь на Южном полюсе), Амундсен на почтовой бумаге написал письмо королю Норвегии Хокону VII «и пару строк Скотту, который, по всей вероятности, первым после нас сюда доберется». Это письмо гарантировало, что, даже если с людьми Амундсена что-то случится, о его достижении все-таки узнает мир. Скотт, добравшись до полюса на месяц позже Амундсена, нашел это письмо и благородно сохранил его – но лично передать не смог. Все пять человек команды англичан погибли на обратном пути. Письмо поисковая команда нашла год спустя рядом с телом Скотта.

Сложно сравнивать, говоря словами легендарного хроникёра британской экспедиции Эпсли Черри-Гаррарда, «деловую операцию» Амундсена и «первоклассную трагедию» Скотта. Один из участников команды англичан, обморозив ноги, тайком ушел в смертельный буран, чтобы товарищам не пришлось нести его на себе. Другой, уже обессилев, не бросил образцы горных пород. Скотт и двое последних участников его отряда не дошли всего 17 километров до склада с продуктами.

И все-таки, чтобы выяснить причины этой трагедии, можно попытаться разобраться в различиях между подходами Скотта и Амундсена. Амундсен привез с собой собак; Скотт – пони и мотосани. Амундсен передвигался на лыжах – он и его команда были классными лыжниками – Скотт этим похвастаться не мог. Амундсен заготовил в три раза больше припасов, чем Скотт – Скотт мучился от голода и цинги. О подготовке норвежской экспедиции свидетельствует хотя бы то, что на обратном пути она оставляла лишние припасы. 26 января 1912 года норвежцы триумфально вернулись на базу – англичане после этой даты шли еще два месяца, когда погода стала поистине непереносимой.

Исследователи считают, что коренное различие между Амундсеном и Скоттом определяют не детали организации, а общий подход к снаряжению экспедиции: в одном случае профессиональный, в другом – любительский.
Некоторые ошибки Скотта вполне можно понять, если вспомнить, что он опирался на опыт своих предшественников – его соотечественник и соперник Эрнест Шеклтон в качестве тягловой силы использовал пони и почти добрался до Южного полюса. И нельзя упускать из виду, что британцы, обнаружив на полюсе известие о первенстве Амундсена, находились в крайне подавленном состоянии духа, возможно, фатально сказавшемся на ресурсах их организмов.

Однако многие исследователи считают, что коренное различие между Амундсеном и Скоттом определяют не детали организации, а общий подход к снаряжению экспедиции: в одном случае профессиональный, в другом – любительский. Если норвежец идет в поход – он обязан предусмотреть все, чтобы вернуться целым и невредимым. Для британцев же дело было в борьбе, героизме и преодолении. Они делали ставку не на профессионализм, а на твердость духа. Сегодня такую точку зрения сочли бы безответственной. «То, как Амундсен готовился к своим экспедициям, для меня пример для подражания, – говорит Борге Оусланд, норвежский исследователь, который первым в одиночку пересек Антарктиду. – Он был всегда готов учиться у других. Он четко определял проблему и искал пути ее решения».

Жизнь – Арктике
Победив в гонке за полюс, Амундсен вовсе не собирался почивать на лаврах. В июле 1918 года он вернулся в Арктику, чтобы исполнить обещание, данное Нансену, и заняться научной работой: на шхуне «Мод» исследовать движение плавучих льдов.

Ни книги, ни лекции так и не принесли полярнику ожидаемого материального благополучия. Ожесточенный безденежьем, он перессорился с друзьями. Но когда его друг Нобиле пропал где-то над Арктикой, Амундсен, готовившийся к свадьбе, уговорил друзей дать ему деньги на поисковый самолет и бросился в Арктику. Команду Нобиле спасли тогда советские моряки. А сам Амундсен пропал без вести.
Но его душа жаждала глобальных открытий, и в 1920-е годы, следуя веяниям времени, Амундсен предпринял несколько неудачных попыток перелететь через Северный полюс. И только в 1926 году дирижабль «Норвегия» (пилот – итальянец Умберто Нобиле, командир – Амундсен) впервые в истории пересек Арктику по воздуху. А вот финансово Амундсен оказался гораздо менее удачлив, чем его харизматичный соотечественник и наставник Нансен: ни книги, ни лекции так и не принесли полярнику ожидаемого материального благополучия.

Ожесточенный безденежьем, он перессорился с друзьями, в том числе и с Нобиле. Но когда в мае 1928 года дирижабль Нобиле пропал где-то над Арктикой, Амундсен, готовившийся к свадьбе, уговорил друзей дать ему деньги на поисковый самолет и бросился в Арктику, куда отправлялись тогда поисковые отряды со всего света. Команду Нобиле спасли тогда советские моряки. А незадолго до этого в Арктике, разыскивая не очередную неизведанную точку Земли, а человека, своего друга и соперника, пропал без вести знаменитый первооткрыватель Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен.

14 декабря 1911 года норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен покорил Южный полюс, передает .

В ходе норвежской полярной экспедиции (1910-1912 гг.), возглавляемой Амундсеном, были получены важные научные результаты. В научном отношении экспедиция обследовала Трансантарктический хребет, взяв некоторые геологические образцы, предположение Амундсена о его протяженности впоследствии подтвердилось. Экспедиция детально изучила поверхность шельфового ледника Росса и Южнополярного плато, а также полуострова Эдуарда VII. Экспедиция доставила обширный комплекс метеорологических данных. Судовой отряд на "Фраме" произвел ряд важных океанографических и гляциологических исследований (взяты 891 проба воды и 190 проб планктона) в Атлантическом секторе Южного океана.

Сначала Амундсен хотел покорить Северный полюс, но кардинально изменил свое решение после того, как о достижении полюса заявили Фредерик Кук и Роберт Пири.

Экспедиция на Южный полюс проходила в острой конкурентной борьбе с английской экспедицией "Терра Нова" Роберта Фолкон Скотта, чья экспедиция имела политическую цель: "достижение Южного полюса, с тем, чтобы честь этого свершения доставить Британской империи".

Стоит отметить, что команда Скотта добралась до полюса 33 дня спустя после Амундсена и погибла на обратном пути, не дойдя до базы 264 км.

"Руаль Амундсен, – отмечал норвежский писатель Тур Саннес, – являл собой новый тип полярного исследователя. Он не был ученым, занимавшимся исследованием околополярных областей, подобно Нансену или Норденшельду. Его главной целью были первооткрывательские рекорды, в результате ему удалось решить в 1903-1906 годах задачу прохождения Северо-Западным проходом на яхте "Йоа".

В политическом смысле экспедиция привнесла много проблем в норвежско-британские отношения: британцы рассматривали Антарктику как зону своего приоритета, а гибель Скотта привела к крайне негативному отношению к самому Амундсену.

Экспедиция Амундсена знаменовала окончание "золотого века" полярных исследований: возможности собачьей упряжки как транспортного и исследовательского средства в экстремальных условиях были исчерпаны. Не случайно 11 июня 1914 года Амундсен получил диплом авиатора, имея к тому времени налет в 20 часов. В дальнейшем Амундсен будет активно пользоваться гидросамолетами и дирижаблями.

С точки зрения Амундсена, поход к Южному полюсу был только этапом его арктической экспедиции, однако из-за событий Первой мировой войны к походу на Северный полюс он выступил в 1918 году на судне "Мод".

Добавим, что в начале декабря на Южный полюс отправилась казахстанская экспедиция под названием "Полюс Независимости". Это уже вторая экспедиция Казахского географического общества и посвящена она 25-летию Независимости нашей республики.

"16 декабря, в день празднования юбилея независимости страны, на высшей точке Антарктиды – пике Винсона, на высоте 4 892 метра будет водружен государственный флаг Казахстана", – отметил перед отправкой команды председатель президиума КазГео Толеген Тастанбеков.

«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику - Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772-75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821-23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901-04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59" ю. ш. В море Уэдделла в 1902-04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903-05 годах и 1908-10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907-09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23" и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893-1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more - R.Scott - For God"s sake look after our people - Жаль, но не думаю, что смогу еще писать - Р. Скотт - Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.

Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос - транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто - и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство - лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции - простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140

Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.

«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и - из-за более позднего возвращения - попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений - и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта - впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь - 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

00:05 — REGNUM

Быстрее, выше, сильнее

На пороге нового, XX века, когда солнце, кажется, списано за ненадобностью электричеством, когда силу притяжения обнуляет дирижабль, когда расстояние отрицает радиоволна, возможности человека будто бы тоже приближаются к сверхчеловеческим. Мир стремительно трансформируется во времени и пространстве, и прежде немыслимые окраины планеты становятся ближе. Начало ХХ века — последняя волна поистине великих географических достижений и открытий, особое место среди них — покорение полюсов Земли, амбициозное научное стремление, помноженное на политический азарт.

Открыть Южный, чтобы вернуться на Северный

Вдохновленный английским путешественником Джоном Франклином, норвежец Руаль Амундсен, в 15 лет решив стать «крестоносцем полярных исследований» и «пострадать за свое дело», мечтал связать всю свою жизнь с Севером.

«Достойная задача — продолжать национальную традицию наших предков, исследователей Норвежского моря и Ледовитого океана, — будет выполнена!» — ликовала норвежская общественность в ноябре 1908 года. Вернувшийся недавно на родину уже знаменитый 36-летний полярник, национальная гордость молодого независимого королевства, Руаль Амундсен на заседании Норвежского географического общества представил детальный план семилетнего дрейфа во льдах Северного Ледовитого океана. Амундсен уже прославил свое имя, первым пройдя Северо-Западным проходом, теперь же, заручившись поддержкой великого Фритьофа Нансена, он намерен на его же «Фраме» продрейфовать со льдами океана через Северный полюс. При этом подчеркивалось: экспедиция будет иметь огромное научное значение. Предприятие еще на уровне идеи возымело успех. Поддержали все: ученые, промышленники, правительство, впервые Амундсен мог особо не беспокоиться за финансовую сторону дела.

7 июня 1910 года «Фрам» в соответствии с маршрутом вышел из Кристиании — нынешнего Осло — и направился к мысу Горн, чтобы, обогнув Африку и Евразию, пройти через Берингов пролив, подхватить необходимое течение и выйти в Северный Ледовитый океан. Только на подходе к Африке, во время единственной стоянки на Мадейре 20 членов экипажа и почти сотня собак узнают: да, они будут покорять полюс. Но другой!

Как бы ни рассказывал Амундсен о научном значении его плавания, весь план рухнул в одночасье, за полгода до отплытия, когда мир облетела новость, что американец Роберт Пири достиг Северного полюса. Амундсен в беседах с близкими не скрывает: смысл его экспедиции утрачен, и возвращаться в Арктику он намерен, только совершив достижение, не уступающее рекорду Пири.

Амундсена не существует

Северный полюс сдан, но за Южный еще можно побороться. Параллельно с приготовлениями Амундсена экспедицию целенаправленно к Южному полюсу готовила Великобритания. Ее возглавлял морской офицер, уже снискавший славу полярного исследователя, Роберт Скотт. В 1901—1904 годах, поддерживаемый Королевским географическим обществом и лично президентом Клементсом Маркемом, Скотт руководил второй Национальной британской антарктической экспедицией, известной также как «Дискавери» (по названию корабля).

Вдохновленные достижением Пири, осознававшие всю «политическую» ответственность момента, на этот раз англичане ставили себе целью не только провести научные исследования, но и, используя опыт соотечественника Эрнеста Шеклтона, который уже приближался к полюсу, водрузить британский флаг на 90-й параллели южной широты.

Покидая Мадейру, Амундсен знал об амбициях и планах британцев, в связи с чем посчитал необходимым отправить Скотту в Новую Зеландию телеграмму с известием о том, что команда «Фрама» примет участие в этом состязании. Принимая решение сменить направление, обычно быстрый и решительный Амундсен тщательно взвешивал каждый плюс и минус. Что касается обманутых кредиторов, то тут он ставил на карту все и был спокоен — вернуться триумфатором, тогда о гневе не будет и речи, или же не вернуться вовсе. Однако что касается планов других экспедиций — британской и японской — Амундсен решил для себя: последняя не претендовала на полюс, а маршрут Скотта продуман, организован и, самое главное, отличается от норвежского, поэтому его решение никак не противоречит законам так называемой исследовательской этики.

Планы Амундсена не обрадовали Скотта, но, узнав о них, он принял единственно верное решение — поступать так, как будто Амундсена не существует. «Мой план был бы расстроен, если бы я пустился вперегонку с ним, — объяснял себе и товарищам Скотт всю экспедицию, — к тому же мы, как будто, не затем и пришли сюда! Боюсь только, что из-за этого наша экспедиция много потеряет в глазах публики, но к этому нужно быть готовым. Как-никак ведь важно то, что будет сделано, а не людская хвала!»

Выпьем за собак!

Достигнув Антарктиды, две экспедиции начали приготовления к походу. Лагерь Скотта был разбит в западной части материка. Амундсен еще во время подготовки решил, что команда остановится у Ледяного барьера — гигантского неподвижного ледника, спускающегося с гор к морю — в Китовой бухте. Во-первых, это ближе к полюсу, во-вторых, в силу особенностей Антарктиды на побережье погода должна быть менее суровой, чем на материке.

Каждую из экспедиций отличала своя, концептуально иная организация. У Амундсена было сравнительно немного людей, но много собак. Именно на них делал ставку полярник. Путем личных наблюдений он выяснил, что это лучшее животное для полярных работ. Это и оптимальное средство передвижения, это и еда. Амундсен просчитал их количество, необходимое для достижения полюса и возвращения в лагерь. Было точно рассчитано, когда какая собака должна будет погибнуть, став пропитанием для людей и своих сородичей. Вопрос с продовольствием упрощался, к тому же прежде отряд на пути к полюсу устроил несколько складов с продовольствием и всем необходимым.

Стратегия Скотта отличалась в корне. Во-первых, он решил опробовать ноу-хау того времени — моторные сани. Идея свежая и в духе времени, однако первые, еще далеко не совершенные мотосани к чему к чему, но к экстремальным условиям Антарктиды были не приспособлены вовсе. Во-вторых, если Амундсен делал ставку на собак, но Скотт привез с собой … лошадей. Шотландские пони чувствовали себя не так плохо, как может показаться на первый взгляд, однако с учетом климата и рельефа местности они существенно уступали ловким, подвижным собакам. Когда еще на стадии подготовки корабль Скотта «Терра Нова» зашел в Китовую бухту, Амундсен предложил сопернику половину своих животных, однако тот отказался. Провиант для себя и животных англичане решили взять с собой.

Таким образом, когда Скотт 1 ноября — почти на 10 дней позже Амундсена — выдвинулся в путь, с ним было пятнадцать человек, двое моторных саней, две из пяти собачьих упряжек и десять пони. «Продвижение экспедиции напоминало пеструю речную флотилию из разнокалиберных судов весьма различной скорости», — будут впоследствии иронизировать историки.

Триумф трагедии, трагедия триумфа

Путь к мечте зачастую более приятен и важен, чем достижение самой мечты. 14 декабря 1911 года пять норвежцев — Руаль Амундсен, Олаф Бьоланд, Хельмер Хансен, Сверре Хассель и Оскар Вистинг — достигли Южного полюса, установив на нем флаг Норвегии. Они изучили место в радиусе 10 км, провели магнитные и метеоисследования, разбили палатку, в которой оставили письмо англичанам с просьбой сообщить об их достижении прежде всего королю Норвегии, если те погибнут на обратном пути.

Послание отряд Скотта обнаружит через месяц. «Норвежцы нас опередили — первыми достигли полюса. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Много чего мы передумали и обо многом переговорили. Завтра надо идти дальше, к полюсу, а затем спешить домой, со всевозможной скоростью. Конец всем нашим мечтам; печальное будет возвращение», — писал, только завидев вдалеке норвежский флаг, Скотт. Он прилежно описывал каждый отрезок своей экспедиции вплоть до 29 марта 1912 года. Эти записи прочтут спустя восемь месяцев члены поисковой экспедиции, которые обнаружат в палатке на полпути к лагерю четыре трупа (пятый, Лоуренс Отс, отморозивший ноги, вышел однажды из палатки и больше не вернулся), а также десятки килограммов образцов пород. В дневнике руководитель экспедиции сообщает о чрезвычайно неблагоприятной погоде, об истощении отряда — еды не хватило; сквозь каждую запись — моральная подавленность и бессилие, но смерть отряд принял достойно.

«Скотт и его спутники погибли при возвращении с полюса вовсе не вследствие огорчения, вызванного тем, что мы опередили их, а потому что неминуемо должны были погибнуть от голода из-за недостаточного снабжения пищевыми припасами, — позже настаивал прагматичный — нет, опытный — Руаль Амундсен. — Разница между обеими экспедициями состояла как раз в преимуществе собак над средствами передвижения другой экспедиции».

Над собаками Амундсена еще долгое время подшучивали, предлагая, например, на торжественном приеме в Королевском географическом обществе поднимать бокалы в их честь. «…Я пожертвовал бы многим, даже славой, чтобы вернуть их [отряд Скотта] к жизни… Мой триумф в Антарктиде омрачен мыслью о трагедии, — признавался потом Амундсен. — Она преследует меня».

Не радовался триумфу норвежца и мир. Руаль Амундсен успел пройти по арктическому Северо-восточному проходу (Северному морскому пути), испытать возможности авиации при выполнении полярных исследований. Он стал первым, кто побывал на двух полюсах Земли. Погиб Амундсен в Арктике в 1928 году, отправившись спасать тех участников экспедиции Умерто Нобиле, кто остался в живых после крушения дирижабля «Италия».

Спустя 105 лет после покорения Южного полюса в исторической литературе, трудах биографов, публицистике и прессе до сих пор встречаются разные точки зрения, кем же вышли из этой гонки норвежец и англичанин, кто оказался героем, кто злодеем. Тщеславный спортсмен-авантюрист, ставивший на кон жизни людей, бросивший вызов британскому джентльмену. Или же посредственный некомпетентный лидер, дискредитировавший собственной смертью достижение последнего Колумба — Руаля Амундсена.

«Подвиги, совершенные в полярных странах, должны рассматриваться в свете предшествующей жизни исследователя», — был уверен норвежец. Полярные исследования тесно связаны с нравственностью, а характер человека может лучше доказывать истинность его свершений, нежели километры или градусы широты, считал он. Истинность своих свершений Амундсен доказал жизнью, Скотт — смертью. С такой точки зрения в погоне за Южным полюсом никто не пришел проигравшим.