Тот кто обманывает. Великие люди про обман и ложь. Не суди, и не судим будешь

Рокотов Фёдор Степанович был представителем стиля рококо, его по всей Европе считали одним из самых изысканных и утончённых художников портретистов. Рокотов Ф.С. родом из села Воронцово в Подмосковье. Хоть он был из семьи крепостных, Рокотов считался «вольнорожденным». По слухам Ф.С. Рокотов незаконнорожденный ребёнок князя П.И. Репнина.

Покровителем искусства в те годы был граф И. Шувалов, являлся также одним из основателей Академии художеств. По его протекции Ф.С. Рокотов едет в Петербург обучаться живописи в Академии художеств, под руководством французских художников. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Практически впервые в русской живописи пишется интерьер молодым художником, выполненный для И. Шувалова. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».

Именно Ф.С. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам. Поэтому у Ф.С. Рокотова было много заказов от знатных особ. Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф.С. Рокотова от его современников.

В 1765 году Федор Степанович Рокотов покидает Петербург академиком, переезжает в Москву.

В Москве русский художник открыл свою частную школу, написал лучшие портреты.

Академическое обучение сильно повлияло на стиль письма известного русского художника. Он пишет в основном женские портреты, образы которых наполнены богатым духовным внутренним миром: портреты А.П. Струйской (1772г.), П.Н. Ланской (1780г.), В.Е. Новосильцевой (1780-е), В.И. Суровцевой (1780-е), Е.В. Санти (1785г.)

Ф.С. Рокотов создал камерный интимный портрет.

Благодаря кисти русского художника до нас дошли портреты известных людей, людей той эпохи.

В конце жизни художник почти не пишет из-за ухудшившегося зрения.

  • Портрет И.И. Шувалова

  • Кабинет И.И. Шувалова

  • Мужской портрет

  • Портрет А.И. Ворошилова

  • Портрет А.М. Римского-Корсокова в юности

  • Портрет графа Г.Г. Орлова в латах

  • Портрет И.И. Бецкого

  • Портрет Екатерины II

  • Портрет Ивана Григорьевича Орлова

  • Портрет М.В. Ломоносова

  • Портрет Н.А. Димидова

На странице представлены картины Рокотова Фёдора Степановича, все из которых являются портретами. Специалисты по живописи обычно отделяют портреты от картин, но обычный зритель разницы не видит и запрашивает чаще всего картины. Мы также портреты Рокотова будем называть картинами.

Тем не менее, почти все работы Рокотова портреты, в которых реализм естественно сочетается с передачей внутреннего субъективного содержания персонажа. Как говорили о нём современники художник не только передавал «вид лица», но и умел показать «нежность сердца».

Портрет неизвестного в треуголке. Рокотов.

Одна из самых популярных и загадочных картин (портретов) Рокотова. Кто на ней изображён?

Кто-то считает, что это сын Екатерины II и графа Г. Г. Орлова Бобринский. Другие полагают, что лицо вообще женское. Костюм только мужской надет. Загадочный портрет.

Картины Рокотова загадочные.

На фото портрет Екатерины II. Рокотов.

Портрет был написан в 1763 году. Именно в этот год и вступила на престол Екатерина II. Сама императрица находила этот портрет свой самым удачным из всех её портретов.

Портрет неизвестной в розовом платье. Рокотов.

Тёплый и доверчивый взгляд у девушки и милая у неё улыбка.

Очаровательный портрет. Картины Рокотова наполнены интимным очарованием.

На фото портрет Струйской.

У Рокотова много женских портретов. На них удивительно живые и загадочные женские глаза.

Картины Рокотова нежные!

На фото портрет Суровцева.

Грустные и напряжённые глаза.

Картины Рокотова одухотворённые!

Портрет Вырубова. На всех портретах глаза одухотворённые!

Картины Рокотова наполнены теплом и светом!

На фото портрет Василия Майкова.

Поэт-сатирик Майков был остроумный и злой на язык человек.

Взгляд надменный и насмешливый на портрете.

Портрет А. С. Тулиновой

На фото портрет Тютчева

На фото портрет Петра III. Недолго правил.

Портрет неизвестного. Рокотов.

На фото портрет графа Г.Г. Орлова в латах. Известный был и влиятельный фаворит Екатерины II.

У В. Пикуля об этом интересно и подробно написано.

На фото портрет великого князя Петра Федоровича

Портрет графа А. И. Воронцова.

Взгляд молодого графа Воронцова полон ума и грусти. Только губы в улыбке.

Биография Рокотова Федора Степановича. Молодые годы

Федор Степанович Рокотов родился в Подмосковье в селе Воронцово. Числился «вольнорожденным», хотя и был из семьи крепостных: ходили слухи, что он был незаконным ребенком князя П.И.Репнина, приписанный к крестьянской семье.

В 1757 году Ф.С.Рокотова заметил граф И.Шувалов - большой меценат и покровитель искусств, один из основателей Петербургской Академии художеств. Молодой художник уезжает в Петербург и с большим старанием обучается живописи в Академии художеств под руководством французских живописцев. Первой самой известной картиной Ф.С.Рокотова в молодые годы стал «Портрет неизвестного в гвардейском мундире» (1757г). Затем для своего покровителя он создает картину «Кабинет Шувалова», где практически впервые в русской живописи пишется интерьер.

В 1762 году Федор Степанович Рокотов пишет картину «Венера», а затем портрет Петра III, после чего назначается адъюнктом в Петербургскую Академию художеств.

Молодого художника часто приглашают ко двору. В 1763 году он пишет портрет будущего императора Павла I, на котором эффектно изображает семилетнего непоседливого мальчика с чертами официальности, в парадном гвардейском мундире, с голубой лентой ордена Андрея Первозванного и в отороченной горностаем мантии. Затем сразу же императрица Екатерина II заказывает Рокотову Ф.С. свой портрет. В Петергофе Ф.С.Рокотов пишет портрет с натуры императрицы в профиль и в полный рост – это один из самых лучших портретов Екатерины II, написанный посреди изысканной царской обстановки.

Несмотря на свои молодые годы, Федор Степанович Рокотов пользовался особой популярностью у петербургской знати. Тогда было очень престижно заказать портрет у молодого художника – желающих становилось все больше, и ждать своей очереди приходилось все дольше.

Летом 1765 года Федор Степанович Рокотов был возведен в ранг академика. После этого он оставляет Академию и переезжает в Москву.

Биография Рокотова Федора Степановича. Зрелые годы

Плотная завеса, скрывавшая некоторые обстоятельства загадочной жизни и художественного творчества в зрелые годы Рокотова Федора Степановича, только в последнее время начала понемногу рассеиваться. Поэтому нам сейчас нелегко объяснить лирическую природу этого самобытного и необычного дарования.

Непохожий на своих современников Ф.С.Рокотов быстро завоевал известность, и даже популярность: к середине XVIII века в европейском искусстве он считался одним из самых изысканных живописцев и тонких художников.

В дальнейшем вся творческая жизнь известного художника была связана с Москвой.

В Москве Ф.С.Рокотов имел частную школу. Здесь он создал лучшие свои работы и нашел в полной мере применение своему художественному дарованию.

После обучения в Академии художеств у Ф.С.Рокотова изменился стиль и тип написания портретов. В 1770-80 годы он писал, в-основном, женские образы с признаками богатого духовного внутреннего мира. Художник не высказывает категорических суждений, и в его портретах присутствует необъяснимая противоречивость душевных переживаний. Поэтому эта недосказанность волнует и дает простор воображению.

В последние годы своей жизни Ф.С.Рокотов работал очень мало из-за ухудшившегося зрения, а в начале XIX века художник не создал ни одной картины.

Самые известные картины Рокотова Федора Степановича

Одной из известных картин Ф.С.Рокотова является «Портрет Майкова», написанный в 1765 году. В данной работе мастер становится более конкретным, сосредотачивая все внимание на лице: известный в то время сатирик показан насмешливым человеком, любившим жить в свое удовольствие, с прищуренными глазами, выказывающими свое превосходство над другими.

Подлинных вершин художественного мастерства Ф.С.Рокотов достигает в целом ряде женских портретов. В эти годы он писал главным образом женщин большого духовного богатства. Самые известные картины Рокотова Федора Степановича в 1770-80 годах – это портреты А. П. Струйской (1772г.), П. Н. Ланской (1780г.), В. Е. Новосильцевой (1780-е), В. И. Суровцевой (1780-е), Е. В. Санти (1785г.). Каждый из этих портретов выражает воплощенное богатым и гибким языком живописи чувство.

В «Портрете А. П. Струйской» Рокотов показал духовную возвышенность молодой женщины, вся ее фигура кажется необычайно воздушной, легкой. Глядя на этот портрет, трудно представить, что А.Струйская была матерью 18 детей и прожила сложную, но долгую жизнь. Портрет отличается особым своеобразием живописца: недаром это произведение знатоки искусства называют “Русская Джоконда”.

Следующей из самых известных картин Рокотова Ф.С. является женский портрет “Неизвестная в розовом платье”, которая считается одним из его шедевров. Исполненный с каким-то лирическим очарованием образ молодой женщины с любезной улыбкой и глубоким взглядом наполнен розовыми тонами - то светлыми, то теплыми, то насыщенными, то мерцающими в тенях, создающими эффект трепетания окружающей воздушной среды. Все это созвучно внутренним движениям души.

В удивительном произведении «Портрет графини Санти» художник при помощи умелого сочетания розовых и оливковых тонов передает тонкий образ дамы, подчеркивая ее изысканность букетиком полевых цветов на груди.

Принадлежность картин Рокотова Федора Степановича к художественным стилям

В раннем творчестве Ф.С.Рокотов следует стилистике французских мастеров в духе рококо – в его работах преобладает стиль парадного портрета. В работах, написанных Ф.С.Рокотовым в 60-е годы XVIII века, показывается правдивость созданных портретных образов. Они резко отличаются от современных каким-то своеобразием трактовки внутренних черт человеческой личности.

Принадлежность картин Рокотова Федора Степановича к художественным стилям портрета – это целая история в лицах. Благодаря его работам мы имеем сейчас возможность представить жизненные картины ушедшей эпохи XVIII века.

Созданный Рокотовым тип портрета - камерный интимный портрет - составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал очень редким даром, который позволял передавать внутренний, духовный мир человека с помощью полотна, красок и кисти, выдавая его теплоту и трепетность. Полотнам этого художника присуще богатство цветовых сочетаний, изысканность приглушенных оттенков и тонов, создающих атмосферу интимности. В портретах Ф.С.Рокотова нет ничего показного. Мастера привлекает только внутренняя красота человека и сердечная нежность, как сказал о нем один из его современников.

Музеи и галереи – места выставок картин Рокотова Федора Степановича

Одна их ранних картин Ф.С. Рокотова – парадный портрет великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III, - выставлена в Русском музее, повторение находится в Третьяковской галерее. В Третьяковской же галерее находятся портреты И.Г.Орлова в латах, Екатерины II во время коронации и другие эффектные по композиции работы.

Большая часть интимных портретов более позднего московского периода творчества Ф.С.Рокотова также размещены в Третьяковской галерее. Портрет Е.В.Санти представлен в Русском музее.

Посмотреть все картины художника Рокотова Ф.С. можно

© Художник Рокотов. Биография художника Рокотова. Картины, описание картин художника Рокотова

Ф.С.Рокотов (1735-1808) Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.
«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.

То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.
Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.

В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.
Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.

Из портретов тех лет сохранился только “Портрет неизвестного(1757г)”, предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.
Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.

В эти годы в России открывались два высших учебных заведения - университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. Способных к наукам и искусствам разыскивали повсюду: в солдатских ротах и сиротских приютах, в помещичьих усадьбах и среди истопников. Одних оставляли в Москве, других отсылали в Петербург. Рокотов оказался среди первых студентов академии

Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии еще не начали строить, а занятия уже шли. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова. У студентов был разный возраст и неодинаковые способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали карандаш. Пока дожидались приглашенных из Европы учителей, умеющие рисовать и писать занимались с новичками. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями.

Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра Ш художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смот- рение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения, и опрятность».

Положение Рокотова в академии укрепилось после его участия в торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. Исполняя коронационный портрет (1763 г.),художник соединил почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы с общим картинным решени- ем композиции. Работа принесла Рокотову большой успех и признание. Портрет Екатерины II так польстил императрице, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов Рокотова.

Живописцу позировал фаворит императрицы Г. Г. Орлов (1762-1763 гг.). Портрет этого румяного красавца в эффектном парадном мундире, не отличающегося богатым внутренним содержанием, очень близок оригиналу. А в камерном портрете его брата И. Г. Орлова (I пол. 1760-х rr.) проступают черты умного расчетливого человека, сумевшего, оставаясь в тени, оказывать влияние на государственные дела.

Судьба продолжала благоволить к художнику. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. В конце работы живописец наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Выразительное свечение красочных слоев, подвижность и легкость мазка поражали современников. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.

Художнику едва минуло тридцать два года. Он достиг того, о чем, казалось, даже мечтать не мог крепостной. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской знати. Позировать молодому живописцу считалось честью. Жизнь испытывала его славой.

Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765 год. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765 rr.), так как «портретные» в академии были не в чести».
В блистательном официальном Петербурге художнику душно было от дворцовых церемониалов, лжи, лести и интриг. Душно становилось и в академии. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям и капризам.

К русским относились равнодушно, подчас с небрежением. Кто мог - приспосабливался. Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Кроме того, президент АХ И.И.Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной творческой деятельностью, что для Рокотова было неприемлемо. Военная карьера оказалась для Рокотова более надежной: еще в 1762 г. он был зачислен в Кадетский корпус в чине сержанта и успешно соединял службу и живопись.
(В начале 1780-х гг., дослужившись до ротмистра - звания, дававшего право на дворянство - он оставил армию.)
Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого Ему нужна была свобода, чтобы творить, Через несколько месяцев он покинул стены АХ.

Рокотов уехал из Петербурга в родную ему Москву.(1766-1767гг)
Здесь, вдали от официального Петербурга, среди людей, проникнутых идеалами просветительства, художник нашел понимание, признание и благоприятные условия
для творчества. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесиви важен». Рокотов, надо полагать, всегда помнил: он не из знати - и это определяло его подчас подчеркнуто-заносчивое поведение, направленное на тех, кто хотел унизить его.

В Москве интеллектуальная жизнь била ключом и время с конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника. Он написал «всю Москву».

Заказов было множество. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях. Рокотов так великолепно передавал характер портретируемых еще и потому, что он поддерживал дружеские связи не только с главами семейств, но и со всеми домочадцами.

Рокотов не стремился подчеркивать внешние достоинства своих моделей - яркость и красоту лиц, пышность нарядов, напротив, его привлекал внутренний мир человека, личность и обаяние натуры, зыбкость и переменчивость затаенных чувств и переживаний.

Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. В Николае Еремеевиче сочетались замысловатое чудачество, благородные порывы, варварская жестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы, и зал искусств «Парнас». Струйский преклонялся перед талантом Рокотова, собирал его произведения, а в мастерской художника обучался его крепостной А. Зяблов. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит… мимо зрителя. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, что усиливает лихорадочность и истеричность образа.

Портрет. его супруги Александры Петровны строится на плавных дугообразных линиях и поражает своей сдержанностью и гармонией. Это эталон женских портретов - «рокотовская дымка», «рокотовское выражение чуть прищуренных глаз», «по-рокотовски тающие черты лица». Видно, что сам художник находился под обаянием личности и красоты Струйской.

Писал Рокотов и известных литераторов своего времени – поэтов В.И.Майкова и А.П.Сумарокова

Женские портреты кисти Рокотова загадочны и трепетны. В них «души изменчивой приметы» освещают лица и взгляды изнутри. Словно чарующее волшебное видение возникает из дымки жемчужно-розовых тонов исполненная непреходящей красоты юности В. Н. Суровцева; из серебристого каскада пенных кружев, как туманная мечта - П. Н. Ланская. Неуловимая мимика лица и взгляд удлиненных темно-голубых глаз создают какую-то отчужденность между зрителем и портретным изображением княгини Е. Н. Орловой.

Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками, и нынешним поколением любителей искусства. Женские портреты Рокотова имеют часто овальную форму, и это тоже придает им особое изящество и романтичность.

Среди всех женских портретов Рокотова «Портрет В.Е. Новосельцевой» (1780 г.) явственнее всего представляет тип женщины, которая «может сметь свое суждение иметь». С этими произведениями в русском искусстве впервые появился образ, одновременно исполненный женской прелести, сознания своего достоинства, внутренней силы и стойкости. И не случайно творчество Рокотова связывают с сентиментализмом, провозгласившим превосходство чувств над разумом.

Как тонкий психолог, художник передает чувственный, непосредственный мир детства и предельно деликатен в изображении людей преклонного возраста.

В мудром спокойном взгляде А. Ю. Квашниной-Самариной просматривается большой жизненный путь, наполненный радостями и разочарованиями, приобретениями и потерями.

Художник, который первым внес в портретное искусство поэтичность и лиризм, воспел человеческое благородство и душевную красоту женщины, прожил свою жизнь в одиночестве.
Он был окружен славой, не знал отбоя от заказчи ков, жил в полном достатке. Еще в 1776 г. Рокотов выхлопотал освобождение от крепостной зависимости для детей своего покойного брата «Ивана Большого да Ивана Меньшого», дал племянникам хорошее образование, что позволило им сделать военную карьеру, сделал наследниками.

Сведения о последних годах жизни художника очень скупы.1770 – 80ые гг. оказались наиболее плодотворными в жизни и творчестве Рокотова, Со II половины 1790-х гг. он уже не мог работать, писал гораздо реже, а в последние годы жизни совсем не работал - стал плохо видеть, спрос на его картины значительно упал и очень быстро был забыт.
А ему на смену пришли талантливые художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.

В последние годы жизни Рокотов безвыездно жил в Москве.

Рокотов умер 24 декабря 1808 г. и был похоронен племянниками на кладбище Ново-Спасского монастыря. Смерть его прошла незамеченной современниками.
Ещё четыре года фамилия умершего художника механически оставлялась в АХ в списках живущих. Академия художеств удивительно легко забыла человека, которого избрала когда-то одним из первых своих членов, не помнила лучшего портретиста второй половины прошлого века.
Вряд ли знала Академия, где находятся его многочисленные портреты, поднявшие русскую живопись на уровень европейской. Ни одна газета не поместила некролога, и могила со временем затерялась.
О Рокотове надолго забыли…

Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер - художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души.

Стали разыскивать и собирать его портреты. Их сохранилось много, но только некоторые были подписаны мастером.

This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:34 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.