Последний адрес веры морозовой. Наиболее известные работы

Настоятель храма святого благоверного великого князя Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор как никто знает историю Псковщины, ее святынь и подвижников. За плечами отца Олега две чеченские кампании и военная операция в Югославии. Он духовник легендарных псковских десантников, летчиков и пограничников - всего воинства западного форпоста земли Русской. На протяжении многих лет он был тесно связан узами духовной дружбы с отцом Николаем Гурьяновым.

- Отец Олег, как давно вы были знакомы с отцом Николаем Гурьяновым?

До знакомства с подвижником мне довелось побывать в родных местах отца Николая Гурьянова. Вначале я трудился на его бывшем приходе в Самолве, там около храма похоронен его отец, Алексей Иванович. Позже побывал в другом святом месте - в поселке Кобылье Городище, где находится церковь Архангела Михаила, построенная в 1462 г. на месте братского захоронения русских воинов рати святого благоверного князя Александра Невского, павших в Ледовом побоище в 1242 г. Храму в этом году исполняется 650 лет. В этой церкви служил регентом отец старца, в ней венчались его родители и были крещены младенец Николай и три его брата. В этот храм он от дома в Чудских Заходах ходил пешком по болотам почти семь километров каждый день - служил пономарем, а потом псаломщиком.

Прежде чем мы познакомились с отцом Николаем, он несколько раз через знакомых передавал, чтобы я к нему приехал. Наше знакомство состоялось в 1969 г. Я тогда еще прислуживал в Троицком соборе. В то время расписание катеров было таково, что на острове можно было пробыть не более полутора часов. В мой первый приезд батюшка примерно за 15 минут дал мне очень ценные рекомендации для диаконского служения, к которому меня готовили. Он не только заботливо объяснял и показывал все нужное для практики, но и меня просил все за ним повторять. И рассказал о моей судьбе, которая и сейчас идет по его предсказанию.

Дьяконом я стал на Вознесение Господне в 1970 г. и был им всего 10 дней, прослужил в этом сане в Свято-Успенском Печерском монастыре. А на Троицу в Пскове в Троицком соборе меня рукоположили во священника. Вокруг престола меня водил отец Иоанн (Крестьянкин).

- Как часто вы потом встречались с отцом Николаем?

Внимание, которое проявил ко мне отец Николай в мой первый приезд, очень тронуло меня и надолго запомнилось. Я стал часто приезжать к отцу Николаю. Подолгу оставался у него, ночевал, старался все фотографировать. С конца 1970-х гг. стал ездить к старцу Николаю на остров Талабск, иногда виделись в Пскове в Троицком кафедральном соборе, где я служил в течение многих лет.

- А бывал ли батюшка в храме святого благоверного князя Александра Невского?

Этот храм мы восстанавливаем с 1992 г. В нем отцу Николаю не удалось побывать, хотя восстановление храма и вообще все духовническое служение за последние годы его жизни проходили по молитвам старца.

Помогал отец Николай и советами. Он не только мне лично говорил все, что нужно, но, бывало, и через кого-нибудь неожиданно передавал совет, как поступить. Батюшка чувствовал и прозревал все мои трудности. Подобных отцу Николаю я пока еще не встречал, хотя знаю много опытных духовников, у которых также получаю помощь в трудных случаях.

- Отец Олег, где вы служили после Троицкого кафедрального собора и не прерывалась ли у вас связь со старцем?

Потом я служил в пятипрестольном храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Белая Дновского района. Из-за нехватки денег на ремонт церковь должна была закрыться, и отец Николай старался оказать мне посильную помощь, даже тогда, когда и сам не располагал средствами. Например, он смастерил и подарил в храм очень красивые лампады на цепях, искусно сплетенных из медной проволоки, всего около десяти. К сожалению, они не сохранились, так как я оставил их в том храме.

Церковь была холодной, и когда отец Николай узнал, что я служу в храме, где нет отопления, то подарил мне свою шубу - особую зимнюю рясу на меху с деревянными застежками. Мне, конечно, было дорого внимание святого человека. Позднее в храме мы установили восемь печей.

- Каким вам запомнился отец Николай?

Батюшка был по-детски прост и чист, очень скромным и доверчивым, хотя и видел людей насквозь. Доверчивость эта исходила из его доброты и милосердия, из веры в то, что человек обязательно исправится, что все будет хорошо. Он всем подавал такую надежду на исправление. Даже самого горького пьяницу жалел. Увидит такого, подойдет и поговорит с ним или просто потреплет за волосы.

У него были больные ноги после заключения. Он и в тюрьме сидел, и дорогу строил до Ухты. На этом строительстве его придавило вагонеткой, и ноги были раздроблены. Подолгу ему со своими товарищами, как мученикам севастийским, приходилось стоять в ледяной воде. Все страдальцы умерли, выжил только отец Николай. Он говорил, что его согревала Иисусова молитва и он не чувствовал холода. А сколько потом батюшка выстоял на больных ногах литургий, сколько принял людей, стоя у калитки своего домика!

Батюшка был нестяжательным и очень воздержанным в жизни. Церковное хозяйство вел экономно, никогда ничего не выбрасывал. Сам все мастерил, пек просфоры. Всегда имел запас для богослужения: масло, кагор, свечи. Он с гордостью показывал мне поленницы дров, заготовленных для храма Святителя Николая на Талабске. Но при этом всегда помогал нуждающимся приходам.

Отец Николай был бережливым и экономил на всем, даже на бумаге. Писал письма на оборотной стороне использованной бумаги. У меня сохранились его письма ко мне, которые он непременно начинал словами «Боголюбезнейший отец Олег!», а заключал: «С любовью к вашим боголюбиям. Протоиерей Николай». Сам чинил свои брюки, которые носил. Всегда ходил в подряснике, который многократно подшивался и зашивался. Подрясник он никогда не снимал, даже когда поехал подлечиться в санаторий в Минеральных Водах. Представилась такая возможность. На него на курорте смотрели, конечно, с удивлением, но мирились, потому что сам Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин с высокой трибуны заявил, что священники тоже имеют право на отдых и лечение.

- Вы бывали на службах отца Николая Гурьянова?

Бывал, и не раз. Присутствовал и на литургиях, а служил отец Николай красиво, хорошо, благодатно. Часто читал народу или говорил поучения.

Он любил церковный устав, любил служить, как в старину. Храм у него освещался только свечами и лампадами. По приезде в храм он сам срезал электрическую проводку. Любил повторять, что во всем надо знать меру, и в церковной службе тоже. Нельзя допускать, чтобы люди теряли сознание в храме от духоты и усталости, а время службы легко определяется по количеству оставшегося масла в лампадке.

Однажды во время проскомидии, на которой была гора записок, я спросил, сколько частичек вынимать из просфор. Он сказал, что в одной мучинке - миллион частичек. Много к нему ездило народу, оставляли записки, и всех он помнил, обо всех молился. Ходили к нему и мои мать и тетя. Как-то раз отец Николай показал тете записочку, которую она написала несколько лет назад. Значит, он все это время продолжал молиться о ее душе.

- Рассказывают, что отец Николай Гурьянов был очень музыкальным…

Он очень любил и ценил красоту. Хорошо понимал искусство, поэзию, музыку. Прекрасно играл на фисгармонии, которая и сегодня стоит в его домике. Фисгармония - маленький орган, а поет, как гармонь. Он не только играл, но и красиво пел духовные песнопения. Для меня это было удивительным, потому что я особым голосом и слухом не отличаюсь. А отец Николай отличался, как и его три брата, погибшие во время Великой Отечественной войны.

Батюшка постоянно занимался на фисгармонии с певчими, это помогало им выучивать партии и развивало слух. До революции без слуха и без голоса в священники не рукополагали. Это уж потом, после истребления священства, начали рукополагать. Главным стала готовность человека взять на себя крест служения Господу.

Отец Николай сочинял удивительные стихи. Я всегда переживал, как бы они не пропали, потому что были напечатаны на машинке в одном экземпляре. Рад, что сейчас сборники его стихотворений увидели свет.

- На одной из фотографий отец Николай запечатлен, когда он носит ведрами воду для полива деревьев…

Батюшка очень любил природу. Остров Талабск, на который батюшка прибыл в 1958 г., был пустынным, на него редко прилетали даже птицы, а отец Николай превратил его в сад. Он привозил или получал семена, саженцы из самых разных уголков страны. Сажал, ухаживал, поливал их, принося из озера сотни ведер с водой. Я не раз помогал ему носить воду для полива.

Любил подкармливать птиц. Полакомиться прилетали вначале синицы, потом воробьи, а после них голуби - все к своему часу. Птицы хорошо знали кота отца Николая и его не боялись, но улетали сразу же, если появлялся чужой кот.

Зимой под окнами батюшки всегда было развешано сало для птиц. Зная его любовь к птицам, ко всему живому, мы тоже приносили для них хлеб. Но от тех же птиц отцу Николаю приходилось спасать свои деревья, так как большие птицы садились на верхушки и ломали их.

А вот еще фотография, где вы с отцом Николаем стоите около иконы Божией Матери. Что это за образ и из какого храма икона?

Батюшка не любил фотографироваться. Первую фотографию с ним мы сделали в 1995 г., когда приехали на остров с певцом Яном Осиным, теперь заслуженным артистом России, а тогда чтецом нашего храма и моим помощником. Я готовил к изданию книги цикла «Описание чтимых икон и жития святых Псковской епархии или имевших отношение к Псковскому краю». В храме на Талабске есть чудотворная икона Божией Матери «Смоленская», известная как «Благодатное Небо». Эта икона находится в храме с момента его освящения в середине XIX в. На ней прежде была серебряная риза с позолотой, которую сняли с образа в годы богоборчества.

Отец Николай, прибыв на остров и увидев, в каком состоянии находится святыня, заказал в Вильнюсе в Свято-Духовом монастыре ризу для иконы. Делала ее золотошвейка матушка Тавифа. Она была тогда уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, стала шить. Два года ушло у монахини на работу, и, хотя она была почти слепа, в 1960 г. вышила прекрасную ризу, а затем почила в Бозе.

- Рассказывают о необыкновенной прозорливости старца Николая…

Да, меня удивляла его прозорливость. Он многое предвидел. Например, был такой случай. Отец Николай всегда помнил о смерти, готовился к ней, часто говорил на эту тему и наказывал, в чем его следует похоронить. Однажды он пообещал своей духовной дочери, что она будет на его похоронах. Другая, по имени Антонина, тут же заявила:
- И я буду, батюшка. Обязательно приеду.

А он так прикровенно и говорит:
- Да нет, ты дома будешь.

И оказалось, что эта Антонина умерла раньше отца Николая, а та, которой было обещано присутствовать на похоронах, действительно там была. И мне батюшка тоже говорил, что я его похороню. Так и вышло.

Сейчас я по-прежнему чувствую его молитвенную поддержку. Бывает, что когда его поминаю, мне идет помощь.

Отец Николай имел и дар исцелений. Молитва его была очень действенной. Одна его духовная дочь тяжело заболела, ощущала сильную слабость, лицо ее стало бледным, прозрачным. Врачи обнаружили у нее рак. На работе ей приходилось иметь дело с вредными для здоровья химикатами, и врачи рекомендовали ей уволиться. Но отец Николай не благословил, и больная послушалась. Прошло уже много лет, а она, по молитвам батюшки, поправилась и жива до сих пор.

Когда я сильно заболел, отец Николай тоже уверил меня, что Господь исцелит. И действительно, я выздоровел.

- Вы говорили, что были на похоронах старца Николая Гурьянова. Как вы узнали о его смерти?

С отцом Николаем мы были близки до конца его жизни. Но последние келейницы не пускали меня к нему. Паломники, которые приезжали на Псковщину, часто просили меня благословить на посещение отца Николая Гурьянова. Я, конечно, их благословлял. А келейницы на меня обижались и грозили даже пожаловаться Патриарху. Я им тогда сказал, что если они не пускают к отцу Николаю, то пусть поставят на острове шлагбаум.

Так же самоуправно келейницы повели себя и после смерти батюшки. В течение нескольких часов они не сообщали никому, что батюшка преставился. Потом все же позвонили кому-то в Москву, и оттуда мы узнали, что отец Николай умер. Некоторые священники поехали сразу на остров, в течение ночи подготовили склеп, в который потом был опущен гроб с телом батюшки. Я приехал на Талабск утром.
Келейницы даже по отношению к митрополиту Евсевию вели себя вызывающе, не хотели его пускать. Без благословения Церкви они протоиерея Николая сделали святым, написали иконы. Но мы, как верные чада Русской Православной Церкви, пока нет его прославления, должны служить по нему панихиды. Так было и со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который скончался в 1909 г., а был прославлен в лике святых только в 1990 г. А сколько было отслужено панихид по святому преподобному Серафиму Саровскому (+1833) до времени его прославления в 1903 г.!

В голове у батюшки похоронена его мама Екатерина Степановна, которую он любил бесконечно. А в ногах стоит православный крест.

На кладбище в Талабске захоронен также праведник Михаил, который встретился с будущим старцем еще в 1920 г. и предсказал его высокое предназначение. Там же нашел упокоение юродивый Михаил, который носил тяжелейшие вериги и, встретив 11-летнего Коленьку, который заехал на Талабск с настоятелем Ильинского храма в Кобыльем Городище, дал ему большую просфору. До конца своей жизни отец Николай досматривал могилку и молился праведнику.

- В чем святость отца Николая Гурьянова?

Все, что делал отец Николай, было направлено на спасение людей. Он всех любил и жалел, покрывая любовью и тактом людские немощи. Обличая, батюшка часто шутил или говорил иносказательно. Бывало, чтобы указать на чей-то грех или кого-то наставить, он пел духовные стихи на нужную тему. Даже когда угощал гостей, не обходился без каких-то скрытых намеков или наказов. В последние годы все почему-то сахарным песком угощал. Зачерпнет ложечкой из сахарницы и даст, потом еще раз.

Батюшка старался привить своим чадам память о смерти. Говорил, что если бы люди знали, что им уготовано, то они вели бы себя по-другому. Часто он для вразумления и наглядности показывал гостям икону Страшного суда, объясняя ее и напоминая о возмездии за грехи. Наставлял очень убежденно, с евангельскими примерами. Это многих отрезвляло, заставляло задуматься и всегда помнить о смертном часе.

Батюшка был верным служителем и послушным сыном Русской Православной Церкви, строгим исполнителем ее уставов, хранителем догматов. Он был исповедником Христовым и противником смут и расколов.

Его святость ощущалась во всем - в жизни, в молитвах, в делах. Поучал всегда с любовью. Всегда. И люди чувствовали его любовь и молитвенную поддержку.

И я тоже чувствую.

6-го декабря празднуется память святого благоверного князя Александра Невского. У псковского воинского храма его имени - престольный праздник. Мое знание о святом князе Александре долгое время ограничивалось известными малозначительными фактами школьной программы. Но по воцерковлении идет коренная переоценка ценностей и все встает на свои места: встал на свое место в моей жизни и великий Князь.
К тому же мне довелось три года общаться по службе с настоятелем первого воинского храма в России, открытого после революции для богослужения, митрофорным протоиереем отцом Олегом Тэором, который заново открыл мне святого.
Отец протоиерей отвечает в Епархии за связь с армией, собственно, храм св. А.Невского находится на территории военного городка. Знаю только одного батюшку в нашей Епархии, который по своим общественным послушаниям, своему служению занят, возможно, более других священников Псковской епархии, но у отца Олега все равно есть время покрестить умирающего, причастить больного в раннее ли утро, поздней ли ночью, без устали и отговорок.

Отец Олег легок на ногу, быстр, за ним не угнаться: только ряса развевается, как парус, да сапоги командирские чуть касаются земли. В общем, летит, а иначе ему не успеть. Сапоги помогают и с горки ледяной скатится вместе с детками в паломничестве, и по занесенному снегом деревенскому кладбищу пройти, разыскивая могилы погибших в Чечне воинов, чтобы отслужить литию.
Он скрупулезно знает православную историю Псковщины, им открыты ее многие неведомые страницы. За много лет отец протоиерей собрал уникальную библиотеку в 30 тысяч томов, есть ли такая в столичных Духовных учебных заведениях, сомневаюсь. В музее храма хранится личное Евангелие с пометами Царя-мученика Николая II; записи дореволюционного клиросного пения одного из разрушенных московских монастырей, которые как мне рассказали служительницы храма, как-то прослушивали на старом патефоне, а вместо иголки был шип от розы: батюшка благословил, иглы патефонной не нашли.

Я помню его рассказ о паломничестве по православным приходам Франции, где его ждали и знают. Этого батюшку знают и в России, и за рубежом. Хорошо знают отца Олега и в Пскове даже люди, далекие от храма. Еще в советское время его можно было часто увидеть в автобусе, или пешим, непременно в рясе. Городской пейзаж без отца Олега был непредставим. Это сейчас его возят на авто, а раньше и на рейсовом, и на попутке, и пешком вся наша Псковская земля была им исхожена и изучена.
К тому же, отец Олег служил на многих приходах до того, как стать настоятелем храма А.Невского.
Как -то в разговоре отец протоиерей обратил мое внимание вроде бы на незначительный факт: оказывается, в некоторых столицах западного мира стоят храмы во имя А.Невского: в Париже, Хельсинки, Вене, Таллине, Софии, есть храмы во имя нашего святого князя в Германии, Швеции, Грузии, Азербайджане, Литве. А тут услышала: недавно разобрали храм А. Невского в Ташкенте.

За три года мне довольно часто приходилось вместе с отцом Олегом бывать на освящении зимнего и летнего лагерей под Стругами наших артиллеристов из десантной дивизии. Иногда батюшка прямо в лагере крестил желающих принять Православную веру. Как-то приехали, а командир полковник А.М.Сгибнев сказал батюшке: "Вы в прошлый раз забыли освятить нашу палатку, так она чуть не сгорела, теперь начните с нашей командирской".

Храм принимает паломников, которые ночуют прямо в храме, отец Олег исповедует уже далеко за полночь, а утром опять к престолу. Храм А. Невского единственный в Пскове, где можно заказать чтение Псалтири у гроба усопшего, работает до позднего, до 23 часов, а открывается в шесть утра. Литургию служат ежедневно.

К Рождеству Христову и Пасхе отец протоиерей рассылает всей дивизии поздравления: от солдата до командующего, а также родственникам погибших из нашей дивизии в военных действиях в современных войнах. Батюшка молится об убиенных воинах всех войн, служит панихиды на кладбищах и воинских захоронениях. Молится о спасении многострадального народа Сербии и о здравии воинства России; служит панихиды по жертвам геноцида армянского народа.

Отец Олег Тэор окормляет Ильинский храм в Выбутах, что на родине великой княгини равноапостольной Ольги, храм Климента папы Римского на берегу Великой в Пскове. Не однажды я участвовала в Крестных ходах вокруг Пскова, которые ведутся по благословению нашего Владыки Евсевия каждый месяц для благоденствия горожан и укрепления в вере живущих. Отец Олег со своими прихожанами в Крестном ходу навещает воинские захоронения, служит литию, не оставляет без молитвы погибших воинов.
Один Крестный ход храма св.А. Невского, помню, был во имя уменьшения аварий на дорогах.
В Ольгинский день, когда наши прихожане из своих храмов идут Крестными ходами в Кремль на молебен, самый красивый Крестный ход храма отца Олега: идут десантники с хоругвями и иконами. И так красиво, что сразу веришь, что все у нас будет хорошо, что Господь нас не оставит, спасет от падения нашу страну.

Говорит отец Олег мало и коротко, но слово его золотое. Глаза у протоиерея голубые и все время смеются, он кроток и смирен, но если повысит голос, то значит надо вразумить. Говорят из его паствы, что батюшка прозорлив, в чем сама неоднократно убеждалась, а духовные чада, которых немало по всей России и за ее пределами, тихо обожают батюшку. Что-нибудь выпытать у отца Олега из собственной его биографии - мука мученическая, поэтому мое интервью с отцом протоиереем, признаюсь честно, не очень удачное, но отец Олег сказал в нем главное и важное, и за это Слава Богу. Похвала священнику нашей Церковью не одобряется, но это и не похвала, а виденое и слышаное. Правда.
р.Б. Наталья

Родился батюшка в 1944 году в православной семье, на Волге, куда была эвакуирована из Пскова его мать, пережившая первые бомбежки города. Потом вернулись обратно, в Псков. Рукоположен Олег Тэор во диакона был в 1970 году, на Вознесение Господне, и десять дней прослужил в этом сане в Свято-Успенском Печерском монастыре. А потом, как он рассказывает, через десять дней, на Троицу, "меня рукоположили в Троицком Соборе во священника. И вокруг престола меня водил отец Иоанн (Крестьянкин). Мы вместе с ним из монастыря приехали". Еще много лет назад батюшка был в городе "справочным бюро", и всем вопрошающим рассказывал, где и какие есть псковские святыни, как их найти, как доехать, каким автобусом.

-Батюшка, из какой Вы семьи?

Родители в Бога веровали, Бога признавали. Даже, когда был вопрос о моем вступлении в октябрята и далее - у нас в семье были против этого. И я не был ни октябренком, ни пионером.

-А фамилия Ваша откуда?

Тэор - фамилия эстонского происхождения.

-Какими дорогами, отец Олег, пришли к Богу?

Уже со школьной скамьи прислуживал в деревенском храме св. Николая на Псковщине, а потом церковь закрыли. У меня не было данных для пения, слуха не было. В то время петь в церкви требовалось по нотам, священник должен был уметь красиво петь и иметь слух. Поэтому я не готовился быть священником. Но при Хрущеве увидел, что храмы закрываются, и лишь бы какой священник служил, даже бесслухий. Тогда многие люди уже вымерли, которые стояли за строгое пение. И чтоб лишний замок не был бы на храме, я решил посвятить себя служению в Церкви и быть священником. И мне сказали, что я могу быть священником. Был бы открытый приход, хоть для нескольких человек, чтобы удовлетворить их духовные нужды.

-И где Вы начинали служить?

Я начинал в Троицком Соборе и в Дновском районе, село Белая. Там пятипрестольный храм Рождества Богородицы. Его должны были закрыть, но с Божией помощью, и я старался, храм стал действующим, каждый престол - на своем месте. Храм был холодный, мы восемь печей сделали.

Батюшка, многие наблюдали в телевизионных репортажах, в начале 90-х годов историю с храмом Александра Невского (1907-1908гг.). Это была трудная история, с этапами Вашего стояния и прихожан за храм. Вы служили возле него, а там тогда был аптечный военный склад. А еще раньше там был военный клуб, молодежь танцевала, знакомились, веселились в церкви.

Я видел, что такой храм Пскову очень нужен, большой храм, удобный для современного Богослужения. Когда народу много, служителям трудно выполнять в храме необходимые обрядовые действия, особенно, когда служит Владыка. Когда стали отвоевывать его, я увидел, что такого храма в Пскове удобного нет, как этот. Храм св. благоверного князя Александра Невского после Троицкого Собора - самый большой в Пскове. Это был храм Омского полка.

-А как складываются Ваши отношения с армией? Вы же и в Чечню летали с нашими десантниками.

И не один раз, да и в Сербию летал. Я поначалу не думал о связи с армией, но у меня было много знакомых военных, ко мне обращались с горем или с чем-то еще, я им отвечал. По армейским вопросам обращались, и когда мы открывали храм - военные нам его не отдавали. А мы им говорили, что это здание наши предки строили не для аптечного склада, а для того, чтобы молиться.

-Теперь Вы дружите с военными?

Да, дружим. И тогда приехали с Верховного Совета люди и стали предлагать сделать воинский храм, чтобы ходили в храм военнослужащие, чтобы была помощь какая-то духовная. Даже некоторые батюшки в Москве, которые окормляли военных, говорили: "Надо же, во Пскове воинский храм есть!" Тогда в России не было таких действующих храмов. Официально мы начали служить в 1992 году, а зарегистрировали нас в 1991- м, но уже на улице служили намного раньше.

-Чем же Вы помогаете нашим солдатам?

А всем, чем можем. И гуманитарной помощью, духовной литературой.

-Зачем в Чечню летаете, отец Олег?

А чтобы их поддержать и служить. Солдаты рады, они нуждаются в этом. Нуждаются в моем посещении, что мы ради них приезжаем. Посылали бумагу, чуть ли не тонну, конверты. Собирали ручки, мыло, зубную пасту, сладости.

-Помогает Вам армия сейчас?

Больше мы им помогаем, нам сейчас передали старые дома памятники архитектуры, разваливающиеся казармы Омского полка, а мы хотим, чтобы они жили. И я пригласил военнослужащих помочь нам мусор убрать, мы будем потом ремонтировать, начнем первый этап восстановления.

-У Вас при церкви еще есть музей, церковный архив, библиотека.

У нас и сайт свой, есть электронная почта.

-Есть компьютерщики, батюшка?

Постоянных нет. У храма нет столько денег, но помогают нам те, кто хочет этим заниматься, и опыта сами набираются, работая с компьютером. Для храма.

-Что Вы думаете, отец Олег, о современной жизни, что характерно для нее сейчас?

В разное время бывают по-разному. После революции тоже голые ходили физкультурницы. И были люди, которые на это внимания не обращали, в церковь ходили, людей много в церкви было. И в концлагеря верующие шли с пением.

-А с каким грехом ныне Вы особенно часто сталкиваетесь в исповедях?

Пьянство и разрушение семьи, измена, непостоянство.

-Есть ли надежда выкарабкаться, батюшка?

Надо, чтобы глаза открылись, очи духовные, надо жить по-православному. И сейчас такие люди есть, только нужна на это решительность. Случилось - упал. Встал. Поисповедовался, пошел дальше. Не падать духом. Просить у Бога помощи. Человек сам ничего не может, и он должен это понять. С Божией же помощью все сделает.

-Чтобы Вы хотели пожелать, сказать людям, батюшка?

Я желаю, чтобы у людей открылись духовные очи.

-А как?

Когда грехи бросят, будут жить по Божиим заповедям. И это сделать очень просто и доступно в лоне Православной Церкви.

-Как грехи-то бросить? Мы и не замечаем, что грешим, с чего начать?

А надо посмотреть на себя.

-Как посмотреть на себя?

Сличить с заповедями Божиими свою жизнь: в чем она сходна, в чем не сходна. И в чем не сходна - покаяться. И когда этот процесс начнется по-православному, так и дальше пойдет, а если не по-православному, то человек уйдет в сторону, в крайности, уйдет в прелести или в самообольщение, потому что он будет ослеплен. Надо открыть глаза.

В Псков мы попадаем каждый раз, когда направляемся в Печоры. Но вначале мы проезжали его, направляясь прямо в Печоры. Позднее мы оценили благодать этого святого города.

Однажды я пила чай с настоятелем Софийского собора в Новгороде протоиереем Анатолием Малининым. Я рассказала ему, как паломники любят Новгород. Сам он был родом из Пскова и сказал мне: «Что Новгород, здесь только пять действующих храмов, а в Пскове четырнадцать». Это было давно. Теперь многое изменилось, и паломники полюбили Псков. Мы всегда посещаем Троицкий собор. Это один из самых красивых храмов в России. В Пскове очень много старинных церквей, а вокруг Пскова столько святынь, что перед каждой поездкой задумываешься, что посетить на этот раз. Но есть одно место, куда мы всегда стремимся. Это храм Александра Невского. Храм был построен для военных в начале ХХ века. Он и сейчас военный храм. Настоятель этого храма протоиерей Олег Тэор. Это замечательный священник, которому старец Николай с острова Залита завещал принять старчество. Он говорил: «Меня не будет – будете ходить к отцу Олегу».

Вот уже 17 лет мы ездим к нему покаяться в грехах, получить мудрый совет. Здоровье у отца Олега слабое, но вы никогда этого не увидите. Внимательный и доброжелательный, он всегда найдет нужное слово для каждого человека. Одна паломница при мне вышла обиженная на отца Олега. Она ненавидела свою невестку и надеялась, что отец Олег примет ее сторону, а он сказал ей только «Иди и молись».

Отец Олег всегда окружен молодежью. В храме Александра Невского поют два детских хора, много детей посещают воскресную школу. Но особенно много вокруг него солдат из Псковской десантной дивизии. Отец Олег для них как отец, к которому они все тянутся. Во время чеченской войны Отец Олег сам побывал в Чечне, он духовно поддерживал солдат. Сохранилось много фотографий его пребывания на Кавказе. При храме Александра Невского есть музей, где выставлены фотографии всех погибших на войне в Чечне. Смотреть на эти снимки очень тяжело, одно утешение, что Господь их не оставит. Отец Олег рассказывал мне, как тяжело ему было, когда вскоре после его поездки на Кавказ, ему привезли из Чечни 72 гроба для отпевания.

Я знакома с отцом Олегом вот уже 17 лет. Когда я впервые попала в храм Александра Невского, он был просто в жалком состоянии. Крыша текла, намокшая штукатурка грозила свалиться на головы молящихся. Из алтаря во время дождя выносили до 80 ведер воды. Храм этот был вымолен отцом Олегом и прихожанами. В годы безбожия это был военный склад, и военные не спешили расставаться с церковным имуществом. Верующие каждый день в течение месяца обходили его крестным ходом, и каждый день служили акафист Божией Матери. Сейчас это прекрасный храм, полностью восстановленный и снаружи и изнутри. Я была свидетелем, сколько труда это стоило, как трудно было собрать средства на восстановление. А ведь это не единственный храм, который восстановил отец Олег. Храм в Выбутах на родине св.Ольги, еще не так давно был в запустенье, а теперь в нем регулярно проходят службы.

Живет отец Олег в маленьком домике возле церкви. Этот дом забит разными нужными вещами: строительными материалами, книгам и, одеждой для нуждающихся, так что пройти можно с трудом. Еле место для спанья остается. Однажды мне сказали: «Проходите, Вас батюшка ждет в бане» Честно говоря, я была несколько смущена таким приглашением. Но баня, пристроенная к домику, оказалась совсем сухая, там было очень тепло и тихо, и можно было спокойно поговорить. В доме у батюшки всегда многолюдно. Добровольные помощники окружают его. Он, как генерал, раздает всем поручения, постоянно звонит телефон. А для себя у него нет времени. Живет он очень скромно. Квартира, выделанная ему, давно превратилась в гостиницу для людей, приезжающих к нему издалека. А едут к нему из разных концов. Недавно мы познакомились с женщиной, приехавшей из Ямало-Ненецкого округа и с группой паломников из Белоруссии. И что удивительно для всех готов и стол, и дом. Люди вокруг отца Олега всегда очень дружелюбны и гостеприимны. Каждая встреча с ним – это праздник для души.

Рецензии

Была я лет 10 назад у о. Тэора, видела его "апартаменты", присутствовала на его горячих беседах с его чадами, смотрела в программах "Новостей",как он, стоя, с развевающейся на ветру бородой, разъезжал на бронетранспортере по Чечне. Удивительный батюшка!
Спасибо Вам за эти воспоминания о нем, об о. Николае, о Святогорском монастыре.
Очень впечатлил рассказ о Гейченко и о черных птицах. В книге о. Тихона "Несвятые святые" описан подобный случай, произошедший в момент смерти кинорежиссера Сергея Бондарчука, но там стая черных пциц улетала.
Включаю Вас в избранные авторы. С уважением,