Степени сравнения наречий. Сравнительная степень наречий. Степени сравнения наречий Сравнительная

Разделы науки о языке

Лингвистика - это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, какие происходят изменения в языке.

1. Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

Орфоэпия - изучает произношение звуков и постановку ударений в словах.

Графика - изучает правила обозначения звуков речи буквами.

2. Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова, морфемы (части слова).

Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы образования слов;

3. Лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые выражения и сочетания, используемые в языке – фразеологизмы.

4. Морфология - раздел науки о языке, изучающий слова как части речи

5. Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи

6. Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения.

Пунктуация - раздел науки о языке,в котором изучаются правила постановки знаков препинания на письме.

7. Текстоведение – раздел лингвистики, который изучает тексты: содержание, построение, языковые средства связи предложений.

8. Культура речи - рассматривает нормы современного литературного языка.

РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА

Транскрипция – звуковая запись слова.

Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке (33 - 10 гл., 21 согл., ъ, ь).+

Звуки.

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.

Звуки делятся на гласные (6) и согласные (36).

При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает прегра -ду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

а о у ы э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.

я ё ю и е - обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы.

Лента букв

ВсегдаВсегда

Согласный, звонкий, Согласный, звонкий,

мягкий, непарный, твёрдый, парный


Гласные буквы, обоз- Согласные глухие Согласные глухие

начающие мягкость, парные непарные

рядом стоящей

согласной

ВсегдаВсегда Всегда Всегда

Согласный, глухой, Согласный, глухой,Согласный, глухой, Согласный, глухой

твердый, парныйтвердый, непарный мягкий, непарный мягкий, непарный

«Волшебные буквы - е ё ю я ».

Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.

РАЗДЕЛ 2. СОСТАВ СЛОВА. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Морфемы – самые маленькие значимые части слова.

В основу слова не входят окончания и формообразовательные суффиксы -ТЬ, -Л!

Не имеют окончания неизменяемые части речи - наречие, инфинитив, деепричастие!

1. Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными .

Например: лет ать, лёт чик,

Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова:

Например: лес, лес ной, лес ник, лес ничий, лес овичок – это родственные слова.

лес, леса, лесом, олесе, в лесу это форма одного и того же слова.

2. Окончание - изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

Например: читал (что?) книгу, рассказывал (о чём?) о книге

3. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Например: берёза, берёзк а, берёзов ая (роща)
Существительные имеют такие суффиксы как:

Ик- -ок- -ек- -ёк- -к- -ник- -чк- -очк- -ечк-
-ушк- -юшк- -ышк-
-н- -ник- -ниц- -оньк- -еньк-
-чик- -щик-
4. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например: ходит, под ходит, пере ходит, за ходит.

Приставки: о- об- обо- из- ис- рас- раз- от- ото- до- про-

под- подо- без- бес- на- над- с- за- в- при- пре-

5. Основу слова составляют:приставка, корень, суффикс.

Например: подснежники заморозки

Способы словообразования

Морфологический - с помощью различных морфем Неморфологический - без помощи морфем
Аффиксация Сложение
суффиксальный Например, покупа-ть + -тель= покупатель,вод-а +-иц = вод-ица сложение слов Например, сталь + вар-и-ть = стал-е-вар, нов-ый + стройка = нов-о-стройка Переход одной части речи в другую Например, столовая (прил.) ложка – столовая (сущ.) закрыта, больной (прил.) малыш – больной (сущ.) выздоровел
приставочный Например, готови-ть + при- = при-готовить, добрый + не- = не-добрый сложение основ + интерфиксация Например, универ-сальный + маг-азин = универмаг, глав-ный + врач = главврач.
приставочно-суффиксальный Например, окн-о + под- + -ник = под-окон-ник, дорог-а + по- + -ник = по-дорож-ник аббревиация (сложносокращенный) сложение начальных звуков или букв. Например, Вятская православная гимназия – ВПГ (сложение начальных букв),Театр юного зрителя – ТЮЗ (сложение начальных звуков)
бессуффиксный (нулевая аффиксация) Например, зелён-ый – зелень, шир-ок-ий – ширь, переход-и-ть – переход, разбеж-а-ть-ся – разбег.

Похожая информация.


Наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой). Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику (звуки речи), морфемику (состав слова), лексику (словарный состав языка), морфологию (слова как части речи), синтаксис (словосочетания и предложения).

В лингвистике выделяется несколько разделов

Лексикология (ее предметом является слово) - учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи.

Одним из основных разделов лексикологии является семантика (от греч. «сема» - знак) , которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.

Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также основные пути его развития и причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология - наука, изучающая происхождение слова.

Фразеология
рассматривает вопросы, связанные со значением, морфолого-синтаксическими и стилистическими особенностями фразеологизмов, а также - их классификацией и основными способами образования.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (на краю света - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький и т. д.).

Фонетика - раздел науки, который изучает звуковую структуру языка.

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук. Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения.

Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.

Тесно связанный с фонетикой раздел графики изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, соотношение между буквами и звуками.

Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.

В некоторых учебниках этот раздел называется морфемикой (от греч. «морфе» - форма) . Морфемы - значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Они образуют морфемный состав слова.

Грамматика изучает особенности построения языка.

В настоящее время грамматика - один из самых значительных разделов науки о языке, который включает в себя два подраздела - морфологию и синтаксис.

Морфологию (от греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) , изучает словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Хотя есть такие, которые не изменяются (союзы, предлоги, наречия). Морфология тесно связана с орфографией, поэтому в данном разделе учебника часто встречаются разного рода орфографические правила.

Части речи - это морфологические классы слов. По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица. В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разные функции. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т. д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще служат для связи самостоятельных слов.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них имеет свои существенные признаки. Предложение служит для выражения высказывания, является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - одним из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетания.

Орфография (от греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу)
-раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

В русском языке есть много случаев, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на определенное правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой.

Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.

Пунктуация тесно связана с синтаксисом. Школьная грамматика дает представление о 10 знаках препинания:

Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой .

Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности, а также условиях использования их в речи.

Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.


Степени сравнения имеют качественные прилагательные и наречия на -о, -в, образованные от них.
Прилагательное или наречие в форме сравнительной степени обозначает качество, присущее данному предмету или действию в большей степени, чем другим предметам или действиям.
Формы сравнительной степени образуются двумя способами:
  1. простым - при помощи суффиксов -ее (-ей) и -е: быстрый - быстро - быстрее (разг. быстрей), легкий - легко - легче; например: Как-то все дружней и строже, как-то все тебе дороже. И родней, чем час назад (Твард.); Меньше несешь - легче идешь (М.Г.);
  2. сложным - при помощи слов более, менее: более сильный, менее ловкий. В некоторых случаях формы сравнительной степени образуются от других корней: хороший - лучше, плохой - хуже.
Сложную сравнительную степень образуют все качественные прилагательные, простую - далеко не все прилагательные и наречия (жестокий - более жестокий, робкий - более робкий).
Сравнительная степень может иметь -приставку по-: поострее, потише.
Сравнительная степень наречия и сравнительная степень прилагательного различаются только в предложении: сравнительная степень наречия относится к глаголу и является обстоятельством, например: Длинней с горы ложится тень (Тютч.), а сравнительная степень прилагательного относится к существительному (или местоимению) и выступает в роли сказуемого или определения, например: Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет).
Примечания. 1. Отдельные прилагательные, а также наречия образуют формы сравнительной степени при помощи суффиксов -ее и -е: более, больше. Первые формы.чаще употребляются в книжной речи, а вторые - в разговорной, хотя иногда формы на -ее, наоборот, являются просторечными, нелитературными: бойчее, звончее. Литературные формы - бойче, звонче. Возможны образования с приставкой по-: побольше, позвонче. 2. При образовании форм сравнительной степени от прилагательных с основой на г, к, х, д, т, cm происходит чередование согласных: дорогой - дороже, далекий - дальше, глухой - глуше, молодой - моложе, богатый - богаче, просто - проще.
Превосходная степень указывает на самую высокую степень качества.
Простые формы превосходной степени прилагательных образуются при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: сильный - сильнейший, тонкий - тончайший. Иногда с прибавлением приставок пре-, наи-: предлинный, наиталантливейший.
Сложные формы имеют дополнительные слова наиболее, самый или всех, всего: близкий - самый близкий, наиболее близкий; добрый - добрее всех; милый - милее всего. Сложные формы превосходной степени имеются у всех качественных прилагательных, зато простые возможны далеко не всегда. Не имеют простых форм, например, прилагательные узкий, усталый, боевой, дружеский и некоторые другие.
Наречия в форме превосходной степени крайне редки в употреблении и воспринимаются в современном русском языке как устаревшие: нижайше, покорнейше. Например: Строжайше б запретил я этим лицам на выстрел подъезжать к столицам (Гр.).
Упражнение 414. Образуйте простую сравнительную степень от следующих прилагательных.
Образец. Смелый - смелее, узкий - уже.
Красивый, ласковый, добрый, тихий, дальний, плохой, хороший, приличный, удобный, черный, короткий.
Упражнение 415. Образуйте от следующих имен прилагательных, где это возможно, формы сравнительной и превосходной степени (простые или сложные). Укажите слова, не имеющие тех или иных форм.
Зеленый, красный, темный, умный, острый, богатый, ветхий, крутой, молодой, ранний, маленький, высокий, низкий, румяный, дружеский, чахлый, громоздкий, зыбкий, топкий, цепкий, вялый, наглый, глазастый, сложный, ловкий.
Упражнение 416. Образуйте простую сравнительную степень от следующих слов. Составьте с каждым из образованных слов (в роли прилагательного или наречия) предложения и напишите их.
Образец. Теплый - теплее. Погода становилась теплее. Сегодня он встретил меня теплее, чем вчера.
Частый, большой, простой, бойкий, интересный.
Упражнение 417. Прочтите предложения и определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, данные в форме сравнительной степени.
1. Каштанка заворчала, приняла очень храбрый вид и на всякий случай подошла поближе к незнакомцу (Ч.). 2. И чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.). 3. Он [Емельян] пел руками, головой, глазами... пел страстно и с болью, и чем сильнее напрягал грудь, чтобы вырвать из нее хоть одну ноту, тем беззвучнее становилось его дыхание... (Ч.). 4. От костра оставалось только два маленьких красных глаза, становившихся все меньше и меньше (Ч.). 5. И теперь она. . . казалась ему как будто ниже ростом, проще, нежнее (Ч.). 6. Он пошел быстрее (М.Г.). 7. И почему-то вдруг стало темнее (М.Г.). 8. Синие глаза горбуна стали больше, круглее и печальней (М.Г.). 9. Раньше я была умнее (М.Г.). 10. Варавка влажно всхрапывал и почему-то казался меньше, чем он был днем (М.Г.). И. Волны заглядывали к нам через борта и сердито шумели; чем дальше выносило нас в пролив, тем они становились выше. Вдали слышался уже рев, дикий и грозный... А лодка все неслась быстрее и быстрее... Мы то и дело проваливались в глубокие ямы и взлетали на водяные бугры, а ночь становилась все темней, тучи спускались ниже (М.Г.).
Упражнение 418. Перепишите предложения, подчеркнув формы сравнительной степени. Определите, какие это части речи.
  1. Но дедушка сейчас в работе был живее, расторопнее, легче отца (Гладк.). 2. Кузярь был худенький, расторопный, а Наумка был выше, и руки у него были длинные (Гладк.). 3. - Я, признаться, думал, что ты, Поляница, умнее,- с сожалением сказал Давыдов (Шол.). 4. Я впервые видел Среднюю Россию. Она мне нравилась больше Украины. Она была пустыннее, просторнее и глуше (Пауст.).
  1. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни (Пауст.). 6. Из тумана доносились голоса, но гораздо глуше, чем раньше (Пауст.). 7. Ближе к морю держались самые крупные и красивые кулики-сороки (Арс.).
  1. Тайга показалась мне еще угрюмее (Арс.). 9. Взяв свои котомки, мы отошли еще пол километра и, выбрав на берегу реки место поровнее, стали биваком (Арс.). 10. Ты добрей был ее, и теплей, и светлей (Сим.). 11. И я-то знаю: он во многом был безупречней и сильней (Твард.). 12. Я знаю, если б не случиться разлуке, горшей из разлук, я мог бы тем одним гордиться, что это был мой первый друг (Твард.).
Упражнение 419. Прочтите внимательно и укажите особенности употребления выделенных слов.
Напрасный отблеск жизни прежней, она была еще мертвей, еще для сердца безнадежней навек угаснувших очей (Л.). Шагал он как- то деревянно, на манер игрушечных солдатиков, не сгибая колен (Ч.). Походка его становилась все деревяннее (Кор.). ... Взлетел, простерся орел самодержца, черней, чем раньше, злей, орлинеє... (В. М.). В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железнее или метче, а удачливей кто (Леон.).

Предлоги - это служебные слова, которые употребляются при словах, изменяющихся по падежам, и служат вместе с окончаниями для связи слов.
Предлоги употребляются при существительных, количественных числительных и местоимениях: положить на стол, сидеть за столом; прибавить к трем, разделить на два; остаться у меня, приехать ко мне. Предлоги в предложении не играют самостоятельной роли и не являются его членами.
Предлоги могут употребляться с одним падежом, например: без, к - без разговору, к лесу; с двумя, например: на, в - на диван, на диване, в дом, в доме; с тремя, например: с, по - с пальца; (величиной) с палец, с пальцем; по пояс, по городу, по прибытии.
Примечание. Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом. Например: согласно договору, вопреки указанию, благодаря хорошей погоде. Предложное сочетание согласно с употребляется с творительным падежом, например: согласно с договором.
Упражнение 420. Перепишите предложения, подчеркнув предлоги. Укажите, с какими падежами они употребляются.
1. Пушки с пристани палят (П.). 2. Улыбка сошла с лица Лизы (Т.). 3. Они лежали голова с головою и бок с боком (Л. Т.). 4. Под елкой лежали бумажные пакеты с подарками (А. Н. Т.). 5. Землю по реке разбить на дачные участки (Ч.). 6. Парнишка, подталкиваемый сзади, приблизился к крыльцу (Фад.). 7. Едва матроса ввели в пахучую жаркую тьму хибарки, как он тотчас рухнул на дощатую койку (Кат.).
Упражнение 421. Перепишите предложения, используя нужную падежную форму стоящих в скобках слов.

  1. Согласно (приказание) начальника цех начал работу вовремя.
  2. Ученик выполнил упражнение согласно (орфографические правила). 3. Вопреки (предсказания) старика небо быстро затянулось тучами. 4. Благодаря (забота и внимание общественных организаций) ребята получили к празднику новый стадион.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Степени сравнения наречий Учитель русского языка и литературы МБОУ Вылковской СОШ Чернакова Н.А.

Повторение: Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень прилагательного Превосходная степень прилагательного простая сложная простая сложная Суффиксы: - ЕЕ, -Е, -ШЕ Частицы: БОЛЕЕ МЕНЕЕ Суффиксы: -АЙШ-, -ЕЙШ- Частицы: САМЫЙ НАИБОЛЕЕ НАИМЕНЕЕ СИЛЬН ЕЕ ГРОМЧ Е МЛАД ШЕ БОЛЕЕ СТОЙКИЙ МЕНЕЕ ТРУДНЫЙ ГЛУБОЧ АЙШ ИЙ НЕЖН ЕЙШ ИЙ САМЫЙ ДОБРЫЙ НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЙ

Заполните пустые клетки в таблице Полная форма Простая сравнительная степень Сложная сравнительная степень Простая превосходная степень Сложная превосходная степень 1.Высокий Более высокий Самый высокий 2.Спокойный Спокойнее спокойнейший 3. Самый красивый 4.Крупный Крупнее 5. Опасный опаснейший 6. добрее Самый добрый

Вопрос: Какая степень сравнения прилагательного образуется с помощью частицы САМЫЙ? Сравнительная простая. Превосходная простая. Сравнительная сложная. Превосходная сложная

Степени сравнения наречий Сравнительная степень Превосходная степень Суффиксы -ЕЕ, -Е, -ШЕ Частицы БОЛЕЕ И МЕНЕЕ Местоимение ВСЕХ + простая форма сравнительной степени ТОЧН ЕЕ ВЫШ Е ТОНЬ ШЕ БОЛЕЕ ТОЧНО БОЛЕЕ ВЫСОКО БОЛЕЕ ТОНКО ТОЧНЕЕ ВСЕХ ВЫШЕ ВСЕХ ТОНЬШЕ ВСЕХ

Заполните пустые клетки в таблице Исходная форма Простая сравнительная степень Сложная сравнительная степень Превосходная степень короче Более коротко Короче всех Широко Шире всех Энергично часто Более часто Жарче всех Сладко удобно удобнее Более удобно Удобнее всех внимательнее Сильнее всех трудно

Вопрос: Превосходная степень у наречий … Бывает только простая Бывает только составная Бывает и простая, и составная. Не образуется вообще.

Отличия степеней сравнения наречий от степеней сравнения прилагательных Вы наверняка заметили, что формы простой сравнительной степени наречий и прилагательных очень похожи. По внешнему виду или звучанию отличить прилагательное ОСТРЕЕ от наречия ОСТРЕЕ совершенно невозможно. Но если слова совпадают по звучанию и написанию, это еще не значит, что перед нами одно и то же слово.

Слова, имеющие одинаковое звучание и написание, называются ОМОНИМАМИ. Вы с ними знакомы с 5 класса. Например: Лук (растение) и лук (оружие) Ключ (родник) и ключ (предмет)

Давайте сравним два словосочетания: НОВЫЙ НОЖ ОСТРЕЕ СТАРОГО сущ. прил. ИНСТРУМЕНТЫ ЗАТОЧИЛИ ОСТРЕЕ глагол наречие Каков? Как?

Попробуйте самостоятельно найти отличия между формами наречий и прилагательных, выполняя упражнение Определите часть речи и форму степени сравнения Это дерево выше того. Сегодня он прыгнул выше, чем вчера. Это добрейший человек. Он смеялся веселее всех. Это сочинение написали грамотнее, чем прошлое.

6. Работайте более быстро. 7. Он решает задачи быстрее всех. 8. Это опаснейший путь. 9. Эти яблоки вкуснее тех. 10. Это самый сильный телескоп.

Ответьте на вопрос: Однокоренные наречия и прилагательные в форме простой сравнительной степени являются … Неологизмами Омонимами Синонимами Антонимами

Выводы Этот урок был посвящен изучению форм степеней сравнения у наречий. Наречия, как и качественные прилагательные, имеют степени сравнения, если обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени.

Форма простой сравнительной степени образуется с помощью суффиксов: -ЕЕ, -Е, -ШЕ. Форма сложной сравнительной степени образуется с помощью частиц: БОЛЕЕ или МЕНЕЕ, которые добавляются к исходному наречию. У наречия в русском языке возможна только сложная форма превосходной степени. Она образуется с помощью слова ВСЕХ, которое добавляется к наречию в простой сравнительной степени.

Итоговое тестирование Какие слова участвуют в образовании сложной сравнительной степени прилагательного и наречия? БОЛЕЕ, МЕНЕЕ САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ ОЧЕНЬ ВСЕХ

2. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? Степени сравнения имеют все разряды прилагательных. Качественные Относительные Притяжательные

3. Однокоренные наречия и прилагательные в форме простой сравнительной степени являются … Синонимами Омонимами Архаизмами Антонимами

4. При образовании сложной формы превосходной степени прилагательного слово САМЫЙ добавляется к … Полной форме этого прилагательного Форме простой превосходной степени Форме простой сравнительной степени Форме сложной сравнительной степени

5 . С помощью каких суффиксов образуется простая сравнительная степень прилагательных – АЙШ-, -ЕЙШ- -ИМ-, -ЕМ- -Е, -ЕЙ, -ШЕ -ОВА-, -ЕВА-

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


И услуг. Люди соревнуются друг с другом, выбирают себе друзей и партнеров для семейной жизни. Тем самым мысленно мы постоянно что-то сравниваем между собой. А чтобы выразить это словесно и письменно, мы используем те самостоятельные которые обозначают признаки предметов, других признаков или действий. Для этого и существуют степени сравнения наречий и прилагательных, правила образования которых мы и рассмотрим в данной статье.

Морфология

Наречие - это которая может обозначать признак действия (бежать как? - быстро; читать как? - внимательно), признак признака (освещенная как? - ярко; сильная насколько? - очень), и в редких случаях, в сочетании с рядом определенных существительных, признак предмета (совсем еще дитя, чтение вслух). В предложениях они чаще располагаются рядом с глаголами, прилагательными и другими наречиями, выполняя роль обстоятельств, а если относятся к существительному, то определений. наречий выражают разницу или соотношение нескольких действий или нескольких признаков, выделяя один из двух или один из всех. А поскольку по правилам образования и применения в предложении они крайне схожи с прилагательными, то запомнить их не составит особого труда.

Какие слова можно использовать

Степени сравнения наречий можно образовать только от тех представителей этой части речи, которые относятся одновременно к качественно-определительным, т. е. выражают качество признака или действия. К примеру: идти быстро, воевать отважно, любить нежно, сверкающий ярко фонарь. Чтобы быстрее это понять, можно запомнить нехитрый прием: степень сравнения образуется только от тех наречий, которые условно можно превратить в прилагательные. Быстро - быстрый, отважно - отважный, нежно - нежный, ярко - яркий и т. д. С остальными наречиями времени (всегда, допоздна), места (далеко, впереди), причины (поневоле, сгоряча), цели (в насмешку, нарочно), меры и степени (много, чуть-чуть), образа действия (пешком, исподлобья) поступить так явно невозможно. Происходит это потому, что только качественные наречия были образованы от аналогичного путем удаления окончания и добавления суффикса «-о».

Примечание

Отсюда же следует и опасность ошибиться в определении части речи. А именно легко спутать с качественными наречиями. Для примера возьмем два простых предложения: «Она шутит смешно» и «Да, это смешно». В первом случае подразумевается наречие, поскольку оно относится к глаголу (сказуемому), обозначает признак этого действия, следовательно, отвечает на вопрос «как?» и является обстоятельством. Во втором же предложении слово «высоко» является краткой формой прилагательного, находится в зависимости от местоимения (подлежащего), выражает свойство предмета, отвечает на вопрос «каково?» и подчеркивается как сказуемое. Поэтому, чтобы различить две эти части речи в предложении, необходимо произвести вышеуказанный разбор проблемного слова, и тогда все станет понятно.

Как образовать сравнительную форму наречия

Существует и другая возможность ошибочной путаницы. Проблема состоит в том, что сравнительная форма степени сравнения наречий образуется точно так же, как у прилагательных, т. е. путем добавления суффиксов «-е, -ей, -ее, -ше, -же» к корню, иногда при этом отсекаются или заменяются последние буквы, а в отдельных случаях видоизменяется все слово. К примеру, «далеко - дальше, близкий - ближе, красивый - красивее/красивей/краше, хорошо - лучше, маленький - меньше». Так происходит образование простой (синтетической) формы степени сравнения наречий, таблица включат ее внизу первого столбика, и именно она идентична прилагательным в тексте. Снова возьмем для примера два предложения: «Он прыгнул выше» и «Этот мальчик выше». Здесь также необходим разбор: так, в первом случае это наречие, относится к сказуемому, означает признак действия, отвечает на вопрос «как?», а во втором примере - прилагательное. Другая форма степени сравнения (составная/аналитическая) у этих частей речи отличается, хоть и образуется одинаково, путем добавления вспомогательного слова «более» или «менее». К примеру, «более высокий» и «менее близкий» у прилагательных, «более высоко» и «менее близко» у наречий.

Как образовать превосходную форму

Наречия в сравнительной степени выражают, что для данного действия/признака обозначаемое слово более характерно, чем для другого. Помимо этого, существует и еще одна форма, которая называется «превосходная». Она выделяет данное действие/признак из всех, выражая его в самой высокой степени сравнения наречий, и образуется путем добавления вспомогательного слова «всех» (составная) или суффиксов «-ейше, -айше» (простая). Последняя характерна только для определенных слов, главным образом, устаревших (покорнейше, нижайше), а потому практически не указывается в справочниках по русскому языку. Но зато используется составная форма степени сравнения наречий. Упражнения и примеры с ней можно придумать из любых слов: прыгнуть выше всех, быть ниже всех, ездить дальше всех, выступать лучше всех и т. д.