Сможем завоевать доверие и быть. Как завоевать доверие мужчины? Покажите, что у вас есть что-то общее

Белая и черная зависть – что это такое, кто страдает негативным качеством характера? А может это не негатив, а нормальное состояние человека, желающего выжить, получить от жизни блага? Почему он завидует? Возможно, существуют факторы, подталкивающие к тому, что хочется иметь то же, что и окружающие. Разберемся во всем детально.

Что такое зависть

Большинству из нас, чего греха таить, знакомо это чувство. Давайте признаем, у каждого из нас, в том числе и уважаемых нами читателей, возникало это чувство. И впервые мы его ощутили еще в детские годы. Дайте вспомним, как нам хотелось иметь такую же машинку. Как и приятеля по детскому саду. Или мечтали о куколке с её домиком подружки, которые ваши родители были не в состоянии купить из-за материальных проблем. Если хоть кто-то из читающих эту статью будет утверждать, что ему это чувство не знакомо, то он, мягко говоря, лукавит!

Нет человека на этой бренной Земле, кто бы хотя бы раз в этой жизни не ощутил чувства, при котором было обидно за плюсы других, и желания получить то же самое!

И если бы хотя бы один, два, три, четыре и так далее разов! На самом деле, неприглядное и присущее каждому из нас чувство возникало у каждого из нас множество раз! Мы часто слышим «Было бы кому завидовать!». Именно в ней и кроется весь вопрос – бы да кабы, а слово «зависть» все-таки прозвучало!

Все ли мы завистливы?

Конечно, нельзя всех под одну «гребенку». Есть и те, кто действительно не завидует или у них это чувство просыпается «ситуационно». Но куда хуже, когда человека чувство зависти душит словно удав, не дающий ни спать, ни жить. Но они в жизни об этом не признаются, так как понимают – качество не из лучших. Ну как же можно признаться в том, что у подружки лучше сумочка или шляпка. И ни в коем случае не хочется признаться в том, что её муж делает гораздо дороже подарки, чем её. Если такое произойдет, то она признается в собственной несостоятельности. То же самое и с мужчинами. Дамы даже не представляют, каково им признаться в том, что у соседа или друга машина лучше.

Вопрос зависти может касаться чего угодно, вплоть до количества женщин, с которыми каждый из соперников провел время. Звучит не очень красиво, но такое встречается довольно часто. Но все бы ничего, люди хотят иметь то же, что и другие. Желают получать от жизни такие же «дары», тоже добиваться успеха, купаться в роскоши и жить счастливо. Казалось, почему это чувство считается негативным.

Каждый хочет прожить долго, счастливо и с комфортом. Но давайте вспомним такие выражения как «беля» и «черная» зависть.


Черная и белая зависть – в чем отличие

Ни для кого из нас не секрет что люди бывают добрыми и не очень. Первые готовы дарить людям радость, отдавать последнее, лишь бы помочь ближнему (мы говорим о настоящих добряках, а не притворщиках). Злые же думают только о том, чтобы кому-то навредить. Но то парадоксально, и та и другая сторона обладает одним и тем же качеством. Завистникам это покажется слишком серьезным заявлением, но это на самом деле так. Не верите? Пожалуйста, реальный пример.

Скажите, не кажется ли вам, что самая добрая монашка на свете может желать, чтобы бедные дети жили также, как и богатые. Она полагает было бы неплохо, если бы дети Африки или Стран Азии имели такие же возможности, что и европейцы, россияне, американцы и т.д. То есть, она невольно хочет для обездоленных того, что есть у других. Вот вам пример банальной зависти. Но она не черная, а белая!

Что уж говорить о тех, кто страстно желает иметь то же, что и соперница, сосед, близкий друг, родственник, телезвезда и т.д. Но при этом, есть то, что окрашивает качество в черный цвет. А что это такое – выясним далее. А пока разберемся – почему возникает зависть.

Что говорит статистика

Прежде чем мы ознакомимся с факторами, вызывающими данное нелицеприятное качество, выясним, что же это такое. Психологи дают четкое определение зависти – это довольно неприятное ощущение, вызванное раздражительной реакцией на успехи и благополучие других людей. Стоит отметить, что это чувство сопровождает человека везде и всегда. И при нем хочется совершать действия, для обладания тем или иным благом.

Чувство зависти присуще всем, вне зависимости о вероисповедания, национальной, половой или социальной принадлежности. Но есть и позитивные новости. Был проведен социологический опрос, исследователями в мировом институте психологии. Как оказалось, чем старше человек, тем меньше он завидует. То есть наступают возрастные этапы, при которых человек или сильнее или слабее ощущает свою ущербность по отношению к другим. Нет, это не комплекс. Мы говорим о том, что человек в разные периоды жизни завидует или сильнее, или вовсе теряет это неприглядное качество. В выигрыше те, кто старше.

Важно: лица от 15 до 20 лет более привержены зависти. А те, кому за 60 – менее. Но здесь нужно сделать отметку – все зависит от характера человека.

Если он всю жизнь был злым, завистливым и меркантильным, то в старости его характерные качества только усугубятся. А добрые и отзывчивые молодые люди так и проживут свою жизнь как альтруисты, но есть и плохая новость. Отзывчивых и добрых альтруистов мизерное число. Можно сказать, что они относятся к «полезному ископаемому».


Откуда берется зависть

Любая проблема в характере человека возникает еще в детские годы. Они как маленькие корни, от которых зависит качество побегов и плодов. И если мы чувствуем неудовлетворенность, желаем что-то получить, но нам этого не дают – возникает обида. Она же еще сопряжена с тем, что у других детей этого хоть отбавляй. В семьях, где то и дело возникают трудности с финансами, питанием, одеждой и другими, необходимыми благами, ребенок смотрит на других детей и чувствует несправедливость.

А если ребенок переживает тяжелое детство живя с родителями алкоголиками, наркоманами, то проблема превращается в роковую. Он не получает не только материальных, но и духовных благ. Родителям не до него – дефицит любви, заботы и нежности, более того, возможно насилие. И ни одной похвалы за его старания. Чтобы получить её, дети порой согласны принести бутылку, помочь пьяному отцу приготовить ужин, лечь в постель. А о том, чтобы получить поощрительные слова за игру на музыкальных инструментах, спортивные достижения не может быть и речи. Просто им это не дают, семейный статус попросту ограничивает их желания и способности.

Ознакомимся, в каких еще ситуациях у человека развивается зависть.

  1. Взрослые то и дело порицали ребенка за любой промах и более того, наказывали физически.
  2. С детства он слышал – что бедность это лучше, чем богатство. Богатые все воруют, а бедные честные люди.
  3. С детских лет дитя вынуждали делиться со всеми, и он не мог свободно распоряжаться тем, что у него есть. Для кого-то кажется, что дитя должно делиться сызмальства. Но и в том нужно знать меру. Обладая каким-то благом, он не успевал наслаждаться чувством удовлетворения, напротив, взрослые вынуждали его чувствовать вину. С тех пор он не может открыто проявлять счастье от обретенного, боится демонстрировать любое благо.
  4. С малых лет родители не приучили ребенка ожидать позитивные перемены, а готовили только к худшему исходу любых событий. Для таких детей жизнь – это тяжелая ноша, в которой нет места радости, а сплошная неудовлетворенность, масса комплексов, ограничений, создаваемых самостоятельно.
  5. Зависть сопровождает того, в ком присутствует внутреннее чувство несвободы, слишком самокритичен, рос в строгих ограничениях и не приучен к тому, чтобы быть терпеливым, и научиться ждать.

Если говорить обобщенно, то завистливый человек живет в постоянном измерительном мире. То есть, он сравнивает и соотносит свои успехи и блага с чужими. Главные мысли в его голове – хуже, лучше. И естественно, что в приоритете критерий «хуже». То есть у него все хуже, чем у других.

  1. Важный фактор развития зависти – человек большее количество времени проводит с самим собой. А с тем, кому он завидует, видится намного реже. И пока нет чужого человека, есть уйма времени видеть свою жизнь таковой, какая она есть. То есть время разглядеть все недостатки. И в сравнении с чужой, возникает дисбаланс. Но так кажется только тому, кто считает себя ущемленным, хотя на самом деле все это не так.
  2. Причиной зависти также является нежелание интересоваться чужими судьбами. Многие полагают, что самая тяжелая участь дана именно ему, а другие живут счастливо. По этому поводу представляем вашему вниманию несколько интересных примеров. Знаменитый психолог 20 века Дейл Карнеги изложил в своих трудах немало историй и способов, благодаря которым внимательные читатели смогли обуздать свои недостатки в характере и добились успехов.

Прочтем историю о зависти:

«История происходила в 20 годах 20 века. Молодой человек очень хотел устроиться на работу в известный банк, в котором хорошо платили, и был шанс вырасти по карьерной лестнице. Но вот беда, у него не было надлежащей обуви. Туфли порваны, сандалеты и вовсе как сито. Не то, что у тех, кто каждый транжирит тысячи на азартные игры, машины, рестораны и девушек. А день собеседования уже назначен, что делать?

Несмотря на эти проблемы, парень все-таки осмелился отправиться к менеджеру компании. И пока он стоял возле лифта и мысленно сокрушался о том, как ему стыдно за старую и порванную обувь, из лифта выкатилась инвалидная коляска. В ней сидел такой же молодой человек, но, без ног. Словно молния в его голове пронеслась мысль о том, что есть самое важное – ноги. То есть он здоров, а все остальное можно достичь своим трудом. Чего, к сожалению, не скажешь о том молодом и симпатичном парнишке, которому даже новую и дорогую обувь не на что надеть».

Ну что, как вам история о зависти? Он завидовал тем, кто имел больше в плане материальных благ, но не понимал, что главное в этой жизни возможности, физические и духовные. Благодаря им можно достичь многого, главное захотеть. А сидеть сложа руки и завидовать другим – проще простого. И словно флаг человек несет перед собой свои неудачи и жалуется, что у него ничего не получается. А ты пытался? А сделал ли хотя бы первый шаг на пути к успеху?

Но есть одно «Но!». В нас живут такие качества, как доброта, любовь, милосердие. Может даже быть жестокость, равнодушие и другие. Но что касается зависти – её нет в списке качеств человека. Такие мысли рождаются в нашей голове по причине различных обстоятельств. Но чаще всего из-за того что не знаем, как тяжело живут другие. Внешняя видимость успешности, благосостояния зачастую скрывает куда более неприглядные моменты и проблемы. Даже если это и не так, нет ни одной судьбы на планете, в которой не происходили бы не только радостные, но и неприятные, печальные моменты.


Зависть – каковы её признаки

Понять, что человек не радуется вашим успехами и достижениям можно с легкостью, если ваш собеседник ведет себя как-то странно, он вроде бы и улыбается, делает вид что радуется. Но его глаза пусты, безжизненны. Более того, в них можно «прочесть» что-то недоброе, они «говорят» совершенно о другом – человек страдает, слыша о ваших благах. Чтобы такое распознать, необходимо внимательно изучить признаки той самой зависти.

Важно обращать внимание на язык жестов, именно они с «потрохами» выдают человека. В первую очередь смотрите на улыбку человека, который увидел или узнал о том, что у вас все хорошо, вы чего-то добились, чему-то радуетесь. Она, как правило, натянутая. Такое выражение лица у мима. Глаза грустные или скучные, а рот растянут в улыбке. Никакого радостного блеска, который можно наблюдать у того, кто действительно искренне рад. И еще, если собеседник пытается убедить вас слишком открытым при улыбке ртом, при котором светятся все «тридцать два», а в уголках глаз почти нет морщин – он не рад! Все это говорит о том, что собеседник пытается преодолеть напряжение, сковывающее его от зависти.

Закрытая позиция. Когда человек не разделяет ваших позитивных ощущений, он вроде и улыбается, но в то же время закрывается руками. Таким образом, его психика утверждает – «Я не принимаю! Этого не может быть! Нет, это должно было случиться со мной, а не с тобой!». Все это неприятие чужих достижений.

Разговор завистливого человека обрывается в том момент, когда вы делитесь своей радостью, возникает мимолетная, но все же пауза. «Как, с какой это стати? Почему им, а не мне?». Накопившиеся обиды, чувство несправедливости, желание иметь больше чем другие встают комом в горле. Конечно, дальше разговор протекает в радушной форме, но в душе у завистника творится что-то ужасное. Он обязательно найдет повод, чтобы быстрее уйти и остаться наедине со своими негативными мыслями.

Черная и белая

Мы часто в разговорах, услышав о благах и успехах человека, твердим: «Завидую белой завистью». Что это значит, чем она отличается? Разве можно вообще завидовать и не считаются ли оба вида зависти смертным грехом? Давайте проанализируем. Черная зависть – разрушительная. К ней можно отнести следующие ситуации:

  1. Зависть к чужому семейному счастью. В таких случаях, завистник делает все, чтобы разлучить людей и готов для достижения цели пойти «по трупам», иногда даже в буквальном смысле.
  2. Зависть в материнстве. Некоторые женщины не способны иметь детей по разным причинам. Они завидуют тем, у кого есть ребенок. Чтобы ощутить счастье материнства они могут пойти на ужасное преступление – выкрасть чужого дитя.
  3. Зависть к успехам на профессиональном поприще. Завистник готов ставить «подножки», докладывать начальству обо всех ошибках, наговаривать, лишь бы престижная должность как максимум досталась ему. Или как минимум лишить человека заслуженного места
  4. Зависть к финансовому благополучию – самый часто встречающийся недостаток людей. Чтобы завладеть чужим имуществом, люди идут на ужасные поступки, вплоть до убийства.

Белая зависть, примерно то же самое. Но, в душе человек рад за другого, хотя и чувствует обиду за то, что у него нет таких благ. Он с пониманием относится к тому, что радующийся за свои успехи действительно заслужил этого и радуется вместе с ним. Но где то в душе закрадывается мысль – почему же у меня ничего не выходит, почему мне судьба не дарит такие же минуты радости и счастья, благосостояние и т.д.

Специалисты по психологии утверждают, что зависть имеет самые глубокие корни. Она возникла сразу же после любви и наказания Адама и Евы. Их дети – Каин и Авель стали жертвой именно этого негативного качества. Помните эту библейскую историю? Каин убил своего кровного брата именно из-за чувства зависти. Просто плоды второго Господь принял, а Каина нет.

Но специалисты также утверждают, что в нелицеприятной черте характера есть и плюсы для человека. Благодаря ней, люди начинают соревноваться, стремятся создать своими руками более качественный продукт, дабы утвердиться. Получается, что зависть, как и , двигают прогресс.

Наглядный пример: две ведущие компании мира по производству мобильных аппаратов наперегонки соревнуются друг с другом и благодаря им мы имеет удивительные аппараты – айфоны, смартфоны, компьютеры и т.д.

Последствия зависти

О том, к чему приводит это негативное качество, мы знаем с малых лет. Именно зависть движет теми, кто хочет завладеть чужими землями, отбить чужую жену, выкрасть его деньги. Воры, грабители, оккупанты идут туда, где лучше. Они отнимают чужие земли и используют чужие ископаемые. А в чем причина – зависть к тому, чего у него нет. Правда, агрессоры помимо изучаемого нами греха также обладают невероятной и жестокостью. И если эти три качества соединены в одном человеке, в руках которого неограниченная власть – беда грозит огромному количеству людей, а может и человечеству.

Завистливый человек никогда не будет счастлив. Изначально, ощущая потребность в благах, которые есть у других, перерастет в зависимость. Это отлично поймут женщины, которые на себе ощутили данное качество. Ведь бывало же так, что ваша подруга, увидев на вас шикарное кольцо, тут же бежит к мужу и требует того же. Или вслед за вами отправляется на шикарный остров, потратив на это последние копейки? Еще хуже, если она от зависти к вашему семейному счастью пытается то и дело уединиться с вашим супругом и сделать все, чтобы отбить. Смотрите, шаг за шагом она может своего добиться. Зависть становится стимулом для талантливых манипуляций и изощренных методов обольщения.

Можно ли её побороть

Учитывая тот факт, что изучаемое нами качество может передаться по наследству или формируется в детские, подростковые годы, необходимо обратить внимание на воспитание ребенка родителям. Необходимо не быть глухими и слепыми при просьбе собственного ребенка. Услышьте его, дайте то, что ему необходимо. И в то же время не стоит удовлетворять все прихоти любимого чада. Иначе возникнет дисбаланс – то дают все, то отказывают во всем. Все должно быть в меру и по надобности.

Хотя и есть теория о том, что зависть передается по наследству, все же таковым никто не рождается. Скорее специалисты имеют в виду обстановку в семье. Если родители то и дело обсуждают, что кто-то из знакомых незаслуженно получил то или иное благо, у ребенка формируется такое же мнение для него важное.

Категорически не стоит взрослым заставлять ребенка с кем-либо соревноваться, мы не говорим о спортивных мероприятиях, а о жизни. Бывает так, что придя со школы, ваше чадо жалуется на то, что у одноклассника айфон последнего поколения. Умные родители объяснят, что мобильный аппарат придуман для связи а не в качестве. Важно сформировать в ребенке мысль о том, что любые блага – это способ выживания и обустройства нашей жизни, а не предмет для хвастовства и демонстрации своих преимуществ перед другими. Не успеете – мир будет им восприниматься в искаженном виде. И все его старания будут направлены на состязание с другими, и в те моменты, когда у него что-то не получится, начнет завидовать.

Установка на избавление от зависти

Стоит понимать, что зависть, как и жадность, подлость, хитрость и другие негативы относится к чувствам, разрушающим личность человека. Необходимо внимательно изучить причины и поводы для её развития и сделать правильные выводы. Каждый раз, когда она возникает в мыслях, нужно выбросить её из головы. Если видите что кто-то богаче, красивей, умней, талантливее – порадуйтесь за этого человека. Вместо того, чтобы завидовать, начните действовать. Самое простое – посыпать голову пеплом лежа на диване и страдать от своих неудач – «Под лежачий камень вода не течет!». Обратите внимание, не свалилась ли удача тому, кому вы завидуете, на голову? Если такое и случилось, то это скорее исключение из правил. А так, люди работают и достигают всего трудом. Вот и вам пора бы работать, ошибаться, набивать шишки и вновь продолжать трудиться.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

ЗАВИСТЬ

[евр. ; греч. φθόνος; лат. invidia, livor (в переносном смысле)], желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей.

Источником З. может явиться себялюбие и его порождения - , тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Плоды З.- соперничество, зложелательство, вражда, ненависть, ссоры, ложь, клевета и мн. другое (Шиманский. С. 304). Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом З. является гордость: «...гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его... Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 174).

Из З. денница, «быв до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы... захотел стать богом, восстав против божественной славы» (Macar. Aeg. I 2. 4). Т. о. в начале греха стояла З. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Из З. сатана ввел в грех прародителей человечества. «...Завистью диавола вошла в мир смерть...» (Прем 2. 24).

З.- худший вид человеконенавистничества. Она жестока: завистливый жаждет похитить чужое счастье, чужую честь, славу, он радуется тогда, когда другой печалится. Свящ. Писание ставит З. наравне с убийством: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15; см. также: Рим 1. 29; Гал 5. 20). Именно из З. Каин убил брата Авеля (см.: Быт 4. 3 слл.). Каин «видел честь от Бога и воспламенился ревностью, истребил отличенного честью, чтобы оскорбить Почтившего. Не имея сил к богоборству, впал в братоубийство»,- говорит свт. (Basil. Magn. Hom. 11. 3 // PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» (Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) (Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение (Cypr. Carth. De zelo et livore // PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З.

Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21).


Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30)З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт. Иоанн Златоуст, но фарисеи этого не перенесли, они всегда мучаются от оказанных ближним благодеяний, и более всего их огорчает спасение людей (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). «Кто больший Иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира?- вопрошает свт. Тихон Задонский.- Мертвецов их воскресил, слепцев просветил, прокаженных очистил, и прочая чудесная благодеяния учинил. Но зависть на тое не смотрит... Она не рассуждает, ни почитает высокаго добра, но поучается убить благодетеля (см.: Ин 11. 47-53.- Л. Л.)» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176). И когда им не удалось это сделать, они хотели помрачить славу Христа (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 2, 3). З. ослепляет людей. Книжники и фарисеи знали из пророчеств о приходе Христа, о том, что Он должен родиться в Вифлееме, о том, что ожидаемый Мессия сотворит знамения и чудеса. Но вот Иисус Христос сотворил неслыханные знамения и чудеса, «и народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф 9. 33), и даже один из начальников иудейских сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты - учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3. 2), и сами фарисеи признали, что Он много чудес творит (Ин 11. 47), но З. и злоба ослепили их, для себя хотели они сохранить божественное избрание (Тихон Задонский, свт. Т. 4. С. 265).

З., как яд диавола, «убивает самую жизнь религии и веры», ибо она направлена против Бога, дающего человеку блага (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). «...Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое»,- поучает апостол (Иак 3. 14-16).

Свт. Василий Великий, предостерегая от З., говорит, что нет более пагубной страсти: она меньше вредит тому, кто оказывается объектом З., чем самому завистнику: З. разъедает его изнутри, и самое мучительное для завистника, что он не может никому открыть причину своего мучения, он ходит унылый, злой, жалуется (Basil. Magn. Hom. 11. 1 // PG.31. Col. 373). И что может быть пагубнее - «это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу» (Ibid. 3 // PG. 31. Col. 376). «Даже до того неисцельна эта погибель (т. е. зависть), что от ласки ожесточается, от услуг напыщается, подарками раздражается» (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Настолько вредна страсть З., что простирается даже на родство (Ioan. Chrysost. In Gen. 61. 1). Как мучается бедная душа, невозможно изобразить, сожалеет о завистнике свт. Тихон Задонский, даже тело бледнеет и иссыхает от З. (Тихон Задонский, свт. Творения. Т. 4. С. 141). Один есть предел З. и вместе с ней ненависти, когда завистливый увидит, что тот, кто вызывал З., делается несчастным, жалким, тогда завистливый становится его другом: с веселящимся он не веселился, а с плачущим плачет (ср.: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» - Рим 12. 15). Но если завистливый оплакивает несчастье человека, то не из человеколюбия и хвалит его прежнее состояние, чтобы лишь тягостнее сделать его бедствие (Basil. Magn. Hom. 11. 2). Из З. рождается лицемерие: скрывая в глубине души ненависть, завистник прикрывает свои чувства, прикрашивает их любовью (Ibid. 6). Свт. Василий Великий, упомянув Притч 23. 6, говорит о премудрости того, кто запрещал вкушать пищу «с мужем завистливым», т. е. вообще вступать в к.-л. общение с завистником, заводить с ним дружеские беседы, ибо, сближаясь с З., предостерегает святитель, можно и предаться ей (Basil. Magn. Hom. 11. 4 // PG. 31. Col. 380).


Книжники и фарисеи искушают Иисуса Христа. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Brit. lib. Add. MS. 39627. Fol. 233)З. разрушает любовь между людьми, она насаждает в душе завистника ненависть, злобу. Свт. Григорий Богослов, обращаясь к завистникам, увещевает их от того, «что из всего худого есть худшее» - «зверь, исполненный яда, опасная и ужасная кладовая зависти, позорный столб, сокращенно представляющий всякое ужасное зло» (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso // PG. 37. Col. 1338).

«Духовные беседы» передают рассказ-притчу о том, как трое путников обнаружили на дороге драгоценную находку. Находка была велика, так что при разделе каждому досталась бы значительная часть. И тут явилась З. вместе с коварством и жадностью. Полюбовавшись находкой, путники сели отдохнуть и подкрепиться, но каждый думал лишь о том, как бы одному завладеть ею. Когда один из них пошел в город за провизией, двое других сговорились убить его, и тот тоже замыслил избавиться от спутников, отравив припасы ядом. Когда он вернулся, то был немедленно убит своими спутниками, но и эти двое умерли, поев принесенную им пищу. Драгоценная находка осталась на дороге ждать других - безумцев или достойных людей (Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника. Серг. П., 1997. С. 146-147). З. может поражать и подвижников. «Лавсаик» повествует о благочестивом муже, Павле Фермейском, к-рый, узнав, что в одном селении живет девственница, совершающая в течение 30 лет большее правило, чем он, был охвачен З. и находился в глубокой скорби, пока авва Макарий, к к-рому он пришел для духовного назидания, не вразумил его (Там же. С. 147).


Смертные грехи - зависть и ненависть. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Спаса на Сенях, Ярославль. 1675 г.Прп. Никита Стифат в соч. «Жизнь и подвижничество Симеона Нового Богослова» (критич. изд.: Νικήτα τοῦ Στηθάτου Βίος κα πολιτεία τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Συμεὼν τοῦ Νέου Θεολόγου / Εἰσαγωγή, κείμενο, μετάφραση, σχόλια archim. Symeon Koutsas. Αθήνα, 1994; рус. изд.: Симеон Новый Богослов, прп., Никита Стифат, прп. Аскетические произведения. Клин, 2001. С. 150-185) описал, как в течение 7 лет синкелл Стефан Алексинский из З. клеветал на прп. Симеона. Прп. Симеон обладал духовным знанием, его почитали не только духовно мудрым, но и святым. Стефан, способный и широко образованный, пользовавшийся влиянием на патриарха и на императора, был о себе высокого мнения, а прочих презирал. Для него, разжигавшего в себе З., непереносимой была распространившаяся по К-полю молва о том, что знаниями и мудрыми речами прп. Симеон превосходит его. При встрече в патриарших покоях Стефан, приняв личину друга, задал преподобному вопрос о Св. Троице. Потрясенный прп. Симеон сказал, что с надеждой на помощь Св. Духа он составит письменный ответ и пришлет Стефану. Получив ответ и соприкоснувшись с глубочайшими мыслями преподобного, выраженными простыми словами, уязвленный Стефан потерял дар речи. Он стал докучать патриарху и синоду клеветами на прп. Симеона. Не найдя ничего порочащего в жизни преподобного, он обвинил его в излишне торжественном и широком почитании духовного отца, Симеона Благоговейного, в написании им его иконы, на к-рой тот изображен вместе с древними святыми. Украв из кельи преподобного икону, Стефан представил ее суду патриарха и синода. И хотя преподобный защитил икону словами Свящ. Писания («Память праведника пребудет благословенна...» - Притч 10. 7 и др.), З. Стефана не угасла, но разгорелась еще сильнее, он убедил патриарха и синод послать людей, чтобы уничтожить все иконы, написанные прп. Симеоном. Преподобный был изгнан, его увезли и оставили одного, без вещей и еды в пустынном месте. Преподобный понял, что сбылось то, чего желала З., без горечи он воздал благодарность Богу. Но и на этом не остановилась З. Однако прп. Симеон отвечал завистникам добрыми делами: он собрал вокруг себя учеников, создал мон-рь.

Многие воздерживаются, говорит свт. Тихон Задонский, от мяса и рыбы, но не хотят воздержаться от З., так какая же в том польза, если тело не употребляет того, что не запрещено, а душа съедается тем, что под смертной казнью запрещено, ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15). А ныне, отмечает свт. Иоанн Златоуст, З. не считают пороком, поэтому и не заботятся, чтобы избавиться от нее; нужно научиться относиться к З. как к тяжкому греху, каяться в нем, учит святитель,- если так поступать, то вскоре можно избавиться от этого порока (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). Только добродетель, противоположная З.,- любовь к ближнему, сердечная, искренняя, к-рая «не завидует... не превозносится, не гордится» (1Кор 13. 4),- может предупреждать возникновение этого страшного порока. Любовь к ближнему проявляется в уважении его достоинства, его прав, в почтительности, бескорыстии, добросердечности, сострадательности и т. п. Свт. Иоанн Златоуст называет любовь наставницей, создательницей всякой добродетели (Ioan. Chrysost. In Rom. 3 // PG. 60. Col. 618). И хотя проникает в сердце пагубная страсть - З., но любовь, царящая в сердце, заставляет его противиться и побуждает его благодарить Бога, что ближний в благополучии находится,- «тако бо всякое зло внутреннее исцеляется... Нудить бо себе должны мы ко всякому добру, и не что злое сердце хощет, но чего вера и совесть христианская требует, делать» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176).

З. одолевала человека во все времена и в различных обществах.

Мифы о З.

В древнеегип. мифе злой и коварный Сет убивает своего брата Осириса, правившего в Египте. Осирис научил людей сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, обучил их врачебному искусству и проч. Завистливый Сет, желая занять место брата на троне, придумал, как погубить того: с соумышленниками он принес ящик (саркофаг) на пир по случаю удачного военного похода Осириса и сказал, что ящик будет подарен тому, кому придется впору. Когда в свою очередь Осирис лег на дно ящика, сподвижники Сета захлопнули крышку, залили свинцом и бросили в воды Нила. Согласно древнегреч. мифу о зависти богов (ср.: «...зависть чужда сонму богов» - Plat. Phaedr. 247a), боги ревностно относятся к людскому успеху, благополучию, богатству, человеческому счастью, и если человек преуспевает и у него все складывается удачно, то боги могут наказать его из З. Др. древнегреч. миф, о Дедале и Икаре, рассказывает, что Дедал, величайший художник и скульптор, мастер и изобретатель, посвятил в тайны своего мастерства племянника Талоса, к-рый превзошел искусством учителя. Из З. Дедал убил ученика, столкнув со скалы, но злодеяние открылось, и ареопаг приговорил Дедала к смерти. Спасаясь, он бежал на Крит к царю Миносу, где прожил много лет. Он построил знаменитый Лабиринт, в к-ром невозможно было найти выход. Дочери Миноса Ариадне Дедал дал клубок ниток, к-рый помог Тесею выбраться из Лабиринта. За это Минос заточил Дедала и его сына Икара в Лабиринт. Чтобы бежать, Дедал сделал крылья, скрепив перья воском. Икар, несмотря на предупреждение отца, взлетел слишком высоко, палящие лучи солнца растопили воск, Икар упал в море и погиб в волнах. Овидий в «Метаморфозах» рассказывает, как Дедал, владеющий мн. ремеслами, убил своего талантливого ученика: видя, что юноша очень способен и со временем превзойдет учителя, он столкнул его со скалы (Ovid. Met. VIII 236-259).

В античности олицетворениями З. выступали змея, жаба, медуза, собака, отвратительная старуха - эти символы-образы отражали разные стороны З., напр., способность змеи менять кожу позволяла видеть в ней различные виды З.

Философы о З.

Считал, что З. полагает начало раздору среди людей: если бы один не вредил другому, каждый мог бы жить, как ему угодно, и законы не были бы этому помехой (Фрагменты Демокрита. Фрагм. 450); «завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу» (Фрагм. 404). Платон, характеризуя тиранический вид правления и тирана, называл последнего «подлинно рабом величайшей угодливости и рабства, вынужденным льстить самым дурным людям», тиран не может удовлетворить свои вожделения, ему многого недостает - «власть неизбежно делает его завистливым» (Plat. Resp.). Платоновский Сократ спрашивает собеседника, порождается ли удовольствие по поводу злосчастья друзей З., и получает утвердительный ответ - в таком случае З. есть и страдание души и удовольствие, заключает он (Idem. Phileb.). В платоновской школе З. определялась как огорчение по поводу благ, к-рые имеются у друзей, и даже тех, к-рые были у них в прошлом (Idem. Def. 416). отмечал, что «люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: «родня умеет и завидовать»» (Arist. Rhet. 1388a6-8; ср.: «...завистливы близкие родичи и те, кто вместе рос или вместе начинал службу, если вчерашняя родня или ровня их опередит» - Бэкон. Т. 2. С. 368). З., по Аристотелю, как и др. страстям, сопутствуют удовольствие и страдание (Arist. EN 1105b23; Idem. MM 1186a13); по сравнению со злобной З. (φθόνος) негодование (νέμεσις) - это «обладание серединой» (EN 1108b1; ср.: MM 1192b18).

Цицерон полагал, что завистником является «тот, кому благополучие соседа нимало не мешает, но тем не менее причиняет душевную боль». Он сопоставлял З. с соперничеством и ущемленностью: похвальное соперничество - это соревнование, дурное - ревность, при последнем «человек хочет того, чего у него нет, а у другого есть»; ущемленность (ζηλοτυπία) вызывает горе по поводу того, что и у другого есть то, что есть у тебя (Cicero. Tusc. disp. IV 7-8).

«...В зависти всегда таится сравнение,- утверждал Ф. ,- а где невозможно сравнение, нет и зависти...» (Бэкон. Т. 2. С. 368). Он отмечал, что З. может принимать деструктивную форму поведения: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию» (Там же. С. 367). По Бэкону, З. не знает покоя, ничто, кроме смерти, не может примирить ее с добродетелью (Там же. Т. 1. С. 380), «зависть из всех страстей самая упорная и неугомонная», «зависть всегда творит свое дело во мраке и втайне» (Там же. Т. 2. С. 370). Разрушительная составляющая в поведении завистника наиболее явно обозначена у Р. Декарта: «Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других» (Декарт. Т. 1. С. 561). З. Декарт называл «порок, представляющий собой природную извращенность», эта извращенность заставляет нек-рых досадовать при виде благополучия других. Он считал З. видом печали, к-рая возникает, если завистник полагает, что кто-то не заслуживает блага, причем это переживание может относиться как к наличному благу, так и к ожидаемому, «поскольку мнение, что оно наступит, представляет его как уже существующее» (Там же. С. 509). Декарт говорил о том, что З. не должна касаться благ, полученных человеком от рождения, ибо он получил их от Бога. Вместе с тем он оправдывал З. «справедливую»: «...если судьба наделяет кого-нибудь благами, которых он действительно недостоин, и если зависть пробуждается в нас только потому, что, питая естественную любовь к справедливости, мы досадуем на то, что она не была соблюдена при распределении этих благ, то эту зависть можно извинить, особенно если благо, которому завидуют у других, такого рода, что в их руках оно может обернуться злом, например если этим благом является какая-нибудь должность или служба, при исполнении которой они могут дурно поступать. Даже если для себя желают того же блага и обладанию этим благом поставлены препятствия, потому что оно находится у других, менее достойных, зависть все же извинительна...» (Там же. С. 560). Аристотель, а вслед за ним и другие, полагал Декарт, считая З. только пороком, назвали ту З., к-рая не порочна, словом «негодование» (Там же. С. 565).

И. Кант в соч. «Метафизика нравов в двух частях», рассматривая З. как один из 3 противоположных человеколюбию пороков человеконенавистничества, писал, что З. (livor) представляет собой неудовольствие по поводу благополучия других. Когда З. сопровождается поступком с намерением лишить блага другого - это черная З., в остальных случаях - просто недоброжелательство (invidentia). Более того, Кант здесь же называет З. «лишь косвенно злонравным образом мысли», который возникает, когда человек досадует, видя, как чужое благополучие заслоняет его собственное. Происходит это потому, что человек не умеет оценивать благо по его внутреннему достоинству, для него эта оценка становится явной лишь при сравнении с благом другого (Кант. 1965. С. 400). В трактате «Религия в пределах только разума» Кант писал, что такие страсти, как З., пробуждаются в человеке не под влиянием его природы, но «обращаются против его природного довольства самим собой, когда он находится среди людей», и для этого вовсе не обязательно, чтобы все окружающие человека люди погрязли во зле, довольно того, что они существуют, что окружают его, что они - люди, чтобы губить моральные задатки друг друга (Он же. 1980. С. 162). В природе человека, по Канту, заложены лишь побудительные мотивы З., и только «их внешнее проявление превращает ее в отвратительный порок угрюмой страсти, терзающий человека и стремящийся к разрушению счастья других, хотя бы только мысленно; [порок этот], стало быть, противен долгу человека перед самим собой и перед другими» (Он же. 1965. С. 400).

Ф. Ницше считал проявлением З. отсутствие друзей (Ницше. С. 613). Завистнику не следует и детей иметь, полагал Ницше, ибо он стал бы завидовать им, т. к. сам уже не может быть ребенком (Там же. С. 464).

Свящ. Павел Флоренский, рассматривая понятие «ревность» в соч. «Столп и утверждение истины», говорит о З. только в паре с ненавистью («ненависть с завистью»): «Подозрительность, ненависть с завистью и т. д.- все это дурныя, недолжныя, эгоистическия проявления ревности...» (Флоренский П., свящ. С. 469). «Ревность» нередко употребляют в качестве синонима «З.». Нек-рые авторы даже считают, что ревность является более широким понятием, нежели З., и можно употреблять один термин - «ревность». Однако ревность и З. отражают разные сферы межличностных отношений. З. возникает из желания приобрести то, что другой имеет, а ревность - из страха потерять уже приобретенное. Свящ. П. Флоренский не оставляет возможности для такого смешения, приводя не только отрицательный, но и положительный смысл понятия «ревность» как ревностное отношение к чему-либо, рвение. Хотя, говоря о З. в связи с ревностью, он, несомненно, считал «ревность» более широким понятием.

Н. А. Бердяев полагал, что З. как к дарованиям другого, так и к богатству другого непобедима социальными перестройками: она - порождение греха и предполагает борьбу с грехом (Бердяев. С. 188). Школа З. Фрейда открыла, писал он, что очень трудно вернуть к реальности человека, одержимого З., поскольку З. и вообще разнообразные проявления ressentiment (З., ревность, обида и проч. вместе) разрушают реальности и создают фантасмагорические миры. Мазохизм и садизм свойственны людям, одержимым З., как и вообще всеми формами ressentiment (Там же. С. 161).

Л. П. Карсавин рассматривал З. в ракурсе философии всеединства: в Боге человек видит все другие «я»; в Нем принадлежащее одному принадлежит всем, а принадлежащее всем принадлежит каждому; в Боге благо другого - мое благо, и тем, что это благо другого, оно еще более услаждает меня как залог «единящей любви»; отъединяясь от Всеединства, я по-прежнему жажду блага других и влекусь к ним, но уже не сознаю благо другого моим благом, ибо хочу, чтобы оно было только моим благом; я не вижу ни Бога, ни других, а «завидую им, не вижу - а ненавижу»; это значит, что не хочу видеть в них нечто отличное от меня и «вскипаю желанием уничтожить их отличность от меня. ...Завидую я - и чувствую малость мою и бессилие достичь желаемого и тем оправдать мою гордыню, вечно ущербляемую красою других... Завидуя и ненавидя, горю я в неутолимом огне сознания своего бессилия, поедаем червем ненасытным» (Карсавин. С. 57-60).

Психологи


Раскаяние Андрея, поджигателя кельи прп. Кирилла Белозерского. Фрагмент иконы «Прп. Кирилл Белозерский в житии». Нач. XVII в. (ГЭ) рассматривают З. и как возникающую вследствие личностных свойств человека (внутренние факторы): эгоизма и себялюбия, тщеславия и чрезмерного честолюбия, и как появляющуюся под воздействием внешних факторов, напр. близость в социальном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение с положением близко стоящих на социальной лестнице людей. З. возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что он высоко ценит и в чем у него есть потребность.

С психологической т. зр. З. может быть понята и как эмоция (ситуативная З.), и как чувство (устойчивая зависть), и как страсть (всеохватывающая З.) (Согомонов. С. 109). З. делят на «черную» (злобную), когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого, и «белую» (незлобную), когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревновательного роста завидующего, она с моральной т. зр. оправданна. Корень злобной З. в неспособности человека достичь того, чего достиг предмет его З. Иногда же она возникает оттого, что завистник считает человека, вызывающего З., причиной своих неудач. Выделяют также и депрессивную З., возникающую в результате униженного положения, порождающего чувство несправедливости.

Известный психоаналитик Мелани Кляйн в предисловии к кн. «Зависть и благодарность» пишет: «Я пришла к выводу, что зависть - это наиболее мощный фактор, подрывающий чувства любви и благодарности у самого их корня, поскольку она влияет на наиболее ранние из всех отношений, отношения с матерью».

З. произрастает и на почве реальной социальной несправедливости. Ребенок из малообеспеченной семьи, видя, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед др. детьми, не может не позавидовать.

Социальную З.

философы и представители социальной психологии очерчивают более широко. И. А. в ст. «Зависть как источник бедствий» (1952) писал, что главный источник мировых событий в XX в. - человеческая З. Различие между богатыми и бедными было и будет всегда. Но производственная беспомощность бедной массы населения является источником обостренной З.; «не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего». Это приводит к массовой З.: «почему ты, а не я? твое, а не мое?». «Отсюда,- как утверждал Ильин,- и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, «материальный» фактор» (Ильин. С. 16). Именно на таком фоне идея справедливости была подменена «уравнением». Возникшая доктрина была направлена и против Бога, и против природы, и против справедливости. Ильин приводит отрывок из «Бесов» Ф. М. Достоевского: «Мы уморим желание; мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство». Развернувшиеся в XX в. события привели к величайшему религ. кризису. «Люди не «утратили Бога»... а ополчились на самую идею Бога; они стремятся скомпрометировать и разложить религиозный акт души; они готовы искоренить на земле всех верующих» (Там же. С. 19).

Кто печется об абсолютном равенстве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля другого, писал Э. Фромм в кн. «Иметь или быть?», на самом деле за этой приверженностью полному равенству скрывают истинную мотивацию своего поведения - З. Те, кто требуют, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от З., к-рую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они (Фромм. С. 91).

Ист.: Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении / Пер. с древнегреч.: А. О. Маковельский // Материалисты Др. Греции. М., 1955. С. 53-178; Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1898-1899; Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2; он же. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М., 1980. С. 78-278; Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971-1972; Карсавин Л. П. Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах. P., 1978р; Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1; Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт правосл. феодицеи в двенадцати письмах. П., 19893. С. 464-482; Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Фромм Э. Иметь или быть? М., 19902; Ильин И. А. Зависть как источник бедствий // Он же. О грядущей России. Джорд., 1991. С. 16-20; Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993; Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4.

Наверное, нет на свете такого человека, который может честно сказать, что никогда и никому не завидовал. Это чувство иногда возникает в течение жизни человека и неизменно приносит разрушительные эмоции. Неприятные эмоции также приносят те ситуации, когда завидуют нам самим. Какова же природа зависти и как побороть это недостойное мудрых людей чувство?

Что такое зависть.

В самом простом смысле зависть означает желание обладать чем-то, что есть у другого. Если рассматривать этот вопрос с научной точки зрения, то завистью называют некую совокупность чувств и соответствующего поведения, которые возникают в ответ на знание о том, что кто-то другой обладает чем-то желанным, причем не всегда материальным.

Зависть - это не самое приятное чувство, причем оно разрушает и жизнь завистника, и жизнь объекта зависти. Она часто сопровождается чувством вины, обидой, страхами и другими разрушительными эмоциями с обеих сторон.

Но можно найти и положительные моменты даже в таком негативном чувстве. Считается, что чувство зависти способствует развитию самоуважения и самоконтроля. Завидуя, человек начинает стремиться к саморазвитию, а это, несомненно, хорошо. Правда, хорошо это лишь в том случае, когда губительное чувство зависти осознается и прорабатывается.

Виды зависти.

Некоторые люди традиционно выделяют несколько видов или проявлений зависти, хотя, конечно, деление это очень условное:

  • «Черная» зависть – самая страшное и неприятное чувство. Завидовать по-черному – это желать зла тому, кто добился чего-то большего, чем вы, пусть во всем остальном у человека все не так гладко. Например, если вдруг знакомому с таким же уровнем образования и опытом работы предлагают должность, где зарплата в разы больше, чем у вас, вдруг появляются мысли типа «Почему все это происходит с ним?», «Чем он это заслужил?» и т.д. Если дальше появляется некая обида на судьбу или того хуже, желание, чтобы должность знакомому все-таки не досталась, это и есть проявления черной зависти. Что удивительно, чувство это испытывают не к каким-то представителям элиты или известным богатым людям, а к собственным знакомым, у которых жизнь не намного отличается от жизни завистника.
  • «Белая» зависть считается хорошим чувством, если вообще уместно так говорить. Это описываемое чувство близко к восхищению, когда достижения другого человека заставляют расти самого завистника. Однако есть большая разница между белой завистью и восхищением. Когда человек восхищается, он просто утверждает, как здорово то, что другие делают или добиваются. Когда человек завидует, пусть и якобы по-белому, он сравнивает себя с другим, т.е. здесь идет не просто осознание успехов другого, но и негативные мысли «А вот я…» или «А вот у меня…». Если человек может себя остановить перед появлением этих мыслей, такое чувство пойдет ему на пользу. Если же нет, это мало чем отличается от первого вида зависти.
  • «Серая» зависть – это некое пограничное чувство, которое не всегда можно распознать. Это чувство зависти, которое не осознается человеком. Просто иногда кому-то становится неприятно и не комфортно в присутствии другого: настроение падает, появляется уныние и апатия, недовольство жизнью, может даже вызвать . Если постараться распознать причину таких душевных изменений, можно выявить, что это реакция на рассказы о чужих успехах, на некое хвастовство или несдержанность знакомых. Это неумение радоваться достижениям других – довольно плохой фактор. Как и со всеми другими проявлениями зависти, с такими чувствами нужно бороться.

Как бороться с чувством зависти.

Во-первых, для борьбы с чувством зависти важно принять тот факт, что оно вообще существует у человека. Осознание этого – почти половина решения проблемы. А вот отрицание проблемы может запустить ситуацию. Потом можно будет разобраться в клубке сложных и запутанных чувств уже только с психологом или психотерапевтом.

Во-вторых, нужно разобраться с истоками возникновения этого чувства. Нужно выявить причину того, что вызывает зависть. Так, это могут быть или карьерные успехи других людей, или хорошие личные и семейные отношения, или даже внешность другого человека. А затем уже можно подумать, почему же эти достижения или качества не появляются у вас. Может, другой прикладывает больше усилий для достижения карьерных высот, бросил карьеру ради сохранения семьи или усердно занимается вопросами своей внешности? Важно оценить всю ситуацию объективно, рассматривая свои возможные недостатки: , безынициативность, слабую волю и т.д.

В-третьих, нужно постараться представить себя на месте того человека, который вызывает зависть. Причем представить себе его жизнь полностью, а не только те сферы, которые вызывают чувство зависти. Что, хотелось бы вместе с его карьерными достижениями ежегодно тратить деньги на лечение давно больного желудка или постоянно ссориться с семьей из-за постоянного присутствия на работе? Или хотелось бы вместе с прекрасным мужем терпеть его не слишком приятных родственников, количество которых, кажется, только растет? Или вдруг захотелось вместе с идеальной внешностью отказывать себе во всем, что радует глаз и желудок, и почти всегда быть «забытой» друзьями? Только после ответов на эти вопросы человек начинает себе ставить цели, которых он действительно хочет добиться.

В дальнейшем при появлении в мыслях малейшего чувства зависти нужно тут же желать человеку добра. Такая тактика распространения позитивных мыслей во Вселенной обязательно сработает, поскольку мысли материальны. Ведь если у кого-то получилось добиться цели, значит, получится и у другого.

Важно научиться в дальнейшем не сравнивать себя с другими. Единственный, с кем нужно сравнивать себя, – это вы в прошлом. Всегда будут существовать люди, которые успешнее нас, красивее нас, богаче нас и знаменитее нас. Но это не значит, что мы плохие. Это значит, что наши положительные качества и особенности заключаются немного в другом. И если вы выполнили какой-то пункт своего личного плана, поставьте себе мысленно «галочку», что вы это сделали, почувствуйте гордость за себя, и принимайтесь за дело для следующей «галочки»!

Если завидуют Вам.

Когда вы обнаруживаете, что завидуют вам, а это довольно сложно скрыть, можно предусмотреть две тактики поведения:

  • От человека, который завидует, можно немного дистанцироваться. Это не значит, что нужно прекратить с ним общение, просто нужно поменьше делиться с ним фактами из своей жизни, особенно позитивными. Можно даже вызвать его сочувствие, ведь человеку, которого жалко, вряд ли будут завидовать.
  • Другой случай предусматривает меньшую демонстрацию того, что вызывает зависть. Поскольку завидуют обычно люди из ближайшего окружения, можно не демонстрировать им свои достижения в других областях. Если завидуют приятели, не стоит кричать об успехах на работе. Если завидуют коллеги, нужно поменьше рассказывать о , муже-красавце и детях-отличниках.

А вообще, если не проявлять по отношению к окружающим неуважения или снисходительности, не гордиться сверх меры своими успехами, то люди будут относиться к вам без негативных эмоций.

Зависть – очень неоднозначное чувство, оно может разрушать, а может стать основой для созидания. Все зависит от того, кто и как завидует. С одной стороны зависть может глодать человека изнутри и не давать ему сконцентрироваться на позитиве, разрушать его изнутри и разрушать его жизнь. Зависть может привести к одиночеству и хронической усталости от всего.

С другой стороны зависть может стать толчком для работы, для улучшения своей жизни, для создания чего-то нового. В такой ситуации зависть становится силой создающей, приносящей пользу. Так как же относиться к зависти и что она являет собой?

Какие эмоции вызывает зависть?

Прежде чем анализировать последствия зависти, необходимо разобраться, какие эмоции она вызывает и как виляет на нашу жизнь в данный момент. То, что зависть – это плохо, нам внушают с детства, поэтому часто мы просто стесняемся признаться даже себе, что завидуем. Обычно мы стараемся найти миллионы причин, почему недолюбливаем кого-то, только бы не признать, что движет нас исключительно зависть. Кроме того, признать, что ты кому-то завидуешь часто равносильно тому, чтобы признать, что кто-то лучше тебя. Необходимо иметь огромную смелость, чтобы заявить о своей зависти, признать ее существование.

Необходимо понимать, что зависть в любом случае вызывает только негативные эмоции. Даже, если они приводят к положительным результатам и новым свершениям, делается это из злости. Ощущения похожие на ненависть и злость являются постоянными спутниками зависти. Это не может не отразиться негативно на характере и на самочувствии, поэтому и стоит избегать этого ощущения.

Практически всегда зависть связана с негативными эмоциями, такими как злость и ненависть, и приводит к жадности, мелочности и негативному жизненному настрою.

В большинстве случаев люди, снедаемые завистью, становятся жадными, мелочными, злыми, но редко замечают это за собой и признают свою проблему. Зависть мешает ощущать удовлетворенность своей жизнью, чего бы вы ни добились, это не принесет радости и удовлетворения, что приводит к постоянному недовольству и грозит вылиться в серьезную .

Черная и белая зависть

Очень часто можно услышать, что вред приносит только так называемая черная зависть, а белая - это полезно. Но на самом деле большинство психологов сходятся на том, что никакой белой зависти просто не существует. Чаще всего в качестве белой зависти мы воспринимаем обычное восхищение чьими-то успехами, радость за кого-то. Если же к искренней радости присоединяется еще и досада от сравнения с собой, неприятные ощущения – это уже зависть.

Часто зависть считают полезной, так как она приводит к конкуренции, а значит и к росту, профессиональному или личностному. Но здоровая конкуренция и зависть – немного разные вещи. Человек, которым движет зависть, не может получить удовлетворение от своего успеха, он будет зациклен на проблемах и неудачах. Это часто приводит к тому, что человек работает на износ в состоянии постоянного , получает результаты, но не ценит и не замечает их, продолжая сражение с врагом, который даже не подозревает о своем участии в битве.

Хорошей зависти не бывает, даже так называемая «белая» зависть способна разрушить жизнь человека, превратив ее в гонку за ненужными достижениями.

Чем же такая «белая» зависть отличается от «черной»? Тем, что черная зависть заставляет человека делать что-то во вред тому, кому он завидует. При белой зависти человек приносит вред исключительно себе, заставляя себя сражаться за идеалы и ценности, которые все равно не принесут никакого удовлетворения.

Как распознать зависть

Зависть – весьма коварное чувство, так как она отлично маскируется под другие похожие чувства и не дает возможности проанализировать свои ощущения в полной мере. Если вы не можете проанализировать свои ощущения и найти причину негатива, вполне возможно что, причиной его является именно зависть.

Часто узнать зависть бывает непросто, но есть признаки, которые позволят сделать это безошибочно.

Чтобы определить, так ли это, рассмотрим основные признаки зависти:

  • нет желания говорить об успехах других людей и о людях, у которых все хорошо в жизни;
  • нет желания иметь отношение к успехам других;
  • успехи других людей вызывают как минимум раздражение;
  • преследует , недоверие и желание критиковать хорошие качества окружающих, подозревать их в скрытых мотивах, хитрости, подлости и т.д.;
  • успехи других людей раздражают и вызывают желание критиковать их, приуменьшать их таланты и заслуги;
  • нет желания радоваться чужим успехам, отпраздновать их;
  • присутствует убежденность, что большинство людей не заслужили своего успеха, добились его нечестным путем;
  • обсуждение чужих неудач и страданий вызывает живой интерес и даже приносит некоторое удовольствие и облегчение;
  • ощущение радости и облегчения при неудачах других людей;
  • в разговоре появляется желание подчеркнуть неудачи, недостатки и проблемы других людей;
  • твердая убежденность в том, что все свои проблемы и неудачи люди вполне заслужили и страдают справедливо.

Если у себя или кого-то из близких вы заметили некоторые из этих симптомов, необходимо начинать бороться с завистью, ведь чаще всего ни к чем хорошему она не приводит. Конечно, искоренить зависть непросто, но вполне возможно.

Как можно бороться с завистью

Что такое зависть? Начинается она, когда сравнивая себя с другими людьми, вы замечаете, что сравнение далеко не в вашу пользу. Постепенно осознание того, что кто-то лучше, успешнее и т.д. приносит все больше страданий, разрушает внутренний мир и всю жизнь. Есть ли способы справиться с этой проблемой самостоятельно или необходимо обращаться к профессиональному психологу?

Если вы уже осознали проблему и готовы с ней бороться, то есть вероятность, что все удастся решить своими силами. Зависть – это не порок, это знак, что у человека что-то не так с самооценкой и восприятием окружающей действительности, поэтому первый этап борьбы с завистью – самоанализ и контроль своих мыслей. В первую очередь необходимо понять, почему это чувство вообще появилось.

Чтобы побороть завить, необходимо выяснить причину ее появления, проанализировать свои мыли и ощущения.

Если вам хочется обладать чем-то, что есть у другого человека, то такая форма зависти вовсе не страшна, нужно просто задуматься, каким путем это «что-то» можно заполучить. Возможно, нужно просто больше работать, в том числе и над собой, и тогда повод для зависти пропадет. Например, у подруги красивая фигура – необходимо поработать над собой, наверно, ей также нелегко поддерживать идеальную форму, но она-то не ленится, поэтому и вызывает зависть.

Второй шаг в борьбе с завистью – понять, что внешнее благополучие не всегда является поводом для зависти, у многих успешных людей проблем побольше, чем у вас. Красивая и стройная знакомая может страдать из-за причин вам неизвестных, а ее и активность может скрывать совсем другие мысли. Поэтому никогда не стоит завидовать человеку, основываясь только на внешних впечатлениях.

Шаг третий – найти себе любимое дело. Сконцентрированность на чем-то интересном и важном помогает избежать праздных мыслей и зависти. Кроме того, в любимом деле вы сможете добиться новых высот и стать объектом чьей-то зависти.

Критичное отношение не только к себе, но и к окружающим, часто помогает эффективно бороться с завистью.

Есть и еще один способ борьбы с завистью – это релаксация, медитация и психологическая саморегуляция. Нельзя концентрироваться на негативных мыслях, даже если они заставляют вас двигаться вперед и чего-то добиваться. Успехи, полученные таким путем, не приносят удовлетворения. Поэтому при появлении негативных эмоций необходимо расслабиться и постараться привести свои чувства в порядок.

Что делать, если вы стали объектом зависти (Видео)

Как поступать, если вы ощущаете зависть, мы уже рассмотрели, но что же делать, если завидуют вам? Если вы заметили, что вам завидуют, это, конечно, может стать поводом для гордости, но помните, что это еще и негатив в вашу сторону. Поэтому лучше постараться избежать того, чтобы вам завидовали.

Если вы замечаете, что можете больше окружающих, вы успешнее и больше достигли, ни в коем случае не стоит этим хвастать, выставлять напоказ свои достоинства и достижения. К своему успеху необходимо относиться просто, как к чему-то естественному, тогда это будет вызывать меньше негатива со стороны окружающих. Необходимо свои успехи воспринимать как очередную ступень на пути к успеху, а не победу над окружающими неудачниками.

Чтобы защитить себя от зависти очень важно адекватно оценивать свои успехи и не слишком преувеличивать их ценность, особенно в глазах других.

Даже если вы ощущаете себя сильной личностью и замечаете, что окружающие сильно вам в чем-то уступают, помните - них тоже есть сильные стороны. А их зависть ничего хорошего вам не принесет.

Зависть – это отрицательное чувство досады, которое вызвано чужим успехом, материальными или духовными благами. Этот комплекс ощущений деструктивен, так как приносит желание не развиваться самостоятельно, а лишь обладать чем-то.

Почему возникает

В народе широко используются устойчивые выражения «белая зависть» и «черная зависть». Считается, что белая зависть несет в себе более доброжелательный посыл. Но, по большому счету человек в обоих случаях испытывает чувство раздражения и неудовлетворенности, но в разной степени выраженности.

Зависть в той или иной мере испытывал каждый человек. Причины довольно прозаичные: материальная или бытовая неудовлетворенность, отсутствие личного роста, неудовлетворенность собственной внешностью и многое другое. Так что под желанием обладать чем-то чужим кроется отсутствие удовлетворенности своей собственной жизнью или некоторыми ее аспектами.

Есть версия, что зависть – генетически обусловленное чувство. Сторонники этой теории считают, что именно она стала причиной, по которой наши предки учились самосовершенствоваться. В этом случае зависть сыграла конструктивную роль.

С точки зрения психологии зависть – это сигнал, который означает, что человек не умеет любить и развивать себя. В большинстве случаев такой психологический барьер берет свое начало из детства. Многие родители в процессе воспитания допускают одну очень страшную ошибку: ставят в пример других детей. Многие слышали фразу: «А вот Вася получил за контрольную пять/помогает маме мыть посуду/хорошо кушает». Вариантов много, а суть одна. Ребенок не учится развивать собственные достоинства, а учится жить с оглядкой на чужие успехи.

Такой ребенок вырастает в окружении собственных комплексов. И из-за отсутствия поддержки уже в раннем детстве он не умеет просить ее и получать во взрослой жизни. Самоограничения, неспособность любить и принимать себя со всеми недостатками по прошествии времени только усугубляет ситуацию, а чувство зависти растет и крепнет.

Виды

Зависть очень условно можно разделить на несколько форм:


Феномен палача и жертвы

Психологи считают зависть очень интересным и многогранным чувством. С библейской точки зрения это один из смертных грехов, которому сложно не поддаться.

Интересной особенностью является то, что зависть проявляется только в социуме. Люди могут завидовать только кому-то другому. Во многих случаях ревность замечают все окружающие, но не тот человек, который ее испытывает. В данном случае психологическая защита особенно сильна.

Желание получить что-то чужое часто является дополнительным стимулом для работы над собой или совершения дополнительных усилий. В таком контексте зависть выступает в качестве сильного внутреннего мотиватора. Но здесь и кроется самый большой подвох!

Не всегда то, что есть у других идеально подходит именно нам. Поэтому жажда и стремление добиться чужих успехов частенько тормозит собственное личностное развитие. Да и достижение должности «не хуже, чем у Машки» никогда не принесет столько счастья и радости, сколько осознание собственных успехов.

Выделяют несколько компонентов:

  • Сравнение на социальном уровне. Такое часто можно встретить среди людей, которые обсуждают успехи или приобретения общих знакомых. Чужие достижения примеряются на себя;
  • Осознание чужого превосходства, которое возникает при непосредственной близости субъекта;
  • Возникающее чувство досады или обиды за собственную неудачу на фоне чужого успеха;
  • Неприязнь или даже ненависть к человеку, который достиг большего. Сюда можно внести и желание причинить ему вред и лишить его предмета превосходства.

Степень выраженности зависти во многом зависит от уровня личностного роста человека и его критического отношения не только к своим и чужим успехам, но и собственным порывам.

Как распознать

В большинстве случаев те, кто завидует окружающим, пытаются это скрыть. Но даже самых искусных лжецов могут выдать мимика и жесты. Чаще всего зависть пытаются прикрыть доброжелательностью и фальшивой радостью. Улыбка в этом случае напоминает маску клоуна, когда мимические мышцы рта задействованы, но «лучиков» вокруг глаз не появилось.

Также чрезмерный наклон туловища, скованные движения, нервные движения руками – все это говорит о том, что собеседнику неприятно вести беседу, несмотря на все его ухищрения это скрыть.

Методы борьбы с собой

Зависть – отрицательное чувство, которое способно разрушить хорошие побуждения и стремления человека. Полностью избавиться от этого ощущения будет крайне сложно, так и от любого стереотипа поведения.

В первую очередь необходимо осознать проблему. Психолог поможет найти источник ощущения неудовлетворенности, из-за которого и возникло чувство зависти. Ведь по сути ревность и зависть – это модифицированные проявления собственной неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своей жизнью, глубокое разочарование в себе и достижениях.

Также психологи советуют перестать идентифицировать себя с объектом зависти. Если отстраниться и постараться посмотреть на него со стороны, то можно увидеть и явные недостатки, комплексы, неудовлетворенность собственными успехами и многое другое, что делает общую картинку менее привлекательной.

Стоит научиться критически относиться к своим мыслям и поступкам. Любой порыв, особенно, отрицательный или агрессивный необходимо постараться «разобрать» на более мелкие детали. Это поможет в будущем не завидовать чужим успехам, а стараться развивать себя и достигать собственным высот.