Скрытый подтекст. Подтекст произведения: понятие и примеры подтекста. Что такое подтекст

Семья – это бесценный, священный союз. Это самое дорогое, важное и хрупкое, что есть у человека. Семью легко разрушить необдуманным поступком, надломить грубым словом. А сохранить ее намного сложнее. Тем более, когда с глянцевых страниц модных журналов и с экранов телевизоров доносится информация об очередных браках наших звезд кино, эстрады, которые являются кумирами молодежи. Сейчас почему-то стало модно создавать семью с богатыми людьми, а потом с громким скандалом ее разрушить. Да, крепкая семья в наше время - это редкость. Мне кажется, что как существует книга рекордов Гиннеса, так не мешало бы открыть книгу, посвященную тем людям, которые сумели сохранить семью изначальную, ту первую единственную и незаменимую. Ведь это гораздо сложнее, чем кажется – это же означает, что путь в гору Жизнь придется проходить вдвоем и если кто-то сорвется со скал его нужно держать и не ронять. Очень радует, что такие семьи все еще есть такие семьи.
С давних пор семейный союз был священен так же, как священна корона для короля. Подтверждения тому, например, что в средневековье изменившая женщина считалась женщиной потерявшей честь и была презираема обществом, а порой за это казнили. Не будем возвращаться к тем далеким временам, вспомним героиню М. Горького из рассказа «Вывод» .
В наш же порочный двадцать первый век, не поймешь, священны ли для кого-нибудь идеалы семьи? Неужели все позабыли истинное значение слова «семья» ? В моем представлении « семья» - это сложный духовный союз, объединяющий людей. Я уверен, что семья есть нечто загадочное, необъяснимое. Ведь именно она делает чужих людей одним целым. И это прекрасно! Замечательно, когда рядом есть человек, который всегда поймет, всегда поддержит, поможет.
В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня, даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устарелыми, архаичными. Вероятно, так происходит потому, что семейные связи становятся менее прочными, сосредоточиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.
Каждая семья – это маленькое государство. А в каждом государстве имеются свои законы, нравственные нормы и ценности, а так же интересные истории. У меня семья большая: папа и мама, отчим, дед, два брата и сестра. Несмотря на то, что мои родители разошлись, они все равно являются членами одной семьи. В нашей семье мораль важнее всякого финансово благополучия, а духовное и умственное развитие гораздо важнее физического. Поэтому я очень часто с мамой или сестрой или еще с кем-нибудь вместе смотрю фильмы, читаю книги, а потом мы вместе можем очень долго их обсуждать, споря на разные темы. В такие моменты я отдыхаю душой. Бывает, прихожу домой сердитый на что-то, а там сестра выходит на встречу и с улыбкой говорит «Привет» и тогда мне сразу понятно, что все проблемы мелочны, что они пройдут и что на самом деле все хорошо. Недавно я прочел одно высказывание великого человека, которое написано будто бы про меня: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

«Я тебя люблю!» — какие нужные и ожидаемые слова, особенно когда они звучат впервые. Любая женщина, услышав их, вмиг становится счастливой и даже не задумывается: а не ложь ли это?! Или может это просто порыв чувств? Вроде как дело сделано — сказано — заметано: этот мужчина уже мой.

Но что это такое — настоящая любовь? Если сформулировать коротко, то это бескорыстные поступки ради любимого человека, иногда подкрепленные словами. А бывает ли она на всю жизнь? Конечно, если истинно любимый человек не втопчет это чувство в грязь: корыстью, обманом и изменами.

В чем проявляются поступки настоящей любви

Ты смотрела английский фильм «Реальная любовь»? Если нет — то стоило бы, ведь он дает понять, в чем и в каких поступках можно распознать настоящую любовь, и на какие жертвы иногда приходится идти.

Десять сюжетных линий о настоящей любви, и вот некоторые из них, самые яркие:

    Премьер-министр влюблен в секретаршу из бедного района. Ему вроде как мировые проблемы решать надо, а тут чувства через край, тем более к простушке. Но в итоге вся страна узнает, что у премьера тоже есть пылающее сердце, несмотря на карьеру.

    У поженившихся Джульетты и Питера есть друг Марк. Джульетта всегда обижалась на Марка за его раздражительную холодность по отношению к ней и думала, что он ее ненавидит. Но в итоге она узнала, что его угрюмость — это страстная любовь к ней. Марк пообещал любить ее всю жизнь, но сам остается при этом одинок.

    У писателя и его горничной языковой барьер. Но тяга друг ко другу очень велика и без лишних слов. Вынужденное краткосрочное расставание толкает писателя на ускоренный курс португальского языка, и желание сделать ей предложение. Неудивительно, что за это время горничная сама освоила английский язык ради него.

    Джон и Джуди — дублеры постельных сцен, причем очень откровенных. Казалось бы — чего проще, заняться сексом по-настоящему, ведь они почти этим и занимались. Но они влюблены всерьез, и даже робко пытаются хотя бы подружиться. Первый романтический поцелуй и приглашение на свидание кажутся до умиления нелепыми.

    Вдовец Дэниел тяжело переживает уход в иной мир своей жены. Но ради нее он не бросает своего пасынка и воспитывает его как своего родного. Любые желания мальчика исполняются почти ежесекундно. Дэниел даже помогает пасынку добиться любви его одноклассницы.

Вот так: простые жизненные ситуации, но сколько в них смысла, доказывающего, что настоящая любовь действительно существует. Можно пожертвовать своей карьерой, скрывать любовь за робостью, совершать невероятные поступки, поставить крест на личной жизни, и всё только ради того, чтобы любимый человек был счастлив. Даже если он уже на небесах.

Когда проявляются признаки настоящей любви

Можно ли полюбить с первого взгляда? Почти, только это пока влюбленность. О ней и о ее развитии можешь прочитать в статье .

Полюбить по-настоящему получается не сразу. Сама природа дает срок даже на то, чтобы мать смогла полюбить своего ребенка. Долгие 9 месяцев привыкания «вслепую» и послеродовая депрессия даются природой не просто так. И только у редких женщин не срабатывает тот самый материнский инстинкт.

Так же и в любви между мужчиной и женщиной — ее надо «выносить», чтобы понимать: это чувство навсегда. Да, придется и чем-то жертвовать, и наступать на горло собственному эго, и свыкаться с привычками и недостатками возлюбленного.

Но это не страшные жертвы, иногда они даже во благо самому влюбленному. Человек многому учится, где-то меняет себя, становится мудрее. Но для этого «блага» нужна именно взаимная любовь, чтобы не разбить себе сердце.

Нет, конечно, конкретного срока, когда созревает эта самая настоящая любовь. Ты сама это поймешь, когда у тебя появятся признаки «созревания»:

  • твое собственное «я» становится на второе место;
  • хочется больше отдавать, чем забирать;
  • твоя помощь любимому мужчине становится «скорой»;
  • трудно расстаться с ним даже на сутки.

Ну всё, ты попала. Если все эти признаки есть и у твоего возлюбленного, то вас можно поздравить — вы счастливая пара.

Всегда ли настоящая любовь взаимна

К сожалению, нет. Если вернуться к фильму «Реальная любовь», к сюжету о Марке и Джульетте, то можно понять, что жертва Марка хоть и добровольная, но мучительная. Есть такие люди, которым не посчастливилось влюбиться в несвободного человека, да еще и с холодностью с его стороны.

Но они как-то по-своему счастливы в своих страданиях. Им надо просто изредка видеть своего любимого человека, знать, что ему хорошо, помогать ему в трудную минуту и даже при этом не раскрывать своих чувств. Они бескорыстны — и в этом их любовь.

Такая страсть может быть на протяжении всей жизни. Ну на то они и однолюбы. Страшнее бывает тогда, когда возлюбленный чувствуют эту страсть и вовсю пользуются ею, как на правах «лучшего друга» — эгоистично и беспардонно.

Но таким наглецам обычно возвращается все бумерангом. Алчная истеричка отбирает при разводе всё до копейки у своего любящего мужа, а под старость лет пользуется услугами альфонса. Именно он в свою очередь отбирает все у нее. Так ей и надо!

Но если ты сама страдаешь от неразделенных чувств, то тебе стоит почитать статью . Пора все-таки устраивать свою личную жизнь.

Чего не терпит настоящая взаимная любовь

Мелкие ссоры от недоразумений есть практически у каждой пары. В принципе это нормально: логика и мышление имеют отличия у людей разного пола. Но ссоры — это всё же легкая встряска эмоций, ничего общего они с любовью не имеют.

Другое дело, когда в отношениях присутствуют пакостные «качества», убивающие любовь:

    Эгоизм. Все эти браки по расчету, красивые слова ради секса, флирт ради выгоды — это никак не связано с глубокими чувствами. Даже если человеку кажется, что где-то там у него в душе есть что-то похожее на любовь — это заблуждение.

    Измена. Истинно влюбленный никогда не допустит даже мысли об адюльтере. Он не сравнивает своего самого главного человека своей жизни с другими претендентами на постель. Даже наоборот, он со временем становится «неприкасаемым» — ему становятся неприятны даже безобидные целовашки-обнимашки с другими людьми.

    Равнодушие. В жизни всё случается: несчастные случаи, болезни, судебные тяжбы, нищета и прочие неприятности. Истинно влюбленный никогда не бросит своего родного человека в беде, даже ценой своей жизни, если придется жертвовать и этим.

    Оскорбления. Это касается перебранки, когда слова опускаются ниже плинтуса. Все эти «козел вонючий», «дура тупая», «урод косорукий» и прочее. Не сказать бы матом. Но еще хуже, когда этот весь сор выносится из избы и крошится по родным и знакомым.

А еще любовь не терпит разлук. Влюбленным не нужна свобода друг от друга, они не могут «надышаться» общением или даже просто присутствием рядышком с игрой в молчанку. Запах, голос, касание родного человека — всё это им необходимо как воздух.

Проходит ли настоящая любовь

У однолюбов — никогда. Даже если они создадут новую семью, то всё равно будут думать об объекте своего обожания. К сожалению, в этой ситуации все несчастные — и сам однолюб, и его новый избранник. А если в такой семье есть дети, то, возможно, и они не настолько желанны.

Но в других случаях, если любимый человек всё же отравил чувства своими пакостными качествами, любовь может пройти. Но ведь это и к лучшему?! Зачем терпеть рядом с собой то, что изначально не твое?

Отболело, отлегло, и точка! Можно только подвести итог этого романа словами С. Я. Маршка:

Не стоит портить кровь,
Стараясь понапрасну
Вернуть былое вновь

С.Я. Маршак, «Сказка о глупости»

Подтекст

Подте́кст

Смысл, содержащийся в тексте неявно, не совпадающий с его прямым смыслом. Подтекст зависит от контекста высказывания, от ситуации, в которой эти слова произносятся. В художественной литературе подтекст часто возникает в диалоге . Напр., обмен репликами двух героев в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи» («Всё проходит. Всё забывается. – Всё проходит, да не всё забывается») непонятен без общего контекста рассказа: разговор происходит между барином и бывшей крепостной, когда-то любившими друг друга. Также подтекст может быть связан с исторической ситуацией, с временем создания художественного произведения. Напр., стихотворение А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» становится понятным только для тех, кто осведомлён о декабристском восстании и последующей судьбе декабристов. Произведение часто содержит философский подтекст, соображения автора о мире, к которым он ведёт читателя не напрямую, а через сюжет произведения. Подтекстом в театре широко пользовались М. Метерлинк , А. П. Чехов (т. н. приём «подводных течений»), в прозе – Э. М. Ремарк , Э. Хемингуэй («приём айсберга» – подтекст более значителен, чем сам текст).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "подтекст" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    В литературе (преимущественно художественной) скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации. В театре подтекст раскрывается актером с помощью интонации, паузы, мимики,… … Большой Энциклопедический словарь

    Смысл, значение Словарь русских синонимов. подтекст сущ., кол во синонимов: 2 значение (27) смысл … Словарь синонимов

    Подтекст - ПОДТЕКСТ, в литературе (преимущественно художественной) скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации. В театре подтекст раскрывается актером посредством интонации, паузы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ПОДТЕКСТ, а, муж. (книжн.). Внутренний, скрытый смысл текста, высказывания; содержание, к рое вкладывается в текст чтецом или актёром. | прил. подтекстовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    А; м. Внутренний, скрытый смысл какого л. текста, высказывания. Говорить с глубоким подтекстом. Повесть имеет явный п. Говорить прямо, без подтекста. * * * подтекст в литературе (преимущественно художественной) скрытый, отличный от прямого… … Энциклопедический словарь

    подтекст - скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом внеречевой ситуации. В театре подтекст раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста. Рубрика: язык.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    подтекст - а, м. Внутренний, скрытый смысл какого л. текста, высказывания. Говорить с подтекстом. С Чеховым в литературе и на театре народилось понятие подтекста, как новая, спрятанная координата, как орудие дополнительного углубления и самого емкого… … Популярный словарь русского языка

    подтекст - ПОДТЕКСТ, а, м Часть содержательной структуры текста, представляющая его внутренний скрытый смысл. Иногда подтекст сильнее текста … Толковый словарь русских существительных

    ПОДТЕКСТ - ПОДТЕКСТ, подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста. П. зависит от общего контекста высказывания, от цели и экспрессии высказывания, от особенностей речевой ситуации. П. возникает в разговорной речи как средство умолчания … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Текст и подтекст. Поэтика эксплицитного и имплицитного , . В сборнике представлены материалы международной научной конференции "Текст и подтекст. Поэтика эксплицитного и имплицитного", которая была организована Научным центром междисциплинарных…

Подметил, что литературное произведение похоже на айсберг: на поверхности только одна седьмая часть истории, а все остальное скрыто между строк. И для того чтобы читатель смог увидеть то, чего нет, автору приходится «намекать» на событие или ситуацию. Подобные намеки называются «подтекстами» - это еще одна хитроумная уловка в обширном арсенале писательских «штучек». В этой статье постараемся кратко разобрать тему под названием «Подтекст - это...».

Когда появился и где прижился?

Впервые понятие подтекста вошло в литературу в начале XIX века. Этот прием изначально был характерным для психологической прозы или поэзии символизма и постсимволизма. Несколько позже его стали применять даже в публицистике.

В литературе понятие «подтекст» первым осмыслил Хемингуэй. Его философское определение термина звучало следующим образом: подтекст - это скрытая часть произведения, где находятся основные моменты рассказа, которые читатель должен самостоятельно отыскать.

Лучше всего подтекст прижился в Японии, где недосказанность или намек - это особая художественная мера, которую часто можно встретить не только в произведениях литературы, но и других областях искусства. Ведь религия и менталитет Страны восходящего солнца ориентированы на то, чтобы увидеть за зримым незримое.

Что такое подтекст?

Как уже понятно из выше сказанного: подтекст в литературе - это художественный намек. Особый вид информации, который открывает читателю другую сторону рассказа. Понять его - значит отыскать то, о чем автор умолчал. Раскрывая подтекст, читатель словно становится соавтором, представляя, додумывая и воображая.

Подтекст - это загадка, будто потребителю предложили угадать картину, показав лишь несколько штрихов. Направляя воображение читателя, автор заставляет его переживать, радоваться или грустить.

Подтекст - это, то что скрыто «под текстом». Сам по себе текст всего лишь набор из букв и пригоршни знаков препинания. Они ничего не значат - такие простые, но за ними скрывается что-то другое. В белых междустрочных проемах проблескивают переживания главного героя или красота другого мира.

Примеры с объяснениями

Подтекст - это фразы, которые заставляют читателя воображать происходящее, представлять переживания главного героя. Его можно отыскать в каждом произведении художественной литературы. Чтобы лучше понять суть подтекста, стоит привести несколько фраз и «подтекстовую» расшифровку.

Подтекст в литературе - это (примеры):

  • А. Ахматова: «Я на правую руку надела, Перчатку с левой руки». После этих строк читатель понимает, что главная героиня находится в напряжении. Ее действия рассеяны из-за переживаний.
  • Л. Толстой: «Впереди плачевно и мрачно заревел свисток паровоза (…) ужас метели стал прекрасным теперь». Читатель словно сам переживает душевное состояние Анны Карениной перед гибелью: ужасная метель становится прекрасной из-за страха приближающейся, «плачевно и мрачно», смерти.
  • А. Чехов: «Молчаливое, покорное, непонятное существо, обезличенное своей покорностью, бесхарактерное, слабое от лишней доброты, тихо страдало на диване и не жаловалось». Этими словами автор пытался показать слабость героя (Дымова), который находился при смерти.

Подтекст можно найти везде: он присутствует и в литературе, и в разговорах, и в драматургии. Недосказанность и скрытый смысл - это еще один способ

Подтекст – это неявный смысл речевого сообщения, осознаваемый лишь в контексте общения. Подтекст может передаваться как языковыми, так и неязыковыми средствами, поэтому понятие подтекста шире понятия о несловесном сообщении, передаваемом в противовес или помимо словесного.

Признаки подтекста могут скрываться:

ü в характеристиках ее звучания (тон, сила голоса, паузы, смешки и т. п.);

ü в неречевых характеристиках поведения (позы, размещение и перемещение собеседников в пространстве, жесты, мимика, взгляд).

Несмотря на то, что на подтексте, как явлении, лежит печать таинственности, он – наша повседневная реальность. С одной стороны, каждый в меру сил и способностей не раз разгадывал подтекст поведения или речи партнера по общению, а с другой стороны, каждому приходилось выступать в роли автора подтекста. Верно и то, что полноценное общение редко протекает без той или иной формы подтекстного взаимодействия.

Все возможные случаи подтекста описываются следующей формулой: та или иная информация может быть воспринята как скрытый смысл тогда, когда между элементами, составляющими ее основу, есть смысловое противоречие или несоответствие.

Обратимся к конкретной ситуации: начальник отдела обращается к молодому сотруднику отдела со словами: «Сергей Павлович, я попрошу тебя зайти ко мне для небольшого разговора». В чем здесь может быть скрытый смысл? Мы, как наблюдатели, не зная взаимоотношений начальника и подчиненного, особенностей характера начальника, ситуации, в которой прозвучала анализируемая фраза, вряд ли сумеем ответить на этот вопрос. Что же касается присутствующих (допустим, что такие были), а тем более Сергея Павловича, то их возможности несравненно больше.

Прежде чем ответить на вопрос: «В чем скрытый смысл?», - нужно ответить на вопрос: «Чем и как мог быть задан скрытый смысл в данной ситуации?».

Во-первых, посредством слова. Начальник отдела обращается к подчиненным по имени и отчеству, как правило, только перед официальным разговором. Само по себе обращение по имени и отчеству может служить сигналом к предстоящей «проработке».

Во-вторых, скрытый смысл мог быть задан интонационно, изменением тембра голоса, паузой и т. п., то есть характеристиками звучащей речи, которые нас сейчас интересуют больше всего.

В-третьих, источником скрытого смысла могло быть изменение жестикуляции начальника отдела. Например, при обращении к сотруднику характерный начальственный жест – постукивание по стене. Это могло означать для сотрудника то же самое, что обращение по имени и отчеству.

Ситуация сама по себе может служить источником скрытого смысла. Например, и начальник отдела, и сотрудник хорошо понимают, что начальник не случайно обращается к подчиненному от двери, делая это громко, а значит публично. При этом скрытый смысл может быть закреплен резким жестом. Подтекст может быть и полностью ситуационным: одно то, что начальник в это время пришел в отдел к своему подчиненному, может иметь для последнего скрытый смысл, причем весьма конкретный: если он пришел, а обычно он этого не делает, значит, что-то случилось – вероятно, предстоит неприятный разговор.

Таким образом, для того чтобы обнаружить намек на подтекст, воспринимающему необходимо опереться на свой опыт знакомства с подобной ситуацией и «автором подтекста» для соотнесения своего знания об обычных (типичных) условиях, обычном поведении, речи и т. п. с тем, что он наблюдал в данном взаимодействии.

В приведенном примере смысловыми несоответствиями или противоречиями могут выступить, например, обычное обращение «Сергей!» и редкое (не типичное) «Сергей Павлович…»; обычный способ вызова к начальнику для разговора и его неожиданный приход с той же целью в отдел и т. п.

По характеру передачи и приема информации можно выделить три вида подтекста.

1. Действительный подтекст – скрытый смысл имеет место и воспринят.

2. Скрытого смысла в общении не было, но он был приписан – мнимый подтекст.

3. Скрытый смысл был, но остался незамеченным – пропущенный подтекст.

Подтекст, как правило, является не просто дополнительной информацией к тексту, сообщению или поведению, но основным содержанием, ключом ко всему тексту, и поэтому, если вы пропустите намек на подтекст и не сумеете раскрыть его содержание, то рискуете не понять собеседника. Более того, из-за этого может пострадать оценка вас, как личности, в глазах других людей, так как в подтекст люди склонны вкладывать важное, ценное для себя. Кстати, некоторые формы юмора, иронии или сарказма, являясь по своей природе подтекстными, выступают как своеобразный способ проверки собеседника:

ü на живость ума;

ü на то, из «нашего лагеря» он или нет;

ü на «адекватность».

Человек, искренне смеющийся над вашей любимой шуткой, - это уже «немного свой».

Необходимо помнить, что обнаруженный намек на подтекст не является гарантией понимания самого подтекста. Торопливость в оценке содержания скрытого смысла приводит к игнорированию собеседника, что само по себе разрушительно действует на процесс общения и его результаты.



Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожиданное для других - подтекстогенно.

Замечая что-либо странное в вашей речи и неречевом поведение, присутствующие склонны искать этому причину. Они могут почувствовать, что от них что-то скрывают или что их попросту дурачат, а это почти каждому человеку крайне неприятно. Самый верный способ избежать этого – не допускать «подтекстного» общения в присутствии непосвященных.

С понятием подтекста соприкасается понятие редуцированного диалога. Редуцированный диалог – это обмен «свернутыми», краткими, как бы пунктирными репликами, например:

Работник. Подпишите табель.

Начальник. Какой?

Работник. Школьники.

Начальник. У меня претензии…

Работник. Тогда же и решили.

Начальник. Хорошо (подписывает).

Смысл таких пунктирных диалогов понятен только в контексте общей ситуации. Тем, кто хорошо знает предмет обсуждения и понимает друг друга с полуслова, объяснений не требуется. И это очень экономит время. В исследовании М. И. Тимофеева показано, что оперативное управление производственным процессом осуществляется главным образом именно в форме редуцированных диалогов между руководителем и подчиненными. Цель таких диалогов – быстрая нейтрализация возникающих в производственном процессе отклонений и обеспечение соответствия между фактическими результатами и запланированными показателями работы.

Редуцированные оперативные диалоги, однако, - это лишь один класс деловых бесед руководителя. Беседы, относящиеся ко второму классу, являются более развернутыми и зачастую довольно продолжительными. Они имеют своей целью согласование позиций, выработку общей точки зрения, принятие решения, разрешение конфликтной ситуации. Хотя такие беседы занимают меньший объем в деятельности руководителя, они имеют исключительно важное значение для формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Если редуцированные диалоги не возможны без хорошего знания дела, то развернутые диалоги не возможны без хорошего знания людей. Общим для этих диалогов является то, что они требуют хорошей ориентации в «околоречевых» характеристиках высказываний партнера. И действительно, суть высказывания зависит не только от его содержания, но и от того, как оно произнесено: с какой интонацией, громкостью, отчетливостью, звонко или «сквозь зубы», уверенно или с нервным смешком и т. п. Все эти звуковые явления изучает паралингвистика. Иногда, правда, в область паралингвистики включают все виды несловесного общения: жесты, мимику, взгляд, но мы сейчас будем рассматривать только звуковые явления, которые производятся голосовым аппаратом человека в процессе общения и сопровождают речь. Эти явления ближе к речи, чем все остальные несловесные средства общения, и поэтому они называются околоречевыми или паралингвистическими.

По классификации Дж. Трейгера, все паралингвистические явления разделяются на две группы: речевые и неречевые проявления голоса. При этом, ко второй, неречевой, группе относятся как отдельные звуки (стон, хихиканье, хмыканье и т. п.), так и параметры звуков, которые могут быть измерены в физических единицах: интенсивность звука, его высота и продолжительность. Поскольку звуковые параметры относятся и к речевым, и к неречевым звукам, на нижеприведенной схеме они выделены в особую, третью, группу паралингвистических явлений.

Рассмотрим последовательно те паралингвистические явления, которые являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего. Из звуковых параметров это интенсивность и высота тона, из звуков-разделителей – назализации («хм…», «э… э…») и паузы; из качеств голоса – темп и ритм речи. Остальные характеристики звуков для более глубокого анализа требуют звуковых иллюстраций – реальных или записанных на магнитофон, и поэтому мы вынуждены их опустить.

Громкость и высота звука. Если встречаются малознакомые люди, то лидеров первоначально выбирают из тех, кто громче и больше говорит. Окружающим кажется, что, если человек громко говорит – значит, он уверен в себе, в своей позиции.