Учимся учиться: как лучше усваивать знания? Как облегчить сам процесс познания

Эта статья будет расширяться и приводиться в порядок. А пока создается болванка. Весьма полезная.

Учеба...
Сложная штука. Особенно для тех, в чьей душе царит непостоянство.

Надо искать лучшие пути. Искать, то есть мозг должен быть подключен к этому поиску. Иначе говоря, постоянно думать об этом: о том, как же сделать обучение эффективнее.

Умственный труд, как и Восток, - дело тонкое.

Один из эффективных методов обучения - ориентироваться на самое-самое...

Известен такой старый классический прем как конспектирование. Кто-то думал и придумал его. Но этим не заканчиваются методы улучшения результативности.

Начинаем с самого малого и самого используемого. И этого самого-самого не так уж много. Надо лишь постараться овладеть им. Необходимым запасом.

Один из секретов успешного умственного труда - в умении сбрасывать напряжение. Если труд продолжается в том же направлении и начинает буксовать, то самое время поменять направление, так как однообразие утомляет. Так мы устанем гораздо позже.

К примеру, в изучении языка это - 2000 - 3000 слов.

Надо утвердить, закрепить начало, чтоб было продолжение, развитие. Не нужно спешить вперед так, как делал это Ахиллес, так и не сумевший догнать черепаху.

2014.
Учебы - дело тонкое. Надо уметь это делать - учиться. Я перепробовал разные методы. Надо экспериментировать. Поскольку все мы разные, то одного стандарта учебы быть не может. Каждый долен найти свой подход. Одни варианты, подходы, методы - рабоют, другие - не очень.
Откроею секрет полезной установки на хорошую учебу.
Не стоит мечтать поскорее закончить учебу (это превратит нас в "усталых учеников"). Наоборот: превратить учебу в наслаждение, в наркотик, в радость, в смысл, в то что наполняет жизнь содержанием. Влюбиться в учебники, и то и дело читать их. И не только читать, но и просто листать и просматривать. Процесс чтения должен стать похожим на процесс приема пищи. Мы должны наслаждаться этим, вкушать, пропитываться.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Дорогой читатель, сегодня я расскажу Вам о том, как можно учиться успешно, но при этом без особых усилий. Наверняка Вы сталкивались с таким интересным явлением в своем университете: у каждого есть такой одногруппник, который учится легко, и при этом успевает оставить время на личные развлечения. Если и Вы хотите последовать его примеру, больше успевать и меньше делать – значит, эти рекомендации Вам пригодятся.

Часто говорят, что лень – это двигатель человеческого прогресса. Не могу не согласиться с этим мнением: если бы древнему человеку не было так тяжело тащить повозку, то он бы никогда не придумал колесо. Что из этого следует? Все очень просто: свои недостатки можно запросто обратить в достоинства, и даже из лени можно извлечь выгоду. Раз Вы не особо хотите учиться, значит приложите все усилия к тому, чтобы придумать максимально легкий, но в то же время, действенный способ, как избежать зубрежки. Впрочем, придумывать Вам уже ничего и не надо: когда я учился в университете, я сам изобрел хороший способ, который и Вам должен помочь.

Знаете ли Вы что-нибудь о рычаге? Думаю, что школьные уроки физики не должны были пройти даром. Даже если и не знаете, главное, что нужно запомнить: с помощью рычага можно поднимать огромные грузы, прилагая минимум усилий. Как Вы понимаете, такая систему когда-то стала настоящим прорывом в науке, и привела к интенсивному развитию торговли и строительства. Но Мы сейчас не об этом.

Я привел пример рычага исключительно с той целью, чтобы показать Вам, как именно нужно работать для того, чтобы получать максимальные результаты. Рычаги у Вас должны быть внутренние, и заключаются они в самом обычном интересе к предмету. Что же собой представляет этот рычаг?

Объясню на примере, чтобы было наглядно: Вы прекрасно знаете, что к завтрашнему дню Вам нужно прочитать две толстые книги. Понятное дело, что занятие это не такое уж и веселое, да и времени маловато на то, чтобы книги прочесть и усвоить материал. Тем не менее, Вы садитесь за одну из них – и Вам неожиданно становится интересно. Вы читаете, и просто не замечаете, что проходит время. Таким образом, Вы смогли прочесть книгу и даже запомнить информацию, которая там была скрыта.

Принцип понятен, не так ли? Вам интересно – значит, Вы будете прикладывать усилия к тому, чтобы узнать что-то новое. Но что делать со второй книгой, которая оказалась не такой увлекательной? На самом деле, я могу открыть Вам маленькую тайну: если внимательно присмотреться, то скучной информации не бывает. Каждый материал можно изучить успешно, потому что он представляет собой определенную ценность. Хотел бы сказать, что в случае со второй книгой, Вам нужно просто почаще вспоминать первую. То, что было для Вас интересно там, обязательно найдется и в этой книге – если они написаны по одинаковым дисциплинам.

Как Вы понимаете, принцип рычага можно использовать и в повседневной жизни. Все, что от Вас требуется – минимальный интерес. Согласитесь, посидеть в Интернете любит каждый. Так почему бы не совместить приятное с полезным? В Интернете Вы сможете найти большое количество несложной работы, которая будет приносить Вам постоянный доход. Опять-таки, принцип рычага: мне интересно – я делаю.

Еще один небольшой примерчик. Ваша студенческая команда КВН помогает сохранить честь университета – и отлично выступает. Так почему бы не воспользоваться этим для собственного обучения? Если Вы настолько успешны, то преподаватели обязательно поставят Вам и хорошую оценку, и на пропуски внимания не обратят. А ведь Вы занимаетесь именно тем, что Вам нравится. Достаточно хороший метод, Вы не находите? Он помогает совмещать интересную деятельность с более скучной, более того, он превращает неинтересные занятия в яркие приключения. Просто нужно немного воображения с Вашей стороны.

Надеюсь, мои советы станут для Вас полезными, потому как я беру их исключительно из личного опыта. Сам когда-то был студентом, и потому знаю, сколько проблем может возникнуть на пути учащегося.

Гранит науки твёрд и неприятен на вкус. Но чем старше человек становится, тем важнее ему вновь пойти учиться - и тем сложнее заставить себя это сделать.

Учиться трудно. Учеба - это инвестиция в себя с отсроченным результатом, и для многих взрослых (подросткам легче) она превращается в адский, неподъёмный труд. А ведь учиться полезно! Это стимулирует ум, поддерживает компетентность, помогает обмениваться опытом, да и в целом развивает личность и культуру. Поэтому давайте поговорим о способах, которые могут облегчить процесс обучения и сделать учебу реальной и успешной.

Учитесь по способностям. В любой группе есть свои «звёзды», есть люди со средними успехами и есть те, кто еле-еле тянет программу. Оцените свои способности в выбранном направлении и следуйте им. Если вам свойственно творческое мышление, не ждите от себя великолепных результатов на ниве бухучёта и управления складом. Если вы прирождённый математик, то, скорее всего, не станете блистать в языковой группе. Насколько вы способны в тех областях, в которых собираетесь учиться? Дайте себе честный ответ и судите себя исходя из этого, не равняясь на результаты остальных людей в группе. Так и самооценка будет целее, и польза от обучения налицо.

Учитесь на практике. Делайте. Бросайтесь использовать новые знания еще до того, как обучение закончится. Если вы студент, принимайтесь работать по специальности с первого курса. Если не студент, всё равно - начинайте разговаривать с иностранцами, фотографировать или готовить. Чем раньше, тем лучше. На худой конец есть замечательная работающая тактика: если хочешь чему-то научиться - учи этому кого-то другого. Помогайте вашим товарищам по учёбе даже тогда, когда сами ничего не понимаете, и дело пойдёт.

Сделайте учёбу неотвратимой. Из пространной идеи о том, что было бы неплохо поучиться, учёба должна стать твёрдым и реальным фактом вашей жизни. Есть соблазн отложить обучение до сессии, до зарплаты, до декрета, до пенсии? Это называется «прокрастинация » - откладывание на потом - и с этим нужно бороться. Причин тому, чтобы учиться, должно стать больше, чем отговорок. Возьмите кредит и оплатите весь курс сразу. Напишите заранее заявление на отгулы. Попросите супруг(а)у не готовить вам до тех пор, пока не будет сдана контрольная. Ещё один вариант - придумать себе более трудное и неприятное дело, которым вы займётесь, если отговоритесь от учёбы. Пообещайте маме, что если вы не пойдёте на учёбу, то будете свободны в выходные и станете возить её на огород и делать там ремонт.

Перестаньте стремиться к совершенству. В книжках по личностному развитию пишут, что такое стремление есть залог здоровой личности и уважения к себе, а кто не мечтает о совершенстве, тот амёба и офисный планктон. А в психологии для такой идеи есть термин «патологический перфекционизм». То есть это как язва или злоупотребление алкоголем: здравствуйте, меня зовут Настя, и у меня перфекционизм . Выбросьте его в урну. К решению учебных (да и других) задач с большей эффективностью применим гораздо менее идеальный подход: тройка с минусом? Отлично! Четверка? Да я гений!!! Словом, учитесь легко и с удовольствием !

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка — мозг человека постоянно впитывает новую информацию, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.

Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.

Техническое обслуживание

Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.

Занимайтесь спортом

Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.

Оказывается, физические упражнения нужны не только для отличной фигуры и здорового тела, но и для работы мозга. Если ваш мозг отказывается думать, попробуйте прогуляться или позаниматься в тренажерном зале. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки.

Медитируйте

Регулярные медитации не только снимают стресс, но и помогают улучшить вашу память. Кроме того, во время медитации развиваются навыки концентрации, что очень важно для процесса обучения.

Больше полиненасыщенных жирных кислот Омега-3

Эти незаменимые кислоты восстанавливают нарушенные нервные процессы, такие как внимание, скорость мышления и память. Кислоты Омега-3 в избытке содержатся в льняном масле и грецких орехах, арахисе и тыквенных семечках. Много их и в жирной рыбе — лососе, скумбрии, сардине и палтусе. Не зря говорят, что рыба помогает лучше думать.

Высыпайтесь

Для того чтобы мозг мог нормально функционировать, обязательно нужно высыпаться. Здоровый сон повышает скорость восприятия, помогает делать здравые суждения и обеспечивает быструю работу мозга.

Если перед сном повторить выученный материал, например, стихотворение или лекцию, за ночь информация прочно закрепится в памяти и утром вы будете отлично владеть предметом.

Пейте воду

Ученые из University of East London выяснили, что простая питьевая вода помогает лучше концентрироваться и решать сложные задачи. Результаты эксперимента, опубликованные в Daily Mail, показывают, что люди, испытывающие жажду, соображают медленнее на 14%. Так что всегда держите под рукой бутылку с водой.

Отвлекайтесь от учебы

Нельзя каждый день заниматься только одним делом — работой или учебой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвел итоги и переработал информацию.

Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например, жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные результаты проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.

Веселитесь

Смех — это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно, когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.

Как облегчить сам процесс познания?

Разминка для мозга

Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой «разогрев» помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.

Учиться вместе

Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель — в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.

Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.com

Обустройте место

Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать — обучение и кровать. Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .

Метапознание

Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить, как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете собственное мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.

Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.

Делайте одну вещь за один раз

Многозадачность — это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно хорошо сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.


Не бойтесь неудач

Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.

Это можно назвать «продуктивной неудачей», когда опыт, полученный в процессе решения, не раз поможет в будущем. Так что не бойтесь неудач — они вам пригодятся.

Проверьте себя

Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.

Сокращайте материал

Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами — графиками, диаграммами или картами.

Думайте, где это можно применить

Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применить факты в реальной жизни, надежно закрепят информацию в вашей памяти.

Применяйте разные методы

Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.

Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.

Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудио материалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте все одновременно.

Связывайте с уже имеющимися знаниями

Если вы можете мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет более быстро и эффективно учиться. Не оставляйте знания обособленно — встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.

У вас всё получится

Будьте уверены в себе и знайте, что у вас все получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .

1 сентября – время хлопот и переживаний. Снова школа, снова уроки, снова стихи, повторение пройденного материала и… зубрёжка, зубрёжка, зубрёжка. И так весь учебный год.

Повторение – мать учения?

Большинство родителей помнят свои школьные годы, где всегда повторяли, что «Повторение – мать учения». Но настолько ли верно это высказывание? При постоянном повторении канал восприятия отказывается усваивать информацию, и в итоге задействованным остается лишь один вид памяти – зрительная или слуховая. Таким образом, усваивание новой информации происходит очень медленно, а извечные повторения приводят к негативному взгляду на учёбу.

Чаще учителя применяют механическое повторение, зубрёжку. Но существуют и более эффективные способы повторения. Педагоги ими, к сожалению, не пользуются. Но их стоит взять на вооружение родителям. Один из таких способов – систематическое повторение. Заключается оно в том, чтобы дать время мозгу ребёнка усвоить всю полученную информацию, а для закрепления повторять материал с оптимальным временным интервалом. Первое повторение –через 20 минут, второе – через 2 часа, третье – уже после 8 часов и последнее – через сутки. Таким образом, канал восприятия не будет отключаться в отличие от беспрерывного повторения, а окажется доступным и способным принимать и усваивать материал.

Тип восприятия информации и способность к обучению

Всем известно, что способность к обучению у всех людей разная. Было выделено 3 типа восприятия информации. И зная, какой тип у вашего ребёнка, можно активизировать внутренние резервы его мозга для достижения наилучшего результата.

Зрительный – люди с этим типом быстрее воспринимают информацию визуально, увидев или прочитав.

Слуховой – быстро усваивается услышанная информация.

Двигательный – канал восприятия быстрей принимает записанную или произнесенную информацию.

Определив тип восприятия информации, процесс обучения можно адаптировать под конкретного ребёнка. Так, например, для зрительного типа отличным способом тренировки мышления и памяти будет кодирование текстов в пиктограммы. Такой способ позволяет усваивать большие объёмы информации, что особенно важно для школьников старших классов и студентов.

Ребёнок-визуал

Если ребёнок имеет зрительный тип восприятия информации, то в игровой форме таблицу умножения можно выучить всего за месяц.

К примеру: 5х6=30. 5 – будет яблоко с листочком, цифра 6 – улитка, а 30 – горы и солнце.

В целом это выглядит следующим образом: взяв с собой яблоко, улитка направилась в горы позагорать под солнцем. Ребёнок запоминает эту историю, далее закрываются цифры, а ребёнок говорит, кто там – яблоко, улитка или горы с солнцем. После усвоения происходит отказ от картинок, и остаются только цифры.

Этот приём можно использовать практически во всём. Потренироваться можно, запоминая телефонные номера, например, составив из них портрет: 7 – брови, 3 – ухо, 1 – рот и т.д. Главное здесь помнить последовательность чтения портрета, слева – направо и сверху – вниз.

Приём можно применять и для словарных слов. Например, слово «кошка». Попросите ребёнка изобразить её в виде буковки «О» — допустим, кошка свернулась калачиком.

Ребёнок-аудиал и ребёнок-кинестетик

Следующий приём предназначен для людей со слуховым и двигательным восприятием. Для того чтобы быстрее запомнить стихотворение или рассказ, необходимо повторить его под музыку или, как вариант, пропеть его. Посторонний звук восприятию не мешает, а наоборот помогает быстрее усваивать получаемый материал. Такого же эффекта можно добиться с помощью жестикулирования или покачивания ногой во время повторений.

Для слухового типа отличным вариантом будет метод звуковой ассоциации. Например, слово «винегрет». В роли слуховой ассоциации — «вино пьют негры». Этот метод отлично себя зарекомендовал и при изучении иностранных языков. Например, английское слово «Take» — в переводе означает «брать». Созвучно слово с русским «тайком» — «тайком Вася унёс конфеты». В университете Англии было проведено интересное исследование. В нём принимали участие 2 группы учеников. Одна группа должна была запомнить 500 слов простым способом, а вторая – способом ассоциации. В итоге исследования было выяснено, что группа, применявшая ассоциативный метод, запомнила в 1,5 раза больше.