К методикам субъективного шкалирования относятся. Методы экспериментальной психосемантики §Метод субъективного шкалирования §Ассоциативный эксперимент §Метод семантического дифференциала §Методика личностных. Метод субъективного шкалирования

В зависимости от того, как конкретно осуществляются процедуры шкалирования, выделяют методы косвенного и прямого шкалирования.

Методология непрямого, косвенного шкалирования была разработана Г. Фехнером. В ее основе лежат методы определения порогов ощущений. Для того чтобы измерить какое-либо ощущение, необходимо выразить его в единицах порога. Определив величину стимула, ниже которого ощущение не возникает, мы определяем нулевую точку измерительной психофизической шкалы, обеспечивая таким образом возможность построения шкалы отношений.

Можно в качестве стартового пункта шкалы выбрать и другой стимул, лежащий выше величины порога, но в этом случае мы сможем получить лишь интервальную шкалу. Далее необходимо найти стимул, вызывающий ощущение едва заметного отличия от того нулевого ощущения, которое возникает при воздействии на орган чувств минимального стимула, задающего начало шкалы. Таким образом можно построить математическую функцию, описывающую зависимость ощущений от физических величин стимула. Задача оказывается проще, если принять во внимание закон Э. Вебера, показавшего, что приращение стимула AS, вызывающее ощущение едва заметного отличия, оказывается пропорционально величине самого стимула, т.е. AS = kS. Следует, однако, иметь в виду, что это соотношение справедливо не для всего континуума ощущений, а лишь для его средней части.

Основная проблема такой измерительной процедуры заключается, однако, в том, каким образом рассматривать соотношения между величинами едва заметных различий. Поскольку косвенная процедура шкалирования не предполагает каких-либо способов их сравнения, необходимо сделать произвольное допущение на этот счет. Так, Фехнер предположил, что эти величины не зависят от величины стимула. Это предположение получило название постулата о равенстве едва заметных различий. Введение этого постулата позволило установить характер психофизической зависимости с помощью логарифмической функции.

Другими примерами косвенного шкалирования являются уже упоминавшийся нами метод парных сравнений Тёрстоуна, основанный на сформулированном им законе сравнительных суждений, и аналогичный ему метод сравнительных категорий Торгерсона. Эти методы можно определить как психометрические, в отличие от психофизического метода Фехнера, так как они не требуют соотнесения ощущения с каким-либо физическим признаком шкалируемых объектов.

Наконец, отметим еще несколько методов непрямого шкалирования, получивших довольно широкое распространение в различных отраслях психологии. Это различные варианты метода балльных оценок, метод ранжирования и метод последовательных категорий. Эти методы можно также рассматривать и в качестве методов прямого шкалирования, если задача экспериментатора ограничена построением лишь слабой, порядковой шкалы. Построение интервальной шкалы на основе применения этих методов предполагает исследование частотного распределения оценок разных экспертов или множества повторных оценок одного и того же эксперта и дальнейший перевод полученных данных в значения вероятности. Затем производится трансформация вероятностей распределения в величины стандартного нормального распределения - 2-единицы. Подробнее эти методы будут рассмотрены нами в главе "Методы непрямого шкалирования".

Методами прямого шкалирования принято называть методы, которые в самой своей процедуре обеспечивают построение по меньшей мере интервальной шкалы. Это достигается за счет того, что количественные характеристики измеряемых качеств изначально заданы испытуемому, а сам испытуемый инструктируется так, чтобы провести именно количественное сопоставление объектов оценивания, а не качественное, как в методе балльных оценок, процедура которого весьма напоминает процедуру прямого оценивания.

Например, экспериментатор может попросить испытуемого оценить свои вкусовые ощущения следующим образом: хочу, чтобы вы сообщили мне, насколько сладким вам представляется этот образец, по сравнению со стандартом". Методы прямого шкалирования предполагают, что испытуемый действительно способен осуществить такую оценку. Поэтому никаких специальных процедур трансформации исходных данных, характерных для непрямых методов, данные методы не предполагают. Путь от сырых данных, предоставленных испытуемым, к самой шкале оказывается предельно простым и коротким.

Важным отличием методов прямого шкалирования от уже упомянутых методов балльных оценок, ранжирования, последовательных категорий или парных сравнений, также позволяющих построить интервальную шкалу, является тот факт, что равенство интервалов в случае использования процедур прямого шкалирования устанавливается непосредственно испытуемым в ходе оценивания заданных ему объектов, тогда как косвенные методы предполагают выделение эквивалентных интервалов только на основе анализа частотного распределения ответов испытуемых.

В зависимости от того, какую шкалу позволяют получить методы прямого шкалирования, они подразделяются на интервальные методы и методы величины.

Интервальные методы позволяют устанавливать равенство интервалов. Таким образом, с их помощью можно получить шкалу равных интервалов. Методы величины основаны на сравнении отношений и установлении их эквивалентности. Таким образом, они дают шкалу отношений.

В свою очередь, и те, и другие методы можно разделить на продуктивные и оценочные методы.

Продуктивные методы предполагают, что испытуемые совершают какие-то действия с оцениваемыми объектами. Например, экспериментатор может попросить испытуемого установить величину одного стимула так, чтобы она в два раза превышала величину другого стимула, используемого в качестве эталона. В случае оценочных методов все манипуляции со стимулами выполняет экспериментатор, а испытуемый лишь оценивает свои ощущения. Например, он может сообщить, что новый стимул в два раза больше (ярче, холоднее), чем эталонный, или в полтора раза бледнее, чем эталонный.

Итак, психологическое измерение предполагает выражение психологических особенностей в виде некоторой меры, которая представляет собой значение на шкале. В психологии имеется всего четыре вида шкал, отличающихся по количеству отношений, в которые могут вступать объекты, измеренные с помощью шкалы, и но количеству операций, которые можно производить с этими объектами. Процедуры построения шкал (процедуры шкалирования) предполагают определенный набор правил, в соответствии с которыми строится та или иная шкала. Знание особенностей шкал и правил их построения принципиапьно важно в психологическом исследовании, так как без этого невозможны ни оценка влияния психологических факторов, ни их изменение, ни соотношение друг с другом. Если же измерение проводится с нарушением этих правил, это приведет к искажениям в результатах исследования.







§Заимствован из классической психофизики (Вудвортс, Шлосберг, 1974). Это метод прямого получения матрицы семантического сходства объектов. §Перед испытуемым ставится задача оценить сходство значений с помощью некоторой градуальной шкалы. Например, шкала от 0 до 5, где 0 – отсутствие сходства, 5 – практически совпадение. §Это достаточно точный метод (Миллер, 1971), но трудоемкий. Исследование семантических отношений объектов требует для построения матрицы сходства n(n–1)/2 попарных сопоставлений.







Далее применялась процедура многомерного анализа. Суть его состоит в следующем. Исходя из матрицы субъективного сходства (расстояния между анализируемыми объектами), реконструируется такое геометрическое пространство минимально возможной размерности, в котором расстояния между координатными точками, соответствующими анализируемым объектам, подобны субъективным расстояниям матрицы сходства.


Математически процедура многомерного шкалирования заключается в определении координатных проекций точек на некоторые координатные оси, исходя из известных расстояний между точками. На основе найденных нагрузок каждого слова по каждому из выделенных факторов- осей семантического пространства были реконструированы координаты этих слов в семантическом пространстве.








Наиболее разработанная техника семантического анализа. Подробно обсужден в работах Дж. Диза (1962), Диксона и Хортона (1968), Крильмана (1965). Анализ психологической природы процессов, лежащих в основе ассоциаций, дан в работах А.А. Леонтьева, Л.Б. Ительсона, А.А. Брудного, Б.А. Ермолаевой, В.Ф. Петренко и др.






Мерой семантической близости (расстояния) пары слов признается степень совпадения распределения ответов. То есть степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций. Это величина в работах разных авторов может называться: коэффициент пересечения, коэффициент ассоциации, мера перекрытия.






Ассоциации разделяются на парадигматические (слова-реакции и слова- стимулы из одного грамматического класса: отец-мать, стул-стол и т.д.) и синтагматические (слова-стимулы и слова- реакции из разных грамматических классов: машина-едет, курить-плохо и др.)


Преимущества - простота, удобство применения, т.к. может одновременно проводится на больших группах испытуемых; - возможность выявления неосознаваемых компонентов, т.к. испытуемые работают со значением в режиме употребления; - ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых, их личностные смыслы.






Разработан в 1955г. группой американских психологов во главе с Ч.Осгудом. Первоначально применялся для исследования механизмов синестезии. Получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок, личностных смыслов. Метод СД представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций.


Метод СД измеряет коннотативное значение. Это такие состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами (Осгуд, 1957). Аналог этого в советской психологии служит понятие «личностный смысл», как значение значения для субъекта (А.А.Леонтьев, 1965; А.Н.Леонтьев, 1975).




Достоинства метода СД ¦Компактность (в отличие от ассоциативного метода). ¦Легкость обработки данных (численно представленные стандартизированные данные легко поддаются статистической обработке). ¦Снимется возможность ассоциаций по принципу рифмовочных штампов, рифмовочных ассоциаций, т.е. ассоциаций, обусловленных не близостью плана содержания, а сходством плана выражения.






Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить пучки высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Психологическим механизмом, который обеспечивает взаимосвязь и группировку шкал в факторы, Ч. Озгуд считал явление сенестезии. Американский психолог Л.Маркс (1975) рассматривал синестезию как универсальную форму доязыковой категоризации, обеспечивающую обобщение на уровне организма.


Мерой близости исследуемых объектов в методе СД выступает сходство профилей оценок, данных по шкалам СД. Например, рассмотрим три профиля, полученных с помощью метода СД «Оценка свойств речи» по фактору эмоциональной выразительности, экспрессии Из рисунка видно, что первый профиль (*) значительно отличается по оценкам от второго и третьего профиля +). А последние два профиля похожи между собой.


Факторы являются формой обобщения прилагательных-антонимов. Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами (метод полярного профиля), к более емкому описанию с помощью меньшего набора категорий-факторов.







Геометрически осями семантического пространства являются категории-факторы (ортогональные, независимые друг от друга). Коннотативные значения объектов (эмоционально насыщенные, слабо структурированные и мало осознаваемые формы обобщения) задаются как координатные точки или векторы внутри этого пространства. Эти точки восстановлены на основе знания их проекций на оси факторов, (иными словами, это факторные нагрузки объекта по каждому фактору).


В своих исследованиях Озгуд (1962) шкалировал понятия из самых разных понятийных классов и выделил три универсальных фактора категоризации, которые идентичны у представителей разных языковых культур, людей различного образовательного уровня и даже у больных шизофренией по сравнению со здоровыми испытуемыми. 42 В развитии метода СД можно выделить следующие тенденции: Переход от построения универсальных семантических пространств, дифференцирующих лексику из самых различных понятий классов, к построению частных семантических пространств. Расширение средств описания анализируемых объектов, использование невербальных, в частности визуальных, противопоставлений для построения шкал. Переход от построения пространств на основе среднегрупповых данных случайно отобранных испытуемых к построению семантических пространств, характеризующих группу испытуемых, объединенных по контролируемому признаку (полу, возрасту, социальной принадлежности и т.п.), или к построению семантических пространств, отражающих дифференциально-психологические аспекты личности испытуемого, его когнитивного стиля.

Этот метод, заимствованный из классической психофизики: [см.: 51], является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Перед испытуемыми ставится задача оценить сходство значений с помощью некоторой градуальной шкалы. Например, в экспериментах Рубинштейна и Гуднау {см.: 339] это была пятизначная шкала, где 0 обозначал низшую степень сходства, а 4 – высшую; в экспериментах А. П. Клименко использовалась десятибалльная градуальная шкала [см.: 100]. Как полагает Миллер, прямой метод шкалирования дает наиболее точные результаты по сравнению с техникой косвенной оценки, но характеризуется значительной трудоемкостью [см.: 330]. Так, исследование семантических отношений и объектов требует для построения матрицы сходства п(п-1) /2 попарных сопоставлений.

В качестве примера использования метода субъективного шкалирования для семантического анализа прилагательных и: глаголов, но без последующей математической обработки данных и построения семантических пространств можно привести работы Мосиера и Клиффа . Примером использования метода субъективного шкалирования с последующей обработкой данных с помощью многомерного шкалирования может служить работа Рипса, Шобина, Смита , посвященная реконструкции семантического пространства названий птиц и животных. В этой работе испытуемых просили оценить по четырехбалльной шкале степень субъективного сходства 12 названий птиц, а также слова птица и животное. Среднегрупповая матрица расстояний (которая обратно пропорциональна матрице сходства объектов) подвергалась процедуре многомерного анализа. Суть ее состоит в следующем: исходя из матрицы субъективного сходства (расстояния между анализируемыми объектами), реконструируется такое геометрическое пространство минимально возможной размерности, в котором расстояния между координатными точками, соответствующими анализируемым объектам, подобны субъективным расстояниям матрицы сходства. Математически процедура многомерного шкалирования заключается в определении координатных проекций точек на некоторые координатные оси, исходя из известных расстояний между этими точками.

В рассматриваемом эксперименте было выделено двухмерное семантическое пространство, удовлетворительно описывающее исходные матрицы данных. На основе найденных нагрузок каждого слова по каждому из выделенных факторов-осей семантического пространства были реконструированы координаты


Рис. 3. Семантическое пространство названий птиц

этих слов в семантическом пространстве (рис. 3). Горизонтальную ось семантического пространства–Ф 1 –авторы интерпретировали как фактор «размер» (орел, гусь«=> малиновка, воробей, голубой попугайчик), а вертикальную – Ф 2 – как фактор «дикость» (орел, сойка, воробей, малиновка) в оппозиции домашним птицам (курица, утка, гусь). Построенное пространство является не только компактной формой описания и дифференциации анализируемой лексики, но и обладает статусом модельного представления вербальной семантической памяти, позволяющего предсказать некоторые закономерности ее функционирования. Согласно этой модели значения слов записываются в памяти как наборы их семантических характеристик, и чем ближе расположены слова в семантическом пространстве, тем более они близки по содержанию. Действительно, если использовать в качестве слова-стимула в ассоциативном эксперименте слово bird (птица), то более частотными ассоциациями будут слова малиновка, воробей, сойка и т. п., имеющие с этим словом меньшие расстояния в семантическом пространстве.

Многомерное шкалирование как процедура математической обработки данных наиболее типична для метода субъективного шкалирования. Но не исключено применение к матрице данных, полученных с помощью субъективного шкалирования, процедур факторного и кластерного анализа. Например, в нашем исследовании матрица сходства поступков строилась как субъективным шкалированием, так и приписыванием поступкам испытуемыми набора заданных мотивов, где мерой сходства поступков выступало сходство их мотивов [см.: 186]. Факторизация данных, полученных в группе взрослых испытуемых, выделила сходство факторных структур матриц, построенных обеими процедурами. Эти результаты свидетельствуют о том, что в основе субъективного сходства поступков лежит их мотивационный аспект.

Методически факторизация матриц сходства, построенных с помощью субъективного шкалирования, может осуществляться двумя способами: 1) когда нормированный коэффициент субъективного сходства рассматривается как приближение к коэффициенту корреляции; 2) когда на основе оценок субъективного сходства каждой пары объектов со всеми другими объектами вычисляется коэффициент корреляции этой пары объектов, который и рассматривается как мера их сходства. Эти допущения и позволяют перейти от матрицы субъективного сходства к матрице корреляции, которая подвергается факторному анализу.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психосемантика сознания

На сайте сайт читайте: Петренко В.Ф. психосемантика сознания. – м., 1988...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Методы шкалирования Этимология.

Происходит от лат. scala - лестница.

Категория.

Применение количественных показателей для оценки отношения индивида к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы.

Виды.

Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, во-первых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во-вторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различий.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ

(англ. methods of scaling ) - методы субъективной количественной оценки (измерения) свойств разнообразных объектов (физических, эстетических, социальных, психических и др.).

Для измерения интенсивности ощущения классическая пользовалась законом Фехнера , который впервые установил количественное отношение между физической и субъективной величинами (т. н. основной психофизический закон). Согласно этому закону, воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике интенсивности (вес, яркость и т. д.). Чаще встречаются сложные, многомерные объекты, признаки которых не имеют физических мер. Такие признаки многомерных объектов, а также явлений эстетического и социального характера оказываются вне сферы действия закона Фехнера, но м. б. количественно выражены с помощью методов современной психофизики (С. Стивенс, Л. Терстоун). Исследования многих авторов показали возможность новыми методами количественно характеризовать любые воспринимаемые, представляемые или мыслимые стимулы. К этим методам (которые в отличие от «непрямых» методов классической психофизики называются «прямыми») относятся: уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, (о последних 2 методах см. ).

1. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт (модуль) обозначается некоторым удобным числом (1, 10 или 100). Задача испытуемого - обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.

2. Метод отбора из ряда раздражителей субъективно-половинного или удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, затем половинный или удвоенный по сравнению с только что подобранным раздражителем и т. д.

3. Метод равных интервалов. Этот метод применяется в том случае, когда к 2 данным раздражителям требуется найти 3-й, который должен находиться посередине между данными раздражителями, т. е. он субъективно должен настолько же отличаться от 1-го, насколько и от 2-го. Можно провести деление дальше: между одним из первоначально данных и найденным раздражителем найти промежуточный.

На основе этих методов разработаны субъективные шкалы для громкости, высоты, длительности звука, силы болевого раздражения, для веса, яркости, запаха, вкуса, температуры и т. д. Но эти же методы с некоторыми ухищрениями можно использовать для построения субъективных шкал, напр., для произведений живописи или литературы, сказочных персонажей, писателей, городов и т. п. См. также , , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "методы шкалирования" в других словарях:

    Методы Шкалирования - понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса… … Психологический словарь

    См. методы шкалирования Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ - совокупность методов статистич. многомерного анализа. В зависимости от того, в какой области научн. знаний М.к. возникли и получили свое развитие, они наз. методами многомерной классификации, таксономии, кластерного анализа, группировки,… … Российская социологическая энциклопедия

    Методы исследования понятий - группа психологических методов, направленных на изучение понятий. Содержание 1 Метод определения понятий 1.1 Результаты применения (на детях) … Википедия

    Методы изучения понятий - Методы исследования понятий группа психологических методов, направленных на изучение понятий. Содержание 1 Метод определения понятий 1.1 Результаты применения (на детях) … Википедия

    Методы математической статистики, используемые для построения оптимальных планов сбора, систематизации и обработки многомерных статистических данных, направленные на выявление характера и структуры взаимосвязей между компонентами исследуемого… … Словарь социолингвистических терминов

    методы многомерного статистического анализа Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Методы многомерного статистического анализа - Методы математической статистики, нацеленные на построение оптимальных планов сбора, систематизации и обработки многомерных статистических данных. Выделяются три группы методов: 1) методы анализа многомерных распределений и их основных… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    ШКАЛИРОВАНИЯ, МЕТОДЫ - Просто, процедуры шкалирования. Хотя столетие исследований по конструированию психологических шкал дало десятки вариаций, наиболее распространенные процедуры можно распределить по трем общим классам. 1. Шкалирование интервалов. Субъектов просят… … Толковый словарь по психологии

    Основные методы ЮП соответствуют общепсихологическим. Их система, соответствующая научной логике исследования приведена на рисунке. Методы организации исследования комплексный (системный); … … Энциклопедия современной юридической психологии

Книги

  • Оценка персонала. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Мизинцева М.Ф.. В пособии раскрыОсобое внимание уделено рассмотрению методов оценки персонала, применяемых в практике российских и зарубежных компаний: традиционных (биографические методы, интервью,…