Он выехал из дома с тем чтобы. ПензаИнформ - «Он выехал из дома в рейс, а живым уже не вернулся». Кадры тем не менее вы сделать успели

Читать стих «Жених» Пушкина Александра Сергеевича интересно как юному поколению, так и взрослым. «Жених» относят к жанру сказки, также в нем отобразились мировые традиции балладного жанра, который был распространен в литературе эпохи романтизма.

Текст стихотворение Пушкина “Жених” открывает читателю дверь во времена купцов и бояр. Первые, кого он встречает - купеческая дочь Наташа, потрясена каким-то событием и ее родители, обеспокоенные поведением странным дочери. После этого, как клубочек с нитками, начинают «расплетаться» события, которые так впечатлили Наташу. Они окутаны мистикой и загадками, что характерно для баллад. Это все заставляет дочитать сказку до конца и узнать наконец, что же так встревожило главную героиню. В сюжетную линию «Жениха» органично вплетаются русские народные традиции сватанья и свадьбы. Автор также позаботился о бытовых деталях того времени: перед нами дом купца с тесовыми воротами, сани боярина, кони крытые ковром, посуда на свадебном столе.

Это простое, на первый взгляд, произведение нужно читать между строк, использую экскурсы в русскую культуру, а также в теорию литературы. В школе его предлагают учить в 11 классе. Мы предлагаем ознакомиться со стихом «Жених» полностью онлайн или скачать его с нашего сайта.

Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать,
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец,
И долго приступали,
И отступились наконец,
А тайны не узнали.
Наташа стала, как была,
Опять румяна, весела,
Опять пошла с сестрами
Сидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот,
С подружками своими,
Сидела девица - и вот
Промчалась перед ними
Лихая тройка с молодцом.
Конями, крытыми ковром,
В санях он стоя правит
И гонит всех и давит.

Он, поровнявшись, поглядел,
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
Стремглав домой она бежит.
«Он! он! узнала! - говорит,-
Он, точно он! держите,
Друзья мои, спасите!»

Печально слушает семья,
Качая головою;
Отец ей: «Милая моя,
Откройся предо мною.
Обидел кто тебя, скажи,
Хоть только след нам укажи».
Наташа плачет снова.
И более ни слова.

Наутро сваха к ним на двор
Нежданая приходит.
Наташу хвалит, разговор
С отцом ее заводит:
«У вас товар, у нас купец;
Собою парень молодец,
И статный, и проворный,
Не вздорный, не зазорный.

Богат, умен, ни перед кем
Не кланяется в пояс,
А как боярин между тем
Живёт, не беспокоясь;
А подарит невесте вдруг
И лисью шубу, и жемчуг,
И перстни золотые,
И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера
Её за воротами;
Не по рукам ли, да с двора,
Да в церковь с образами?»
Она сидит за пирогом,
Да речь ведёт обиняком,
А бедная невеста
Себе не видит места.

«Согласен,- говорит отец; -
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец:
Одной в светёлке скучно.
Не век девицей вековать,
Не всё косатке распевать,
Пора гнездо устроить,
Чтоб детушек покоить».

Наташа к стенке уперлась
И слово молвить хочет -
Вдруг зарыдала, затряслась,
И плачет, и хохочет.
В смятеньи сваха к ней бежит,
Водой студёною поит
И льет остаток чаши
На голову Наташи.

Крушится, охает семья.
Опомнилась Наташа
И говорит: «Послушна я,
Святая воля ваша.
Зовите жениха на пир,
Пеките хлебы на весь мир,
На славу мёд варите,
Да суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой!
Готов тебе в забаву
Я жизнь отдать!» - И пир горой;
Пекут, варят на славу.
Вот гости честные нашли,
За стол невесту повели;
Поют подружки, плачут,
А вот и сани скачут.

Вот и жених - и все за стол.
Звенят, гремят стаканы,
Заздравный ковш кругом пошёл;
Всё шумно, гости пьяны.

Жених.
«А что же, милые друзья,
Невеста красная моя
Не пьет, не ест, не служит:
О чем невеста тужит?»

Невеста жениху в ответ:
«Откроюсь на удачу.
Душе моей покоя нет,
И день и ночь я плачу.
Недобрый сон меня крушит».
Отец ей: «Что ж твой сон гласит?
Скажи нам, что такое,
Дитя мое родное?»

«Мне снилось,- говорит она,-
Зашла я в лес дремучий,
И было поздно; чуть луна
Светила из-за тучи;
С тропинки сбилась я: в глуши
Не слышно было ни души,
И сосны лишь да ели
Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву,
Изба передо мною.
Я к ней, стучу - молчат. Зову -
Ответа нет; с мольбою
Дверь отворила я. Вхожу -
В избе свеча горит; гляжу -
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато».

Жених.

Знать жить тебе богато».

Невеста.
«Постой, сударь, не кончен он.
На серебро, на злато,
На сукна, коврики, парчу,
На новгородскую камчу
Я молча любовалась
И диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ…
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп,
И спряталась за печку.
Вот слышу много голосов…
Взошли двенадцать молодцов,
И с ними голубица
Красавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая;
За стол садятся, не молясь
И шапок не снимая.
На первом месте брат большой,
По праву руку брат меньшой,
По леву голубица
Красавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон,
Разгульное похмелье…»

Жених.
«А чем же худ, скажи, твой сон?
Вещает он веселье».

Невеста.
« Постой, сударь, не кончен он.
Идёт похмелье, гром и звон,
П ир весело бушует,
Лишь девица горюет.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт
И током слёзы точит,
А старший брат свой нож берёт,
Присвистывая точит;
Глядит на девицу-красу,
И вдруг хватает за косу,
Злодей девицу губит,
Ей праву руку рубит».

«Ну, это,- говорит жених,-
Прямая небылица!
Но не тужи, твой сон не лих,
Поверь, душа-девица».
Она глядит ему в лицо.
«А это с чьей руки кольцо?»
Вдруг молвила невеста,
И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит,
Жених дрожит бледнея;
Смутились гости. - Суд гласит:
«Держи, вязать злодея!»
Злодей окован, обличён,
И скоро смертию казнён.
Прославилась Наташа!
И вся тут песня наша.

Первая информация о ДТП появилась во вторник, 15 мая, на сайте Главного управления МЧС России по Пензенской области. В сводке указано, что в этот же день в 22.20 на пульт дежурного спасателя МЧС Городищенского района поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии.

Чтобы узнать подробности я в этот же день позвонила Анне ШУПИЛОВОЙ, начальник группы информационного обеспечения деятельности ГУ МЧС России по Пензенской области.

– В Городищенском районе произошло столкновение двух транспортных средств, – рассказала она. – В результате дорожно-транспортного происшествия, к сожалению, имеются пострадавшие. Для ликвидации последствий ДТП от ГУ МЧС России по Пензенской области привлекалось 4 человека, одна единица техники.

На следующий день, 16 мая в сводках ГИБДД было указано следующее: «По предварительным данным на 699-м километре автомобильной дороги «Урал» произошла авария с участием автомобиля «ГАЗ-278858» и большегруза «Скания» с полуприцепом «Бонг». Для уточнения информации я связалась с Юлией КУЛИГИНОЙ, инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД.

– Предварительно установлено, что водитель автомобиля «ГАЗ-278858», мужчина, 1985 года рождения, допустил наезд на автомобиль «Скания» с полуприцепом «Бонг», под управлением водителя, мужчины, 1961 года рождения. В результате происшествия водитель автомобиля «ГАЗ-278858» от полученных травм скончался на месте, – пояснила 16 мая собеседница. – На данный момент устанавливаются все обстоятельства происшествия, по факту случившегося проводится проверка.

Это происшествие активно обсуждалось в Интернете. Так, например, в одном из публичных страниц социальной сети «Вконтакте» очевидец аварии опубликовал фото с места происшествия. В ходе личной переписки, он рассказал о том, что видел и предоставил фото с места трагедии.

– ГАЗель врезалась в стоящую «Сканию», – рассказал 16 мая Игорь Федоров (по просьбе собеседника имя изменено. Прим. авт) . – Не знаю, как это прилучилось, но шансов у водителя ГАЗели не было.

Кроме очевидцев аварии нашлись и те, кто знал погибшего мужчину лично. Так, например 17 мая я связалась с Людмилой Лавровой, знакомой матери погибшего.

– Он был отличным парнем, заботливым сыном и любящим мужем, – рассказала о водителе ГАЗели женщина. – Мы до сих пор не можем поверить в случившееся. Буквально за день до трагедии я его видела, говорила с ним. И тут такое несчастье. Для его мамы эта новость стала настоящим ударом.

Так же мне удалось пообщаться с другом погибшего, тоже водителем.

– Погибшего звали Евгением, – рассказал мне Виталий Рыбин (по просьбе собеседника имя изменено. Прим. авт) в ходе личной переписки. – Совсем молодой еще, 33 года. Хороший отзывчивый человек, отличный друг, аккуратный водитель. Никто не ожидал, что с ним такое случится. Я знаком с ним 4 года, тоже водитель. Сам Евгений из Пензы, за рулем более 10 лет, работал на себя. Выехал в рейс из дома и живым оттуда не вернулся. Ему был всего 31 год. На свою ГАЗель сам заработал, своим трудом. У него остались жена, дочь. Когда будут похороны, мы пока не знаем. Все до сих пор в шоке от случившегося.

На чемпионат мира в Россию приехало множество интересных персонажей. Даже Гарольд, скрывающий боль, уже успел отметиться в инстаграмах наших соотечественников. Кто-то из болельщиков прилетел на самолете, кто-то приехал на поезде или на машине. А аргентинец Хуан Матиас Амайя приехал в Москву на велосипеде. Путь в 80 тысяч километров занял у него пять лет. И это еще не конец.

33-летний Матиас проехал уже через 37 стран. Если встретите его на улице, не перепутаете ни с кем: бородатый мужчина на велосипеде, груженном всякой всячиной и украшенном огромным количеством флагов разных стран. В 2013 году Матиас выехал из аргентинского города Сан-Хуан и до сих пор продолжает колесить по миру на велосипеде.

Раньше Матиас работал в фармацевтической компании. Но в один прекрасный момент обнаружил, что стал слишком эгоистичным и жадным до денег.

«Мало того что я был недоволен своей работой, я еще и почувствовал пустоту внутри. Я был готов обменять все материальные блага, чтобы жить полной жизнью», - рассказал он в интервью изданию Romeing .

Сначала Матиас сказал родственникам и друзьям, что уезжает на 15 дней. Но по прошествии этого времени он понял, что этого мало.

«Сначала они думали, что я сумасшедший, раз оставляю все, чтобы отправиться в путешествие. А теперь моя семья и друзья благодарят меня, потому что я делюсь фотографиями и видео, а они могут узнать больше о других культурах».

Матиас говорит, что его путешествие - дело нелегкое. В интервью Sports.ru он рассказал, что выехал из дома с 200 долларами в кармане, останавливался на ночевку в основном на природе, часто ему помогали окружающие.

«Я нахожусь не в том положении, чтобы выбирать, поэтому ем я все подряд. Приходилось даже есть муравьев, гусениц и всяких других странных созданий».

Во время путешествия Матиас сталкивался с массой сложностей: один раз у него закончилась вода в пустыне и два дня он ничего не пил, спал на улицах Европы зимой, несколько раз его пытались обокрасть и даже ранили ножом. Много раз Матиас задумывался о том, чтобы вернуться домой, но продолжал ехать.

И вот спустя пять лет и 80 тысяч километров велосипедист приехал в Россию на чемпионат мира. Особенно в России Матиаса впечатлили девушки.

«В России очень красивые женщины, они сильно отличаются от тех, которые живут в моем городе в Аргентине. У наших женщин черные волосы и глаза. Мне нравятся голубоглазые блондинки. Я когда приехал в России, то чуть не упал с велосипеда! Везде блондинки! Для меня здесь рай!» - рассказал Матиас в интервью телеканалу 360 .

Россия - не конечный пункт его путешествия. Но куда он поедет дальше, Матиас еще не определился.

«У меня не было конкретного плана, я просто хотел уехать из дома. Я должен был уехать на 15 дней, а прошло уже пять лет. Я нечасто задумываюсь о будущем, мне нравится жить настоящим».

«Сейчас у меня три варианта. Первый - отправиться на юг России, затем в Турцию, проехать от Стамбула до арабских стран, потом в Индию, Лаос, Индонезию. После этого я могу сесть на корабль и плыть в сторону Австралии, по пути останавливаясь на разных островах. Затем можно сесть на самолет и долететь до Южной Африки, а оттуда поехать в Катар, чтобы как раз оказаться там к чемпионату мира 2022 года. Второй вариант - поехать в сторону российского Севера, затем в Финляндию, потом повернуть и так же, как и в первом варианте, отправиться в сторону Африки и Катара. Ну а третий вариант - вернуться в Европу и пожить с людьми, которых я уже знаю, чтобы получше узнать местную культуру и привычки. В общем, буду решать!»

Тема: Союз как часть речи. Правописание союзов.

Цели:

Повторение и обобщение знаний обучающихся о служебных частях речи, о союзах,
- формирование умений правильного употребления союзов в речи,

Воспитание любви к слову, стремления к повышению лингвистической культуры как важного качества будущего специалиста.

Должен знать:
- основные характеристики служебных частей речи (союзов),
- основные правила правописания союзов.

Должен уметь:



  1. Союз как часть речи.

  2. Разряды союзов.

  3. Правописание союзов.

  1. Задания:
Задание 1. Составить таблицу «Разряды союзов по структуре, значениям и грамматическим функциям», используя материалы учебника Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 239 – 241.

Задание 2. Перепишите предложения, определите значение и структуру союзов. Что соединяют союзы (однородные члены предложения или части сложного предложения)?

1.К утру дождь прошёл, но небо было в тяжёлых серых тучах, летевших с юга на север. Никита взглянул на небо и ахнул. (А. Н. Толстой) 2. Только под ногами шуршали сухие листья, да тяжело вздыхали под порывами ветра побитые артиллерией деревья. (С. Баруздин) 3. Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнёт. (М. Е. Салтыков – Щедрин) 4. То дождь, то град, то снег, как белый пух, то солнце… (И. А. Бунин) 5. И если мне в жизни будет особенно тяжело, то это простодушное сердце никогда не откажет мне в помощи и утешении. (К. Паустовский) 6. Перед тем как рубить и пилить спелый сосновый бор, лесорубы на высоте своего роста вырубают на каждом дереве канавки. (М. Пришвин) 7. Верить хотелось, ибо книги внушали мне веру в человека. (М. Горький) 8. Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке. (К. Паустовский) 9. Летнее утро свежо, хотя уже начинает чувствоваться наливающийся зной. (Д. Н. Мамин – Сибиряк) 10. Кругом было тихо – тихо, так что слышался малейший шорох. (К. Паустовский) 11. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч. (В. Гаршин) 12. Утром ранним, утром дымным разглядел я вдалеке, как куски дороги зимней уплывали по реке. (А. Твардовский)

Задание 3. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите значение и структуру союзов.


          1. Как ветер, песнь его свободна, за(то), как ветер, и бе..плодна. (А. С. Пушкин) 2. Он выехал из дома с тем, что(бы) не возвращаться до поздней ночи. (Л. Н. Толстой) 3. Трудно было представить, что(бы) со мной случилось, если(бы) пароход опоздал. (А. Грин) 4. Она поочередно осуждала каждого из низ (за)одно и то(же), что они не умели подняться над мелочами жизни (А. Ананьев) 5. Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел. (Пословица) 6. Так(же), как и Арсений, Карнаухов был худощав. (А. Ананьев) 7. Берись за(то), к чему ты сроен, коль хочешь, что(б) в делах успешный был исход. (И. А. Крылов) 8. Один только месяц всё так(же) блистательно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так(же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. (Н. В. Гоголь) 9. В то(же) время из чащи раздался злобный лай лисицы. (В. Бианки) 10. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался. (В. Бианки) 11. Вода была тепла, но не испорчена, и (при)том её было много. (В. Гаршин) 12. Ты жил, я так(же) мог бы жить. (М. Ю. Лермонтов) 13. Что(бы) ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. (Л. Н. Толстой) 14. Ладно! Будем страховаться (от)того и (от)сего. (Р. Рождественский 15. И (от)того что это невозможно, он приходил в отчаянье. (А. П. Чехов) 16. Нельзя гнать человека только (по)тому, что вы подозреваете его в чём – то. (А. П. Чехов) 17. Вы не должны судить меня только (по)тому, что я делаю. (И. С. Тургенев)
Задание 4. Прочитайте, спишите данные предложения, раскрывая скобки. Определите часть речи выделенных слов.

1.Каждый писатель хочет, что(бы) его книги читали. – Что(бы) стало с зимой, если бы на смену ей не пришла весна? 2. Все с увлечением читали новый роман, я то(же) решил прочитать его. – Это был суровый человек, и в то(же) время в нём чувствовалась какая – то трогательная беззащитность. 3. Горизонт над морем, (не)смотря на ночь, был светел. – (Не)смотря на то что поднялся ветер, тучи были неподвижны. – Друзья быстро шагали по тропинке, (не)смотря по сторонам.

Задание 5. Перепишите, раскрывая скобки.

1.Софья Николаевна не имела ещё ни одного жениха, (то)есть не получила ни одного формального предложения. (Акс.) 2. Смерть Сени не была трагической, не могла быть такой, по(тому) что трагической была его жизнь. (Залыг.) 3. Пришествие было нарисовано в одном из притворов прямо на деревянной стене. А от(того) что с влажного дерева капало, страшный суд представлялся ещё страшнее: на нём плакали и праведники, и грешники. (Стельм.) 4. Селькин шёл, (как)будто никого в коридоре и не было (Од.) 5. В деревне весну ждут не (по)тому только, что она приносит тепло и солнце. (Проск.) 6. Лучше уж дождаться, когда откроется навигация. И (как)только после майских, негромких в этом году празднеств прошла Ока, Алексей с первым же пароходом поехал в Мурзиху. (Ильин)


            1. Требования к отчету:

            2. Контрольные вопросы:

  1. Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

  2. Какие служебные части речи вы знаете?

  3. Что такое союз?

  4. Какова их роль в предложении?





Практическое занятие № 15 . Количество часов – 2 часа.

Тема: Частица как часть речи. Правописание частицы НЕ и НИ с разными частями речи.

Цели:

Систематизация знаний обучающихся о частице как о служебной части речи,

Формирование умений правильного употребления частиц в речи,

Развитие навыков самостоятельной работы с учебной и справочной литературой,

Воспитание любви к слову, стремления к повышению лингвистической культуры как важного качества будущего специалиста,

Требования к уровню подготовки специалиста :

Должен знать:
- основные характеристики служебных частей речи (частиц),
- правила правописания частиц.

Должен уметь:
- употреблять на письме служебные части речи в соответствии с морфологическими и орфографическими нормами

Оборудование: учебная литература, тексты, задания.


              1. Общие теоретические сведения:

  1. Частица как служебная часть речи.

  2. Разряды частиц: словообразовательные, формообразовательные, смысловые.

  3. Правила разграничения частиц НЕ и НИ.

  4. Слитное и раздельное написание частицы НЕ.

              1. Задания:
Задание 1. Прочитайте материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 245 – 247.
Составьте таблицу «Разряды частиц по структуре и значению».

Задание 2. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц. Какие смысловые оттенки носят частицы?

1. Пыль (таки) точно была. (Н. С. Лесков) 2. «Тэк(с)», - пробормотал со вздохом офицер. (А. П. Чехов 3. Старик(таки) добился своего. (И. С. Тургенев) 4. Как(же) я (не)обращал внимание на такие слова, - на то, что она(таки) некоторых случаев (не)исключала. (И. А. Бунин) 5. А отчего(ж) это у тебя сердце(то) испортилось? (А. Платонов) 6. А если спросит кто(нибудь)…ну, кто(бы) (н..)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был. (М. Ю. Лермонтов) 7. Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!» (И. А. Крылов) 8. Дай(ка) лучше в караулке на крылечке прикорну. 9. А ты(то) тут при чём? 10. Тёркин будто(бы) растерян. (А. Т. Твардовский)

Задание 3. Объясните написание НЕ в словосочетаниях.

Разбил (не)чаяно вазу, сказал (не)впопад, (не)истребимый, (не)редко плакал, поступил (не)хорошо, (не)красивый берет, злой (не)друг, (не)кого встречать, (не)чего делать, (не)кто постучал, (не)что принёс, (не)раскрытый портфель, (не)сваренный борщ, (не)говорящий попугай, (не)видимый глазу пейзаж, (не)хороший гриб, далеко (не)хороший гриб, плакала вовсе (не)редко, (не)кого спросить, (не)(у)кого спросить, (не)чего ожидать, (не)(от)чего отказываться, (не)кому сказать, (не)(к)кому пойти, узнал (не)что хорошее, (не)раскрытый зонтик, зонтик (не)раскрыт, зонтик я (не)раскрыл, (не)раскрытый мною зонтик, ещё (не)говорящий попугай, (не)видимый, (ни)кем (не)видимый мир.

Задание 4. Объясните правописание НЕ и НИ в приведённых словах и словосочетаниях.


  1. (Н..)чего делать, (н..)чего (н..)делает, н..(к)чему стремиться, н..(к)чему (н..)стремится, (н..)кто пришёл, (н..)кто (н..)пришёл. 2. Где он только (н..)бывал! 3. Всюду, где он только (н..) бывал, о нём оставались хорошие воспоминания. 4. Как (н..)хитри, а жизнь (н..)перехитришь. 5. (Н..)могу (н..)признаться в своих ошибках. 6. Чего (н..)поищешь, того и (н..)найдёшь. 7. Во что бы то (н..)стало, ему всё (н..)почём, остаться н..(с) чем, (н..)то (н..)сё, (н..)рыба (н..)мясо.
Задание 5. Спишите предложения, раскрывая скобки. Вспомните правила правописания НЕ и Ни с разными частями речи.

  1. Парень(то), кажется, гол, с него взять (не)чего. 2. В деревне скучно, грязь, (не, ни)настье, осенний ветер, мелкий снег. 3. Слова Томского были (не, ни)что иное, как болтовня. 4. Как вдруг, откуда (не, ни)возьмись, в окно влетает змий крылатый. 5. Верьте, где(б) я (не, ни)был, душа моя, какова (не, ни)есть, принадлежит Вам и тем, которых умел я любить.
    (А. С. Пушкин)
Задание 6. Спишите, раскрывая скобки, объясняя написание НЕ и НИ с разными частями речи.

(Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здоровается, (н..)взгоды, (н..)прикасат?ся, (н..)уважение, (н..)крашен?ый, (н..)выкрашен?ый, (н..)крашен, (н..)крашен?ый в этом году, (н..)кем (н..)узнан?ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда, (н..)узнаешь, (н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан?ый, (н..)нароком, (н..)прихотливое, (н..)льзя, (н..)договориться, (н..)переходный глагол, (н..)насытный, совершенно (н..)зачем, (н..)приятный на вкус, (н..)дотянут?ся до небес, (н..)за что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища, (н..)мало пройдено дорог, (н..)раскрытая книга, (н..)правильно решён?ая задача.

Задание 7. Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните написание.

Когда(бы) ты (н..)вошёл (в)лес в глаза бр..сают?ся белые стволы. Удивительн..е дерево берёза! Нет (н..)одоного человека у нас (н..)знающе..о берёзы. Скромное (н..)броское дерево но (н..)кто (н..)пройдёт мимо (н..)заметив его. Кто (н..)знает берёзового сока! В (н..)большой надрез на к..ре вставиш? соломинку подождёшь десять – п..тнадцать минут и пьёшь из наполнивш..йся кружечки. (Н..)торопливо делаешь глотки а (с)верху поглядывают (н..)утомимые грачи (н..)успевающие ешё закончить гнездо. Но (н..)забудь во что(бы) то (н..)стало замазать рану глиной или смолой. (Кое)кто как н..(в)чём (н..)бывало разрежет кору возьмёт (н..)много сока и уйдёт (н..)замазав надрез. И течёт сок (н..)ему (н..)людям совсем (н..)нужный…

(По Ф. Борисову)


              1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

              2. Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение частицы как служебной части речи.

  2. Расскажите, как разряды частиц вам известны.

  3. Каковы правила разграничения частиц НЕ и НИ?

  4. Каковы основные закономерности слитного и раздельного написания частицы НЕ?

              1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 14 – е изд. –М.: Просвещение, 2011 г.

  4. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Практическое занятие № 16 . Количество часов – 2 часа.

Тема: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Цели:
- актуализировать знания обучающихся о сложноподчинённом предложении, о структурных особенностях сложноподчинённого предложения,
- рассмотреть виды придаточных предложений,

Развивать речемыслительную деятельность обучающихся,
- развивать навыки правильной постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений,

Формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности как важного качества будущего специалиста,
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Требования к уровню подготовки специалиста :

Должен знать:
- предмет изучения синтаксиса и пунктуации,
- структурные особенности сложноподчинённых предложений;
- виды придаточных предложений;

Особенности постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.

Должен уметь:
- определять сложноподчинённые предложения в тексте;
- определять вид придаточного предложения;

Правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях,

Строить собственные высказывания с учётом норм современного русского литературного языка и требований стилистики.

Оборудование: учебная литература, тексты, задания.


                1. Общие теоретические сведения:

  1. Характеристика сложноподчинённого предложения. Структурные особенности сложноподчинённого предложения (СПП).

  2. Виды придаточных предложений.

  3. Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении.

                1. Задания:
Задание 1. Прочитайте материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 331 – 335, 336 – 340, 341 - 343.

Задание 2. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.

От этого становится так хорошо так весело что хочется убежать куда – то вдаль туда где стволы молодых берёзок так и сверкают ослепительной белизной.

Задание 3. Спишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания, сначала СПП с придаточными определительными, затем с изъяснительными и с обстоятельственными придаточными. Укажите вид придаточных с обстоятельственным значением.


              1. Бабушка расскажи мне сказку которую любила мама. 2. Он не знал что брат привезёт ему подарок. 3. Постарайся полюбить того кого ты не любил кто обидел тебя. 4. И если тебе удастся это сделать то сейчас же у тебя на душе станет хорошо и радостно. 5. Небольшой домик куда приехал Лаврецкий и где два года тому назад скончалась Глафира Петровна был выстроен в прошлом столетии из прочного соснового стекла. 6. Хотя он мог остаться у друзей Пётр вернулся домой. 7. Тут увидишь столько золота сколько ни тебе ни мне и не снилось. 8. Мне удалось поговорить с человеком которого я искал. 9. Утром он ассистировал Харламову и думал о том как и когда сработает проклятая бомба замедленного действия. 10. Как ни старался он убедить нас ему никто не поверил. 11. Вот что может сделать один человек когда у него в руках техника. 12. Бывает же так что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 13. Это было то чувство которого он так жаждал в Москве только светлое почти совсем очищенное от себялюбия. 14. Один из романов задуман уже так давно что некоторые из действующих лиц уже устарели не успев быть написаны.
Задание 4. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите средства связи (виды союзов по структуре) и типы придаточных предложений.

Мы л..тели в выш..не и видели как под нами др..жали огни города. И всё(таки) это было (не)похоже на полёт сам..лёта потому что мы парили как птицы с надёжн..ми редкими крыльями. Я ощущал и своё тело и воздух омывавший меня словно вода.

Мф л..тели к звёздам которые становились всё крупнее и ярче. Ураганный ветер бил мне в лицо лоб мой застыл ноздри расширились. Потом ураган стих хотя воздух сделался почти пронизывающе х..лодным. Мы снова парили в вышине которую казалось испытывали на прочность.

Я ощущал как её рука постепенно остыва..т в моей как дрожат её пальцы. Мы не приземлились а опустились на неё точно птицы. Я не мог разглядеть как следует её лица но мне казалось что она сильно побл..днела. Когда наконец я нащупав её холодную как лёд руку схватился за Доротею мы пошли по земле и я вёл её за собой.

(П. Вежинов)

Задание 5. Спишите предложения. Охарактеризуйте придаточную часть, определите средство связи придаточной части с главной. Расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте схемы 3, 8, 11 – го предложений.


  1. Братья положили ложки облокотились на минуту задумались будто повеяло на каждого издалека печалью. (А. Н. Толстой) 2. …И жаль мне если птицы стряхнут красу ветвей. (А. А. Фет) 3. Поверхность реки изрыта и взбудоражена точно по ней прошёлся великан – пахарь и тронул её своим громадным плугом. (А. П. Чехов) 4. Мы с нетерпением ждали когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы. (А. И. Куприн) 5. Я тебе расскажу что я за птица. (А. П. Чехов) 6. Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) 7. Вид имел он озабоченный и сосредоточенный словно телефон выдумывал. (А. П. Чехов) 8. В палатке куда мы уже забрались на ночь табачным дымом синел и желтел лунный свет. (Н. Грибачёв) 9. Я в этот мир пришёл чтоб видеть Солнце и синий кругозор. (К. Бальмонт) 10. Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу я увидел умилительную картину. (А. П. Чехов) 11. Пока приезжий господин осматривал свою комнату внесены были его пожитки. (Н. В. Гоголь) 12. Он вступил в тёмные, широкие сени от которых подуло холодом как из погреба. (Н. В. Гоголь) 13. Я поместил в этой книге только то что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. (М. Ю. Лермонтов) 14. Чуть утро осветило пушки французы тут как тут. (М. Ю. Лермонтов) 15. Как ни жалко было Левину мять траву он въехал на луг. (Л. Н. Толстой)
Задание 6. Спишите предложения, объясняя наличие или отсутствие запятой при сочетании союзов. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях, способы их связи с главной частью (последовательное, однородное, неоднородное подчинение).

  1. Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздём не вышибешь. (А. С. Пушкиин) 2. Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься сквозь спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в обособленном, отрешённом от остального земного пространстве. (В. Солоухин) 3. Медведь так полюбил Николку, что, когда он уходил куда – нибудь, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Горький) 4. Мне кажется, что, если бы чулан был версты за две и рама весила бы вдвое больше, я был бы очень доволен. (Л. Н. Толстой) 5. Не порывай нить дружбы, ибо если придётся опять её связать, то останется узел. (К. Ушинский) 6. Хаджи – Мурат сел и сказал, что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско, то он ручается, что поднимет весь Дагестан. (Л. Н. Толстой)
Задание 7. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Определите тип каждого сложноподчинённого предложения. Покажите средства связи, обозначающие отношения между главной и придаточной частями.

Мы жили в деревне где перед окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Все говори что это красиво что луг – золотой. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил что луг стал не золотой а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой луг опять стал весь золотой. Я стал наблюдать и заметил что к вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл отыскал одуванчик и оказалось что он сжал свои лепестки как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые а сжав их в кулак мы закрыли бы жёлтое. Утром когда солнце взошло я увидел как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.

(По М. Пришвину)

Сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения. Определите стиль и тип речи текста.


  1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

  2. Контрольные вопросы:

  1. Дайте характеристику сложноподчинённому предложению.

  2. Каковы структурные особенности сложноподчинённых предложений?

  3. Охарактеризуйте известные вам виды придаточных предложений.

  4. Расскажите о правилах постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.

  1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  3. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Практическое занятие № 17 . Количество часов – 2 часа.

Уезжая из Петербурга, Вронский оставил свою большую квартиру на Морской приятелю и любимому товарищу Петрицкому. Петрицкий был молодой поручик, не особенно знатный и не только не богатый, но кругом в долгах, к вечеру всегда пьяный и часто за разные и смешные и грязные истории попадавший на гауптвахту, но любимый и товарищами и начальством. Подъезжая в двенадцатом часу с железной дороги к своей квартире, Вронский увидел у подъезда знакомую ему извозчичью карету. Из-за двери еще на свой звонок он услыхал хохот мужчин и французский лепет женского голоса и крик Петрицкого: «Если кто из злодеев, то не пускать!» Вронский не велел денщику говорить о себе и потихоньку вошел в первую комнату. Баронесса Шильтон, приятельница Петрицкого, блестя лиловым атласом платья и румяным белокурым личиком и, как канарейка, наполняя всю комнату своим парижским говором, сидела пред круглым столом, варя кофе. Петрицкий в пальто и ротмистр Камеровский в полной форме, вероятно со службы, сидели вокруг нее. — Браво! Вронский! — закричал Петрицкий, вскакивая и гремя стулом. — Сам хозяин! Баронесса, кофею ему из нового кофейника. Вот не ждали! Надеюсь, ты доволен украшением твоего кабинета, — сказал он, указывая на баронессу. — Вы ведь знакомы? — Еще бы! — сказал Вронский, весело улыбаясь и пожимая маленькую ручку баронессы. — Как же! старый друг. — Вы домой с дороги, — сказала баронесса, — так я бегу. Ах, я уеду сию минуту, если я мешаю. — Вы дома там, где вы, баронесса, — сказал Вронский. — Здравствуй, Камеровский, — прибавил он, холодно пожимая руку Камеровского. — Вот вы никогда не умеете говорить такие хорошенькие вещи, — обратилась баронесса к Петрицкому. — Нет, отчего же? После обеда и я скажу не хуже. — Да после обеда нет заслуги! Ну, так я вам дам кофею, идите мойтесь и убирайтесь, — сказала баронесса, опять садясь и заботливо поворачивая винтик в новом кофейнике. — Пьер, дайте кофе, — обратилась она к Петрицкому, которого она называла Пьер, по его фамилии Петрицкий, не скрывая своих отношений с ним. — Я прибавлю. — Испортите. — Нет, не испорчу! Ну, а ваша жена? — сказала вдруг баронесса, перебивая разговор Вронского с товарищем. — Вы не привезли вашу жену? Мы здесь женили вас. — Нет, баронесса. Я рожден цыганом и умру цыганом. — Тем лучше, тем лучше. Давайте руку. И баронесса, не отпуская Вронского, стала ему рассказывать, пересыпая шутками, свои последние планы жизни и спрашивать его совета. — Он все не хочет давать мне развода! Ну что же мне делать? (Он был муж ее.) Я теперь хочу процесс начинать. Как вы мне посоветуете? Камеровский, смотрите за кофеем — ушел; вы видите, я занята делами! Я хочу процесс, потому что состояние мне нужно мое. Вы понимаете ли эту глупость, что я ему будто бы неверна, — с презрением сказала она, — и от этого он хочет пользоваться моим имением. Вронский слушал с удовольствием этот веселый лепет хорошенькой женщины, поддакивая ей, давал полушутливые советы и вообще тотчас же принял свой привычный тон обращения с этого рода женщинами. В его петербургском мире все люди разделялись на два совершенно противоположные сорта. Один низший сорт: пошлые, глупые и, главное, смешные люди, которые веруют в то, что одному мужу надо жить с одною женой, с которою он обвенчан, что девушке надо быть невинною, женщине стыдливою, мужчине мужественным, воздержным и твердым, что надо воспитывать детей, зарабатывать свой хлеб, платить долги, — и разные тому подобные глупости. Это был сорт людей старомодных и смешных. Но был другой сорт людей, настоящих, к которому они все принадлежали, в котором надо быть, главное, элегантным, красивым, великодушным, смелым, веселым, отдаваться всякой страсти не краснея и над всем остальным смеяться. Вронский только в первую минуту был ошеломлен после впечатлений совсем другого мира, привезенных им из Москвы; но тотчас же, как будто всунул ноги в старые туфли, он вошел в свой прежний веселый и приятный мир. Кофе так и не сварился, а обрызгал всех и ушел и произвел именно то самое, что было нужно, то есть подал повод к шуму и смеху и залил дорогой ковер и платье баронессы. — Ну, теперь прощайте, а то вы никогда не умоетесь, и на моей совести будет главное преступление порядочного человека, нечистоплотность. Так вы советуете нож к горлу? — Непременно, и так, чтобы ваша ручка была поближе от его губ. Он поцелует вашу ручку, и все кончится благополучно, — отвечал Вронский. — Так нынче во Французском! — И, зашумев платьем, она исчезла. Камеровский поднялся тоже, а Вронский, не дожидаясь его ухода, подал ему руку и отправился в уборную. Пока он умывался, Петрицкий описал ему в кратких чертах свое положение, насколько оно изменилось после отъезда Вронского. Денег нет ничего. Отец сказал, что не даст и не заплатит долгов. Портной хочет посадить, и другой тоже непременно грозит посадить. Полковой командир объявил, что если эти скандалы не прекратятся, то надо выходить. Баронесса надоела, как горькая редька, особенно тем, что все хочет давать деньги; а есть одна, он ее покажет Вронскому, чудо, прелесть, в восточном строгом стиле, «genre рабыни Ребекки, понимаешь». С Беркошевым тоже вчера разбранился, и он хотел прислать секундантов, но, разумеется, ничего не выйдет. Вообще же все превосходно и чрезвычайно весело. И, не давая товарищу углубляться в подробности своего положения, Петрицкий пустился рассказывать ему все интересные новости. Слушая столь знакомые рассказы Петрицкого в столь знакомой обстановке своей трехлетней квартиры, Вронский испытывал приятное чувство возвращения к привычной и беззаботной петербургской жизни. — Не может быть! — закричал он, отпустив педаль умывальника, которым он обливал свою красную здоровую шею. — Не может быть! — закричал он при известии о том, что Лора сошлась с Милеевым и бросила Фертингофа. — И он все так же глуп и доволен? Ну, а Бузулуков что? — Ах, с Бузулуковым была история — прелесть! — закричал Петрицкий. — Ведь его страсть — балы, и он ни одного придворного бала не пропускает. Отправился он на большой бал в новой каске. Ты видел новые каски? Очень хороши, легче. Только стоит он... Нет, ты слушай. — Да я слушаю, — растираясь мохнатым полотенцем, отвечал Вронский. — Проходит великая княгиня с каким-то послом, и на его беду зашел у них разговор о новых касках. Великая княгиня и хотела показать новую каску... Видят, наш голубчик стоит. (Петрицкий представил, как он стоит с каской.) Великая княгиня попросила себе подать каску, — он не дает. Что такое? Только ему мигают, кивают, хмурятся. Подай. Не дает. Замер. Можешь себе представить!.. Только этот... как его... хочет уже взять у него каску... не дает!.. Он вырвал, подает великой княгине. «Вот эта новая», — говорит великая княгиня. Повернула каску, и, можешь себе представить, оттуда бух! груша, конфеты, два фунта конфет!.. Он это набрал, голубчик! Вронский покатился со смеху. И долго потом, говоря уже о другом, закатывался своим здоровым смехом, выставляя свои крепкие сплошные зубы, когда вспоминал о каске. Узнав все новости, Вронский с помощью лакея оделся в мундир и поехал являться. Явившись, он намерен был съездить к брату, к Бетси и сделать несколько визитов с тем, чтоб начать ездить в тот свет, где бы он мог встречать Каренину. Как и всегда в Петербурге, он выехал из дома с тем, чтобы не возвращаться до поздней ночи.