Непроизвольное внимание формируется. Внимание. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций

Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.

В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.

Особенности произвольного внимания

Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.

Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.

Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.

Сознательное приложение волевых усилий - особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.

Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:

Его опосредованность и осознанность;

Произвольность;

Возникновение в ходе эволюции развития общества;

Формирование в течение жизни;

Прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;

Зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.

Виды и характеристики произвольного внимания

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:

— Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.

— Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.

— Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.

— Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.

У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.

Произвольное внимание ребёнка

Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.

Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.

Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.

Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.

Формирование произвольного внимания

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:

— Умение группировать воспринимаемые объекты.

— Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.

— Логически последовательные и понятные указания взрослого.

— Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).

— Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.

В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.

Регулярные занятия и тренировки всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§23. Непроизвольное и произвольное внимание

Когда человек смотрит в кино интересный фильм, внимание без всяких стараний с его стороны направлено на экран. Когда, идя по улице, он внезапно услышит близко от себя резкий свисток милиционера, он «невольно» обратит на это внимание. Это - непроизвольное внимание, направляющееся на данный объект без нашего сознательного намерения и без всяких усилий с нашей стороны.

При непроизвольном внимании возникновение участка с оптимальной возбудимостью в коре головного мозга обусловлено непосредственно действующими раздражителями.

Но когда человек должен оторваться от интересной книги и заняться нужной, но мало увлекающей его в данный момент работой, например учить иностранные слова, ему приходится сделать над собой усилие, чтобы направить внимание в эту сторону, и, может быть, ещё больше делать усилий для того, чтобы не позволять вниманию отвлекаться, чтобы поддерживать внимание на этой работе. Если я хочу читать серьёзную книгу, а в комнате громкие разговоры и смех, я должен заставлять себя быть внимательным к чтению и не обращать внимания на разговоры. Такое внимание называется произвольным. Оно отличается тем, что человек ставит себе сознательную цель направить внимание на определённый предмет и для осуществления этой цели применяет, когда это нужно, определённые усилия, старания.

При произвольном внимании участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Сознательная цель, намерение всегда выражается в словах, чаще всего произносимых про себя (так называемая «внутренняя речь»). Вследствие образовавшихся в прошлом опыте временных связей эти речевые сигналы могут определять перемещение по коре участка с оптимальной возбудимостью.

Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развилась у человека в процессе труда, так как без этой способности невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность. Во всяком деле, как бы человек ни любил его, всегда имеются такие стороны, такие трудовые операции, которые сами по себе не имеют ничего интересного и не способны привлечь к себе внимание.

Необходимо уметь произвольно сосредоточивать своё внимание и на этих операциях, необходимо уметь заставить себя быть внимательным и к тому, что в данный момент не привлекает к себе. Хороший работник - это тот человек, который всегда может сосредоточить своё внимание на том, что необходимо по ходу работы.

Сила произвольного внимания человека бывает очень велика. Опытные артисты, лекторы, ораторы хорошо знают, как трудно бывает начать играть, говорить речь или читать лекцию при сильной головной боли. Представляется, что при такой боли невозможно будет довести выступление до конца. Однако стоит только усилием воли заставить себя начать и сосредоточиться на содержании лекции, доклада или роли, как боль забывается и снова напоминает о себе только по окончании выступления.

Какие же предметы способны привлекать к себе наше непроизвольное внимание? Иначе говоря: каковы причины непроизвольного внимания?

Причины эти очень многочисленные и разнообразные, можно разделить на две категории: во-первых, внешние особенности самих объектов и, во-вторых, интересность этих объектов для данного человека.

Всякий очень сильный раздражитель обычно привлекает внимание. Сильный удар грома обратит на себя внимание даже очень занятого человека. Решающее значение имеет при этом не столько абсолютная сила раздражителя, сколько его относительная сила по сравнению с другими раздражителями. В шумном цехе завода голос человека может остаться незамеченным, тогда как среди полной тишины ночи даже слабый скрип или шорох могут привлечь внимание.

Внезапное и непривычное изменение также привлекают внимание. Например, если в классе со стены будет снята старая стенгазета, висевшая долгое время и уже переставшая привлекать внимание, то её отсутствие на привычном месте на первых порах будет обращать на себя внимание.

Главную роль в привлечении непроизвольного внимания играет интересность объекта для данного человека. Что же является интересным?

Прежде всего то, что близко связано с жизненной деятельностью человека и стоящими перед ним задачами, с той работой, которой он увлечён, с теми мыслями и заботами, которые эта работа в нём возбуждает. Человек, захваченный каким-нибудь делом или какой-нибудь идеей, интересуется всем тем, что с этим делом или с этой идеей связано, и, следовательно, на всё это обращает внимание. Учёный, работающий над какой-либо проблемой, сразу обратит внимание на, казалось бы, мелкую деталь, которая ускользает от внимания другого человека. Один из крупных советских изобретателей говорит о себе: «Меня интересуют принципы всех машин. Еду на трамвае и смотрю в окно, как идёт автомобиль, как он поворачивается (тогда я думал об управлении для культиватора). Я смотрю на все машины, например на лестницу пожарную, и вижу, что и её можно использовать».

Конечно, люди интересуются и не только тем, что непосредственно связано с главным делом их жизни. Мы читаем книги, слушаем лекции, смотрим спектакли и кинофильмы, которые не имеют прямой связи с нашей работой. Что же требуется для того, чтобы они могли заинтересовать нас?

Во-первых, они должны быть в какой-то мере связаны с уже имеющимися у нас знаниями; предмет их не должен быть для нас совершенно неизвестным. Едва ли человек, никогда не изучавший физики звука и ничего не понимающий в технологии металлов, может заинтересоваться лекцией на тему «Применение ультразвуков в металлургии».

Во-вторых, они должны давать нам какие-либо новые знания, содержать в себе нечто для нас ещё неизвестное. Популярная лекция на только что названную тему не будет интересна для специалиста по ультразвукам, так как содержание её известно ему целиком.

Интересно главным сбразом то, что даёт новые сведения о вещах, с которыми мы уже знакомы, в особенности же то, что даёт ответы на уже имеющиеся у нас вопросы. Интересно то, чего мы ещё не знаем, но что мы уже хотим узнать. На этом принципе построены обыкновенно сюжеты интересных, увлекательных романов. Автор так ведёт рассказ, что перед нами встаёт ряд вопросов (кто совершил такой-то поступок? что случилось с героем?), и мы постоянно ожидаем получить на них ответ. Поэтому внимание наше находится в постоянном напряжении.

Интерес является самым важным источником непроизвольного внимания. Интересное увлекает, захватывает наше внимание. Но было бы совсем неверно думать, что произвольное внимание никак с интересом не связано. Оно тоже руководствуется интересами, но интересами другого рода.

Если увлекательная книга захватывает внимание читателя, то тут имеет место непосредственный интерес, интерес к самой книге, к содержанию её. Но если человек, задавшись целью построить модель какого-нибудь аппарата, производит для этого длинные и сложные вычисления, каким интересом он при этом руководствуется? Непосредственного интереса к самым вычислениям у него нет. Интересует его модель, и вычисления являются лишь средством для того, чтобы её построить. В этом случае человек руководствуется косвенным, или, что то же самое, опосредствованным интересом.

Такого рода косвенный интерес, интерес к результату, имеется почти во всякой работе, которую мы производим сознательно и добровольно; иначе мы не стали бы её производить. Его достаточно, чтобы взяться за работу. Но так как самая работа неинтересна, не увлекает нас, то мы должны употреблять усилие, чтобы сосредоточить на ней своё внимание. Чем меньше самый процесс работы интересует и увлекает нас, тем более необходимо произвольное внимание. Иначе мы никогда не достигнем интересующего нас результата.

Бывает, однако, так, что работа, за которую мы сначала взялись вследствие какого-либо косвенного интереса и на которой мы сначала должны были произвольно, с большим усилием удерживать внимание, постепенно сама начинает интересовать нас. Возникает непосредственный интерес к работе, и внимание начинает уже непроизвольно сосредоточиваться на ней. Это - нормальное течение внимания в трудовом процессе. С помощью одних произвольных усилий, без всякого непосредственного интереса к самой деятельности нельзя успешно работать в течение долгого времени, так же как нельзя вести длительную работу на основе одного лишь непосредственного интереса и непроизвольного внимания; время от времени необходимо вмешательство произвольного внимания, так как в силу усталости, скучного однообразия отдельных этапов, всякого рода отвлекающих впечатлений непроизвольное внимание будет ослабляться. Итак, выполнение всякой работы требует участия и произвольного и непроизвольного внимания, постоянного чередования их.

В итоге мы можем сказать: центральное значение в организации внимания имеют задачи, которые ставят перед нами жизнь и та деятельность, которой мы заняты. Исходя из этих задач, мы сознательно направляем своё произвольное внимание, этими же задачами определяются наши интересы - главные двигатели непроизвольного внимания.

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ВНИМАНИЕ Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.Традиционно внимание связывают

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 25. ВОЛЯ КАК ПРОИЗВОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ § 25.1. ВОЛЯ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕНВ процессе эволюции нервная система становится не только органом отражения окружающей действительности и состояний животных и человека, но и органом их реагирования на

Из книги Мой метод: начальное обучение автора Монтессори Мария

Внимание Чего мы прежде всего ждем от ребенка, помещенного в обстановку внутреннего роста: вот он сосредоточит свое внимание на каком-либо предмете, использует этот предмет в соответствии с его назначением и будет бесконечно повторять упражнения с данным предметом. Один

Из книги Я прав - вы заблуждаетесь автора Боно Эдвард де

Внимание Искусство - это хореография внимания.Вы стоите перед красивым зданием. Оно представляется вам осмысленным целым. Затем ваше внимание переключается на колонны, расположение окон, козырек крыши, затем обратно на здание в целом, потом вновь на подробности:

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Внимание Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! С.

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

57. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Непроизвольное внимание – это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.Существует сложный комплекс причин, вызывающих непроизвольное внимание. Эти причины можно

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Глава 2. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

2.3. Воля - это волевая регуляция или произвольное управление? Трудно сказать по какой причине, но в психологии утвердилось понятие «психическая регуляция», а не «психическое управление». Поэтому, очевидно, применительно к воле в большинстве случаев психологи говорят о

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

3.2. Функциональные системы и произвольное управление действиями и деятельностью Со времен И. П. Павлова понимание физиологических механизмов управления поведением значительно продвинулось. Представление о рефлекторной дуге было заменено на представления о

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

5.3. Произвольное внимание как инструмент самоконтроля Получение информации по каналам «обратной связи» и ее анализ возможны только в том случае, если в процесс управления и регуляции включено произвольное внимание.Как и непроизвольное внимание, произвольное внимание

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Внимание Истинная ценность понимания заключается в том, что оно мотивирует вас быть более внимательным ко всему. Мы знаем по собственному опыту: обратив на что-то внимание, мы начинаем воспринимать это по-другому. Так, бездумное поглощение пищи вызывает у нас совершенно

Из книги автора

Из книги автора

Внимание Ежечасно, ежеминутно тысячи внешних стимулов лезут нам в глаза и уши, затопляя наши мозги. При этом осознаем мы – просто обращаем внимание – лишь горстку из них. Присмотритесь к тому, что вы делаете прямо сейчас, например, читая эту книгу. Поднимая глаза от текста,

Страница 18 из 26

Произвольность внимания.

Третья категория, по которой внимание разделяется на два вида, – это произвольность. Это одно из наиболее важных качеств внимания, поэтому уделим ему особенное внимание. Выделяются два вида внимания - произвольное и непроизвольное. Помимо вышеперечисленных Н.Ф.Добрыниным также выделялся третий вид - послепроизвольное внимание.

Таблица 1

Непроизвольное внимание – вид внимания, который не связан с участием воли.

Направленность психической деятельности на те или иные предметы или явления может возникать непреднамеренно, непроизвольно, вследствие самих особенностей воздействующих на человека раздражителей (предметов и явлений действительности). Так возникающее внимание соответственно и называется непреднамеренным, непроизвольным.

Источником непроизвольного внимания являются и изменения, “колебания” окружающей среды, появление какого-нибудь, до этого отсутствовавшего раздражителя или какая-либо перемена в действующих в данный момент раздражителях.

Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс, те ориентировочные движения, которые вызываются изменением в среде и посредством которых воспринимающий аппарат устанавливается так, что достигаетсянаилучшее при данных условиях отражение раздражителя.

Непроизвольное внимание привлекается, однако, не всякими изменениями в среде. Другие, действующие в данный момент раздражители, могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того чтобы новый раздражитель стал объектом внимания, надо, чтобы он обладал некоторыми особенностями, которые облегчали бы его выделение из всего, что воздействует на человека в данный момент.

К числу особенностей раздражителей, вызывающих внимание, прежде всего относится сила раздражителя. Сильные раздражители: яркий свет и краски, громкие звуки, резкие запахи - легко привлекают внимание, так как по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое им, а следовательно, и условный рефлекс на него. А это, в свою очередь, влечет за собой усиление отрицательной индукции, вызванной данным возбуждением, т.е. усиление торможения в других участках коры мозга. Большое значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, то есть соотношение раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими как бы фон, на котором он выступает. Даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если он дан на фоне других сильных раздражителей. В уличном шуме большого города отдельные, даже сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут услышаны ночью в тишине. С другой стороны, самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п.

Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие – по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. - человек обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук – среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок – среди кругов, окрашенных в иной цвет. Цифра привлекает внимание среди букв; иностранное слово - если оно находится в русском тексте; треугольник - когда он нарисован среди квадратов. Привлекают внимание, хотя обычно не надолго, многократно повторяющиеся изменения в раздражителях, систематически следующие друг за другом: таково, например, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п. Аналогично этому действует и движение предметов.

Важный источник непроизвольного внимания – новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все шаблонное, стереотипное, не привлекает внимания. Новое служит объектом внимания, однако, в меру того, насколько оно может быть понятно или же побуждает осмысливать его. А для этого оно должнонаходить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания. Безусловный ориентировочный рефлекс гаснет скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные ориентировочные реакции, целая цепь их, что возможно только тогда, когда в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется и то, с чем уже образовались временные связи, т.е. то, что уже связано с чем-то известным. Большое значение в связи с этим имеет наличие знаний, осведомленность человека в той области, к которой относится воспринимаемый им объект, так же как и привычка замечать те или иные предметы и явления (на которые неопытный человек не обратит внимания).

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют прежде всего потребности и интересы людей, их отношение к тому, что воздействует на них. Все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к чему есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение, - все это легко становится объектом непроизвольного внимания.

Значительную роль играет настроение человека, не в малой мере определяющее, что привлечет внимание из всего воздействующего в данный момент.

Существенное значение имеет также утомление, или наоборот, бодрое состояние, в котором находится человек. Хорошо известно, что в состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

От непроизвольного внимания отличается произвольное внимание, представляющее собой произвольно, преднамеренно вызываемую направленность психической деятельности на те или иные объекты или явления (или их свойства, качества, состояния). Произвольное внимание – вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию.

Этот более высокий вид внимания возник в процессе деятельности. В своей деятельности человек добивается определенного результата, обычно получающего в дальнейшем общественную оценку и используемого другими людьми. В тех случаях, когда произвольно вызванное внимание не отвлекается ничем посторонним, препятствующим выполнению деятельности, оно удерживается без особых усилий. Во многих случаях, однако, такое беспрепятственное сохранение произвольного внимания бывает, в силу действия посторонних раздражителей, невозможно и требует иногда весьма значительных усилий и специальных мероприятий.

Отвлекающими внимание раздражителями (посторонние звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители), являются и некоторые состояния организма (болезнь, усталость и др.), равно как и посторонние мысли, образы, чувства. Для преодоления этого препятствия необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности. Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить силу доносящихся звуков и т. д. Нередко заранее устраняется все, что мешает работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т. д. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию.

Не всегда, однако, наличие благоприятных внешних условий обеспечивает внимание.

Важным условием внимания является значение задачи выполняемой деятельности, место, которое она занимает в жизни человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, поэтому желательно обязательно осуществить ее. Чем важнее эта задача, чем яснее понятно ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.

Велика роль интереса, и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.

Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека – все это способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.

Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в особенности если оно делается в критические моменты деятельности, требующие усиленного внимания. Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания.

Значительную поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, что обуславливает успех действий. Такие вопросы нужны при проведении любых наблюдений, в особенности тогда, когда приходится знакомиться с большим количеством объектов или с какими-либо сложными явлениями и процессами. Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано какое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия и т.п.). Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие.

Все указанные пути содействия произвольному вниманию в той или иной степени связаны со словом, осуществляются в словесной форме, требуют участия второй сигнальной системы. Это – одна из характерных особенностей произвольного внимания, как и всякой сознательной и произвольной деятельности людей.

Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием.

Отсюда вытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету. Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено, -это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче.

Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное (как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась). Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, намеренная организация деятельности. Именно она и характеризует собой произвольное внимание.

Знаменитое утверждение, что гений – это 90% труда и 10% способностей, основано именно на том, что любые значительные произведения науки и искусства создаются не только и не столько на вдохновении, сколько на произвольно удерживаемом внимании, вопреки другим стимулам, непроизвольно отвлекающим от работы: развлечениям, досугу и т.п.

Оба вида внимания – непроизвольное и произвольное - не могут быть строго разграничены между собой. Имеется ряд промежуточных форм, когда намеренная направленность на те или иные объекты выражена в слабой степени, хотя и не отсутствует вовсе. Происходят и переходы одного вида внимания в другой. Произвольное вниманиенередко переходит в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности сначала, в силу отсутствия интереса к ней, требуется сознательная, намеренная направленность (во многих случаях даже волевое усилие) на выполнение, однако затем, по мере того как возникает интерес к тому, что делается, человек продолжает быть внимательным к работе уже без специального намерения и тем более без всяких усилий.

Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется намеренно, произвольно.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

Интерес выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Новое в известном вызывает познавательный интерес.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности.

В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. После-произвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При таком внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания в значительной степени определяется особенностями личности. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения.

Страница 4

Произвольное внимание

Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую специфически человеческую его форму – произвольное внимание. Этот вид внимания существенно отличается от непроизвольного внимания как по характеру происхождения, так и по способах осуществления.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов внимания. Приняв решение, поставив перед собой задачу заняться чем-то, какой-нибудь деятельностью (конспектировать книгу, слушать лекцию), мы, выполняя это решение, произвольно направляем и сосредотачиваем сознание на то, чем считаем нужным заняться. Направленность и концентрация внимания здесь зависит не от особенностей самих предметов, а от поставленной, намеченной задачи, цели. В этих условиях, когда внимание направлено на раздражители, не являющиеся не наиболее сильными, ни наиболее новыми или наиболее занимательными, нередко требуется определенное усилие воли, необходимое как для того, чтобы сохранить объект сосредоточения, т.е. не отвлекаться, так и для того, чтобы поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Это особенно ярко проявляется при наличии в окружающей обстановке посторонних, иррелевантных и вместе с тем новых, сильных, представляющих большой интерес раздражителей, когда приходится сосредотачиваться как бы вопреки их воздействию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление волн. Подчеркивая эту особенность произвольного внимания, его иногда называют волевым вниманием.

Произвольное внимание, как все высшие произвольные психические процессы, процесс опосредствованный, представляющий собой продукт социального развития. Это положение было особенно отчетливо подчеркнуто Л.С. Выготским.

Произвольное внимание первоначально опосредствовано общением ребенка со взрослыми. Указания, приказ взрослых, в виде речевой инструкции выделяют из окружающих ребенка предметов определенную, названную взрослым вещь, те самым избирательно направляют внимание ребенка и подчиняют его поведение задачам, связанным с деятельностью с этой вещью. При этом ребенку приходится обращать внимание на требуемые приказом (инструкцией) вещи или их признаки, отвлекаясь о своих непосредственных влечений. Постепенно по мере развития ребенок начинает строить свое поведение на основе собственных приказов, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоприказы даются во внешней развернутой речевой форме. Это и определяет избирательное выделение ребенком из окружающих предметов тех, которые становятся объектами его внимания. На первых этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор – в виде развернутых практических действий с выделенными объектами и развернутой речи ребенка. В ходе дальнейшего развития произвольного внимания постепенно происходит сокращение внешних опор, они как бы врастают внутрь, превращаются во внутреннюю речевую инструкцию, вол внутреннее умственное действие, на основе которого осуществляется контроль и регуляция поведения, поддержание стойкой избирательной направленности сознания.

В произвольном внимании, таким образом, как и в других высших формах психической деятельности человека, важную роль играет речь (внешняя и внутренняя).

Специфические особенности произвольного внимания определяют и условие его поддержания. Произвольное внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, прежним опытом личности, его интересами. Влияние этих моментов сказывается, однако, при произвольном внимании косвенно, опосредствованно. Так, если непроизвольное внимание обусловлено непосредственными интересами, то при произвольном внимании интересы носят опосредствованный характер. Это интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может не занимать непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания.

Произвольное внимание социально по своей природе и опосредствовано по структуре.

Послепроизвольное внимание

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, легко сосредоточивается на ней. Такое внимание советский психолог И.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (вторичным), так как оно приходит на смену обычному, произвольному вниманию Этот вид внимания отличается от непроизвольного внимания. У человека есть сознательная цель, в которой он сосредоточивается Послепроизвольное внимание имеет большое значение в учебной работе, в начале которой у школьника нередко вызывает произвольное внимание. Затем работа увлекает его, он перестает отвлекаться, начинает заниматься сосредоточенно.