Научное исследование понятие типология структура образцов. Типология научных исследований. Научные исследования классифицируют

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, методах, формах организации и способах научного познания.

Метод - (метод исследования) - 1.Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта . В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы , лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные области практики. Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание , поскольку необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому - и в оптимальности способа их получения.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Типология. Методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, обще­научные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные ме­тоды исследования.

I. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древ­ними являются диалектический и метафизический. По существу каж­дая философская концепция имеет методологическую функцию, яв­ляется своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэто­му философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменоло­гический, герменевтический (понимание) и др.

Диалектика (от греч. dialectic - искусство вести беседу, спор) - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мыш­ления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.

1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в уче­ниях Гераклита, доказывающего, что «все течет, все изменяется», Платона, понимавшего диалектику как искусство диалога, Зенона, пытавшегося выразить реальные противоречия в логике понятий, и некоторых других.

2. Немецкая идеалистическая диалектика была разработана Кан­том, Фихте, Шеллингом и особенно - Гегелем в его работе «Наука логики». Гегель проанализировал важнейшие законы и категории диалектики, логики и теории познания, сформулировал основные принципы диалектического метода, ввел идею развития в понимание всех явлений реальной действительности.

3. Материалистическая диалектика, основы которой были разра­ботаны классиками марксизма. Эта форма диалектики вобрала в себя все позитивное, что было накоплено предшествующим развити­ем философии и науки.

В процессе познания и практики часто применяют также метафи­зический метод, который является антиподом диалектического мето­да. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введен в I в. до н. э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегрече­ского мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал ее «мета­физика». «метафизика»имеет три основных значения:

Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля;

Особая философская наука - онтология, учение о бытии как та­ковом, независимо от его частных выводов и отвлечений от воп­росов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем. Представители современной западной науки (Агасси и др.) задачу метафизики видят в создании картины мира, тех или иных моделей реальности, онтологических схем на осно­вании обобщения частнонаучного знания;

Философский способ познания (мышления) и действия, противо­стоящий диалектическому методу как своему антиподу. Далее рассмотрим именно этот аспект понятия«метафизика»(как анти­диалектику).

Самая характерная, существенная черта метафизики - односто­ронность, абсолютизация одной из сторон процесса познания. Мета­физика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических фор­мах, среди которых можно выделить две основные.

II. Общенаучные методы исследования, так же, как и другие мето­ды познания, классифицируются по степени общности и сфере дей­ствия. Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежу­точной методологии между философией и фундаментальными теоре­тико-методологическими положениями специальных наук. К обще­научным относятся такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "вероятность", "оп­тимальность".

в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного ис­следования:

· методы эмпирического исследования - наблюдение, экспери­мент, сравнение, описание, измерение;

· методы теоретического исследования - моделирование, форма­лизация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-де- дуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;

· общелогические методы научного исследования - анализ и син­тез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщени­е, идеализация, формализация, вероятностно-статистические ме­тоды, системный подход и др. Более подробно общенаучная ме­тодология будет рассмотрена в следующей главе.

III. Частнонаучные методы исследования. Определяются, прежде всего, специфическим характером отдельных форм движения мате­рии. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый пред­мет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.

Частнонаучную методологию чаще всего определяют как сово­купность методов, принципов и приемов исследования, применяе­мых в той или иной науке. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки.

III. Дисциплинарные методы научного исследования, т. е. системы приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, вхо­дящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дис­циплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования. Углубление взаи­мосвязи наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы од­них наук все более широко используются в других, например, приме­нение физических и химических методов в биологии, медицине. Это порождает проблемы методов междисциплинарного исследования. Последние можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания эле­ментов различных уровней методологии, нацеленных главным обра­зом на стыки научных дисциплин. Эти методы широко применяются в комплексных научных программах.

14. Методы и формы. Эмпирический уровень научного познания направлен на исследование явлений (иными словами, форм и способов проявления сущности объектов, процессов, отношений), он формируется при использовании таких методов познания, как наблюдение, измерение, эксперимент. Основные формы существования эмпирического знания – группировка, классификация, описание, систематизация и обобщение результатов наблюдения и эксперимента.

Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы:

1. Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции – сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.

Наблюдения по способу проведения делятся на:

– непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

– косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

2. Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.

В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

– статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);

– динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т.д.).

По способу получения результатов измерения делятся на:

– прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

– косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их в языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.

3. Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.

4. Эксперимент. Эксперимент – это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор, в отличие от наблюдателя, вмешивается в естественное состояние объекта познания, активно воздействует и на него самого, и на процессы, в которых этот объект участвует.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30

Курс лекций

По дисциплине "Исследование систем управления "

1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования. 3

2. Объект и предмет исследования. 6

3. Менеджер исследовательского типа. 7

5. Роль методологии в исследовании систем управления. 8

7. Разработка гипотезы и концепции исследования. 12

8. Диалектический подход в исследовании систем управления. Его практическая формула. 14

9. Общенаучные методы в исследовании систем управления: эмпирические и мыслительно-логические. 17

10. Методы классификации, обобщения и типологии. 18

11. Методы морфологического анализа. 21

12. Методы доказательства. 23

13. Методы моделирования в исследовании систем управления. 25

14. Полемика как метод исследования систем управления. 25

15. Метод экспериментирования. 27

17. Системный подход в ИСУ: понятие, системный анализ Содержание понятия "система" 27

18. Системный подход в ИСУ: принципы систем подхода. 29

20. Специфические методы ИСУ. 33

21. Специфические методы изучения документов. 33

22. Специфические методы социологических исследований управления. 33

23. Специфические методы экспериментирования и деловая игра. 34

24. Специфические методы тестирования. 35

25. Специфические методы экспертных оценок и SWOT-анализа. 36

26. Специфические методы исследования взаимодействия фактов. 38

27. Диверсификация исследования. 39

28. Метод интуитивного поиска в ИСУ. 40

29. Метод "мозгового штурма". 42

30. Метод синетики в ИСУ. 42

31. Метод проектирования концепций. 44

32. Метод Метчета в ИСУ. 45

33. Планирование процесса ИСУ. 46

34. Организация процесса ИСУ. 47

35. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса. 48

36. Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ИСУ) Роль оценивания в исследовании систем управления. 50

37. Диагностика СУ (фактологическое обеспечение исследования) Система фактов, фактология. 52

38. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. 54

39. Креативное образование современного менеджера. 56


1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование -процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование" следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Типология исследования

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные и непродолжительные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

Метод - это система правил, принципов и приемов в изучении явлений и законо­мерностей развития природы, общества и мышления или практиче­ской преобразующей деятельности человека. Под методологией понимают уче­ние, науку о методах научного познания и преобразования действи­тельности. Метод обуславливается объек­том познания, по своему смыслу он объективен. Формируется метод субъектом познания, это результат проявления его актив­ности. В целом же научный метод - это диалектическое единство объективного и субъективного. Метод тесно связан с теорией. Метод выступает как орудие, средство, а теория - как результат познания. Но это такой результат, который сам влияет на средст­во, развивает его, дает ему научную обоснованность. Метод явля­ется способом познания объекта. Его назначение - раскрывать познавательные возможности человека, направлять и упорядочи­вать процесс познания.

Итак, научный метод как своеобразное орудие познания - это внутренняя закономерность движения мысли к объекту, со­вокупность правил и приемов, а также идей и принципов, кото­рые лежат в их основе и обусловлены объективными законами отражаемой действительности.

Все научные методы, в зависимости от того, в узкой или более широкой сфере они применяются, можно разделить на три основных вида или группы.

Общефилософский (универсальный) метод. Этим методом поль­зуются ученые при исследовании всех областей действительности и на всех этапах каждого конкретного познавательного процесса.

Общенаучные методы. Они используются также всеми или почти всеми науками, но, в отличие от общего метода, не на всех этапах познавательного процесса, а только на строго определен­ных, для раскрытия соответствующих сторон или свойств пред­мета или явления.

Частичные методы. Они предназначены для исследования конкретных явлений действительности и применяются, как пра­вило, в пределах одной науки.

На роль общего может претендовать метод, который, во-первых, не навязывается науке извне, а является адекватным отражением материальной действительности; во-вторых, основанный не на частных законах, которые отражают развитие той или иной об­ласти действительности, а на законах общих, отражающих разви­тие всех областей природы, общественной жизни и мышления. Роль такого метода выполняет наука диалектика.

К основным требованиям общего метода следует отнести: объективность исследования; всесторонность рассмотрения; конкретно-исторический подход; раздвоение целого и познание его противоположных сторон; единство количественного и каче­ственного анализа; соединение критического подхода и преемст­венности в познании; познание от явления к сущности и от ме­нее глубокой к более глубокой сущности. Диалектический метод служит также интегрирующей основой общенаучных и частных методов, ориентируя их на целостное освоение объективной реальности.



К общенаучным методам относятся приемы, которые отрабо­таны усилиями многих или некоторых групп науки. Эти методы и соответствии с логикой познавательного процесса делят на три группы: эмпирические, теоретические и общелогические.

Эмпирическое исследование объекта, как правило, начинается с наблюдения.

(1.) Наблюдение - целенаправленный и планомерный процесс восприятия предметов и явлений объективного мира, их свойств. Оно включает такие этапы: а) выбор объекта и темы исследования; б) описание результатов; в) анализ; г) выводы. Хотя наблюдение принадлежит к эмпирическому уровню познания, мышление в нем играет активную роль, определяя познава­тельную цель, обеспечивая рациональное выражение результатов исследования в форме понятий, знаний, схем и др. Наблюдение может проводиться в естественных или искусственных условиях. Наблюдение объекта в намеренно создаваемых, искусствен­ных условиях имеет ту особенность, что позволяет избежать несу­щественных элементов, обеспечивает изучение их влияния на объект в «чистом» виде. Такой способ познания называется экс­периментом. (2.) Эксперимент - это научно поставленный опыт, при котором объект или искусственно воссоздается, или переносится в искусственные условия существования. В зависимости от цели исследования существуют эксперименты:

а) поисковые, целью которых является открытие новых явле­ний, процессов и их свойств;

б) проверочные, проводимые для подтверждения или опровер­жения того ли иного теоретического предположения, гипотезы;



в) конструктивные, в ходе которых создаются новые вещест­ва, материалы, конструируются новые устройства.

В процессе эксперимента применяются такие методы, как на­блюдение, измерение, описание и др. Кроме указанных специфиче­ских методов, на эмпирическом уровне научного познания при­меняются также методы, которые являются общими (общелогиче­скими) как для эмпирического, так и для теоретического уровней. К ним принадлежат: анализ и синтез, индукция и дедукция, абст­рагирование, обобщение, моделирование, аналогия и др.

Анализ и синтез являются взаимообусловленными методами познания. (1.) Анализ - это расчленение предмета на его составные части с целью их всестороннего изучения. Аналитический метод направлен на определение внутренних тенденций и возможно­стей предмета. Он широко применяется во всех науках. (2.) Синтез - обратный процесс. Это соединение ранее выделенных частей предмета (признаков, свойств, отношений) и единое целое. Причем не простое механическое соединение эле­ментов целого, а процесс познания, в ходе которого раскрывает­ся место и роль каждого элемента в системе целого.

К общелогическим методам научного исследования относят и такие методы, как индукция и дедукция. (3.) Индукция (от лат. inductio - наведение) - это один из методов, который непосред­ственно опирается на данные наблюдений и экспериментов. Индукция направлена на познание общего через исследование единичного и частного. Предпосылкой индукции является осно­вательное ознакомление с фактами, которые отражают соответ­ствующие стороны и свойства предметов и явлений. Итак, индукция - это такой метод научного познания, который позволяет на основании знаний об отдельном делать вывод об общем; это способ мышления, с помощью которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения или гипотезы.

В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с нею. (4.) Дедукция (от лат. deductio - вывод) - это метод, с помощью которого на основе знания общего познается частичное, единичное. Дедуктивное умозаключение - это вывод некоего утверждения из одного или нескольких других утверждений, истинность которых уже уста­новлена.

К группе методов, применяемых на эмпирическом и теорети­ческом уровнях исследования, относится абстрагирование. (5.) Абст­рагирование - это метод обособления некоторых свойств и отно­шений объекта и одновременно концентрация основного вни­мания на тех свойствах и отношениях, которые являются непо­средственным объектом научного исследования. Использование приемов абстрагирования обусловлено тем, что реальным про­цессам действительности присущи разнообразные свойства, ох­ватить которые в целом практически невозможно.

Абстрагирование существует в органическом единстве с методом обобщения. (6.) Обобщение - это логическое завершение абстра­гирования, распространение общих признаков предметов на все предметы данного множества. Примером обобщения служит пе­реход мысли от суждения «трение является источником теплоты» в суждению «любое механическое движение способно превра­щаться в теплоту».

Наряду с абстрагированием и обобщением существуют мето­ды (7.) моделирования и (8.) аналогии. Это методы, основанные на перене­сении знаний, полученных при анализе определенного объекта (модели), на подобный объект, но менее изученный. Моделиро­вание и аналогия играют важную эвристическую роль в научных открытиях, они являются источником научных гипотез, индуктивных соображений.

К главным методам и средствам теоретического исследования относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод формализации и др.

Логическим стержнем построения научной теории, которая интегрирует каждую частичку, является (1.) метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное в мышлении является наиболее глубоким и содержательным знанием о явлениях дейст­вительности, поскольку содержание должно отражать не внеш­ние признаки предмета, а различные существующие стороны, связи, отношения в их внутренней необходимой связи.

В соответствии с этим методом познание может идти двумя самостоятельными этапами: на первом этапе осуществляется пе­реход от чувственно-конкретного к абстрактному признаку. Еди­ный объект расчленяется и описывается с помощью множества понятий, отражающих отдельные стороны и свойства объекта. Любой процесс мышления начинается с создания элементарных вопросов и абстракций, в которых обобщаются отдельные при­знаки, свойства предметов материального мира. На втором этапе познания осуществляется процесс перехода от абстрактного к конкретному. Суть этого процесса состоит в том, что происходит движение мысли от абстрактных признаков объекта к всесторон­нему, многогранному познанию изучаемого объекта. На этом этапе происходит увязывание отдельных абстрактных понятий в целостность объекта.

Таким образом, метод восхождения от абстрактного к кон­кретному представляет собой закон познания, в соответствии с которым мышление переходит от конкретного в действительно­сти к абстрактному в мышлении, а от него - к конкретному в мышлении.

Исторические и логические исследовательские приемы ис­пользуются в рамках восхождения от абстрактного к конкретно­му. (2.) Исторический метод предусматривает рассмотрение объек­тивного процесса развития объекта, реальной его истории со все­ми ее поворотами, особенностями. Это определенный способ воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности. (3.) Логиче­ский метод - это отражение исторического процесса в абст­рактной и теоретической последовательной форме. То есть логи­ческое познание по своей сути тоже историческое, но освобож­денное от случайностей, деталей, зигзагов. Исторический и логи-1 ческий исследовательские приемы едины, ведь с их помощью изучается один и тот же объект, генезис его возникновения и раз- 1 вития.

В теоретическом познании широко применяется также метод формализации. (4.) Формализация - это метод изучения различных объектов путем отражения их содержания и структуры в знаковой форме, с помощью разнообразных «искусственных языков» (математического, математической логики, химии, радиотехники и др.). Формализация как средство познания имеет огромное зна­чение. В частности, она проложила путь компьютеризации, по­могла в передаче информационным машинам некоторых момен­тов интеллектуальной деятельности человека.

Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания - наблюдением и экспериментом.

Наблюдение -- это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент -- это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования.

Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически. В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.

Взаимодействие теоретического и эмпирического уровней исследования заключается в том, что:

  • 1) Совокупность фактов составляет практическую основу теории;
  • 2) Факты могут подтверждать теорию или опровергать её;
  • 3) Научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
  • 4) Эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

По целевому выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и поисковые.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Их целью является расширение научного знания общества установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности. Фундаментальные работы не всегда заканчиваются достижением положительного результата. При положительном результате, то есть открытие создание новой теории, фундаментальное исследование может быть основой проведения поисковых и прикладных научно-исследовательских работ.

Поисковые же исследования создаются на основе уже имеющихся теоретических исследований и направлены на установление факторов, влияющих на объект, определение возможных путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

В результате проведения фундаментальных и поисковых исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в отраслях народного хозяйства, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов для прикладных исследований.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний, для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных на в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Разработкой же называют научное исследование, которые направлены на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы - это важный этап в разработке научного исследования.

Научные исследования классифицируют по различным признакам: по видам связи с общественным производством, по степени важности для народного хозяйства, в зависимости от источников финансирования и по длительности разработки.

  • 1) По видам связи с общественным производством - научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и, полностью используемых для повышения эффективности производства; теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и других областях, а также научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;
  • 2) По степени важности для народного хозяйства - работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств и также исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;
  • 3) В зависимости от источников финансирования - госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

Хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;

4) По длительности разработки - долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет и краткосрочные, выполняемые обычно за один год.