Наибольшего могущества арабский халифат достиг в годы. Халифат - что это такое? Арабский Халифат, его возникновение и распад. История Халифата. Положение не арабских народов

ОСВОБОЖДЕНИЕ ВАРШАВЫ от немецких войск было осуществлено 14-17 января 1945 года совместными усилиями частей Красной Армии и Войска Польского в рамках Варшавско-Познанской наступательной операции.

Варшавское восстание. Освобождение Праги

Варшава была оккупирована немецкими войсками 28 сентября 1939 года. За годы оккупации в городе произошло два крупных вооружённых выступления: восстание в варшавском еврейском гетто в апреле 1943 года и Варшавское восстание в августе-октябре 1944 года. Оба они были жестоко подавлены нацистами.

В ходе операции «Багратион» войска 1-го Белорусского фронта под командованием маршала К. К. Рокоссовского ещё в июле 1944 года вышли на подступы к Варшаве. Советское командование не планировало немедленно брать Варшаву, основной удар по противнику наносился южнее города. 1 августа был создан плацдарм в районе Магнушева. Угроза Варшаве с юга заставила немецкое командование перебросить туда часть сил. Это позволило продолжать борьбу участникам Варшавского восстания, которое разгоралось в городе. Прямой помощи восставшим СССР не оказывал - Сталин расценивал события в Варшаве как политическую демонстрацию и в письме Черчиллю называл восстание «авантюрой». Лишь к середине сентября он дал согласие на оказание помощи восставшим по воздуху. Главное командование Армии Крайовой, организовавшее восстание, в свою очередь, отвергало возможность согласования действий с советским командованием и командованием взаимодействовавшего с СССР Войска Польского. Как впоследствии вспоминал К. К. Рокоссовский, советские войска на момент начала восстания были не в состоянии овладеть столицей Польши: «Чтобы захватить Варшаву с её мощными укреплениями и многочисленным вражеским гарнизоном, требовалось время на пополнение и подготовку войск, подтягивание тылов… Но те, кто толкнул варшавян на восстание, не думали о соединении с приближавшимися войсками Советского Союза и польской армии. Они боялись этого. Они думали о другом - захватить в столице власть до прихода в Варшаву советских войск».

К 15 сентября 1944 года перешедшие в наступление силы 47-й и 70-й армий освободили Прагу, район Варшавы. К Магнушевскому плацдарму была переброшена 1-я Польская армия. После освобождения Праги советские войска заняли позиции по реке Висла и в ходе осени-зимы 1944-1945 годов наращивали силы, готовясь к наступлению. Что касается Варшавского восстания, то оно завершилось капитуляцией повстанцев. Восставшие потеряли убитыми и пропавшими без вести до 25 тысяч комбатантов и 150-200 тысяч мирных жителей. После эвакуации населения, по распоряжению Гитлера, специальные команды приступили к массовому уничтожению городских зданий.

Начало нового наступления

Начать наступление советских войск в Польше планировалось 20 января, однако 6 января в связи с неудачей англо-американских войск в Арденнах премьер-министр Великобритании У. Черчилль обратился к И. В. Сталину с просьбой срочно развернуть наступление «на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте». В этой связи начало Висло-Одерской операции было перенесено на 12 января. Составной частью большой Висло-Одерской операции должна была стать Варшавско-Познанская операция, в ходе которой советским частям предстояло расчленить и уничтожить вражескую группировку, а также овладеть столицей Польши, Варшавой. Осуществить операцию предполагалось силами 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Г. К. Жукова. «Мы были готовы и ждали сражения за Варшаву как большого праздника, хотя каждому было ясно, что дело обещает быть нелёгким» - рассказывал польский генерал В. Радзиванович, вспоминая об атмосфере накануне наступления.

Численность войск 1-го Белорусского фронта составляла 800 тысяч человек, свыше 14 тысяч орудий и миномётов, более 3 тысяч танков и самоходных установок, а также более двух тысяч самолётов. Подразделения фронта занимали оборону по реке Висла, удерживая Магнушевский и Пулавский плацдармы. Им противостояла 9-я армия группы армий «А», (с 26 января 1945 года - «Центр»), которой командовал сначала генерал-полковник Йозеф Гарпе, а затем, с 17 января, генерал-полковник Фердинанд Шернер. Немцы располагали 143 тысячами человек, более 2 тысяч орудий и минометов, более 700 танков и штурмовых орудий.

Бои за Варшаву и освобождение города

14 января войска 1-го Белорусского фронта перешли в наступление. Оно началось разведкой боем 25 передовых батальонов с заранее захваченных плацдармов на фронте свыше 100 километров. Советская 47-я армия, развернувшая наступление 16 января, с ходу форсировала Вислу севернее Варшавы. В этот же день 2-я гвардейская танковая армия стремительным рывком в 80 километров отрезала пути отхода варшавской группировке противника. Тем временем с Магнушевского плацдарма начала наступление 1-я танковая бригада Войска Польского, а вдоль западного берега Вислы с боями продвигались 1-я, 3-я и 4-я польские пехотные дивизии. Из района Праги по льду Вислы к Варшаве пробивалась 6-я дивизия, за Жерань сражалась 1-я Польская кавалерийская бригада. Наконец, в направлении Отвоцка приближалась 2-я пехотная дивизия. Внутри созданного Красной армией кольца окружения Варшавы, таким образом, сформировалось кольцо из польских соединений. 61-я советская армия перехватила пути отхода немцев с юго-запада. В ночь на 17 января 1-я армия Войска Польского форсировала Вислу севернее и южнее Варшавы и утром ворвалась в город.

17 января к полудню столица Польши была освобождена совместными усилиями подразделений 47-й и 61-й советских армий и 1-й армии Войска Польского под командованием генерал-лейтенанта С. Поплавского. Одновременно с юго-запада в город ворвалась 6-я польская дивизия. В боевом донесении штаба 1-й армии Войска Польского начальнику штаба 1-го Белорусского фронта отмечалось, что к 17 часам организованное сопротивление врага в городе было сломлено - сопротивляться продолжали лишь «разрозненные группы противника, оставшиеся в отдельных домах и подвалах». К концу дня столица Польши была полностью освобождена. В 19 часов в честь Варшавы в Москве был дан артиллерийский салют двадцатью четырьмя залпами из 324 орудий.

Советско-польские части, освободившие Варшаву, застали город практически уничтоженным. Левобережная часть столицы лежала в руинах. Было разрушено 84% жилого фонда, материальные потери составили 2,5 млрд долларов США. Осмотрев освобождённый город, Военный совет 1-го Белорусского фронта докладывал Верховному главнокомандующему: «Крупнейшие промышленные предприятия стерты с лица земли. Жилые дома взорваны или сожжены. Городское хозяйство разрушено. Десятки тысяч жителей уничтожены, остальные были изгнаны. Город мёртв». По словам Г. К. Жукова, тяжелее всего переживали увиденное польские офицеры. «Я видел, как плакали закалённые в боях воины и давали клятву покарать потерявшего человеческий облик врага, - вспоминал военачальник. - Что касается советских воинов, то все мы были ожесточены до крайности и полны решимости крепко наказать фашистов за все злодеяния». Генерал В. Радзиванович так описывал вид немногочисленных жителей освобождённой Варшавы: «Бледные, измождённые, измученные до предела, но с сияющими от счастья глазами, с национальными повязками на рукавах. И каждый стремился пожать руку, сказать что-то тёплое, выразить свою радость...»

18 января в Варшаву прибыли Б. Берут, В. Гомулка, Э. Осубка-Моравский, М. Роля-Жимерский. 19 января в городе прошёл парад 1-й пехотной дивизии имени Т. Костюшко и 2-й пехотной дивизии имени Я. Г. Домбровского. Под звуки «Варшавянки» польские подразделения проследовали по улице Иерусалимские аллеи. На трибуне, установленной напротив гостиницы «Полония», их приветствовали польские коммунистические и военные деятели, а также маршал Жуков. Президиум Крайовой Рады Народовой (КРН) постановил перенести в столицу правительственные учреждения и приступить к восстановлению города. К концу января численность населения Варшавы, несмотря на недостаток жилых помещений, питания, отсутствие электричества и средств коммуникации, возросла до 12 тысяч. Узнав об освобождении столицы, многие поляки стремились любым путём добраться до города, а добравшись, с энтузиазмом восприняли призыв к его восстановлению.

Последствия и оценки

Освобождение Варшавы завершило первый этап Висло-Одерской операции и обеспечило благоприятные условия для дальнейшего наступления. Уже 19 января советские войска заняли Краков и Лодзь, а спустя несколько недель, к началу февраля 1945 года, территория Польши была освобождена полностью. По оценкам историков, в боях на варшавском направлении погибли около 200 тысяч советских солдат. В день сдачи Варшавы Гитлер сместил командующего группой армий «А» генерал-полковник И. Гарпе и командира 9-й армии генерала С. фон Лютвица с занимаемых постов. Их заменили генерал-полковник Ф. Шернер и генерал пехоты Т. Буссе соответственно.

За героизм, проявленный в боях по освобождению Варшавы, советское Верховное Главнокомандование присвоило почётное наименование Варшавских 70 корпусам, дивизиям, бригадам, полкам и батальонам Красной армии и 12 дивизиям, бригадам, полкам и батальонам 1-й армии Войска Польского. В самой Варшаве в память о воинах, павших в боях за освобождение города, в 1949-1950 годах было создано военное кладбище-мавзолей, план которого разработали архитекторы Богдан Лахерт и Владислав Ниман. 9 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За освобождение Варшавы», которой были награждены более 690 тысяч участников боёв за столицу Польши. Позже аналогичная медаль - «За Варшаву» - была учреждена КРН.

По мнению польского историка Анджея Кшиштофа Кунерта, взятие Варшавы не вполне можно называть «освобождением», поскольку город представлял собой обезлюдевшую груду руин: «Я бы назвал это занятием вымершей местности, за несколько часов до того покинутой немецкими подразделениями. В столице не было никого, кто бы мог приветствовать вступающее войско цветами».

Варшава - столица, крупнейший город, политический, экономический, культурный и научный центр Польши - была оккупирована немецко-фашистскими войсками 28 сентября 1939 года, на протяжении периода оккупации являлась центром освободительной борьбы польского народа. Была освобождена советскими войсками и войсками Войска Польского 17 января 1945 года в ходе Варшавско-Познанской наступательной операции.

История освобождения Варшавы состоит из нескольких этапов.

1 этап - 1944 год.

В ходе Белорусской наступательной операции 31 июля 1944 года войска правого крыла 1-го Белорусского фронта (генерал армии К.К. Рокоссовский) подошли к предместьям Варшавы. 1 августа в городе под руководством Армии Крайовой (генерал Т. Бур-Коморовский), подконтрольной польскому эмигрантскому правительству, вспыхнуло восстание, направленное на захват политической власти в стране и недопущение к руководству государством народного правительства, Польской рабочей партии и Армии Людовой. Патриотический порыв охватил горожан не зависимо от политической принадлежности. В городе между повстанцами и немецкими войсками разгорелись жестокие бои (в ходе восстания погибло около 200 тыс. человек). Чтобы оказать помощь восставшим находящиеся в составе 1-го Белорусского фронта подразделения Войска Польского при поддержке советских войск 15 сентября форсировали Вислу в пределах города и захватили несколько плацдармов на ее левом берегу. Однако удержать их не удалось - генерал Бур-Коморовский отказался сотрудничать со своими соотечественниками, а 2 октября повстанцы капитулировали. Восстание было жестоко подавлено.

2-й этап - 1945 год.

В ходе Варшавско-Познанской наступательной операции, проведенной войсками 1-го Белорусского фронта (Маршал Г.К. Жуков) 14 января - 3 февраля 1945 года, 1-я армия Войска Польского получила задачу начать наступление на 4-й день операции и во взаимодействии с войсками 47, 61 и 2-й гвардейской танковой армиями фронта овладеть Варшавой. Советская 47-я армия, перейдя в наступление 16 января, отбросила немецко-фашистские войска за Вислу, с ходу форсировала её севернее Варшавы. В этот же день в полосе 5-й ударной армии была введена в сражение 2-я гвардейская танковая армия. Она, совершив за день стремительный бросок на 80 км, вышла в район Сохачева и отрезала пути отхода варшавской группировке противника. 17 января войска 47-й и 61-й армий совместно с 1-й армией Войска Польского освободили Варшаву.

За образцовое выполнение боевых задач в ходе Варшавско-Познанской наступательной операции многие соединения и части фронта награждены орденами и получили почётные наименования: «Варшавские", "Бранденбургские", "Лодзинские", "Померанские" и другие.

МИД России назвал инициативу президента Польши Анджея Дуды, подписавшего закон о запрете пропаганды коммунизма, «возмутительной провокацией»: руководствуясь новым законодательством, польские власти могут снести почти 500 памятников советской эпохи. В российском ведомстве подчеркнули, что монументы советским воинам напоминают о решающем вкладе Советского Союза в победу над фашизмом, благодаря которой Польша сохранилась как государство. Накануне Минобороны России обнародовало новые документы 1944-1945 годов, в которых содержатся сведения об освобождении оккупированной фашистскими войсками польской территории солдатами Красной армии. Архивные материалы свидетельствуют, что местное население встречало советских солдат как освободителей и обращалось к ним за помощью. Почему сегодня в Варшаве пытаются отрицать этот факт и о чём ещё говорится в рассекреченных бумагах - в материале RT.

  • Освобождение Польши от немецко-фашистской оккупации. Город Белосток освобождён 27 июля 1944 года войсками 2-го Белорусского фронта в ходе Белостокской операции. Жители города Белосток приветствуют советских воинов-освободителей.
  • РИА Новости

В МИД России прокомментировали инициативу президента Польши Анджея Дуды, подписавшего закон о запрете пропаганды коммунизма, подразумевающего снос нескольких сотен памятников советским воинам.

«Помимо международно-правового, данный вопрос имеет важнейшее морально-нравственное измерение. Памятники благодарности Красной армии и советским воинам-освободителям напоминают, что благодаря победе над фашизмом, решающий вклад в которую внёс Советский Союз, Польша сохранилась как государство, а польский народ не был уничтожен или изгнан, а остался жить на своей земле», — говорится в сообщении на официальном сайте внешнеполитического ведомства.

Отмечается, что за освобождение Польши СССР «заплатил величайшую цену».

Более 70 лет секретности

Буквально накануне было обнародовано очередное тому подтверждение — Центральный архив Минобороны России выложил в открытый доступ ранее засекреченные документы о боях Красной армии в 1944—1945 годах на территории Польши, оккупированной фашистскими войсками.

«Эти документы абсолютно правдиво отражают ситуацию в момент вступления Красной армии на территорию Польши, — рассказала RT ведущий научный сотрудник Центра по изучению общественных процессов в Восточной Европе после Второй мировой войны Института славяноведения РАН Альбина Носкова. — Польское население, которое далеко не единодушно было настроено в пользу СССР и вообще не одобряло присутствия советских войск на польской территории, тем не менее встречало Красную армию именно как освободительницу».

Показательна справка политуправления 1-го Украинского фронта о положении освобождённых с 12 января 1945 года районах Польши.

«В городе Тарнув всё население вышло встречать войска Красной армии, когда немцы ещё были в предместье и весь город находился под обстрелом», — отмечается в документе.

Датированное 6 августа 1944 года политдонесение политотдела 60-й армии 1-го Украинского фронта «О встрече частей 60-й армии на территории Польши, настроениях польского населения и проводимой работе» в подробностях рассказывает, с каким восторгом встречали советских солдат поляки.

«На всём боевом пути по территории Польши наши встречаются местным населением исключительно дружелюбно, приветливо и радостно, как армия освободителей от немецко-фашистских захватчиков», — отмечается в документе.

  • Мирные жители Варшавы и бойцы Красной Армии. Освобождение Польши.
  • РИА Новости

«…После перехода границы в районе города Перемышль части 302 СД были встречены местным населением с огромной радостью. Жители забрасывали наших бойцов и офицеров цветами, выносили к дороге пиво, молоко и воду и охотно предлагали их проходящим бойцам», — подчёркивают авторы донесения.

Насторожённое поначалу отношение представителей католической церкви к Красной армии позже сменилось полной поддержкой. Ксёнзды призывали верующих поддержать советских солдат. А 21 января 1945 года после освобождения города Буско в местном соборе даже состоялось богослужение, как отмечается в документе, «в честь Красной армии и товарища Сталина — освободителей Польши».

Впрочем, в некоторых районах Польши Красную армию встречали совсем иначе. Так, в формуляре 1373 стрелкового полка в рассказе о событиях 16 января 1945 года отмечается, что после взятия города Радом в центральной Польше «в отношении к советским солдатам населения замечается сдержанность». По словам источника, такое поведение резко контрастирует с тем, как встретили красноармейцев в восточной Польше — например, в Люблине.

«На Люблинщине местное население открыто и бурно выражало свой восторг и свои симпатии Советскому Союзу и Красной армии», — утверждается в документе.

«Охранить свою высокую честь»

Командование Красной армии пристально следило за поведением советских военнослужащих на освобождаемых территориях иностранных государств. Офицерам и солдатам, которые участвовали в боях на территории Польши, разъяснялась политика в отношении поляков: в частности подчёркивалось, что РККА не вмешивается во внутренние дела Польши. Иногда это вызывало даже недовольство представителей польской бедноты, которые рассчитывали с приходом советских войск установить в Польше советские порядки.

«Разъяснения наших бойцов, что мы не вмешиваемся во внутреннюю жизнь Польши, им явно не понравились», — рассказывается об одном из таких случаев в донесении политотдела 60-й армии 1-го Украинского фронта.

Строго следило советское командование и за дисциплиной. До личного состава всех фронтов и армий был доведён приказ Народного комиссариата обороны, который требовал немедленно пресекать случаи мародёрства и строго наказывать виновных — вплоть до предания их военному трибуналу. Советское военное командование старалось уберечь и гражданскую инфраструктуру страны. Так, в январе 1945 года был отдан приказ войскам 2-й Гвардейской танковой армии, запрещавший передвижение танков по асфальтированным шоссе «в целях недопущения порчи этих дорог гусеничными машинами».

Сами красноармейцы, как следует из донесений, понимали, что они пришли на польскую землю как освободители.

«Наша задача — не уронить перед жителями своего достоинства и охранить свою высокую честь даже в мельчайших поступках по отношению к мирному населению», — приводит слова рядового Слонченко донесение политотдела 60-й армии 1-го Украинского фронта, рассказывающее, как поляки 6 августа 1944 года встречали советские войска.

В спецсообщении, отправленном на имя члена военного совета 6-й армии генерал-майора авиации В.Я. Клокова, приводится показательный отрывок из письма военнослужащего С.В. Копчёнова.

«Сегодня мы получили 2 буханки хлеба и отдали ребятишкам. Очень жалко на них смотреть: хорошенькие ребятишки, белокурые, но все — рахитики со слабыми, кривыми ножками», — писал советский солдат родным в Москву.

Однако сегодня в Польше пытаются переписать историю.

«Сейчас поляки считают, что освобождения не было — была оккупация. Но оккупанты не привозят десятки и даже тысячи тонн продуктов питания в только что освобождённые города, — рассказала Носкова о помощи Красной армии. — А это было! Был приказ Ставки: из фондов фронтов выделить столько-то муки, сухарей, крупы, подсолнечного масла. И даже сухофруктов для детей!»

Жестокая правда

Опубликованные Минобороны донесения советских военных во всех ужасающих подробностях рассказывают о поведении немецко-фашистских захватчиков на территории Польши. «Все евреи полностью и по-звериному уничтожены», «немцы вели в Польше большую торговлю и спекуляцию с целью выкачки ценных продуктов и предметов», «городское и сельское население Польши голодало и не имеет сейчас никаких запасов», «редкий поляк (и особенно жители городов) не побывал в тюрьме», свидетельствуют документы.

  • Евреи в Варшаве.
  • globallookpress.com

«В городе Судовая Вишня немцы собрали в июле 1943 года всех оставшихся в живых евреев в количестве 1500 человек, ограбили их, заставили вырыть себе могилы и всех женщин и детей закопали живыми, а мужчин расстреляли», — говорится в донесении политотдела 60-й армии 1-го Украинского фронта.

В том же политдонесении приводится другой пример зверств фашистов: «В деревне Беле немцы у гражданина Вербне сожгли дом, забрали весь скот, убили жену, а двух детей бросили живыми в огонь — и они сгорели. В этой же деревне немцы уничтожили 60 других польских семей путём сожжения живыми».

В ходе наступления советским войскам удалось освободить несколько тысяч польских граждан, которых фашисты планировали насильно вывезти в Германию. Тысячи узников различных национальностей, в том числе поляков, были освобождены советскими военнослужащими из концлагерей, размещенных на территории Польши.

«Чтобы тут была Россия»

Опубликованные Минобороны РФ документы проливают свет и на отношения украинцев и поляков после драматичных событий Волынской резни 1943—1944 годов, когда украинские националисты организовали массовое уничтожение польского населения на Западной Украине. В донесениях политотделов армий 1-го Украинского фронта сообщается, что к советским офицерам обращалось много поляков, бежавших из Западной Украины, где их преследовали бандеровцы. Поляки просили офицеров Красной армии разъяснить, могут ли они вернуться на советскую Украину, так как жить в Польше они больше не хотят.

В свою очередь, украинцы, проживающие в восточной Польше, заявляли о желании переселиться в Советский Союз, если эти земли не войдут в состав СССР.

«Украинцев, проживающих в районе Ярославщины, Холмщины, Замостья и Перемышля, интересует прежде всего вопрос, отойдут ли эти районы СССР. Все они в один голос заявляют, что эти районы — исконно русские земли», — отмечается в донесении политотдела 60-й армии 1-го Украинского фронта.

Из архивных документов следует, что тогда местное украинское население не разделяло для себя Украину и Россию.

«С поляками у нас нет жизни. Зачем нам жить с чужими? Возьмите нас себе! Сталин должен сделать так, чтоб тут была Россия», — приводит тот же документ слова крестьянина Петра Брухи.

«Город мёртв»

После вступления на территорию оккупированной Польши Красная армия освободила города Радом, Лодзь, Томашув. Здесь благодаря оперативному наступлению советских войск сохранилась промышленная и социальная инфраструктра. Однако другие города, например столица страны — Варшава, подверглись тотальному разрушению.

«Бойцы и офицеры, находящиеся на фронте с начала войны, утверждают, что такие разрушенные города, как Варшава, они видели редко, — сообщается в докладной записке 7-го отдела политуправления 1-го Белорусского фронта от 20 января 1945 года. — В Варшаве нет ни одного неповреждённого дома».

  • globallookpress.com
  • ZDZISLAW WDOWINSKI/Polska Agencja Prasowa

Часть вины за печальную судьбу столицы Польши советское военное командование возложило на польское националистическое партизанское формирование — Армию крайову (АК) и представителей находившегося в Лондоне эмигрантского правительства Польши. Именно они 1 августа 1944 года инициировали восстание в Варшаве без согласования с приближавшимися к городу частями Красной армии.

Это отражено в рапорте командующего 1-м Белорусским фронтом маршала Советского Союза Георгия Жукова:

«С жесткостью изощрённых садистов гитлеровцы разрушали квартал за кварталом. Спровоцированное лондонским польским эмигрантским правительством и руководством Армии крайовой в августе — сентябре 1944 года восстание в Варшаве завершило разрушение города. Бросив на подавление восстания авиацию, танки, артиллерию, немцы превратили столицу Польши в руины, — пишет Жуков. — Десятки тысяч жителей были уничтожены, остальные изгнаны. Город мёртв».

Помощь повстанцам

В современной Польше господствует представление, что советские войска намеренно не стали помогать восставшим, среди которых преобладали враждебно относящиеся к Красной армии элементы, и позволили немцам подавить восстание в октябре 1944 года. Однако опубликованные документы Минобороны это опровергают. Так, донесение заместителя начальника оперативного управления штаба 1-го Белорусского фронта от 22 сентября 1944 года предметно говорит о помощи, которую направляло повстанцам советское военное командование. По словам Носковой, вооружение, боеприпасы и продовольствие сбрасывались в осаждённые районы города с воздуха чуть ли не ежедневно с сентября 1944 года.

«Идея, что советские войска сознательно остановились, родилась не сейчас, а в первые дни восстания, когда командование Армии крайовой к 5 августа 1944 года поняло, что восстание провалилось. Надо было найти виновного — и нашли», — утверждает историк.

Носкова подчёркивает, что на самом деле в Армии крайовой знали, что к моменту начала восстания Красная армия была не в состоянии его поддержать. К тому же союзники Армии крайовой — британцы предупреждали поляков и советовали не начинать вооружённого выступления.

Советское командование не ограничилось оказанием помощи повстанцам вооружением, боеприпасами и продовольствием. Наша авиация наносила удары по немецким частям в городе, предпринимались также попытки организовать деблокаду Варшавы. Но двигавшаяся к польской столице советская 2-я танковая армия была остановлена немцами ещё до начала восстания 1944 года, а попытка сформированной в СССР 1-й Польской армии занять в сентябре 1944 года левый берег Вислы завершилась неудачей. Освободить Варшаву Красная армия смогла только в январе 1945-го.

Как следует из докладной записки политуправления 1-го Белорусского фронта о жизни в Варшаве в первые дни после освобождения, датированной 20 января 1945 года, современники не спешили возлагать на Красную армию вину за неудачу восстания.

«Может быть, тогда ещё время не пришло, — говорится в документе. — Может быть, Красная армия была не в состоянии больше наступать, так как перед этим было много боёв».

Некоторые сообщали, что «Армия крайова начала восстание слишком рано». О том, что выступление не было согласовано с советским военным командованием, никто не знал.

Война с памятью

Известно, что при освобождении Польши погибли более 600 тыяч советских солдат и офицеров. Опубликованные Минобороны данные дополняют информацию о потерях 1-го Украинского фронта, который вместе с 1-м и 2-м Белорусскими фронтами принимал участие в боях за освобождение Польши в 1944—1945 годах. Только за период с 1 по 30 января 1945 года были убиты более 18,5 тыс. советских военнослужащих в частях 1-го Украинского фронта — это примерно 5% личного состава. Ранения получили 64 тыс. 318 человек, то есть свыше 17% от общей численности фронта. 1373 стрелковый полк только за пять дней боёв (с 1 по 5 января 1945 года) потерял 472 бойца.

Принятые сеймом Польши поправки в закон о декоммунизации открывают дорогу сносу памятников советским солдатам. Пока закон не распространяется на воинские кладбища, однако случаи массового вандализма на захоронениях советских солдат в Польше уже не редкость.

  • Могила красноармейцев в Жешуве. На городском кладбище покоятся останки 2 224 советских солдат и офицеров.
  • globallookpress.com
  • Artur Widak/ZUMAPRESS.com

От благодарных поляков

Каким было отношение поляков, переживших войну и нацистскую оккупацию, к погибшим красноармейцам? Опубликованные Минобороны документы рассказывают, как поляки ставили, а не сносили памятники советским солдатам.

В докладной записке начальника политического управления 1-го Украинского фронта военному совету фронта об отношении католического духовенства к Красной армии и к польскому Комитету национального освобождения от 24 августа 1944 года сообщается, что в городе Лежайске местный католический приход во главе со священником решил взять под свою опеку могилу лётчика Никонова и поставить на ней мраморный памятник за счёт прихода.

Справка политуправления 1-го Украинского фронта о положении в освобождённых с 12 января 1945 года районах Польши рассказывает о похоронах ещё двух лётчиков 6 февраля 1945 года в городе Сухеденов.

«Гроб, венки, памятник были сделаны польским населением. Польские девушки и дети несли огромное количество венков и живых цветов. На венках были надписи — «Героическим советским лётчикам от благодарных польских девушек», «От благодарных детей — своим освободителям», — отмечается в документе.

«Старшее поколение это помнит. Но новое, которое воспитано за последние годы, этого не хочет принять, — отмечает Носкова. — Не хочет принять ту роль, которую сыграла Красная армия в том, чтобы не исчезла польская нация… Поляки это знали, это помнили. Теперь их заставили забыть».

Историк отмечает, что, несмотря на публикуемые (в том числе Институтом славяноведения РАН) документы, рассказывающие правду о войне, в Польше эти источники замалчиваются. Вероятно, постараются замолчать и новые, неудобные для нынешних польских властей исторические документы.

«Всё забыто и перечёркнуто. И я, как специалист по истории Польши, очень печально смотрю на ситуацию в этой стране», — отмечает Носкова.

Ранее Минобороны России более 30 документов о сотрудничестве СССР и Китая в 1937—1945 годах в борьбе с Японией.

1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.

Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.

2. В чём причины успешных завоеваний арабов?

Причинами успешных завоеваний арабов являлись: соперничество и взаимное ослабление Византии и Ирана, религиозная воинственность арабов, слабость варварских государств в Северной Африке.

3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?

Завоеватели-мусульмане не Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов.

4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?

Потому что правитель - халиф обладал не только светской, но и духовной властью над всеми мусульманами, чем обеспечивалось единство.

5. В чём причины распада халифата Аббасидов?

Причины распада Арабского Халифата заключаются в мятежах знати, отсутствия возможности контролировать обширное государство, появление самостоятельных правителей, которые не подчинялись халифу, лишение халифа светской власти.

6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.

Государство Сасанидов (Персия), Армения, Азербайджан, Хорасан, Хорезм, Керман, Систан, Тохаристан, Сирия, Финикия, Палестина, Египет, Ливия, Королевство вестготов (Испания).

7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?

Эти слова можно понять так, что ислам возник в эпоху, которая хорошо освещена историческими источниками, описана средневековыми историками. Поэтому историки очень хорошо представляют условия, в которых возникла новая религия.

8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не обшайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и добрые дела и не забывай того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я... Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».

Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».

Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?

Почему такое общение должно приносить пользу?

Почему расстроился Платон?

О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?

Общаться следует только с разумными,

Такое общение приносит пользу, т.к. от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу

Платон расстроился от того, что его похвалил невежда, а значит самого Платона сравнили с невеждой, т.к. «те, кого хвалят невежды, сами невежды»

Это свидетельствует о том, что арабы не просто знали античную философию, но во многом сохранили ее в эпоху раннего средневековья.

Средневековье на Востоке.

Возникновение ислама.

Арабский халифат

Основные термины и понятия: ислам, сунниты, шииты, халиф, халифат, каллиграфия, Османская империя, турки сельджуки, арабизация, теократическое государство.

Средневековье на Востоке

В историю Востока понятие средневековье было перенесено из Европы. Средневековье Востока – период между древностью и началом колониализма, т.е. активного проникновения европейских стран на Восток. Следует отметить, что это происходило на разных территориях в разные временные рамки. Развитие средневековья Запада и Востока имеет свою специфику в частности, в отдельных регионах оно имеет разные временные рамки. В европейской истории содержанием средневековья является феодализм, имеющий специфическую форму феодальной собственности: земля, которой феодалы владели на договорной основе, эксплуатация зависимых крестьян. При вассально-ленных отношениях феодалы обладали определенной степенью независимости от верховной власти. На Востоке феодальная система отличается от европейской, прежде всего тем, что государство, в лице правителя, оставалось верховным собственником земли, а представители господствующей власти обладали своим богатством по мере причастности к верховной власти и не были отделены от государства. На Востоке господствовал сформировавшийся еще в древности тип власти-собственности и перераспределения государством ренты-найма. Это гарантировало стабильность социальной структуры и зависимость человека от государства. Он им поглощался. Каждому полагалось столько, сколько предписывала традиция, в соответствии с его статусом

Запад Восток
1.Разные временные рамки установления средневековья
1.Феодальная собственность на землю Государственная собственность на землю.
2.Специфическая форма частной собственности: Собственники не зависели от верховной власти. Владение землей на основе договора. Эксплуатировали крестьян и присваивали их труд. Нестабильность социальной структуры, грабительские войны Человек зависел, прежде всего, от своего господина. Богатство завоевывали и присваивали. Наиболее отличившимся дружинникам феодал мог дарить землю и последний становился феодалом. 2. Специфическая форма частной собственности: Государство верховный собственник земли. Представители господствующих слоев обладали своим богатством по мере причастности к верховной власти. Существовал восточный тип власти-собственности, сформированный еще в древности. Перераспределение государством ренты-найма. Стабильность социальной структуры. Человек был поглощен государством. Каждому полагалось столько, сколько предписывала традиция в соответствии с его положением в государстве и обществе.

Возникновение ислама

V-VII вв. – эпоха перелома в мировой истории, время выбора, когда начали формироваться два великих мира – христианский, из которого выросла европейская цивилизация и исламский, объединивший многие цивилизации Азии и Африки. Для обоих миров религия стала фактором, определившим их самобытность, духовный потенциал и культуру, устройство общества, обычаи и нравы. В VIII веке эти нарождающиеся миры впервые встретятся друг с другом и будут утверждаться путем самоидентификации.

Ислам возник в Аравии в VII в., населенной семитскими племенами кочевых арабов. В племени курейшитов появился проповедник, его звали Мухаммед. Он утверждал, что ему открылась высшая истина и дано узнать Аллаха - единого бога. Поскольку Мухаммед был бедным. к нему мало кто прислушивался. Его проповеди вызывали раздражение и вскоре он был изгнан из Мекки и переселен в Ясриб (в настоящее время Медина – «город пророка»). Это случилось в 622 г. по христианскому летоисчислению. Эта дата и стала датой основания ислама и началом мусульманского летоисчисления. В 632 г. Мухаммед скончался и был похоронен в Медине. С этого времени началось политическое объединение арабских племен.

Слово ислам обозначает «покорность». Ислам также называют мусульманством, а последователей этой религии – мусульманами. Ислам - религия монотеистическая. Ислам признает существование единого бога -Аллаха, Творца мира и человечества. Священное писание мусульман - Священная книга - Коран, в которой запечатлено Божественное откровение, ниспосланное через архангела Джебраила (архангел Гавриил) пророку Мухаммеду. В исламе важна культовая, обрядовая сторона. Культ ислама опирается на «пять столпов веры»:

1.Догма - «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его»;

2.Ежедневная пятикратная молитва;

3.Ураз - пост в месяц рамазан;

4.Закят- обязательная благотворительность;

5.Хадж - паломничество в Мекку - священный город для мусульман.

В ходе развития в исламе появляются дополнения и изменения. Так кроме Священного писания, возникло Священное предание – дополнение к Корану, которое называется Сунна. С появлением этого дополнения связано разделение ислама на шиизм и суннизм.

Шииты ограничиваются почитанием Корана. Считают, что наследниками миссии Мухаммеда могут быть только прямые его потомки.

Сунниты признают и святость Корана, и святость Сунны, возвеличивают ряд халифов, которых не признают шииты.

Ислам неоднороден, имеет ряд сект и разветвлений. Ислам мировая религия, его придерживаются около полутора млрд. последователей.

Арабский халифат

После смерти Мухаммеда арабами стали управлять халифы – наследники пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной их силой была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции – Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIIIв. В Северной Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов. Но в дальнейшем, при столкновении с франками (732г.), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Халиф объединил функции светского и духовного правителя, пользовался беспрекословным авторитетом у подданных. В исламе есть такое понятие как «джихад» - усердие особое рвение в распространении ислама. Первоначально джихад понимался как духовное движение. Но вскоре под джихадом стали понимать войну за веру «газават». Джихад вначале призывал к объединению арабских племен, но потом превратился в призыв к завоевательным войнам. Арабы завоевали Восточный Иран, Афганистан, проникли в Северо-Западную Индию. Так, в течение VII –первой половине VIII вв. возникло огромное государство – Арабский халифат, протиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал город Дамаск.

В середине VII в. при халифе Али, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу ислама на суннитов и шиитов. После убийства Али власть захватили халифы из рода Омейядов. При них халиф становился верховным собственником и распорядителем земли. Усилению власти халифов способствовала арабизация полиэтнического населения халифата. Арабский язык был языком религии. Складывались единые порядки землепользования. Земли халифа и его родни не облагались налогом. Чиновники и государственные служащие получали за службу землю. Земля обрабатывалась крестьянами и рабами. Основу арабского халифата составляла религиозная община. Структура общины создавалась шариатом – путем, предопределенным Аллахом.

В 750г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица – Багдад, давшая название государству Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна-ар-Рашида (766-809 гг.). Огромный халифат недолго оставался единым.

В IX-X вв. ряд тюрских племен, живших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделялись турки-сельджуки, которые в середине XI в. дошли до Багдада, захватили его, а их глава стал именоваться «султаном Востока и Запада». К концу XII в. держава сельджуков распалась на несколько государств. В последнее десятилетие XII в. султан Осман I подчинил сельджуков и стал правителем Османской империи. В XIV в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Армия турецких султанов была сильнейшей в мире, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству – будущей России. В Европе империю называли «Блистательной Портой».

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Какое значение имело возникновение и распространение ислама для мировой истории?

2. Почему ислам называют мировой историей?

3.Как взаимосвязан ислам и христианство?

4.Что такое теократическое государство?

5.Какую роль в европейской истории сыграла Османская империя?

ТЕМА 11

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16