Личностный блок. Работа в течение жизни

Муниципальное образовательное бюджетное Учреждение Лицей №6

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Конспект урока

по литературе на тему

« Личность А.А.Блока

и его творчество. Романтический мир раннего Блока»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

высшей категории Исанова И.Г.

Мелеуз, 2015

Цели урока

Обучающая:

1) познакомить учащихся с биографией поэта А.А.Блока, с темами и мотивами его творчества;

2) выявить влияние философии В.С.Соловьева на раннее творчество поэта (на цикл «Стихи о Прекрасной Даме»);

3) определять основную проблематику лирических произведений; мотивы творчества поэта;

4) определять понятия «Серебря ный век», понятия «символизм», «символ», «мотив», «лирический герой», «звукопись», «цветовая гамма» .

Развивающая:

1)совершенствовать умение (анализ и систематизация материала)

    определять характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения,

    определять роль пейзажных зарисовок;

2) совершенствовать умение составлять характеристику героя ; выявлять характерные особенности, роль и место героя в си стеме образов, авторскую оценку;

3) совершенствовать умение (развитие мышления)

    самостоятельно формулировать цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью;

    корректировать свою деятельность;

    вырабатывать критерии оценки и определить степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. анализировать лирическое произведение;

    определять его принадлежность к одному из лирических жанров;

    выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы ;

    работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности ; выдвигать гипотезу,

    структурировать материал,

    подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции ;

    извлекать информацию из несплошного текста (иллюстрация, таблица, схема)

    пользоваться всеми видами чтения;

    готовить и представлять проекты;

4) совершенствовать умение (развитие речи)

    работать в группах;

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    оформлять мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

    слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    владеть монологической и диалогической речь;

    владеть техникой выразительного чтения;

    задавать вопросы.

Воспитывающая:

    воспитание любви к русской классической литературе;

    воспитание любви к прекрасному (эстетических вкусов);

    воспитание самостоятельность, творческую активность учащихся.

Оборудование

    Проектор.

    Компьютер.

    Видео-презентация «Жизнь и творчество А.А.Блока».

    Видеоролик «Имя твоё – птица в руке».

    Стихотворения А.А.Блока « «Я, отрок, зажигаю свечи…», « Вхожу я в тёмные храмы».

    Раздаточный материал: таблицы для анализа стихотворений, карточки для рефлексии.

План урока

    Организационный момент.

    Личность А.А.Блока и его творчество. Романтический мир раннего Блока:

а) видеоролик «Имя твоё – птица в руке»;

б) видео-презентация «Жизнь и творчество А.А.Блока»:

Просмотр работы;

Анализ представленного материала;

в) «трилогия вочеловечения»: деление творчества поэта на книги и циклы;

г) влияние философии Вл.Соловьева на взгляды символистов (проверка домашнего задания);

3. Анализ стихотворений А.А.Блока « Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», «Я, отрок,

зажигаю свечи…», « Вхожу я в тёмные храмы» (по группам):

а) определение мотива в стихотворении, восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем;

образ лирического героя; символы;цветовая гамма; звукопись;

б) обобщение и систематизация собранного материала; соотношение собственных выводов с мнением ученых.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание. Выставление оценок.

Ход урока

Блока я считаю не только величайшим

поэтом первой четверти XX века, но и

человеком-эпохой, то есть самым

характерным представителем своего

времени.

Анна Ахматова

Учитель. Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра! (В.Брюсов)

Серебряный век… Когда мы произносим эти слова, то в нашем воображении возникают ассоциации.

Какие ассоциации у вас вызывают эти слова?

Ученики. Серебряный век – это блеск, яркость, сияние, звон, хрусталь, бокалы, хрупкость, утонченность, бряцанье, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, блики, дымка, волшебство, шепот, голоса, тайна…

Учитель. Вот на таких ассоциациях построено стихотворение М.Цветаевой, ярчайшей представительницы поэтов Серебряного века. В нем зашифровано имя поэта, о творчестве которого у нас на уроке пойдет речь.

(Просмотр видеоролика, подготовленного учеником. Читается стихотворение М.Цветаевой «Имя твое - птица в руке…»)

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим - сон глубок.

Учитель. Александр Александрович Блок. С его творчеством мы будем знакомиться на последующих уроках. Каждый раз, начиная изучение новой темы, мы следуем определенному алгоритму.

- Скажите, в какой последовательности мы это делаем?

Ученик. Сначала мы знакомимся с биографией писателя или поэта, затем говорим об особенностях творчества, о его периодизации, читаем и анализируем произведения (определяем круг тем и проблем, затронутых автором; рассматриваем особенности характера героев, сюжетную линию, композицию произведения и т.д.)

Учитель. Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Ученик. Мы, скорее всего, познакомимся с биографией А.А.Блока, особенностями его творчества как поэта-символиста и начнем анализировать его стихотворения.

Учитель. В самом деле, разговор об А.А.Блоке мы начнем с его биографии. Сегодня представляют свой проект Печеникина, А.СабитовР., Сазонов Н., Санкина А.

Ученик. Мы решили кратко рассказать о жизни поэта в виде видеофильма-презентации. Представляем нашу работу на ваш суд.

(Показ видео-презентации).

Учитель. Оценим работу ваших одноклассников по трем критериям:

1) отбор материала (содержание);

2) умение выступать (представлять работу);

3) эстетическое оформление.

Ученики высказывают свою точку зрения на представленную работу. Выставляются три оценки.

Учитель. Просмотрев видео-презентацию о жизни А.А.Блока, скажите,

- Что вас удивило в личности поэта?

- Чем он вам запомнится?

(Ученики отвечают на поставленные вопросы)

Учитель. Сколько бы мы ни говорили о личности А.А.Блока, но больше всего запоминаются его стихи:

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет…»

« Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив…»

« Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне и́збы серые твои,
Твои мне песни ветровы́е -
Как слёзы первые любви!..»

« Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи…»

« О, я хочу безумно жить :

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!»

Все свое творчество сам А.А.Блок назвал «трилогией Вочеловечения»: «Таков мой путь

теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и … - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный материал, вглядываться в контуры «добра и зла» - ценою утраты части души» . В предисловии к первому изданию поэт изложил концепцию своего творчества: "Каждое стихотворение необходимо для образования главы (цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать "романом в стихах".

Он разделил свою поэзию на 3 тома, 20 лирических циклов («стран души»).

1 КНИГА (1898-1904).Теза

Циклы: "Ante Lucem" (До света), "Стихи о Прекрасной Даме", "Распутья"

2 КНИГА (1904-1908). Антитеза

Циклы "Пузыри земли", "Ночная фиалка","Разные стихотворения",

"Снежная маска","Город", "Фаина", "Вольные мысли"

3 КНИГА (1907 – 1916 ). Синтез

Циклы: "Страшный мир" , "Возмездие" , "Ямбы", "Итальянские стихи","Разные стихотворения", "Арфы и скрипки" , "Кармен" ,"Родина", "Соловьиный сад","О чем поет ветер".

Как вы понимаете, мы должны разобраться с каждой книгой творчества А.А.Блока и посмотреть, как от книги к книге как меняется лирический герой. Почему каждый том имеет свое специфическое название?

Каждая книга имеет свои темы, особенных героев особую символику, цветовую гамму, ритмику стиха. Нам это нужно будет увидеть, почувствовать, понять.

Начнем мы с домашнего задания. На предыдущих уроках состоялся разговор о трех основных литературных направлениях поэзии Серебряного века: символизме, акмеизме и футуризме. Затрагивали вопросы о философии и эстетике этих течений, их особенностях. Подробнее рассматривали символистов, говорили о группировках (младших и старших символистах), об их поэтических вечерах. Остановились на чертах, философских установках и мировоззрении поэтов данного направления. На символистов имел большое влияние Владимир Сергеевич Соловьев русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Вы должны были найти, какие основные черты символизма как литературно-философского направления наметил В.С.Соловьев.

Ученики. По мнению В.С.Соловьева, для символизма характерны

    поэтика намека и иносказания»

    эстатизация смерти как бытийного начала;

    знаковое наполнение обыденных слов;

    апология мига, мимолетности, в которых отражается вечность;

    стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;

    отношение к слову как многосмысленному посланию, как к семантически трудно переводимой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи;

    глубокий историзм, с позиции которого видятся и события современности;

    изысканная образность, музыкальность и легкость слога.

Из учения В.С.Соловьева символисты взяли культ Души Мира, Вечной Женственности; Жены, обличённой в Солнце. Только она может спасти мир от катастрофы. Любовь к миру открывается через любовь к Женщине.

Учитель. А.А.Блок увлекался учением В.С.Соловьева, кроме этого он был влюблен в Л.Менделееву. Все вместе дало толчок для создания одного из самых красивых и загадочных циклов в творчестве поэта – «Стихи о Прекрасной Даме». Обратите внимание, что Прекрасной и Даме пишутся с большой буквы.

- Как вы думаете почему?

Ученик. Это знак уважения, преклонения перед женщиной.

Учитель. Прекрасная дама, дама сердца. Кто избирал себе Дам сердца и в какие времена?

Ученик. Рыцари Средневековья.

Учитель. Выбирая Прекрасных Дам сердца, рыцари Средневековья посвящали им свои подвиги, писали стихи, воспевая их красоту и духовное совершенство. Рыцарей и Дам сердца связывала чисто платоническая любовь. Стихи были наполнены таинственностью, мистическим содержанием, а средством выражения выбирали символы, знаки. Посмотрим, какие символы и знаки использовал А.А.Блок, когда говорил о своей возлюбленной – Любови Дмитриевне Менделевой.

Переходим собственно к анализу стихотворений этого цикла. Перед вами пять стихотворений из данного цикла.

- Как вы думаете, прочитав их, что мы можем понять об особенностях данного цикла?

- Что мы должны, в первую очередь, рассмотреть?

Ученики. Важным представляется образ героя, образ героини, символика.

Учитель. Соединив именно эти составляющие, мы увидим поэтический мир А.А.Блока.

Каждая группа будет работать над стихотворением и анализировать его по следующим критериям: мотив; символика, цветовая гамма, звукопись; образ Прекрасной Дамы; образ лирического героя. (Каждой группе раздается карта-таблица, которая заполняется примерами и выводами)

***

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

***

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

(25 октября 1902г.)

***

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и внимающий ему,

радостью радуется слыша голос жениха.
От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.

(7 июля 1902г.)

Предположительное заполнение таблицы

Название

«Вхожу я в темные храмы»

«Я, отрок, зажигаю свечи»

«Предчувствую Тебя»

Год написания

25 октября 1902 г.

7 июля 1902 г.

4 июня 1901 г.

Мотив

Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери.

Центральный мотив стихотворения - мотив ожидания и надежды на встречу с Прекрасной Дамой.

Мотив - преданное поклонение лирического героя Ее образу - чистому, прекрасному, женственному, вечному.

Христианские мотивы.

Мотив - тревоги ожидания, предчувствие перемен и одновременно боязни встречи с возлюбленной.

Эпиграф

Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключается зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

Особого внимания заслуживает эпиграф. Он дает понять, что с приходом любви человек вырывается из повседневности, любовь делает человека лучше, возвышает его, хоть порой и порождает страх и смятение.

Символы

Храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством.

«Темные храмы» - это символ любви. «Храмы» - это божественное, в то же время, эпитет «темные» означает что-то неизведанное, загадочное, таинственное и манящее. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) подчеркивают непорочность, чистоту Героини. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.

Ещё огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. А любовь – тайна, нечто совершенное, неземное.

Символ крушения – «подозрение», «падение горестное» и «смертельная мечта».

Цветовая гамма

Преобладающий цвет – золотой и все его оттенки (пламя свечи, солнце, расшитые золотом одежды). Этот цвет является символом богатства и процветания. Таким образом, подчеркивается полнота чувства героя и счастье, которое он нашел в любви. Золотой цвет несет тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия.

Оттенки темно-красного («В мерцании красных лампад…») несут в себе трагичность, жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови.

Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя.

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Свет, огонь являются цветовой доминантой в стихотворении: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Над Ней льётся поток света. Свет исходит и от Неё самой, словно от святой.

Звукопись

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг.

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота.

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Доминируют гласные «а», «о», «е», что свидетельствуют о контрасте темного и светлого фонов: «а» - светлый, широкий, «е» - теплый, узкий, «о» - темный, бесконечный. Эти звуки придают красоту, плавность, мелодичность звучания стихотворения.

Акцент на звонком «р» придает выразительность, торжественность

Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем

Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Герой очарован и дрожит в ожидании встречи.

У неё множество имён: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Она, Милая.

Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.
Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…».

Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Образ Прекрасной Дамы нематериален и материальна одновременно: «Она без мысли и без речи // на том смеется берегу». Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но лирический герой искренне верит в возможность её земного воплощения.

Они не могут встретиться – их разделяет река. Она для героя символ бесплотного средоточения Веры, Надежды, Любви.

У Неё нет имени, каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя.

Всё, что связано с представлениями о НЕЙ, передано цветовой символикой:
«весь небосвод в огне – и ясен нестерпимо», « лучезарность близко», т.е.
в воображении лирического героя ЕЁ появление соотносится с ярким преображением окружающего мира, возникает образ ДЕВЫ –ЗАРИ,КУПИНЫ.
Чувство надежды на появление ЕЁ передано
возвышенной лексикой:
«предчувствую», « в облике», «как паду горестно и низко» « не одолев смертельныя
мечты».
Обращение к НЕЙ: ТЫ, ТЕБЯ – с заглавной буквы выражает одновременно и глубокое поклонение
перед появлением Божественного, Величавого и в то же время близкого и желанного.
Поэт не создаёт в стихотворении мира реального, но нам понятно, отчего может измениться ЕЁ лучезарный облик - от соприкосновения с миром хаоса.
Прекрасная Дама - идеал женщины, который не совместим с действительностью.

Лирический герой

Лирический герой находится в состоянии ожидания, он трепещет, волнуется, сомневается, та ли это женщина, которую он искал, Сначала он даже боится всей силы, красоты и гармонии, однако затем, говорит, что «привык к этим ризам», то есть свыкся с ее божественностью и совершенством, и теперь это его уже не пугает, он верит («Но я верю: Милая – Ты»), во всеобъемлющую женственность, нежность. Лирический герой - не просто влюбленный, а Человек вообще, стремящийся к слиянию с Душой Мира, то есть к достижению абсолютной гармонии

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик.

Мечта лирического героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Он обожествляет возлюбленную, это видно по написанию местоимения "Ты" и по невозможности жизни без нее: "О, как паду - и горестно, и низко, не одолев смертельные мечты!"
и одновременно боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.

Возможность соединить земное и идеальное ставится героем под сомнение.

(Ученик из каждой группы выразительно читает стихотворение, группа представляет свою точку зрения по выдвинутым критериям)

Учитель. Проанализировав три стихотворения А.Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», мы приблизились к пониманию символизма как литературного направления, окунулись в мир ранней лирики А.А.Блока. Пришло время обобщения.

(Ученики обобщают собранный материал, систематизируют, делают выводы).

Учитель. Посмотрим, как литературоведы характеризуют цикл «Стихов о прекрасной Даме» и скорректируем свои выводы.

«Стихи о Прекрасной Даме» многоплановые. Они говорят о реальных чувствах и передают историю «земной» любви (чувства к Л.Менделеевой). Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном».

(Мнение ученых проецируется на экран или написано на доске. Учитель читает.)

Мотив. Ожидание Встречи с возлюбленной – встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом, сменяется сомнениями, боязнью крушения любви, нарастают настроения несовместимости земного и небесного.

Символы . Храм, церковь, лампады, свечи. Они подчеркивают ритуальность происходящего так же, как живописная палитра, состоящая из белого, алого и золотого цветов.

Звукопись. Многопланова. От нежных, светлых, теплых «а», «о», «е» до звонкого «р», передающего торжественность.

Прекрасная Дама .Безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви героя. Она – «Дева», «Заря», «Величавая Вечная жена», «Святая», «Ясная»…

Герой . Влюбленный рыцарь, смиренный отрок, готовый к самоотречению.
Их любовь . Это слияние земного и небесного, приближение человека к высшему благу – гармонии, абсолютной солидарности. Через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. Подобная «высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно прозреть её небесную природу.

(Ученики высказываются, насколько их мнение совпало с мнением ученых.

Учитель дает положительную оценку работе учащихся.)

Учитель. Рефлексия. Подведем итоги урока. Вы узнали о жизни А.А.Блока, каким он был человеком. Познакомились с ранним периодом творчества. Теперь, как в импрессионизме, отойдем немного назад и увидим «картинку» урока в целом. Задание выбирайте сами.

Задание 1. Заполнить карточку

А.А.Блок – это__________(Можно определить оценочным словом)

(Самый загадочный и непостижимый поэт)

Поэтический мир раннего творчества поэта – это -_______(Можно подобрать ассоциативный ряд)

(Тайна, мистика, блики, мерцание, божество, неземная красота)

Прекрасная Дама - это ___________________________(Можно описать эпитетами)

(Совершенство, «чистейшей прелести чистейший образец», недосягаемая, неуловимая,

желанная, роковая женщина)

Лирический герой – это __________________________ (Можно описать эпитетами)

(Рыцарь без гнева и упрека, всегда любящий, всегда ждущий, преклоняющийся перед своей возлюбленной)

Задание 2.

Написать синквейн на тему «Стихи о Прекрасной Даме». (Можно о любви лирического героя к Прекрасной Даме)

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Задание 3. Написать в Твитторе: Что бы написал А.Блок после того, как закончил цикл «Стихов о Прекрасной Даме». (Когда поэт закончил поэму «Двенадцать», в своем дневнике он написал: «Сегодня я – Гений»)

(Чтение нескольких работ, остальные собираются учителем для оценивания)

(Выставляются оценки за работу на уроке)

Учитель. Кому на сегодняшнем уроке, по вашему мнению, можно выставить оценки?

(Ученики анализируют уровень деятельности одноклассников на уроке.)

Домашняя работа. Как меняется лирический герой в цикле «Распутье»?

Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).

В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сперва на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов.

Творчество

В биографии Блока первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.
В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену.

В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д.И. Менделеева – Л. Д. Менделеевой. В неё которую также был очень влюблен Андрей Белый , на этой почве у них с Александром Блоком возник конфликт.

В следующем году были впервые напечатаны стихи Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме».

В 1909 году Блок с женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За творчество того периода Александра Александровича Блока приняли в общество «Академия». В котором уже состояли Валерий Брюсов , Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский .

Кратко говоря, творчество Блока содержит несколько направлений. Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест»,1912), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие» 1907-1913, цикл «Ямбы» 1907-1914).

Одним из известнейших стихотворений Блока является «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Блок также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки» (оба – 1913 г.)

Последние годы жизни и смерть

Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в биографии Александра Блока в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»,1918 г.), статьях.

Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

А вы хорошо знаете краткую биографию Блока? Пройдите тест и узнаете!

Александр Александрович Блок - замечательный русский писатель, творивший на границе 19-20 веков. Родился 16 ноября 1880 года в интеллигентной семье профессора и писательницы в Санкт-Петербурге. В 1898 году успешно окончил Введенскую гимназию, а затем и Петербургский университет. Получил два образования: юридическое и историко-филологическое.

Блеснуть писательским талантом юному Саше довелось еще в пятилетнем возрасте: тогда он написал свои первые стихи. Вообще, стоит отметить, что юноша рос разносторонним: увлекался не только наукой, но и актерским мастерством и посещал курсы сценического искусства.

В 1897 году на отдыхе с семьей Блок впервые влюбился. Эти пылкие юношеские чувства глубоко остались в памяти писателя и оставили неизгладимый след на всем его последующем творчестве. В 1903 году женой Александра стала дочь профессора Менделеева, которую он буквально отбил у не менее известного поклонника - поэта Андрея Белого. Любимой женщине с символическим именем Любовь он посвятил сборник «Стихи о прекрасной даме». Он был отмечен обществом «Академия» и принят в ряды его членов. В этом же 1903 году Блок дебютировал в литературных кругах, объявив себя писателем-символистом. Постепенно он обзаводится новыми знакомствами в этой сфере и сближается с Д. Мережковским, З. Гиппиус и В. Брюсовым.

Далеко не тайна, что помимо жены Блок был влюблен не единожды. Он испытывал огромную страсть и непреодолимую тягу к нескольким женщинам, которые впоследствии также оставили след в его поэтическом творчестве. Это была Любовь Дельмас, а позже Н. Волохова

Уже тогда Блок проявлял себя как ярко выраженный писатель-символист. Его раннему творчеству присущи многогранности символов и знаков в описании событий и образов. Основные темы и мотивы того периода - любовные переживания и красота природы. В более поздний период творчества Блока все более интересовали социальные проблемы и переживания народа, относящегося к низшим слоям населения. Сюда можно отнести его поэму «Роза и крест» от 1912 года и цикл «Возмездие», вышедший в 1913 году. Одним из самых поэтичных и успешных циклов критиками был признан сборник «Ямбы» 1914 года, в состав которого входил всем известный стих « Ночь, улица, фонарь, аптека».

Решающим моментом, поделившим творческий путь писателя на «до» и «после», является стихотворение «Фабрика», увидевшее свет в 1903 году. А годы с 1906 по 1908 можно отметить как самые успешные в творчестве писателя. Тогда он испытал небывалый подъем и снискал успех и признание окружения. К этому периоду относятся сборники «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Снежная маска», «Песня судьбы» и «Лирические драмы». После 1908 года прослеживается явное отделение Блока от стана символистов. Дальнейший его путь стал самостоятельным и не похожим на его раннее творчество. Его сборник «Итальянские стихи», написанные в процессе путешествия по одноименной стране, были приняты публикой и критиками с огромным восторгом и признаны лучшим произведением об Италии, когда-либо написанным отечественным автором.

Кроме публицистики и остросоциальной литературы Блок увлекался написанием произведений для детской и юношеской аудитории. В 1913 году он издает сразу два собрания детских стихов «Сказки» и «Круглый год». В 1916 году Блок поехал на фронт, где и узнал о том, что царской власти больше нет. Позже во время службы в Чрезвычайной комиссии, которая расследовала преступления самодержавного строя перед народом, Блок открыл для себя всю правду о самодержавном строе и назвал его «помойкой». На основе сделанных им выводов и материалов, полученных в результате допросов, была написана документальная работа «Последние дни императорской власти».

Особенно тяжелый период жизни писателя пришелся на годы великой революции. В отличие от других соотечественников, Блок не эмигрировал, а остался в Петрограде, и зарабатывал на жизнь, трудясь в издательстве. Множество статей, а также знаменитая поэма «Двенадцать» посвящена тем тяжелым годам в жизни писателя. Тогда он творил с особенным рвением, осознав в себе неистовую гражданскую ответственность и патриотизм. Он восхвалял великий подвиг народа, который каждый день находит в себе силы жить, несмотря на тяжелый быт и нищету. Он активно участвовал в митингах и демонстрациях, занимал активную социальную позицию.

Перед самой смертью Блок был ослаблен и постоянно болел. Его знакомые, в том числе Максим Горький, усиленно просили правительство выделить путевку писателю, чтобы тот смог укрепить свое здоровье и съездить на отдых. Однако, все старания были тщетны и в протест Блок прекратил лечиться с помощью медикаментов и, объявил голодовку и предал праху все последние рукописи.

В бедности и разрухе провел писатель последние дни своей жизни и умер от сердечного приступа, настигшего его 7 августа 1921 года.

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 20.

Тема. А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

Цель :

    дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока, показать многозначность символов в стихотворениях разных лет;

    развивать речь учащихся, вырабатывать навыки анализа лирического произведения;

    воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к лирике А. А. Блока.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Работа с эпиграфом к уроку. «Он был Лермонтов нашей эпохи. И у него была та же тяжба с миром, Богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжесть не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя». (К.И.Чуковский)

3. Слово учителя о Блоке.

Александр Александрович Блок (1880-1921) – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию века XX, соединив русскую классику и новое искусство.

Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера была пропитана классической культурой. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова, жена – дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева, сам Блок окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, профессора-ботаника, в «ректорском доме», а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

В либеральной семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно-популярных очерков. Бабушка Блока и её дочери, в том числе и мать поэта, занимались переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать рано, ещё в пятилетнем возрасте. Однако серьёзное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.

4. Сообщение о Блоке подготовленного ученика.

Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок остается в Петербурге в доме своего отца, Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден», – вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери – мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. В 1894 г. становится «редактором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаические опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894–1897 годах гимназист Блок выпускает 37 номеров журнала. «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», – вспоминал Сергей Соловьев, кузен Блока, будущий поэт-младо-символист.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии – Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.

История любви двух молодых людей не была безмятежной. Были и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь… немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства.

7 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университета, но растет увлечение литературой и философией, и в 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи o Прекрасной даме». В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влиятельнейший журнал русского модернизма).

В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петербургский университет с дипломом 1-й степени.

В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «пробуждения» лирического героя, осознания им реальности страшного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петербургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен».

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

После Октябрьской революции соглашается «сотрудничать с большевиками», но душу терзают сомнения. Первая восторженность случившимся историческим событием прошла

В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».

Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года – начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива.

7 августа – умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Наш небольшой экскурс по страницам жизни Александра Блока хочется закончить строками из его письма. Это ответ на предложение стать крестным отцом маленького мальчика. Эти строки, написанные незадолго до смерти, стали не просто добрыми пожеланиями новорожденному, это обращение к «человеку близкого будущего», рожденному в России: «... пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если же это невозможно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, – то пусть уж его терзает всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней».

5. Анализ стихотворений из цикла «Стихи о прекрасной даме».

5.1. Слово учителя.

В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока – любовь к Л.Д.Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами В.С.Соловьёва. Появляется первая книга поэзии Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), поставившая её автора в круг видных русских поэтов.

Поэт и философ Вл.Соловьёв стал духовным учителем Блока-символиста. В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

Учение Блока основывается на поиске Вечной Женственности – воплощения добра, истины, красоты. Вечная Женственность (Душа Мира, Прекрасная Дама) будет приобретать в лирике Блока то образ земной женщины, то небесного Божества. Большинство из 687 стихотворений о «Прекрасной Даме» посвящено Л.Д.Менделеевой – жене поэта.

Для мистика реальный мир – лишь покров, под которым скрыта загадка:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами.

(Вл.Соловьёв)

Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В её основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков смысла, толкования.

Заря, звезда, солнце, белый цвет – всё это синонимы Прекрасной Дамы, воплощения Вечной Женственности. Размыкание кругов – порыв к ней. Ветер – знак приближения Её. Зима, ночь – разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь. Жёлтые фонари, жёлтая заря символизируют пошлость повседневности.

Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний

Основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта первого, раннего периода творчества, которые вошли в цикл «Стихи о прекрасной Даме».

5.2.Анализ стихотворения “Вступление”.

Ты в поля отошла без возврата.

Да святится Имя Твое!

Снова красные копья заката

Протянули ко мне острие.

Лишь к Твоей золотой свирели

В черный день устами прильну.

Если все мольбы отзвенели,

Угнетенный, в поле усну.

Ты пройдешь в золотой порфире -

Уж не мне глаза разомкнуть.

Дай вздохнуть в этом сонном мире,

Целовать излучённый путь...

О, исторгни ржавую душу!

Со святыми меня упокой,

Ты, Держащая море и сушу

Неподвижно тонкой Рукой!

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.

В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.

Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

5.3. Анализ стихотворения “Предчувствую Тебя”.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.

У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

5.4.Анализ стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

Ты, заслышав меня издалёка,

Свой костер разведешь ввечеру.

Стану, верный велениям Рока,

Постигать огневую игру.

И, когда среди мрака снопами

Искры станут кружиться в дыму,-

Я умчусь с огневыми кругами

И настигну Тебя в терему.

1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.

Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

5.5. Анализ стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери.. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Но я верю: Милая - Ты.

Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.

Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.

В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД. Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

5.6.Анализ стихотворения “Встану я в утро туманное”.

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное

Солнце и ветер в лицо!

С ними подруга желанная

Всходит ко мне на крыльцо!

1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?

2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?

3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?

4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

5.7.Анализ стихотворения “Мы встречались с тобой на закате”.

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло…

И твое золотое весло.

1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?

2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.

Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.

Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

III. Подведение итогов урока.

Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия.

IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.172-178, ч.1.

Поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей. Любящий и страждущий объять необъятное, человек с широкой душой и трагичной жизнью. Жизнь и творчество Блока заслуживают внимания своей полнотой и трогательностью.

Биография поэта

Блок Александр Александрович, год рождения 1880, 28 ноября. Место рождения - Петербург. Его родители: отец - А.Л. Блок, работал юристом в университете в Варшаве, мать - А.А. Бекетова, дочь знаменитого ученого-ботаника.

Родители мальчика развелись еще до его рождения, поэтому вырасти в полной семье у него не получилось. Однако дедушка по материнской линии А.Н. Бекетов, в семье которого и вырос Александр, окружил ребенка должной заботой и вниманием. Дал ему хорошее образование и старт в жизни. Сам А.Н. Бекетов был ректором университета в Петербурге. Высоко моральная и культурная атмосфера окружающей обстановки наложила свой отпечаток на формирование мировоззрений и воспитание Блока.

С самого детства в него заложена любовь к классике русской литературы. Пушкин, Апухтин, Жуковский, Фет, Григорьев - это те имена, на чьих произведениях маленький Блок рос и приобщался к миру литературы и поэзии.

Обучение поэта

Первой стадией получения образования для Блока стала гимназия в Петербурге. После ее окончания в 1898 году он поступает в Петербургский университет на отделение юристов. Заканчивает юридическое обучение в 1901 году и меняет направление на историко-филологическое.

Именно в университете он окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока.

Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения.

Внешний облик

Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока.

Работа в течение жизни

Жизнь и творчество Блока складывались таким образом, что он, помимо литературы, принимал участие во вполне житейских делах. Так, например:

    был активным участником драматургических постановок в театре и даже видел себя актером, однако литературное поприще привлекло его больше;

    два года подряд (1905-1906 гг.) поэт является непосредственным свидетелем и участником революционных митингов и демонстраций;

    ведет свою колонку обзора литературы в газете "Золотое руно";

    с 1916-1917 гг. отдает долг Родине, проходя службу под Пинском (инженерно-строительная дружина);

    входит в состав руководства Большого ;

    по приходу из армии устраивается на работу в Следственную комиссию чрезвычайного характера по делам царских министров. Работает там редактором стенографического отчета до 1921 года.

    Раннее творчество Блока

    Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся.

    Любовь и Россия - две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой.

    Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище - сборник стихов - называется "Стихи о Прекрасной Даме", и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается.

    Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в "миры иные".

    Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта.

    Начало разочарования

    Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название "Нечаянная радость" (1906 год).

    Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым.

    В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала "Балаганчик", спустя какое-то время "Король на площади", а завершает это трио испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса.

    Андрей Белый и другие ранее единомышленники по поэзии не принимают перемены в Блоке и критикуют его нынешнее творчество. Блок Александр остается непреклонен. Он разочарован и глубоко опечален.

    "Трилогия вочеловечения"

    В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название "Трилогия вочеловечения".

    Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия:

    1. "Стихи о Прекрасной Даме";

      "Нечаянная радость";

      "Снежная ночь".

    Годом позже он выпускает цикл любовных стихов "Кармен", пишет поэму "Соловьиный сад", посвященные его новому увлечению - певице Л.А. Дельмас.

    Родина в творчестве Блока

    Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как:

      "Осенняя волна";

      "Осенняя любовь";

    • "На поле Куликовом".

    Все эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность.

    Тема России в творчестве Блока, тема родины - одна из самых основополагающих во всей его поэтической жизни. Для него Родина - это нечто живое, дышащее и чувствующее. Поэтому ему слишком тяжело, непомерно тяжело даются происходящие события Октябрьской революции.

    Тема России в творчестве Блока

    После того как революционные веяния захватывают весь его дух, поэт практически полностью теряет лирику и любовь в своих произведениях. Теперь весь смысл его произведений направлен на Россию, его родину.

    Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда.

    Веря в большевиков и их правду, он испытывает жестокой, почти убийственное для него разочарование, когда видит результаты революции. Голод, нищета, разгром, массовое истребление интеллигенции - все это формирует в сознании Блока острое неприязненное отношение к символистам, к лирике и заставляет отныне творить произведения только с сатиристической, ядовитой насмешкой над верой в будущее.

    Однако при этом любовь его к России настолько велика, что он продолжает верить в силу своей страны. В то, что она поднимется, отряхнется и сумеет показать свою мощь и славу. Творчество Блока, Маяковского, Есенина в этом схоже.

    В 1918 г Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо.

    Поэма "Двенадцать"

    Автор начал писать свое произведение "Двенадцать" в начале января. В первый день работы он даже не делал перерыва. В его записях сказано: “Внутри дрожит”. Потом написание поэмы приостановилось, и закончить ее поэт сумел только 28 января.

    После выхода в свет этого произведения резко переменилось творчество Блока. Кратко охарактеризовать это можно следующим образом: поэт потерял себя, наступил застой.

    Основная мысль поэмы каждым признавалась по-разному. Кто-то видел в ней поддержку революции, насмешку над символистическими взглядами. Кто-то, напротив, сатирический уклон и издевку над революционными порядками. Однако сам Блок при создании поэмы имел в виду и то и другое. Она противоречива, как и его настроение на тот момент.

    После издания "Двенадцать" все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Мережковский, Вяч, Прищвин, Сологуб, Пяст, Ахматова и другие.

    В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.

    Послереволюционное творчество

    1. "Возмездие", которое он так и писать.

    Революция прошла, а горечь от разочарования большевистской политики наросла и усилилась. Такой разрез между тем, что было обещано, и тем, что делалось в результате революции, стал для Блока невыносимым. Можно охарактеризовать творчество Блока кратко в этот период: не пишется ничего.

    Как будут писать впоследствии о смерти поэта, "его убили большевики". И это действительно так. Блок не сумел побороть в себе и принять такое расхождение между словом и делом новой власти. Не сумел простить себе поддержку большевиков, свою слепоту и недальновидность.

    Блок переживает сильнейший разлад внутри себя, полностью уходит в свои внутренние переживания и терзания. Следствием этого является болезнь. С апреля 1921 года по начало августа болезнь не отпускает поэта, терзая его все сильнее. Лишь изредка выходя из полузабытья, он пытается утешить свою жену, Любовь Менделееву (Блок). 7 августа Блок скончался.

    Где жил и творил поэт

    Сегодня биография и творчество Блока увлекают и вдохновляет многих. А место, где он жил и сочинял свои стихи и поэмы, превратилось в музей. По фотографиям мы можем судить об обстановке, в которой работал поэт.

    Внешний вид поместья, в котором проводил время поэт, вы можете увидеть на фото слева.

    Комната, в которой поэт провел последние горькие и тяжелые минуты жизни (фото ниже).

    Сегодня творчество поэта любят и изучают, им восхищаются, признают его глубину и целостность, необычность и яркость. Россия в творчестве Блока изучается на школьных занятиях, по этой теме пишут сочинения. Это дает полное право назвать автора великим поэтом. В прошлом символистом, затем революционером и на закате просто глубоко разочаровавшимся в жизни и власти несчастным человеком с горькой, тяжелой судьбой.

    В Санкт-Петербурге установлен памятник, увековечивающий имя автора в истории и отдающий должное уважение его неоспоримому таланту.