Литературный дебют горького. Последние годы жизни писателя. Ранние романтические произведения Горького

Данные об авторе

Автор(ы):

Дроздова Вера Александровна

Место работы, должность:

МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район»

Астраханская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

После признания вины, он был депортирован в Индию. За свою жизнь его считали мистиком, гуру и духовным учителем довольно противоречивыми. Он выступал за более открытое отношение к человеческой сексуальности, зарабатывая прозвище «секс-гуру» в индийской прессе, а затем и на международном уровне.

1-Реальный вопрос заключается не в том, существует ли жизнь до смерти. Реальный вопрос: жив ли ты до смерти. Если вы начинаете видеть жизнь с радостью, то печаль исчезает. У тебя не может быть рая и ада, у тебя может быть только один. 3-Будьте реалистичны: планируйте чудо.

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

познакомить с жизнью и творчеством М. Горького, обратив внимание на сложность судьбы писателя, неоднозначность его творческого пути

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

4-Жизнь начинается там, где заканчивается страх. Ни один учитель, ни письмо не может дать вам. Он находится внутри вас, и если вы хотите его получить, найдите его в своей собственной компании. 7-Никто не имеет права делать два шага за раз; вы можете делать только один шаг за раз.

8-Скажите: подумайте дважды, прежде чем прыгать. 10-Никто не должен здесь исполнять свою мечту. Все здесь, чтобы выполнить свою собственную судьбу, свою собственную реальность. 12-Любовь - это цель, жизнь - это путешествие. 14-Одна вещь: вы должны ходить и создавать путь, гуляя; вы не найдете способ, уже сделанный. Нецелесообразно достигать величайшей реализации истины. Вам нужно будет создать путь, пройдя один; дорога еще не дождалась вас. Это похоже на небо: птицы летят, но не оставляют следов.

Анненков Ю. Дневник моих встреч

Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П.- М.: Просвещение, 2004.

Используемое оборудование:

инструктивные карты

кейсы с набором биографических и публицистических материалов

учебник литературы

ноутбуки

мультимедийный проектор

Краткое описание:

Вы не можете следовать за ними; следов нет. 16-Если вы любите цветок, не поднимите его. Потому что, если вы его заберете, он умрет и перестанет быть тем, кого вы умрете. Поэтому, если вы любите цветок, пусть это будет. 17-Дружба - самая чистая любовь. Это величайшая форма любви, в которой ничего не задают, нет условий, где человек просто просто дает.

19-Жизнь - это баланс между отдыхом и движением. 20-Опыт жизни во всех ее формах; добрая, сладко-горьковатая, светло-темная, летняя-зимняя. Испытайте все дуальности. Не бойтесь экспериментировать, потому что чем больше у вас опыта, тем более зрелым вы будете.

Урок проходит с использованием презентации, в которой содержатся сведения о нелегком жизненном пути М. Горького, истоках его творчества, общественной деятельности и нравственных терзаниях писателя, краткая библиография.

Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист.

Обучение и начало литературной деятельности

21-Истина заключается в том, что существование хочет, чтобы вы стали праздником, потому что, когда вы недовольны, вы также освобождаете счастье вокруг себя. 22-Способность быть одной - это способность любить. Это может показаться вам парадоксальным, но это не так. Это экзистенциальная истина: только те люди, которые способны быть одинокими, могут любить, делиться, идти в самый глубокий центр другого человека, не владея другим, не зависимо от другого, не сводя другого к чему-то и не становится зависимым от другого.

Псевдоним «Горький» Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил Калюжному: «Не писать же мне в литературе — Пешков…».

Детство
Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра Максима Савватьевича Пешкова.
Мать — Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842—1879) — из мещанской семьи.
1873-1878 гг. После смерти отца живет с матерью в семье деда Василия Каширина, владельца красильной мастерской.
1879-1884 гг. После смерти матери дед отправляет Алешу «в люди».

Что бы вы ни делали, не позволяйте прошлому мешать, не позволяйте будущему беспокоить вас. Потому что прошлого уже не существует, и будущее еще не наступило. Чтобы жить в памяти, жить в воображении - значит жить в небытии. Быть творческим означает быть влюбленным в жизнь. Вы можете быть только творческими, если любите жизнь настолько, что хотите улучшить ее красоту, вы хотите принести ей немного больше музыки, немного больше поэзии, немного больше танца.

25-Каждый человек приходит в этот мир с определенной судьбой - есть что-то, чтобы получить, должен послать какое-то сообщение, должен выполнить некоторую работу. Вы здесь не случайно, вы здесь значительно. Никто не несет ответственности, кроме вас. Никто не может вас разозлить, и никто не сможет сделать вас счастливыми. И они дополняют друг друга, а не противоречат друг другу. 29-Никто не превосходит, никто не уступает, но никто не равен. Люди просто уникальны, несравнимы.

Юность
В 1884 г. Алексей Пешков безуспешно пытается поступить в университет. Работает на пристанях.
12 декабря 1887 г. После смерти деда и бабушки, в результате мучительного разлада между мечтой и действительностью Алеша Пешков пытается покончить с собой.
1891 г. Уходит из Нижнего Новгорода путешествовать «по Руси».

Образование
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться..." сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба".

Напротив, это вопрос многоуважения. 31-В буддийской терминологии нет такой вещи, как грех, только ошибки. 32-Истина не является чем-то снаружи, чтобы ее можно было обнаружить, это нечто внутри. 33-Творчество - величайший бунт в существовании. 34-Интеллект опасен. Интеллект означает, что вы начнете думать сами за себя; вы начнете озираться сами. Вы не поверите Писаниям; вы будете верить только в свой собственный опыт.

35-миллионы людей страдают: они хотят быть любимыми, но они не знают, как любить. И любовь не может существовать как монолог; это диалог; очень гармоничный диалог. Что бы вы ни чувствовали, вы становитесь им. 38-Грусть дает глубину. Счастье похоже на дерево, идущее в небо, грусть похожа на корни, которые идут на живот земли. Оба необходимы, и чем выше дерево, тем глубже оно достигает одновременно. Чем выше дерево, тем больше его корни, всегда пропорционально.

Начало творческого пути
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 году в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра". В 1895 году, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 году в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 году появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Льва Толстого.
В 1901 году встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, Книппер-Чехова и др.) В 1903 году в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

39-Мастер, потому что моя любовь не зависит от предмета любви. Моя любовь зависит от моего состояния. Поэтому, когда человек меняется, он становится другим, друг становится врагом, это не имеет значения, потому что моя любовь никогда не зависела от другого человека.

Если вы живете с нездоровыми людьми, быть здоровым опасно. Если вы живете с сумасшедшими людьми, значит быть здоровым. Если вы живете в убежище, даже если вы не сумасшедший, по крайней мере кажется, что вы сумасшедшие, люди убьют вас. 41-Мужество - история любви с неизвестным.

Не пытайтесь быть другим, и вы станете зрелым. Зрелость принимает на себя ответственность за то, что вы сами, независимо от стоимости. Чтобы рисковать всем, будучи собой, это зрелость. 43-Дураки смеются над другими. Мудрость смеется над собой. Человек, который на 100% здоров, мертв. Вы просто должны стать, чтобы знать, осознать. Мало-помалу любовь становится, а не в отношениях, но в состоянии вашего существа.

Между двух революций (1905 - 1917)
После поражения революции 1905-1907 годов Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). "Каприйский" период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести "Городок Окуров" (1909), "Детство" (1913-1914), "В людях" (1915-1916), цикл рассказов "По Руси" (1912-1917). Споры в критике вызвала повесть "Исповедь" (1908), высоко оцененная Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой".
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи "коллективного разума", к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму).

Вы не влюблены, вы любите. Вы найдете смысл в жизни, если вы этому поверите. Это сочинение поэзии. 48-Амируйте и уважайте себя и никогда не компрометируйте себя ни с чем. И тогда вы будете удивлены, как сильно вы начинаете расти, как будто камни раздвинуты, и река начинает течь.

Когда вы любите, любите человека, поскольку он был богом, не меньше. Никогда не любите женщину, как если бы она была женщиной и никогда не любила мужчину, как если бы он был мужчиной. 50-Я просто говорю, что есть способ быть здоровым. Просто быть свидетелем ваших мыслей. Он просто сидит молча, наблюдая за мыслями, проходящими через вас. Просто наблюдая, не мешая, не судя, потому что, как только вы судите, вы потеряли чистое наблюдение. В тот момент, когда вы говорите «это хорошо, это плохо», вы вскочили в процессе размышлений.

Годы эмиграции
С 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936).
Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х годов.

Это не очень глубоко в корнях вашего существа; это не ваша тотальность. Как можно просветить? Можно, потому что один просвещен, нужно только признать факт. Когда ум не привязан к какой-либо идеологии, он может перейти к новым пониманиям. И в этой свободе процветает все хорошее и все прекрасное. Смерть - единственный источник страха. Вы меньше судья, и вы будете удивлены, что, когда вы станете свидетелем, и вы не судите сами, вы также прекратите судить других.

И это делает вас более человечным, более сострадательным, более понимающим. Это не требует сложных практик. В момент рождения ребенка родится и мать. Женщина существовала, но мать никогда. Мать - это нечто совершенно новое. Он несовершенен, и поэтому он растет; если бы он был совершенен, он был бы мертв.

Возвращение
В 1928 году Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство "Аcademia", книжные серии "История фабрик и заводов", "История гражданской войны", журнал "Литературная учеба", а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 году возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Рост возможен только в случае несовершенства. Если вы родитель, откройте двери ребенка на неизвестные адреса, чтобы он мог исследовать. Не бойтесь неизвестного, дайте поддержку. Никто не может ничего сказать о вас. Люди говорят о себе. Сомнение не грех, это признак разума. Вы не ответственны за нацию, ни церковь, ни Бог. Вы несете ответственность только за одну вещь; самопознание. И чудо состоит в том, что, если вы в состоянии выполнить эту ответственность, вы сможете выполнить многие другие обязанности без особых усилий.

63-Человек становится Буддой в тот момент, когда он принимает все, что жизнь приносит ему с благодарностью. Не пытайтесь понять жизнь. Тогда вы узнаете, и все знание исходит из вашего опыта. Чем больше вы знаете, тем больше вы будете знать. В тот момент, когда вы становитесь несчастным, вы закрываете себя основным феноменом жизни: расширение, разделение. В тот момент, когда вы начинаете цепляться за вещи, вы потеряли цель.

Личная жизнь
Жена в 1896—1903 гг. — Екатерина Павловна Пешкова (урождённая Волжина) (1876—1965). Развод официально не оформлялся.
Сын — Максим Алексеевич Пешков (1897—1934)
Внучка — Пешкова, Марфа Максимовна, её муж Берия, Серго Лаврентьевич
Внучка — Пешкова, Дарья Максимовна, её муж Граве, Александр Константинович
Дочь — Екатерина Алексеевна Пешкова (1898—1903)
Приёмный и крёстный сын — Пешков, Зиновий Алексеевич, брат Якова Свердлова, крестник Горького, взявший его фамилию, и де факто приёмный сын.
Фактическая жена в 1903—1919 г.г. — Мария Фёдоровна Андреева (1868—1953) — актриса, революционерка, советский государственный и партийный деятель
Сожительница в 1920—1933 гг. — Будберг, Мария Игнатьевна (1892—1974) — баронесса, авантюристка.

Потому что дело не в цели, ваше глубже - цель, а не красивый дом, но красивый. Все великое не может быть одержимо, и это одна из самых тупых вещей, которые человек делает. 68-В любви другая важна, в похоти другая важна. 70-Освещение будет началом, а не концом. Начало бесконечного процесса во всех измерениях богатства.

Посмотрите на деревья, птицы, облака, звезды, и если у вас будут глаза, вы сможете увидеть, что все существование - это радость. Они счастливы без причины: они не будут премьер-министрами или президентами, и они не будут богаты и никогда не будут иметь доход в банке. Зрелые люди в любви помогают другим быть свободными; они помогают друг другу уничтожать все виды связей. И когда любовь течет со свободой, есть красота.

Обстоятельства смерти
Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. 27 мая 1936 года после посещения могилы сына, Горький простудился на холодной ветреной погоде и заболел. Проболел три недели, и 18 июня скончался. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что среди других обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой. Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.

Когда любовь течет с зависимостью, есть уродство. 73-Будьте нормальными, но приносите осознание своей нормальной жизни. Приведите Бога в свою нормальную жизнь, познакомьтесь с ним. Спи, ешьте, молитесь, медитируйте, но не думайте, что вы делаете что-то особенное, и тогда вы будете особенными.

Просто быть живым - это подарок, но никто не сказал вам быть благодарным за существование. Просветление - это понимание того, что это все, что это прекрасно, что это так. Просвещение - это не достижение, понимание того, что нечего делать; некуда идти. Вы и ваш мозг - это две вещи. Мозг - это ваша техника, как и все остальное.

Домашнее задание
Составить тест (минимум 10 вопросов) по биографии М.Горького.
Прочитать рассказ М.Горького (на свой выбор), подготовить краткий пересказ и письменный анализ прочитанного рассказа.

Великий русский писатель Максим Горький (Пешков Алексей Максимович) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде - скончался 18 июня 1936 года в Горках. В раннем возрасте "пошел в люди", по его собственному выражению. Жил трудно, ночевал в трущобах среди всякого сброда, странствовал, перебивался случайным куском хлеба. Прошел огромные территории, побывал на Дону, в Украине, в Поволжье, в Южной Бессарабии, на Кавказе и в Крыму.

Если, когда вы видите в первый раз, в вас возникает большой смех - смех о полном насмешке над вашей несчастью, смехе о смехотворности ваших проблем, смехе о абсурдности ваших страданий. Сделайте перерыв, будь нормальным и естественным. Значение создается человеком.

И поскольку вы постоянно ищете смысл, вы начинаете чувствовать себя бессмысленным. Никогда не отрицайте, никогда не говорите ничего; принимает все и превращает его в высшую реальность. 81-Дзэн - единственная религия в мире, которая учит внезапному просветлению. Он говорит, что просветление не требует времени; может произойти через мгновение.

Начало

Активно занимался общественно-политической деятельностью, за что не раз подвергался аресту. В 1906-м уехал за границу, где стал успешно писать свои произведения. К 1910 году Горький приобрел известность, его творчество вызывало огромный интерес. Ранее, в 1904 году стали выходить критические статьи, а затем и книги "О Горьком". Произведения Горького заинтересовали политиков и общественных деятелей. Некоторые из них считали, что писатель слишком вольно трактует события, происходящие в стране. Все то, что писал Максим Горький, произведения для театра или публицистические очерки, короткие рассказы или многостраничные повести, вызывало резонанс и нередко сопровождалось антиправительственными выступлениями. В годы 1-й мировой войны писатель занял откровенно антимилитаристскую позицию. года встретил восторженно, а свою квартиру в Петрограде превратил в явку для политических деятелей. Нередко Максим Горький, произведения которого становились все более злободневными, выступал с рецензиями на собственное творчество, дабы избежать неправильного толкования.

Заграница

В 1921 году писатель отправляется за границу для прохождения курса лечения. В течение трех лет Максим Горький жил в Хельсинки, Праге и Берлине, затем переехал в Италию и поселился в городе Сорренто. Там он занялся публикациями своих воспоминаний о Ленине. В 1925-м написал роман "Дело Артамоновых". Все произведения Горького того времени были политизированы.

Возвращение в Россию

Год 1928 стал для Горького переломным. По приглашению Сталина он возвращается в Россию и на протяжении месяца переезжает из города в город, встречается с людьми, знакомится с достижениями в промышленности, наблюдает, как развивается социалистическое строительство. Затем Максим Горький уезжает в Италию. Однако в следующем (1929) году писатель вновь приезжает в Россию и на этот раз посещает Соловецкие лагеря особого назначения. Отзывы при этом оставляет самые положительные. Об этой поездке Горького упомянул Александр Солженицын в своем романе

Окончательное возвращение писателя в Советский Союз произошло в октябре 1932 года. С этого времени Горький проживает в бывшем на Спиридоновке, на даче в Горках, а на отдых ездит в Крым.

Первый съезд писателей

Спустя некоторое время литератор получает политический заказ от Сталина, который поручает ему подготовку 1-го съезда советских писателей. В свете этого поручения Максим Горький создает несколько новых газет и журналов, выпускает книжные серии на тему истории советских заводов и фабрик, гражданской войны и некоторых других событий советского времени. Тогда же им были написаны пьесы: "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие". Некоторые произведения Горького, написанные ранее, также использовались им при подготовке первого съезда писателей, который состоялся в августе 1934 года. На съезде в основном решались организационные вопросы, выбиралось руководство будущего Союза писателей СССР, создавались писательские разделы по жанрам. Произведения Горького также обошли вниманием на 1-м съезде писателей, однако он был избран председателем правления. В целом мероприятие было признано удачным, и Сталин лично поблагодарил Максима Горького за его плодотворный труд.

Популярность

М. Горький, произведения которого на протяжении многих лет вызывали ожесточенные споры в среде интеллигенции, старался принимать участие в обсуждении своих книг и особенно театральных пьес. Время от времени писатель посещал театры, где мог воочию убедиться в том, что люди неравнодушны к его творчеству. И действительно для многих писатель М. Горький, произведения которого были понятны простому человеку, стал проводником новой жизни. Театральные зрители ходили на спектакль по нескольку раз, читали и перечитывали книги.

Ранние романтические произведения Горького

Творчество писателя можно условно разделить на несколько категорий. Ранние произведения Горького романтичны и даже сентиментальны. В них еще не чувствуется жесткости политических настроений, которой пропитаны более поздние рассказы и повести писателя.

Первый рассказ писателя "Макар Чудра" - о цыганской мимолетной любви. Не потому мимолетной, что "пришла любовь и ушла", а потому что продолжалась всего одну ночь, без единого прикосновения. Жила любовь в душе, не касаясь тела. А потом смерть девушки от руки любимого, ушла из жизни гордая цыганка Рада, а за ней и сам Лойко Зобар - поплыли вместе по небу, рука об руку.

Потрясающий сюжет, невероятной силы повествование. Рассказ "Макар Чудра" стал на долгие годы визитной карточкой Максима Горького, прочно заняв первое место в списке "ранние произведения Горького".


Писатель много и плодотворно работал в молодости. Ранние романтические произведения Горького - это цикл рассказов, героями которых стали Данко, Сокол, Челкаш и другие.

Короткая повесть о духовном превосходстве заставляет задуматься. "Челкаш" - рассказ о простом человеке, несущем в себе высокие эстетические чувства. Бегство из родного дома, бродяжничество, Встреча двоих - один занимается привычным делом, другого приводит случай. Зависть, недоверие, готовность к покорной услужливости, страх и подобострастие Гаврилы противопоставляются смелости, уверенности в себе, свободолюбию Челкаша. Однако Челкаш обществу не нужен, в отличие от Гаврилы. Романтический пафос переплетается с трагическим. Описание природы в рассказе также окутано флером романтики.

В рассказах "Макар Чудра", "Старуха Изергиль" и, наконец, в "Песне о Соколе" прослеживается мотивация "безумства храбрых". Писатель помещает героев в непростые условия и затем, вне всякой логики, ведет их к финалу. Тем и интересно творчество великого писателя, что повествование непредсказуемо.

Произведение Горького "Старуха Изергиль" состоит из нескольких частей. Персонаж ее первого рассказа - сын орла и женщины, остроглазый Ларра, представлен эгоистом, неспособным на высокие чувства. Когда он услышал сентенцию о том, что неизбежно приходится платить за то, что взял, то выразил недоверие, заявив о том, что "хотелось бы остаться невредимым". Люди его отвергли, осудив на одиночество. Гордыня Ларры оказалась губительной для него самого.

Данко не менее горд, но он относится к людям с любовью. Поэтому добывает свободу, необходимую для поверивших ему соплеменников. Несмотря на угрозы сомневающихся в том, что он способен вывести племя из молодой вожак продолжает путь, увлекая людей за собой. А когда силы у всех были на исходе, а лес все не кончался, Данко разорвал себе грудь, вынул горящее сердце и его пламенем осветил путь, который вывел их на поляну. Неблагодарные соплеменники, вырвавшись на свободу, даже не взглянули в сторону Данко, когда он упал и умер. Люди побежали прочь, на бегу растоптали пылающее сердце и оно рассыпалось голубыми искрами.


Романтические произведения Горького оставляют в душе неизгладимый след. Читатели сопереживают героям, непредсказуемость сюжета держит в напряжении, а финал зачастую бывает неожиданным. Кроме того романтические произведения Горького отличаются глубокой моралью, которая ненавязчива, но заставляет задуматься.

Тема свободы личности доминирует в раннем творчестве писателя. Герои произведений Горького свободолюбивы и готовы даже жизнь отдать за право выбора своей собственной судьбы.

Поэма "Девушка и смерть" - яркий пример самопожертвования во имя любви. Молодая, полная жизни девушка идет на сделку со смертью, ради одной ночи любви. Она готова утром умереть без сожаления, лишь бы еще раз встретиться с любимым.

Царь, который считает себя всесильным, обрекает девушку на гибель только потому, что, возвращаясь с войны, пребывал в плохом расположении духа и ему не понравился ее счастливый смех. Смерть пощадила Любовь, девушка осталась жива и "костлявая с косой" уже была над ней не властна.

Романтичность присутствует и в "Песне о буревестнике". Гордая птица вольна, она черной молнии подобна, мечется между седой равниной моря и тучами, нависшими над волнами. Пусть буря сильнее грянет, смелая птица готова сразиться. А пингвину важно спрятать тело жирное в утесах, у него другое отношение к буре - как бы ни замочить перья.

Человек в произведениях Горького

Особый, утонченный психологизм Максима Горького присутствует во всех его рассказах, при этом личности всегда отведена главная роль. Даже бездомные бродяги, персонажи ночлежки, и те преподносятся писателем как уважаемые граждане, несмотря на их бедственное положение. Человек в произведениях Горького ставится во главу угла, все остальное вторично - описываемые события, политическая обстановка, даже действия государственных органов находятся на втором плане.

Повесть Горького "Детство"

Писатель рассказывает историю жизни мальчишки Алеши Пешкова, словно бы от своего имени. История невеселая, начинается со смерти отца и кончается смертью матери. Оставшись сиротой, мальчик услышал от деда, на следующий день после похорон матери: "Ты не медаль, на шее моей висеть тебе не пристало… Иди-ка ты в люди…". И выгнал.

Так оканчивается произведение Горького "Детство". А в середине было несколько лет жизни в доме деда, поджарого маленького старичка, который имел обыкновение по субботам пороть розгами всех, кто был слабее его. А уступали деду в силе только его внуки, живущие в доме, их он и бил наотмашь, положив на скамью.

Алексей рос, поддерживаемый матерью, а в доме висел густой туман вражды всех со всеми. Дядья дрались между собой, грозили деду, что и его прибьют, двоюродные братья пьянствовали, а жены их не успевали рожать. Алеша пытался сдружиться с соседскими мальчишками, однако их родители и прочие родственники находились в таких запутанных отношениях с его дедом, бабушкой и матерью, что общаться дети могли только через дыру в заборе.

"На дне"

В 1902 году Горький обратился к философской теме. Им была создана пьеса о людях, волею судьбы опустившихся на самое дно российского общества. Нескольких персонажей, обитателей ночлежки, писатель обрисовал с пугающей достоверностью. В центре повествования бездомные люди, находящиеся на грани отчаяния. Кто-то подумывает о самоубийстве, кто-то еще надеется на лучшее. Произведение М. Горького "На дне" - это яркая картина социальной-бытовой неустроенности в обществе, зачастую оборачивающаяся трагедией.

Хозяин ночлежного дома Михаил Иванович Костылев живет и не знает, что жизнь его постоянно находится под угрозой. Жена его Василиса подговаривает одного из постояльцев - Ваську Пепела - убить мужа. Этим и кончается: вор Васька убивает Костылева и садится в тюрьму. Остальные обитатели ночлежки продолжают жить в атмосфере пьяного разгула и кровавых драк.

Через какое-то время появляется некто Лука, прожектер и пустомеля. Он "заливает", почем зря, ведет пространные разговоры, обещает всем без разбора счастливое будущее и полное благоденствие. Затем Лука исчезает, а несчастные люди, которых он обнадежил, пребывают в растерянности. Наступило жестокое разочарование. Сорокалетний бездомный, по прозвищу Актер кончает жизнь самоубийством. Остальные тоже недалеки от этого.

Ночлежка, как символ тупика российского общества конца XIX века, неприкрытая язва социального устройства.


Творчество Максима Горького

  • "Макар Чудра" - 1892 год. Рассказ о любви и трагедии.
  • "Дед Архип и Ленька" - 1893 год. Нищий больной старик и при нем внук Ленька, подросток. Сначала дед не выдерживает невзгод и умирает, затем погибает внук. Добрые люди похоронили несчастных у дороги.
  • "Старуха Изергиль" - 1895 год. Несколько рассказов старой женщины об эгоизме и самоотверженности.
  • "Челкаш" - 1895 год. Рассказ о "заядлом пьянице и ловком, смелом воре".
  • "Супруги Орловы" - 1897 год. Рассказ о бездетной супружеской паре, решившей помочь больным людям.
  • "Коновалов" - 1898 год. Повествование о том, как в тюремной камере повесился Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество.
  • "Фома Гордеев" - 1899 год. Повесть о событиях конца XIX века, происходивших в приволжском городе. О мальчике по имени Фома, который считал своего отца сказочным разбойником.
  • "Мещане" - 1901 год. Повесть о мещанских корнях и новом веянии времени.
  • "На дне" - 1902 год. Острая злободневная пьеса о бездомных людях, утративших всякую надежду.
  • "Мать" - 1906 год. Роман на тему революционных настроений в обществе, о событиях, происходящих в пределах мануфактурной фабрики, с участием членов одной семьи.
  • "Васса Железнова" - 1910 год. Пьеса о моложавой 42-летней женщине, владелице пароходной компании, сильной и властной.
  • "Детство" - 1913 год. Повесть о простом мальчишке и его далеко не простой жизни.
  • "Сказки об Италии" - 1913 год. Цикл коротких рассказов на тему жизни в итальянских городах.
  • "Страсти-мордасти" - 1913 год. Короткий рассказ о глубоко несчастной семье.
  • "В людях" - 1914 год. Рассказ о мальчике на побегушках в модном обувном магазине.
  • "Мои университеты" - 1923 год. Повесть о Казанском университете и студенчестве.
  • "Голубая жизнь" - 1924 год. Рассказ о мечтах и фантазиях.
  • "Дело Артамоновых" - 1925 год. Повесть о событиях, происходящих на фабрике тканного полотна.
  • "Жизнь Клима Самгина" - 1936 год. События начала XX века - Петербург, Москва, баррикады.

Каждый прочитанный рассказ, повесть или роман, оставляет впечатление высокого литературного мастерства. Персонажи несут в себе целый ряд уникальных признаков и особенностей. Анализ произведений Горькогопредполагает всесторонние характеристики героев с последующим резюме. Глубина повествования органично сочетается с непростыми, но понятными литературными приемами. Все произведения великого русского писателя Максима Горького вошли в Золотой фонд российской культуры.