Курская битва итоги кратко. Образовательно-досуговый центр "креатив". По мнению Гудерианa

5. Паника………………………………………………………………………………27

Список используемой литературы………………………………...………………...28

1. Психология безопасности деятельности

Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно, как всегда. Но с наступлением сложной, лично значимой, а тем более опасной, экстремальной ситуации многократно возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, снижаются восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции и многое другое.

В экстремальной ситуации, иначе говоря, в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

  • резкое понижение организованности (аффективная дезорганизация) поведения
  • резкое торможение активных действий;
  • повышение эффективности действий.

Дезорганизация поведения может проявляться в неожиданной утрате приобретенных навыков, которые, казалось, доведены до автоматизма. Ситуация чревата еще и тем, что может резко снизиться надежность действий: движения становятся импульсивными, сумбурными, суетливыми. Нарушается логичность мышления, а осознание ошибочности своих действий - только усугубляет дело.

Резкое торможение действий и движений приводит к состоянию ступора (оцепенения), что никоим образом не способствует поиску эффективного решения и соответствующего данной ситуации поведения.

Повышение эффективности действий при возникновении экстремальной ситуации выражается в мобилизации всех ресурсов психики человека на ее преодоление. Это - повышенный самоконтроль, четкость восприятия и оценки происходящего, совершение адекватных ситуации действий и поступков. Такая форма реагирования, конечно же, самая желательная, но у всех ли и всегда она возможна? Для этого необходимы определенные индивидуально-психологические качества и специальная подготовка к действиям в экстремальной ситуации - должно происходить осознание причин происходящего и адекватный выбор реальных способов действий, форм реагирования.

2. Поведение человека в экстремальных ситуациях

Для демонстрации значимости данного фактора в профиле личности, приведем следующий пример: робкий, скромный, неуверенный человек с чувством вины и не всегда осознающий у себя комплекс неполноценности, внутренне дисгармоничный, молчаливый и пессимистичный чаще всего нерешительный, принят на работу в основном по качествам исполнительности, подчиняемости, аналитического склада ума, точности и тщательности, педантичности, усердности. Он не утомляется при выполнении монотонной, стереотипной работы, и, как правило, выполняет функции второстепенных ролей. Не вызывает сомнений в своей порядочности и надежности.

Состояние человека может изменяться вплоть до появления признаков аффективно суженого сознания - настолько непереносимым для него является стресс. Внутренний резерв противостояния любому давлению извне на его психику хрупок и краткосрочен. А если допустить, что этот человек обременен информацией конфиденциального характера и к нему применяются факторы угрожающего плана (в его адрес, или в адрес его близких…), нетрудно предвидеть судьбу этого человека, который привлек к себе внимание конкурирующей фирмы или, что еще хуже, криминальных элементов, хорошо разбирающихся в психологии человека.

О безопасности коммерческой тайны в данном случае можно однозначно сказать: если для спасения своих близких достаточно сообщать какие-то "сведения", такая личность непременно этим воспользуется, ему и в голову не придет лавировать, выиграть время, поторговаться.

Когда человек находится в состоянии психологической декомпенсации и фиксирован на единственной мысли, что его жизненно важные интересы находятся под угрозой - информация теряет свою значимость.

Оценка данного поступка, так же как и признание, раскаяние, самобичевание, придет потом.

Личность другого плана, в характере которой отмечается высокая способность к прогнозированию возможных последствий своего поведения, высокая способность к выбору оптимального варианта поведения в экстремальной ситуации, конечно, не окажется в беспомощном состоянии.

Данный пример приводит к выводу о том, что, кроме фактора надежности, большую роль при "посвящении" человека в область коммерческой тайны играют личностные качества в виде устойчивости к стрессу.

Можно рассмотреть и вариант личности, подверженной такому явлению, как повышенная внушаемость, которая в гипнабильном состоянии может совершать определенные действия, продиктованные заинтересованными лицами, причем без всякой выгоды для себя. Это не теоретическая гипотеза, а конкретный негативный факт, также как и авантюрная история с написанием писем в собственный адрес шантажирующего и угрожающего содержания директором одной коммерческой фирмы с целью оправдания мнимого выкупа от шантажиста вместо признания в совершенном им же хищении для развлечений в обществе "жриц любви".

Такие ситуации можно избежать, если вовремя использовать научные инструментарии психологических услуг, одновременно делая работу служб безопасности предпринимательской деятельности более оперативной и эффективной.

3. Управление эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях

Невозможно остановиться на всех аспектах диагностики экстремальных ситуаций. Многое будет зависеть от способности сохранять самообладание, поскольку только при этом условии возможна адекватная оценка происходящего и принятие соответствующего решения. Существует много разнообразных методик, дающих возможность управлять своим состоянием.

Рассмотрим не бесспорные, но тем не менее эффективные экспресс методики по релаксации, не требующие больших усилий, специального оборудования и продолжительного времени.

При внезапном возникновении экстремальной ситуации, связанной с угрозой нападения или самим нападением, можно направить взгляд вверх, сделав при этом полный глубокий вдох и опуская глаза до уровня горизонта, плавно выдохнуть воздух, максимально освободив от него легкие и одновременно расслабив все мышцы. Расслабить мышцы можно лишь тогда, когда упорядочится дыхание. Стоит в экстремальной ситуации задышать ровно и спокойно, как мышцы расслабятся тоже и наступает успокоение.

Можно воспользоваться еще одним приемом. При возникновении экстремальной ситуации следует посмотреть на что-то голубое, а если нет такой возможности - представить себе голубой, очень глубокий по насыщенности фон. В Древней Индии этот цвет недаром считали цветом покоя, отдыха, расслабления.

Если Вы почувствовали, что страх сковывает и мешает действовать сообразно обстановке, следует произносить про себя, но очень твердо и уверенно любое, не относящееся к ситуации восклицание типа: "Не два!" Это поможет прийти в нормальное состояние. В такой же ситуации можно громко спросить самого себя: "Вася, ты здесь?" - и уверенно ответить: "Да, я здесь!"

Если, оценив угрозу как реальную, а свои шансы по противостоянию как безнадежные, но есть еще возможность ретироваться, может быть, и следует это сделать как можно скорее.

Чаще же всего приходится общаться с настойчивыми криминальными элементами, и желательно как можно дольше продержать это общение на вербальном уровне. Это позволит либо выиграть время, либо сгладить остроту ситуации, а не исключено, и полностью отвести угрозу.

Главное - выбор тактики поведения в зависимости от оценки ситуации. Можно выбрать тактику человека, не боящегося физического нападения; в этом случае необходимо прежде всего продемонстрировать партнеру свое спокойствие. Если, например, нападающий в гневе, то спокойствие, с которым его встречают, может несколько снизить его накал. При этом лучшей формой реагирования на нападающего, демонстрирующего презрение, будет сохранение чувства собственного достоинства. Если же заметен страх угрожающего, следует проявить не только спокойствие, уверенность в себе, а возможно и агрессивные намерения.

Но в любом случае следует говорить с нападающим. Прежде всего необходимо выяснить: сложившаяся ситуация - это его инициатива или он выполняет чей-то заказ. Если угрожающий преследует какие-то свои личные интересы, нужно выяснить, какие именно.

Например, нападение на улице. Здесь скорее всего можно столкнуться с грабителем, хотя это может быть и пьяный, которому показалось, что его "не уважают". Если нападающий один, то агрессивное поведение по отношению к нему может дать положительный результат в экстремальной ситуации. Главное, чтобы он понял, что его не боятся и можно получить отпор. Это действует на многих отрезвляюще, за исключением пьяных или лиц с расстройством психики. Положительный результат возможен и в том случае, если, осознавая физическое превосходство нападающего, человек начинает активно звать на помощь. Крик может на какое-то мгновение парализовать активность нападающего и не исключено, что приведет к отказу от нападения.

Если же нападение носит не спонтанный характер, а является "заказным", то следует попробовать применить те же маленькие хитрости, но в данной ситуации они далеко не всегда могут дать положительный результат. Все же следует пытаться заговорить с тем, кто угрожает, чтобы установить при этом реальность угрозы. В любом случае надо стараться сохранять самообладание, чтобы снизить негативное влияние страха на собственные действия. Может быть, удастся обмануть нападающего, убедив его, что это не тот, кто ему нужен. Такой подход может сработать, если нападающему показали человека мельком и задолго до нападения. Кстати, когда подходит на улице неизвестный человек и уточняет имя, не следует торопиться с ответом, полезнее было бы узнать, зачем он это спрашивает.


ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Содержание

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Понятие об экстремальной ситуации

В нашей сегодняшней совсем не спокойной жизни оказаться в экстремальной ситуации может любой человек в любой момент времени. Стихийные бедствия, катастрофы, взрывы, пожары, внезапные угрозы и многие другие явления незаметно стали частью нашей жизни, и стали оказывать заметное влияние на психику и поведение человека.
За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой иногда и с угрозой смерти (в обычной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части – до события и после него. Возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.
Э кстремальная ситуация - это ситуация, воздействующая на человека в самых крайних, неблагоприятных своих проявлениях. Экстремальной становиться любая ситуация, связанная с угрозой жизни и ущербу здоровья человеку, сложившаяся в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы, опасного природного явления. Каждая такая ситуация имеет только ей характерные причины, особенности и характер развития.

Классификация экстремальных ситуаций (ЭС)

ЭС могут классифицироваться по следующим признакам:
    по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЭС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЭС;
    по скорости распространения: ЭС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
    по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные.К локальным, местным и территориальным относят ЭС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные и федеральные ЭС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
    по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение;
    по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.
По источнику происхождения экстремальные ситуации подразделяются на:
    ЭС техногенного характера;
    ЭС природного происхождения;
    ЭС биолого-социального характера.
Типы ЭС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом различных и отравляющих, внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах или коммунальных системах жизнеобеспечения.
Типы ЭС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.
Типы ЭС биолого-социального характера: терроризм, общественные беспорядки и различные акты насилия.

Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека

Экстремальная ситуация оставляет след в душе абсолютно любого человека, который оказался причастен к ней, и влияет на его убеждения, образ жизни, состояния и чувства. ЭС может вызвать стресс у каждого, вне зависимости от его жизненного и профессионального опыта, социального положения. Человек становиться жертвой обстоятельств.
Жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией:
1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, пока потенциальные жертвы будут предупреждены – например, постепенно достигающие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее для жертв.
2. Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к счастью, редки – люди часто учатся переживать их в момент стресса.
3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее, у жертв некоторых длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.
4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во время катастроф; может пройти немало времени, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки «выученной беспомощности».
5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее – это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного.
6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях.
7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека. Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзистенциальный кризис.
8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изменить жизнь, – например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.
9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.
10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужаком; в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией.
Внезапное возникновение события, оказывающего сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека.
У большинства людей в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы:
    бред;
    галлюцинации;
    апатия;
    ступор;
    двигательное возбуждение;
    агрессия;
    страх;
    истерика;
    нервная дрожь;
    плач.
Бред и галлюцинации . Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.
К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.
Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).
Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб.
Наваливается ощущение усталости – такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.
В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).
В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.
Основными признаками апатии являются:
    безразличное отношение к окружающему;
    вялость, заторможенность;
    медленная, с длинными паузами, речь.
Ступор . Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.
Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.
Основными признаками ступора являются: Двигательное возбуждение . Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать, решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.
Агрессия . Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.
Основными признаками агрессии являются:
    раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
    нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
    словесное оскорбление, брань;
    мышечное напряжение;
    повышение кровяного давления.
Плач . Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.
Основные признаки данного состояния:
    человек уже плачет или готов разрыдаться;
    подрагивают губы;
    наблюдается ощущение подавленности;
    в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.
Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.
Истерика . Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.
Основные признаки:
    сохраняется сознание;
    чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
    речь эмоционально насыщенная, быстрая;
    крики, рыдания.

Травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Любая экстремальная ситуация (несчастный случай, аварии, войны, катастрофы, террористический акт, потеря, гибель близких) оставляет в душах людей свой след. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования: физиологический (появление усталости, нарушения аппетита, сна, обострения хронических заболеваний и т.д.), психологический и уровень межличностного взаимодействия (появление агрессивности, обидчивости в поведении). Непосредственно после чрезвычайной ситуации оставляет после себя дезорганизацию деятельности человека, функциональные нарушения всех познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, речи).
В большинстве случаев экстремальная ситуация способна вызвать травматический стресс.
Травматический стресс - это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта, например, угрозу жизни, смерть или ранение другого человека, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия и катастрофы и т. п.
Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я».
Выделяют следующие типы травматических ситуаций:
1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие (например, природная катастрофа или техногенная авария).
2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора - серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие. Например, Чернобыльская авария – пример пролонгированного травматического воздействия.
Следствием психической травмы может явиться изменение отношений к себе, к миру, в котором живет человек, к месту, которое занимает человек в этом мире. Эти изменения настолько кардинальны, что получили название «крушение базовых иллюзий» (основные базовые иллюзии: собственного бессмертия, справедливости и простоты устройства мира).
Иллюзия собственного бессмертия . Трагические события нашей жизни подрывают иллюзию собственного бессмертия, подводя нашу жизнь к хаосу, к бессмысленности: зачем строить планы, прилагать какие – то усилия для их реализации, если впереди только одно – смерть.
Иллюзия справедливости устройства мира . В ситуации травматического события человека возмущает сам факт появления зла в его нормальной жизни, он хочет получить ответ на вопрос: «Что я сделал или не сделал такого, за что на меня обрушились эти беды?»
Нарушение принципа справедливости приводит к ощущению, что мы живем в сумасшедшем доме. Как можно к такому адаптироваться? Наиболее простой способ – стать самому сумасшедшим. Можно стать на путь регресса, использовать средства, приводящие к трансовым состояниям, стать роботом, машиной, не умеющему любить и жалеть, наконец.
Крушение базовых иллюзий – болезненный трагический процесс, делающий нашу жизнь бессмысленной.
Что происходит с человеком в ситуации, когда он подвергся неожиданному нападению сам или увидел, что его близким грозит смертельная опасность, или ночью у его дома обрушились стены? Обычно, с ним происходят следующие процессы:
1. Снижение настроения, иногда до полного безразличия и суицидальных мыслей, выраженная слезливость при упоминании о потере или другая невротическая симптоматика.
2. Стрессовые воздействия могут вызывать все уровни психической дезадаптации. Начиная от сверхактивности человека, напоминающей безрезультативную суетливость и истощающую физические возможности до предела, после чего могут возникать различные расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, сексуальной сферы и т.п., и заканчивая полной апатией ко всему и глубокой депрессией.
Динамика переживания травматической ситуации включает в себя четыре этапа.
1. На первом этапе, наступающем сразу после действия травмирующего фактора, человек отказывается воспринимать случившееся. Это фаза отрицания или шока - неверие в то, что картина мира изменилась, что никогда она не будет прежней. Отрицание вплоть до формирования психотических состояний. Человек как будто бы говорит миру: «не верю», пробует строить жизнь по старым принципам. Это значит, что у человека недостаточно ресурсов для того, чтобы пережить расставание с погибшим и организовать на психическом уровне жизнь заново. Ему страшно рискнуть признать, что его жизнь разрушена, и что надо рискнуть и принять новую реальность. Он надеется на "чудесное восстановление" прежней жизни, и мало видит перспективы построить в будущем новую жизнь, отказавшись от старой.
2. Второй этап носит название "фазы агрессии и вины ". Постепенно начиная переживать о случившемся, человек начинает обвинять в происшедшем тех, кто прямо или косвенно имел отношение к травматическому событию. Зачастую после этого человек обращает агрессию на самого себя и испытывает интенсивное чувство вины ("если бы я поступил иначе, этого бы не случилось"). Человек пытается таким образом найти справедливость в "несправедливом мире". "Я не хочу, чтобы было так" – этими словами можно выразить протест против реальности. Обида, вина - куда она спроецируется – на ушедшего, на себя или на мир, на докторов, на друзей - это нельзя сказать заранее.
3. Третий этап – фаза депрессии . После того, как человек осознаёт, что обстоятельства сильнее его, наступает депрессия. Она сопровождается чувствами беспомощности, брошенности, одиночества, собственной бесполезности. Человек не видит выхода из создавшегося положения, ему кажется, что боль будет усиливаться день ото дня. В этот момент теряется ощущение цели и жизнь становится бессмысленной. "Что бы я ни делал, ничего не изменишь". Часто бывает так, что в попытках обрести смысл человек начинает заниматься благотворительностью ("моя жизнь кончилась, буду жить для других"), становится религиозным до фанатичности человеком. Эти решения позволяют смягчить боль, но не избавляют от депрессии, которая становится хронической.
На этой стадии очень важна ненавязчивая поддержка близких. Однако человек, переживающий травму, редко её получает, поскольку окружающие бессознательно боятся "заразиться" его состоянием. Кроме того, человек в депрессивном настроении быстро теряет интерес к общению ("никто меня не понимает"), собеседник начинает его утомлять, и общение прерывается. Люди не знают как себя вести, и избегают общения, что усиливает чувство одиночества.
Взрывы горя, которые сменяются печалью, умиротворением. Человек проходит через контакт с пустотой, признавая свою беспомощность, бессилие что-то изменить.
4. Четвёртый этап - это фаза исцеления . Для неё характерно полное (сознательное и эмоциональное) принятие своего прошлого и обретение нового смысла жизни. "То, что случилось, действительно было, я не могу этого изменить; я могу измениться сам и продолжать жизнь, несмотря на травму". Человек оказывается способен извлечь из произошедшего полезный жизненный опыт. Происходит построение плана на будущее и новой картины мира. Построение временной перспективы: что, с какой последовательностью, для чего конкретно он будет делать. На руинах старого мира строится новый.
Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций предложена в работе Решетникова и др. (1989):
1. «Острый эмоциональный шок ». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. До 30% обследованных при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечают увеличение работоспособности в 1,5–2 раза и более.
2. «Психофизиологическая демобилизация ». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко – иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.
3. «Стадия разрешения » – 3–12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако по результатам наблюдений у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие впечатления трагических событий.
На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактивации). Прогрессивно нарастают явления переутомления. Средние показатели физической силы и работоспособности (в сравнении с нормативными данными для исследованной возрастной группы) снижаются на 30%, а по показателю кистевой динамометрии – на 50% (в ряде случаев – до 10–20 кг). В среднем на 30% уменьшается умственная работоспособность, появляются признаки синдрома пирамидной межполушарной асимметрии.
4. «Стадия восстановления ». Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения. Учитывая зарубежный опыт, можно также предполагать у лиц, находившихся в очаге стихийного бедствия, развитие различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем. Еще одна классификация (Александровский и др., 1991) выделяет три фазы:
    1. Предвоздействие, включающее в себя ощущение угрозы и беспокойства. Эта фаза обычно существует в сейсмо-опасных районах и зонах, где часты ураганы, наводнения; нередко угроза игнорируется либо не осознается.
    2. Фаза воздействия длится от начала стихийного бедствия до того момента, когда организуются спасательные работы. В этот период страх является доминирующей эмоцией. Повышение активности, проявление само- и взаимопомощи сразу же после завершения воздействия нередко обозначается как «героическая фаза». Паническое поведение почти не встречается – оно возможно, если пути спасения блокированы.
    3. Фаза послевоздействия, начинающаяся через несколько дней после стихийного бедствия, характеризуется продолжением спасательных работ и оценкой возникших проблем. Новые проблемы, возникающие в связи с социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением семей и т.п., позволяют ряду авторов считать этот период «вторым стихийным бедствием».

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

К стрессорам, выходящим за рамки обычного человеческого опыта, относятся те события, которые способны травмировать психику практически любого здорового человека: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, а также события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности: диверсии, террористические акты, массовое насилие, боевые действия, попадание в «ситуацию заложника», разрушение собственного дома.
ПТСР представляет собой комплекс реакций человека на травму, где травма определяется как переживание, потрясение, которое у большинства людей вызывает страх, ужас, беспомощность. Это, в первую очередь, ситуации, когда человек сам пережил угрозу собственной жизни, смерть или ранение другого человека. Также предполагается, что симптомы могут появиться как сразу после пребывания в травматической ситуации, так и возникнуть спустя много лет - в этом особая каверзность посттравматического стрессового расстройства. Описаны случаи, когда у ветеранов второй мировой войны симптомы ПТСР проявились спустя сорок лет после окончания военных действий.
ПТСР возникает, когда:
    человек пережил, или стал очевидцем события, связанного со смертью или серьёзным ранением – угрозой физической целостности, своей или других людей;
    и т.д.................

Поведение человека в экстремальных ситуациях.

Формы поведения человека экстремальных ситуациях.
«Гибель Помпеи» К. Брюллова – всемирно известная картина. Но способны ли мы увидеть и почувствовать в неё нечто большее, чем её высокие художественные достоинства? Разрушается город, гибнут родные и близкие. Что чувствует человек в такие минуты, как ведёт себя? Не праздное любопытство и не теоретический интерес к психологии заставляют задать этот вопрос. Трагедия Помпеи в разных масштабах многократно повторялась и будет повторяться. Как же ведут себя люди в тяжёлых критических си-туациях, что лежит в основе их поведения, как повысить устойчи-вость поведения в этих ситуациях?

Поведение определяется сочетанием трёх основных факторов:

биологические свойства организма (наследственность; нервно- психические заболевания; физико – химические нарушения в составе окружающей среды);

личность человека, как совокупность индивидуально – психи-ческих особенностей (нравственное и правовое сознание, цен-ностные ориентации, установки и т. д.);

внешняя среда с её экономическими, социальными, политичес-кими, культурными и другими нормами.

Чрезмерные психические и физические нагрузки, возникающие в чрезвычайных ситуациях, могут снижать эффективность поведения и деятельности вплоть до полной дезорганизации. Возникающие на этой почве так называемые трудные состояния могут выражаться в стрессе, фрустрации, тревоге, страхе.

Стресс (англ.stress – давление, напряжение) – это особое состоя- ние человека в период приспособления к новым условиям сущест-вования. Его психическим выражением может стать повышенная тревожность, неуверенность в себе, переутомление.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщётное ожидание) – есть острое переживание неудовлетворённой потребности, как биоло-гической (голод, жажда, сон и т.д.), так и социальной. С точки зрения нарушения в сфере поведения фрустрация может появлять-ся в двух уровнях: как утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или как снижение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (потеря терпения и надежды).

Тревога – напряжённость, тягостный душевный дискомфорт. Раздражители, ранее являвшиеся нейтральными, усиливают трево-гу. Интенсивная тревога снижает возможность логической оценки воспринимаемой информации, её правильной переработки.

Страх – ощущение безысходности, неотвратимости надвигаю – щейся катастрофы – вызывает повышенную двигательную актив – ность, панические поиски помощи.

Тревожно – боязливое возбуждение – такое название получило крайнее выражение расстройств тревожного ряда. Оно характери – зуется дезорганизацией поведения, невозможность целенаправлен-ной деятельности.

Экстремальные ситуации сопряжены с психическим травмами, которые могут стать причиной психических болезней, объединён – ных под общим названием психогений. Клинические проявления таких расстройств многообразны. Наибольший удельный вес при – надлежит неврозам и реактивным психозам.

Неврозы – это группа заболеваний, возникающих под влиянием психических травм, сопровождающихся нарушением самочувст-вия и соматовегетативных функций, повышенной психической истощаемостью при достаточно сохранной оценке окружающего и осознании факта своего болезненного состояния.

Реактивные психозы – это выраженные психогенно обуслов-ленные расстройства преимущественно психотического характера, возникающие в связи с действием факторов, угрожающих жизни, благополучию индивидуума или особо для него значимых. Эти расстройства возникают в связи с тяжёлым эмоциональным стрессом. Имеются наблюдения, когда психические расстройства после тяжёлых травм возникают спустя некоторое время (отстав-ленные реакции) и долго не проходят после завершения действия эмоциональной травмы.

В зависимости от клинических проявлений реактивные состоя-ния подразделяются на острые и затяжные.

Острые реактивные состояния (аффективно- шоковое реак-ция) проявляется в виде возбуждения или заторможенности вплоть до ступора. Реакции с возбуждением протекают на фоне суженного сознания. Поведению людей в этот период хаотично, беспорядочно. Поступки людей бывают бессмысленны, а иногда и во вред им. Например, во время пожара лица, охваченные таким хаотическим возбуждением, могут выброситься из окна и погиб-нуть, хотя непосредственной угрозы для жизни могло и не быть.

После выхода из такого состояния больные плохо помнят про-исшедшем, испытывают состояние общей слабости, вялости, апа – тии. При аффетивно-шоковых реакциях с заторможенностью может наступить частичная или полная обездвиженность (состоя-ние ступора). Лица в таких состояниях испытывают трудности с выполнением действий.

В условиях угрожающей опасности человек испытывает осо-бую тяжесть в ногах, его движения замедлены. Он не в состоянии чётко и быстро действовать, чтобы избежать опасности. Иногда в таких ситуациях наступает как бы оцепенение (ступор). Однако лица, пребывающие в состоянии частичной или полной затормо-женности, могут достаточно правильно воспринимать и оценивать окружающую их обстановку.

Аффективно-шоковое состояния, как уже отмечено, возни-кают в условиях, угрожающих жизни, и проходят, когда эти обстоятельства и исчезают. Такие больные обычно не наблюдают-ся в больничных условиях.

Другую группу составляют затяжные психогенные реакции. Они могут возникать после случаев, имеющих для больного особую значимость (смерть близких, угроза дальнейшему благопо-лучию и т.д.). наиболее типичными формами таких реакций являются реактивная депрессия и реактивный параноид.

Следующие примеры иллюстрируют поведение людей в стрес-совых ситуациях, когда те или иные психические нарушения приводили к тяжёлым последствиям.

Для состояния ажитации в условиях аварии наиболее типич-ны неадекватность восприятия окружающей действительности. В частности, случается нарушение оценки временных интервалов, что затрудняет понимание ситуации в целом. Примером может быть такое наблюдение. Во время полёта по маршруту загорелся самолёт. В состав экипажа, кроме пилота, входили ещё два челове-ка. Исход создавшейся ситуации: лётчик катапультировался, а остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении тоже были катапультные установки.

При расследовании выяснилось, что командир перед катапуль-тированием дал команду оставить самолёт, однако, по его словам, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между командой и катапультированием составил лишь несколько секунд. Остальные члены экипажа за этот промежуток времени не смогли подготовиться к катапуль-тированию. Доли секунды субъективно были восприняты пилотом как минуты, что и привело к гибели двух человек.

Кратковременный ступор в условиях угрозы для жизни характе-ризуется внезапным оцепенением. При этом сохраняется интел-лектуальная деятельность. Лётчик, выполняя полёт на высоте 8000 м, услышал резкий хлопок. Этот звук ассоциировался для него со взрывом. Это привело его в состояние кратковременного ступора – он не мог управлять самолётом из-за наступившего оцепенения. За это время самолёт потерял 3000 м высоты. Осознав, что звук вызван отказом двигателя, лётчик пришёл в нормальное состояние и начал действовать в соответствии с ситуацией.

Когда намерения к действию уже сформированы и начинают реализоваться, появление неожиданных, неопределённых раздра-жителей наносит «удар» по системе предвидения. Этот «удар» даже у людей с высокой подготовленностью может вызвать аффективное состояние.

Пример. 8 декабря 1972 года «Боинг-707» с пассажирами на борту потерпел катастрофу. Расследование показало, что идя на посадку, лётчик привёл в действие интерцепторы – металлические пластины, выдвигаемые из крыльев самолёта поперек воздушного потока для уменьшения скорости. Но посадочная полоса оказалась занятой. Руководитель полетов в резкой форме дал пилоту приказ пойти на второй круг. Лётчик, не ожидая такого распоряжения, растерялся; вывел двигатели на полную мощность, но забыл убрать интерцепторы. Это явилось причиной катастрофы – само-лёт упал на жилые дома и взорвался.

Готовность к экстремальным ситуациям.

Известно, что поведенческие реакции человека в экстремаль-ных ситуациях, психофизиологические возможности людей – величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации. Вывести интегральную формулу поведения человека в сложной ситуации сейчас не представляется возмож-ным. Тем не менее появляется всё больше данных, что психологи-ческие факторы индивидуальные качества, способности человека, готовность, установки, характер, темперамент – в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который реализуется либо в правильных, либо ошибоч-ных действиях.

Возможность противостоять экстремальной ситуации включает три составляющие:

физиологическую устойчивость, обусловленную особенностя-ми организма (конституция, тип высшей нервной деятельности, вегетативная пластичность и т.д.).

психическую устойчивость, обусловленную профессиональной подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в напряжённой ситуа-ции, наличие положительной мотивации, чувство долга и др.).

психологическую готовность (активно-деятельное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия).

Первостепенное место в поведении человека занимают социаль-ные ценности, поскольку именно они определяют характер челове-ческих отношений.

Готовность к экстремальным ситуациям нужна каждому челове-ку, чтобы не быть застигнутым врасплох, не стать их жертвой, и особенно тем, кто работает в напряжённых условиях. Это люди многих профессий: космонавты, авиаторы, военные, спасатели и др. Принципы подготовки к деятельности в экстремальных, опас-ных ситуациях общие.

Для понимания сущности рассматриваемой готовности важно учитывать значение установок личности. Установка – это внутре-ннее состояние человека, определяющее устойчивость и направ-ленность деятельности и изменяющихся условиях.

Готовность не достигается помимо установок. Она включает не только разного рода осознанные и неосознанные установки, но и осознание задачи, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей.

Чрезвычайно ответственные и опасные условия могут вызвать психические состояния, которые способны не только понизить, но и дезорганизовать готовность. Поэтому готовность следует рассматривать с учётом природы таких состояний, как стресс, фрустрация, психическая напряжённость.

Эти состояния нарушают прежде всего сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относи- тельно большей устойчивостью. Отрицательное влияние данных состояний выражает в ухудшении понимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности, даже хаотичности движений. Затрудняет протекание контролирующих и регулирую-щих функций сознания, а это мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, изменения в обстановке, оперативно видоизменять приёмы и способы действий.

Положительные эффекты стресса выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т.д. при психологическом стрессе его выражённость зависит от той оценки, которую человек даёт воздействующему фактору. Изменив оценку, можно изменить интенсивность стрессовой реакции.

Устойчивость к стрессу, сохранение эффективности деятель-ности в напряжённой ситуации определяется прежде всего высо-ким уровнем профессионального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, готовностью к активным дейст-виям. Именно поэтому морально-психологическая подготовка к выполнению задач, умелое руководство могут предупредить появление крайних форм стресса, помочь людям преодолеть трудности.

Есть основания, наряду с индивидуальным, выделять группо-вой стресс, который может нарушить общую деятельность, пони-зить уровень коллективного взаимодействия.

Если возникший групповой стресс связан с трениями, конфликтами и т.п., то нарушается взаимопонимание, исчезают синхронность и согласованность в работе.

Отрицательные эффекты группового стресса предупреждаются воспитанием сплочённости и готовности коллектива, формирова – нием взаимного доверия, выработкой навыков успешного взаимо –действия. Предупреждает групповой стресс опыт коллективной деятельности, накопленный в ходе совместного выполнения задач.

В сложной обстановке личные доброжелательные взаимоотно-шения выступают существенным фактором успеха.

Социально – психологическая общность группы, солидарность достигается тогда, когда члены группы не просто идентифициру- ют себя с ней, но обладают системой представлений о целях своей группы на макросоциальном уровне.

Сказанное иллюстрируется многочисленными случаями из жизни. Например, в 1973 году небольшое грузовое судно «Звезда» с десятью моряками перевернулось и затонуло у берегов Тасма-нии. Члены экипажа в течение девяти дней держались на плоту, борясь с холодом и штормовым морем, не имея воды и пищи. Один не выдержал, умер. Когда, наконец, достигли земли, трое отправились за помощью. Вернулись только на четвёртый день. К тому времени скончалось ещё двое их товарищей.

Позднее оставшиеся в живых рассказывали, как они боролись за жизнь. По мнению врачей, во многом помогло выдержать такое испытание так называемое привязанностное воображение. Люди в экстремальных условиях постоянно думали о тех, кто им дорог – о жёнах, матерях, детях, друзьях. Один так и сказал: «Я просто думал о жене, о семье, о тех, ради кого должен выживать». Другой из пострадавших говорил: «Единственное, о чём я думал – это выбраться из ужасной передряги, и даже не помышлял о том, чтобы сдаться».

Немаловажным фактором в деле выживания надо признать «моделирование» или веру в лидеров, стремление быть похожим на них. В данном случае надежды команды были связаны со стар-шим помощником капитана, который для всех служил воплоще-нием выдержки, компетентности, надёжности.

Примером развития реактивного психоза в условиях групповой изоляции может служить случай, имевший место во время транс-океанского плавания на плоту «Таити – Нуи II» с экипажём из четырёх человек под руководством Э.Бишопа. один из низ – Хуанито – оказался в социальной изоляции. В кульминационный момент нарастания психического напряжения он поднялся с места, схватил топор и, не говоря ни слова, стал рубить крепления эква-липтового бушприта. Когда его спросили, что он собирается делать с отрубленными брёвнами, в ответ хлынул поток бессвяз-ных слов: «Я буду строить себе полт… , я больше не могу…, заткнитесь…, во всём виноваты ты…» Трясущимися пальцами он указал на Бишопа.

Размахивая топором, Хуанито угрожающее кричал, что не позволит, чтобы ему мешали построить плот. Его больному воображению представлялось, что легче погибнуть от жажды в просторах солёной воды, чем переносить муки одиночества среди людей.

Физиологические основы поведения человека в экстремальных ситуациях и адаптация к ним.

Стрессоры-факторы, воздействующие на человека (психические, физические, химические, биологические) – обладают специфичес-ким и неспецифическим действием. Каждое предъявленное организму требование в каком – то смысле своеобразно т.е. специ-фического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособи-тельные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

Стресс – трёхфазная реакция.

Первая фаза – реакция тревоги. Организм меняет свои характе-ристики, но сопротивление его недостаточно, и, если стрессор сильный, может наступить смерть.

Вторая фаза – сопротивление;

Третья фаза – истощение.

После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии; вновь появляются признаки реакции тревоги.

Организм человека и его психика могут приобрести устойчи-вость(адаптироваться) к определённому стрессорному фактору (факторам) окружающей среды и таким образом жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, и решать задачи, прежде неразре-шимые.

В развитии большинства адаптационных реакций прослежива-ется два этапа: начальной этап – «срочная», но несовёршённая адаптация, и последующий этап – долговременная адаптация.

«Долговременный» этап адаптации возникает постепенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды.

Такова адаптация, обеспечивающая осуществление организмом ранее недостижимой по своей интенсивности физической работы, приобретение устойчивости к холоду, теплу, ядам. Такова же каче-ственно более сложная адаптация к окружающей действительнос-ти, проявляющаяся возникновением новых устойчивых временных связей и их реализацией в виде соответствующих поведенческих реакций. Переход от «срочного» этапа к «долговременному» – это узловой момент адаптационного процесса, так как именно он делает возможной постоянную жизнь организма в новых условиях, расширяет свободу поведения вменяющейся биологической и социальной среде.

Реакция на любое новое и достаточно сильное воздействие среды – на любое нарушение гомеостаза (постоянство внутренней среды) – обеспечивается, во – первых, системой, специфически реагирующей на данный раздражитель, и во – вторых, стрессреа – лизующими, адренергической и гипофизарно-адреналовой систе – мами, неспецифически реагирующими на самые различные изменения окружающей среды.

По существу адаптация – это формирование определённой функциональной доминирующей системы, представляющей собой совокупность нервных центров и подчиняющихся им исполните-льных органов.

В организме не бывает готовых функциональных систем, способных обеспечить реакцию, соответствующую требованиям окружающей среды. Для того чтобы сложилась устойчивая, гаран- тированная в будущем адаптация, необходимо время и некоторое количество повторений, т.е. упрочение нового стереотипа.

Для перехода «срочной» адаптации в гарантированную «долго-временную» внутри возникшей функциональной системы реализу-ется важный процесс, обеспечивающий фиксацию сложившихся адаптационных систем и увеличение их мощности до уровня, диктуемого средой.

Последовательность явлений при процессе формирования «долговременной» адаптации состоит в том, что увеличение физиологической функции клеток систем, ответственных за адап-тацию, вызывает увеличение скорости транскрипции информационной РНК на структурных генах ДНК в ядрах этих клеток. Это приводит к интенсивному синтезу клеточных белков. В результате масса структур увеличивается и происходит увеличе-ние функциональных клеток, составляющих основу «долговремен-ной» адаптации.

Существенно, что после того, как системный структурный «след» полностью сформировался и стал основой адаптации, устойчивая адаптация устраняет нарушение гомеостаза, и, как следствие, исчезает ставшая излишней стресс – реакция.

Системный структурный «след» влияет на устойчивость организма не только к тому фактору, к которому шла адаптация, но и к другим. Так, при адаптации к физической нагрузке или высотной гипоксии повышается резистентность организма к стрес-сорным повреждениям.

Это пример положительно перекрёстной резистентности.

Стресс - реакция является важным достижением в эволюции и составляет необходимое звено в адаптации. Однако в так называе-мых безвыходных условиях, когда действующий на организм фактор необычайно силён или ситуация слишком сложна, приспо – собительная реакция оказывается неосуществимой. Эффектив-ная функциональная система и системный структурный след в ней не формируются. В результате первоначальные нарушения гомео-стаза сохраняются, а формируемая ими стресс – реакция достигает чрезвычайной интенсивности и длительности и из звена адаптации превращается в звено повреждения и разрушения. Это может привести к гибели человека или возникновению так называемых стрессорных заболеваний, занимающих одно из основных мест в современной медицине (ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, психические болезни, диабет и др.).

Однако очень важное обстоятельство состоит в том, что большинство людей, поставленных в так называемые безвыходные ситуации, приобретает или иную степень резистентности к ним.

Следовательно, организм должен обладать механизмами, обес- печивающими адаптацию к стрессовым ситуациям, которую мож-но обозначить как процесс, обеспечивающий сохранение жизни и активной деятельности, а также предупреждение заболеваний в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путём простых реакций из бегания, избав-ления или путём специфического приспособления к какому – либо физическому, химическому или биологическому фактору.

В результате такой адаптации возможна специализированная работа людей, несмотря на опасность и изменения окружающей среды, например, на высоте, в космосе, в военной обстановке, при действии таких факторов как боль, холод и т.д.

Успешная деятельность людей в экстремальных природных и социальных условиях – одна из важных задач, выдвигаемых совре-менным этапом цивилизации.

Многообразные ситуации, вызывающие тяжёлый и длительный стресс, чреватый повреждением внутренних органов, в конечном счёте сводятся к конфликту между повелительной потребностью немедленного осуществления оборонительной, пищевой, половой реакций и непреодолимым запретом на них. Этот конфликт является более сложным, когда человек подвергае-тся воздействиям социальной сферы, угрожающим его существованию или достоинству, а запрет на ответную реакцию наложен другими (тоже социально детерминированными) условиями.

Выдержка, действительно, оказывает обеспеченной путём критического напряжения механизмов коркового торможения. Но при этом заторможенным или видоизменённым оказывается лишь внешний поведенческий компонент реакции. Её внутренний вегетативный компонент, т.е. стресс – реакция, мобилизация функ-ций кровообращения, дыхания, сохраняется и даже может оказать-ся более интенсивным и длительным, чем при осуществлении самой поведенческой реакции. В основе этих вегетативных изменений лежит длительное и значительное повышение концент-рации катехоламинов и глюкокортикоидов в крови.

Тревожное ожидание и конфликт между опытом и реальностью резко усиливают стресс – реакцию в безвыходных ситуациях.

Многочисленные свидетельства, представленные в историче-ской, военной, спортивной литературе, и экспериментальные данные говорят о том, что повторное воздействие стрессорных ситуаций может реально предупреждать их первоначальное повреждающее действие на организм.

Адаптация к стрессорным повреждениям – это состояние повышенной резистентности (сопротивляемости) к стрессорным воздействиям, характеризующее организм в целом и состветствен-но обеспечивающее предупреждение самых различных стрессор-ных повреждений.

Основные изменения нейрогуморальной регуляции при адап-тации к повторным стрессорным воздействиям заключаются в:

адаптивном увеличении потенциальной мощности стресс – реализующих систем;

снижении степени включения таких систем, т.е. уменьшении стресс –реакции по мере повторения стрессорных ситуаций;

снижении реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса – их своеобразная десенситизация.

В результате адаптации к повторным стрессорным воздействиям

стрессорная реакция угасает.

Снижения активизации гипофизарно - адреналовой системы не зависит от истощения функциональных возможностей надпочеч-ников. В основе адаптации к многократному или длительному действию стрессорной ситуации лежит, во-первых, торможение высших адренергических центров в головном мозге за счёт синте-за определёнными системами нейронов стресс – лимитирующих агентов (ГАМК, дофамин, серотонин, глицин, опиоидные пептиды и др.) и, во-вторых, за счёт десенситизации, т.е. уменьшения чувствительности мозга и периферических тканей к стрессорным гормонам. Понижают чувствительность периферических тканей к стрессорным гормонам адениннуклеотиды, простагландины, анти-оксиданты, выступающие в роли модуляторов стресс – реализую-щих систем.

Таким образом, при эмоциональном стрессе, возникающем под влиянием сложной ситуации, аппарат эмоций детерминирует по меньшей мере два связанных между собой звена целостной реак-ции организма.

Первое звено, обращенное во внешнюю среду, - это эмоцио-нальное поведение и мышление – энергетически расточительные и беспорядочные на первый взгляд процессы, в действительности обеспечивающие поиск нового решения, нового модуса поведения.

Второе звено, реализующееся внутри организма, проявляется активизацией адренергической и гипофизарно-адреналовой систе-мы, которые вызывают стандартный комплекс метаболических и физиологических изменений, необходимых для энергетического и структурного обеспечения поискового поведения, т.е. в конечном счёте для формирования новой структурно закреплённой функцио-нальной системы, ответственной за адаптацию.

В настоящее время очевидно, что стресс – лимитирующие сис-темы моделируют оба эти звена, составляющие существо эмоцио-нального стресса, и тем самым ограничивают избыточность и уточняют вектор как поведенческих реакций, так и стандартной стресс – реакции, развёртывающейся внутри организма. Показано, что активация стресс – лимитирующих систем с помощью адапта-ции к мягким стрессорным воздействиям или с помощью прицель-но действующих химических веществ может предупредить не только многообразную гамму болезней – от язв желудка и сердеч-ных аритмии до нарушения противоопухолевого иммунитета, но также предотвращает повреждения, вызванные прямым действием физических и химических факторов, адаптирует к эмоциональным стрессам.

Примеры отрицательной перекрестной резистентности при напряжённой адаптации к интенсивному действию факторов окру-жающей среды также могут оказаться достаточно выраженными.

Адаптация к чрезмерным физическим нагрузкам или гипоксии может ослабить иммунитет; адаптация к стрессорным ситуациям и некоторым видам физической нагрузки тормозит функцию поло-вых желез.

Явления отрицательной перекрестной адаптации или «цены» адаптации повышают значимость правильного «дозирования» факторов окружающей среды и управления адаптационным процессом.

Способы выхода из кризиса людей, переживших экстремальные ситуации.

Экстремальные ситуации часто связаны с тяжелейшими психи-ческими травмами переживших их людей. Человек оказывается в состоянии психического кризиса (греч. crisis – решение, поворот-ный пункт). Это состояние, порождаемое вставшей перед индиви-дом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом (смерть близ-кого, тяжёлое заболевание, изменение внешности, резкое измене-ние социального статуса).

Кризисные ситуации требуют от человека тяжёлой внутренней интеллектуально – волевой работы по восстановлению душевного равновесия и утраченной осмысленности существования. В преде-льном понимании это борьба против невозможности жить, против смерти внутри нас.

Психологи выделяют четыре типа переживания кризисных ситуаций, что определяется интеллектом личности, её отношени-ем к окружающему миру.

Гедонистическое игнорирует свершившийся факт, внутренне искажает и отрицает его («ничего страшного не случилось»), формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохран-ность нарушенного содержания жизни. Это защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое подчиняется принципу реальности; в основе его лежит механизм терпения, трезвого отношения к тому, что происходит. Человек, в конечном счёте, понимает реальность случившегося, приспосабливает свои потребности и интересы к новому смыслу жизни. Человек имеет прошлое, но теряет историю.

Ценностное полностью признает критическую ситуацию, повреждающую смысл жизни но отвергает пассивное принятие удара судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется в неизменном виде в сознании, как при гедонисти-ческом переживании, и не изгоняется из него полностью, как при реалистическом переживании. Ценностное переживание строит новое содержание жизни в связи с понесённой утратой. Ориентированное на само углубление и самопознание оно может достичь и более высокого постижения смысла жизни.

Творческое характерно для сложившейся волевой личности.

Исход переживаний кризиса здесь может быть двояким: либо восстановление прерванной кризисом жизни, возрождение её, либо её перерождение в другую по существу жизнь.

В любом случае это самосозидание, самостроительство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себе несколько типов переживаний. От того, какой тип переживаний доминирует, зависит степень сохранности личности после выхода из кризиса. Если доминантным был прин-цип удовольствия (гедонистический), то переживание может привести к регрессу личности; принцип реальности в лучшем случае удерживает от деградации. Только принципы ценности и творчества обладают возможность превратить потенциально разрушительные события жизни в точки духовного роста и совер-шенствования лично.

Выход из кризиса подразумевает большую внутреннюю работу, тяжёлый нервный труд.

Выживание в экстремальных ситуациях требует от человека выдержки и непоколебимой веры в то, что не бывает безвыходных положений. Мы собрали 5 историй, героям которых удалось выжить в сложнейших условиях.

Долгий полет и 4 дня борьбы

Рекордная высота, после падения с которой человеку удавалось выжить - 10 160 метров. Этот рекорд занесен в Книгу Гиннеса и принадлежит Весне Вулович, единственной выжившей после авиакатастрофы 26 января 1972 года. Она не только выздоровела, но и хотела снова вернутся к работе - страха полетов у нее не возникло, потому что сам момент катастрофы она не помнила.

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и ее муж летели из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В небе на высоте 5220 метров самолет, в котором летели молодожены, столкнулся с Ту-16.

Лариса Савицкая оказалась единственной из 38 человек, кому удалось выжить. На обломке самолета размером три на четыре метра она падала в свободном падении на протяжении 8 минут. Ей удалось добраться до кресла и вжаться в него.

Позже женщина утверждала, что в этот момент вспомнила эпизод из итальянского фильма "Чудеса еще случаются" где героиня выживает в схожих условиях.

Спасательные работы велись не слишком активно. Для всех жертв авиакатастрофы уже даже были вырыты могилы. Ларису Савицкую, в итоге, нашли последней. Она трое суток жила среди обломков самолета и тел погибших пассажиров. Несмотря на многочисленные травмы - от сотрясения мозга до повреждений позвоночника, со сломанными ребрами и переломом руки - Лариса Савицкая не только выжила, но и смогла соорудить себе что-то вроде шалаша из обломков фюзеляжа.
Когда поисковый самолет пролетал над местом крушения, Лариса даже махала спасателям, но они приняли её за геолога из разместившейся неподалеку экспедиции.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с огромной высоты, второй раз - как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей (в деньгах 1981 года).

На маленьком плоту

23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль "Беломонд". Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло - в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов.

Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей «робинзонады» он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту,сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика – крючки; из металла от консервной банки – нож, которым разделывал пойманную рыбу. Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту.

Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о её сохранности – вялил на веревках, растянутых над палубой своего «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.

Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.

Только в апреле 1943 года Линь Пэн заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело стали появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит его шансы на успех многократно увеличились. 5 апреля он был найден бразильскими рыбаками, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной «робинзонады» всего 9 килограмм.

Начитанный юнга

"Робинзонада" - это выживание человека в одиночку на протяжении долгого времени в природной среде. Рекордсменом в этой "дисциплине" стал Джереми Бибс, который прожил на острове 74 года.

В 1911 году во время урагана в южной части Тихого океана затонула английская шхуна "Прекрасное блаженство". Добраться к берегу и спастись на необитаемом острове удалось только 14-летнему юнге Джереми Бибсу. Мальчику помогла его эрудированность и любовь к чтению - он знал наизусть роман Даниэля Дефо.

По примеру героя своей любимой книги, Бибс стал вести деревянный календарь, построил хижину, научился охотиться, ел фрукты и пил кокосовое молоко. Пока Бибс жил на острове, в мире произошло две мировые войны, была создана атомная бомба и персональный компьютер. Он про это ничего не знал. Нашли Бибса случайно. В 1985 году экипаж немецкого судна неожиданно обнаружил рекордсмена среди робинзонов, уже достигшего возраста 88 лет, и доставил его на родину.

Папина дочка

В истории о Ларисе Савицкой мы вспоминали фильм "Чудеса ещё случаются". Он основан на реальных событиях. 24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией, вошел в зону турбелентности и начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра. Упал он в джунгли, в 500 километрах от Лимы.

Единственной выжившей оказалась 17-летняя школьница Джулиана Маргарет Кепке. В момент падения девочка была пристегнута к креслу. У нее оказалась сломана ключица, поранена правая рука, она на один глаз ослепла. Выжить Джулиане помогло то, что её отец был известным зоологом, с детства привившим своей дочери навыки выживания в экстремальных условиях. Сразу после крушения, отставив попытки найти среди тел погибших свою мать, девочка обследовала багаж на предмет еды, но нашла только несколько конфет - тоже результат.

Затем Джулиана нашла неподалеку от места падения ручей и пошла вниз по его течению. Только через девять дней ей посчастливилось выйти к лодке на берегу реки. Бензином из канистры девочка обработала рану на правом плече, в которой уже расплодилось не менее 40 личинок.

Хозяева лодки, которые оказались местными лесорубами, появились только на следующий день. Джулиану накормили, обработали раны и доставили в больницу ближайшего поселка.

Наедине со снегом

13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби Old Christians из Монтевидео, а также их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд. В живых после падения осталось 27 человек. Позже из-за сошедшей лавины погибло ещё 8 человек, ещё трое умерли от ран.

То, что помощи ждать неоткуда, уругвайцы поняли через 11 дней после аварии, когда по радио сказали, что их поиски прекращены, и они признаны погибшими. Тяжелейшая ситуация, в которой оказались пассажиры, усугублялась тем, что припасы очень быстро уходили. Чудом выжившие после крушения, они приняли непростое решение - есть мясо погибших.

Спасли пострадавших только спустя 72 дня после катастрофы. Только благодаря тому, что группа снарядила в дорогу трех человек, которым необходимо было перейти Анды и сообщить о случившемся. Сложнейший переход одолели двое. З

а 11 дней, без снаряжения и теплой одежды, они прошли 55 километров по заснеженным Андам и вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха, который и сообщил властям о выживших пассажирах.

В ситуации вы-нужденного автономного существования благополучный исход зависит в первую очередь от правильных действий с первого мо-мента ее возникновения. Основное условие, определяющее успех выживания или гибель зависит от настроя человека (группы) на благополучный выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обя-зательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

Первое, что необходимо сделать при этом, — постараться ус-покоиться и объективно оценить сложившееся положение. Анализ многих ситуаций показывает, что очень часто наибольшую опас-ность для пострадавших представляет не сам свершившийся факт, а те последствия, которые ожидают их в результате первых необдуманных действий. Важно в момент возникновения аварийной или экстремальной ситуации проявить чувство самообладания, не поддаться страху, который не способствует концентрации внимания, принятию вер-ных решений.

Первые поступки под воздействием эмоций диктуются инстин-ктом самосохранения и далеко не всегда являются верными. Опас-ность надо постараться воспринять по частям, определив первоочередные. В ситуациях в природной среде при вынужденном автономном существовании, вызванной аварией транспортного средства в ненаселенной местности рекомендуется следующий порядок действий, который от конкретной обстановки:

В случае вынужденной посадки самолета, стихийного бедствия (сход лавины, угроза селя, лесной пожар) необходимо немедленно покинуть опасную зону. При этом следует вынести в безопасную зону раненых, постараться забрать без риска для жизни все имеющееся снаряжение, запасы воды и пищи. После этого следует оперативно обсудить сложившееся положение, определить наиболее безопасное место, наметить путь движения к нему и туда перебазироваться. Всеми работами на месте аварии руководит командир экипажа или старший группы. Голько окончательно убедившись, что все люди и снаряжение, запасы пищи и воды находятся в безопасности, приступают дальнейшим действиям.

При возникновении экстремальной ситуации в природной среде (потере ориентировки, отставании от группы, резком ухудшении погодных условий) нельзя конфликтовать и расслабляться. Общие действие попавших в экстремальные условия на природе следующие:

Все вещи, снаряжение и личное имущество, вплоть до предме-тов личной гигиены, в экстремальной ситуации переходят в раз-ряд общественных и используются для удовлетворения потреб-ностей всех пострадавших. Собираются в единый запас и все продук-ты питания, и имеющиеся запасы воды, образуя неприкосновенный запас. Назначаются ответственные за сохранность вещей, снаря-жения, продуктов. Самовольное их использование категорически запрещается.


Для принятия решения о дальнейших действиях нужно оце-нить реально сложившуюся обстановку и ответить на следующие вопросы.

1. Если ваше местоположение неизвестно, то придержива-лись ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент аварии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут производиться в районе вашего предполагаемого маршрута.

2. Хорошо ли видны остатки транспортного средства с воздуха или окружающих возвышенностей? Можете ли вы сделать так, чтобы они были видны лучше?

3. Имеют ли местные власти в своем распоряжении достаточно сил и средств для организации эффективного поиска?

4. Способствуют ли метеоусловия работе поисково-спасательных самолетов и вертолетов?

5. Пролетают ли над вами транзитные или другие самолеты? Если да, то как часто?

6. Знаете ли вы точно свое местонахождение? Если да, то как близко вы находитесь от какого-либо населенного пункта? Каков характер местности между вами и этим населенным пунктом?

7. Каковы климатические условия и возможные сложности предполагаемого маршрута передвижения? Сколько времени потребует-ся для выхода к этому населенному пункту?

7. Смогут ли все члены группы или экипажа выдержать переход в этой местности? Есть ли пострадавшие с серьезными ранения- ми, требующие немедленной медицинской помощи?

8. Располагаете ли вы достаточным количеством вещей и сна-ряжения для длительного перехода, есть ли у вас компасы, спички и т.д.?

9. Какие у вас имеются запасы продовольствия и воды? Оцени-те ваши аварийные запасы и те, которые можно восполнить из природных источников. Есть ли хороший источник воды около места вашей аварии? Сможете ли вы добывать пропитание в без-людной местности после того, как израсходуете свои неприкосновенные запасы?

10. Что вам известно о том, как нужно выживать в тех природ-ных условиях, в которых вы оказались? Если вы не уверены в своих знаниях и умениях, оставайтесь на месте трое суток.

Существует два варианта принятий решений : оставаться на месте аварии и ждать помощи или попытаться добраться до ближайше-го населенного пункта.

Решение об уходе с места происшествия принимают в тех случа-ях, когда:

Нет уверенности, что о происшествии знают в точке выхода (вылета) группы;

Точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет его преодолеть;

Возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, раз-лом ледяного поля, наводнение и т.п.;

Люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

В течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: оставить записку, выложить стрелку, сделать заруб-ки на деревьях, связать пучки травы и т.п.

Перед выходом следует произвести тщательную разведку, опре-делить направление выхода, упаковать и приготовить для перенос-ки все необходимое (может быть, даже и огонь, если нет спичек).

Приняв решение об уходе с места происшествия, необходимо придерживаться определенных правил.

Решение оставаться на месте происшествия принимается, если:

Сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия пере-даны при помощи аварийной радиостанции;

Место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.);

Направление на населенные пункты и расстояние до них не-известны;

Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм или заболеваний.

Приняв решение оставаться на месте происшествия, необ-ходимо придерживаться основных правил безопасного поведе-ния, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей (схема 8).

Во временном лагере, построив надежное укрытие из подруч-ных средств, можно создать условия для нормального отдыха, длительного сохранения нормальной жизнедеятельности, обес-печения ухода за больными и ранеными. Находясь на одном ме-сте легче организовать сбор съедобных растений, ягод, рыбалку и охоту.

Для организации такого лагеря надо разработать подробный план действий, который включает:

1) выбор наиболее подходящего места для лагеря с учетом рельефа местности, близости дров и воды, отсутствия опаснос-тей на его территории (сухостоя, камнепадов, лавин, подтопле-ния и т.д.);

2) планирование лагеря: определение места для строительства временного, но надежного жилища, мест для приготовления пищи, хранения продуктов, имущества, мусора и туалетов;

3) определение типа временного укрытия, исходя из возможностей местности и способностей «строителей»;

4) заготовку и начало строительства укрытия;

5) подготовку места для костра, заготовку достаточного коли-чества дров и разведение костра.

Для успешной реализации этого плана, а также для создания нормального климата в группе надо распределить обязанности между всеми ее членами с учетом их состояния здоровья и спо-собностей. При этом непременное условие — каждый должен иметь пору-чение. Это не надуманное требование. Дело в том, что успех выжи-вания в экстремальной ситуации определяется способностями и возможностями не только каждого члена группы в отдельности, но и группы в целом. Однако и жизнедеятельность всей группы зависит от физического и морального состояния каждого члена группы. Поэтому с первых мгновений наступления аварии необ-ходимо прилагать усилия для сохранения морально-волевого состояния группы в целом и каждого участни-ка в отдельности.

Непременным условием благополучных действий группы в экс-тремальной ситуации является наличие руководителя. Им может быть штатный руководитель — командир экипажа, руководитель туристской группы. При их отсутствии им может стать кто-то из наиболее подготовленных людей, авторитетный человек, способ-ный сплотить коллектив и направить его усилия на выживание в экстремальной ситуации. Это может быть человек, знакомый с правилами выживания.

При умелом руководстве группа избавится от таких отрица-тельных проявлений человеческого поведения, как паника, рас-терянность, неуверенность в своих силах, разобщенность в дей-ствиях, эгоизм и иждивенчество. В противном случае неизбежны конфликты, казалось бы, по самым незначительным причинам. Не дать им вспыхнуть, набрать силу и расколоть группу — задача руководителя. Решение этой задачи поможет избежать многих до-полнительных к неприятностей.

При аварии транспортного средства в группе могут оказаться совершенно разные люди. Однако даже у членов туристской груп-пы, попавшей в экстремальную ситуацию, могут проявиться ра-нее неизвестные качества. При определяющей роли руководителя многое зависит и от членов группы. Терпимость к слабостям или раздражению окружающих, способность первым пойти на при-мирение помогут избежать конфликтов, разрушающих единство группы. Хотя существуют и конфликты созидающие, дающие воз-можность найти наилучшее решение какой-то проблемы. В экстре-мальной ситуации, когда нервы у всех на пределе, как правило, возникают конфликты разрушающие.

Единоначалие руководителя не означает отказа от совета с чле-нами группы по каким-либо вопросам. Умение выслушать их — большое достоинство руководителя. Но, не соглашаясь с довода-ми собеседников, он должен аргументировано объяснить причи-ну принятия собственного решения.

Подводя итоги описания первоочередных действий человека (группы), попавшего в экстремальную ситуацию вынужденного автономного существования, можно сделать обобщающий вывод о правилах поведения, основывающихся на результатах анализа подобных ситуаций специалистами — спасателями.

При попадании в экстремальную ситуацию надо:

· уметь предвидеть опасность;

· уметь контролировать свое поведение;

· быть самостоятельным;

· уметь думать и придумывать;

· принимать быстрые решения;

· быть настойчивым и упрямым, когда это потребуется;

· уметь подчиниться, если это необходимо;

· не отчаиваться, если больше нет сил, бороться за свою жизнь;

· искать другие пути, прежде чем сдаться окончательно;

· и даже тогда не сдаваться.

Таким образом, благополучный исход в экстремальной ситуа-ции зависит от самого человека, от его воли, собранности, дис-циплинированности, физической подготовки, а главное — уме-ния действовать в экстремальной ситуации.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет наибольшую опас-ность для пострадавших в условиях экстремальной ситуации и каковы первые действия?

3. Назовите общие действие попавших в экстремальные условия на природе.

4. В каких случаях принимается решение об уходе с места происшествия?

5. В каких случаях принимается решение оставаться на месте происшествия?