Конфликт равен конфликтная ситуация инцидент. Инцидент и конфликтная ситуация. Возникновение конфликтной ситуации и инцидент

По поводу самого понятия «инцидент» И его места, и роли в структуре и динамике социального (политического) конфликта у исследователей нет единого мнения. Многие считают, что инци­дент - это и есть начало открытого противоборства, что, на нашвзгляд, не в полной мере соответствует действительности. Длятого чтобы разобраться в сути проблемы и обосновать свою точ­ку зрения, приведем несколько вариантов определения понятия«инцидент» .

Инцидент - случай или происшествие, как правило, непри­ятное, затрагивающее интересы одной или обеих враждующихсторон и используемое ими для развязывания конфликтных дей­ствий (Бабосов Е. М.).

Инцидент - столкновение, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям (Дмитриев А В.).

Инцидент - начальный этап в динамике открытого кон­фликта, характеризуюшийся прямым противоборством сторон(Ратников В. п.).

Инцидент - первый открытый этап в динамике конфликта,

выражающийся во внешнем противодействии, столкновении

сторон (Анцупов А Я.).

Инцидент - столкновение противодействующих сторон, оз­

начающее перевод конфликтной ситуации в конфликтное взаи­модействие сторон (Аклаев АР.).

Из приведенных вариантов определения исследуемого поня­

тия наглядно видны различия в понимании инцидента. В первыхдвух определениях инцидент трактуется как «случай», «происше­

ствие», «повод», «детонатор» конфликта. В последующих трех ­как «начальный этап в динамике конфликта».

Обосновывая свою точку зрения, В. П. Ратников пишет, что

инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод ­

это то конкретное событие, которое служит толчком, предметомк началу конфликтных действий. При этом оно может возник­нуть случайно, а может и специально придумываться, но во вся­КОМ, случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого ин­цидент - это уже конфликт, его начало.

Для ответа на возникшую проблему прежде всего необходи­

мо qбратиться к этимологии слова инцидент, так как, по нашему

мнению, именно в его первооснове кроется сущность данного

(и любого иного) явления. Итак, «инцидент [лат. iпcideпs

(incidentis) - случающийся} - случай, происшествие (обычно

неприяцюго характера), недоразумение, столкновение». Следо­вательно, инцидент случается, т. е. происходит случайно или не­

преднамеренно. Уже в силу своей случайности он не может быть

началом открытой стадии конфликта, так как конфликт предпо­

лагает осознанные и целенаправленные действия, а не случай­

кин И Н. М. Коряк на основе анализа различных видов кон­

фликтов приходят к выводу о том, что конфликтная ситуация и

инцидент, таким образом, «ведут себя» в определенном смысле

независимо. Например, конфликтная ситуация может опреде­

ляться объективными обстоятельствами, а инцидент - возник­

нуть случайно.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спрово­цирован субъектом (субъектами) конфликта. Он возможен и какрезультат естественного хода развития событий. Бывает, что ин­цидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследую­щая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Но

даже тогда, когда инцидент провоцируется кем-либо (противо­стоящей стороной (сторонами), «третьей силой» И т. д.), главнойцелью «провокации» является создание основания для повода. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное груп­пой боснийских террористов 28 августа 1914 Г., было хорошоспланированной акцией. Но для мировой общественности и длянаходившихся в состоянии конфронтации Австро- Германскогоблока и Антанты это событие было случайным инцидентом, кото­рый стал формальным поводом для начала Первой мировой вой­НЫ. Хотя объективные противоречия и напряженность в отно­шениях между Антантой и Германским военным блоком сущест­вовали уже много лет, именно эти противоречия стали истиннойпричиной мировой войны, а не инцидент.

Действительно, повод и инцидент - разные явления. Но по­вод, по нашему мнению, надо рассматривать не как «конкретноесобытие», а в качестве субъективно созданной ситуации, основа­нием для которой могут быть реальные или вымышленные со­бытия. В пони мании самого «инцидента» МЫ солидарны с мне­нием Е. М. Бабосова и А. В. Дмитриева о том, ЧТО он использу­

ется в качестве предлога для начала конфликта. Поэтомуинцидент - это еще не конфликт, а лишь случай, который мо­жет быль использован в качестве предлога для начала противо­борства сторон.

А. Р. Аклаев пишет, что инцидент неизбежно вызывает от­ветные действия". Данное утверждение, на наш взгляд, такжетребует определенных уточнений. Если конфликтная ситуация

полностью «созрела» И обе находящиеся в состоянии конфрон­тации стороны только и ждут этого самого повода (инцидента), то он непременно приведет к взаимному противоборству. Но возможны варианты, когда одна или обе стороны не готовы к конфликту или одна из сторон не желает вступать в открытую схватку в силу различных обстоятельств. Тогда инцидент не при­ведет к конфликту. Так, например, политический режим М. Саа­кашвили в Грузии, стремясь силовыми методами решить кон­фликты с Абхазией и Южной Осетией, систематически провоци­рует различные инциденты в зонах противостояния. При этом

I Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менедж­мент. М., 2005. С. 449.

Грузия рассчитывает не столько на свою военную мощь, сколько на вовлечение в конфликт миротворческих сил НАТО. Такое развитие событий является неприемлемым для Абхазии, Южной Осетии и выполняющей миротворческую функцию в зоне кон­фликта России. Поэтому они не поддаются на провокации гру­зинской стороны и инциденты не приводят к открытой войне.

В целом же в условиях сложившейся конфликтной ситуации возможны три основных варианта поведения сторон при воз­никшем инциденте:

1) стороны (сторона) стремятся уладить возникшую в резуль­тате инцидента проблемную ситуацию и найти компромисс, невступая в открытую борьбу;

2) одна из сторон делает вид, что ничего особенного не про­

изошло (уход от конфликта);

3) инцидент становится поводом к началу открытого проти­

востояния.

Инцидент также может стать поводом для эскалации уже су­ществующего конфликта и его перехода в новую, более оструюформу противоборства. Например, случайная гибель или предна­меренное убийство одного из лидеров конфликтующей стороныможет явиться поводом для начала открытых боевых действий.

Выбор соответствующего варианта поведения во многом за­висит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональ­ных ориентаций) сторон и их потенциальной готовности к кон­фликту. При этом учитываются и внешние условия (среда разви­тия конфликтной ситуации). Порой именно окружающая среда«заставляет» стороны урегулировать возникшую проблемную си­туацию (инцидент) неконфликтными методами.

Итак, инцидент - это случай (происшествие), который в ус­ловиях сформировавшейся конфликтной ситуации может статьформальным поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Одним из главных условий успешного разрешения любого конфликта является разграничение инцидента и реальной причи­ны противоборства - объекта (предмета) конфликта. Существу­ют конфликты, в которых такое разграничение инцидента (пово­да) и причины является вполне очевидным. Но есть и конфликты, для анализа которых необходимо содействие специалистов. Так, например, в сентябре 2006 г. в Венгрии разразился политический конфликт, который вывел на улицы Будапешта и других городов страны десятки тысяч недовольных граждан. Поводом для массо­вых выступлений стала 25-минутная аудиозапись, появившаясянакануне на веб-сайте государственного радио. Сделанная еще в конце мая, она озвучивала признание премьера Дюрчаньа о том, что он вводил граждан в заблуждение относительно экономиче­ского положения в стране. Очевидно, что данный инцидент (утеч­ка информации) не привел бы к конфликту, если бы правительст­во проводило эффективную экономическую политику. Но, по мнению аналитиков, «Бунт зрел давно. С 1 сентября в Венгрии повышен НДС - с 15 до 20 %, на 100 % выросли отчисления на социальное страхование. Подорожали лекарства. Подскочили цены на газ, электроэнергию, бензин. Предвыборные обещания социалистов не выполнены. Застой наблюдается во всем» I .

При анализе конфликта также необходимо учитывать, что существуют конфликты, в которых инцидент как таковой (как повод) отсутствует. Это происходит в тех случаях, когда одна из сторон нападает «без объявления войны». Например, нападение фашистской Германии на Советский Союз (22 июня i941 г.). Назвать инцидентом (случаем) одновременное начало боевых действий на всей многотысячной советско-германской границе, на наш взгляд, некорректно. Нападение грабителя на прохоже­го - пример, аналогичный предыдущему.

Особенность таких «безынцидентных» конфликтов, на наш взгляд, состоит в следующем:

1) в этих конфликтах отсутствует конфликтная ситуация как таковая, нет, как правило, и напряженности в отношениях между потенциальными сторонами предполагаемого конфликта (вернее, потенциальной стороной ощущает себя лишь будущий агрессор);

2) агрессор прежде всего рассчитывает на фактор внезапно­сти, поэтому до нападения он тщательно скрывает свои наме­рения;

3) агрессор обычно полностью уверен в своей победе, поэто­му он рассматривает своего противника не как «дееспособного»субъекта (сторону) конфликта, а в качестве жертвы, объекта на­падения;

4) односторонняя агрессия может трансформироваться в ре­альный конфликт (противоборство) только в том случае, если

предполагаемая жертва сумеет дать агрессору достойный отпор истанет отстаивать свои интересы, т. е. если выбранный агрессо­ром объект нападения трансформируется в субъект (сторону) конфликта.

В «нереалистическом» конфликте (в котором нет реального объекта) инцидент может выполнять роль несуществующего объекта. В таком конфликте инцидент (повод) выдается за объ­ект (причину), и решить такой конфликт весьма непросто. Но влюбом случае для решения конфликта необходимо находить ре­альную причину, а не повод или инцидент.

В конфликте инцидент - это определенное происшествие, которое в процессе спора возникает там, где несколько субъектов активно противодействуют друг другу. Это можно назвать своеобразной предпосылкой для развертывания столкновений и создания в социальной системе (коллективе людей) общей напряженности.

Значение слова "инцидент"

Согласно словарю, инцидентом является недоразумение, столкновение интересов, неприятное происшествие.

Инциденты могут быть разных видов: социальные (споры, конфликты), несоциальные, происшествия, которые наступили не по вине человека (крушения, или природный инцидент). Синоним по словарю: случай.

Предпосылки конфликта

Потенциал напряженности перерастает в реальную, проявленную напряженность, материализующуюся в социальных ожиданиях. Инцидент - это то, что может или перерасти в открытую угрозу, или затихнуть посредством внешнего влияния субъектов.

Субъектами являются социальные группы (или отдельные индивиды), которые свое положение осознают по сравнению с другими группами по поводу наступления предпосылок, а затем и самого конфликта.

Субъектом конфликта становятся только в той ситуации, когда группой индивидов воссоздаются реальные случаи недостатка определенного общественного ресурса, который в общем составляет объект столкновений. Кроме этого, чтобы конфликт возник, со стороны его субъекта потребуются активные действия, которые направляются на достижение запланированных целей и благодаря которым создается инцидент.

Компоненты для конфликта

Потенциальная напряженность в имеющейся конфликтной системе, которая вызвана определенным объектом конфликта;
- появившийся инцидент, это то, что станет опорной точкой конфликта;
- переход в реальную напряженность из потенциальной;
- конфликтная ситуация, возникшая на этой почве;
- осознание противоположности личных интересов социальными группами, дальнейшее формирование субъекта конфликта;
- создание благоприятной для завязывания конфликтного столкновения атмосферы;
- спорное взаимодействие.

Перерастание противоречий в конфликт

Значимая ситуация для оппонентов взаимодействия;
- недопустимость одной стороны спора достижения планов противоположного оппонента;
- превышенный уровень субъективной или общей терпимости хотя бы у одной из сторон к имеющимся препятствиям.


Спорные или конфликтные ситуации в большинстве случаев предусматривают противоречивые мнения оппонентов по любому поводу: отстаивание противоположных целей, использование для их достижения всевозможных средств, разные интересы, желания и т.д. Как пример, можно назвать различные проведения аттестаций перед грядущим сокращением кадров, выбор кандидатуры на престижное место.

Ситуации столкновения, которые разрослись в значительном масштабе, переходят в открытые противоречия лишь при нарушении балансировки интересов субъектов взаимодействия и при наличии определенных условий.

Конфликтная ситуация, которая предшествует открытым спорам и конфликту. Чтобы такая ситуация переросла в нечто большее, необходимо присутствие внешнего воздействия, повода.

Инцидент - это то, что может характеризовать активизацию воздействия одной из сторон, которая задела, пусть даже неосознанно, интересы своего оппонента. В качестве инцидента может выступить и действие третьей стороны. Высказывание коллеги, когда у вас состоялась с руководством сложная беседа, например.

Возникнуть инцидент может случайно, когда не учитываются желания участников, из-за объективных причин или как результат неумелого или несогласованного взаимодействия (не учитываются психологические особенности другой стороны).

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Противоречие интересов достигает такой степени, что их уже невозможно не замечать или скрывать, они мешают нормальному взаимодействию сторон, которые превращаются в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.

На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В ход пускаются не только «дозволенные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как «противником», «врагом».

Достаточно вспомнить Оранжевую революцию в Украине в 2004 году и противоборство сторонников власти и оппозиции, которые вылили грязь на кандидатов в президенты в зависимости от того к какому лагерю они принадлежали и чьи интересы выражали.

Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников «нажмет пусковой крючок» и стороны перейдут к взаимным действиям, направленным на ущемление интересов друг друга.

Для открытой стадии характерно:

1. Конфликт очевиден для всех участников. Действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму (включая использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы, насилие и т.д.).

2. О конфликте осведомлены третьи стороны, которые в разной степени влияют на его ход. В этот момент конфликт приобретает устойчивость, которая выражается в том, что все субъекты, втянутые в его орбиту, вынуждены подчиняться правилам, предписанным их ролям, постепенно теряя личный контроль за развитием ситуации и свободу выбора лучшей альтернативы собственной модели поведения.

Такова общая характеристика второго этапа развития конфликта. Однако и внутри этого - открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как:

1) инцидент

2) эскалация

3) завершение конфликта.

Инцидент и повод

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens - случай, случающийся). Инцидент - это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон.

Инцидент - первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов.

Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

Например, поводом для развязывания Грузией вооруженного конфликта в Южной Осетии летом 2008 года были якобы ответ на нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии и «наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». А массированный артиллерийский обстрел грузинскими войсками столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. - это уже не повод, а начало вооруженного конфликта.

Инцидент обнажает позиции сторон и уточняет расстановку сил. Однако в этой фазе развития конфликта реальные силы его субъектов еще не известны в полном объеме, они окончательно не определились, до какой грани в противоборстве смогут дойти. С одной стороны, эта неопределенность сил и ресурсов выступает важным фактором сдерживания развития конфликта на данном этапе. С другой стороны, она же способствует его дальнейшему развитию. Если обе стороны имели четкое представление о своих потенциалах, ресурсах, силах и средствах, то многие конфликты были бы предотвращены или разрешены в кратчайшие сроки. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, недолго думая, подавила бы противника всей своей мощью. Инцидент был бы исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях субъектов конфликта. С одной стороны, возникает желание попытаться быстрее разрешить объективную конфликтную ситуацию в свою пользу, а с другой - довлеет страх неизвестности ее конечного исхода.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т.д.

Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:

Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

Неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;

Желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. ? М.: 1992. - 517 с.

Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия.

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру:

Ка-к видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют объект конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция - эта та мотивир-овк-а участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонента-м (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Отметим, что внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой.

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиции можно -привести типичный конфликт подростка и взрослого, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего “Я”, неосознаваемая им самим.

Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента. Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент - это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах. Прежде всего, различают скрытый и открытый инцидент. В своей первой форме инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях. Открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимосвязь заданий, неправильное распределение ответственности;

· плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные иили групповые интересы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Динамика социального конфликта

Раздел ii динамика социального конфликта источники основания и причины социального.. сотрудничество стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем.. особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта если предмет конфликта имеет жизненно важное..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Конструктивные и деструктивные конфликты
Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликт

Насильственные и ненасильственные действия
Подробную типологию насилия предложил американский исследователь Джозеф Хаймс. К насильственным действиям исследователь, в частности относит такие как: § междунар

Функции конфликта
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и де

Периоды и этапы в развитии конфликта
Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся

Динамика различных видов конфликтов
Динамика конфликтов может быть различной в зависимости от типа конфликта и его участников. Так, например, большинство конфликтов по вертикали (78%) завершается в течение трех месяцев, тогда как тол

Функции конфликтов
В повседневной жизни людей сложилось достаточно жесткое и однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям. Появление конфликта рассматривается как симптом неблагополучия отношений, и все

Функции конфликтов
Позитивные Негативные разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоци


Внешние и внутренние условия социального конфликта Источник, основания, причины и движущие силы конфликта Фазы развития конфликта 1. К необходимым условиям социального кон

Формы выражения, структура и функции социального конфликта
Структура конфликта Функции конфликта Формы выражения социального конфликта 1. Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом: п

Модели развития социального конфликта на разных уровнях
Динамика внутри- и межличностного конфликта Динамика межгруппового конфликта Динамика социального конфликта 1. Внутри- и межличностный конфликт включает в себя не только

Основные подходы и стили разрешения конфликта
Подходы к разрешению конфликта в разных социальных системах Многообразие стилей разрешения конфликта Управление конфликтом 1. Разрешение конфликтов зависит от общих принц

Способы регулирования и разрешения конфликта
Способы разрешения конфликта Виды принуждения и протеста Виды компромисса Модели поведения в конфликтных ситуациях 1. Технологии разрешения любого конфликта строятся

Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг
Микросоциология конфликта Поведенческая (бихевиористская) модель конфликта Концепция согласия и насилия Иоханна Гальтунга 1. Микросоциология конфликта стала развиваться л

Методы исследования конфликта. диагностика и экспертиза конфликта
Общие и специальные методы исследования конфликта Специфика социологического изучения конфликта Комплексная диагностика социального конфликта Экспертиза социального конфликта

Пять типов конфликтных личностей
Исходя из результатов исследований отечественных психологов можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Рассмотрим их основные особенности. Конфликтная личность - демонстр

Решение конфликтов
Типы исхода конфликтных ситуаций: Первый – уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. При

Этапы разрешения конфликта
Если конфликт не удалось предотвратить, то руководителю необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для коллектива. Разрешение конфликта - очень сложное и тонкое дело. Проводить его можн

Участников конфликта
Какие бы конкретные причины не лежали в основе поведения участников конфликта, и в первую очередь, противоборствующих сторон, в конечном счете, они обусловливают выбор позиции в конкретной ситуации

Техники постановки вопросов
Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи ее возможно получить недостающую для принятия решения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, прав

Стили "адвокат" и "прокурор" в педагогической практике
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей "адвокат" и "прокурор". Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в т

Выход из конфликтной ситуации и конфликта
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает

Фазы развития конфликта
Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную. Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместн

Исходы конфликтных ситуаций
Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение. Предупреждение

По поводу понятия «инцидент» и его места и роли в структуре и динамике социального конфликта у исследователей нет единого мнения. Многие считают, что инцидент - это и есть начало открытого противоборства, что, на наш взгляд, не в полной мере соответствует действительности. Для того чтобы разобраться в сути проблемы, приведем несколько вариантов определения понятия «инцидент».

«Инцидент - случай или происшествие, как правило, неприятное, затрагивающее интересы одной или обеих враждующих сторон и используемое ими для развязывания конфликтных действий» .

«Инцидент - столкновение, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям» .

«Инцидент - начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон» .

«Инцидент - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон» .

«Инцидент - столкновение противодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие сторон» .

Приведенные определения демонстрируют различия в понимании данного понятия. В первых двух определениях инцидент трактуется как «случай», «происшествие», «повод», «детонатор» конфликта. В последующих трех - как «начальный этап в динамике конфликта».

Обосновывая свою точку зрения, В. П. Ратников указывает: «Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало» .

Уяснить сущность рассматриваемого явления можно, обратившись к этимологии слова «инцидент», означающего (от лат. тсШет (тсШеМи) случающийся) случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение . Таким образом, инцидент уже в силу своей «случайности» не может быть началом открытой стадии конфликта, так как последний предполагает осознанные и целенаправленные действия.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Он может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Но даже когда инцидент провоцируется кем-либо (противостоящей стороной (сторонами), «третьей силой» и т. д.), главной целью «провокации» является создание основания для повода. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены боснийскими террористами в августе 1914 г. было хорошо спланированной акцией. Однако для мировой общественности и для находившихся в состоянии конфронтации Австро-Германского блока и Антанты это событие было случайным инцидентом, который стал формальным поводом для начала Первой мировой войны, и хотя объективные противоречия и напряженность в отношениях между Антантой и Германским военным блоком существовали уже много лет, именно эти противоречия стали истинной причиной войны, а не сам инцидент.

Повод и инцидент - разные явления. Повод, по нашему мнению, следует рассматривать не как конкретное событие, а в качестве субъективно созданной ситуации, основанием для которой могут быть реальные или вымышленные события. Что же касается инцидента, то следует согласиться с Е. М. Бабосовым и А. В. Дмитриевым, что инцидент используется в качестве предлога для начала конфликта. Поэтому инцидент - это еще не конфликт, а лишь случай, который может быль использован в качестве предлога для начала противоборства сторон.

По мнению А. Р. Аклаева, инцидент неизбежно вызывает ответные действия . Данное утверждение, на наш взгляд, также требует определенных уточнений. Если конфликтная ситуация полностью «созрела» и обе находящиеся в состоянии конфронтации стороны только и ждут (ищут) повода, то это непременно приведет к взаимному противоборству. Но возможны варианты, когда одна или обе стороны не готовы к конфликту или одна из сторон не желает вступать в открытую схватку в силу различных обстоятельств. В таких случаях инцидент не приведет к конфликту. Например, политический режим Саакашвили в Грузии на протяжении 2003-2008 гг. неоднократно провоцировал различные инциденты на границе с Абхазией и Южной Осетией. Но до 8 августа 2008 г. военного конфликта удавалось избежать, пока не началась полномасштабная агрессия грузинских войск.

Инцидент также может стать поводом для эскалации уже существующего конфликта и его перехода в новую, более острую форму противоборства. Например, случайная гибель или преднамеренное убийство одного из лидеров конфликтующей стороны может стать поводом для начала открытых боевых действий.

Итак, инцидент - это случай (происшествие), который в условиях сформировавшейся конфликтной ситуации может стать формальным поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Одним из главных условий успешного разрешения любого конфликта является разделение (разграничение) инцидента и реальной причины противоборства - объекта (предмета) конфликта. Существуют конфликты, в которых такое разграничение инцидента (повода) и причины (объекта) является вполне очевидным. Но есть конфликты, для анализа которых необходимо содействие специалистов. Необходимо учитывать, что существуют конфликты, в которых инцидент как таковой (как повод) отсутствует. Это имеет место в тех случаях, когда одна из сторон нападает «без объявления войны» (например, нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г.). Особенность таких «безынцидентных» конфликтов, на наш взгляд, состоит в следующем:

  • 1) в них отсутствует конфликтная ситуация как таковая, нет, как правило, и напряженности в отношениях между потенциальными сторонами предполагаемого конфликта (вернее, потенциальной стороной ощущает себя лишь будущий агрессор);
  • 2) агрессор рассчитывает прежде всего на фактор внезапности, поэтому до нападения тщательно скрывает свои намерения;
  • 3) агрессор обычно уверен в своей победе и поэтому рассматривает своего противника не как «дееспособного» субъекта (сторону) конфликта, а в качестве «жертвы», объекта нападения;
  • 4) односторонняя агрессия может трансформироваться в реальный конфликт (противоборство) только в том случае, если предполагаемая «жертва» сумеет дать агрессору достойный отпор и станет отстаивать свои интересы, т. е. если выбранный агрессором объект нападения «трансформируется» из «жертвы» в субъект (сторону) конфликта.

В «нереалистическом» конфликте (в котором нет реального объекта) инцидент может выполнять роль несуществующего объекта. В таком конфликте инцидент (повод) выдается за объект (причину), и решить такой конфликт весьма непросто.