Какие ситуации помогают познать самого себя. Может ли человек познать себя? Что мешает вам принимать решения

Познавать окружающих людей необходимо, без этого не обойтись, особенно руководителю. Но еще более важно познать самого себя. Худо человеку, когда вдруг открывается, например, что он не такой умный, как полагал, не столь красивый, как хотелось бы, не так храбр, как считал, и т. д. Мало кому удается при этом сохранить хладнокровие, безболезненно принять нелестную для себя новую самооценку. Не лучше и противоположная ситуация, когда человек вдруг узнает; он от рождения обладал недюжинными задатками, но построил свою жизнь таким образом, что загубил их.

Как ни больно воспринимается людьми поздно осознанная необходимость переоценки самого себя, тем не менее это тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Вот с чем говорят данные зарубежных исследований.

Психологи нашли людей, которые считали себя неудачниками в жизни и утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и обследовали каждого по специальным методикам. И что же: почти у всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали не потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков. Просто их жизнь планировалась ими самими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя. В течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников. И здесь никакого чуда нет, ибо нет людей, ни к чему не способных.

Очень важно познать себя как можно раньше, чтобы не сломаться, взвалив себе на плечи непосильную ношу из-за незнания собственных возможностей, или, наоборот, не похоронить в себе способности, которыми природа наделила каждого психически здорового человека.

Для тех, кто не потерял интереса к самому себе, можно сформулировать правила самопознания.

Правило первое. Нужно помнить, что наше Я довольно многозначно. Специалисты указывают более десятка его значений. Например, Я - каким сам себе кажусь в настоящее время. Это не всегда совпадает с тем, каким я хотел бы стать, каким хотел бы казаться людям, каков я на самом деле, и тем более с тем, каковым считают меня окружающие люди. Можно говорить о фантастическом Я, то есть о таком, каким я мог бы стать, если бы… И это еще не все Я. Так что, собираясь разобраться в своем Я, нужно хотя бы приблизительно определить, о каком из многочисленных значений идет речь.

Конечно, главное внимание следует уделить тому, что я представляю собой на самом деле объективно. Необходимо также знать подлинные представления окружающих людей о себе, ибо от этого зависят их отношение, готовность сотрудничать или конфликтовать со мной. Но отсюда не следует, будто мнения других о себе нужно принимать некритически, как истину в последней инстанции. Полезно оценивать взыскательно не только свои собственные представления о себе, но и представления других.

Правило второе. Человеку присуща потребность в самоуважении, в том, чтобы сохранять собственное относительно высокое мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в строгом соответствии с определенными целями. Можно сказать, что без самоуважения человек во многом перестает быть человеком.

Поучительно в этом отношении следующее высказывание В. И. Ленина:

«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер, - писал он. - Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» (Полн. собр. соч. Т. 16. С. 40).

Такова сила самоуважения: в одних и тех же объективно рабских условиях жизни наличие его делает человека революционером, а недостаток или отсутствие сталкивает на дно социальной жизни.

Правило третье. Человек, стремящийся познать себя, должен постоянно помнить, что психика обладает весьма специфическим свойством: она как бы вытесняет из сферы сознания неприятные, беспокоящие переживания, «забывает» их. Хорошо это или плохо? И то. и другое. Хорошо, потому что легко себе представить, чем бы закончилось непрерывное накопление неприятных переживаний: человек мог бы не выдержать психологического перенапряжения. Плохо, потому что факт выветривания из психики тревожащих переживаний мешает осознанию событий, стоящих за ними, объективной оценке собственной роли в них.

Например, если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро улетучивается из моей памяти под влиянием определенного свойства психики, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыл». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Отсюда правило: тревожащие, не очень ясные переживания надо попытаться осознать, проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

Правило четвертое. Многие поступки человек совершает без предварительного продумывания. Если они не повлекли за собой особых осложнений, то, как говорится, инцидент исчерпан. Но когда вдруг необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям для него самого, человека или других людей, он неудержимо стремится оправдать свой поступок, неуместность которого всем очевидна. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если я без всяких видимых причин нагрубил человеку, за что меня призвали к ответу, то я стараюсь задним числом найти причины моей несдержанности с тем, чтобы мое поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения.

Но если рационализация мотива (так называется это явление в психологии) станет правилом для данного человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать и могут привести к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов с тем, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это очень трудно, болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

Правило пятое. Когда человек сильно возбужден, например под влиянием, неприятного разговора с кем-то, по сам не может ответить ему тем же, то он ищет так называемого «козла отпущения» и «разряжается», подобно молнии, в ничего не подозревающего третьего человека. Так, обида, нанесенная мужем жене, в конечном счете выливается на ребенка, которого мать вдруг начинает ругать без видимой причины. Точно так же поступает продавщица, которой испортил настроение ее начальник: она ни с того ни с сего набрасывается на первого встречного покупателя. От этого страдает не только покупатель, но и сама продавщица, ее самоуважение. Какой же отсюда вывод? Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть, грубо говоря, делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения. Поэтому человек, который задался целью самопознания, не должен доводить себя до такого состояния, когда он фактически теряет самоконтроль. Втянувшись в эмоциональный взрыв, выйти из него чрезвычайно трудно.

Правило шестое. Наблюдательные люди знают: если мальчик неравнодушен к девочке, то он доставляет ей немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от урока и т. д.). В психологии это объясняется следующим образом. Ребенка начало тревожить глухое чувство симпатии к девочке, чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам так же глухо чувствует, что это «что-то нехорошее», за что ни товарищи, ни учителя не похвалят, догадайся они, в чем дело. Отсюда совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция.

Подобное случается не только с детьми. Взрослые тоже не избавлены от противоположных реакций, и но только, конечно, по отношению к другому полу. Так, легко заметить, что в коллективе подхалимы не всегда открыто лебезят перед начальством. Кое-кто из них осознает, что подхалимство осуждается окружающими, да и самому не доставляет большой радости. И тогда образуется противоположная реакция: подхалим начинает наскакивать на начальника, в душе оставаясь подхалимом и ненавидя себя самого за это подленькое качество. Что из этого следует? Поймав себя на мысли, что вас одолевают осуждаемые в коллективе чувства, не надо пытаться их маскировать противоположной реакцией. Этим можно ввести кого-либо в заблуждение, но нельзя обмануть самого себя: качество это все равно себя обнаружит, как его тщательно не скрывай. Надо попытаться проанализировать его, дать ему заслуженную оценку, не щадя своего самолюбия, и постараться преодолеть эту черту характера открыто, без игры на публику.

Правило седьмое. Человеку нередко мешает познать самого себя и то обстоятельство, что, обладая какими-то до конца не осознанными отрицательными качествами, он не может оценить их из-за того, что не хочет плохие качества признавать. Они ему не нравятся. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей. Тем самым он, оправдывая себя, как бы избавляется от плохих качеств. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается. Так, человек, который ворует там, где работает, понимает, что он поступает плохо, это его беспокоит, мешает его душевному равновесию. И тогда он проецирует свои склонности на других людей, начинает считать, что все кругом воруют, отчего ему становится легче. Ложное мнение его успокаивает, действует на его совесть подобно наркотику.

Аналогичный механизм обнаруживается в националистических предрассудках, когда представители одной нации приписывают склонности, осуждаемые ими и беспокоящие их самих, другим нациям и народностям. Знание подобной человеческой слабости позволяет сделать вывод: то обстоятельство, что другие люди, по моему мнению, «хуже меня» или «такие же, как я», не дает права па самоуважение. Более того, оно усыпляет бдительность, мешает объективному самопознанию человека.

Правило восьмое. Жизнь и деятельность каждого включает множество самых разнообразных событий и ситуаций, различающихся по степени трудностей, которые приходится преодолевать. Случаются такие события, в ходе которых поведение и деятельность человека наталкиваются на серьезные трудности, непривычные, ранее пе встречавшиеся ситуации. Именно в этих условиях человек получает наибольшую информацию для самопознания. Вот почему тут нужно быть особенно самокритичным.

Если в обычных условиях многие поступки совершаются. как говорилось выше, без сознательного обдумывания и контроля, то в сложной ситуации плыть по течению недопустимо. Насколько личность оказывается психологически подготовленной к неожиданностям, настолько ее самооценка заслуживает высокого балла. Следовательно, надо обладать способностью непрерывно находиться в состоянии бдительности в житейском и профессиональном отношении. Человек, часто попадающий впросак при внезапном возникновении сложных для него ситуаций, должен глубоко задуматься над своим поведением.

Правило девятое. Редко кто подозревает, какие могущественные резервы таятся в человеке. В первую очередь это касается резервов физического развития, но и умственных способностей тоже, если их постоянно упражнять, решая все более усложняющиеся интеллектуальные задачи.

Неограниченны возможности человека и в отношении совершенствования профессионального мастерства. Простой пример: способные специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Опытный шлифовальщик в 200 (!) раз зорче нетренированного человека: он воспринимает просветы и зазоры до 0,0005 мм, в то время как неспециалист только до 0,1 мм.

Велики возможности человека и в нравственном совершенствовании, в самовоспитании. Никогда не поздно начать воспитывать в себе такие качества, как честность и правдивость, добросовестное отношение к работе, доброта к другим людям и взыскательность к себе. Вот почему в самопознании нельзя ориентироваться только на достигнутые успехи. Какими бы большими они ни были, себя нужно всегда оценивать с точки зрения тех перспектив, которые открыты перед человеком.

Правило десятое. Оно, в отличие от девяти предыдущих, касается только людей, облеченных властью. При прочих равных природных задатках руководителю труднее оценить себя, чем рядовому человеку, не наделенному правом отдавать другим приказы и распоряжения и требовать их неукоснительного исполнения. Он находится в менее благоприятных условиях с точки зрения самопознания, и причин тому много.

Руководитель вправе судить и миловать. От него зависит, как в коллективе распределяются поощрения и ответственность. В случае, когда приходится решать дилемму «кому что», далеко не каждому должностному лицу удается заставить себя отдать «пироги» подчиненному, а «шишки» принять в свой адрес. Чаще поступают наоборот. По-человечески понять это можно, но оправдать нельзя. Человеку, имеющему возможность поступать таким образом, трезво оценивать себя гораздо труднее. Чтобы не дойти до беды, руководителю надо учиться брать на себя неудачи коллектива, беспристрастно анализировать их для поиска ответа на вопрос: «Мог бы я как руководитель заранее подстраховать вероятные неудачи?» Это значит отказаться от принципа «самосвала», то есть стиля, при котором ответственность за промах начальник сваливает с себя на подчиненного. В таком случае у руководителя появляется возможность для более глубокого самопознания. Известно, что своему начальнику с большой охотой докладывают приятные новости, а те, которые могут испортить ему настроение, притормаживают. Теперь уже, разумеется, не то, что в древности, за дурные вести голову не рубят. Тем не менее человеческие слабости сохранились, правда, в виде не очень опасного психологического рудимента,

Случается, что подчиненные иногда в своем простительном, казалось бы, желании обрадовать любимого начальника переусердствуют. Тогда отрицательная информация не просто притормаживается, а умышленно укрывается и до начальника не доходит. Соответственно выпячиваются, приукрашиваются и преувеличиваются приятные вести. Более того, иногда их фабрикуют на пустом месте. Тут уж есть от чего закружиться голове руководителя: где уж там до объективной оценки положения дел на доверенном участке и корректировки самоуважения?

Правило одиннадцатое, и последнее. Опять же в назидание руководителю. Среди подчиненных попадаются разные люди. Одни хорошие, другие не очень, третьи плохие… Работать приходится с теми, кто есть. Но встречаются в коллективах такие активные, от которых иногда хочется бежать на другую работу. Они без утайки режут правду-матку в глаза кому надо и особенно кому не надо, норовят забраться на трибуну при каждом удобном случае. Нет чтобы прийти в кабинет и за закрытой дверью сказать: так, мол, и так, товарищ начальник, мы вас знаем хорошо, стоим за вас горой, любим и ценим. Но вот есть некоторые недоработки по вине таких-то и таких-то товарищей. Тех бы товарищей вмиг привели бы в чувство. Сколько хлопот доставляют эти правдолюбцы, как подводят перед высшим руководством и как плохо действуют на коллектив!

Подхалимы травят правдолюбцев - им обидно: они тоже все видят, но сказать не решаются.

Правило здесь такое: какие бы хлопоты ни доставлял правдолюбец, умный начальник не даст его в обиду, защитит от наскоков улыбчивых угодников. Ведь если коллектив лишится таких людей, непременно со временем в нем начнется застой, поселится всеобщее равнодушие. Так что берегите беспокойных, неудобных правдолюбцев, Они помогают трезво смотреть на дела и поступки люден.

Это последний совет и начальникам, и их подчиненным.

В детстве на формирование личности ребенка влияют родители, постепенно к ним присоединяются друзья, учителя. Во взрослой жизни это могут быть коллеги. Человек, не знающий себя, легко поддается давлению, влиянию и редко бывает счастлив. Он просто не знает как, потому что не понимает, чего на самом деле хочет. Поэтому так важно познать себя настоящего.

Как познать себя и зачем отвечать на вопросы самому себе?

Дайте себе время подумать. Если ответ слетает с уст, это может говорить, как о том, что в этой сфере жизни у человека все в порядке, так и о том, что он слишком подвержен шаблонам и стереотипам. Например, если спросить человека, смог бы он убить любимую собаку, он скорее всего ответит отрицательно. А вот если задать вопрос по-другому, добавив «если она покусала вашего ребенка», «если она мучается он полученных ран», ответ может измениться.

Некоторые вопросы предполагают ответ «да» или «нет», но нужно его обязательно пояснить. Многие проблемы в жизни связаны не с окружающими, а с нарушением гармонии внутри человека. Разрешив некоторые вопросы, можно разорвать оковы, которые мешают развитию. Ответы могут удивить. Лучше всего задавать вопросы вслух в формате разговора с собой.

Вредные привычки

  1. Почему я пью алкоголь?
  2. Почему я курю?
  3. Почему я ругаюсь матом?
  4. Почему я принимаю наркотики?
  5. От чего я завишу и почему?

Ответив на подобные вопросы, можно выяснить, что поводом для лишней булочки является скука, а не голод. Сигареты – способ уйти от выполнения нелюбимой работы, а алкоголь – сбежать от одиночества. Разобравшись в причинах, можно найти другие способы решения проблем, более конструктивные.

Кругозор

  1. Что творится в мире?
  2. Какие события происходят внутри моей страны?
  3. Какие фильмы/актеры/музыканты сейчас популярны?
  4. Знаю ли я людей, которые со мной работают/учатся/живут?
  5. Хватает ли мне общения?

С первого взгляда кажется, что эти вопросы не касаются внутреннего состояния, но они отчетливо показывают, взаимодействует ли человек с миром. Также можно с помощью этих вопросов определить интересы и степень коммуникабельности.

Работа

  1. Мне нравится моя работа, что бы я в ней изменил?
  2. Устраивает ли меня зарплата?
  3. . Хочу ли я работать на своей работе всю жизнь и что случится, если я потеряю ее?
  4. Почему я не могу открыть собственный бизнес?
  5. Что мешает мне сменить работу?

Работа – важная часть жизни, если человека в ней многое не устраивает, это будет оставлять негативный отпечаток и на других сферах. Ответы на эти вопросы помогут понять, насколько человек реализован, как специалист, есть ли у него потенциал для профессионального развития.

Ответственность

  1. Суеверный ли я человек, верю ли я в гороскопы, знаки, предопределение судьбы?
  2. Доволен ли я своим выбором способа жизни?
  3. Разве окружающие обязаны поступать так, как я хочу?
  4. Должен ли я поступать так, как хотят окружающие?
  5. Кто виноват, что я и моя жизнь именно такие?

Умение принимать на себя ответственность за свою жизнь и свои поступки очень важно. Это помогает освободиться от чужого влияния. Как только человек осознает, что за все, что он делает, отвечать только ему, может появиться страх, который позже сменится ощущением свободы выбора и открытия новых путей.

Счастье

  1. Счастлив ли я и что мне нужно для того, чтобы стать счастливым?
  2. Когда я в последний раз по-настоящему радовался?
  3. Много ли я смеюсь?
  4. Получаю ли я удовольствие от того, что делаю?
  5. Во многом ли я себе отказываю и почему?

Счастье – это то, что во многом определяет качество жизни. Вопросы нацелены на то, чтобы понять, знает ли человек, что делает его счастливым и способствует ли он этому.

Тревожность

  1. Почему не исполняется то, что я задумал?
  2. Почему я волнуюсь и нервничаю?
  3. Как часто я испытываю чувство страха?
  4. Почему я одинок (без пары), пугает ли это меня?
  5. Думаю ли я о своей смерти и что именно?

Чтобы начать мыслить конструктивно, нужно выявить, что доставляет дискомфорт. Часто человек преувеличивает свои проблемы, нагнетает. А все потому, что он слишком много о них думает. Эти вопросы помогут определить, «реален враг» или он находится только в голове.

Одиночество

  1. Почему мне сложно оставаться одному и что я буду делать, если это случится?
  2. Почему мне трудно заводить новые знакомства?
  3. Сколько времени я провожу в интернете/за просмотром ТВ?
  4. Достаточно ли я провожу времени со своими друзьями и близкими, что мне дает общение с ними?
  5. В чем плюсы и минусы моего одиночества?

Нет ничего плохого в том, чтобы иногда проводить время в одиночестве. Каждый человек нуждается в личном пространстве и отдыхе от общества. Но одиночество может быть намеренным, когда человек сбегает от людей из-за комплексов или других внутренних проблем. Есть и другая сторона, когда человек не умеет быть один, его пугает сама мысль о том, что ему придется остаться в одиночестве.

Самооценка

  1. Почему я стесняюсь, какое впечатление произвожу на других людей (знакомых, незнакомых)?
  2. Должен ли я быть лучше других или тянуться к их планке?
  3. Как я реагирую на критику в свой адрес?
  4. Почему я считаю, что другие люди лучше меня?
  5. Чем я нравлюсь/не нравлюсь другим людям?

Задав себе эти вопросы, человек сможет понять, насколько он зависим от чужого мнения, как высоко он ценит себя. Чтобы понять, не завышена ли самооценка, можно спросить у себя, как часто вы делаете что-то для других и с какой целью.

Негативные эмоции

  1. Почему я ругаюсь с близкими/друзьями/коллегами/окружающими?
  2. Почему эмоции берут надо мной верх?
  3. Какие эмоции преобладают в моей жизни?
  4. Как часто у меня бывает плохое настроение и в чем его причины?
  5. Я готов приходить к консенсусу в споре или спорю, чтобы выплеснуть эмоции?

Иногда эмоции берут верх над человеком, он выплескивает их на окружающих. Причина тому внутренний дисбаланс. Счастливый и уравновешенный человек не станет ругаться в очереди, грубить родным. Важно определить, что выводит из равновесия.

Будущее

  1. Что будет со мной через 10/20/30 лет, если я продолжу жить, как сейчас?
  2. Какие у меня планы на следующий год, 5 лет?
  3. Пугает ли меня старость? Как я планирую ее провести?
  4. Что я буду делать в следующие выходные?
  5. Живу ли я в настоящем, прошлом или будущем?

Суть данных вопросов заключается в том, чтобы понять, какой видит свою жизнь человек. Он может описывать ее слишком подробно, указывая цвет забора, который построит вокруг дома через 2 года. Это чревато тем, что если что-то из списка не сбудется, человек будет выбит из колеи. Бывают случаи, когда человеку сложно спланировать даже следующие выходные. Следует проанализировать, связано ли такое поведение с экспрессивностью или с уходом от ответственности.

Чтобы понять себя, можно перед сном анализировать день, определяя, прошел ли он так, как хотелось бы. Вносить коррективы в жизнь никогда не поздно.

Сегодня мы рассмотрим с вами такую тему как «познание себя». Что такое «познать себя », кто такой я, что такое процесс познания и как эти вещи связаны.

Познать себя. Самопознание. Кто я?

Разные источники трактуют этот процесс, в общем-то, похоже. Бог решил познать себя , создал детей или создал этот мир в разных вариациях, на разных уровнях, в разных сочетаниях, наделил их своими возможностями, способностями. Человеческое существо в данном случае как костюм, как сущность, как личность, которая связана с Богом и является в каком-то смысле его глазами как инструментом познания самого себя. Это одна из версий того, что происходит и почему разные события, разные действия и хорошие, и плохие, и интересные, и не очень – они все присутствуют, они все уместны, и каждый относится к себе, к другим по каким-то своим внутренним критериям, по каким-то понятиям живет, и у каждого эта точка зрения может чем-то отличаться, об это говорят: «Сколько людей, столько и мнений».

В принципе, есть некая жизнь как инструмент, как элемент, позволяющий познать себя . Кто-то говорит, что это некая игра. В принципе, мне нравятся очень эти понятия, я в них достаточно серьезно погружался, изучал, в них очень много истины. Это выбор каждого – как относиться к своей жизни, к процессу того, что в этой жизни происходит, играть в жизнь и относиться к познанию себя как к процессу творения, к процессу раскрытия своих возможностей – это достаточно увлекательное занятие, и оно меняет отношение к происходящему. То есть понимая, что все есть Бог, а вы – его часть и в некоторой степени его дети, в каком-то смысле его глаза, уши и инструменты познания, но при этом индивидуальные не менее уважаемые и с тем же потенциалом, который просто надо увидеть, раскрыть, проявить, отшлифовать на каких-то деяниях и выработать спектр того, в каких уроках вы еще чего-то не знаете и что можно проявлять дальше, а что-то вы уже выучили и двигаетесь дальше.

Это как со спичками: спички детям не игрушки, поэтому родители внимательно следят, чтобы дети куда-то не забежали, не натворили каких-то дел, пожаров, либо ограничивают их в доступе к спичкам, к газу. Те, у кого дети есть, были или видели, поначалу либо ходунки, либо все эти углы сглаженные, замотанные, либо просто все время ходишь, чтобы, не дай Бог, чадо куда-то не вляпалось, пока оно еще не умеет играть. Вот примерно такой же процесс творения или процесс знакомства с этим миром происходит и на более взрослых этапах, просто там другие игры, другие интересы, но тем не менее суть остается той же: мы хотим познать себя через проявления во внешнем мире, через изучение строения себя, через изучение понятия вообще кто такой я. И точно так же этот процесс вместе с нами наблюдает и где-то активно участвует, где-то не столь заметно, незримо тот самый высший мир или Бог так называемый проявленный, непроявленный – все эти понятия, которые складываются в значение Бога, можно использовать здесь спокойно, это всего лишь один из вариантов, одна из трактовок того, как мы относимся к Богу. «Как мы к нему относимся, так и он к нам», – говорят, но на самом деле не совсем. Он многотерпелив и милостив, безграничный и вездесущий, поэтому торопиться ему некуда, и он с удовольствием наблюдает за собой, фактически познавая даже через какие-то, на наш взгляд, болевые или неприятные ситуации свои возможности.

Если отходить от концепции познания через нас и совместную творческую деятельность с высшим миром, посмотреть на это с точки зрения индивидуальности, с точки зрения человеческой сущности, то ничего не меняется. По принципу «что вверху, то и внизу» отношение к тем событиям, к тем действиям, к той реальности, в которой мы живем, – это прямое следствие нашего процесса размышления, наших действий, нашего отношения к тому, а чем бы мы хотели заниматься. То есть есть ваша жизнь, это ваша реальность, вы в ней каким-то образом проявляетесь, познаете через работу, отношения, детей, родителей, какие-то заболевания, какие-то достижения, какие-то цели, которые вы ставите, какие-то стереотипы, с которыми вы носитесь – через вот эти все точки зрения, модели либо через эти элементы вас вы смотрите на мир как через некий набор фильтров, через некий набор где-то ограничений, а где-то наоборот увеличительных каких-то труб, ускорительных процессов и, в общем-то наблюдаете и тут же отслеживаете тот результат. То есть если тот набор и те представления, те инструменты, которые вы выбрали, через которые вы хотите познавать мир, либо, как вам кажется, вы в них сразу оказались и не участвовали…

Это не столь важно, не совсем это так, но, допустим, в какой-то момент вы поняли, что вот реальность, я в ней есть, как оказался – непонятно, что делать дальше? Фактически все равно предшествующие события формировали эту точку, в которой вы оказались. Но даже если предположить, что это сейчас не столь важно, то в данный момент вы готовы сделать инвентаризацию того, что происходит вокруг вас, внутри вас, сопоставить эти процессы, принять точку зрения на веру, принять точку зрения как один из вариантов, попробовать поиграть с собой, с отношением к миру через этот творческий процесс детской непосредственности.

В одном из интересных семинаров звучала такая фраза с предположением: «А что, если… Если бы». То есть она снижает некую критичность и привязку к одному из вариантов, что будет только так. Если вы позволите себе отнестись к процессу – если бы это было так, то как бы вы жили, как бы вы к этому относились. И вот это «если бы…», которое вам больше нравится, и вот это «если бы…», которое помогает вам двигаться, развиваться, достигать своих целей эволюционировать, расширять свои границы, используйте с удовольствием. Это всего лишь инструмент. Относиться к какой-то реальности, вашей, чужой или к иллюзии как к некой стабильной, статичной картине, которая неизменна, незыблема – это всего лишь одно из отношений. «А если бы оно было неизменным… А если бы оно было изменным…» Попробуйте не фиксироваться на одной точке зрения «если это вот так и только вот так, никак по-другому», а найти разные «если бы…» и из каждого угла зрения, из каждого подхода найти отличия, найти где-то преимущества, найти где-то то, что не очень интересно и можно подкорректироваться. И позволяйте себе в этих «если бы…» познавать разные грани себя.

Есть критерии некоторые, где вы познаете себя и где эта реальность вашего познания является в некоторой степени вашей игрой, в некоторой степени вашим интересом и вашей прямой задачей и неким предназначением как какой-то вехой на пути, которую вы себе запланировали в этой жизни и где окружение, происходящее говорит о том, что вы вышли за пределы своей игры и тех подходов к познанию, которые вы когда-то решили взять как основные, как некий эталон ваших действий, намерений и каких-то еще проистекающих вокруг вас процессов, где вы свернули не туда, вышли в чужую какую-то игру, но почему-то в ней застряли.

Давайте начнем как обычно с вас. Если… Буду понятными словами. Жизненный тонус, если настроение, ожидания радостные, когда же начнется быстрее завтрашний день, когда же начнутся быстрее новые события, в которых вы уже участвуете, и вы с удовольствием в этом процессе творения событий двигаетесь радостно с энергией, с увлечением, с интересом, с вдохновением, и череда последующих событий вас вовлекает, и у вас все больше, больше появляется неких планов, мыслей, задач на будущее, можно сказать, что каждый следующий шаг открывает еще два новых и вы просто выбираете из того большого количества действий те, которые успеваете делать…

Процесс жизни не как кутерьма, конечно, суета, успеваю одно и навалилось огого. Не об этом речь. Речь о том, что вам настолько интересно и настолько много у вас идей, желаний и энергии их воплощать, что вы просто выбираете самые интересные. Как, не знаю, купили фруктов, яблоки, груши и виноград, а все не влазит, поэтому вы выбираете что-то одно либо несколько, а остальные оставляете на потом. И вот этот изобильный источник, как аллегория фруктов или действий, которые можно делать, он просто растет и развивается, сопутствует этому и получение новых знаний, и выход на какие-то новые уровни и профессиональные, и личные, и повышение качества отношений, здоровья, и движение, которое вы осуществляете, оно динамичное. Это некие критерии того, что вы играете в свою игру, вы четко понимаете, что это интересно вам и то, что вы создали, в чем вы участвуете, этот процесс творения, который вы запускаете своим таким настроем, мышлением и самоорганизацией своей жизни, он приносит вам удовлетворение, он дает вам энергию и открывает для вас новые дверцы, новые границы, новые горизонты для дальнейших действий.

Есть вариант, что в какой-то момент вдруг вы вписываетесь в какие-то другие правила, в какую-то другую игру, начинаете и продолжаете процесс, позволяющий познать себя , но не через те естественные, легкие, приятные ощущения, а другую обратную сторону: через какую-то боль, страдания, негатив и так дальше. В принципе, это один и тот де процесс, просто так получилось, что вы выбрали этот процесс, этот урок, эту ступеньку развития зайти с тыльной стороны, с того угла в это вовлечься.

Сами вы туда пошли или обстоятельства, как многие говорят, этому способствовали, вопрос не в этом. Вопрос в том, что в какой-то момент вы потеряли связь, контроль с высшим «я», душой, с вашими интересами, с вашими истинными целями и задачами и чуть-чуть стали изучать эти уроки, которые рядом с вашим интересом, но уже показывают обратную сторону, изнанку. Это тоже нормальный естественный процесс, поскольку не вы одни играете. Многие выбрали поиграть именно в таком негативном свете и в некоторой степени, как говорят, без тьмы не было бы света, то есть если везде один только свет, почему видна тьма? Да потому что она дает возможность отличить одно от другого, выбрать, в какую сторону вы хотите двигаться.

И если говорить про критерии чужой реальности, чужих игр, познаний по каким-то еще способам себя не теми способами, которыми вы хотели, а теми, которые вам предложили, это как раз как набор критериев: отсутствие радости, удовлетворения от жизни, нет представлений, что же изменится, если вы будете это делать и насколько результат вас устраивает. То есть это некая рутина, некая стагнация, лень, где-то тяжесть, где-то напряжение, где-то сомнения, волнения и прочие внутренние такие ощущения либо настроения, не сказать панические, скорее, какие-то неудовлетворительные, не характеризующие высокий уровень качества жизни. И вот этот процесс познания через игру, то есть вы вроде как бы играете, но не по своим правилам, не на своей территории, то есть в какую-то игру вы играете. Но это же ваш выбор, то есть в какой-то момент, когда настроение стало падать, отношение к происходящему стало меняться, в этот же момент вы могли остановиться, задуматься, посмотреть, что внутри вас сигнализирует и почему это отношение происходит, либо не в этот же момент, а в тот момент, который задумались, а почему это так происходит, почему я так себя чувствую, что во мне об этом говорит, какие грани, аспекты себя я познаю через этот негативный процесс, через эти патерные поведение или мышление не позитивно. И вы увидите, что это те же самые качества творения, это те же самые качества проявления, возможности познать себя, просто вы решили в этот процесс вовлечься и вам предложили, вы согласились, или вы проснулись, а вокруг вас уже идет игра и вы начинаете как бы смотреть, что делают другие, и делаете то же самое.

Но в любом случае это делаете вы, в любом случае у вас всегда есть возможность отказаться от участия в каких-то играх, которые вам надоели или кажутся неинтересными, и предложить свою игру либо, даже играя в другую игру, не забывать про то, что вы всегда можете создать свою в тот момент, в который захотите. И, в общем-то, те отношения, те взаимодействия в обществе, в семье, внутренние размышления – это этот диалог между иллюзиями и реальностью, чужими играми и своими играми, между тьмой и светом. Можно сказать, что это некая полярность познания с разных сторон одной и той же истины. В какой-то момент желание познавать с двух сторон – оно перерастает в интерес занять более нейтральное положение и более здоровое, что ли, положение равновесия, которое не способствует раскачиванию вас как на качелях то в плюс, то в минус, то в позитив, какую-то эйфорию, радость, то в негатив переживать. И в этот момент вы задаете себе вопрос: а какие еще инструменты, а какие еще есть способы познать себя и как можно перестроиться, чтобы эти проявления в вашей жизни присутствовали по минимуму?

Это так называемое отношение к миру, это так называемое отношение к реальности. Оно связано и с уровнем знаний, и с количеством энергии, и с теми источниками, которые вы примеряете на себя, знания или энергии, подбирая костюмчик, подбирая те качества, которые, вам кажется, правильно и эффективно можно применять, и дальше продолжаете процесс познания. Выбрали вести себя вот так-то, начинаете, познаете, а что же вот это такое. Видите результаты, то есть никаких проблем. Если вы совершаете какое-то деяние, даже не очень хорошее, просто потом будете отвечать за его последствия.

Выбрали, сделали, ответили, сделали вывод, скорректировались, пошли дальше. Не заметили – второй раз попадете в эту ловушку. Можете ходить до той поры, пока не закончится ваш жизненный ресурс, потенциал. Это тоже ваш выбор, его все уважают и никто не вправе предъявлять претензии: а почему вы так живете, а зачем вам это нужно? То есть это только ваше внутренне желание, ваши внутренние ощущения того, а как на ваш взгляд правильно, а что вы хотели бы делать, в каких аспектах изучать эту жизнь, это творение.

Возвращаясь к началу, Бог через вас точно так же смотрит и где-то понимает, что этот интересный момент еще никто не делал, можно взять на вооружение, в каких-то еще масштабах транслировать, что-то неуместно, надо ограничить в будущем какими-то ситуациями проявления, чтобы не натворить каких-то больших, колоссальных бед на всей планете, например. Поэтому получается, что познать себя – это всего лишь выбор точки зрения, через которую вы смотрите на этот мир. Вы можете смотреть через боль, страдания, обиду и страхи и везде видеть то же самое и сами их испытывать, тем самым изучая не понаслышке, что же это такое, и это тоже иногда полезно, потому что, не зная изнутри, со стороны кажется, что этого нет, как же так. Но это не значит, что надо задерживаться на этом этаже, задерживаться в этих представлениях о себе как единственно возможном варианте познания и проявления творения в своей реальности, это всего лишь какая-то информация, которая как-то отражается на вашей реальности.

Посмотрели, понравилось – пожалуйста. Не понравилось, хочется перестроиться – выбирайте другие направления жизнедеятельности, выбирайте других учителей, преподавателей, играйте в другие игры, познавайте себя через что-то еще. Кому-то нравится спорить, ругаться, унижать, оскорблять или быть оскорбленным и униженным и таким образом манипулировать по отношению к миру, типа вот мне все должны, потому что я такой ущербный, несчастный. Это тоже позиция, это тоже уроки, это тоже познание, а как такая модель поведения, из чего она состоит, к каким результатам приводит и насколько это вообще способствует вашему росту.

Либо точно так же, зайдя, изучив основные составляющие этих, можно так назвать, качеств, верований, убеждений человеческих понятий, что это такое, выйти из них и сказать: «Да, я понял вот это для таких-то целей, в таких-то уроках. Было интересно, и теперь я составил полное представление, поиграл, познал себя в этом аспекте. А какие еще аспекты есть? А что можно изучить дальше? О каких еще моих возможностях может идти речь?» И берете разного рода дальнейшие вектора развития, залазите в них. Хотите – идите в силу и управление, хотите – уходите в какое-то созерцание и наблюдение. Это всего лишь разные грани вас.

Познание себя. Знакомство с собой

Понятно, что целостная личность, структура, интегрированная с высшим «я» и эволюционирующая, – она имеет понятия о всех аспектах и не на всех уроках она учится через себя, достаточно средней степени осознанности и желания анализировать происходящее вокруг вас не между вами и кем-то еще, а наблюдать со стороны, чтобы сделать выводы: какие действия, поведение, мысли способствуют вашим интересам, вашим желаниям, что вы бы не хотели, чтобы было и у вас, и начинаете даже до того, как эти процессы в вас укоренились и начали как-то проявляться, начинаете изживать их, заменяя какими-то другими представлениями. Это я называю «учиться на чужих ошибках», и в этом есть даже некий более глубокий смысл. Учиться на своих ошибках или искоренять свои недочеты, минусы чуть-чуть сложнее, потому что, имея этот минус или какую-то пустоту, недоработанное качество, вы же его со стороны не видите, потому что у вас его нет, и относитесь к этому процессу как к естественному. И только глядя, как ошибается, косячит или неправильно себя ведет кто-то другой, но не через свою жизнь, через какие-то эмоции, сопряженные с этими действиями, а просто наблюдая, у вас картина видна чуть шире. В тот момент, когда вы это замечаете, имейте в виду, что раз вы это заметили, значит, это живет в вас, просто не так проявляется, не так видно. Поэтому те ситуации, на которые вы обращаете внимание, и что-то не устраивает, они всего лишь как индикаторы, маяки и зеркала того, что нужно еще подкрутить в себе, познать эти качества, разотождествиться с ними либо трансформировать их, отправить на соответствующие этажи, где они служат вашим целям и зачистить там, где они залезли на чужую территорию.

Есть и уровни восприятия реальности, когда вы вдохновенно творите и созидаете свой следующий, свой каждый день, каждую минуту, находясь в состоянии легкости, радости, гармонии, баланса и спокойствия. Это тоже всего лишь вопрос вашего выбора. Речь не о том, что как вот я это выбрал и теперь я такой, я со всех сил напрягаюсь, демонстрирую спокойствие, хотя внутренне все бурлит и зашкаливает. Нет, речь о том, это сложный процесс не одного дня, не одного года. У всех по-разному: может быть, кому-то месяц потребуется, кому-то два.

Одно качество, как говорят психологи, привычка формируется 21 день. Устойчивые нейросинаптические связи, которые прожигаются в мозгу как некая дорожка, наезженный канал, закрепление похожих алгоритмов действий, мышлений – это процесс около 20-ти, иногда 40-а дней – примерно такие данные я встречал. Если в течение этого времени вы формируете в себе какое-то определенно отношение, с разных сторон его обдумываете, медитируете, проявляете, обсуждаете, читаете на эту тему, то в течение этого интервалу ваше мировоззрение по этому вопросу начинает корректироваться в сторону того, которое вы себе моделируете, если можно так сказать, то, на которое вы обращаете внимание, и те мысли, которые вы утверждаете. Это так называемый процесс созидания и творения именно многократным повторением.

Если возвращаться к вопросу «учиться на чужих ошибках», понятно, что для наиболее оптимального изучения нужны какие-то желающие, на ком вы можете поучиться. Единомышленники, это будут друзья, какие-то коллеги, партнеры по семинарам, какие-то интернет-пользователи, с которыми вы общие темы обсуждаете, то есть этот некий коллективный совместный процесс изучения какой-то одной точки зрения дает возможность чуть более объективно, казалось бы, посмотреть на мир, с другой стороны, если точки зрения противоположны, вы вместо ускорения, усиления внимания на один и тот же вопрос получите наоборот игры той полярности, из которой собирались вылазить. Опять вы увидите, что то ли так, то ли по-другому. Каждый навязывает свою точку зрения, и тут, опять же, выбор ваш: если вы хотите выучить урок с разных сторон, но при этом прийти к целостному пониманию, то просто выбирайте места, территории, общества, места жительства либо места времяпроведения, где вас в большей степени будут окружать те люди, которые помогут или которым интересно заниматься будет тем же, чем и вы.

И наоборот, если постоянно противопоставлять себя, свое представление какой-то компании, которая считает по-другому, это будет всего лишь в каком-то смысле провокация, в каком-то смысле демонстрация некого неуместного демонстрирования своих якобы значимых представлений, которые как бы отличаются от других. Но зачем, какой в этом смысл? Если у вас разные токи зрения и вам комфортно договориться не получается, речь о том, что просто в ваших реальностях гораздо больше разного, чем общего. Каждого устраивает своя, и это естественный и правильный процесс, то есть не надо пытаться переложить свои проблемы на других или переучить тех, которые вас об этом не просят. Неочевидно, что то, что вы знаете и умеете, им полезно, нужно, или вы в чем-то лучше их разобрались. Просто разные точки зрения, выбирайте тех, с кем ваша некая общность, синхронность, резонанс в большей части присутствуют. Тогда некоторые недоработки совместные как общее коллективное усилие гораздо быстрее проработаются.

И наоборот, если вы пытаетесь учиться в той среде, которая не способствует вашей многогранности, а всего лишь причесывает как-то вас в свою сторону, это тоже ваш выбор, в общем-то, пытайтесь, может быть, и в какой-то момент поймете, что в этом тоже что-то интересное есть. Просто не забывайте, что это ваш выбор, это ваш процесс познания себя точно так же, как это процесс познания их через разные грани. То есть вы вместе познаете, а как взаимоотношения такого уровня к чему они приводят и какие результаты они выдают. Можно выбрать как еще один уровень познания познавать радость, любовь, веру и надежду во всех проявлениях, во всех ваших жизненных мотивах, интересах и деяниях, действиях, которые вы осуществляете. То есть та самая осознанность и развитие неких духовных качеств развитие духовности и некой высокой морали или этики взаимоотношений с собой, взаимоотношений с миром, формирование своих реальностей и неосуждение каких-то других реальностей – это тоже вариант творения, то есть несколько возможных сценариев, как вы можете познать себя, через какие точки зрения и через какие взгляды это познание может происходить.

А уж как вы захотите и с каким отношением, настроением вы будете двигаться дальше – все в ваших руках. Желаю вам продолжать процесс творения, процесс познания себя, принимать себя в любом виде и те уроки, которые к вам подходят, рассматривать с точки зрения нового интересного опыта познания, благодарить за то, что они пришли, и дальше силой мысли, намерения формировать те дальнейшие шаги, которые будут происходить.

Как познать себя - практика

Если информация вас заинтересовала, предлагаю Вам посмотреть Видео-урок по данной теме:

Добро пожаловать в «Мир Реальности». Счастливо!

Наше общество так устроено, что с каждым новым десятилетием человеку всё сложнее понять, кто он есть на самом деле. Люди живут в системе, и каждому индивиду навязывается образ жизни, которым он должен жить, независимо от его желания. Есть традиции общества, есть стереотипы, есть средства массовой информации, есть куча дел и нехватка времени. В обычном жизненном ритме человеку просто некогда даже начать задумываться о том, чего требует его душа на самом деле, к чему стремятся его желания, что делает его счастливым и так далее. Времени на внутреннюю рефлексию нет, и более того, даже нет осознания, что такая рефлексия необходима.

Путешествие — это как отдельная жизнь внутри основной жизни. Путешествие обеспечивает два фактора, которые могут помочь человеку познать себя:

1. Много «свободного» времени. В данном контексте «свободного» не значит, ничем не занятого. А значит времени, которое человек сам решает на что потратить.

2. Максимально насыщенная концентрация событий, в которой проявляются истинные желания и настоящий человек, не прикрытый никакими общественными нормами. Почему? Потому что путешественник вырывается из привычного контекста, влияния своих референтных групп и своей культуры.

Начиная со школы и заканчивая выходом на пенсию, любой человек так загружен делами, что у него просто нет пространства для общения с самим собой. Мне кажется, что многие люди так и проживают всю жизнь, будучи кем-то другим, так и не познав истинного себя, не найдя доступ к струнам своего «я», чтобы увидеть, как может играть этот инструмент, и как его правильно настроить. Вероятно, у некоторых это получается интуитивно и неосознанно, но есть такие ситуации, в которых понимание этого механизма становится очевидным. Например, путешествие.

Лично для меня это сработало на 100%. Впервые за последние 17 лет моей жизни я приобрела возможность думать столько, сколько мне необходимо. Я наконец-то увидела подлинную себя изнутри и снаружи. У меня есть ощущение, что всё это время я постепенно стирала фильтр со своих глаз и внутренних «рецепторов». Теперь я как будто обнаружила тысячи антеннок, которыми покрыта моя кожа, и я вижу, как они реагируют на окружающую среду.

Путешествие вырывает человека из привычных ежедневных схем. Поэтому мозг как будто задействует какие-то новые участки, которые раньше не использовались. Я не знакома с медицинскими исследованиями по этому поводу, но я ощущаю это. Всё меняется каждый день, постоянно, и новые жизненные схемы не успевают закрепиться. Получается бесконечная вибрация каких-то энергетических импульсов, которые открывают новое видение мира и самого себя. Это звучит как-то сложно, но я пытаюсь описать то, что описанию практически не поддаётся.

Происходит это всё не сразу, не в одну секунду. Впервые я столкнулась с настоящей собой спустя четыре месяца путешествия. На меня напали все мои страхи, о большинстве которых я даже не подозревала. Все ощущения усилились в несколько раз. Как будто раньше я жила в чёрно-белом мире, а потом шагнула в цветной. Все предыдущие эмоции, переживания кажутся тусклыми, по сравнению с тем, что происходит сейчас. Это я — в чистом, неприкрытом виде, без фильтров. Если я плачу, то так, как будто все слёзы мира скопились в моих глазах. Если я злюсь, то из глаз вылетают молнии, а если я счастлива, то кажется, что счастье всей вселенной сейчас во мне.

Путешествие — это бесконечный тренинг познания себя и личностного роста.

То, с чем я всю жизнь боролась — ушло само собой. А с чем-то я перестала бороться, осознав, что это бессмысленная драка с самой собой.

Я увидела свои слабости и больше не отрицаю их.

Я увидела свои страхи и больше не завишу от них.

Я увидела свои сильные стороны, и теперь мне всё по плечу.

Несколько примеров.

В любой супер-стрессовой ситуации я сначала впадаю в ступор и истерику, но это длится буквально несколько минут. После этого всегда приходит решение. Я поняла, что я тот человек, который находит решения и не боится их принимать. Это дало мне реальное понимание того, что безвыходных ситуаций не бывает. Теперь для меня это не просто слова.

Я грезила путешествиями, и моя жизнь казалась мне неполноценной без такого опыта. Теперь я поняла, чего я действительно хочу от жизни. Я так долго маялась из стороны в сторону во всех жизненных аспектах, что не видела главного. Сейчас я твёрдо знаю, кем я буду через 5, 10, 40 лет. Не в деталях, а в целом. Я знаю, к чему я иду. Это волшебное ощущение, которое никогда раньше не было мне знакомо.

Я наконец-то поняла, что у меня есть интуиция, и она не обманывает! Всю жизнь я ныла, что у меня нет никакого чутья и не понимала маму, когда она говорила: «Ты почувствуешь». Теперь я чувствую. В моменты необоснованных страхов, переживаний я прислушиваюсь к себе и слышу ответ. Это не сверхспособность — это то, что есть в нашем мозгу, но чем мы не пользуемся.

Я думаю, что это и есть то самое «познать себя». Посмотреть на себя не просто как на живой организм, выполняющие определённые функции, а как на часть вселенной. Именно это и помогает познать окружающий мир и других людей. Познание себя открывает новые горизонты.

Мне интересно, какие ещё ситуации, кроме долго путешествия, помогают познакомиться с самим собой? Как вы думаете?

P.S. Кстати, все подписчики блога получают от наших партнёров.

Бейонсе однажды сказала: "Осознание собственного я - самая величайшая мудрость, которой может обладать человек. Познайте свои цели, познайте то, что вы любите, свои нравственные качества, потребности, стандарты, с чем вы не сможете мириться и ради чего вы готовы умереть. Это раскроет вас". Это правда. Также не следует забывать, что человек становится старше, взаимодействует с различными людьми и приобретает опыт, поэтому непрерывно меняется. Если вам сложно познать себя, то самоанализ позволит раскрыть все глубины вашей личности.

Шаги

Часть 1

Пристально взгляните на собственную личность

    Симпатии и антипатии. Люди чаще прилагают все усилия в направлении своих предпочтений. Важно знать, что приносит вам радость и удовольствие, но не менее полезно определить аспекты, которые могут вызывать грусть или недовольство. На одном из первых этапов самопознания следует сесть и составить перечень всего, что вам нравится и не нравится.

    • Мы часто описываем себя окружающим посредством симпатий и антипатий. Такие аспекты могут объединять нас с другими людьми или отдалять от них. Узнайте свои предпочтения, чтобы четко понимать, в каком направлении должна развиваться ваша жизнь и чего следует избегать. Только так вы сможете принять правильные карьерные решения, выбрать подходящее место жительства, найти хобби по душе и окружить себя близкими по духу людьми.
    • Составьте список, чтобы оценить гибкость ваших симпатий и антипатий. Вы запираете себя в клетке? Возможно, вы бы хотели найти занятие или попробовать что-то новое, выходящее за пределы ваших предпочтений? Соберите всю свою храбрость и попробуйте нечто совершенно новое. Возможно, вы узнаете себя с такой стороны, о существовании которой даже не подозревали.
  1. Достоинства и недостатки. Аналогично симпатиям и антипатиям, ваши сильные и слабые стороны позволят глубже познать себя. Запишите свои достоинства и недостатки на отдельном листе бумаги.

    • Достоинства и таланты большинства людей тесно связаны с их предпочтениями, а недостатки могут совпадать с антипатиями. Если вы любите пироги, печенье и пирожные, а своей сильной стороной считаете талант кондитера, то эти аспекты связаны. С другой стороны, возможно, вы не любите спорт, при этом своей слабой стороной назовете выносливость и координацию движений.
    • Очень часто наши слабости превращаются в антипатии, поскольку в этих аспектах нам никак не удается преуспеть. Именно в этом кроется причина конкретных симпатий или антипатий.
    • Весьма полезно просто знать такие аспекты. Всегда можно копнуть глубже и постараться превратить свои недостатки в достоинства или сосредоточить все силы на том, что удается более всего.
  2. Утешение и отрада. Нас характеризуют не только факторы, благодаря которым мы находимся в хорошем расположении духа, но также условия, которые вызывают чувство подавленности. Когда вы в последний раз испытывали напряжение или предавались унынию? Чего вам более всего не хватало в этот момент? Благодаря чему вы почувствовали себя лучше?

    Записывайте свои мысли и чувства в дневник. Начните наблюдать за своими мыслями и чувствами, чтобы лучше узнать себя. Потратив на это неделю, вы увидите достаточно полную картину тем и вопросов, которые часто тревожат вас, или сможете понять свое преобладающее настроение. Вы чаще думаете о хорошем или о плохом?

    • Перечитайте дневник, чтобы обнаружить едва уловимые намеки, касающиеся желательного направления развития собственной жизни, которых вы могли не замечать ранее. Возможно, что повторяющимся мотивом является путешествие, конкретный человек или новое хобби.
    • Попробуйте понять, что означают эти повторяющиеся темы, насколько вы хотите действовать в данном направлении.
  3. Пройдите тест на определение типа личности. Оценка личностных качеств с помощью теста, который можно пройти онлайн – это еще один способ познать себя. Одним людям не нравится, когда их причисляют к определенной категории, но другим четкая классификация позволяет упорядочить свою жизнь и поведение. Если вам приятно осознавать собственное “я” в контексте схожести с другими (или отличий), то попробуйте пройти бесплатный тест на определение типа личности в интернете.

    • На различных сайтах, посвященных психологии, вам потребуется дать ответы на ряд вопросов, касающихся ваших предпочтений и восприятия себя или окружающего мира. На основе анализа ответов система определит ваш тип личности. Из описания вы сможете узнать, каким интересам или профессиям стоит посвятить жизнь, а также как вы общаетесь с окружающими людьми.
    • Следует понимать, что любой бесплатный тест в интернете нельзя воспринимать как истину в последней инстанции. Не рассчитывайте получить нечто большее, чем общее представление о себе. Более глубокий и детальный анализ личности сможет провести клинический психолог.

    Часть 2

    Задайте себе важные вопросы
    1. Определите свои основные ценности. Ценности – это базовые стандарты, которыми вы дорожите и которые определяют ваши решения, поведение и отношение. К ним относятся убеждения или принципы, которые вы готовы отстаивать: семья, равенство, справедливость, мир, благодарность, надежность, объективность, финансовая устойчивость, целостность и многое другое. Если не знать свои основные ценности, то вы не сможете понять, насколько ваши решения соответствуют характеру, принципам и убеждениям. Следующие вопросы помогут вам лучше узнать основные ценности:

      • Представьте двух людей, которыми вы восхищаетесь. Какие черты этих людей вызывают у вас восхищение?
      • Вспомните момент, когда вы гордились собой. Что вызвало гордость? Вы помогли человеку? Достигли цели? Смогли защитить свои права или права другого человека?
      • Какие вопросы больше всего увлекают вас на локальном или глобальном уровне? К ним могут относиться правительство, окружающая среда, образование, феминизм, преступность.
      • Какие три предмета вы бы постарались спасти в случае пожара (при условии, что все живые существа уже находятся в безопасности)? Почему именно эти три предмета?
    2. Подумайте, насколько вы можете гордиться своей жизнью. Френсис Скотт Фитцджеральд писал: "Надеюсь, ты живешь той жизнью, которой гордишься. Если же нет, я надеюсь, ты обладаешь мужеством, чтобы начать все сначала". Если бы сегодня был ваш последний день, то насколько вас удовлетворило бы оставленное наследие?

      Чем бы вы хотели заниматься, если исключить финансовый аспект? В детстве мы часто представляем, кем хотим стать в будущем. С возрастом мы поддаемся влиянию общества и меняем свои мечты. Вернитесь в тот момент, когда у вас была заветная мечта, которую пришлось отложить в долгий ящик из-за неподходящего момента или нехватки средств. Как бы вы проводили свой день, если бы не нужно было думать о деньгах? Как бы вы прожили жизнь?

      Какой бы стала ваша жизнь, если исключить страх неудачи? Мы часто упускаем великолепные возможности или не рискуем воспользоваться случаем, поскольку боимся ударить в грязь лицом. Неуверенность в себе способна повлиять на всю вашу жизнь, если перестать бороться с ней. Увы, но сомнения только увеличивают количество тех самых "а что, если", которые накапливаются с возрастом. Вот несколько способов побороть страх неудачи, который не позволяет вам стать тем, кем вы хотите быть:

      • Осознайте, что неудачи необходимы. Ошибки позволяют оценить наши действия и стать лучше. Только неудачи позволяют нам учиться и расти.
      • Мысленно представляйте свой успех. Один из способов побороть страх неудачи – постоянно представлять, как вы достигаете поставленные цели.
      • Проявляйте настойчивость. Двигайтесь к своим целям через все препятствия. Человек обычно достигает самую невообразимую цель именно в тот момент, когда уже собирается сдаться. Никогда не позволяйте мелким неудачам заставить вас потерять из виду глобальную цель.
    3. Попросите окружающих охарактеризовать вас как личность. Сначала дайте ответы на вышеуказанные вопросы, а затем спросите несколько близких людей о том, каким человеком они вас видят. Их оценкой может стать список характеристик или конкретный момент, который (на их взгляд) лучше всего описывает вас как личность.

    Часть 3

    Оцените взаимоотношения с окружающими
    1. Интроверты и экстраверты. Если вы решитесь пройти тест на определение типа личности, то одним из важных факторов, которые принимаются во внимание, будет ваша интроверсия или экстраверсия. Карл Юнг использовал данные термины для описания направления, из которого человек черпает жизненную энергию – из внутреннего или внешнего мира.

      • Интроверт – это человек, который черпает энергию в изучении внутреннего мира мыслей, идей, воспоминаний и реакций. Такие люди наслаждаются одиночеством и обычно предпочитают проводить время с одним-двумя близкими людьми. Они могут быть склонны к размышлениям или замкнуты. Экстраверт – это человек, который черпает энергию во взаимодействии с внешним миром. Такие люди предпочитают вести бурную деятельность и общаться со всеми на свете. Они лучше всего чувствуют себя в компании других и могут совершать необдуманные поступки.
      • Обычно люди представляют себе интровертов робкими и замкнутыми, а экстравертов – общительными и дружелюбными. Такие представления ошибочны, так как большинство исследователей пришли к выводу, что все эти черты относятся к общему спектру. Ни один человек в мире не может быть на 100% интровертом или экстравертом, он лишь имеет некую склонность при определенных обстоятельствах.
    2. Какой вы друг? Осознание себя также включает информацию о ваших ожиданиях, чувствах и действиях, касающихся дружеских отношений. Оцените свои отношения с друзьями. Вы любите общаться с ними каждый день или только по праздникам? Вы сами организовываете встречи или всегда ждете приглашения? Насколько вы цените время, проведенное с друзьями? Вы делитесь с ними личными подробностями о себе или держите такие сведения в тайне? Насколько вы готовы поддержать друга в трудную минуту? Вы готовы бросить все и прийти на помощь? Насколько ваши требования к дружбе обоснованы (вы не ждете, что друзья будут рядом в любое время дня и ночи или должны дружить только с вами)?

      • Дайте ответы на эти вопросы и оцените, насколько вы хороший друг. Если вы хотите стать лучше, то поговорите с близкими друзьями и спросите, какие аспекты вам следует изменить.
    3. Оцените свое окружение. Принято считать, что человек – это усредненная личность пяти самых близких для него людей. Идея основана на законе средних чисел: последствия конкретного события являются усредненным значением всех возможных последствий. Отношения не являются исключением из данного правила. Те люди, с которыми вы проводите большую часть времени, оказывают на вас наибольшее влияние, хотите вы этого или нет. Внимательно взгляните на свое ближайшее окружение, поскольку эти люди также влияют на то, кем вы являетесь.

      • Несомненно, вы – личность, которая способна принимать собственные решения и приходить к собственным выводам. Однако окружающие оказывают порой незаметное влияние на вашу жизнь. При участии окружающих вы пробуете новые блюда, покупаете новую одежду, читаете новые книги и слушаете новую музыку. Они могут содействовать тому, чтобы вас взяли на работу. Они могут веселиться с вами до утра или плакаться вам в жилетку после разрыва с любимыми.
      • Вы замечаете в себе частички близких людей? Насколько вас устраивает то, что вы от них взяли? Проще говоря, если вы окружены положительными и оптимистичными людьми, то ваш настрой будет аналогичным. Если же вокруг вас только пессимисты, то их настроение не сможет не отразиться на вашей жизни. Осмотритесь вокруг, чтобы понять, кем вы являетесь.
    4. Подумайте, чем вы любите заниматься в одиночестве. Ваши действия в присутствии других людей многое скажут о вас, как и ваше времяпровождение наедине с собой. Общество влияет на наши мысли, поступки и чувства, а уединение раскрывает нашу истинную, нетронутую суть.

      • Как вы проводите время в одиночестве? Одиночество вас угнетает или радует? Вы спокойно читаете книги или включаете громкую музыку и танцуете перед зеркалом? Представляете себе свои самые смелые мечты?
      • Как ваши действия характеризуют вас?
    • Уделите несколько дней или недель каждому рассмотренному в статье аспекту или подходу, чтобы оценить и познать себя. Не выполняйте все действия сразу.
    • Примите себя и не обращайте внимания на то, что говорят другие. Вы – это только вы!