Как выращивают арахис в промышленности. Как вырастить земляной орех (арахис). Что нужно знать

Спасибо большое тем, кто откликнулся на — высказал свое видение об этом явлении, дал обратную связь с пожеланиями и предложениями, задал вопросы. Несколько читателей обратили внимание на отношение к изменениям и его роль в сопротивлении изменениям. Давайте сегодня рассмотрим этот вопрос — сфотографируем отношение, понаблюдаем процесс его изменения и познакомимся с конкретными советами по управлению отношениями.

Об отношении…

В словарях под отношением чаще понимают взаимную связь между предметами или явлениями. Но в области управления изменениями речь о другом…

Если попытаться представить «отношение» к изменениям метафорично в виде какого-то физического проявления, то я бы говорил не о силе воздействия, а о поле, о магнитном поле. Когда мы рассуждали о сопротивлении изменениям, то возникал образ некой силы, которая противостоит организационным преобразованиям — подобно силе упругости, возникающий при нанесении удара. Отношение — явление другого порядка, оно притягивает или отталкивает. Когда мы к чему-то относимся хорошо, то помогаем, способствуем его существованию, стараемся притянуть в свою жизнь. Если относимся отрицательно — избегаем, отталкиваем, возможно даже уничтожаем. В последнем случае явно происходит приложении сил. Но это приложением сил скорее не отношение, а последствия нашего отношения. Кристофер Скот предлагает .

Факторы, влияющие на отношение к изменениям

Отношение влияет на то, как человек будет реагировать на изменения. , которые формируют отношения к переменам в настоящий момент: природа изменений; последствия изменений; история изменений; тип личности; индивидуальная история. Можно сказать, получилась этакая статичная фотография отношения в данный момент.

Крутейший специалист по управлению изменениями обращает внимание на отношение, как динамическое состояние. Оно непостоянно и на него можно влиять, нарушая зону комфорта. Дерил предложил шкалу измерения уровня дискомфорта, что позволяет избежать дисфункциональное влияние. Таким образом можно сформировать у сотрудника готовность к переменам, которую .

Киган и Лейхи так же обращают внимание на то, что человек — это не некая константа, а скорее сосуд борьбы и противоположностей:). Люди имеют разные мнения относительно одного явления и внутренние убеждения борются между собой. Помочь перевесить чашу весов в сторону положительного отношения к изменениям можно используя .

Причины негативного отношения

В области управления изменениями большое внимание уделяется негативному отношению сотрудников к переменам. В представлены самые разные взгляды, но в первую очередь обращаю внимание на разностороннюю модель С. Хеллер, выделяющую — рациональный, личный и эмоциональный. Автор также дает конкретные советы о том, как изменять отношения к каждом конкретном случае.

Процесс изменения отношения

Переход от негативного отношения к позитивному представляет собой процесс индивидуальных изменений, в котором разные авторы выделяют свой перечень этапов. Так Дж. Прохазка, апробировал на тысячах людей: отторжение и начало осознания; осознание; решимость; действие; поддержание действия; рецессия и начало нового цикла. Идея состоит в том, чтобы на каждом этапе дать человеку то, в чем он нуждается, а не навязывать силой.

Благодаря наглядности и простоте менеджерам нравится четырехфазная модель изменения отношения сотрудников. Согласно ей, человек вначале отрицает изменения, потом сопротивляется, но осознавая неизбежность начинает проводить разведку «боем» и найдя себя в будущей организации становится приверженцем. При этом на некоторых этапах он проявляет свою эмоциональность, а на других скрывает ее и менеджерам приходится несладко. Подробнее .

Полюса отношения

Как было упомянуто выше, отношение к изменениям может быть со знаком плюс или минус. Кругер выделяет четыре типа отношения сотрудников: сторонники; потенциальные сторонники; противники; скрытые противники. И вывести всех на чистую воду.

Изменение отношения с отрицательного на положительное превращает человека в сторонника, агента перемен. Такой сотрудник не просто становится винтиком, встроенным в новое состояние организации, а занимает активную позицию по отстаиванию интересов, притягивает новое организационное состояние. Д.Майстер для отсеивания агентов перемен от противников предлагает не ходить вокруг да около, а .

Важно отметить, что сотрудники с положительным отношением так же могут оказывать сопротивление и изменять свое отношение во время перемен. , как протекают процессы у людей с разными полюсами — у противников график предстает более кривым.

Способы формирования позитивного отношения к изменениям

Рассмотренные выше факторы, модели, процессы — это одновременно и предложения авторов относительно того, как оказывать влияние на отношение сотрудников к происходящим в организациях переменам. Но выделю еще ряд интересных способов…

С помощью убеждения… В первую очередь в том, что вы, как менеджер, сами привержены планируемым изменениям. Преодолеть неверие сотрудников в намерения руководства поможет .

С помощью повышения готовности… С.Ковалев предлагает помочь сотрудникам Руководитель тоже человек и с его отношением к переменам бывают проблемы. Как руководителю работать с .

С помощью управления установками … Приверженность человека к сильным «родным» установкам способствует необъективному взгляду. не переубеждать, а интегрировать новое к имеющемуся. По мнению Дж.Марш важно понять, об изменениях.

С помощью вовлечения… Попробуйте вовлечь сотрудника в работу по изменениям. Если его отношение негативно — пусть выступит критиком (главное конструктивным). Интересный способ вовлечения предлагает Р.Кантер — .

Не забывайте про социальный аспект — люди влияют друг на друга. И поскольку конечная цель провести не индивидуальные, а организационные изменения, то воспользуйтесь — приложив усилия к изменению отношения 5 % работников организации, добьётесь того, чтобы изменения пустили корни.

Всегда ли можно изменить отношение

Изменение отношения — это управление отношением к переменам. А управление — это всегда затраты. Иногда овчинка не стоит выделки и легче избавиться от сотрудника.

Чтобы корректировать предпочтения сотрудников, и дальше действовать в соответствии с возможностями, выяснив с какими сотрудниками не по пути. В Ситибанк для последнего .

Выводы

Отношение к изменениям является тем фактором, который отталкивает или притягивает желаемое будущее. Его можно изменять, но не всегда это является целесообразным (иногда лучше воспользоваться «непопулярными» мерами).

Организация — социальная система и в целях повышения эффективности управления изменениями усилия по управлению отношениями лучше направить на небольшое количество ключевых сотрудников.

Отношение является динамичным состоянием и даже положительно настроенные сотрудники и инициаторы перемен в определенные моменты испытывают сомнение относительно будущего.

Лидеры перемен, особенно вначале пути, оказываются в меньшинстве. И это постоянно проверяет их отношение к изменениям на прочность. В этом случае важно руководителю не оставаться наедине со своими идеями и переживаниями — существуют разные ассоциации, клубы по интересам, коучи и консультанты.

Успехов в Ваших начинаниях!!!

Вопрос психологу

Добрый день! мне 26 лет.В последнее время мне очень тяжело морально на работе, тяжело уже от мысли что нужно туда идти...Работаю на очень ответственной должности- экономист в бюджетном учреждении второй го год. В прошлом году так же было тяжело, т.к. приступила к новой должности- многому нужно было учиться, понимать, но сейчас легче не становится. Постоянно возникают проблемы которые нужно решать, часто я не знаю как, сложное взаимодействие с другими ведомствами... многое не успеваю, делаю ошибки..Хочется просто спокойно делать свою работу, качественно и в срок...
В конце прошлого года прибавилась еще одна проблема- главный бухгалтер запланировал увольнение и на свое место рекомендовал меня. Я была на распутье-с одной стороны я только освоилась на должности экономиста,много еще не знаю, с другой стороны- карьерный рост, большая зп. Все поголовно говорили идти на эту должность, но я приняла решение что нет, не готова пока. Первый раз в жизни не оправдала ожидания других людей. Вобщем на этом фоне у меня последнее время постоянная плаксивость,чуть что не так на работе- иду в туалет и плачу, чтобы никто не видел. Что делать с таким состоянием? Это сигнал организма сменить работу или просто "капризы"?

Мария, здравствуйте.

Вы верно толкуете свои слезы, как сигнал организма. Осталось разобраться, сигнал чего. Я предполагаю, что это сигнал стресса, который Вы переживаете и с которым уже не можете справиться самостоятельно. А плач - это бессознательный призыв о помощи.

Что же вызвало у Вас такой сильный стресс?

Вы пишете, что хотите выполнять свою работу качественно и в срок.

В принципе Вам нравится работа по Вашей специальности. Однако есть то, что вызывает у Вас наибольшие затруднения

Новый круг обязанностей.

Как человек чрезвычайно ответственный Вы, испытываете сильное беспокойство, когда чувствуете, что можете не справиться с тем, что Вам поручили.

Здесь можно уловить некоторую фундаментальную характеристику Вашей личности, исходя из которой дать Вам рекомендации по выстраиванию карьеры.

Во-первых, частая смена работы - не для Вас. Так что и прямо сейчас не стоит горячится и куда-то бежать. Не смотря на то, что Ваша работа все еще вызывает у Вас трудности. Сам факт смены работы для Вас создает стресс, поэтому, Вам имеет смысл хорошенько разобраться что на что Вы собираетесь менять, прежде, чем решаться на увольнение.

Во-вторых, у меня сложилось впечатление, что в теперешней работе самую большую сложность для Вас составляют согласования, не вполне порой для Вас понятные. То есть Ваш результат зависит не только от Ваших операций с цифрами или документами, но и от других людей. И именно рабочее общение с ними оказывается очень сложным и напряженным.

Это значит, что виды работы, где есть необходимость чего-то добиваться от других людей, Вам на данном этапе Вашего профессионального развития, Вам вряд ли подойдет. То есть, чтобы чувствовать себя комфортно, Вам нужна такая работа, где бы Вы отвечали только за свой участок работы.

В-третьих, Вам очень важно соответствовать ожиданиям других людей.

Не буду спорить, это важно. Но... все же, если ориентируясь на ожидания других людей Вы слишком далеко уходите из зоны собственного комфорта - это чревато страданиями.

И, думаю, Вам необходимо пересмотреть свою позицию насчет соответствия ожиданиями других людей. Сделать его более реалистичным.

Подумайте о том, что у людей могут быть на Ваш счет совершенно нелепые, нереалистичные или даже разрушительные для Вас ожидания. И соответствовать всем им никогда невозможно. Никогда.

В -четвертых, самое главное для каждого человека не соответствовать чужим ожиданиям, а жить в соответствии с собственой природой, следовать ей. И тогда окружающие люди будут изменять свои ожидания. Ожидания изменять это нормально, а изменять собственой природе не надо. Это путь к страданию.

Вы правильно поступили, что отказались от должности, к которой у Вас не лежала душа. Вы неправильно только сейчас мучаетесь из-за своего отказа.

Вместо это лучше себя похвалите, потому что Вы, как решили, так и поступили.

В- пятых, Вам необходимо учиться заботиться о себе, сохранять свои личные границы, любить себя, в конце концов. Учиться работать в удовольствие, не изматывая себя и развивать в себе здоровый эгоизм. Потому что это часть профессионализма и любой успешной работы. Подумайте об этом.

Всего доброго,

с уважением,

Алёхина Елена Васильевна, консультации в Москве и в skype

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

2 6 520 0

Почти каждый взрослый человек проводит на работе львиную долю своего времени. И, к сожалению, многие из нас хоть раз в жизни понимали, что возвращаться по утрам в привычный офис (на завод, торговую точку, стул натурщицы в школе живописи) нет никакого желания.

Сменить работу не всегда возможно – в городе может не быть альтернативы нашему занятию, которая соответствует специальности, на прежней работе может удерживать зарплата, симпатия к коллеге или обычный страх перемен…

Но разве продолжать мучения – это выход? Ведь иначе необходимость как минимум восемь часов в день проводить там, где не хочется, не назовешь…

Бывает и наоборот – мы относимся к работе так ответственно, что это начинает влиять на другие сферы в нашей жизни.

Проще говоря, необходимость изменить отношение к работе может постичь каждого. Как это сделать? Разберемся в статье.

Слишком хорошо – тоже не хорошо

Мечта множества отечественных работодателей – человек, который проводит на работе чуть ли не все свободное время, прерываясь только на короткий сон и еду прямо возле компьютера. И хоть таковых немного, они обитают в офисных дебрях. Работодателям такое положение вещей на руку – до поры до времени, пока у человека не заканчивается энергия и не наступает профессиональное выгорание. Которое, в свою очередь, может закончиться чем угодно, в том числе – увольнением и побегом в глухую деревню.

Для самого работника неумение правильно распределять жизненные приоритеты, посвящая все время работе, тоже могут быть подходящим вариантом. Но все-таки люди, которых кроме любимого дела ничего не волнует, – это исключение из правила. Большинство испытывает потребность иметь личные отношения, дружеские связи, заботиться о здоровье, отдыхать и заниматься хобби. Полная отдача работе – это скорее временный вариант, жизненный период, который со временем должен уравновеситься другими сферами.

Как пишет Николас Спаркс в своем романе «Чудо любви»: «Кто на смертном одре не пожалел бы о том, что слишком много работал и слишком мало времени проводил с семьей?» С этим сложно не согласиться.

Тем не менее, почему такое количество людей интересует вопрос, как относиться к работе как к работе?

Проблема трудоголизма реальна и распространена по всему миру, правда, неравномерно.

Например, знаменитые трудоголики японцы доработались до того, что в их стране даже созданы специальные клиники реабилитации для людей, страдающих зависимостью от работы, где бедолагам помогают справиться со стрессами и нервными расстройствами, которые стали последствиями переутомления.

Вспомнить о жизни

Чтобы победить в себе трудоголика, очень важно держать в фокусе правильный мотив.

Например, обратить внимание, что все ровесники вокруг уже давно стали дедушками, и самому пора бы для начала хотя бы жениться. Или осознать, что сыну, чтобы узнать отца, который наконец-то добрался до дома из бесконечных командировок, приходится сверяться со старой фотографией. Или вспомнить обеспокоенное лицо врача, когда он смотрел результаты электрокардиограммы.

Освободить время

Чтобы успеть что-то, кроме работы, – нужно время. Как его обрести, если работы столько, что нет ни одной свободной минутки? Есть множество способов.


Сделать паузу

Очень часто вопрос о том, как изменить отношение к работе, связан не с тем, что человеку не нравится его занятие, а с тем, что он банально устал. Даже обожаемое дело, призвание может надоесть, если посвящать ему все свое время. В таком случае наиболее мудрое решение – сменить вид деятельности, отвлечься, сходить хотя бы в короткий отпуск при первой же возможности (желательно, чтобы она наступила раньше пенсии). В это сложно поверить множеству работников, начальники которых так и норовят отправить их в отпуск в феврале не более чем на пять с половиной дней…

Мудрые лидеры давно осознали, что профессиональное выгорание губит эффективность работы, и если видят его симптомы, отправляют подчиненных на отдых буквально принудительно.

Полезное сравнение

А если все наоборот – кажется, что работаешь на самой скучной, тяжелой, низкооплачиваемой работе во всем мире? Например, потому, что на офисной кухне закончился малиновый чай, и начальник в позапрошлом месяце дал премию меньше обычного. Такое впечатление легко исправить, просто наведя справки, что на самом деле творится на мировом рынке труда.

Скажем, вспомнить о людях в Индии, работа которых подразумевает необходимость без оборудования и спецодежды погружаться в канализацию, чтобы прочистить засорившиеся трубы, за пару долларов в день.

Несущественные изменения

Порой мы не можем сменить работу, но понимаем, что относимся к ней неправильно – с большой долей негатива. Возможно, отрицательные эмоции вызваны не работой в целом, а какими-то ее элементами? Например:

  • Работнику не нравится выполнять отдельные функции. Скажем, напоминать клиентам о задолженности. Может, в коллективе есть кто-то, с кем можно поменяться? Например, разгрести за соседа ненавистные бумажки, пока тот запросто сделает звонки.
  • Возможно, негативный отпечаток на отношение к работе откладывают эмоции, которые человек испытывает к коллегам, всем или нескольким. Часто решить проблему может примитивный переезд в соседний кабинет.
  • Часто дискомфорт на рабочем месте вызван и более банальными причинами – например, барахлящим компьютером, плохим освещением, духотой, неудобным стулом, шатающимся столом. Причем нередко люди о таком молчат. Здесь обычно помогает обращение к начальству с просьбой помочь и ее обоснованием – вместо того, чтобы ждать, пока компьютер очнется, можно заниматься поиском новых прибыльных клиентов.

Недостижимый идеал

Нам часто кажется, что хорошо там, где нас нет. На самом деле людей, которые довольны своей работой на 101 процент, крайне мало. Даже если кто-то занимается любимым делом, все равно некоторые участки работы доставляют дискомфорт. Чем их меньше – тем счастливее профессиональная судьба.

Просидеть всю жизнь на нелюбимой работе, имея возможность ее сменить – это преступление против самого себя.

Найти позитив

Этот совет вряд ли применим к упомянутым выше ныряльщикам в канализацию, но большинство профессий мира все-таки позволяют найти хоть что-то хорошее. Это может быть:

  • Достойная, по сравнению с рынком труда, зарплата;
  • прекрасное медицинское обслуживание по страховке;
  • стабильность и уверенность в завтрашнем дне;
  • близость от дома, что отменяет необходимость проводить по два-три бессмысленных часа, толкаясь в транспорте;
  • отличные отношения с коллегами – когда нет нужды каждый раз, присаживаясь, убеждаться, что на стул никто не подложил кактус, это тоже отлично;
  • гибкий график работы;
  • перспектива получить повышение (желательно, чтобы о нем сообщили, когда сотрудник находится на работе, а не больничной койке из-за нервного срыва и переутомления);
  • традиция компании организовывать веселые праздники для детей сотрудников, и т.д.

Юлия Оника , бизнес-тренер



В большинстве компаний существуют проверенные временем и практикой механизмы мотивации персонала . Упрощенно, большая часть схем мотиваций построены по следующей логике: получая определенный материальный или нематериальный стимул, сотрудник выполняет поставленные цели и достигает нужных результатов, после чего снова получает вознаграждение. Вместе с тем, работая с линейными руководителями в ходе обучающих программ по менеджменту, нам нередко приходится слышать вопросы о дополнительных возможностях менеджера в контексте мотивации подчиненных .

Действительно, как менеджеру мотивировать сотрудников, если существующие в организации механизмы не всегда дают необходимый результат? Что, если в отделе есть потенциальная «звезда» и менеджер может и хочет позволить себе индивидуальную работу с таким сотрудником, чтобы развивать его потенциал и повышать эффективность? Как решить проблему мотивации персонала в небольшой компании, в которой нет возможности выстраивать большую и сложную систему мотивации? Мы предлагаем посмотреть на вопрос мотивации с возможно, несколько необычной точки зрения: взаимозависимости способов и инструментов мотивации с существующим у сотрудника отношением к работе.

Пять моделей отношения сотрудника к работе

Если смотреть на понятие «работа» с более высокой перспективы, очевидно, что в жизни каждого человека она может выполнять различные роли. Для кого-то работа является инструментом реализации своих амбиций, для кого-то возможностью общаться и вступать во взаимодействие с другими людьми, для кого-то все намного прозаичней: работа - это просто способ обменивать свое время на деньги. Мы полагаем, что с разным отношением к работе у сотрудников будут разные реакции на одни и те же мотивационные воздействия . Давайте представим себе начинающего руководителя, увлеченного своей работой, активного посещающего обучающие тренинги, самостоятельно покупающего профессиональную литературу для повышения своей квалификации, заинтересованного в больших целях и масштабных проектах. Вряд ли его энтузиазм будет поддерживаться на нужном уровне, если компания в отношении его ограничится лишь стандартным набором мотивационных программ в виде компенсационного пакета, страховки и т.д. Такому сотруднику понадобится нечто большее. Например, возможность регулярно принимать участие в работе с более опытными руководителями, самостоятельно вести мощные и дерзкие проекты, что-то еще, поощряющее высокую вовлеченность менеджера в свою работу и повышающее его «планку» результатов.

Диалог с руководителями функций и подразделений компаний наших партнеров и обсуждение их текущих ситуаций позволили нам выделить у большинства современных сотрудников. Данные пять моделей достаточно универсальны и встречаются практически в любой организации на разных уровнях менеджмента. В основе модели лежит обобщенный ответ на вопрос: чем является работа для такого человека?

Работа как…

Рассмотрим более подробно каждую модель и те особенности, которые отличают сотрудников, для которых данная модель свойственна:

  1. Работа как способ выживания . Для сотрудника работа является своего рода жизненной необходимостью. Можно предположить, что если бы у него была такая возможность, он бы не работал - на этой конкретной должности, в этой компании или вообще не занимался бы трудовой деятельностью. В офисе такой сотрудник не работает, а словно отбывает повинность. В своей повседневной работе такой сотрудник будет делать только то, что говорит руководитель. Скорее всего, он не очень любит свою работу или, если такой сотрудник работает достаточно долго, он хорошо научился притворяться и говорить «правильные» тексты о важности ориентации на результат и работе на благо компании. Такой сотрудник может быть хорошим исполнителем. Но он не захочет брать на себя повышенные обязательства, включаться в новый проект без понимания, как это отразится на его общей загруженности, регулярно проявлять инициативу. Нередко у такого сотрудника есть постоянная «мечта в кармане» - о предстоящих выходных, о скором отпуске, о времени, когда можно будет накопить денег и открыть какое-то свое дело, о пенсии
  2. . Сотрудник ориентирован на получение максимальной финансовой отдачи от своей профессиональной деятельности. Нередко можно встретить среди таких сотрудников людей, помимо работы увлеченным каким-либо дорогостоящим хобби или увлечением, требующим финансовых вложений. Работа для них - способ поддержания выбранного способа жизни с помощью денег. Чаще всего - они хорошие, уверенные в себе профессионалы, понимающие, сколько стоит их труд на рынке. Скорее всего, принимая предложение, человек с подобным отношением к работе тщательно взвешивал, где и в какой компании он сможет получать больше, работая в более комфортных условиях. Попробуем более пристально посмотреть на такого сотрудника. На первом месте для него всегда будут стоять вопросы компенсации, которые будут включать в себя зарплату, возможность получать бонусы, льготы, пенсионные планы, различные привилегии, в том числе поддерживать социальный престиж. На втором своеобразные качественные характеристики работы - условия работы, особенности руководителя и коллег, культуры компании и т.д. Все это будет влиять на образ жизни, который может позволить себе такой человек с соответствующим балансом между работой и личной жизнью, способностью тратить на себя и своих близких конкретную сумму денег или позволять себе определенный life style
  3. . Человек полностью идентифицируется со своей работой, своей должностью и с тем, что он делает в компании. Работа для него - это часто «дело жизни» или хобби, которое переросло в способ зарабатывания денег. Чаще всего, в компании такой человек работает с удовольствием, вовлечено, переживая за «общее». Он ответственно относится не только к своей сфере полномочий, но и отслеживает, что там происходит у коллег по смежным функциям. Ему очевидно, что проблемы или сложности в одном подразделении могут через некоторое время вызвать сложности в его собственной работе. Такой человек, как правило, не проводит различий между работой и отдыхом - во время выходных он нередко может позволить себе на час-другой съездить в офис или, открыв ноутбук, проработать какую-то документацию или почту. Большинство друзей таких людей работают в одной области, если не в одной компании. В своем крайнем проявлении данное отношение к работе проявляется в виде трудоголизма, когда сотрудник переусердствует на работе, засиживается допоздна, предпочитает работу отдыху
  4. . В понимании такого сотрудника успех в жизни приравнивается к социальному успеху, а социальный успех может дать хорошая карьера. В этой связи, вся его рабочая активность направлена на достижение более высокой карьерной ступеньки в организации. Как правило, такие сотрудники есть в каждой крупной компании - в небольших организациях или в бизнесах «семейного» типа им откровенно тесно. Такие люди могут последовательно повышать свой уровень профессионализма, оттачивать навыки планирования, работы в целях, решения более сложных задач и т.д., рассчитывая свои возможности, добирая недостающие для следующей карьерной ступеньки навыки. Нередко таким людям нравятся «карьерные войны», состязательность, возможность участвовать в различных интригах, особенно, если карьерные механизмы в компании недостаточно ясны и понятны. В своих крайних проявлениях такие люди воспринимают карьерный рост как прямую борьбу, а коллег по работе - как потенциальных соперников. Таким люди никогда не останавливаются. Победив в очередной карьерной битве, сотрудник через некоторое время ставит себе следующую карьерную цель
  5. . Подобную модель отношения к работе в своей практике мы встречали достаточно редко. Более того, как правило, она была присуща в большинстве случаев менеджерам, а не рядовым специалистам или ассистентам. Человека с таким отношением к работе отличает ощущение, что работа придает сил и энергии, а не отнимает их. Такой человек склонен продолжать действовать и любить свою работу, несмотря на все препятствия, он желает полностью реализоваться и вкладывать силы в работу. У таких людей устойчивость к выгоранию - они умеют балансировать между разумной вовлеченностью в свою профессиональную деятельность и трудоголизмом. Они в буквальном смысле вкладывают в свою работу душу

Непосредственный руководитель может сделать что-то, что скорее положительно отразится на мотивации своего подчиненных и что-то, что с большой вероятностью отразится негативно. Если смотреть на это через призму различного отношения к работе, то какие действия или активности руководителя будут способствовать повышению, а какие - понижению мотивации сотрудников?

Работа как способ выживания

Снизит мотивацию:

  • Отсутствие периодических премий и бонусов
  • Регулярные авралы и много работы
  • Обращения с просьбой о сверхурочной работе
  • Большая переменная часть заработной платы

Повысит мотивацию:

  • Предсказуемость и стабильность должностных обязанностей
  • Четко определенные функциональные обязанности и границы ответственности
  • Различного рода надбавки к заработной плате типа «выполнил в срок проект – получил дополнительный день к отпуску»

Работа как способ заработка денег

Снизит мотивацию:

  • Более низкая заработная плата по сравнению с возможной на рынке
  • Отсутствие возможностей для роста дохода
  • Любое, даже обоснованное обстоятельствами, понижение оплаты или остановка ее роста

Повысит мотивацию:

  • Повышение качества условий работы сотрудника, например, частота, предсказуемость и условия командировок, количество работы по выходным и длительность отпуска
  • Возможность получения значительной переменной части в заработной плате

Работа как способ самоидентификации

Снизит мотивацию:

  • Сомнения в профессионализме сотрудника
  • Неконструктивная обратная связь или жесткая критика от руководителя о его работе
  • Отсутствие обучения в компании
  • Отсутствие проектов для проявления всех своих скрытых качеств

Повысит мотивацию:

  • Опека и обучение от профессионально более опытного специалиста и менеджера
  • Возможность повышения квалификации с помощью тренингов и дополнительного развития на рабочем месте
  • Более сложные и мощные проекты
  • Совместный отдых с коллегами

Работа как способ достижения социального успеха

Снизит мотивацию:

  • Долгое отсутствие изменений (такой сотрудник боится не успеть сделать карьеру)
  • Отношение «как ко всем» от руководителя
  • Перевод на должность или карьерный promotion, не позволяющий двигаться по карьерной лестнице дальше

Повысит мотивацию:

  • Показать ступеньки и возможности как «вертикальной», так и «горизонтальной» карьеры в компании
  • Формальное повышение статуса сотрудника (новая и «звучная» должность при сохранении всех атрибутов прежней должностной позиции)

Работа как средство самореализации

Снизит мотивацию:

  • Формальное отношение к работе со стороны руководителя (например, проявляющееся в фразе «зачем напрягаться, это всего-навсего очередной проект»)
  • Проекты, не позволяющие заниматься тем, что нравится больше всего

Повысит мотивацию:

  • Работа в команде единомышленников, разделяющих увлеченность сотрудника профессиональной деятельностью
  • Перевод сотрудника на более ответственную должность, позволяющую использовать его высокую вовлеченность в целях организации

Мы полагаем, что для линейного руководителя важно понимание, по меньшей мере, двух принципов мотивации сотрудников в контексте их отношения к работе:

  1. Убедиться в существующих возможностях . Руководителю целесообразно сопоставить существующие возможности системы мотивации в компании с условными потребностями своих подчиненных. Вполне возможно, что все потребности реализуются с помощью действий, которые предпринимает организация. Например, если в компании существует налаженная система бонусирования, HR регулярно мониторит рынок на предмет размера адекватной заработной платы и при этом большинство сотрудников в отделе относятся к работе как к средству заработной платы, вряд ли имеет смысл что-то делать дополнительно. Кроме этого, нужно понять, может ли компания дать сотруднику то, что ему может быть интересно?
  2. Просчитать «цену вопроса» . Мы не рекомендуем использовать дополнительную мотивацию к сотрудникам, которые не являются стратегическим ресурсом компании. Если менеджер понимает, что работающий в его отделе специалист не горит работой, не очень хорошо трудится, обладает ограниченным набором навыков в своей профессии и вообще является условным «балластом», инвестировать в него свое управленческое время нерационально: ведь проще найти нового специалиста

Наш опыт показывает, что соблюдая данные принципы и опираясь на различия в отношении к работе сотрудников, руководитель может существенно повысить вовлеченность и мотивацию персонала своего подразделения.

Как относится к своей работе правильно, и получать от нее удовольствие будет рассказано в данной статье.

Правило 1. Знание трудового законодательства никому не помешает. Каждый работник должен знать, что за переработки и работу в выходные дни работодатель должен оплачивать в двойном размере. А при увольнении вы должны получить на руки выплату в несколько окладов.

Зная закон, вы не позволите эксплуатировать вас. Конечно, существует такой момент, что многие компании идут в обход законодательства, например, выдают зарплату в конвертах. В таких организациях, как правило, сотрудник лишен большинства прав, поскольку их отстаивание может привести к снижению зарплаты без видимых на то причин и что еще хуже – к увольнению.

Существенным фактом является тот момент, если компания, в которую вы устраиваетесь работать, предоставляет своим сотрудникам «белую» зарплату.

Правило 2. Каждый работодатель мечтает найти такого работника, который бы работал за идею и не был заинтересован в заработной плате. В этом есть психологический момент, поскольку работник, постоянно считающий деньги, может быть мотивирован только деньгами и ничем более. Общее командное дело его вряд ли заинтересует, поэтому ни о каких переработках без оплаты не может быть и речи. Если вдруг такому сотруднику предложат более денежное место, он без сомнения переметнется к конкуренту.
Именно подобные моменты заставляют многие компании выбирать сотрудников, стремящихся за идеей и поощрять это стремление в ходе рабочего процесса.


В любой организации существует ряд корпоративных ценностей, которые должны сплотить коллектив. Каждый сотрудник тут трудится не для собственного блага, а для блага всей компании. Чтобы эту идею поддерживать в рабочем коллективе, руководство придумывает различные тренинги, награждения, пропаганду, развитие корпоративного патриотизма.

Несмотря на такую идейность работы, этим состоянием может пользоваться недобросовестное начальство, которое начнет эксплуатировать вас. К тому же работа за идею часто вызывает в сотруднике много переживаний, поскольку он работает на результат. Часто подобное явление заставляет работника выходить на работу не только в выходные дни, но и во время болезни, чувствуя угрызения совести за то, что не успевает сдать очередной отчет.

В то же время, сотрудник, нацеленный на деньги, меньше переживает по поводу работы. Его главной целью является заработная плата, поэтому он быстро переключается с работы на личную жизнь и не несет неприятности рабочего процесса за обеденный стол.

Поэтому психологи рекомендуют относиться к своей работе так, чтобы не привязываться к ней настолько, чтобы забывать о себе. Работа представляет собой только средство для достижения личных целей, не стоит ради нее отказываться от себя, личной жизни и семьи. Получайте удовольствие от работы, тогда и рабочий процесс будет проходить легко.

Правило 3. Знание трудового законодательства позволит вам контролировать рабочий процесс. Очень часто начальство начинает эксплуатировать работника, взывая к его ответственности. Не стоит серьезно воспринимать подобного рода провокации, поскольку всю ответственность вы несете во время рабочего дня, а к сверхурочным работам это никак не относится. При необходимости вы можете помочь своим коллегам справиться с поставленными задачами, но это не должно входить в привычку. Помните, что постоянная сверхурочная работа не является нормой.

Правило 4. Отстаивая свои права, большинство сотрудников боится испортить отношения с начальством. Но при этом никто из них не боится потерять уважение в глазах руководителя, поскольку вечно соглашающийся напоминает покорного слугу.

Вы не сможете испортить отношения, если будете грамотно требовать то, что прописано в трудовом законодательстве. Но даже если этот момент был воспринят начальством неадекватно, то правда на вашей стороне: вы устраивались на работу, а не уходили в рабство. Подумайте, стоит ли такая работа ваших сил?


Правило 5. Часто сотрудники не могут обратиться к начальству, поскольку бояться его. Но начальники тоже люди и хотя они напускают на себя важный вид, все же они остаются простыми смертными. Если вас что-то не устраивает в организации рабочего процесса, то лучше всего не шушукаться об этом с коллегами, а идти прямиком к начальнику и в доверительной беседе осветить проблему. Не бойтесь предлагать свои идеи прямо руководству, возможно, именно благодаря такому прямому подходу вы станете заметны в своей компании.

Правило 6. Главное правило на работе: не ошибается тот, кто ничего не делает. К любой ошибки относитесь философски, не стоит из-за неудачи заламывать руки и впадать в депрессию. Самое страшное, что могут сделать за вашу ошибку – это уволить. Но на этом не заканчивается жизнь, поэтому не стоит столь трагично воспринимать все ваши ошибки, поскольку такое сильно беспокойство негативно сказывается как на вашей работоспособности, так и на здоровье.

Самое главное при совершении ошибок – провести их анализ, чтобы больше их не повторять. Психологи подметили, что страх совершить ошибку провоцирует их появление. Измените свое отношение к работе, и держите себя в руках.

Правило 7. Не стоит ради рабочих подвигов пренебрегать здоровьем или семейной жизнью. Работа является только частью вашей жизни, поэтому относиться к своей работе нужно спокойно, без фанатизма, иначе она поглотит все вокруг вас. Стараясь таким образом выслужиться перед начальством, вы забудете о себе и своих потребностях, в то время как такое рвение могут не оценить по достоинству. Очень важно научиться получать удовольствие от работы, а не стремится получить награду «самый лучший работник месяца», после чего слечь с каким-нибудь нервным заболеванием в больнице.

Правило 8. Нередко плохое отношение начальства, сверхурочную работу пытаются терпеть только потому, что считают, что таких возможностей и условий нигде больше не предоставят. Самым верным способом узнать так это или нет: узнать об условиях труда в других подобных организациях и даже просмотреть вариант перехода на новое рабочее место. Многие люди бояться срываться с насиженного места, поскольку думают, что найти работу, отвечающую всем требованиям, достаточно сложно. Но если не попытаться это сделать, то можно просидеть на нелюбимой работе с опостылевшими коллегами до трудовой пенсии.

Начните ходить на собеседования – это позволит вам изменить отношение к работе , повысить вашу самооценку и определить максимальные предложения по заработной плате. Знание того, как оплачивается работа подобно вашей, позволит вам подойти с предложением к начальству о ее повышении.

Правило 9. Не стоит относиться к своей работе как единственному рабочему месту, за которое следует держаться обеими руками, особенно если условия труда вас не совсем устраивают. Пробуйте, ищите, развивайтесь, стремитесь к лучшему. И тогда вы сможете найти ту работу, которая будет приносить вам удовлетворение. Не стоит переживать из-за нападок начальства и угроз увольнения. Найдите лучшее свое рабочее место сами, и тогда ваше руководство прочувствует, какого ценного сотрудника оно потеряло.

Правило 10. Умейте на работе работать, а дома – отдыхать. Не стоит нести рабочие проблемы в дом, поскольку это вызовет нервное раздражение у ваших домашних и вы будете еще больше переживать вне рабочих стен. Помните, что работа – это только часть жизни.

Некоторые люди гордятся своим трудоголизмом, но это скорее говорит о том, что человек пытается скрыться от своей жизни за рабочим процессом. Умение радоваться жизни, находится приятное в общении и отдыхе является не менее важным, чем каждый день ходить на работу.

В заключении можно сказать, что не стоит демонстрировать все вышеперечисленные правила на своем рабочем месте. Очень важно понять каждому, что работа должна быть подчинена вашей жизни, а не жизнь – работе. Исходя из этого, действуйте в правильном направлении: спокойно и с правильным расчетом подходя к рабочему процессу.