Год введения опричнины ивана 4. Причины введения опричнины. Приложение. учреждение опричнины

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, совокупность правовых норм, административных правил и государственных мер, направленных на ограничение операций резидентов и нерезидентов с национальной и иностранной валютой, золотом, другими валютными ценностями. Валютные ограничения - составляющая валютной политикиι; сочетаются с кредитным и торговым регулированием. Впервые были введены в Австро-Венгрии, Германии и других странах во время 1-й мировой войны. Мировой экономической кризис 1929-33 годов, приведший к резкому ухудшению состояния платёжных балансов многих стран, вызвал широкое применение валютных ограничений. В годы 2-й мировой войны валютные ограничения были введены почти всеми странами, кроме США и Швейцарии. После войны МВФ стал выступать за их постепенную отмену.

В конце 1950-х годов во многих западноевропейских странах валютные ограничения были ослаблены, а в ряде стран отменены в связи с введением конвертируемости их валют. В условиях глобализации мировой экономики и её наиболее динамичной составной части - финансовой глобализации, которая бурно нарастала в последние десятилетия 20 века и продолжает интенсивно развиваться в 21 веке, наблюдается тенденция всё большей либерализации платежей по текущим операциям и операциям, связанным с движением капитала. В странах развивающихся и трансформирующихся (страны с переходной экономикой) сохраняется валютный контроль, в первую очередь направленный на ограничение капитальных операций.

В развитых странах валютные ограничения применялись для уравновешивания платёжных балансов, поддержания курсов национальной валюты и пополнения валютных резервов. Эти же цели преследуют валютные ограничения, применяемые в развивающихся странах и переходных экономиках, однако ограничения в этих странах обычно охватывают более широкий круг операций по валютным расчётам и отличаются большей жёсткостью. Но в 2000-е годы в этих группах стран наблюдается заметное смягчение валютных ограничений (особенно при платежах по текущим операциям). В России одной из неотменённых форм валютных ограничений является обязательная продажа предприятиями-экспортёрами 10% своей валютной выручки на внутреннем валютном рынке за рубли.

Основные меры при использовании валютных ограничений: сосредоточение операций с иностранной валютой в определённых банках (центральном или уполномоченных на проведение таких операций); регулирование платежей и переводов иностранной валюты за границу; обязательная продажа экспортной выручки (всей или части) центральному банку; ограничения в отношении вывоза и ввоза иностранной и национальной валюты; открытие специальных счетов нерезидентам в банках данной страны; запрет на открытие счетов резидентами в иностранных банках; разрешительная система при осуществлении капитальных операций; применение множественных валютных курсов. Валютные ограничения дают, как правило, кратковременный эффект, но в конечном счёте отрицательно влияют на международные экономические отношения.

Лит.: Фрей Л. И. Валютные и финансовые расчеты капиталистических стран. М., 1969; Валютный рынок и валютное регулирование. М., 1996.

Один из действенных способов валютного контроля коммерческих структур - валютные ограничения, правила формирования единой электронной отчетности.

Валютные ограничения на счета с иностранной валютой

Валютные ограничения могут быть реализованы путем законодательной регламентации текущих или финансовых операций:

  • экспортно-импортных взаиморасчетов;
  • обмена валюты;
  • переводов физических, юридических лиц;
  • ввоза инвалюты.

Откройте в банке 2 спецсчета:

  1. Транзитный - для зачисления иностранной валюты.
  2. Текущий - для списания необходимой суммы.

Для разблокировки платежа предоставьте СВО (справку о валютных операциях), паспорт сделки, контракт (основание платежа), заявку на поступление средств (перевод).

Валютные ограничения на территории России носят либеральный характер и будут еще больше упразднены с целью улучшения конвертации рубля.

Валютные ограничения как элемент валютной системы

В рамках проекта МВФ существует такое понятие, как валютные ограничения - механизмы, направленные на стабилизацию экономики отдельных государств. Валютные ограничения как элемент валютной системы является одним из способов избежать резкого изменения стоимости валюты, а также потрясений среди населения страны. В рамках МВФ большая часть ограничений официально запрещена, но допускается в течение переходного периода для государств-участников, которые нуждаются в подобных инструментах. Временные валютные ограничения позволяют стабилизировать платежный баланс участника.

Ограничения финансовых операций

Все ограничения финансовых операций устанавливаются государством в зависимости от текущего состояния платежного баланса страны. Так как одним из способов улучшения ситуации является накопление капитала, то при пассивном платежном балансе часто делают акцент на ввоз валюты в страну, а также на ограничении ее вывоза. Как правило, государство приостанавливает выплату внешних долгов. Существует и другая ситуация, когда активный платежный баланс вынуждает государство идти по пути ограничения ввоза капитала. В этом случае приоритетным является повышение курса национальной валюты. Ценные бумаги не продаются нерезидентам, ограничиваются сделки с нерезидентами, а также ограничивается ввоз иностранной валюты.

Ограничения текущих операций

В списке ограничений текущих операций можно выделить несколько основных направлений:

  • обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральным банкам страны;
  • запрет на экспорт товаров за национальную валюту;
  • ограничивается продажа иностранной валюты импортерам;
  • оплата некоторых импортных товаров иностранной валютой запрещается;
  • устанавливаются ограниченные сроки продажи иностранной валюты экспортерами и контроль авансовых платежей импортеров;
  • вводится регулирование сроков платежей по экспортным и импортным сделкам.

Комплексное применение этих мер позволяет стабилизировать общую ситуацию на рынке валюты, товаров и услуг. Одновременно государство может завышать или занижать национальный курс валюты для регулирования объемов экспорта и импорта в конкретный момент времени.

Валютный риск

Любой валютный риск представляет собой общее обозначение возможных убытков (потери прибыли) с вероятностью, отличной от нулевой. Валютный риск является нормальным и прогнозируемым явлением, которое неизбежно возникает при торговле валютой на внутренних и внешних рынках. Размер риска часто соответствует объемам закупки или продажи валюты, но также серьезно зависит от временного периода, который охватывает сделка купли-продажи. Основной источник риска - неблагоприятное изменение курса валют, ценных бумаг и драгоценных металлов, которое не было учтено или спрогнозировано при планировании сделки.

Валютное регулирование и контроль

Любое воздействие на валютную политику со стороны государства представляет собой явление, именуемое валютным регулированием и контролем. Государство устанавливает порядок проведения сделок по купле или продаже валют, а также вводит ограничения на те или иные виды сделок с целью стабилизации экономики. Именно государство устанавливает размер валютного резерва, который в свою очередь будет влиять на валютные потоки и операции. В принципах регулирования и контроля прописано единство внешней и внутренней политики РФ, максимальное невмешательство государства в расчеты резидентов и нерезидентов, а также обеспечение государством их защиты.

1. Валютные ограничения: сущность, принципы, цели

1.1. Сущность валютных ограничений

1.2. Цели валютных ограничений

1.3. Принципы валютных ограничений

1.4. Меры, применяемые при валютных ограничениях

1.5. Влияние валютных ограничений на валютный курс и международные экономические отношения (МЭО)

2.1.Виды валютного риска

2.5. Защитные оговорки

Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов. При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на центральный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы (например, во Франции после второй мировой войны). В России этими органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступают Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и др. Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.

1.2. Цели валютных ограничений:

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: 1) выравнивание платежного баланса; 2) поддержание валютного курса; 3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач. Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения используются военно-промышленными комплексами для импорта военно-стратегических товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения. Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте.

Поэтому немонополизированный сектор обычно выступает против их введения. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и дискриминации торговых партнеров. Немаловажную роль в их реализации играют политические мотивы.

В целях давления на другие страны ведущие державы применяют валютную блокаду. Это экономическая санкция в форме односторонних валютных ограничений одной страны или группы стран по отношению к другому государству, препятствующих использованию его валютных ценностей с целью принудить его к выполнению определенных требований и направленных на подрыв его валютно-экономического положения. Сущность валютной блокады заключается в замораживании валютных ценностей этого государства, хранящихся в иностранных банках, и применении дискриминационных валютных ограничений.

«Во время и после второй мировой войны Великобритания блокировала банковские счета, на которых хранилась иностранная (в основном английская) валюта стран стерлинговой зоны. Средства с этих счетов могли использоваться только для расчетов между участниками данной валютной группировки. В связи с национализацией Англо-Иранской нефтяной компании в начале 50-х годов Банк Англии прекратил обратимость фунтов стерлингов в доллары для Ирана и рекомендовал Италии и Японии не вести расчеты с этой страной в фунтах стерлингов. В 1956г. в ответ на национализацию Суэцкого канала банки Великобритании, США и Франции организовали валютную блокаду в отношении Египта, заморозив его валютные счета».

Валютные ограничения предусматривают: 1) регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг, 2) запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; 3) концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. В их числе также платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы.

Различаются следующие принципы валютных ограничений, определяющие их содержание:

Централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

Лицензирование валютных операций - требование предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной валюты;

Полное или частичное блокирование валютных счетов;

Ограничение обратимости валют. Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и др. Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и «невидимые» операции) и финансовые (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).

Формы валютных ограничений отражают их внутреннее содержание и структуру, различаются по сферам их применения. По текущим операциям платежного баланса практикуются следующие их формы:

Блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

Обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным (девизным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка;

Ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии;

Ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

Запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

Запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

Регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в связи с развитием операций «лидз энд лэгз» в условиях нестабильности валютных курсов. Иногда контролируются авансовые платежи импортеров иностранным экспортерам, устанавливаются ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты на национальную (30 дней), чтобы эти средства не были использованы для спекулятивных операций против национальной валюты;

множественность валютных курсов - дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам.

Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., после отмены золотого монометаллизма и введения валютных ограничений. Поскольку многие валютные счета были блокированы и степень свободного распоряжения ими была различна, скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты колебались от 10 до 90% (в Германии).

«После второй мировой войны многие страны-члены МВФ в нарушение его Устава практиковали множественность валютных курсов. Во Франции было установлено десять валютных курсов. До середины 60-х годов в Турции наряду с завышенным официальным курсом национальной валюты (1 долларов США = 2,8 лиры) применялись другие дифференцированные курсы: 9 лир по импорту в целях его сдерживания; 4,9 лиры по экспорту меди; 5,6 лиры по экспорту изюма и орехов в целях стимулирования вывоза этих традиционных экспортных товаров страны; 9 лир по вывозу других товаров».

Хотя в большинстве промышленно развитых стран курс валют был унифицирован с введением их конвертируемости, отдельные государства периодически возвращаются к практике множественных валютных курсов в форме двойного валютного рынка.

Завышение курса национальной валюты по определенным товарам или операциям имеет целью удешевить импорт товаров первой необходимости, уменьшить реальные выплаты по внешнему долгу в данной валюте, уменьшить экспорт определенных товаров. Занижение курса преследует противоположные цели. Курсовая разница выступает как премия или скидка по отношению к официальному курсу. Причем за множественностью валютных курсов нередко скрывается фактическая девальвация (так, введение в Турции многоступенчатого курса лиры в июне 1979 г. обернулось фактическим снижением ее курса к доллару на 43,6%). Лицензионная система по импорту ограничивает возможность ввоза товаров. Несмотря на рекомендации об отмене множественности валютных курсов, включаемые в стабилизационные программы МВФ, некоторые развивающиеся страны продолжают использовать их для защиты национальной экономики.

В целях экономии иностранной валюты ограничивается ее обмен для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов. Валютные ограничения распространяются на страхование, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные вознаграждения, перевод прибылей и процентов и другие «невидимые» операции. Формы валютных ограничений по финансовым операциям зависят от направления регулирования движения капиталов.

При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза и «бегства» капитала, стимулированию притока капитала в целях поддержания курса валюты:

Лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

Контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом, привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск облигационных займов), чтобы они не повлияли на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении;

Ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;

Принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту. К этой мере прибегали Германия перед второй мировой войной, Великобритания в период и после войны;

Полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу. В период мирового экономического кризиса 30-х годов 25 стран прекратили платежи по внешним долгам, а Германия с 1933 г. погашала стерлинговую и долларовую задолженность немецкими марками, зачисляемыми на блокированные счета без права распоряжения ими и обмена на иностранную валюту.

При чрезвычайных обстоятельствах объектом валютных ограничений является золото. Во время второй мировой войны рынки золота были закрыты: во Франции - до 1949г., Великобритании - до 1954г., в Нидерландах - до 1968г. В США в течение 40 лет с 1934г. были запрещены операции с золотом для физических и юридических лиц.

При активном платежном балансе в целях сдерживания как притока капиталов в страну, так и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютных и кредитных ограничений по финансовым операциям:

Депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков. В ФРГ в 1978г. минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в центральном банке, были повышены до 100% прироста иностранных обязательств банков. В Японии эта норма была повышена в марте 1978г. с 50 до 100%, чтобы приостановить приток долларов в страну, а в декабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержке доллара, с февраля 1979г. отменена, за исключением 0,25%;

Запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам. В Швейцарии в 1972-1974 гг. частично, а с февраля 1978г. до конца 1979г. почти полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерезидентам. В ФРГ в январе 1978г. была запрещена продажа иностранцам национальных ценных бумаг сроком от 2 до 4 лет. В Японии запрет на покупки нерезидентами краткосрочных облигаций в иенах был временно введен в марте 1978г.;

Обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (практиковалась в Швейцарии);

Запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте. Подобный запрет действовал в Швейцарии с ноября 1974г. по февраль 1980г. с целью перераспределения капиталов из страны на рынок еврошвейцарских франков и снижения курса национальной валюты;

Введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых). При этом проценты платит либо вкладчик банку, либо банк, заинтересованный в привлечении вкладов в иностранной валюте, выплачивает сам государственному валютному учреждению. Такую меру применяли в разное время Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Швейцария (в 1972-1979 гг.) с целью сдерживания притока капиталов. Так, в Швейцарии в 1978г. ставка «негативных» процентов составляла 10% в квартал по вкладам нерезидентов в швейцарских франках на сумму свыше 5 миллионов франков;

Ограничение ввоза валюты в страну. Впервые эта мера была введена в Швейцарии в 1976-1977гг. Затем банковский закон 1979г. запретил банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, арендуемых иностранцами, держать чеки на крупные суммы, выписанные на их имя по приказу иностранных клиентов;

Ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам. В Швейцарии эти ограничения практиковались с ноября 1974г. по март 1980г., затем они были смягчены: по продаже франков на срок до 10 дней лимит был увеличен с 20 до 40% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974г., по сделкам на более длительный срок - с 50 до 80%;

Схема принудительных депозитов. Эта мера применялась в ФРГ с марта 1972г. по сентябрь 1974г. Фирмы, активно прибегавшие к еврокредитам, по которым ставки были ниже, чем в стране, должны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в Немецком федеральном банке.

Таким образом, валютные ограничения в ряде случаев переплетаются с кредитным и торговым регулированием. Их арсенал разнообразен, неэффективные формы заменяются более приспособленными к особенностям валютно-экономического положения страны и конкуренции на мировом рынке.

Оно различно по степени и направленности в зависимости от форм ограничений и валютно-экономического положения отдельных стран и мировой экономики в целом. В ряде случаев это фактор воздействия на конкурентоспособность товаров наряду с ценами, условиями поставки и качеством послепродажного обслуживания. Следствием валютных ограничений является поддержание на определенном уровне официального валютного курса. Однако на свободном рынке устанавливается параллельный, более высокий, чем официальный, курс иностранной валюты, а на нелегальном («черном») - еще более высокий ее курс.

После второй мировой войны, несмотря на жесткие валютные ограничения в ряде стран Западной Европы, курс их валют снижался. А курс валют Швейцарии, Японии, ФРГ, несмотря на контроль за притоком капиталов, стремительно повышался. Относительно действенным средством сдерживания притока иностранного капитала в Швейцарию оказались ограничения на форвардные продажи швейцарских франков нерезидентам, а также отрицательные процентные ставки по их счетам. Однако распространение негативных процентов на счета во франках иностранных центральных банков в Швейцарии оказалось неэффективным, поскольку доля швейцарского франка в международной валютной ликвидности невелика. В ФРГ введение отрицательных процентных ставок не дало значительных результатов, так как рынок ссудных капиталов в этой стране более открытый, чем в Швейцарии. Увеличение норм обязательств резервов в 1978г. до 100% прироста иностранных обязательств банков ФРГ дало возможность изъять 1/3 притока иностранных валют.

Программа добровольных ограничений и сменившая ее система регулирования всех форм вывоза капитала из США не привели к уменьшению объема зарубежных кредитов американских банков.

Противоречивость валютных ограничений по финансовым операциям состоит в одинаковом их воздействии как на нежелательное перемещение «горячих» денег, «бегство» капитала, так и на нормальные потоки краткосрочных капиталов.

Лимитирование обмена национальной валюты на иностранную для туристов, отправляющихся за рубеж, стимулирует спекулятивные операции на «черном» валютном рынке.

Валютные ограничения дают кратковременный положительный результат. Так, если отмена валютных ограничений в сентябре 1968г. облегчила «бегство» 15 млрд французских франков из Франции, то после их восстановления отлив капиталов резко сократился и сальдо движения краткосрочных капиталов стало положительным. В конечном счете валютные ограничения отрицательно влияют на МЭО в целом, в частности затрудняя развитие экспорта. Экспортеры, не имея уверенности в получении иностранной валюты, стремятся уклониться от сдачи валютной выручки девизным банкам по невыгодному для них официальному курсу национальной валюты посредством:

Манипулирования ценами в счетах-фактурах (двойной контракт). Например, экспортер по договоренности с импортером занижает официальную цену для прохождения таможенного контроля по сравнению с реальной валютной выручкой. Разница зачисляется на счет физического лица или подставной фирмы в иностранном банке;

Продажи товара в третьи страны, чьи валюты не подлежат сдаче;

Писем адвокатов, которые аргументируют просьбу фирмы-экспортера не сдавать часть валютной выручки государству в связи с необходимостью оказать поддержку своему заграничному отделению;

Взяток, в частности в виде ценного подарка или услуги. Органы валютного контроля строго следят за соблюдением соответствующего законодательства, ценами, счетами, применяют штрафы и санкции при нарушениях. Однако большинство юридических и физических лиц предпочитают подвергаться санкциям, но не потерять выгодного контрагента. Вопреки валютным ограничениям государство делает ряд уступок крупным фирмам.

2. Валютный риск: участники и структура

Валютный риск является одним из видов коммерческих рисков, суть которого заключается в опасности валютных потерь в результате изменения курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа в период между подписанием внешнеторгового или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему.

2.1.Виды валютного риска

1) операционный - возможность убытков или недополучения прибыли;

2) балансовый (трансляционный) - несоответствие активов и пассивов, выраженных в инвалютах;

3) неблагоприятное воздействие валютного риска на экономическое положение предприятия.

В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный период.

2.2. Участники валютного риска

Участниками являются экспортер (кредитор) и импортер (должник). Экспортер несет убытки при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа, так как он получит меньшую реальную стоимость по сравнению с контрактной. Аналогичным будет валютный риск для кредитора, который рискует не получить эквивалент стоимости, переданной во временное пользование заемщику. Напротив, для импортера и должника по займам валютные риски возникают, если повышается курс валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа. В обоих случаях эквивалент в национальной валюте должника будет меньше сумм, на которые контрагенты рассчитывали при подписании соглашения. Колебания валютных курсов ведут к потерям одних и обогащению других фирм и банков. Валютным рискам подвержены обе стороны соглашения (торгового и кредитного), а также государственные и частные владельцы иностранной валюты. Валютные риски банков возникают при открытой валютной позиции. Изменение валютных курсов влияет на результаты деятельности ТНК, осуществляющих инвестиции в разных странах и в разных валютах. При девальвации иностранной валюты сумма капиталовложений в реальном исчислении может оказаться ниже, чем при инвестициях в национальной валюте, и даже превратиться в убыток.

2.3. Принципы страхования валютного риска

Мировая практика выработала следующий основной принцип страхования валютного риска. Нетто-позиции по каждой инвалюте суммируются, сортируются по срокам заключения и исполнения сделки и должны быть застрахованы в конце каждого месяца обычно одной суммой для упрощения отчетности, за исключением отдельных сделок. С введением единой валюты в ЕС валютный риск исчезнет во взаимоотношениях стран, присоединившихся к зоне евро.

Участники международных кредитно-финансовых операций подвержены не только валютному, но и кредитному, процентному, трансфертному рискам. Кредитный риск - риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по кредиту, причитающихся кредитору. Этот риск несет кредитор при неплатежеспособности заемщика. Процентный риск - опасность потерь, связанных с изменением рыночной процентной ставки по сравнению со ставкой, предусмотренной кредитным соглашением в период между его подписанием и осуществлением платежа. Заемщик несет риск снижения рыночной процентной ставки, а кредитор - риск ее повышения. Трансфертный риск - риск невозможности перевода средств в страну кредитора (экспортера) в связи с валютными ограничениями в стране-заемщике или его неплатежеспособностью и другими причинами. Участники рынка осуществляют международные сделки на базе комбинации разных валют, процентных ставок, сроков и ищут эффективные способы покрытия валютных, кредитных, процентных, трансфертных и других рисков.

2.4. Способы защиты от валютных рисков

1. Принятие решения о необходимости специальных мер по страхованию риска.

2. Выделение части внешнеторгового контракта или кредитного соглашения, открытой валютной позиции, которая будет страховаться.

3. Выбор конкретного способа и метода страхования риска.

В международной практике применяются три основных способа страхования рисков: 1) односторонние действия одного из контрагентов; 2) операции страховых компаний, банковские и правительственные гарантии; 3) взаимная договоренность участников сделки. Иногда комбинируется несколько способов.

На выбор конкретного метода страхования валютного и кредитного рисков влияют такие факторы:

Особенности экономических и политических отношений со страной - контрагентом сделки;

Конкурентоспособность товара;

Платежеспособность импортера или заемщика;

Действующие законодательные ограничения на проведение валютных или кредитно-финансовых операций в данной стране;

Срок, на который необходимо получить покрытие риска;

Наличие дополнительных условий осуществления операции (залоговый депозит, гарантия третьего лица);

Перспективы изменения валютного курса или процентных ставок на рынке и т. д.

С целью достижения оптимального страхования валютного и кредитного рисков контрагенты допускают уступки по одним статьям соглашения, добиваясь преимуществ по другим. Одним из методов страхования рисков являются защитные оговорки - договорные условия, включаемые в соглашения и контракты, предусматривающие возможность их пересмотра в процессе исполнения в целях страхования валютных, кредитных и других рисков, т. е. ограничения потерь контрагентов МЭО. Составной частью защитных мер от валютного риска является прогнозирование валютного курса и процентных ставок. При этом практикуются метод экспертных оценок, базирующийся на знаниях, интуиции субъектов рынка, и формализованные методы. В их числе рыночно-ориентированные методы, многофакторные эконометрические, а также методы, основанные на ретроспективном анализе динамики валютного курса.

Мировая практика страхования валютных и кредитных рисков отражает эволюцию этих рисков и методов защиты от них, связанную с изменениями в экономике и мировой валютной системе. При золотом стандарте валютные риски были минимальны, так как валютный курс колебался в узких пределах золотых точек. После первой мировой войны в условиях нестабильности мировой валютной системы валютные риски возросли. При Бреттонвудской системе, основанной на режиме фиксированных валютных курсов и паритетов, валютные риски были обусловлены периодическими официальными девальвациями и ревальвациями. За 1949-1973 гг. было проведено около 500 официальных девальваций и 10 ревальваций. В связи с кризисом Бреттонвудской системы и переходом к плавающим валютным курсам (с марта 1973 г.) и Ямайской валютной системе валютные риски увеличились.

«Резкие краткосрочные колебания и заметные долгосрочные отклонения курсовых соотношений приводят к переоценке или недооценке валют на мировых рынках. Несбалансированность платежных балансов и международных расчетов периодически приводит в движение значительные объемы краткосрочных капиталов («горячие» деньги). Огромны масштабы валютной спекуляции». Увеличилась амплитуда колебаний плавающих процентных ставок. Этому способствовал кризис задолженности, поразивший большую группу развивающихся стран и государств Восточной Европы. Широкая либерализация международных валютных и кредитно-финансовых операций сочетается с усилением требований национальных органов контроля и надзора к банкам, которые обязаны соблюдать установленные банковские коэффициенты.

2.5. Защитные оговорки

После второй мировой войны для страхования валютного риска применялись золотые и валютные оговорки.

Золотая оговорка - разновидность защитной оговорки, основанная на фиксации золотого содержания валюты платежа на дату заключения контракта и пересчете суммы платежа пропорционально изменению этого золотого содержания на дату исполнения. При прямой золотой оговорке сумма обязательства приравнивалась к весовому количеству золота (после второй мировой войны 1 т пшеницы - к 65-70 г чистого золота). При косвенной золотой оговорке сумма обязательства, выраженная в валюте, пересчитывалась: сумма платежа повышалась пропорционально уменьшению золотого содержания этой валюты (обычно доллара) или снижалась при его повышении. В отдельных странах применение золотой оговорки было запрещено законодательством. Применение золотой оговорки базировалось на предпосылке, что существуют официальные золотые паритеты - соотношения валют по их золотому содержанию, которые с 1934 по 1976г. устанавливались на базе официальной цены золота, выраженной в долларах. В результате резких колебаний рыночной цены золота, частых девальваций в условиях кризиса Бреттонвудской системы золотая оговорка утратила защитные свойства против валютного риска. В связи с Ямайской валютной реформой, отменившей золотые паритеты стран - членов МВФ и официальную цену золота, золотая оговорка перестала применяться.

Валютная оговорка - условие в международном торговом, кредитном или другом соглашении, оговаривающее пересмотр суммы платежа пропорционально изменению курса валюты оговорки с целью страхования экспортера или кредитора от риска обесценения валюты. Валюта и сумма платежа ставятся в зависимость от более устойчивой валюты оговорки. Наиболее распространена защита в форме несовпадения валюты цены (займа) и валюты платежа. Если валюта цены товара или валюта займа оказалась более устойчивой, чем валюта платежа, то сумма обязательства возрастает пропорционально повышению курса валюты цены (оговорки) по отношению к валюте платежа. При другом варианте оговорки валюта цены и валюта платежа совпадают, но сумма платежа поставлена в зависимость от курса последней к валюте оговорки. Например, сделка заключена в итальянских лирах, а валютой оговорки является доллар США. Экспортеры и кредиторы несут риск при снижении курса валюты оговорки по отношению к валюте сделки.

Многовалютные (мультивалютные) оговорки, в соответствии с ними сумма денежного обязательства пересчитывается в зависимости от изменения курсового соотношения между валютой платежа и корзиной валют, заранее выбираемых по соглашению сторон.

Товарно-ценовая оговорка - условие, включаемое в международные экономические соглашения с целью страхования экспортеров и кредиторов от инфляционного риска. К таким оговоркам относятся: 1) оговорки о скользящей цене, повышающейся в зависимости от ценообразующих факторов; 2) индексация, основанная на включении в соглашение особой индексной оговорки о пересчете суммы платежа пропорционально изменению индекса цен за период с даты подписания до момента исполнения обязательства. Индексные оговорки мало применяются в международных расчетах в связи с трудностями выбора и пересмотра индексов, реально отражающих рост цен на товары. Кроме того, заемщики возражают против ухудшения условий кредитования при применении индексной оговорки.

Компенсационные сделки для страхования валютных рисков при кредитовании: сумма кредита увязывается с ценой в определенной валюте товара, поставляемого в счет погашения кредита, с целью избежать изменений этой суммы вследствие колебаний цен и курсов валют. Однако при этом односторонние выгоды получают контрагенты, покупающие продукцию предприятий, построенных по компенсационным сделкам. Заемщику невыгодно фиксировать цены на момент заключения сделки, так как в условиях инфляции его реальные расходы по погашению кредита будут меньше, чем при поставках товаров по заранее фиксированным ценам. Комбинированная валютно-товарная оговорка используется для регулирования суммы платежа в зависимости от изменений как товарных цен, так и валютных курсов. Если цены и курсы изменяются в одном направлении, то сумма обязательства пересчитывается на наибольший процент отклонения; если направление их динамики не совпадает, то сумма платежа меняется на разницу между отклонениями цен и курсов. Банки используют плавающие процентные ставки для страхования рисков по средне- и долгосрочным кредитам.

2.6. Современные методы страхования валютного риска

С 70-х годов вместо защитных оговорок, которые не дают полной гарантии устранения валютного риска, применяются в основном новые методы покрытия валютного и кредитного рисков. В их числе: 1) валютные опционы (впервые в 1973г. на чикагской бирже); 2) межбанковские операции «своп»; 3) форвардные валютные операции; 4) валютные фьючерсы (с 1973г. на нью-йоркском валютном рынке, с 1972г. на чикагском валютном рынке и др.).

Валютный опцион - сделка между покупателем и продавцом валют, которая дает право покупателю опциона покупать или продавать по определенному курсу определенную сумму валюты в течение обусловленного времени за вознаграждение.

Один из способов страхования валютного риска - форвардные сделки с валютой платежа. Например, экспортер, продавая товары на определенную валюту, одновременно заключает валютную сделку на срок, реализуя будущую валютную выручку. Импортер, напротив, прибегает к форвардной сделке для заблаговременного приобретения валюты платежа, если ожидается повышение ее курса к моменту платежа по контракту. С 70-х годов для страхования валютного риска применяются валютные фьючерсы - торговля стандартными контрактами. Для защиты банковского портфеля ценных бумаг, приносящих фиксированные доходы, применяются процентные фьючерсы.

Литература

1. Л.Н. Красавина - Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – Учебник – Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – 608 стр.

2. В. К. Ломакин Мировая экономика. Учебник. - Москва, издательство «Юнити-Дана», 2005г. – 736 стр.

3. А. С. Булатов Мировая экономика. – Учебник. - Москва, издательство «Юрист», 2002г. – 690 стр.

4. Баринов Э. А. Валютные рынки и валютные операции. Москва, издательство «Анкил»,1996г. – 80 стр.

5. Европейская валютная система. Сборник статей. Выпуск 2. ЦБ РФ. Москва, 1999г.

6. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – 810 стр.


Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – стр53.

Л.Н. Красавина - Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – Учебник – Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – стр.239

Л.Н. Красавина - Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – Учебник – Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – стр.248

Л.Н. Красавина - Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – Учебник – Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – стр.521


Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей. Введение валютных ограничений может диктоваться как экономическими, так и политическими мотивами. В целом же минимизация вторжения государства в валютные отношения, развитие экономической свободы всегда означает уменьшение валютных ограничений.
Законодательство зарубежных государств знает немало разновидностей валютных ограничений, к числу которых можно, например, отнести: централизацию валютных операций в центральных банках; лицензирование валютных операций; полное или частичное блокирование валютных счетов; обязательную продажу валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или уполномоченным банкам; ограничения обратимости валют и т.д.
Валютные ограничения могут применяться как по текущим валютным операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала. Законодательные ограничения операций с валютными ценностями одна из форм валютной политики Российской Федерации. Одним из объектов валютных ограничений являются валютные права предприятий и населения. Так, деятельность предприятий-экспортеров регулируется в 1990-х годах с помощью экспортных лицензий, а также экспортно-импортных тарифов. Экспортные лицензии рассматриваются как средство сдерживания вывоза сырья и топлива из страны. А импортные тарифы - как средство снизить конкуренцию зарубежных товаров против товаров, производимых отечественной промышленностью. Одним из валютных ограничений является обязательная продажа части экспортной валютной выручки на внутреннем рынке.
В процессе осуществления движения капиталов и кредитов предприятия России имеют право покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом лишь с разрешения Центрального банка РФ.
В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 млн. рублей. Вывоз иностранной валюты сверх суммы в 500 долларов США допускается при наличии справки уполномоченного банка.
Одним из важных валютных ограничений является официальное запрещение обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства. С января 1993 г. реализация гражданам на территории России товаров, работ и услуг за иностранную валюту разрешается только магазинам, имеющим лицензию Центрального банка, который определяет перечень реализуемых товаров и услуг. Эта мера направлена на борьбу с "долларизацией" экономики.
В качестве определенного смягчения валютных ограничений можно назвать предоставленное гражданам право открывать валютные счета в банках, а также продавать и покупать иностранную валюту в обменных пунктах уполномоченных банков. Иностранным фирмам и гражданам (нерезидентам) разрешено открывать счета в рублях в банках России, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок России
8. Валютный контроль
Основы законодательного регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными функциями (направлениями) валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Представляется, что законодательные формулировки, закрепляющие цель и функции валютного контроля, противоречивы. Так, если целью контроля однозначно является лишь законность валютных операций, то приведенные выше пункты "в" и "г" позволяют предположить, что валютный контроль должен осуществляться и за целесообразностью операций.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:
o органами валютного контроля;
o агентами валютного контроля.
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 г. # 205 "Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии выпотного рынка" создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Ее структура и компетенция определены Постановлением Правительства # 560 от 16 июня 1993 г. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:
* контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, финансовое право регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
* осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
* участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;
* осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;
* организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;
* контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;
* проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;
* обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;
* осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.
Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право:
* получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;
* проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
* ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
* иные права, предусмотренные законодательством.
В развитие валютного, в том числе экспортного, контроля Центральный банк РФ совместно с Государственным таможенным комитетом РФ ввели в действие Инструкцию #19 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".
Актуальность усиления экспортного контроля была продиктована серьезной экономической проблемой: утечкой капиталов за границу. Значительное число предприятий-экспортеров не переводило экспортную валютную выручку из-за рубежа. В результате чего десятки миллиардов долларов оседали в зарубежных банках. Следовательно, снижались валютные поступления в страну, недобирались соответствующие налоговые платежи, наносился ущерб формированию государственного бюджета. Согласно Инструкции Экспортер (резидент РФ, от имени которого заключен контракт на экспорт товаров) предъявляет контракт или его заверенную в установленном порядке копию в уполномоченный банк, где находится валютный счет Экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком Экспортер оформляет паспорт сделки документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту.
Ответственность за нарушения валютного законодательства, выявленные в ходе осуществления валютного контроля. Основные виды ответственности установлены п. 1ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле:
а) взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;
б) взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты и нерезиденты за:
* отсутствие учета валютных операций;
* ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;
* непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая:
* не была учтена;
* была учтена ненадлежащим образом;
* по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.
При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:
а) взыскания в доход государства сумм, указанных в п. 1 ст. 14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;
б) приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Важно отметить, что взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля: с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.
Юридические лица обязаны продавать государству часть валютной выручки, полученной от реализации экспортной продукции. Освобождение от этой обязанности производится на основании указов Президента Российской Федерации при условии, что выручка будет использована на государственные или общественные цели.
Например, Указом Президента Российской Федерации "Об освобождении Информационного телеграфного агентства России и Российского информационного агентства "Новости" от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг" от 22 ноября 1994 г. эти агентства освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг, при условии направления высвобождаемых валютных средств на приобретение современного оборудования и совершенствование базисного сбора, обработки и передачи информации.
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте.
Порядок реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Центральным банком России.
В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк России запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
Порядок совершения сделок с драгоценными металлами урегулирован Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г." Положение распространяется на сделки с золотом и серебром: в стандартных слитках, в минеральном и вторичном сырье, содержащем золото и серебро; с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монетах.
Сделки с перечисленными выше объектами вправе совершать следующие субъекты (в отношении ряда из них названное Положение содержит соответствующие дополнительные предписания): Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням; Центральный банк Российской Федерации; специально уполномоченные банки (коммерческие банки); пользователи недр (юридические и физические лица); скупочные предприятия; предприятия-заготовители; предприятия-переработчики; аффинажные заводы (государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,6%); промышленные потребители (юридические и физические лица); инвесторы.
Произведенные на территории Российской Федерации слитки золота и серебра покупаются у пользователей недр Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, а также Центральным банком Российской Федерации и коммерческими банками, специально уполномоченными им по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами.
Драгоценности, принадлежащие государству, хранятся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Отпуск из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации золота для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках, а также отпуск из Фонда иных драгоценных металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных в годовых планах (лимитах) их отпуска, утвержденных Правительством Российской Федерации, и на цели, не предусмотренные этими планами, производится по решениям Президента Российской Федерации на основании представления Правительства Российской Федерации.
Такое представление должно содержать информацию об общем количестве соответствующих ценностей, находящихся на хранении в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на момент направления представления, и об их планируемых поступлениях, о наличии задолженности государства сдатчикам ценностей, о конкретных направлениях расходования средств от предполагаемых операций с ценностями, а также о фактическом выполнении предыдущих решений Президента Российской Федерации по этим вопросам.
Операции с драгоценными металлами в случаях, не предусмотренных названной правовой нормой, осуществляются через уполномоченные банки и внешнеторговое объединение "Алмаз-ювелирэкспорт" по решению Правительства Российской Федерации.
Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Для обозначения этого вида деятельности следовало бы использовать термин "надзор". "Надзор" в общепринятом смысле означает обеспечение законности какой-либо деятельности, в то время как под "контролем" понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесообразности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения обязанными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей деятельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций). Однако термин "валютный контроль" является общепринятым, поэтому он широко используется, несмотря на отмеченную неточность.
Валютный контроль является частью, видом финансового контроля, поэтому валютному контролю присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации" Государственный таможенный комитет - орган валютного контроля, а иные таможенные органы - агенты валютного контроля, подотчетные этому Государственному комитету.
На основании ст. 199 Таможенного кодекса России таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Федерации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. В валютном контроле участвуют и другие органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю" от 24 сентября 1993 г. Министерство безопасности Российской Федерации (ныне - Федеральная служба контрразведки Российской Федерации), Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации информируют Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций

Различают две основные сферы применения валютных ограничений - текущие и финансовые операции платежного баланса.

В мировой практике по текущим операциям используются следующие формы валютных ограничений:

Вводится обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично; при этом продажа должна осуществляться центральным банкам стран и уполномоченным банкам, имеющим лицензию центрального банка;

Запрещается экспорт товаров за национальную валюту; выручка иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране блокируется, ограничиваются возможности распоряжаться этими средствами;

Для сокращения оттока валюты за рубеж ограничивается продажа иностранной валюты импортерам: она осуществляется только при наличии разрешения органа валютного контроля; в некоторых странах для получения импортной лицензии требуется внесение импортером на депозит в банке определенной суммы национальной валюты;

Запрещается оплата некоторых импортных товаров иностранной валютой;

Устанавливаются ограничения для импортеров на форвардные покупки иностранной валюты;

Для ограничения возможностей экспортеров и импортеров использовать валютные ресурсы в спекулятивных операциях против национальной валюты устанавливаются ограниченные сроки продажи иностранной валюты экспортерами и контроль за авансовыми платежами импортеров иностранным поставщикам;

Одной из форм валютных ограничений по текущим операциям является регулирование сроков платежей по экспортным и импортным сделкам. В условиях колебания валютных курсов экспортеры и импортеры манипулируют сроками международных расчетов. Ожидая снижения курса национальной валюты, импортеры ускоряют платежи и покупают на срок иностранную валюту. Экспортеры в этой ситуации, наоборот, стремятся задержать получение иностранной валюты и не продавать на срок будущие валютные поступления. Такая тактика и получила название "лидз энд лэгз". Так как даже небольшой разрыв в сроках международных расчетов может вызвать значительный отлив капитала из страны, в целях ограничения операций "лидз энд лэгз" вводится регулирование сроков платежей по экспорту и импорту;

Многие страны практикуют множественность валютных курсов, т.е. применение дифференцированных валютных курсов по различным видам операций, по разным товарным группам.

Для поощрения экспорта устанавливается надбавка к официальному курсу при обмене экспортерами экспортной выручки в иностранной валюте на национальную валюту.

Для удешевления импорта определенных товаров завышается курс национальной валюты по отношению к официальному. Эта же мера применяется и для сокращения экспорта определенных товаров.

Для достижения противоположных целей курс национальной валюты занижается;

В целях экономии иностранной валюты вводятся ограничения на ее обмен для резидентов, выезжающих за рубеж, а также на "невидимые" операции платежного баланса - лицензионные платежи, страхование, перевод прибыли и процентов, гонорары, комиссионные вознаграждения и др.

По финансовым операциям формы валютных ограничений устанавливаются в зависимости от того, как складывается платежный баланс страны.

При пассивном платежном балансе применяются ограничения по вывозу капитала из страны и меры по стимулированию его ввоза. К таковым относятся следующие валютные ограничения:

Устанавливаются лимиты на вывоз иностранной и национальной валюты, ценных бумаг, на предоставление кредитов;

Осуществляется контроль за операциями на кредитном и денежном рынках. На их проведение нужно получить разрешение Министерства финансов, а на привлечение иностранных кредитов требуется предварительное разрешение органов валютного контроля;

В сложных ситуациях (например, перед войной, во время и после войны) прибегают к принудительному изъятию иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продаже за валюту;

Полностью или частично прекращается погашение внешней задолженности, либо оплата ее производится национальной валютой без права перевода за рубеж: национальная валюта зачисляется на блокированные счета без права распоряжения ею и обмена на иностранную валюту;

При чрезвычайных обстоятельствах валютные ограничения применяются в отношении золота: запрещаются операции с золотом для юридических и физических лиц, в некоторых странах рынки золота закрываются. Так было во время Второй мировой войны.

При активном платежном балансе валютные ограничения по финансовым операциям направлены на сдерживание притока капиталов и повышение курса национальной валюты. В этих целях применяются следующие формы валютных ограничений:

Вводится запрет на инвестиции нерезидентов и на продажу им национальных ценных бумаг;

Ограничивается ввоз иностранной валюты в страну;

Устанавливаются ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам;

Новые международные обязательства банков депонируются на беспроцентном счете в центральном банке. В некоторых странах минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в центральном банке, достигали в отдельные периоды времени 100% прироста иностранных обязательств банков;

Аналогичная мера применяется в отношении привлеченных зарубежных кредитов, ставки по которым ниже, чем в стране заемщика. В этом случае используется схема принудительных депозитов: фирмы-заемщики должны часть привлеченных капиталов помещать на беспроцентный счет;

Запрещается выплачивать нерезидентам проценты по вкладам в национальной валюте.

Таким образом, валютные ограничения весьма разнообразны по своему характеру, содержанию, целям применения. Эволюция валютных ограничений отражает их связь с валютно-экономическим положением отдельных стран и мировой экономики в целом.

Впервые валютные ограничения стали применяться воюющими странами в период Первой мировой войны. Затем наступил кратковременный период относительной стабилизации. А с началом мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. валютные ограничения получили широкое распространение. Это было связано с необходимостью концентрации валютных ресурсов в руках государства в условиях крушения золотого стандарта, ухудшения платежных балансов многих стран и обесценения их валют. С началом Второй мировой войны валютные ограничения были введены почти во всех странах. В большинстве стран они сохранялись длительное время и после войны.

Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов стран и укреплению курса национальных валют. Как временная мера они могут применяться в целях защиты экономики от кризисных явлений. Но валютные ограничения не позволяют использовать национальные валюты в международных расчетах, свободно обменивать их на иностранные валюты. В результате в условиях валютных ограничений сокращаются объемы внешней торговли. Поэтому к началу 60-х гг., когда в целом экономическое положение в странах стабилизировалось, все экономически развитые страны отменили валютные ограничения. Сделали это и многие развивающиеся страны. При этом в одних странах отмена распространялась только на текущие операции (платежи по внешнеторговым контрактам, за транспортные и другие услуги), а в других - и на движение капитала.

В дальнейшем полная или частичная отмена валютных ограничений происходила и в других странах по мере улучшения их экономического и финансового положения. И в настоящее время только в наименее развитых странах Африки, Азии и Латинской Америки они продолжают действовать.

Снятие валютных ограничений свидетельствует о том, что государство в области регулирования валютных отношений устанавливает приоритет экономических мер перед административными. Но либерализация не означает отсутствия государственного регулирования. Меняется только соотношение экономических и государственных мер.

26.3. Валютное регулирование и валютный контроль в России

Валютное регулирование в Российской Федерации

Валютное регулирование занимает важное место в системе управления экономикой любого государства. Через валютное регулирование реализуется валютная политика страны.

Задача валютного регулирования в России заключается в том, чтобы с помощью установленного порядка проведения валютных операций управлять внутренними и внешними валютными потоками в целях воздействия в нужном направлении на финансовый рынок страны и ее экономику в целом, а именно:

Добиваться оптимизации платежного баланса, т.е. такого соотношения между поступлениями и расходами иностранной валюты, при котором страна может своевременно погашать свои международные обязательства;

При необходимости переориентировать валютные потоки в приоритетные сектора экономики в интересах участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности;

Поддерживать стабильность национальной валюты и формировать достаточные золотовалютные резервы.

В соответствии с вышеуказанной целью объектами валютного регулирования являются:

Международные платежи и переводы капитала;

Репатриация валютной выручки, возможность ее оставления на зарубежных счетах;

Вопросы купли-продажи иностранной валюты, в том числе и обязательная продажа;

Вопросы применения иностранной валюты в расчетах на территории страны;

Вопросы вывоза иностранной валюты;

Другие вопросы, регулирование которых направлено на преодоление негативных явлений в экономике и финансовой сфере страны.

Таким образом, с точки зрения государственных задач валютное регулирование является инструментом государственного регулирования в сфере международных валютных отношений. Но для эффективной работы этого инструмента нужен контроль за его работой. Поэтому неотъемлемой частью валютного регулирования является валютный контроль.

Валютное регулирование в Российской Федерации основывается на валютном законодательстве, которое состоит из Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятых в соответствии с ним нормативных актов по вопросам валютного регулирования.

Первый Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" был принят 9 октября 1992 г. (N 3615-1). С учетом вносимых в него изменений и дополнений он действовал до 18 июня 2004 г., когда вступил в силу новый Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (далее - Закон).

Два существенных отличия нового Закона от ранее действовавшего:

Большинство норм нового Закона имеют прямое действие, тогда как предыдущий Закон был рамочным, а его нормы имели отсылочный характер;

В новом Законе заложен совершенно иной принцип регулирования порядка проведения валютных операций: разрешено все, что не запрещено законодательством. В прежнем Законе был заложен принцип - запрещено все, что не разрешено.

Все участники валютных отношений разделены Законом на две категории - резиденты и нерезиденты.

Учитывая важность того факта, что классификация участников валютных отношений по принципу резидентства и нерезидентства определяет объем их прав и обязанностей, уточнен критерий деления на резидентов и нерезидентов: для юридических лиц - исходя из законодательства страны, по которому создано юридическое лицо; для филиалов, представительств, иных подразделений юридических лиц - по статусу головной организации; для физических лиц - в зависимости от гражданства.

Соответственно, к резидентам относятся:

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся за пределами территории РФ;

Само российское государство - т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые регулируются данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и любые иные официальные представительства России, находящиеся за пределами ее территории, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

Граждане Российской Федерации, за исключением тех граждан РФ, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства;

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством России.

Приведенная в Законе формулировка в отношении физических лиц исключает возможность того, что какое-либо физическое лицо не относится ни к той, ни к другой категории субъектов валютных отношений.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;

Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и их постоянные представительства при межгосударственных и межправительственных организациях;

Физические лица, не являющиеся резидентами (т.е. кроме тех физических лиц, которые признаются резидентами в соответствии с данным Законом);

Иные лица, не указанные в перечне "резиденты".

Таким образом, и для юридических лиц исключается возможность оказаться не отнесенным ни к той, ни к другой категории субъектов валютных отношений.

Прежде чем анализировать содержание Закона, необходимо определиться с понятийным аппаратом. Он изложен в данном Законе.

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия.

Валюта Российской Федерации - это:

Денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России, а также изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Иностранная валюта - это:

Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства или группы иностранных государств, а также изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Внешние ценные бумаги. Закон не дает прямого определения этого понятия. К внешним ценным бумагам отнесены те ценные бумаги, в том числе и в бездокументарной форме, которые в соответствии с данным Законом не относятся к внутренним ценным бумагам. А определение внутренних ценных бумаг дается в Законе.

Внутренние ценные бумаги - это:

Эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в рублях и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

Иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории России.

Следует иметь в виду, что перечень ценных бумаг, относящихся к категории "иных", выпущенных на территории России, определен Гражданским кодексом РФ (ст. 143 ГК РФ).

Понятие внутренних и внешних ценных бумаг в целях валютного регулирования введено в валютное законодательство впервые. Крайне важно разграничить между собой внутренние и внешние ценные бумаги. Это позволяет определить, к какой группе из них относится конкретная ценная бумага. А это, в свою очередь, необходимо для того, чтобы определить, входит ли данная бумага в состав валютных ценностей или нет.

Уполномоченные банки. К ним относятся кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте на основании лицензий Банка России, а также действующие на территории России на основании лицензий Банка России филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

  • I. Характеристика состояния сферы создания и использования информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные проблемы
  • III.1.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
  • III.1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  • III.2.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  • III.3.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  • III.4.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ